Languages

You are here

Старые и новые медиа: печатные версии французских информационных сайтов

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Old and New Media: Print Versions of French Information Sites

 

Цилюрик Дарья Дмитриевна
аспирантка кафедра истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, darya_tsiliouric@mail.ru

Daria D. Tsilyurik
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, darya_tsiliouric@mail.ru

 

Аннотация
Уже более десяти лет прошло с тех пор, как исследователи массовых коммуникаций впервые попытались ответить на вопрос о влиянии интернета на традиционные СМИ. Грозит ли появление Всемирной сети гибелью прессе, радио и телевидению или в условиях нового информационного плюрализма старые медиа получат новый импульс развития благодаря взаимодействию с онлайновыми? Сегодня французские сайты стремятся диверсифицировать свою экономическую модель и создают печатные версии.

Ключевые слова: Франция, новые медиа, pure players, печатные версии сайтов.

Abstracts
More than ten years ago mass media researchers tried for the first time to answer the question about the influence of the Internet on traditional media. Does the emergence of the World Wide Web threaten to kill print (newspapers, magazines), radio and TV or the conditions of new information pluralism will give to conventional media a new urge for their development thanks to the interaction with online ones? Today some French sites tend to diverse their economic model and create print versions.

Key words: France, new media, pure players, print versions of sites.

 

Уже не первое десятилетие французская печатная пресса переживает кризисные явления, такие как падение продаж, уменьшение количества читателей и сокращение рекламных ресурсов1. Газеты и журналы, в той или иной степени затронутые этими процессами, все чаще задумываются о диверсификации своей экономической модели. После того как в 1995 г. свой сайт в интернете запустила влиятельная качественная газета «Монд» (Le Monde), ее примеру последовали многие традиционные СМИ. Сейчас они развиваются в онлайне, ставшем для значительной части населения главным источником информации2.

В то же время уже более пяти лет во Франции в русле мировой тенденции набирает силу новый вид прессы. Это ресурсы, которые существуют только в Сети (англ. – pure players, фр. – purs joueurs) и распространяют информацию высокого качества. Ее подготовкой занимаются журналисты, уже зарекомендовавшие себя в качестве первоклассных профессионалов в период сотрудничества в традиционных изданиях. К таким сайтам относятся, в частности, «Бакшиш» (Bakchich.info), созданный в мае 2006 г., «Рю 89» (Rue89.com), основанный в мае 2007 г., «Медиапарт» (Médiapart), запущенный в марте 2008 г., и «Арре сюр имаж» (Arrêt sur Images), который стартовал в сентябре 2007 г.

Стратегии этих информационных ресурсов опирались на опыт основателей. «Бакшиш» создали обозреватели «Гри-гри интернасьональ» (Le Gri-Gri International) – сатирической панафриканской газеты, выходящей два раза в месяц, «Рю 89» – бывшие сотрудники качественной левой газеты «Либерасьон» (Libération), «Медиапарт» – журналисты «Монд», а «Арре сюр имаж» – команда, ранее выпускавшая телевизионную передачу. Вместе с тем речь шла о совершенно самостоятельных интернет-проектах. «Рю 89» предоставляют читателю бесплатный доступ к своему контенту и финансируются за счет рекламы, «Бакшиш» использует так называемую «смешанную модель», а «Медиапарт» и «Арре сюр имаж» предлагают клиентам различные варианты подписки –на месяц или на год3.

Эти четыре сайта положили начало новой тенденции на французском рынке. Дело в том, что все они создали печатные версии: «Медиапарт» – журнал, выходящий раз в три месяца, «Рю 89» – ежемесячник «Ревю 89» (Revue 89), «Бакшиш» – еженедельник «Бакшиш эбдо» (Bakchich Hebdo), а «Аррет сюр имаж» продавал свой контент еженедельному журналу «Марьян» (Marianne). В этом есть своя логика: как отмечает французский исследователь прессы П. Эвено, «экономическая модель веба еще не найдена», ведь читатель в интернете приносит в несколько десятков раз (от 20 до 50) меньше доходов, чем читатель бумажного издания4. Важно сразу отметить несколько факторов: во-первых, данный ход продиктован коммерческими соображениями, поскольку при правильном выстраивании экономической модели доходы от печатной версии будут выше, чем доходы от интернет-сайта; во-вторых, печатная версия представляет собой возможность привлечь к сайту внимание более широкой аудитории; в-третьих, приоритет электронного носителя, как правило, не ставится под сомнение.

