Languages

You are here

Интернет-коммуникация и теоретические аспекты исследований масс-медиа

Научные исследования: 
Выпуски: 

Internet Communication Studies and Theoretical Aspects of Media 

 

Шилина Марина Григорьевна
кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, marina.shilina@gmail.com

Marina G. Shilina
PhD., post-doctoral researcher, advertisement and PR chair, the faculty of journalism, Lomonosov Moscow state university, marina.shilina@gmail.com

 

Аннотация
В работе развивается идея комплексного подхода к изучению современных СМК. Объектом исследования является медиакоммуникация как системообразующий фактор системы СМК. Интернет рассматривается как метакоммуникация медиасферы.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, медиакоммуникация, системная трансформация медиа.

Abstracts
The article points out the idea of complex approach to studying the contemporary mass media. The main purpose of this research is to study media communication as the system-defined factor. The Internet becomes a basis of media communication.

Key words: internet-communication, media communication, system transformation of media.

 

Интернет и формирование исследовательских концепций

Коммуникативное направление исследований социоэкономического дискурса с конца XX в. до сего дня весьма продуктивно развивает Д. Тапскотт, один из наиболее известных исследователей виртуализации, цифровизации дискурса, цифровой экономики, интернета1.

Д. Тапскотт одним из первых зафиксировал значимые технологические изменения (переход к цифровой технике, мультимедиа и т.д.), которые революционно преобразуют социоэкономический дискурс, определяя новые возможности и последствия использования преимуществ ИКТ, в первую очередь интернета.

Его масштабные исследования влияния интернет-технологий в различных сферах позволяют сформулировать представления о сетевой организации труда и сетевом обществе как обществе нового типа, в котором цифровые технологии формируют новые принципы управления государством (упрощение и удешевление процедур, ликвидация излишнего бюрократизма, сокращение времени, повышение эффективности принимаемых решений и т.д.). Однако сетевой интеллект, интенсифицируя социоэкономические процессы, усиливает и противоречия, также создает новые предпосылки экономического и социального неравенства. Ученый в конце прошлого века прогнозировал – и в своих работах XXI в. подтвердил прогноз, что на смену традиционным вертикальным иерархическим структурам приходит коллективная равноправная гетерархическая коллаборация, которая позволяет повысить синергию взаимодействия всего коллектива за счет использования интернета как коллективной базы знаний и совокупного интеллектуального потенциала. Идеи были затем развиты в работах Тапскотта о викиномике.

Исследование позволяет обозначить с точки зрения теории и методологии исследований актуального социоэкономического дискурса появление новой парадигмы – коммуникативной антропоцентрической.

В целом теоретический анализ работ по исследованию как феномена интернета, так и коммуникативного пространства, возникающего на его основе, проведенный проф. Е.И. Горошко2, показал, что здесь можно выделить пять базовых подходов к его изучению:

  • Первое направление связано с построением и описанием социальных прогнозов развития Глобальной паутины.
  • Второе направление исследований связано с изучением сетевой природы современного общества, основанного на интернет-технологиях, где объектом изучения чаще всего становится уже существующее общество, а предметом – преобразование основных социальных институтов в сетевые структуры и изменения в социальном устройстве общества, инициированные этими процессами.
  • В третьем направлении интернет рассматривается как виртуальный образ мира. Здесь интернет-среда является именно тем универсальным коммуникативным пространством, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, которая является неизбежным социальным эффектом новых информационно-коммуникативных технологий. Интернет рассматривается как социальный феномен, как виртуальная среда, в которой сетевые связи очевидны и широкодоступны. Опосредованная интернет-технологиями виртуализация социальной реальности существенно ее трансформирует, превращает ее в новую, не существовавшую ранее действительность.
  • Четвертое направление работ в области изучения интернета основано на постмодернистских концепциях видения и понимания современного общества. Здесь интернет представляется как виртуальная агора, один из незавершенных проектов культуры постмодерна.
  • Пятый подход в изучении интернета и интернет-технологий основан на идее сверхобщества (глобализирующегося общества), которое представляет абсолютно новый (ранее не существовавший) тип общества, в котором сеть интернет является его обязательной составляющей. Этот подход получил название генетически-функционального(И. Казанская). Здесь интернет выступает как средство, которое делает возможным глобализацию информации, коммуникации, образования и экономики, действия и образов.

Сегодня очевидно, что требуются новые неклассические подходы к исследованию интернета. Несомненно и другое: интернет и все интеракции в публичном пространстве тесно взаимосвязаны с коммуникациями медиасферы, обеспечением быстроты, качества взаимодействия в социуме профессиональными коммуникантами.

