Languages

You are here

Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Essay as a Genre Dominant of the New Literary Journalism

 

Новиков Владимир Иванович
доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, novikovu@yandex.ru

Vladimir I. Novikov
Doctor of Philology, Professor of the chair of literary criticism , Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, novikovu@yandex.ru

Аннотация
Процесс «эссеизации» литературной критики, восходящий к Серебряному веку, актуализируется в настоящее время. Развитие эссеистических форм связано с усилением творческого начала в деятельности литературных критиков разных поколений. В последнее время эссеистичность становится главным стилистическим принципом литературной журналистики всех видов, о чем свидетельствует практика многих периодических изданий. При всей плодотворности эссеистического дискурса он бывает сопряжен с опасностью упрощения и вульгаризации.

Ключевые слова: эссе, эссеизм, жанр, литературная критика.

Abstracts
The process of ?essayisation? of literary criticism ascending to the Silver Age is currently becoming actual. The development of essayistic forms is connected with the intensification of the creative basis in the work of literary critics of different generations, that is testified in the practice of a number of periodical publications. Despite the fact that it is very productive, the essayistic discourse sometimes caries the danger of simplification and vulgarization.

Key words: essay, essayistics, genre, literary criticism.

 

До определенной поры литературная критика трактовалась как одна из сфер литературоведения, наряду с теорией и историей литературы. Однако еще опыт Серебряного века обнаружил внутреннюю, природную связь критического сознания с творческим. Это было теоретически отрефлектировано в 1920-е гг. «Критика должна осознать себя литературным жанром прежде всего»1, ? писал в 1924 г. на страницах журнала «Жизнь искусства» Ю.Н. Тынянов. Эта декларация была подкреплена собственным критическим опытом Тынянова как автора статей «Промежуток» и «Литературное сегодня», маленьких критических заметок, подписанных псевдонимом «Ю. Ван-Везен». По сути это были эссе, радикально отличающиеся по стилю от собственно научных работ Тынянова, в частности его главного теоретического труда «Проблема стихотворного языка». Эссеистами в критике были тыняновские единомышленники: В.Б. Шкловский (легендарным стало его поэтичное эссе «Гамбургский счет») и Б.М. Эйхенбаум, одно время отстаивавший принцип «научной критики», но явивший в книге «Мой временник» яркие образы эссе.

Само слово «эссе» вошло в отечественную литературоведческую терминологию сравнительно поздно, несмотря на достаточно широкую известность в России «Опытов» ( Les essays ) Монтеня, давших имя жанру. В 1919 г. Блок обыгрывает в своих шуточных стихах попытку К. Чуковского ввести в оборот термин «эссейс», восходящий к английскому « essays ». Но в полный голос об эссе и об эссеистике заговорили только во времена «Оттепели», в частности после выхода книги Ю. Олеши «Ни дня без строчки».

В качестве жанрового подзаголовка слово «эссе» критиками не использовалось, тем не менее в неформальном литературном обиходе его стали применять к талантливо написанным статьям. Так, амплуа эссеиста закрепилось, например, за Л. Аннинским – критиком парадоксального склада, свободным от жесткой идеологической ангажированности, перекликающимся в отстаивании своей индивидуальной свободы с крупнейшим эссеистом Серебряного века В. Розановым. Эссеистическая манера присуща и другим ведущим критикам этого поколения, например, Ст. Рассадину, Б. Сарнову, как в их злободневно-критических выступлениях, так и в книгах о русской классике.

Распространению термина «эссе» способствовали и международные контакты отечественных литераторов. В повести Ю. Трифонова «Дом на набережной» (1976) главный герой едет в Париж на конгресс МАЛЭ (Международной ассоциации литературоведов и эссеистов). Название организации – писательский вымысел, опирающийся, однако, на реальность: существовал международный «ПЕН-Центр» (в 1989 г. в него войдет и созданный в нашей стране Русский «ПЕН-центр»). Заглавная английская аббревиатура названия этой организации складывается из первых букв слов « poet », « essayist », « novelist ». Таким образом, критику, чтобы встать в один ряд с поэтами и романистами, необходимо быть эссеистом.

Сознательная ориентация на эссе как главный жанр творчества присуща таким критикам русского зарубежья, как П. Вайль, А. Генис, М. Эпштейн. Последний выступил и теоретиком жанра, введя полезный термин «эссема» (то есть «многозначная, а не строго научная идея, облеченная в художественную форму»). Эссеистический по преимуществу характер носят выступления литературных обозревателей радио «Свобода».

Современная литературная пресса сориентирована на эссе как на главный жанр. Она предпочитает эссе статьям-трактатам, выдержанным в академическом стиле. Для редакторов литературной периодики желательно, чтобы и рецензии, и обозрения, и литературные портреты носили эссеистический характер, то есть были написаны разговорным языком, со свободным переходом от темы к теме, остроумно, с элементами и словесной игры.

По этой причине эссеистическая доминанта обнаруживается в работе практически всех ведущих литературных обозревателей нашего времени – независимо от возраста, от идеологических и эстетических пристрастий. В эссеистической манере работают П. Басинский («Российская газета»), Л. Данилкин («Афиша»), М. Кучерская («Ведомости»), К. Мильчин («Русский репортер»), А. Немзер («Время новостей», «Московские новости»). Л. Новикова («Коммермсантъ», «Известия») и др. Само амплуа литературного колумниста в сегодняшних СМИ подразумевает именно эссеистический способ выражения мысли. Привлекательность эссе для прессы состоит в том, что этот жанр требует одновременно стилистического изящества и смысловой внятности. Эссе может сочетать глубину с доступностью широкому читательскому кругу.

Жанр эссе получает все более широкое распространение в «толстых» литературных журналах. В петербургской «Звезде» существует регулярая рубрика «Эссеистика и критика».

Торжество эссеистического жанра зафиксировано в «Википедии»: «Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе»2. Формулировка стилистически не безупречна, но по сути верна: у эссе потенциальное множество разновидностей, этот жанр противится канонизации и стандартизации.

Нельзя не отметить, что порой под видом эссеистики в литературную прессу проникают расхлябанность языка и безответственность мысли, дешевая скандальность. Иногда эссеистические с виду писания сводятся к общим рассуждениям о литературе при отсутствии информационной фактуры: писательских имен, названий произведений, примеров и цитат. «Взгляд и нечто» ? так еще Грибоедов определил квазиэстетические опусы, становящиеся балластом литературной журналистики.

Главное достоинство эссе как жанровой формы – внутренняя свобода и открытость по отношению ко всем иным жанрам и стилям. Эссеистический дискурс в литературной критике плодотворен тогда, когда он органично включает в себя аналитику, когда он обогащен публицистическими обертонами. При этом условии ему суждена долгая жизнь.

 


  1. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М., 2002. С. 390.
  2. Эссе // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5