Languages

You are here

Сервисное рецензирование как особая предметная область оценочной деятельности журналиста

Научные исследования: 
Выпуски: 

Service Reviewing as a Special Subject Field of Evaluation Activity of a Journalist

 

Нерсесова Татьяна Евгеньевна
аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, medvedevat-na@yandex.ru

Tatyana U. Nersesova
PhD student at the chair of print media, Faculty of Journalism, Moscow State University, medvedevat-na@yandex.ru

 

Аннотация
Автор рассматривает новые предметные области современной оценочной журналистики. Говорит об основных журналистских жанрах, используемых в работе рецензента, и затрагивает проблему авторитетности критика в глазах читателя, как необходимый профессиональный базис.

Ключевые слова: рецензирование, культура потребления, жанр, ресторанный критик.

Abstracts
The author considers new subject fields of modern evaluating journalism. The article gives an account of main journalistic genres which are used in reviewing and touches upon the problem of critics’ authoritativeness in readers’ eyes as a required professional basis.

Key words: reviewing, consumption culture, genre, restaurant reviewer.

 

Эра потребления и новые информационные запросы общества

Современное рецензирование успешно осваивает новые предметные области – это товары и услуги, которые в изобилии предлагает рынок современному человеку. Россия сравнительно недавно вступила в эру потребления; на этапе социалистического строительства в стране существовал острый товарный дефицит, многие вещи и услуги были недоступны широким массам населения. Полки магазинов начали наполняться товарами в начале 1990 гг. – с установлением курса, ориентированного на рыночную экономику. Становление рыночной экономики проходило в России болезненно, с перекосами, тем не менее российские потребители постепенно приобщились к определенному товарному изобилию.

Появление многочисленных услуг и разнообразных товаров закономерно привело к тому, что у граждан возникла необходимость делать выбор, ориентироваться в этом продуктовом разнообразии, им потребовалась помощь в грамотной, честной экспертной оценке предлагаемых товаров и услуг. Усугубляет положение недобросовестная, агрессивная реклама, которая выступает на стороне производителя; ее задача – любыми средствами заставить потребителя приобрести товар. Доверчивая российская аудитория легко поддается манипулятивному воздействию рекламы и часто оказывается обманутой производителями, тем более что на российский рынок попадет очень много низкокачественной продукции. В этой ситуации средства массовой информации, призванные улавливать и удовлетворять информационные запросы общества, взяли на себя функции эксперта товаров и услуг, чтобы, предоставляя читателям результаты объективной экспертизы, помогать им делать правильный выбор в бытовой жизни. Таким образом, чутко среагировав на общественные ожидания, критическая журналистика постепенно обрела новое направление деятельности, реализующееся в критике моды, путешествий, клубов, ресторанов и прочих вещей, которое можно назвать сервисной критикой (по аналогии с «сервисной» прессой1).

Это направление критики можно признать новым для России лишь отчасти, по причине того, что в Советском Союзе оно не только не развивалось, но считалось идеологически вредным, так как якобы культивировало «чуждые» западные материальные ценности – в противовес духовным, моральным − коммунистическим.

Однако в дореволюционной России критика товаров и услуг существовала, развивалась и обеспечивала утилитарное информационное обслуживание потребителей. Известно, что еще упоминаемый нами ранее Фаддей Булгарин, издатель газеты «Северная пчела», основоположник «торгового», то есть коммерческого направления в отечественной журналистике, в отделе «Смесь» помещал «короткие заметки, небольшие фельетоны, а также разного рода сообщения, в которых рекомендовались изделия фабрик, заводов, мастерских»2, наряду с произведениями литературы и искусства. Ф. Булгарина можно также назвать первым в России ресторанным критиком, поскольку, по воспоминаниям современников, он любил посещать рестораны и описывать впечатления от обеда в газетных материалах.

Возрождение и развитие критики товаров и услуг в современной России шло параллельно с укреплением рыночных отношений и к настоящему моменту выросло в самостоятельное и достаточно объемное направление. Сегодня критические материалы по поводу тех или иных товаров и услуг присутствуют на страницах многих печатных и интернет-изданий. Предметное поле сервисной критики постоянно расширяется, появляются ее новые тематические специализации.