 

Интернет-коммуникация как индикатор трансформации медиасферы

Базовой для большинства медиакоммуникационных процессов является интернет-коммуникация. Именно интернет почти половина ведущих медиаменеджеров называли предпочтительной и наиболее перспективной платформой медиа: 44% (печатные медиа, пусть и незначительно, но сдают свои позиции с 35% в 2006 г. до 31% в 2008 г.; расширение мобильного доступа будет несущественным – 11-12%, как и распространение e-papеr – стабильно 7%)3. Данная тенденция будет развиваться (появление принципиально иных коммуникационных систем профессионалы прогнозируют не ранее 2015 г.; однако участие просьюмеров в развитии Сети может изменить ситуацию неожиданно, непредсказуемо – и внезапно).

Предложим следующую логику исследования: определим общие закономерности технологического уровня использования информационно-коммуникационных технологий и их влияния на социальную коммуникацию и разграничим основания технологического и антропоцентрического уровней коммуникации.

Рассмотрим наиболее существенные характеристики коммуникации в интернете, чтобы в итоге выявить характеристики медиасистемы в целом.

Интернет – не только канал, средство, но и среда коммуникации, что принципиально отличает его от существующих каналов медиа. Среда впервые в истории медиа становится равноправным субъектом коммуникации.

Характеристики Сети также можно определить как уникальные: интерактивность, глокальность, сиблированность, оперативность, возможность онлайновой корректировки информации; для общения характерны прямой индивидуальный контакт (форматы один-к-одному, один-ко-многим, многие-к-одному), высокий уровень вовлеченности, значительная личная свобода. Коммуникация масштабируема, возможен ее взрывной рост в онлайновом режиме. Особое доверие к ней возникает за счет «эффекта присутствия», коммуникативной открытости Сети. Информационную и эмоциональную насыщенность обеспечивают гипертекстовые возможности и комплексная мультимедийная фиксация сообщений. Компьютерный сетевой гипертекст, как авторский, так и пользовательский (по предложенной нами классификации), является особым типом текста, максимально удобным для взаимодействия адресата и адресанта, коллегиального творческого использования всей информации Сети.

Уникальны характеристики всех элементов коммуникационной модели в интернете. Так, участники – виртуальны, информация – мультимедийна, могут быть реализованы все форматы коммуникации (от один-к-одному до многие-ко-многим) и т.д. Информация выступает как объект трансляции, обмена, товар приобретает принципиально иные свойства: многомерность, мультимедийность, интерактивную открытость для изменений, проч.

В новых версиях веб (2.0, 3.0) базовые коммуникационные характеристики остаются, однако происходит кардинальное изменение коммуникационной парадигмы: рядовой пользователь самостоятельно обращается в Сеть за информацией – и становится активным и практически основным создателем коммуникации и контента. Пользователь из адресата коммуникации превратился в ее адресанта. Смена объект-субъектных отношений первой версии веб (1.0) в новейшей сетевой модели (обозначим ее модель 2.0) на субъект-субъектные принципиально изменяет роль и функции авторов – профессиональных создателей коммуникаций и контента – и характеристики целевых аудиторий, что влечет за собой смену направления, условий, задач коммуникации.

Анализ ключевых особенностей актуальных сетевых коммуникаций 2.0 позволяет говорить об их существенных эволюционных изменениях и определить вторую версию как новое явление по всем параметрам: технологически интернет отличают специфические возможности создания и трансляции сообщений; социальное значение заключается в превалировании массовых горизонтальных связей, которые формируют неиерархический дискурс, причем не только в онлайновом, но и в реальном социуме (например, блоги); универсальное значение веб 2.0 как явления определяют глокальность и антропоцентризм, пришедшие на смену глобальности и киберцентризму первой версии. С точки зрения коммуникации сетевые перемены революционны: принципиально изменилась, как следует из изложенного выше, ее парадигма, став субъект-субъектной.

Отметим: подобная парадигма в практике масс-медиа, всегда продуцировавших манипуляционные объект-субъектные коммуникации, может быть реализована впервые.

Для медиа появление новаторских моделей коммуницирования означает возможность реализовывать максимально полно социальные цели и задачи любого масштаба и уровня, формировать прямые коммуникации, информационно и эмоционально насыщенные.

Однако масс-медиа как традиционные продуценты массовой информации, обладатели статуса «четвертой власти» пока не форсируют переход на субъект-субъектные парадигмы 2.0, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Хотя новейшие веб-медиа запускаются в последнее время достаточно интенсивно, в целом журналистика 2.0 развивается медленнее, чем аудитории, для которых она работает.

Интернет-коммуникация, являясь базовой для всех современных видов медиа, включая конвергентные, выполняет функцию системообразующей компоненты медиасистемы и определяет ее преобразования в аналогичной парадигме, что позволяет констатировать тенденцию системной трансформации СМК.

