Languages

You are here

Корпоративная пресса пенитенциарной системы: особенности развития и функционирования (на примере издания УФСИН России по Республике Татарстан)

Научные исследования: 
Выпуски: 

Corporate Press of the Penitentiary System: Particularities of Development and Functioning
(Based on the Example of Russian Federal Penitentiary Service Publications in the Republic of Tatarstan)

 

Наговицина Татьяна Анатольевна
соискатель кафедры теории и практики электронных СМИ Казанского (Приволжского) федерального университета, старший преподаватель кафедры связей с общественностью Академии социального образования (г. Казань), nagovitsinatatyana@mail.ru

Tatiana A. Nagovitsina
PhD degree-seeking student at the chair of theory and practice of electronic mass media, Kazan Federal University, Senior lecturer at the chair of PR, Academy of Social Education, nagovitsinatatyana@mail.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы становления и развития издания Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан. Современные корпоративные СМИ являются последователями многотиражных газет советского периода. Газета «Верный путь», которую начали издавать в 1980 г. в Казани, и есть прародительница корпоративной газеты нового образца – «Другая сторона».

Ключевые слова: корпоративная пресса, многотиражные газеты, пенитенциарная система, осужденные, пресс-туры.

Abstracts
The article discusses the formation and development of the publication of the Russian Federal Penitentiary Service in the Republic of Tatarstan. Contemporary corporate media are followers of the large-circulation newspapers of the Soviet period. The newspaper Vernuy put, which was launched in 1980 in Kazan, is an ‘ancestor’ of the corporate newspaper of a new kind ? Drugaya storona.

Key words: corporate media, large-circulation newspapers, penitentiary system, convicts, press tours.

 

Рост роли и значения информации о функционировании уголовно-исполнительной системы (далее УИС) в обществе сопровождается все большим включением данной системы в среду массовых коммуникаций. С каждым годом специализированные корпоративные газеты, учрежденные и издаваемые УИС, расширяют свою тематику, затрагивают все более актуальные проблемы. Основным критерием эффективности СМИ УИС, как корпоративных СМИ, принято считать выполнение ими поставленных перед ними задач.

Ценностный кризис неизбежен в социуме, поэтому одной из важнейших на сегодняшний день является задача нравственного воспитания молодежи, в том числе молодежи, находящейся в местах лишения свободы. По тому, какими выйдут на свободу и вольются в наше общество уже бывшие осужденные, можно судить об эффективности или неэффективности воспитательной работы, в том числе и работы журналистов корпоративной газеты пенитенциарной системы того или иного региона. Эффективность воздействия специализированных корпоративных изданий уголовно-исполнительной системы на формирование нравственности молодежи определяет актуальность темы данного материала, которая обусловлена:

  • ростом интереса к процессам, происходящим в УИС. Практически до 90-х гг. XX в. уголовно-исполнительная система была закрыта для общественности, открытость дала возможность познакомиться и с газетами пенитенциарной системы;
  • дальнейшим реформированием уголовно-правовой системы, которое влечет за собой изменение всех структур, и деятельности издаваемой газеты в том числе;
  • использованием значительного потенциала инструментов и технологий коммуникационного воздействия подобного рода газет, которое дает возможность изменить представления читателей о таких понятиях, как нравственность и законопослушность.

Существующая в обществе деформация нравственных ценностей оказывает негативное влияние на молодежь, и в первую очередь на несовершеннолетних. Среди основных задач корпоративных изданий специалисты помимо формирования корпоративной культуры и положительного имиджа организации обычно называют внедрение определенных ценностей и моделей поведения.

В условиях временной изоляции молодого человека от общества газета УИС должна заполнить образовавшийся духовный вакуум, в итоге поставить нравственное воспитание на одно из первых мест. Нравственные устои в наше время требуют внимания как со стороны каждого гражданина, так и со стороны общественных организаций и социальных институтов. Как полагает автор, это должно привести к исправлению осужденных, формированию у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения.

Изучение специальной литературы, а также практики работы правоохранительных органов по этой теме свидетельствует о том, что специализированные газеты УИС играют немаловажную роль в исправлении осужденных. Читатели, имеющие сейчас больше информации, чем когда-либо ранее, ждут от специализированных изданий достоверной информации об изменениях, происходящих не только в УИС в целом, но и в учреждении, где они отбывают наказание.

