Languages

You are here

Моделирование способов подачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Modeling of Information Transfer Methods in the Traditional and Online Mass Media of the XXI Century

 

Гуслякова Алла Викторовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры западноевропейских языков и методики их преподавания факультета славянской и западноевропейской филологии Московского педагогического государственного университета, a_v_guslyakova@rambler.ru

Alla V. Guslyakova
PhD in Philology, Associate Professor at chair of West European languages and their teaching methods, Faculty of Slavic and West European Philology, Moscow Pedagogical State University, e-mail: a_v_guslyakova@rambler.ru

 

Аннотация
Статья рассматривает основные характеристики медиатекста и представляет модель «снежный ком», демонстрирующую моделирование способов подачи информации в медиатекстах СМИ в начале нового столетия. Проанализированы базовые компоненты модели: тема, авторское видение темы, информационные жанры (включая блогосферу, социальные сети и читательский комментарий) и мультимедийность как «ключевая технология», отражающая новейшие тенденции в развитии СМИ.

Ключевые слова: медиатекст, тема, автор, блогосфера, мультимедийность.

 

Abstracts
This article observes the basic characteristics of the mass media text and introduces the ?snow ball? model, which demonstrates the ways of information transfer modeling in mass media texts at the beginning of the twenty-first century. Basic components of the model are analyzed: theme, author’s vision of theme, information genres (including blogosphere, social networks and readers’ comments) and multimedia as a key technology that reflects the latest tendencies in new media development.

Key words: media text, theme, author, blogosphere, multimedia.

 

Эволюционирование средств массовой информации в первое десятилетие ХХ I века значительным образом трансформирует мировоззрение индивида, с одной стороны, а с другой стороны, перестраивает его отношения и взаимодействие с самими СМИ.

На смену «массовости» и отсутствию индивидуальности, доминирующих в информационных и аналитических текстах предыдущей эпохи, приходят новые способы подачи информации в печатных и электронных СМИ. Необходимо отметить, что понятие газетного (либо журнального) текста в настоящее время замещается более обширным понятием медиатекст(Т.Г. Добросклонская1, И.В. Жилавская2). Медиатекст – это публицистический текст, представленный мультимедийно ? c использованием фотографии, аудио-, видеосредств, графики, анимации ? и способный трансформироваться в 3 D -формат, т.е. читаться вглубь, в онлайновом режиме, а не линейно, как в традиционной журналистике.

Появление медиатекста является результатом интенсивно и динамично развивающейся в нынешнее десятилетие сетевой журналистики ( networked journalism )3, которая рассматривается исследователями как часть широких культурных изменений, включая формирование нового типа дискурса, новых стилевых разновидностей и новых языковых средств.

Учитывая интенсивное развитие и распространение интернет-технологий, способствующих появлению медиатекста и изменению статуса журналиста и читателя, а также зрителя и слушателя, представим модель, характеризующую способ подачи информации в печатных и электронных СМИ и отражающую новейшие тенденции в развитии СМИ.

 


Рис.№ 1. Модель «снежный ком» способов подачи информации в печатных и электронных СМИ, где АВТ – авторское видение темы, ИЖ – информационные жанры, ММ – мультимедийность.

 

Данную информационную модель (рис.№ 1) можно представить как «снежный ком», поскольку подача информации в медиатексте осуществляется именно по этому принципу: сначала выделяется информационный стимул и осуществляется выбор конкретной темы, затем фиксируется авторское видение проблемы, затем определяется форма подачи информации, то есть жанр сообщения, и, наконец, выбираются мультимедийные параметры презентации материала в печати и в электронном виде (сопровождающий видеоряд, формы печати и т.д.).

Наиболее значимой составляющей в данной модели подачи информации является, на наш взгляд, тема и ее авторское видение. Тема, или тематическое ядро, – это основа подачи любой информации в СМИ. На страницах российских и зарубежных периодических изданий представлен широкий спектр актуальных тем: от обсуждения глобальных международных политико-экономических проблем до местных региональных новостей, затрагивающих быт простого человека.