 

Профессиональная коммуникация СМК в рунете

Средства массовой коммуникации в интернете играют все более значимую роль в структуре масс-медиа. Интернет становится не просто главным источником новостей для большей части аудитории. Традиционные медиа уже не могут не уделять внимания Сети и не развивать модели своего присутствия в онлайне.

Приведем знаковый пример: американский некоммерческий новостной стартап ProPublica дважды подряд получил Пулитцеровскую премию, причем впервые за серию статей, которые не публиковались на бумаге, и в одной из самых «печатных» номинаций – репортаж.

Однако насколько правомерна выдвинутая нами гипотеза о системообразующем характере медиакоммуникации в интернете, совпадают ли теоретический и эмпирический модусы?

Проанализируем практики отечественных онлайновых СМИ, чтобы выявить наиболее значимые характеристики актуальной масс-медиакоммуникации в рунете и провести компаративный анализ теоретической и эмпирической моделей.

Профессиональная медиакоммуникация в интернете начала формироваться в 1993–1998 гг., в период становления новой российской системы СМК. «Демократизация России создала условия для развития свободной печати и свободных медиа, открыла доступ к новым информационным технологиям, тем самым способствуя созданию разветвленной информационной индустрии и новой медиакультуры»4. Проблемы транзитивного периода отечественной медиаиндустрии, появления и развития интернета в России, отсутствие опыта создания подобного направления СМК не только в РФ, но и в мире, непонимание принципиально новых качеств медиакомммуникации определили довольно сложные стартовые условия для развития и СМК.

Российские СМК в интернете, возникшие как любительские и частные проекты, к настоящему времени сформировались как достаточно самостоятельное направление профессиональной медиакоммуникации.

В рунете в январе 2011 г., по данным «Яндекс. Новости» с учетом данных открытой системы статистики LiveInternet.ru и компании comScore, функционировало более чем 3 500 онлайновых СМК.

Однозначного определения интернет-СМК пока не дано. Предложим на данном этапе исследования рабочее определение. Напомним, что в соответствии с обозначенной типологией интернет-комммуникации форматом ее фиксации являются интернет-ресурсы, в данном случае сайты, которые и являются средствами массовой коммуникации, вне зависимости от того, интернет-газета это или сайт телеканала, сохраняя все характеристики, присущие интернет-коммуникации.

Профессиональное СМИ рунета, по определению исследователей «Яндекса», – это сайт, материалы которого написаны на русском языке сотрудниками редакции или корреспондентами этого сайта.

Отметим: поскольку в основе веб-коммуникации лежит гипертекстовая модель, определяющая априорное равноправное участие адресанта и адресата коммуникации, создателя текста и его получателя, автора и читателя, традиционное определение медиа в интернете как средства массовой информации является некорректным. Более того, обозначение современных медиа как средств массовой коммуникации также представляется неполным, поскольку в основе лежит взаимодействие, т.е. коллаборация. Таким образом, профессиональные медиа в интернете являются средствами массовой коллаборации (СМК).

Проанализируем интернет-СМК в рунете по ряду количественных параметров. Подтверждением развития сегмента интернет-СМК являются рейтинги, отражающие различные параметры коммуникации СМИ в интернете, которые специально составляют ведущие мониторинговые компании и российские новостные порталы.

Итак, востребованность аудиторией новостной информации позволила определить порталу «Рамблер» наиболее значимые онлайновые СМК (данные на 10 декабря 2010 г.). Список наиболее посещаемых сайтов выглядит таким образом: РБК (103 533 просмотров), Lenta.Ru (102 840), «Эхо Москвы» (99 669), «ТВ Дом-2» (99 617), «Рамблер-Новости» (99 085), NEWSru (98 278), КП (97 793), «Газета.Ru» (97 689), «Первый канал» (95 899)5. Востребованность непосредственно интернет-СМИ (РБК, Lenta.Ru, «Рамблер-Новости», NEWSru, «Газета.Ru») не вызывает сомнения.

Рейтинги компании «Медиалогия» составляются по показателям цитируемости, т.е. отражают востребованность СМК профессиональной аудиторией, журналистами. Рейтинг интернет-ресурсов (период 01–30 ноября 2011 г.6) таков: gazeta.ru (342,72), lenta.ru (146,40), lifenews.ru (112,84), newsru.com (82,40), vesti.ru (41,71), slon.ru (38,22), ej.ru (28,96), inopressa.ru (24,25), fontanka.ru (19,66), kremlin.ru (19,46). Десять из десяти победителей ретийнга – интернет-издания.