Пока это явление, известное также в США и ряде других стран, мало изучено французскими исследователями СМИ. Это связано с тем, что данный процесс можно считать экспериментальным, а его масштабы существенно ограничены по сравнению с массовым переселением традиционных СМИ в интернет. Вместе с тем ряд исследователей5 упоминает о нем, рассматривая те платные варианты предоставления контента, которые используются французскими интернет-сайтами для диверсификации экономической модели. Поясним, почему дальнейшее изучение данного медиатренда представляет научный интерес.

Несмотря на широкое распространение идеи о том, что «будущее за интернетом», так как большинство печатных СМИ создает или стремится создать свои электронные ресурсы, адаптирует контент для различных цифровых носителей и даже полностью переходит на онлайн-издание, сегодня этот вопрос в мировой практике уже не ставится столь однозначно. Такой вывод можно сделать, в том числе изучая новейшие труды французских исследователей. Прежде всего они поднимают вопрос о качестве информации в интернете, которая все в большей степени предоставляется самим потребителем, что связано с появлением так называемых партисипативных сайтов.

Так, французский исследователь Б. Пуле пишет: «Вклад любителей не может заменить специфику работы профессиональных журналистов, так как они уважают деонтологические правила, проверяют информацию, прежде чем ее опубликовать, и, наконец, серьезно относятся к тому, что для них является в первую очередь ремеслом». В то же время «преумножение точек зрения, их бесконтрольное и зачастую анонимное изобилие не обязательно способствует пониманию событий», отмечает исследователь6. Пуле находит свидетельства реорганизации интернета под нужды людей, которые ищут именно этого понимания, и констатирует «смерть веба» как утопичного «нового демократического пространства» и его перерождение в строго иерархизированную систему, состоящую из множества сегментов с разным доступом (от бесплатного до достаточно дорогостоящего)7.

Ж. Габжевич и Н. Соннак отмечают появление в интернете «смешанной модели», где бесплатная зонадоступа достаточно широка и работает как сеть, которая приманивает быстрой, свежей и фактографической информацией, а платная зона содержит богатый, проработанный контент, аналитику и глубокие расследования8. С другой стороны, появление такой «смешанной модели» в интернете поднимает вопрос о том, является ли информация достоянием общества и должен ли бесплатный доступ к ней защищаться на государственном уровне9. «Как мы видим, намечается опасность возникновения системы, где часть населения… могла бы иметь доступ к обогащенному контенту (премиум), тогда как другая часть должна будет довольствоваться контентом, безусловно, бесплатным, но малоразнообразным и слабо обогащенным», – пишут исследователи10.

Выводы французских ученых позволяют утверждать, что центральный вопрос, коренным образом связанный со взаимодействием контента и носителя, касается платных и бесплатных для читателя моделей предоставления ему информации. Ж. Габжевич и К. Воти указывают: «Контент может получить экономическую ценность только благодаря его потреблению, которое в свою очередь возможно только благодаря распространению. Таким образом, нужно рассчитывать на продажу носителя, чтобы “продать контент” и получить за него плату»11. Иными словами, если раньше «смерть» печатных носителей связывали с бесплатностью интернет-ресурсов, то сегодня все больше исследователей сходятся в том, что аналитический контент с высокой добавленной стоимостью экономически востребован и не будет предоставляться бесплатно, хотя ряд ученых в этой связи предупреждает об опасности информационного неравенства.

В этом смысле тот факт, что так называемые «чистые интернет-издания» ищут опору в бумажных версиях, можно рассматривать с точки зрения дальнейшего развития «смешанной модели», направленной на монетизацию ценного аналитического контента, а значит, и в рамках дискуссии о будущем печати. Если бумага действительно продолжает оставаться востребованной платформой для журналистского продукта, то гипотеза о поступательной смене медианосителей не подтверждается. Напротив, получает дополнительное доказательство отнюдь не новая мысль об их сосуществовании и взаимодополняемости с целью экономической и типологической диверсификации носителей12.

