Languages

You are here

Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании

Научные исследования: 
Выпуски: 

The Shift of Professional Competences in Journalism Education

 

Нико Дрок
профессор Школы медиа Университета прикладных наук Виндесхайм (Нидерланды); руководитель Проекта «Профессиональные компетенции журналиста» Европейской Ассоциации преподавателей журналистики (EJTA), esseru@mail.ru

Nico Drok
Professor Media and Civil Society, Leader of the European Competence Profile Project of the European Journalism Training Association (EJTA), School of Media, Windesheim University of Applied Science, Zwolle (The Netherland)s, esseru@mail.ru

 

Аннотация
Журналистика, которая связана с технологическими и экономическими переменами в общественном развитии, сама нуждается в инновационных подходах. Вопрос, поставленный в этой статье, состоит в том, коснутся ли эти инновации тех профессиональных компетенций, которые являются общими для всех 60 школ журналистики из 25 стран Европы, входящих в Европейскую Ассоциацию преподавателей журналистики (EJTA). Исследование, о котором пойдет речь, демонстрирует консенсус по поводу будущего ключевых компетенций, однако по некоторым позициям европейские профессионалы и студенты высказываются более открыто и определенно, чем российские.

Ключевые слова: журналистское образование, профессиональные компетенции, инновации в журналистике.

Abstracts
Journalism, which is connected with technological and economic changes in the society development, needs itself innovative approaches. The question raised in this article lies in the following: will these innovations affect the professional competences which are common for all the 60 schools of journalism in 25 European countries, which are members of the European Journalism Training Association (EJTA). The presented research shows consensus about the future of the main competences. However, in some points European professionals and students express their opinion more freely and clearly then their Russian counterparts.

Key words: journalism education, professional competences, innovations in journalism.

 

Введение

Преподавание журналистики – дело нелегкое и никогда, наверное, таковым не было. Дебаты по поводу того, какими специальными знаниями должен обладать журналист, ведутся уже многие годы. Не утихают и споры о том, должно ли образование журналистов быть нацелено на развитие конкретных навыков или оно должно ориентироваться на академическое размышление; следует ли ему концентрироваться на занятиях практической журналистикой или на ее исследовании. В конце концов, должны ли мы обучать «реальной» журналистике – такой, какая она есть, или «идеальной» – такой, какой мы бы хотели ее видеть.

Разные участники дискуссии выражают разные мнения. Студенты, преподаватели, руководители факультетов и школ журналистики, капитаны медиа индустрии – у всех у них свои идеи, как готовить кадры для профессии1. Разнообразие позиций связано отчасти и с тем, что само понятие «журналистика» терминологически неоднозначно, оно не очень четко отделено от «публичной коммуникации», «медиа», «новостей».

«Школы журналистики в течение долгого времени рассматривались как образовательные учреждения, где доминируют практики, которые не хотят делать упор на исследованиях. Концептуальная, эмпирическая и рефлективная работа была оставлена исследователям медиа, которым не удавалось сделать свои теории и результаты применимыми к реалиям ежедневного производства новостей»2.

Однако существуют и другие причины. В последние десятилетия начали размываться границы между традиционными и новыми медиа ( multiskillingпрофессия требует множества навыков), между информацией и развлечением ( infotainment), журналистикой и обществом ( user generated content), источниками и представителями аудитории (demediation), журналистами и издателями ( commercialisation ). Кроме того, такие социальные изменения, как информатизация, индивидуализация, интенсификация и интернационализация создали новую информационную и коммуникационную структуру, привели к фрагментации аудитории, формированию «непрерывной» культуры (non-stop culture) и глобализованных рынков3. В результате мы живем во времена радикальных перемен.

 

Европейская ассоциация преподавателей журналистики ( EJTA), основанная вскоре после падения Берлинской стены, нацелена на стимулирование панъевропейского сотрудничества в области журналистского образования. Ассоциация объединяет шестьдесят образовательных учреждений из 25 европейских стран и характеризуется разнообразием: различные типы учреждений, различные медиасистемы, разные культуры и двадцать различных языков.