«География» предлагаемых услуг расширилась до мирового уровня: сюда относятся предложения туроператоров о путешествиях как по родной стране, так и по зарубежным странам, образовательные услуги и предложения о работе и соответственно − отзывы и рецензии журналистов, которые воспользовались этими услугами «по заданию редакции». Многовариативной стала периодичность выхода подобных журналов и газет − на рынке появилось множество разнообразных еженедельников и ежемесячников. Новый для нашей страны тип журналов − рекламно-рекомендательные, то есть сервисные, издания существуют и как ответвление деловой прессы, например, направленные на обслуживание предпринимателей, и как специализированные журналы − о продовольственном рынке для менеджеров, директоров предприятий, владельцев баров, ресторанов, супермаркетов, и как оперативные еженедельники − обозрения товаров и услуг, включая службу знакомств.

Заметно расширилась за последние годы сеть корпоративных изданий, направленных на профессиональную ориентацию, включая расширение представлений о перспективах данного рода деятельности и рекомендаций по более точному соответствию этой деятельности запросам дня, например, журнал «Ресторанный бизнес». На некоторых направлениях, связанных с особо востребованными профессиями, заметна конкурентная борьба в одной «нише». Так, к примеру, обстоит дело с темами, посвященными обустройству дома, парковому и домашнему дизайну, автомобилям и другим направлениям.

Кроме корпоративных изданий, работающих в узком тематическом поле, «потребительскую» тематику многоаспектно отслеживает универсальная пресса класса «обо всем для всех». Обязанности здесь распределяются следующим образом: качественные издания занимаются экспертизой эксклюзивных товаров и услуг, которые могут заинтересовать состоятельных людей, а массовая пресса сосредоточена на товарах и услугах широкого спроса, доступных массовому потребителю.

Рубрики, адресованные потребителю, можно встретить во многих газетах, относящихся к разным типам (например, тематическая полоса «Потребитель» в «Новых известиях», рубрика «Полезный выбор» в «Аргументах и фактах»). Здесь можно прочитать рекомендации по выбору различных товаров и услуг (чаще всего – наиболее востребованных), которые были составлены на основе анализа их потребительских свойств и зачастую испытаны самими журналистами как потребителями.

Интенсивно развивающимся направлением критики сегодня является «туристическое направление». Уже достаточно большое количество россиян могут себе позволить отдых за рубежом, поэтому даже массовые издания открывают рубрики, посвященные обзору туристических услуг и экспертизе уровня сервиса, предлагаемого отдыхающим, описанию достопримечательностей разных уголков мира, практическим советам для туристов, собирающихся на отдых в те или иные страны. Примером такой рубрики является «Турклуб» в «Московском комсомольце».

Широко востребованы в настоящее время образовательные услуги, поэтому пресса оперативно откликается на эти запросы аудитории и предоставляет материалы, ориентирующие граждан в сфере образования не только внутри страны, но и за границей. Современное общество становится все более мобильным, рынок ставит людей в условия конкуренции, поэтому поиск работы, карьера, повышение квалификации, освоение новых востребованных профессий − все эти важнейшие аспекты жизни современного социума попадают в поле зрения экспертизы.

Взаимообусловленный рост благосостояния общества и потребления создаваемых материальных благ способствовали развитию модного бизнеса в стране, поскольку граждане смогли наконец реализовать свои естественные потребности красиво и модно одеваться, соответственно им потребовались советы специалистов в этой области, и это закономерно способствовало интенсивному развитию модной критики. Как известно, первые модные журналы в России появились благодаря Н.И. Новикову, который в 1779 г. начал выпускать журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», в котором, кроме развлекательного чтения для дам, прилагалось «и о том старание, чтобы сообщаемо было о новых парижских модах»3. В дореволюционной журналистике моде уделялось очень большое внимание. Не чужда этой теме была и советская журналистика (журналы «Работница», «Крестьянка»), с тою лишь разницей, что в условиях дефицита товаров «модная» тематика носила гипотетический характер и была не лишена идеологического подтекста.

Настоящий модный «бум» в России начался в 1990 гг., когда в Россию хлынул поток товаров, и параллельно стали выходить русскоязычные версии распространенных в мире журналов мод, а также женских и мужских журналов – мировых «брендов» (например, Cosmopolitan, Elle, Vogue). Все они традиционно уделяют внимание основным тенденциям моды. Со временем появились и отечественные издания, сосредоточенные на «модных трендах» (Например, «Лиза», «Натали», «Женские секреты»)4. Знаковым событием стало появление журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», освещающего моду как феномен культуры.