 

«Бакшиш»: крах первопроходца

Одним из первых начал диверсифицировать свою экономическую модель «Бакшиш». В сентябре 2008 г. он создал онлайновое телевидение, а с 23 сентября 2009 г. тиражом 100 тыс. экз. поступил в продажу еженедельник «Бакшиш эбдо» (из них было продано 30 тыс. экз.). Он выходил по средам по цене 1,8 евро, а затем 2 евро и насчитывал 20 страниц. «Бакшиш» позиционировал себя в качестве первопроходца в области создания pure players печатных версий, приняв на вооружение лозунг «Бесплатный сайт, платный еженедельник!». Визитной карточкой печатной газеты стал жанр журналистского расследования.

Практически весь контент бумажной версии был оригинальным. Однако выйти на требуемое распространение не удалось: тогда как изначально планировалось продавать 25–30 тыс.13 из 40 тыс. экз., в конце октября 2009 г. едва удавалось реализовать 20 тыс. экз.14, а затем распространение в киосках и вовсе упало до 7 тыс. экз. (декабрь 2009 г.). Последний номер этой версии газеты вышел 23 декабря и привлек внимание читателей, оставаясь в продаже на протяжении трех недель (при тираже 35 тыс. экз. было продано 14 тыс. экз.)15.

На фоне кризисных явлений создатели разработали новую версию, которая поступила в продажу 13 марта 2010 г. по цене 1 евро (позже стоимость возросла до 1,5 евро). В газете осталось 16 страниц. Несмотря на «перезапуск» информационному ресурсу не удалось справиться с финансовыми трудностями. По словам главного редактора Н. Бо, в сентябре 2010 г. при необходимом распространении хотя бы в 16–18 тыс. евро оно составило лишь 10 тыс. экз.16 Последний номер еженедельника вышел 14 января 2011 г.

В отличие от сайта, возобновленного 24 июня 2011 г., сатирический еженедельник больше не издается. Всего увидело свет 53 номера. Все они доступны в pdf-версии на сайте «Бакшиш» и теперь принадлежат истории17. Эксперимент закончился провалом, потому что изданию не удалось найти своего читателя перед лицом таких могущественных конкурентов, как «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo), «Канар Аншене» (Le Canard Enchaîné), «Сине Эбдо» (Siné Hebdo), с которыми вторая версия газеты выходила в один и тот же день – в субботу (а не в среду, как первая версия). Вместе с тем на долю бумажной версии приходилась существенная часть дохода, что подтверждает: печатная газета или журнал способны сыграть важную роль в диверсификации экономической модели сайта, теоретически позволяют выйти на более высокие показатели прибыли.

 

«Медиапарт» – это еще и книга

Более успешными оказались проекты сайта «Медиапарт». Известно, что он выпустил книгу, которая вышла 14 января 2010 г. по цене 19,9 евро и подводила итоги первой половины президентского срока Саркози («Не забудьте. Факты и жесты в президентство Саркози») – с 6 мая 2007 г. по 6 ноября 2009 г. За год было продано 12 тыс. экз.18

На 296 страницах можно было найти 33 не публиковавшиеся ранее на сайте аналитические статьи по экономической, социальной, юридической политике президента, о его разводе и свадьбе, отдыхе на яхте, самой длительной студенческой забастовке, самых масштабных манифестациях служащих за десятилетия и др. При этом к участию были привлечены читатели сайта, чьи мнения появились в печати, эксперты и т.д.

Что касается журнала, то изначально пресса сообщала о намерении руководства «Медиапарт» выпускать еженедельник, однако, как выяснилось, электронный ресурс решил не идти по пути «Бакшиш» и отверг вариант трудоемкой еженедельной версии, которая не позволила бы в достаточной степени развивать сайт, неизбежно сделала бы печатную версию приоритетной. В итоге было принято решение выпускать один номер раз в три месяца.

Первый номер журнала имел название «Сказать “нет”. Быть французом? Яд ложного вопроса». Он вышел в пятницу 18 декабря 2009 г. тиражом 50 тыс. экз.19, из которых удалось продать 13,5 тыс.20, и был посвящен критике дебатов по вопросу национальной идентичности (контекст, аналитика, исторические ретроспективы). Журнал насчитывал 32 страницы, не содержал рекламы и стоил 2,5 евро.