С момента основания EJTA необходимость международного сотрудничества возрастала. Сегодня как никогда важно студентам-журналистам научиться думать глобально и действовать локально. Именно так и написано в Декларации принципов Всемирного совета по журналистскому образованию (WJEC), принятой в Сингапуре в 2007 г.: «Журналистика – это глобальная деятельность. Студенты-журналисты должны понять, что несмотря на политические и культурные различия они разделяют общие профессиональные ценности и цели с коллегами из других стран. Поэтому журналистское образование должно предоставить студентам знание из первых рук о том, какова практика журналистики в других странах».

Международная академическая мобильность студентов и преподавателей является одним из главных факторов для реализации этих идей. Однако мобильность нуждается в некоторой стандартизации, как бы это сложно ни было во времена перемен. Требуются международное признание профессиональных компетенций, прозрачность и совместимость системы научных званий, международный перевод кредитов и международная система подтверждения качества.

 

Проект «Компетенции журналистов»

Все члены EJTA осознают, что надо определиться с тем, что есть журналистика в этом изменчивом и неустойчивом мире. Они также понимают, что необходимо договориться об общих подходах, чтобы помочь своим студентам применить право на свободное передвижение и наднациональный подход к профессионализму. Кроме того, школы журналистики стремятся построить мосты между теорией и практикой. Если мы признанем общие стандарты качества в журналистском образовании, это сможет защитить учебные планы от слишком прагматичных запросов со стороны медиаиндустрии, с одной стороны, и слишком теоретических требований со стороны академического сообщества – с другой.

В 2006 г. в Тарту европейские школы и факультеты журналистики подписали Декларацию, в которой описаны десять основных журналистских компетенций. Компетенции представляют собой комбинацию знаний, умений и навыков, которые требуются для выполнения важных профессиональных задач. Каждая компетенция состоит из пяти квалификационных характеристик того, что студент должен знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать после окончания обучения.

Тартусская декларация предлагает нам общий язык для обмена мнениями, а также общие ориентиры для разработки курсов и учебных планов. Вот десять компетенций, которые должны приобрести студенты в ходе обучения:

  1. Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
  2. Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определённых медиа-каналов и СМИ.
  3. Организовывать и планировать журналистскую работу.
  4. Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования.
  5. Выявлять главную информацию.
  6. Структурировать информацию в журналистской манере.
  7. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
  8. Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность.
  9. Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе.
  10. Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера.

 

Этот перечень компетенций доказал свою актуальность, в том числе при создании каталога мобильности EJTA4. Однако выяснилось, что он имеет и определенные ограничения. Десять перечисленных компетенций, а также соответствующие ему 50 квалификационных характеристик не распределены по значимости, что предполагает, что все они одинаково важны. Более того, этот перечень оказался статичным, не подразумевающим возможности внесения в него какие-либо изменения, в то время как стало очевидным, что надо пересмотреть ценности журналистики в XXI веке.

В этой связи EJTA приступила к изучению того, как изменения, происходящие в журналистике, влияют на конфигурацию компетенций с точки зрения релевантных участников процесса. Проект состоял из трех фаз. Первая – это пилотный опрос, который проводился среди членов Европейской ассоциации преподавателей журналистики. Эта фаза была завершена в 2008 г. Вторая фаза была основана на онлайн опросе ведущих профессионалов ( N=360) из более 20 европейских стран. Она завершилась в 2010 г. В течение третьей фазы будут опрошены студенты и преподаватели школ и факультетов журналистики, она будет завершена осенью 2011 г.

На всех этапах участвуют респонденты из России: представители медиа индустрии, академического и студенческого сообществ.

 

Результаты второго этапа исследования: Европа

Основной вопрос исследования: выяснить, каким компетенциям в будущем следует уделить особое внимание при формировании программ журналистского образования.

Цифры, приведенные ниже, отражают результаты опроса европейских (в т.ч. российских) представителей индустрии.

 

Компетенция 1. Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения

Компетенция 2. Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных медиа-каналов и СМИ

 

Компетенция 3. Организовывать и планировать журналистскую работу

 

Компетенция 4. Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования

 

Компетенция 5. Выявлять главную информацию

Компетенция 6. Структурировать информациюв журналистской манере

Компетенция 7. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму

Компетенция 8. Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность

Компетенция 9. Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе

Компетенция 10. Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера

 

Вот три компетенции, которые по результатам опроса европейских профессионалов из медиа индустрии, оказались наиболее востребованными в последующие десять лет:

  1. Умение выявлять главную информацию.
  2. Нести ответственность за журналистскую работу.
  3. Работать в команде.