Из десяти самых цитируемых интернет-ресурсов в интернете восемь – непосредственно интернет-СМК: lenta.ru (1 085,95), gazeta.ru (850,43), bfm.ru (419,47), lifenews.ru (407,43), vesti.ru (330,00), newsru.com (196,03), inopressa.ru (195,97) fontanka.ru (124,78) kremlin.ru (110,13), kavkaz-uzel.ru (72,23).

В блогах среди наиболее цитируемых интернет-ресурсов преобладают интернет-версии крупных печатных СМИ (которые не дублируют печатные версии): lenta.ru (1 432), gazeta.ru (1 332), newsru.com (1 168), kommersant.ru (807), vedomosti.ru (751), lifenews.ru (607), vesti.ru (393), novayagazeta.ru (366), vz.ru (352) izvestia.ru (345).                    

Цитируют интернет-ресурсы и в печатных СМИ. Рейтинг выглядит следующим образом: gazeta.ru (127,47), lenta.ru (69,05), kremlin.ru (35,24), newsru.com (21,13), kavkaz-uzel.ru (18,91), polit.ru (17,34), kreml.org (17,23), rg.ru (14,29), marker.ru (10,65), forbes.ru (7,35).

Уровень цитируемости интернет-СМИ в офлайне пока невысок, особенно если сравнить его с рейтингом наиболее цитируемых газет: «Коммерсантъ» (3 977,24), «Ведомости» (2 075,11), «Известия» (1 678,71), «Российская газета» (1 519,76), «Московский комсомолец» (944,73), «Независимая газета» (603,27), «Комсомольская правда» (570,19), «Московские новости» (474,07), «РБК Daily» (453,69), «Новая газета» (301,66).

Тем не менее можно заключить, что СМК в интернете востребованы и интегрируются в общую систему СМК как вполне равноправные партнеры, например на уровне взаимной цитируемости.

Количественные показатели СМК рунета [предметом анализа в исследовании стали новости (сообщения), то есть все публикации в издании, в том числе статьи, интервью], по данным «Яндекс. Новости» (январь 2011 г.), достаточно высоки и увеличились за год более чем в два раза: каждый будний день публикуется не менее 50 тыс. новостей, каждый выходной – не менее 15 тыс. (в 2010 г. 27 тыс. и 6 тыс. новостей соответственно). Однако столь большой разрыв между буднями и выходными, с нашей точки зрения, свидетельствует не об отсутствии новостей, а о зависимости новостного потока от человеческого фактора: профессиональные авторы в это время не генерируют сообщения. Исследований о наполнении сайтов, в работе которых принимают участи рядовые пользователи, нет, однако логично предположить, что в свободное от работы время у активных граждан больше возможностей пополнять интерактивные ресурсы новостных сайтов. 80% новостного потока генерируют всего 20% крупных изданий, что подтверждает тезис о том, что в рунете, как и в структуре отечественных СМК, продолжают доминировать не нишевые, узкоспециализированные медиа, гибко реагирующие на запросы аудитории on demand, а холдинги.

Характеристики новостного потока свидетельствуют об отсутствии единой повестки дня в рунете, фрагментации аудитории, ее слабой вовлеченности в процесс генерирования новостей, поскольку большинство событий не получают сильного резонанса в СМИ, о половине из них выходит не более трех-четырех новостей, события, о которых написано более ста сообщений, составляют всего 1%.

Ежедневно среднестатистическое СМК выпускает 13 сообщений, в первую очередь новости идут из столицы, что подтверждает пассивность информационной политики региональных медиа, более жесткий контроль за медиа, слабое распространение интернета.

При этом активность профессиональных СМК падает: в 2010 г., по данным аналогичного исследования «Яндекс», среднестатистическое СМИ выпускало 18 новостей в день. Особое отметим, что интерактивное СМИ в среднем генерировало 161 новость.

Половина всех СМИ публикует не более четырех сообщений в будний день, однако показательно, что при этом, например, «Комсомольская правда» каждый будний день выпускает около 900 сообщений. Этот пример служит подтверждением возможности и существенного потенциала современной медиакоммуникации.

Месячная аудитория русскоязычных СМИ в мире, по данным comScore на декабрь 2010 г., превышает 40 млн, около 25 млн из них пользователи из России, около 12 млн из Европы. Тем не менее, по данным счетчика LiveInternet.ru, аудитория большинства онлайновых СМИ сравнительно невелика, то есть читатели получают информацию преимущественно из узкого круга изданий, что подтверждает наш тезис о фрагментации аудитории и нишевизации изданий.