Опыт был признан удачным, вышедший в среду 31 марта 2010 г. весенний выпуск назывался «А теперь? 2012, 20 вопросов левым» и стоил 2 евро. Яркий публицистический тон стал отличительной чертой журнала. Вместе с тем никакой информации о последующих его выпусках добыть не удалось, что не позволяет однозначно судить о судьбе журнала. Скорее всего, речь идет о ряде достаточно успешных экспериментов, но не о полноценном средстве массовой информации с устоявшейся периодичностью.

 

«Вандреди»: опыт интернет-ревю

Несколько отличается от опыта «Бакшиш» и «Медиапарт» проект издания на основе «инвертированной печати» – повторной публикации контента, взятого из одного или нескольких медиаисточников. «Вандреди» (Vendredi) – первый опыт reverse-publishing (англ.), или rétro-édition (фр.), во Франции, который можно назвать развитием формата дайджеста-ревю по линии web to print(с англ. – «из веба в печать»).

«Вандреди» был создан Ж. Росселеном – одним из сооснователей еженедельника на международные темы «Курье интернасьональ» (Courrier International); Ф. Коэном – бывшим заместителем главного редактора «Марьян»; Э. де Мути – специалистом по СМИ и коммуникациям и Ф. Лабардом – журналистом-экономистом. Они назвали свое детище «первым еженедельником эпохи интернета», выразив уверенность в том, что бумажные носители информации просуществуют еще долгое время, более того, будут развиваться.

Концепция «Вандреди» заключалась в том, чтобы каждую неделю предлагать читателю лучшие материалы (целиком или в отрывках), появившиеся в электронной Сети, подборку которых осуществляла бы команда журналистов, предпочитая дерзкий, нонконформистский взгляд на события. По мнению создателей, именно в интернете, особенно в блогосфере, процветают полемика, сатира, смелая мысль, высказываются независимые точки зрения, открыто обсуждаются важные социальные проблемы. Подобную информацию читатель находит в тысячах блогов и на таких сайтах, как «Рю 89», «Бакшиш», «Мадиапарт», «Арре сюр имаж» и др.

Таким образом, за плату предлагались статьи, доступные бесплатно в мировой Сети. Смысл проекта – помочь читателю преодолеть сложности навигации в интернете, где интересная публикация тонет в огромном информационном потоке. По сравнению с интернетом бумажная версия обладает рядом неоспоримых достоинств: нужная информация иерархизирована, распределена по рубрикам, а главное – она уже найдена, приближена к читателю. Журналисты сделали большую работу, сэкономив время потребителя: осмыслили огромный пласт французских и зарубежных статей, блогов, комментариев – всего около 400 источников, чтобы выбрать самое интересное. Они искали новые идеи, оригинальные или вызывающие точки зрения, проводили расследования по экономической, событийной, политической, международной и другой тематике исключительно на основе интернет-контента, формируя «протестную» повестку дня, знакомя читателя с новыми оригинальными идеями и малоизвестными интернет-источниками.

Газета насчитывала восемь страниц и стоила 1,5 евро21. Цветопередача и формат «тьюб» (англ. – tube) – более длинный и узкий по сравнению с классическим размером полосы, который широко используется во Франции, были заимствованы у американских ежедневных газет, например «Ю.Эс.Эй. тудей» (USA Today). Множество рубрик имели яркие названия, такие как «Бомба. Все, что произвело шум в Сети. К лучшему или к худшему»; «Тролль. Каждую неделю выборы самого злого блогера Сети»; «Взгляд исподлобья. Тот, кто ненавидит вас и ненавидит Сеть».