Универсальные издания также не могут игнорировать эту тему в силу ее социальной значимости, поскольку одежда относится к базовым потребностям человека, а также является выражением его ценностно-эстетических представлений. Критику моды можно встретить сейчас в самых разных изданиях (вот несколько примеров: рубрика «Стиль жизни» в «Независимой газете», где среди прочих авторов выступает блестящий знаток истории одежды А. Васильев; рубрика «Полиция моды» в «МК-Бульваре» − еженедельном приложении к «Московскому комсомольцу»).

 

Ресторанная критика и формирование новой культуры потребления

Характерной тенденцией нового времени являются усилия журналистики, направленные на формирование в обществе культуры потребления, на эстетическое воспитание аудитории. В этом отношении показательны издания по современному дизайну, которые освещают проблематику, связанную со средой обитания современного человека: «Идеи вашего дома», «Лучшие интерьеры», «Красивые дома», «Сад», «Красивые квартиры» и прочие. Как подчеркивает Т.Ф. Дедкова, комментируя значение подобных изданий, «дизайнер обращается ко всей исторически сложившейся культурной сфере и формирует новые культурные образцы, которые запускают» определенные социальные процессы. Перемены касаются отношения общества к природе, нового качества жизни и взаимоотношений людей. Таким образом, мы видим, что критика товаров и услуг не ограничивается утилитарными функциями, но активно занимается формированием потребительской культуры граждан и общей культуры социума в целом.

Остановимся более подробно на таком популярном направлении сервисной критики, как ресторанная критика. Ресторанная журналистика как вид журналистского творчества появилась в новой России не так давно, только во второй половине 1990 гг., но за достаточно недолгий срок успела стать очень популярной и востребованной. Многие крупные издательские концерны сочли выгодным запуск специализированных газет и журналов с ресторанной тематикой.

Все существующие с этого момента «ресторанные» издания можно условно разделить на две категории: это, во-первых, издания для профессионалов, задействованных в ресторанном бизнесе, то есть владельцев кафе и ресторанов, управляющих, PR-менеджеров, арт-директоров, а также поставщиков продуктов питания, алкогольной и табачной продукции, посуды и прочего инвентаря, словом, всего того, что необходимо любой точке общественного питания; во-вторых, издания для потребителей, то есть для всех тех, кто любит питаться и отдыхать вне дома и готов тратить на это деньги. От печатных изданий ресторанного «характера» эта аудитория ожидает информации о том, где можно вкусно и недорого пообедать или, возможно, с шиком и размахом поужинать. Аудитории потребителей также полезно бывает узнать и о последней ресторанной моде: самой популярной кухне, лучшем столичном заведении и самом виртуозном шеф-поваре.

Но у изданий, рассчитанных прежде всего на столичных гурманов и посетителей ресторанов, есть и своя вторичная аудитория. Это все те же участники ресторанного «делопроизводства», для которых выходят издания первого типа. Они не только регулярно читают то, что предназначается для их потенциальных посетителей, но и активно сотрудничают с такого рода изданиями. Так, именно рекламные материалы, оплачиваемые средствами рестораторов-профессионалов, помогают выжить многим изданиям в наше непростое с экономической точки зрения время.

Профессиональные издания в большинстве своем являются заведомо качественными изданиями. Они заботятся о своем имидже, хранят верность безупречной репутации и не обманывают ожиданий однажды завоеванной аудитории. Правила их работы довольно просты, но в наш век бесконечной погони за прибылью придерживаться таких правил бывает сложно.

Необходимо отметить, что секрет неизменного успеха специализированных профессиональных изданий заключается в том, что они практически единолично определяют «правила игры» в своем секторе. Работая в своем информационном пространстве, они формируют потоки качественной профессиональной информации и выбирают из них самое важное. Этим они существенно облегчают жизнь серьезному и избирательному читателю − потребителю качественной профессиональной информации в той или иной сфере.

При удачной организации специализированного информационного пространства, в котором работают только качественные СМИ, читателю остается лишь выбрать источник или группу источников для получения необходимой информации. Это быстро, надежно и удобно, а потому СМИ, предоставляющие своим читателям такую возможность, заведомо обречены на успех.