Отсутствие активной аудитории в формировании медиакоммуникации профессиональных онлайновых СМИ косвенно подтверждает то, что объем копипейста – новостей, перепечатанных новостными изданиями друг у друга в неизмененном виде, составляет 20%, и то, что эта цифра не меняется последние несколько лет, свидетельствует о том, что никаких изменений в профессиональной деятельности по повышению качества новостного потока за счет просьюмеров не происходит.

Невысоким остается и качество подачи контента, что свидетельствует о компетентностном разрыве в использовании уникальных характеристик интернета. Мультимедийные объекты в сообщениях онлайновых СМИ встречаются редко: изображения – в 39% сообщений, аудио и видео в 1-2%, причем даже в сообщениях на сайтах телеканалов и радиостанций они есть далеко не всегда. Мультимедиа всех трех типов (изображение, аудио, видео) используются только на сайтах телеканалов, например «Россия» (vesti.ru).

Количественные показатели масс-медиакоммуникации в рунете демонстрируют, что профессиональная масс-медикоммуникация в интернете находится на стадии становления, невысокий уровень профессиональной компетенции отражает общую ситуацию с профессиональным использованием интернета как медиа в мире.

Одной из причин, с нашей точки зрения, является отсутствие адекватных методолого-теоретических концепций. В частности, в исследованиях, которые проводят профессиональные коммуниканты из «Яндекса» и «Медиалогии», отражены лишь некоторые частные количественные характеристики интернет-СМК, в то время как системный подход позволил бы представить для анализа показатели качественные, что существенно продвинуло бы вперед развитие этого сегмента и индустрии в целом, поскольку интернет является общей коммуникационной платформой для большинства процессов социоэкономического дискурса.

Применим для систематизации информации о средствах массовой коммуникации в интернете коммуникологический подход, в основе которого лежит авторская концептуализация медиакоммуникации в интернете.

Определим системные и специфические характеристики интернет-СМК и предложим релевантное определение.

Немногочисленные российские исследователи, которые освещают деятельность интернет-СМИ [так у всех авторов, концептуальное отношение которых к предмету исследования отражается в самом его обозначении – М.Ш.], предлагают основываться на сравнении с традиционными средствами массовой информации для выявления их имманентных организационных и функционально-содержательных признаков. В частности, социолог И.Д. Фомичева считает, что интернет-СМИ совпадают по ряду признаков с традиционными7:

  • по технической опосредованности передачи и распространения информации на неограниченные расстояния;
  • по регулярности (фиксированной периодичности) выпуска информации;
  • по открытости (доступности приема) для любого желающего;
  • по возможности получения информации в пространстве, избранном получателем (на дому, на работе, в пути);
  • по доступности индивидуального приема информации и участию в обмене информацией с редакцией;
  • по институциализированному способу организации и профессиональному разделению труда;
  • по наличию коммуникационнных и социализаторских функций;
  • по характеру распространяемой информации – универсальной и актуальной, и т.д.

Принципиальные отличия интернета как медиа даже от прочих электронных СМИ – радио и телевидения, не говоря уже о печатных СМИ, не оставляют оснований для подобного сравнения. К тому же неясно, какие СМИ автор относит к «традиционным». Непродуктивность сравнения разных медиа косвенно подтверждает опыт сопоставления, например, печатных СМИ и радио, радио и ТВ, так же как попыток перенести принципы организации одних медиа на другие, например чтение газет на радио на первых этапах развития. Для подобного сравнения возможно выдвинуть, общие основания, например, технологические (отсутствуют), модели коммуникации (отличаются кардинально) и т.д. При этом формально признаки могут быть сопоставимы, содержательно – нет. В частности, наличие коммуникационнных и социализаторских функций у всех СМК очевидно, однако интернету имманентно присущи иные коммуникационные и коммуникативные характеристики, социализаторские функции иного уровня.

Обозначенные родовые инвариантные признаки, несомненно, можно отнести к характеристикам интернета как СМИ, однако лишь формально.

Основой для выделения сетевых медиаресурсов в отдельную категорию системы СМИисследователи факультета журналистики МГУ в работе «СМИ в Интернете» считают «такие принципиальные свойства интернет-СМИ, как их гипертекстуальность и мультимедийность, а также возможность интерактивного потребления информационного продукта»8. Тамбовский исследователь С.Г. Машкова9, на которую ссылаются авторы первого отечественного учебного пособия под редакцией И.А. Быкова, О.Г. Филатовой «Интернет-технологии в связях с общественностью»10, аналогичным образом описывает «специфические черты интернет-издания» [разве это не отголоски традиционного подхода к описанию принципиально новых феноменов, что является ошибочным: «издания в Сети» вряд ли возможны, поскольку там нет конечных гипертекстов. – М.Ш.]:

  • мультимедийность. Это свойство означает, что интернет-СМИ могут содержать информацию в самых разных видах, как в текстовых, фото-, так и аудио- и видеоформатах;
  • гипертекстуальность. Она подразумевает систему связи между отдельными документами посредством гиперссылок. Материалы в интернет-СМИ доступны пользователям не в виде линейной последовательности, но в виде взаимопересекающейся сети данных. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют редакциям уникальную возможность повысить полноту и достоверность информации, а читателям – воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов. Гиперссылки могут вести как к внутренним, так и к внешним источникам;
  • интерактивность. Характеристика интерактивности в какой-то степени присутствует и в традиционных СМИ, где она осуществляется либо по почте, либо по телефону <…> и т.д.