Первый номер вышел 17 октября 2008 г. Впоследствии оттачивались рубрики, увеличилось количество страниц. Однако уже в 2009 г. издание исчезло с прилавков киосков, завершив сезон 12 июня специальным журнальным выпуском в 92 страницы (всего вышло 28 номеров). Его распространение в конце 2008 г. составило 10 тыс. экз. при необходимых для финансовой стабильности 25–30 тыс. экз.22

Руководство признало свои ошибки: в издании было слишком много «тяжелых новостей» – политических и экономических. «Вандреди» не удалось найти собственные темы, отличные от сюжетов классических газет, – те самые изначально обещанные новые идеи Сети. Издание не продемонстрировало специфики интернет-контента, не выдвинуло на первый план ту информацию, которая характерна исключительно для электронных медиа.

Редакционная команда планировала расширить тематику, уделить больше внимания технологиям, культуре, окружающей среде, общественной проблематике, активистам-блогерам, приблизить издание к журнальному формату, объяснять, почему выбираются те или темы, те или иные источники. Развитие издания его создатели увидели в активном сотрудничестве с лучшими из сотен блогеров и читателей, которые выполняют ту же работу, что и журналисты «Вандреди», – на протяжении всего дня делают выбор в пользу определенных публикаций и «продвигают» ссылки на них в социальных сетях, таких как «Фейсбук» (Facebook) или «Твиттер» (Twitter). Поэтому была поставлена задача присутствия сайта «Вандреди» в социальных сетях для расширения и улучшения выборки информации и превращения сайта в настоящий «редакционный двигатель» бумажного издания. По такому же принципу, по мнению Росселена, со временем будут работать и другие газеты.

Позже сообщалось, что издание превратилось в журнальное приложение «Бакшиш эбдо», с которым активно сотрудничало ранее. Сейчас «Вандреди» не выходит. Аудиторию, на которую рассчитывало издание, по словам Росселена, составляли люди, интересующиеся всеми источниками информации. Это те, кто читает еженедельные и ежедневные газеты, слушает радио и смотрит телевидение, а также получает информацию через интернет – в общей сложности один или два миллиона человек.

Вместе с тем издателям не удалось заинтересовать столь «широкого» потребителя газетой с плохо выявленными типологическими характеристиками. Издание претендовало не на простую агрегацию информации, а на редакционную линию, собственный взгляд. Однако язвительный, критический тон, близкий к стилю «Канар аншене», шокирующие высказывания, броские заголовки, заигрывание с левой политической платформой как критерии подборки статей не помогли изданию обрести свое лицо.

Но самое главное: «Вандреди» не учел то, что сделал приоритетом «Рю 89», – адаптацию веб-контента для печати.

 

«Рю 89»: путь к успеху лежит через рерайтинг

Успешным примером «инвертированной печати», доказавшим, что путь к успеху лежит через рерайтинг, явился сайт «Рю 89». Первый номер ежемесячника «Ревю 89» вышел 16 июня 2010 г. тиражом 87 тыс. экз. и стоимостью 3,9 евро23. В журнал вошли как оригинальные публикации (30%), так и материалы, дублирующие контент сайта, вплоть до комментариев интернет-пользователей (70%). При необходимых для финансового равновесия 13 тыс. экз.24 продажи составляли 30 тыс. экз.25, из них половина распространялась по подписке. Формат издания – карманный, количество страниц – около 100. По словам Л. Мориака, одного из сооснователей, «центр притяжения «Рю 89» не меняется: для редакции приоритетом остается сайт»26. Специальная команда занимается тем, что адаптирует контент сайта для печатной версии.

«Журнал дополняет сайт: его можно читать в транспорте, листать его. Кроме того, он позволяет подтолкнуть к знакомству с сайтом», – объясняет Мориак. По мнению другого сооснователя и президента компании П. Аски, материалы из интернета на страницах журнала получают вторую жизнь, например благодаря тому, что дополняются иллюстрациями. Поскольку акцент сделан не на оригинальный, а на вторичный материал, читатели сайта не пропустят важную статью.

Пример «Рю 89», который является самым успешным из всех, до сих пор нами рассмотренных, доказывает, что вторичную информацию из интернета можно продать в киосках печати. Читателю приятно подержать в руках издание, перепечатавшее то, что он уже видел на экране, перечитать на другом носителе понравившуюся статью, обнаружить новый поворот, дополнительную информацию, добавленный контент, узнать, какие комментарии были признаны редакцией наиболее интересными, и не пропустить публикацию, вызвавшую обширную дискуссию.