Презентация темы в СМИ неразрывно связана с ее авторским изображением, представляемым широкой публике. В данном случае необходимо учитывать личность автора, его физические и психологические особенности, уровень его образованности, его жизненные ценности и ориентиры. Это подтверждается результатами исследования, проведенного нами на материалах российских, американских и французских печатных и электронных СМИ. Для нашего исследования были отобраны следующие периодические издания общественно-политического и экономического характера в печатном и электронном варианте: «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Коммерсантъ»; «Ньюсвик» ( Newsweek ), «Вашингтон Таймс» ( The Washington Times ), «Сан-Франциско Кроникл» ( San Francisco Chronicle ); «Фигаро» ( Le Figaro ) за 2011 г. и начало 2012 г.

Для выявления определенных закономерностей в моделировании информационных потоков сквозь призму авторского восприятия материала был проведен проверочный эксперимент, суть которого заключалась в отборе методом сплошной выборки разнообразных статей из вышеупомянутых печатных СМИ-обозревателей и их электронных аналогов. Общий объем выборки составил 216 статей, из которых 109 статей на русском языке, 67 статей на английском языке и 40 статей на французском языке. Особое внимание при анализе отобранного материала уделялось: принадлежности автора статьи к мужскому/ женскому полу, затрагиваемой автором проблемы в его/ ее статье, лингвистическим средствам достижения поставленной цели и ключевым словам в предлагаемом медиатексте. Ключевые слова отбирались нами исходя из принципа частотности употребления слова в рамках медиатекста и степени его значимости для содержания статьи.

Анализ газетных и журнальных периодических изданий показал, что количество статей в нашей выборке, написанных представителями мужского пола, преобладает по сравнению с числом статей, авторами которых являлась женщина. Эта тенденция одинакова для печатных и электронных периодических изданий России, Франции и США, хотя, как видно на рис. № 2, в российских периодических изданиях процентное соотношение не является столь заметным по сравнению с зарубежной прессой.

Рис.№ 2. Распределение информации в текстах СМИ России, США и Франции по признаку пола автора

 

С нашей точки зрения, доминирование мужского авторства в медиатексте оказывает непосредственное влияние на представление информации в СМИ. Подобную статью отличает обилие специальных терминов, сленга, жаргона и специфической подборки изображений, цветовой гаммы и графики (схемы, сети т.д.); прослеживается индивидуализированный подход к аргументированию и апеллированию фактами.

Примеры:

«Утро. Улица. Фонарный столб. Карета…» («Комсомольская правда». 2.06.2012, автор – журналист Николай Ступников).

« Стив Джобс – культ совершенства » («Steve Jobs, le culte de la perfection») (« Фигаро ». 6.10.2011, автор – журналист Бенджамин Ферран).

«Рыжеволосая угроза Руперта. Взлет и падение Ребекки Брукс, женщины в эпицентре скандала, который потряс самую могущественную медиа-империю в мире» (« Rupert ’ s red menace . The rise and fall of Rebekah Brooks, the woman at the heart of the scandal that has rocked the world’s most powerful media empire») (« Ньюсвик ». 25.07.2011, авторы – журналисты Ллойд Гроу и Майк Жиглио).

Соотнесение темы медиатекста с принадлежностью его автора к мужскому/женскому полу позволило нам сделать вывод о том, что статьи, посвященные политическим, экономическим темам, а также проблемам научно-технического прогресса, написаны преимущественно представителями мужского пола. В то же время авторам-женщинам принадлежат статьи, затрагивающие вопросы образования, культуры, медицины, здравоохранения, семьи.

Например, в российской газете «Комсомольская правда» к десятилетию трагедии, произошедшей в США в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., опубликована статья Евгения Черных «За полтора месяца до 11 сентября башни-близнецы застраховали от теракта на $3,6 миллиарда!» («Комсомольская правда». 08?15.09.2011). В этом же периодическом издании другой обозреватель, Дмитрий Воскобойников, в статье «Человек, надкусивший яблоко» с большим уважением и восхищением делится с читателем своими размышлениями об одном из самых легендарных бизнесменов нашего времени, основателем корпорации Apple Стивом Джобсом («Комсомольская правда». 26.09.2011).

Журналист американского обозревателя «Ньюсвик» Барби Латца Надо в статье «Наследие Европы. Финансовое спасение богатств Италии» (« Europe Heritage . Italy s luxury bailout ») пишет о трудностях сохранения культурного наследия Италии и о людях, которые пытаются каким-либо образом оказать содействие в решении этой проблемы.