Но нужно отметить, что важную роль в развитии ресторанной периодики сыграли не только специализированные издания. Активное участие в этом процессе приняли и общеполитические газеты и журналы, а также издания экономической направленности и те, что пишут о культурно-литературном процессе. С тех пор, как открытие нового кафе или ресторана в Москве стало явлением если не совсем обыденным, то достаточно распространенным, многие средства массовой информации посчитали необходимым завести у себя колонку, а иногда и целую полосу ресторанных новостей или же модной ныне ресторанной критики.

Одним из «первопроходцев» в этом жанре можно считать авторитетный «Коммерсантъ». Именно издательский дом «Коммерсантъ» был первым, и долгое время единственным, кто последовательно и неподкупно информировал общественность о том, что происходит в ресторанах Москвы, а затем и Санкт-Петербурга. Началось все с одного из выпусков «Коммерсанта» начала 1990-х гг., с маленькой заметки тогда еще не главного редактора, а рядового журналиста Андрея Васильева. В материале Васильев рассказал о новом московском кооперативном ресторане еврейской кухни. Уже потом в «Коммерсанте» появилась новая должность − «ресторанный критик», неизменно занимаемая Дарьей Цивиной, и еженедельные приложения Weekend с подборкой рецензий по самым интересным новинкам ресторанного рынка. Так, 15 лет назад впервые в новейшей российской истории появление новых блюд в меню ресторана стало считаться информационным поводом, а рестораторы и шеф-повары стали ньюсмейкерами - людьми, создающими новости.

 

Жанры оценочной журналистики

Рассмотрим ресторанную периодику с точки зрения жанровых предпочтений. Прежде всего, это – статья как самый аналитичный жанр. Помимо статей на печатных полосах журналов ресторанной тематики можно часто встретить небольшие новостные заметки. Как правило, они содержат последние новости столичной ресторанной жизни и рассказывают о громких светских событиях.

Не забывают журналисты, работающие в подобных изданиях, и о таком ключевом жанре, как интервью. Их собеседниками становятся успешные российские рестораторы, опытные управляющие и знаменитые своим мастерством шеф-повары. Они рассуждают о перспективах развития отечественного ресторанного дела, говорят о его национальных особенностях и слабых сторонах, затрагивая тем самым большинство самых актуальных проблем, интересных любому вовлеченному в ресторанный бизнес читателю и тому, кто просто им увлечен.

Особое положение на полосах ресторанной периодики занимает ресторанная критика. Отметим, что именно ресторанная критика стала не только самым популярным и модным контентом в изданиях с подобной тематикой, но и для многих читателей «лицом» таких изданий. Поскольку читателями в первую очередь прочитывается и хотя бы бегло просматривается в номере, содержащем определенную долю «ресторанной информации», ресторанная критика.

Причин такой популярности, на наш взгляд, несколько. Во-первых, это сравнительно новое направление, получившее широкое распространение недавно. Во-вторых, человеку, регулярно посещающему рестораны, всегда интересно получить объективную информацию о том, что нового и интересного произошло на столичном или любом другом ресторанном рынке. Здесь нужно сделать акцент именно на объективности, а значит, на профессионализме ресторанного критика и непредвзятости его оценки. Ведь читать рекламу, даже креативную, грамотно и интересно написанную, для большинства из нас неинтересно. Потому что реклама − это всегда желание красиво преподнести и продать товар, независимо от его качества. Нечто подобное происходит и с небольшими новостными материалами. Из них, например, читатель узнает, что открылся новый ресторан, но ему неизвестно, насколько он плох или хорош, из-за чего в его сознании не формируется образ заведения, и потому часто не возникает желания туда пойти.

Другое впечатление производит на читателя текст ресторанного критика. Он чаще запоминается, поскольку такие материалы обычно пишутся ярко, интересно и часто − со здоровым чувством юмора и служат руководством к действию или бездействию читателя – потенциального посетителя ресторана, в зависимости от тона и характера отзывов. Более того, читатель подсознательно считает, что критик - искушенный и независимый человек, а также профессионал своего дела, и можно доверять его оценке. Таким образом, ресторанный критик выполняет свою главную и прямую задачу − помогает своему читателю сориентироваться в многообразии предложений на ресторанном рынке.