Остановимся на первых трех характеристиках, выделенных С.Г. Машковой, которые полностью совпадают с тремя отличительными особенностями, определенными московскими учеными, однако ранжированы неверно: базовой отличительной чертой, как пояснялось выше, является гипертекстуальность. Пояснение автора грешит смысловыми неточностями: гипертекст подразумевает систему связи между отдельными документами не только посредством гиперссылок, материалы в интернет-СМИ доступны пользователям, в том числе и линейно (например, принципы верстки вполне определенны). Что такое взаимопересекающаяся сеть данных, ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, понять можно в принципе, однако дать дефиниции введенным понятиям вряд ли возможно. Как можно «повысить полноту» (sic!) и достоверность информации именно благодаря гиперссылкам, а не качественной работе автора, тоже неясно. Почему, пользуясь именно журналистским текстом, читатель может прибегнуть к альтернативным источникам, непонятно, ведь существует интернет как общая база данных; если же С.Г. Машкова имела в виду ссылки на альтернативные источники в тексте СМИ, то это тем более вызывает удивление, поскольку нелогично: с оппонентами журналист должен дискутировать непосредственно в тексте, иначе рискует остаться стороной, проигравшей в споре с альтернативным источником, и об этом так и не узнать. Почему читатель только интернет-СМИ может самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, также непонятно. Характеристики внутренних и внешних источников также неявны, поскольку все гиперссылки – внешние, ведут в Сеть.

Вызывает возражение трактовка автором мультимедийности как свойства, которое «означает (sic!), что интернет-СМИ могут содержать информацию в самых разных видах, как в текстовых, фото-, так и аудио- и видеоформатах»11 . Автор неверно ранжирует форматы, поскольку их принято в интернете разделять на текстовые, визуальные (фото, видео), аудио; возможно разделение на статическую и динамическую информацию. При этом не указано, что отличительной особенностью является конвергенция данных свойств.

Далее автор выделяет такие характеристики, как «оперативность. Распространение новостей через интернет может быть автоматизировано. Большую роль в этом играет служба RSS»12 . Логическую связку в умозаключении о том, что распространение новостей через интернет может быть автоматизировано, поэтому оно оперативно, понять непросто, так же как указание на решающую роль в этом службы (sic!) RSS. Очевидно, что оперативность достигается в первую очередь не за счет автоматизации рассылки, а благодаря виртуальности, масштабируемости и т.д. коммуникации.

Логика заключения о том, что объем интернет-СМИ является его уникальной характеристикой, потому что «считается, что на сайте интернет-издания можно разместить неограниченный объем информации, доступной читателям», также некорректна, поскольку это вряд ли возможно и оправданно, а для того чтобы воспользоваться интернетом как всемирной открытой базой данных, не обязательно читать какие-то интернет-СМИ.

Анализ даже нескольких подходов и интерпретаций характеристик показывает, что отсутствие концептуального подхода, методологии, некорректное понимание технологического уровня коммуникации ведет к ошибкам в описании коммуникативных характеристик интернет-СМК.

Приведенные исследования характерны для современного состояния изучения интернета как такового и интернет-СМК, что показывает настоятельную необходимость применения новых методолого-теоретических подходов.

Стратегии развития глобального медийного пространства, куда включена Россия и рунет, вполне определенны и связаны именно с развитием Сети, ее коммуникативными парадигмами, обуславливающими функционирование как офлайновых, так и интернет-СМК.

Отсутствие адекватных теоретических концепций и индустриальных стратегий развития российских СМК в онлайне и с использованием интернета будет стремительно усугублять ситуацию компетентностного разрыва.

 

Новые подходы в исследовании медиа

Масс-медиа являются неотъемлемой частью постоянно изменяющегося информационального дискурса (М. Кастельс), некоторые характеристик которого все же признаны вполне сложившимися: в экономической сфере – неолиберализм как стимул развития экономической функции (сегодня в связи с кризисом пересматриваются не только суть неокейнсианских идей, но и устои капиталистической экономики), системная реорганизация индустриального производства на базе дигитализации, формирование и опережающее развитие национальных и региональных моделей, переход реальных параметров экономики в виртуальные; в политической сфере – становление мультиполярности, формирование новой геополитической конфигурации. Значимым социальным актором становится просьюмер. Востребованы субъект-субъектные (Н. Луман) и сетевые (М. Кастельс) модели коммуникации.