«Страна, с ее экономикой, находящейся в руинах, была не в состоянии сохранить свое культурное наследие. Тогда вмешались магнаты » («With its economy in tatters, the country was unable to preserve its cultural heritage. Then the moguls stepped in ») («Ньюсвик». 25.09.2011)

Итак, в средствах массовой информации сегодня условно существуют «мужские/женские» тематические полюса, в границах которых предпочитают работать журналисты-мужчины и журналисты-женщины. Эта мысль также подтверждается наличием ключевых слов в медиатекстах, принадлежащих авторам-мужчинам и авторам-женщинам.

Ключевыми словами в медиатекстах, принадлежащих автору-мужчине, являются следующие:

  • в русском медиатексте: реформы, честные выборы, власть, город, страна, высшее руководство, нефтедоллары, бизнесмен, экономисты, стройка, проект, рисковать, разрушать, война, армия, человечество;
  • в английском медиатексте: бизнес ( business ), процветание ( prosperity ), зарплаты ( salaries ), страховка ( insurance ), оплата за сверхурочную работу ( overtime pay ), абсентеизм ( absenteeism ), азартная игра ( gambling ), сорвать джек-пот ( to hit the jackpot ), ружье ( gun ), стрельба ( shooting ), оружие ( weapon ), винтовки ( rifles ), игра ( game ), рисковать ( to risk ), информационные агенства ( news agencies ) ;
  • во французском медиатексте: власть ( une puissance ), политическая аллегория ( une all ? gorie politique ), анализировать ( l ' analyser ), политик ( l ' homme politique ), жертва ( la victim ), героизм ( heroism ), коммерсант ( un commer ? ant ), ученый ( un savant ), ресурсы современной науки ( les ressources de la science modern ).

Авторы-женщины чаще употребляют следующие слова:

  • в русском медиатексте: женщина, звезда,мода, красотка, спокойствие, спасать, преступление, теща, зять, муж, культура, искусство, балет, политика;
  • в английском медиатексте: государственность ( nationhood ), глобальный ребенок ( a global kid ), воспитывать детей ( to raise children ), семья ( family ), колледж ( college ), университет ( university ), роскошь ( luxury ), культурное наследие ( cultural heritage ), культура ( culture ), тактика мамы-тигрицы ( tiger mom tactics ), сообщество ( community ) ;
  • во французском медиатексте: политика ( la politique ), счастье ( bonheur ), бизнес ( affaire ), счастливая семья ( une famille heureuse ), гармония ( l harmonie ), актриса ( actrice ), платье мечты ( une robe de r ? ve ), любовь ( l amour ), юмор ( l humour ), музыка ( la musique ), грация ( la gr ? ce ), элегантность ( l ’? l ? gance ), чувствительная комедия ( une com ? die sensible ), опера ( opera ), кино ( cinema ).

Вышеперечисленные примеры наглядно демонстрируют сходство и расхождения в употреблении лексических единиц в медиатекстах, написанных мужчинами и женщинами в российских, американских и французских СМИ.

В то же время необходимо отметить, что, поскольку в любом правиле могут быть исключения, эта аксиома также распространяется на подачу информации с точки зрения «мужского/женского» тематических полюсов. Ведь женщины-журналисты тоже публикуют материалы на экономические и политические темы, а мужчины пишут о моде, путешествиях, образовании или культуре. В данном случае акцент сделан на частоту подобных расхождений и на общую закономерность данного явления в моделировании способа подачи информации. Стоит также упомянуть, что учет в нашем эксперименте самого феномена дифференциации медиатекста по принципу пола автора свидетельствует о существовании еще одной научной проблемы исследования ? роли гендерного фактора при подаче информации в современных СМИ. Однако данный вопрос требует отдельного глубокого освещения и в формате данной статьи нами рассматриваться не будет.

Следующая особо значимая составляющая нашей информационной модели, а также важный аспект в моделированиипередачи информации в целом – это информационные жанры медиатекстов (см. рис.№ 1). Человек воспринимает и анализирует информацию сквозь призму жанровых форм. При их непосредственном участии задаются различные прагматические установки, которые позволяют СМИ формировать у своей аудитории определенные представления, взгляды, а также управлять общественным мнением. Наряду с общеизвестными традиционными жанрами, выделяемыми российскими и зарубежными учеными, ? комментарий (« commentary »), редакционная статья (« editorial »/« leader »), портретный очерк (« profile »), проблемно-тематическая статья (« feature »), скетч (« sketch »), светская хроника (« gossip »), репортаж (« reportage » / « reporting »), рецензия (« review »)4, в последние годы появились новые медиажанры, как результат научно-технической революции.