Другой вывод заключается в том, что создание журнала на основе сайта упрощает задачу: не нужно изобретать и «раскручивать» марку, бренд. Гораздо проще наладить плодотворное и креативное развитие отношений с тем продуктом, который уже зарекомендовал себя в глазах потребителя (чего не наблюдалось в случае с «Вандреди»).

 

«Мармитон»: кулинарное чудо

Кулинарный журнал «Мармитон» появился на прилавках киосков 26 ноября 2010 г., в день десятилетия электронного ресурса – лидера во Франции в своей нише. Основатели электронного ресурса, выпустившие пробный номер, не могли даже представить себе такого успеха: продажи составили более 100 тыс. экз. Журнал насчитывал 148 страниц, цена – 3,9 евро, реклама практически отсутствовала. В первом «специальном юбилейном» номере было опубликовано 140 рецептов.

Возможность реализовать давние планы издавать печатную версию появилась после того, как мажоритарным акционером (82,4%) издающей сайт сети «Офеминэн» (auFéminin.com) в 2007 г. стал французский филиал «Аксель Шпрингер Франс» (Axel Springer France) немецкого медиахолдинга «Аксель Шпрингер Ферлаг» (Axel Springer Verlag). «На сайт заходят, чтобы что-то найти, журнал листают, чтобы приятно провести время», – объяснил взаимодополняемость двух платформ К. Дюамель, один из сооснователей «Мармитона».

Второй номер увидел свет 21 апреля 2011 г. и был посвящен весенним рецептам. Издатели объявили, что журнал отныне будет выходить раз в три месяца при участии различных филиалов холдинга тиражом более 130 тыс. экз. и включать в себя более 100 рецептов. Интересной находкой издателей стали «кулинарные дуэли» между блогерами сайта и маститыми поварами. Как и в случае с «Рю 89», ставка была сделана на вторичный контент. Казалось бы, какой смысл дублировать то, что уже есть в интернете? Вместе с тем спрос на журнал «Мармитон» показывает, что именно этот этап отбора и оформления в новый продукт может быть интересен читателю.

 

«Арре сюр имаж» и «Марьян»: непрочный союз сайта и журнала

Не похож на рассмотренные выше примеры опыт сайта «Арре сюр имаж», который с 23 января 2010 г. публиковал подборку своих статей на страницах еженедельника «Марьян». Эта форма диверсификации по линии «из веба в печать» относится к так называемому синдицированию (или синдикации) контента. Его практикуют и другие сайты. Например, «Бакшиш» до лета 2009 г. продавал часть своего контента еженедельнику «Сине Эбдо», а до декабря того же года – региональной ежедневной газете «Телеграмм» (Le Télégramme).

Контракт между «Арре сюр имаж» и «Марьян» был заключен на шесть месяцев. Сайт поставлял контент для разворота в журнале. Однако партнерство прервалось в июне того же года. Дело в том, что «Марьян» отказала владельцу сайта Д. Шнайдерману в публикации двух статей, заявив, что их содержание противоречит совместно выработанной редакционной линии, не отвечает жанровым требованиям. Однако Шнайдерман обвинил журнал в цензурировании и разорвал дальнейшее сотрудничество.

В данном случае мы имеем дело с одной из ярких новаторских идей по размещению контента на внешних площадках, которая, однако, утратила жизнеспособность из-за идейных разногласий между двумя изданиями. Опыт межредакционного сотрудничества оказался неплодотворным с точки зрения диверсификации медианосителей.

 

«Терра эко»: от подписки до прилавка

Альтернативный путь развития печатной версии сайта – распространение ее сначала по подписке, которая осуществляется через электронный ресурс, а затем выход на прилавки киосков. При этом печатная версия и сайт возникают одновременно или почти одновременно. Поэтому если в тех случаях, которые были рассмотрены выше, уместно говорить о печатной или бумажной версиях сайта, то при параллельном развитии двух платформ формируется новый тип СМИ, который во французском научном дискурсе называется «бимедиа» (фр. – bimédia).