Более 30 лет назад, в 1980 г., в свет выходят 70 многотиражных газет отделов политико-воспитательной работы Управления исправительно-трудовых учреждений МВД СССР. Назывались они традиционно для ведомственных газет уголовно-исполнительной системы того времени – «Трудовой маяк» (Тула), «Вестник труда» (Липецк), «Трудовой вестник» (Ленинград), «Трудовое соревнование» (Кемерово), «Трудовой путь» (Минск), «Коллективный труд» (Владимир) и другие. Массовое появление газет подобного типа внутри системы исполнения наказаний – явление чисто советское, не имеющее аналогов в мировой практике.

В Казани с 7 января 1980 г. стала выходить газета «Верный путь» (первый редактор В.М. Рыбкин). Ее целевой аудиторией были осужденные, отбывающие наказание на территории Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР) и лечащиеся в лечебно-трудовых профилакториях (далее – ЛТП). Таким образом, с помощью газеты они получили возможность узнавать об «успехах» своих учреждений, а некоторые даже выступать со страниц своего печатного органа. В колониях были созданы секции и корпункты из числа спецконтингента и сотрудников. Это были наиболее грамотные осужденные и лечащиеся, начальники отрядов, учителя общеобразовательных школ, преподаватели и мастера профессионально-технических училищ, сотрудники других служб. В результате в течение 1980 г. редакция газеты «Верный путь» получила от своих общественных корреспондентов около 700 заметок и корреспонденций с мест.

Являясь одним из средств воспитательной работы, газета одновременно была и средством исправления осужденных. В первых выпусках газеты «Верный путь» можно было найти статьи о трудовых успехах осужденных, перевыполнении планов и зарисовки об отдельных передовиках. Об этом говорят сами заголовки: «Работаем без простоев», «Проверяем выполнение обязательств», «Успех закономерен». Основной задачей редакции был показ достижений передовиков производства, пропаганда примеров взаимопомощи в выполнении обязательств, соревнований осужденных за звание «Передовик производства», «Лучший по профессии», «Коллектив высокопроизводительного труда и примерного поведения».

Долгие десятилетия система исправительно-трудовых учреждений (далее – ИТУ) была закрыта для общества. В те годы на второй полосе газеты был гриф «За пределы подразделений не выносить». В газете не указывались номера колоний и ЛТП, номера отрядов. Вместо этого писали: «Учреждение, где начальником такой-то» или «Отряд, где начальником…». Запрещалось печатать и цитировать законы, указы, постановления, неопубликованные в открытых изданиях. Ведомственная цензура наложила многочисленные табу на опубликование количества следственных изоляторов, тюрем, колоний, лечебно-трудовых профилакториев и численности спецконтингента. Ни в коем случае не разрешалось писать о заболеваемости, производственном травматизме, смертности осужденных, не говоря уже о чрезвычайных происшествиях в местах лишения свободы. Газета выходила в полном соответствии с лучшими традициями советских многотиражек. Публиковались достаточно сухие «обезличенные» материалы, рисовались картины всеобщего благостного порядка. Материалы писались, исходя из принципа «У нас все хорошо». Критические материалы не публиковались.

Основная тема публикаций 1980-х гг. специализированных газет для осужденных – производственная. Газета для осужденных, пропагандируя необходимость трудиться, часто сама выступала организатором различных конкурсов типа «Лучший производственник». «Лучший по профессии» и т.д.

В одном из июльских номеров 1985 г. редакция «Верного пути» предложила всем осужденным и лечащимся принять участие в «Дне бережливости». Было предложено провести его в производственных цехах, в школах и на территориях учреждений. Решили взять под контроль бережное отношение к хлебу в столовых, экономное расходование электроэнергии в промышленных и жилых зонах, проверить исправность водопроводных сетей и т.д. Все перечисленные темы были освещены на страницах многотиражной газеты для осужденных. Более того, сами осужденные приняли активное участие в проведении предложенной акции и прислали в редакцию более 100 заметок и корреспонденций. Этот небольшой эпизод из жизни редакции говорит о больших возможностях газеты.