 

А это три компетенции, которые получили меньше всего баллов:

  1. Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
  2. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
  3. Работать в профессиональных медиа организациях.

А как обстоит дело с квалификационными признаками? Какие из них журналисты считают наиболее значимыми для следующего десятилетия?

Топ 10 признаков указывают на надежность, умение выбирать информацию, а также на чувства актуальности и избирательности.

 

 

Таблица 1. Топ 10 признаков рейтинга (журналисты/Европа)

 

Позиция

Квалификация

?

1

9.2 Быть надёжным работником

70,7

2

5.2 Уметь отбирать проверенную информацию

64,2

3

4.1 Обладать хорошими знаниями общего характера

64,2

4

9.3 Демонстрировать отдачу работе и инициативу

63,8

5

3.2 Работать в условиях постоянной нехватки времени

62,3

6

5.1 Уметь разделять основные и второстепенные факты

60,8

7

5.3 Уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию

60,3

8

2.1 Знать текущие события

60,0

9

8.3 Г отовность воспринимать критику

59,4

10

8.5 Быть способным нести ответственность за свои материалы

58,2

 

В конце списка мы находим квалификационные признаки, которые хоть и интересны журналистам, но непосредственно в ежедневном процессе журналистского производства не участвуют. Среди них: «знать свои права и обязанности в рамках организации», «иметь представление об условиях на медиарынке», «знать практические аспекты работы фрилансера» и «быть в состоянии размышлять о своей будущей карьере». Квалификации, которые связаны с дизайном и техническими аспектами, также считаются менее важными. Однако эти результаты стоит рассматривать с учетом типа СМИ. К примеру, вопросы верстки неактуальны для электронных СМИ. Удивительно, что квалификация «понимать роль и значение журналистики в современном обществе» находится в самом конце списка.

 

Таблица 2. Последние 10 строчек рейтинга (журналисты/Европа)

 

Позииция

Квалификация

?

41

1.2 Понимать роль и значение журналистики в современном обществе

42,4

42

6.3 Уметь структурировать информацию в соответствии с жанром

41,4

43

7.5 Уметь работать с техническим персоналом

41,0

44

10.2 Знать свои права и обязанности в рамках организации

40,6

45

3.4 Знать, как привлечь аудиторию к производству контента

40,2

46

10.4 Уметь оценивать редакционную политику

39,6

47

10.3 Иметь представление об условиях на медиарынке

39,1

48

7.3 У меть верстать

34,9

49

10.5 Знать практические аспекты работы фрилансера

30,0

50

1.5 Быть в состоянии размышлять о своей карьере

29,7

 

Сравнение с российскими профессионалами и студентами

Интересно, какие приоритеты у российских представителей профессионального сообщества ( N=32)? Сильно ли отличается их взгляды на наиболее и наименее важные квалификационные характеристики в сравнении с их европейскими коллегами ( N=360)?

Ответ на этот вопрос - нет.

Таблица 3. Топ 10 строчек рейтинга (журналисты Европы в сравнении с российскими)

 

Представители российского профессионального сообщества ставят ниже в списке такие квалификации, как «проявление инициативы», «готовность воспринимать критику» и «иметь базовые знания». В то же время они выше оценивают «умение определять уместность материала» (5 место по значимости), «обладание специальными знаниями» (6 место), а также «умение совершенствовать контент и форму» (10 место).

 

Таблица 4. Последние 10 строчек рейтинга (журналисты Европы в сравнении с российскими)

Самое значительное отличие российских медиапрофессионалов от их европейских коллег состоит в том, что первые ставят ниже языковую компетенцию (Европа – 28, Россия – 49), а также желание взаимодействовать с обществом (Европа – 24, Россия — 43).

А как обстоит дело с российскими студентами ( N=201)? Отличаются ли их приоритеты от приоритетов европейских профессионалов?

Здесь мы видим больше отличий. Студенты, как и российские профессионалы, в иерархии ценностей ниже ставят «хорошие знания общего характера» и «инициативу». Однако еще ниже они оценивают квалификацию «умение разделять основные и второстепенные факты» и «интерпретацию информации».