Правда, выйти на розничное распространение удается не всем. Так, ежемесячник протестных мнений «Козер» (Causeur), созданный в июне 2008 г. журналисткой Э. Леви, продается исключительно через сайт, основанный несколькими месяцами ранее. Эксклюзивные статьи на актуальные темы предлагаются за 5,5 евро (более ранние номера – за 4,5 евро) на 48 страницах. Такой успех можно назвать промежуточным: печатное издание существует, но не появляется на прилавках киосков.

Примером бимедиа в чистом виде может служить «Терра эко» (Terra éco). Изначально, 5 января 2004 г., был запущен сайт по экологии и устойчивому развитию «Терра экономика» (Terra économica). Бумажная версия (ежемесячник) распространялась исключительно по подписке. На прилавках «Терра эко» появился 2 марта 2009 г. по цене 4,9 евро. В журнале 84 страницы. Главный лозунг его издателей – производство журнала, безопасное для экологии. Летом и осенью 2010 г. продавалось 60 тыс. экз. в месяц при тираже 70 тыс. экз.

«…Наше присутствие в киосках позволяет нам привлечь рекламодателей и завоевать новых читателей, в том числе и на сайте. Это интегральная часть нашей экономической модели, построенной на четырех основах: платный – бесплатный, бумага – веб», – говорит один из сооснователей В. Буве. В споре о том, что лучше – платная или бесплатная модель, печатная или электронная версия, «Терра эко» идет по пути взаимодополняемости, используя все возможности. Выше мы уже говорили о том, что печатная версия может быть крайне полезна для увеличения доходов медийного предприятия.

Этот тезис находит дальнейшее подтверждение: журнал «Терра эко» – это 30% аудитории бимедиа и 70% его доходов. Таким образом, характерным типологическим признаком бимедиа является то, что можно назвать «совершенной взаимодополняемостью» (фр. – parfaite complémentarité, или «совершенная комплементарность»), отсутствием центра притяжения или приоритетной платформы: в интернете используются преимущества бесплатной модели, а в журнале эксплуатируется платная модель, которая приносит основной доход.

 

Заключение

Необходимость диверсифицировать экономическую модель не только побудила печатную прессу сделать акцент на развитии своих сетевых ресурсов, но и заставила чисто онлайновых игроков прибегнуть к помощи станка Гуттенберга. Действительно, pure players, как и печатные издания, в той или иной степени испытывают финансовые трудности и так же, как ранее традиционные СМИ, принимают решение о привлечении денежных средств за счет развития альтернативных платформ распространения информации.

Таким образом, в силу экономических факторов во Франции происходит не только освоение интернета традиционными СМИ, но и обратный процесс, что обусловливает бинарную модель современных масс-медиа. При этом, из какой бы точки ни происходило движение, приоритетной площадкой информационного присутствия чаще всего становится веб. Так, «Либерасьон» собирается последовать примеру американской газеты «Крисчен сайенс монитор» (The Christian Science Monitor), которая отказалась от ежедневной печатной версии и еженедельно публикует контент своего сайта: «Либерасьон» планирует интенсивнее развивать электронный ресурс и издавать печатную версию один-два раза в неделю.

Пример французского рынка показывает обилие тех связей, которые могут существовать между печатью и интернетом, помимо онлайновых версий традиционных СМИ: это еженедельные, ежемесячные и выходящие раз в три месяца печатные версии сайтов; сотрудничество веб-ресурса с традиционным медиа за счет размещения своего контента на его площадке; «инвертированная печать» на основе интернет-публикаций (дайджест по материалам онлайновых СМИ); бимедиа, уравнивающее веб и бумагу в правах и формирующее формулу их «идеальной комплементарности».

Не всем игрокам удалось закрепиться на французском рынке. Кто-то не выдержал натиска конкурентов; кто-то не решился продолжить вкладывать средства в смелый эксперимент; кто-то не сформулировал до конца редакционную линию и типологию; кто-то развивается успешно, но не претендует на появление на прилавках киосков; неудачным оказался опыт межредакционного сотрудничества «Арре сюр имаж» и «Марьян».

В то же время исключительные успехи с точки зрения диверсификации по линии «из веба в печать» продемонстрировали такие ресурсы, как «Рю 89», бимедиа «Терра эко» и кулинарный «Мармитон». Пример этих и других СМИ показывает, что путь, на котором интернет обращается к традиционным носителям, может оказаться весьма перспективным.