Результаты современной медиаэволюции ? это появление электронных дневников, или блогов, активное взаимодействие СМИ с социальными сетями,или киберсообществами cyber communities »), распространение читательских комментариев. «Интернет и его приложения, включая блоги, вэб-сайты и новые социальные сети, или киберсообщества, существенно меняют средства массовой информации. Очевидно, что виртуальное пространство играет чрезвычайно важную коммуникативную роль в жизни людей, которые имеют доступ к подобным пространствам» (« The Internet and its applications , including blogs , Web sites , and new online social networks or cyber communities , represent a huge change for the media . It is clear that online spaces for discussion and dialogue are playing an increasingly significant role in people’s lives where they have affordable access to such spaces»)5.

Исследование связи и взаимодействия между блогосферой,социальными сетями( Facebook , Twitter , «Вконтакте», «Одноклассники. ru » и др.) и журналистикой является предметом многочисленных исследований6. Блоги, будучи обширным информационным полем, рассматриваются в качестве плацдарма для политических дебатов, как часть внутренней и внешней коммуникации сквозь призму корпоративных блогов, как способ управления человеческими знаниями (« personal knowledge management »)7. Блогосфера настолько широко привлекает внимание СМИ, что сегодня ни одно значительное социально-экономическое либо политическое событие в мире или в отдельно взятой стране не обходится без его обсуждения в блогах8.

Зарубежные ученые склонны рассматривать блогосферу как жанр «соединяющих мостов» (« bridging genre »), то есть жанр, объединяющий время, пространство, пользователей и информацию 9.

Информация в блогах циркулирует между двумя постоянно взаимодействующими полюсами: блоггерами-писателями и блоггерами-читателями. Следовательно, ее подача определяется рядом факторов, среди которых ключевыми являются: статус блоггера и его личностные преференции, время и степень значимости презентуемой информации.

В отличие от традиционных газет и журналов и их интернет-версий, у блогосферы, безусловно, имеются большие преимущества в способах подачи информации. Эти преимущества заключаются в скорости, масштабе ее распространения, количестве откликов после ее просмотра, способах выражения (одно слово, предложение, текст, фотография, рисунок, видео и т.д.). Проводя параллели с электронными версиями СМИ, необходимо отметить более либеральный характер подачи информации в блогах по форме, по содержанию и по авторству. Вопреки демократичному характеру интернета, информация в статьях официальных электронных СМИ строится по определенным шаблонам и правилам. В блогосфере можно представить информацию анонимно, если у автора отсутствует желание быть узнанным. С нашей точки зрения, недостатком при подаче информации в блогах является более высокий субъективизм и, следовательно, меньшая степень доверия блог-обозревателей к первоисточнику, чем в официальных СМИ. С другой стороны, принимая во внимание активное взаимодействие СМИ с блогосферой и включение ее в качестве самостоятельного раздела онлайновых газет и журналов, необходимо отметить возрастающее влияние блогов как на саму журналистику, так и на подачу и распространение информации в современном мире.

Подобно блогам, социальные сети(« social networks »), будучи еще одной жанровой разновидностью интернет-журналистики первой половины XXI века, также создают активное пространство для информационного обмена, анализа и обсуждения новостей, подаваемых СМИ. Они позволяют журналистам разворачивать публичные дискуссии (« to facilitate public debate ») и продвигать новые формы СМИ (« to promote the new forms of news media »)10. Проблема интеграции СМИ в социальные сети и их взаимовлияния сегодня обсуждается очень активно как российскими, так и зарубежными специалистами в области информационных технологий, журналистики, лингвистики, социологии, психологии11. Самый главный вопрос, возникающий в процессе изучения данной проблемы, ? что дают социальные сети информационным сайтам СМИ. Ответ на этот вопрос является очень простым: появление и распространение новостных групп в социальных сетях Facebook , Twitter , « B контакте», «Одноклассники. ru » повышает узнаваемость информационных источников и, самое главное, привлекает к ним целевую аудиторию. В данном контексте информация все труднее поддается контролю со стороны официальных СМИ и государства. Моделирование информационных потоков здесь осуществляется стихийно, иногда абсолютно иррационально, с еще более непредсказуемыми последствиями. В последнее время можно наблюдать, как информационные метаморфозы, происходящие в виртуальном пространстве, находят свое отражение за пределами интернет-сообществ, уже в реальной действительности.