В 1987 г. редакция газеты «Верный путь» была награждена почетной грамотой за третье место во Всесоюзном смотре-конкурсе многотиражной печати политорганов исправительно-трудовых учреждений. Третье место среди более 70 газет бывшего тогда СССР свидетельствует о ее высоком профессиональном уровне.

Роль многотиражной печати, как отмечает в своей работе А.Ф. Измайлов, который занимался изучением деятельности многотиражных газет советского периода, во многом повышается при ее взаимодействии с другими видами СМИ: «Стало уже общепризнанным, что все массовые средства информации и пропаганды сегодня находятся во взаимосвязи. Повышение роли многотиражной печати также тесно связано и с газетами других типов, и с радио и телевидением, и с информационными агентствами и службами»1. Возможностей у журналистов многотиражной газеты довольно много, любую тему можно подать совершенно с неожиданной стороны. Главное, как считает автор данного материала, стоящий у истоков развития многотиражной газеты отдела политико-воспитательной работы Управления исполнения наказаний МВД ТАССР, чтобы не было материалов-близнецов, надоедливо кочующих из номера в номер приемов подачи материалов, дублирования сюжетных ходов. Основной принцип работы – делать газету для читателей вместе с читателями.

В начале 1990-х гг. система СМИ России претерпела ряд серьезных изменений, обусловленных социальными, экономическими и политическими преобразованиями, произошедшими в стране. Смена общественно-экономической формации, динамичное развитие рыночных отношений породили большой спрос на информацию о жизни осужденных. В 1990-х гг. стиль газеты «Верный путь» меняется. В 1992 г. печать УИС получила право выходить к широкому читателю вне зоны.

С первого номера 1994 г. меняется название газеты «Верный путь» на «После приговора». Заголовок «Верный путь», отдающий казенщиной, устарел. Исчез гриф секретности. В формировании лица газеты большую роль стали играть тематические полосы и тематические блоки, названия которых, как и названия внутренних рубрик, стали отражать специфику издания. Появились новые рубрики: «По ту сторону забора», «Благотворительность», «Душа и духовность», «Психолог рекомендует», «Нам отвечает прокурор» и др. В тематические полосы помещалась информация, отвечающая различным возрастным интересам читателей (например, тематические полосы «Паруса надежд» – для несовершеннолетних воспитанников воспитательных колоний). Названия тематических полос, как и названия тематических рубрик во многих случаях идентифицируют тип издания («Жизнь после освобождения»).

Газета стала открытой для полемики и дискуссий. Слово предоставлялось всем, кто хотел высказаться, – отбывающим наказание и работникам прокуратуры, администрации колоний и родственникам осужденных. Место идеологии заняла психология: материалы о судьбах осужденных все чаще стали появляться на страницах ведомственной газеты. Тенденция психологизма в изображении преступлений сохранилась в газете вплоть до нашего времени.

С изменением названия газеты изменилось и содержание. Газета стала ближе и для сотрудников, и для осужденных. Если первые получили возможность использовать материалы газеты для бесед с отбывающими наказание в местах лишения свободы, то у читателей появилась возможность из материалов газеты оперативно узнавать о новостях других подразделений. Многие материалы газеты «После приговора» учителя колонийских школ использовали на уроках и для проведения внеклассных мероприятий. В частности, на уроках правовых знаний учитель В.К. Великанов часто использовал публикации газеты на правовую тематику, например материал «Осуществление надзора за деятельностью ИТУ» (После приговора. 1994. № 36).

В научной литературе вполне обосновано отмечается, что в первые годы перестройки печать стала основным средством гражданской и духовной переориентации массового населения на новые образцы мышления и поведения. Именно СМИ, пользуясь популярным тогда принципом гласности, окончательно развенчали идеологию социализма и советскую систему государственного устройства2. На лицо уникальный феномен – газета уголовно-исполнительной системы развивается более быстрыми темпами, чем сама система.

В 2002 г. газета получает название «Другая сторона», и начинает выходить отдельное приложение для сотрудников уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан. В настоящее время тираж приложения 1700 экз.