Как отмечалось выше, ресторанная критика в истории современных отечественных средств массовой информации появилась совсем недавно. И тем не менее, в рамках этой новой специализации уже сложились свои правила, требования и закономерности. Но прежде чем говорить непосредственно о них и об особенностях такого рода «критики» в целом, выясним, к какому из классических и исторически устоявшихся жанров журналистского творчества имеет большее отношение тот, который стал предметом обсуждения и исследования в данной работе.

Если попытаться сделать это методом проведения сопоставительного анализа текстов ресторанной критики и других жанров, то можно прийти к выводу, что по своей сути ресторанная критика наиболее близка к жанру рецензии, которая в своей основе также подразумевает оценивающее и критичное отношение к различным явлениям общественной и культурной жизни.

Однако ресторанная критика имеет свои характерные особенности и отличительные черты. Считать ресторанную критику, несмотря на ее название, критикой в полном смысле мы можем только условно. Ресторанная критика, близкая по сути к рецензии, в традиционном ее исполнении, это, прежде всего, отзыв и оценка. Но в данном случае оценивается не произведение искусства или шедевр мировой литературы, а, в своем роде, также «информационное явление» − очередное заведение общественного питания.

Вся ресторанная критика − это описание и передача субъективных ощущений и впечатлений одного индивида, поскольку человек, пишущий о том, что ему понравилось в данном заведении и что не понравилось совсем, высказывает личную точку зрения, сложившуюся под воздействием множества как объективных, так и вполне обоснованных субъективных ощущений. Поэтому многие читатели изданий о ресторанном бизнесе выбирают «своего» критика, то есть того, чье мнение, как показывает практика, чаще совпадает с собственным, что может быть объяснимо схожестью кулинарных пристрастий, жизненных приоритетов и многих других факторов.

Безусловно, с накоплением богатого практического опыта любой ресторанный критик становится в своей работе более профессиональным и более объективным. Он уже не идет на поводу у собственных сиюминутных ощущений и старается освободиться в суждениях от личных пристрастий. Но, несмотря ни на что, по доказательствам ведущих мировых специалистов в области психологии, любой человек дает оценку окружающему его миру, предварительно пропуская информацию сквозь призму собственных представлений, вкусов, предпочтений и стереотипов.

Вторым, не менее важным фактором, не позволяющим окончательно исключить возможность субъективной оценки, является и то, что сам по себе вид ресторанной критики возник сравнительно недавно. В рамках этой специализации еще не сформировались определенные практические приемы и теоретические правила. С момента его возникновения и до сегодняшнего дня журналисты, работающие в этом направлении, руководствуются прежде всего своими личными гастрономическими знаниями, накопленными преимущественно опытным путем. Поэтому наличие определенной доли субъективной оценки является неизменной и неустранимой составляющей ресторанной критики.

Для того чтобы избежать откровенной субъективности в этой сфере, журналист - ресторанный критик, как и любой другой рецензент, пишет адресные материалы, доступные для той категории читателей, которой они предназначаются, стараясь быть непредвзятым, контролируя личные эмоции и не настраиваясь заранее на какой-либо определенный результат. Однако и у ресторанного критика, несмотря на «молодость» вида, есть свои обязательные пункты «творческой программы», то есть те факторы, на которые он должен непременно обратить свое внимание и внимание читателей.

Итак, если рецензент, пишущий отзыв о новой театральной постановке, обязательно акцентирует свое внимание на профессионализме режиссера, уровне актерского исполнения, качестве декораций и реакции первых зрителей, то ресторанный критик непременно оценивает: уровень кухни и качество исполнения и оформления подаваемых блюд; общую атмосферу заведения, включая свежесть ремонта и новую мебель, комфортность освещения, соответствие отдельных деталей интерьера общему стилевому направлению и концепции заведения и прочие особенности; богатство винной карты и мастерство сомелье; общий уровень обслуживания, включающий вежливость, находчивость и расторопность официантов, выдающиеся организационные способности управляющего или их отсутствие и тому подобное. Важным и часто решающим фактором в формировании окончательного впечатления становится должное соотношение суммы выставленного счета и общего уровня заведения.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что талантливый и профессиональный ресторанный критик рассматривает ресторанное дело не только как некий бизнес в сфере общественного питания, но и в ракурсе культуры и стиля. Он оценивает заведения не только по кулинарным заслугам, но и по такому ценному свойству, как «атмосфера», впечатление о которой складывается из интерьера, особенностей публики, «энергетики места» и прочих неуловимых, но очень важных деталей, поскольку современные клиенты приходят в ресторан не только за качественной едой, но и за положительными эмоциями.