Наиболее ярким примером подобной метаморфозы оказались социальные беспорядки в Лондоне в конце августа 2011 г. Информация о недовольствах этнической молодежи, проживающей в столице Великобритании, изначально циркулировала в границах социальных сетей и блогосферы, а затем превратилась в информацию о самых настоящих погромах на улицах Лондона и других английских городов: «Лондон продолжают громить. Новые граждане Великобритании снова избили полицию» («Комсомольская правда». 08.08.2011), «Горячий август в Лондоне: восстание молодежи сотрясает Англию» (« Hot August in London : Youth Revolt Shakes England » («Революшн Ньюспейпа» ( Revolution newspaper ). 21.08.2011).

Следовательно, информация в киберсообществах и блогосфере представляет собой многомерное образование, которое формируется на основе взаимодействия проверенных информационных каналов официальных СМИ и множества персонифицированных комментариев миллионов обычных пользователей. Результаты подобного взаимодействия могут быть самые непредсказуемые: от появления новых информационных моделей в виртуальном пространстве до их еще более неожиданного воплощения в реальной жизни.

Крайне интересным примером возникновения новых информационных моделей является возможность оставлять читательские комментарии (« readers ’ comments , reactions », « share your thoughts ») в интернете, превратившие мнение простого читателя в новую жанровую разновидность медиатекста. Читательские комментарии в конце статьи позволяют автору публикации активно взаимодействовать со своим читателем, видеть его реакцию на прочитанное, разворачивать дискуссии в онлайновом режиме и использовать мнения интернет-аудитории в последующих публикациях. В настоящее время каждому обывателю дана возможность высказать свое мнение по любому вопросу.

Например, к статье «Посольство США и штаб-квартира НАТО атакованы в Кабуле» (« U . S . Embassy and NATO Headquarters attacked in Kabul »), опубликованной в электронной версии газеты «Нью-Йорк Таймс» («Нью-Йорк Таймс» ( The New York Times ). 14.09.2011), оставлено 266 комментариев. К статье « Для Прохорова власть притягательнее денег», опубликованной в онлайновой версии российской газеты «Аргументы и Факты» (13.12.2011), написано 56 комментариев. К статье «Гнев русских беспокоит власть» (« La col ? re des Russes inqui ? te le pouvoir ») во французском обозревателе «Фигаро» (26.12.2011) оставлено 134 комментария.

Следует отметить, что, комментируя прочитанную статью, человек не ограничивается одним предложением или фразой. Довольно часто комментарии читателей превращаются в самостоятельные статьи, в которых отражено собственное мнение на заданную тему. Более того, каждая статья-комментарий может быть отмечена другими читателями (« highlight » ) и рекомендована ими для просмотра (« reader s recommendations » ). В качестве примера приведем комментарий читателя, некоего Джеффа, из города Портленда (штат Орегон), оставленный 13 сентября 2011 г., к статье о непростой ситуации в столице Афганистана. Данный комментарий промаркирован как « highlight » и рекомендован к просмотру 53 другими читателями.

«Послушайте. Никакая часть Афганистана не будет в безопасности снова. Никогда! ... После тридцати с лишним лет войны, десятков тысяч погибших мирных жителей и немыслимых размеров коррупции, зародившейся благодаря иностранным деньгам, вы думаете, что не всегда будет присутствовать определенный процент радикальных афганцев и талибов, которые ненавидят и нападут на американцев и европейцев с помощью советских и американских орудий? Все очень просто. Оружие есть везде. Они садятся в грузовик, едут к отелю, молятся за то, чтобы умереть, как мученики, и взрывают. Вот и все. Не пытайтесь превратить этот процесс в нечто большее, расхваливая его сложность» («… Listen . No part of Afghanistan will be safe again ... Ever! After 30+ years of war, ten's of thousands of dead civilians, and untold corruption born on the backs of foreign money, you think there won't always be some contingent of radical Afghans or Taliban who will hate and attack Americans and Europeans alike with their Soviet and American made weapons? That's not complex, it's easy. Weapons are everywhere. They get in a truck, drive to a hotel, pray to die as martyrs and unload. That's it. Don't try to make it into something more by touting its complexity»).

Таким образом, у журналистики сегодня имеется еще одно большое преимущество – это стремление установить связь с читателем, сделать его своим единомышленником и критиком одновременно. Следовательно, видение той или иной проблемы автором-журналистом дополняется и тесно переплетается с читательскими отзывами в форме комментариев. В свою очередь комментарий в электронных периодических изданиях постепенно трансформируется в новый, автономно существующий жанр медиатекста, со своими особенностями функционирования и дальнейшего развития.