Актуальные реалии медиадискурса требуют адекватной научной рефлексии. Классические теоретические парадигмы устарели уже потому, что объектом исследований являлись медийные коммуникации прошлого века. Сегодня медиасфера иная: она интегрирует в себе новые виды деятельности и научного знания, например медиаэкономику.

Основой в определении текущего состояния и парадигм развития масс-медиа может стать комплексный подход, необходимость которого отмечали российские ученые, в частности проф. Е.Л. Вартанова13.

В русле комплексного направления исследований мог бы иметь, с нашей точки зрения, право на существование термин «медиалогия», который обозначает фокусировку на изучении всего спектра коммуникации именно СМК, является логичным в уже существующем ряду обозначений: медиаиндустрия, медиаэкономика и т.д.

Из предложенного концепта следует выделение системообразующего фактора СМК – медиакоммуникации.

Медиакоммуникация в рамках данного исследования определяется автором как процесс создания, трансляции, обмена информацией медиа в индивидуальном, групповом, массовом формате по различным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных, аудиальных, визуальных, проч.).

Медиакоммуникация может быть классифицирована по комплексу различных оснований. Предлагаем по признакам ориентации на цели, задачи, аудитории выделить внутреннюю, внешнюю, смешанную медиакоммуникацию.

Анализ параметров текущего новейшего этапа развития медиа в мировом и российском контексте позволит выявить форматы используемых моделей медиакоммуникации. Наличие в современном дискурсе классических моделей коммуникации, продуцируемых масс-медиа (односторонние манипуляционная и информационная, двусторонние асимметричная и симметричная) можно считать фактором стагнации, поскольку новые медиа, в частности веб, продуцируют принципиально иные, наиболее прогрессивные субъект-субъектные форматы.

Предложенный постеклассический методологический подход в рассмотрении актуального состояния медиадискурса не вступает в противоречие с классическими парадигмами, основанными на естественно-научном понимании процессов, которые происходят в экономике, социуме, медиасфере; напротив, он расширяет и обогащает традиционное вúдение, позволяет изучать объект в состоянии динамической трансформации. Например, масс-медиа современной России концептуализировать, с нашей точки зрения, не представляется возможным, поскольку система СМК пока не сформирована, однако изучение актуальной медиакоммуникации позволяет выдвинуть ряд предположений относительно состояния и развития отечественной медиасферы.

Таким образом, коммуникологический подход позволяет проанализировать текущее состояние медиасистемы методологически корректно.

 

СМК: реалии и тенденции

Выявим наиболее значимые для функционирования медиасферы узлы. Ключевым для понимания актуальных изменений медиасистемы является анализ дуальной сущности и функций СМК как субъекта экономики и социального института. Медиа определяют свою социальную роль уже не как обслуживание гражданина, но как обслуживание потребителя. Сегодня в информационном миксе менее всего имеется объективной журналистской информации, преобладают ангажированные сообщения рекламы, связей с общественностью (СО). Функции обслуживания потребителя соответствуют манипуляционные модели – односторонняя либо двусторонняя асимметричная, двусторонняя симметричная модель масс-медиа теряет в данном случае эффективность. Т.е. СМК делает шаг назад с точки зрения используемой модели коммуникации.

Отношение общества к «потребительским» СМК становится все более утилитарным, что в свою очередь существенно влияет на параметры медиатизации социума; социальное значение медиа снижается уже не только по внутрисистемным причинам. Миссия СМК становится инструментальной, институциональная самостоятельность – невостребованной. Сложившаяся ситуация провоцирует преимущественное расширение сегмента медиа таблоидного типа, которые предлагают смешанный контент журналистики, рекламы и связей с общественностью, для трансляции которого пригодна исключительно манипуляционная модель (что отмечено ранее).

Медиа претерпевают изменения и как сдвоенный рынок информации и услуг. При этом происходит трансформация индустрии содержания (Д. Смайт) в площадку индустрии развлечений, причем площадку вспомогательную. Гедонистическая функция в принципе отражает тенденцию играизации, которая сегодня является существенной чертой социальных коммуникаций. Характеристики «игровой» модели поведения, потребления и коммуницирования предполагают активную роль адресата, его высокую вовлеченность и несомненную эмоциональность. В подобной модели для эффективного коммуницирования от журналиста как адресанта требуются принципиально новые компетенции в реализации развлекательных и информационно-познавательных функций, оптимальное соотношение IQ и EQ . Однако пока интеллектуальный потенциал игровых моделей остается нереализованным, в первую очередь в силу теоретической и практической неразработанности способов журналистского творчества в подобном формате. СМК как продуцент развлечений не предполагают активного соучастия аудитории, т.е. выбирают односторонние модели намеренно.