Процесс трансформации нашего общества и системы массовых коммуникаций, как справедливо замечает Н.А. Ефимова, «далеко не закончен, хотя в последнее время транзитологи все чаще говорят о завершении десятилетнего переходного периода в истории постсоциализма и постсоциалистической истории СМИ»3.

Если в 1980 г. газету для осужденных «Верный путь» мы называли многотиражной газетой с присущими ей особенностями низовой печати, то газета «Другая сторона» сегодня может служить образцом внутрикорпоративной специализированной газеты нового образца.

В связи с гуманизацией процесса отбывания наказания на первый план в уголовно-исполнительной системе выдвигается социально-воспитательная работа с осужденными. Роль «своей» газеты в процессе исправления осужденных возрастает. Используя опыт предыдущих лет, журналисты газеты «Другая сторона», как и представители других СМИ, поддерживают обратную связь с целевыми аудиториями. Чаще всего для этого они используют анкетирование (50,6%) и индивидуальные интервью (30,8%), также и другие способы (18,6 %) – конкурсы, переписку с читателями, фокус-группы, форумы и т.д.

Что касается содержания внутрикорпоративных специализированных газет для осужденных, то в последние годы они стремятся выйти на более высокий уровень подачи материалов. Это касается прежде всего правовой тематики, которая в названных изданиях представлена в основном информационными публикациями. Вместе с тем все больше появляется аналитических материалов. Это говорит о том, что вопросу эффективности воздействия газеты на сознание читателей уделяется большое внимание.

По опросам журналистов, работающих в этих изданиях, обращение к темам, связанным с нравственным воспитанием, в настоящее время занимает до 50% их деятельности, тогда как раньше они были в основном ориентированы на производственные темы.

Структурно-композиционные и жанровые особенности изменения «Другой стороны» непосредственно связаны и с языковыми изменениями. Отказавшись от языка и стиля приказов, специальных инструкций и других официальных документов, а также от узких жаргонизмов и профессионализмов, газета использует стиль с ориентацией на публицистические формы.

Материалы газеты «Другая сторона» в настоящее время можно найти в интернете. Применение инновационных разработок позволяет значительно расширить возможности работы редакции с читателями. Важным этапом механизма создания и функционирования любых СМИ (в частности, внутрикорпоративных газет) является их продвижение на рынок. Под продвижением подразумевается симбиоз маркетинга и связей с общественностью, способствующих распространению издания, быстрому его узнаванию, запоминанию, переходу потенциальной аудитории в разряд постоянных читателей4.

С целью позиционирования издания УИС РТ нами предложено проводить пресс-туры в колонии и следственные изоляторы Республики Татарстан (РТ), Чувашской Республики и Республики Марий Эл (газета издается для осужденных всех трех республик) для журналистов центральных и региональных СМИ, а также издавать газету для осужденных на татарском языке. Существенную помощь в этом должны оказать общественно-наблюдательные советы, которые сейчас создаются в стране, в том числе в РТ. Именно они реально могут способствовать доступу СМИ к информации в учреждениях УИС.

Взятая автором в научно-исследовательскую разработку проблема развития корпоративных изданий уголовно-исполнительной системы на примере газеты «Другая сторона», учредителем которой является Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, на наш взгляд, представляет большой теоретический и практический интерес. Результаты будут интересны как широкому кругу журналистов, работающих в корпоративных СМИ, так и специалистам в области юриспруденции и правоохранительных органов.

 


  1. Измайлов А.Ф. Многотиражная газета производственного коллектива // Идеологическая работа: опыт, проблемы. М., 1982. С. 49.
  2. Кажикин А.А.Типология отечественной региональной прессы рубежа XX-XXI веков: На примере печатной периодики Воронежской области: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2004. С. 3.
  3. Ефимова Н.А. Журналистика в политической структуре российского региона конца XX века. На примере Республики Марий Эл // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. «Журналистика Поволжья» век XXI. Казань, 2002. Май, 29-30. С. 47.
  4. Штепа В. Корпоративные средства массовой информации химической отрасли // Актуальные проблемы функционирования печатных СМИ. Выпуск электронных и печатных СМИ. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2008. № 5. Ч. 1. С. 15–34.