Появление новых способов моделирования информации становится возможным благодаря наиболее значимой характеристике современных печатных и электронных СМИ – мультимедийности.Сегодня, в первой четверти XXI столетия, мультимедийность рассматривается не только как подача информации с помощью различных платформ: вербального текста, фотографии, аудио-, видеосредств, графики, анимации и других производных от них форм. Мультимедийность – это также «ключевая технология» информационного пространства, открытого информационного мира, охватывающая большинство видов культур во всем их разнообразии. Постепенно и уверенно мультимедийность проникает в жизнь современного человека и трансформирует ее, меняет стиль человеческого мышления и взаимодействия с окружающим миром, взаимоотношения со СМИ как одним из проводников в новый информационный мир.

Чрезвычайно важной, на наш взгляд, характеристикой мультимедийности, оказывающей непосредственное влияние на взаимодействие человека и информации, является интерактивность и ее три ключевых свойства: выбор мышью (« clicking »), отправка по электронной почте (« e - mailing ») и комментирование (« commenting »), о котором упомянуто ранее. Понятия интерактивность, интерактивные свойства (« interactive features ») – это неотъемлемая часть современных СМИ. «Ученые-коммуникативисты предположили, что интерактивность есть одна из определяющих характеристик новых СМИ». («Communication scholars have proposed that interactivity is one of the defining characteristics of new media»)12. Интерактивность обеспечивает взаимодействие вербальных и аудиовизуальных мультимедийных компонентов и организует беспрерывный процесс информационного обмена в сети, диалог между журналистом и читателем. Следовательно, при интерактивном взаимодействии человек не только получает возможность управлять поступлением информации, но и влиять на условия ее предоставления.

«Интерактивные функции веб-сайтов помогают взрослым людям чувствовать себя более информированными .... В то время как рассылка статей по электронной почте подразумевает обмен контентом между узким кругом знакомых друг другу лиц (друзей, родственников, знакомых), комментирование событий охватывает обширную сеть незнакомых людей» (« Interactive features on Websites help adults feel more informed … . Whereas e-mailing articles entails sharing content within a smaller network of known individuals (friends, family, acquaintances), commenting on stories comprises communication within a larger network of unknown people»)13.

Итак, анализ мультимедийности и ее составляющих компонентов позволяет существенно расширить границы системного понимания традиционных и новых СМИ, глубже проникнуть в процессы моделирования информационных потоков и сделать их типологическое описание более четким и предметным.

Принимая во внимание интенсивное развитие интернет-технологий в современном обществе, результатом которого стали столь популярные сегодня социальные сети, блогосфера, сетевой журнализм и онлайновые комментарии пользователей, можно спрогнозировать возникновение новых моделей подачи информации, которые продолжат изменение устоявшихся взаимоотношений между человеком и СМИ и определят направление дальнейшего развития медиатекста.

 


  1. Добросклонская   Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М., 2008.
  2. Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп. 2008. № 2 //www.mediascope.ru/node/229
  3. Beckett C., Mansell R. Crossing boundaries: New media and networked journalism // Communication, Culture & Critique. 2008. № 1. P. 92–104.
  4. Тырыгина В.А. Жанровая стратификация масс-медийного дискурса. М., 2010.
  5. Livingstone S., Bober M. UK children go online: Final report of key project findings // Report prepared for ESRC project, London School of Economics and Political Science. Retrieved August , 27. 2007 // http :// personal . lse . ac . uk / bober / UKCGOfinalReport . pdf
  6. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 125–132.
  7. Herring S.C., Scheidt L.A., Wright E., & Bonus S. Weblogs as a bridging genre. // Information, Technology & People. 2005, № 18 (22). P. 142–171.
  8. Жилавская И.В. Указ. соч.
  9. Herring S.C., Scheidt L.A., Wright E., & Bonus S. Op. cit. P. 142–171.
  10. Beckett C., Mansell R. Op. cit. P. 92–104.
  11. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М., 2010.
  12. Boczkowski P. J., Mitchelstein E. How users take advantage of different forms of interactivity on Online News Sites: Clicking, E-Mailing and Commenting // Human Communication Research. 2012. №   38. P. 1–22.
  13. Ibid. P. 3.