Журналистика как изначально центральная профессия медиаиндустрии продолжает существенно трансформироваться с появлением виртуальных каналов коммуникации (радио, ТВ, интернет, мобильная телефония) и новых направлений деятельности (инфографика). Журнализм последние сто лет дополняется профессиями техническими, обслуживающими – и оказывается вполне заменим и заменяем ими, что приводит к созданию новых моделей коммуницирования. Так, любой вид виртуальной коммуникации требует совместной работы ряда авторов-адресантов, усложняет процесс коммуницирования, создания, трансляции, потребления сообщения.

Распространение интернета как нового типа канала, среды коммуникации и ее самостоятельного участника меняет модель коммуникации принципиально. Так, возможны безадресантные, безсубъектные модели, где роль профессионального создателя контента берут на себя рядовые пользователи или программы. В то же время веб массово продуцирует модели партиципативного участия адресантов и адресатов коммуникации, и подобная тенденция становится превалирующей. Интернетизация изменила характеристики информации: принципы ее создания и потребления в гипертекстовом формате открывают возможности многомерности (гиперссылки) и мультимедийности для создания максимально информационно и эмоционально насыщенных продуктов журналистами и читателями в равноправном соавторстве.

Интернет становится «точкой входа» и основой веб-коммуникационных продуктов для всех медиа: печатных СМК, радио, ТВ, мобильной телефонии, что ведет к созданию новых параметров коммуникации, которую принято называть конвергентной, создает предпосылки для формирования универсального подхода к профессиональной деятельности в различных сферах. Т.е. в ближайшей перспективе даже «старые» медиа фактически уже не смогут продуцировать устаревшие модели коммуникации.

Появление новых конвергентных моделей медиа, например контентной модели на основе коммуникации журналистики, связей с общественностью, рекламы, определяет новую типологию создающегося нового объекта медиасистемы и классификационные рамки для каждого подобъекта, а также иные параметры системности масс-медиа.

Отмеченные выше наиболее значимые процессы актуального медиадискурса носят характер глобальный, национальные медиасистемы обладают также и специфическими чертами.

Определение стратегий медиа, несмотря на перманентные трансформации информационного пространства, особенно непредсказуемые в период экономического кризиса, необходимо: это – условие ценностной ориентации СМК как системы и продуктивный путь адаптации к сегодняшним переменам. Попытки выявить концепты и предположительные направления развития индустрии не только в кратко- и среднесрочной, но и долгосрочной перспективе до 2020 г. сейчас осуществляют многие мировые профессиональные объединения14.

Однако вопрос о том, что является объектом, предметом новой конвергентной коммуникационной среды, остается открытым. Дальнейшие исследования медиакоммуникации могут продолжиться именно в направлении комплексного изучения конвергентного пространства СМК.

 


  1. Don Tapscott. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. The McGrow-Hill. N. Y., 1997; Don Don Tapscott. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. The McGrow-Hill. N. Y., 2008; Don Tapscott, Anthony D. Williams, Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. Portfolio, USA/UK. 2006. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / пер. с англ. И. Дубинского; под ред. С. Писарева. Киев; М., 1999; Тапскотт Д., Уильямс Э.-Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. М., 2009.
  2. Горошко Е. Информационно-коммуникативное общество и гендер. Харьков, 2009.
  3. World Press Trends // http://www.wan-press.org, 2008
  4. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2008. С. 8.
  5. http://top100.rambler.ru/navi/?theme=440
  6. www.mlg.ru
  7. Фомичева И.Д. Сущностные свойства массовой коммуникации (к вопросу об определении статуса новых информационных технологий) // Журналистика в 2000 г.: Реалии и прогнозы развития: тез. науч.-практ. конф. М., 2001. С. 5.
  8. Средства массовой информации России. С. 344.
  9. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие. Тамбов, 2006.
  10. Интернет-технологии в связях с общественностью: учеб. пособие. СПб, 2010. С. 123.
  11. Цит. по: Интернет-технологии в связях с общественностью: учеб. пособие. СПб, 2010. С. 123.
  12. Там же. С. 123.
  13. См.: Вартанова Е.Л. О необходимости развития инновационных подходов к исследованиям массовых коммуникаций // Меди@льманах. 2009. № 1.
  14. World Press Trends // http://www.wan-press.org