При этом они считают, что большое значение в последующие десять лет приобретут следующие квалификации: «ответственность за свои решения» (6 место), «представление идей убедительно» (8 место), «умение приспособиться к непредвиденным обстоятельствам» (9 место) и «понимание своих слабых и сильных сторон» (10 место).

 

Таблица 5. Top 10 строчек рейтинга (студенты Европы в сравнении с Россией)

Таблица 10. Последние 10 строчек рейтинга (студенты Европы в сравнении с Россией)

Мы можем сделать вывод, что все опрошенные (европейские и российские профессионалы, а также русские студенты) подчеркивают следующие качества, которыми должен обладать журналист:

  • надежность ;
  • понимание важности и актуальности события;
  • ответственность и подотчетность .

Профессионалы (как европейские, так и российские) выделяют также аналитические навыки. В то время как студенты чаще подчеркивают личные качества, которыми должен обладать журналист (гибкость, понимание своих слабых и сильных сторон). В этом отношении российские студенты отличаются от студентов в Нидерландах, которые в большей степени разделяют мнение профессионалов.

Инновационные компетенции

Как было отмечено выше, журналистика находится в процессе постоянных перемен в связи с технологическими, экономическими и социальными изменениями. Нам следует пересмотреть журналистские ценности, возникающие в цифровую, глобальную, постмодернистскую эпоху. Назрела необходимость в новых подходах к журналистике, а также ко всем ее составляющим: обществу, редакционным процессам, контенту, формам медиапродукта, платформам и к профессии как таковой. Для каждого из этих элементов можно выделить по одной важной инновационной компетенции.

Как разные участники образовательного процесса (профессионалы, студенты) оценивают важность в будущем тех профессиональных квалификаций, которые могут формировать инновационные компетенции?

Инновационная к омпетенция 1: «Участие» (журналисты Европы/России и студенты России)

 

Инновационная компетенция 2: «Открытость, транспарентность»

 

Инновационная компетенция 3: «Навигация»

Инновационная компетенция 4: «Повествование»

Инновационная компетенция 5: «Кроссмедиа»

Инновационная компетенция 6: «Предпринимательство»

 

В целом, европейские журналисты более открыты, откровенны в своих высказываниях, чем их российские коллеги и студенты. Особенно это видно на примере таких признаков как 9.2 «быть надежным» и 9.3 «демонстрировать инициативу». Правда, с признаком «обладать хорошей лингвистической подготовкой», картина противоположная.

Кроме того, мы видим полный консенсус по части инновационных компетенций «Открытость» и «Навигация»: все участники опроса едины в том, что они важнейшие. При этом они практически единодушны и в сомнениях по части того, насколько в будущем окажутся важны «Участие», «Повествования», «Предпринимательство» и «Кроссмедиа».

 

Вывод: Возвращение к истокам

Профессиональная журналистика переживает двойной кризис: финансовый и функциональный. Главный вопрос финансового кризиса: как расширить свою аудиторию? Главный вопрос функционального кризиса: как принести больше пользы людям, обществу? Повлияет ли этот двойной кризис на изменения в системе взглядов или мы вернемся к основам своей деятельности и ее базовым принципам?

Несмотря на разные точки зрения по поводу будущего журналистики, все-таки все – и профессионалы, и студенты сходятся на одних и тех же компетенциях и профессиональных квалификациях, которые будут актуальны в следующей декаде тысячелетия. Как показывает опрос, они предпочитают «возвращение к истокам» и особенно подчеркивают важность таких базовых профессиональных квалификций, относящихся к «Транспарентности» и «Навигации» как стремление к достоверности информации, ответственности перед публикой, обладание аналитическими навыками и чувством важности и безотлагательности информации.

 

 


  1. Josephi, B. (2008). Journalism education, in: Wahl-Jorgensen, K. E.a. (2008). The handbook of journalism studies. London: Routledge
  2. Hanitzsch, T. e.a. (2005). Building a home for the study of journalism. In: Journalism, 2005; 6; pp. 107-115. London: Routledge
  3. Drok, N. (2007). De toekomst van de journalistiek. Amsterdam: Boom.
  4. EJTA Mobility Catalogue // www.ejta.eu/mobility