 


  1. Шарончикова Л.В. Новые тенденции в развитии СМИ Франции в результате экономического кризиса 2008-2009 гг. // Зарубежная журналистика: 2009. М., 2010; Захарова М.В. Французские ежедневные газеты в поисках путей обновления и преодоления кризиса (2007–2009 гг.) // Зарубежная журналистика: 2009. М., 2010.
  2. L’avenir de la presse en ligne passe-t-il par le papier? Le 14 mai 2010 // http://bruno.colombari.free.fr/spip.php?article472
  3. Sites de presse: tous en déficit, mais... Le 11 mai 2010 // http://www.arretsurimages.net/contenu.php?id=2995
  4. Eveno P. La presse. Paris, 2010. P. 98.
  5. Couve P., Kayser-Bril N. Médias: nouveaux modèles économiques et questions de déontologie. Alliance internationale de journalistes; Samsa.fr, 22 novembre 2010. P. 13 //
    http://www.scribd.com/doc/41884149/Medias-Nouveaux-Modeles-PhCouve;
    Poulet B. La fin des journaux et l’avenir de l’information. Paris, 2011. P. 254255.
  6. Poulet B. Op. cit. P. 201.
  7. Ibid. P. 278–280.
  8. Gabszewicz J., Sonnac N. L’industrie des médias à l’ère numérique. Paris, 2010. P. 97, 119.
  9. Ibid. P. 99117, 119.
  10. Ibid. P. 119.
  11. Gabszewicz J., Wauthy X. L’approbation économique des produits de contenu // Greffe X., Sonnac N. Culture Web. Paris, 2008. P. 45.
  12. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации //
    Информационное общество. 1999. № 1 // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/8237275cd12d039fc32568b10037d11e
  13. Bakchich Hebdo, le making of. Arrêt sur images. Le 23 septembre 2009 // http://www.arretsurimages.net/vite.php?id=5551
  14. Bakchich Hebdo: Un mois de sursis. Le JDD. Le 1 novembre 2009 // http://www.lejdd.fr/Medias/Internet/Actualite/Bakchich-Hebdo-Un-mois-de-sursis-146843/
  15. Bakchich.info, une existence sur le fil du rasoir // Développement Presse Médias. Presse news. Hors-série № 3. 2011. Mars. P. 3 // http://www.nxtbook.fr/newpress/developpement-presse-medias/Presse_News_HS_3-Mars_2011/index.php?startid=3
  16. Nous comptons sur le succès de l’hebdomadaire papier. Le 27 septembre 2010 // http://www.capdigital.com/wp-content/uploads/ITW_Snet33.pdf
  17. http://www.bakchich.info/-Hebdos,00020-.html
  18. La campagne présidentielle a démarré en librairie // Les Echos. Le 9 mai 2011 //
    http://archives.lesechos.fr/archives/2011/lesechos.fr/05/09/0201356611935.htm
  19. Pour dire non, Mediapart en kiosque // Mediapart. Le 16 décembre // http://blogs.mediapart.fr/edition/complices/article/161209/pour-dire-non-mediapart-en-kiosque
  20. Mediapart  retrouve les kiosques. Le 26 mars 2010 // http://www.gqmagazine.fr/culture-web/la-selection-hi-tech/articles/mediapart-retente-le-papier/2227
  21. Vendredi, les meilleures infos du Net dans un hebdo papier. Le 17 octobre 2008 // http://www.pcinpact.com/news/46715-vendredi-hebdomadaire-presse-papier-journal.htm
  22. Démarrage difficile pour l’hebdomadaire «Vendredi» // PureMédias. Le 1 janvier 2009 // http://www.ozap.com/actu/demarrage-difficile-hebdomadaire/248858
  23. Rue89 en version papier // Regards sur le numérique. 2010. Juillet. P. 7.
  24. Le site Rue89 va lancer un mensuel dans les kiosques // PureMédias. Le 5 mai 2010 // http://www.ozap.com/actu/rue89-mensuel-juin-revue89-selection-articles/338930
  25. Ces acteurs du Web qui se convertissent à la presse papier // Les Echos. Le 21 avril 2011.
  26. Ibid.