 

Авторитетность критика – как неотъемлемая часть профессии

Вопросы доверия любому профессиональному критику и использование его рекомендаций представляют сегодня немаловажную проблему для данной отрасли журналистики. Рассмотрим, насколько ценным для потребителей и читателей является мнение критиков. Сделаем это на примере все той же ресторанной периодики. Производство любого продукта физического или умственного труда изначально мотивировано целью – быть использованным на практике. Не всегда столь важно, кто воспользуется результатом вашего труда или творчества, главное, чтобы этот результат стал однажды востребованным и кому-то необходимым. Это правило справедливо и по отношению к журналистской профессии ничуть не меньше, чем к любой другой. Не вызывает сомнения, что удачно созданный текст, репортаж или программа радуют автора задолго до того, как он узнает об их коэффициенте полезного действия.

Но еще более очевидно и то, что даже самый блистательный журналистский материал нельзя назвать успешным, если он не дошел до читателя, не нашел своего зрителя или слушателя, ведь цель работы журналиста состоит не только в том, чтобы собрать и обработать информацию, но главное − донести эту информацию до адресата.

Автор данного исследования не ограничился только осмыслением теоретических вопросов, касающихся ресторанной критики, но и попытался изучить и обобщить современную практику этого нового направления в журналистике. Чтобы выяснить, насколько читателям интересна, а главное, полезна такая информация, было решено провести небольшое социологическое исследование. Его объектом стали 50 человек обоих полов, представляющие различные возрастные группы, объединенные одним фактором: все они – частые посетители столичных кафе и ресторанов.

Методом проведения социологического исследования было выбрано анкетирование5 как наиболее эффективный и в то же время простой способ получить прямые ответы на поставленные вопросы.

Всем участникам анкетирования были предложены для заполнения анкеты, каждая из которых содержала следующие вопросы:

1) При выборе кафе, кофейни или ресторана какими информационными источниками Вы чаще пользуетесь:

  • рубриками ресторанной критики в журналах и газетах;
  • отзывами знакомых и друзей;
  • наугад выбираю заведение;
  • информацией в сети интернет6?

2) В результате (после посещения заведения) Ваше мнение чаще совпадает или же не совпадает с первоисточником?

Согласно результатам проведенного социологического исследования только 9% из общего числа опрошенных при выборе заведения прислушиваются к отзыву какого-либо ресторанного критика. В то время как явное большинство респондентов, а именно, 44%, в большей степени доверяют дружеским рекомендациям и советам. 22% опрошенных выбирают место, где можно пообедать или поужинать, предварительно изучив соответствующую информацию в сети интернет. 25% столичных гурманов признались, что действуют «на удачу» и выбирают заведение чаще всего наугад. Также интерес представляет и тот факт, что конечное собственное мнение респондентов о каком-либо заведении уже после его посещения чаще всего совпадает с оценкой первоисточника в том случае, когда в его роли выступает информация из интернета. А вот чаще всего не соглашаются с мнением первоисточника тогда, когда им являются отзывы друзей и знакомых.

В результате проведенного исследования также удалось выяснить, что с мнением профессионального ресторанного критика посетители соглашаются в 21% случаев. Однако изначально, делая выбор, люди не слишком склонны доверять отзывам этих же ресторанных критиков, опубликованным в газетах и журналах. Возможно, причины такого недоверия стоит искать в особенностях самой ресторанной критики, а точнее − в ее очевидных слабых сторонах. На наш взгляд, одной из них является, во-первых, «молодость» этого вида рецензирования как такового: еще не выработаны четкие критерии оценки рецензируемых заведений общественного питания, не определены методы работы профессионального ресторанного критика.

Во-вторых, на сегодняшний день в этой специализации работают люди, которые, как принято говорить, «сделали себя сами». Все необходимые навыки для профессиональной деятельности они приобретали методом собственных многочисленных проб и ошибок, в то время как театральный или музыкальный критик, прежде чем приступить к своей прямой профессиональной деятельности, проходит серьезную теоретическую подготовку. Другими словами, этому, сравнительно новому направлению на сегодняшний день не хватает той теоретической базы, которая позволила бы готовить профессионалов для этой сферы столь же успешно, сколь успешно готовят их для работы в других областях критики.

И, в-третьих, настоящую ресторанную критику сегодня нередко подменяют заказные статьи (владельцы ресторанов и клубов обращаются к профессиональным журналистам с просьбой за соответствующую плату выразить «непредвзятое» мнение о заведении в яркой манере изложения). То, что уровень рекламируемого подобным образом ресторана может совсем не соответствовать действительности, посетитель, поверивший публикации, выяснит позже, но, безусловно, перестанет доверять ресторанному критику.

Надо заметить, что заказные материалы – это проблема не только ресторанной критики. Рецензирование товаров и услуг – это та пограничная зона, где часто происходит подмена функций: экспертиза оборачивается на практике рекламой или пиаром, причем уличить рецензента в ангажированности здесь крайне сложно. Важнейшим фактором добросовестности и объективности критики в данном случае является позиция критика, то есть на чьей стороне выступает журналист − на стороне производителя или на стороне потребителя.

Безусловно, ответственный и неподкупный критик может выступать только на стороне интересов своего читателя и браться за перо только для того, чтобы дать своему читателю объективные сведения о товарах и услугах и помочь ему выбрать действительно лучшее из того, что предлагает наш неотрегулированный, хаотичный рынок. Конечно, решающую роль здесь играет этика, совесть журналиста, именно она мотивирует выбор его позиции – на кого и ради чего работать. К сожалению, соблюдение этических норм остается очень острой проблемой современной отечественной журналистики, и не последнюю роль в этой ситуации играет серьезная экономическая зависимость журналистов не только от работодателей, но и от общей экономической ситуации в стране.

Независимая экспертиза товаров и услуг, подобно всем другим видам критики, выполняет важную социальную функцию – регулирующую, поскольку она способна оказывать воздействие на производителей, заставлять их заботиться о качестве своей продукции, следовательно − она становится дополнительным рычагом регулирования отечественного рынка. Чем больше будет объем объективной журналистской экспертизы, чем шире будет общественный резонанс подобной деятельности, тем труднее станет поставщикам реализовывать заведомо некачественный товар.

Важно отметить еще одну социально значимую функцию рецензирования товаров и услуг – культуроформирующую, поскольку критика определенным образом формирует правильный вкус у населения, культуру потребления, рекомендуя качественные товары и услуги и повышая тем самым общий культурный уровень социума. Вместе с тем здесь кроется и опасность перекоса в сторону консьюмеризма, когда СМИ, обрушивая на аудиторию вместе с валом рекламы большой объем материалов, смакующих потребительскую тематику, способствуют формированию психологии безудержного потребления, создавая в общественном сознании исключительно культ материальный благ. То есть в рецензировании духовной и материальной сферы необходим баланс, чтобы культурный облик современного общества формировался гармонично.

Итак, рассмотрев еще одну специализацию современной критики – экспертизу товаров и услуг, можно заключить, что на сегодняшний день подобная критика является необходимым условием комфортного проживания социума на современном этапе развития производства, поскольку без грамотного профессионального «путеводителя», гида, эксперта человеку крайне сложно разобраться в том, что ему действительно нужно и интересно, а не навязывается рекламой и нечестными продавцами различных услуг и товаров. Настоящим «сталкером» в неведомом простому гражданину потребительском пространстве становится честный и принципиальный журналист-критик, который профессионально «проведет» потребителя по бескрайним просторам предложений, поможет оценить их и сделать правильный выбор. Поэтому насущной задачей сегодня становится специальная подготовка журналистов для этой сферы деятельности.

 


  1. См.: Горчева А.Ю.Корпоративная журналистика. М., 2008.
  2. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. А.В. Западова. М., 1973. С. 159.
  3. Там же. С. 72.
  4. См.: Типология периодической печати / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской.М., 2007.
  5. Анкетирование – «метод, близкий к опросу, однако обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обоснованный ответ на те или иные вопросы» (Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 2010. С. 193).
  6. Здесь имеются ввиду собственные сайты кафе и ресторанов,тематические форумы, отзывы посетителей, ресторанные гиды и рейтинги, ресторанная критика в сети интернет.