Print Media in Austria During the Crisis
Тредлер Ирина Лазаревна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, iralaz@gmail.com
Irina L. Tredler
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, iralaz@gmail.com
Аннотация
Автор анализирует ситуацию, сложившуюся на рынке австрийской прессы в период финансово-экономического кризиса, и вызванный им кризис рекламный. Рассматривается развитие печатных СМИ Австрии на современном этапе.
Ключевые слова: рынок прессы, печатные СМИ Австрии, кризис.
Abstracts
The author analyses the situation formed on the Austrian print media market during the financial crisis and the advertising crisis which followed. The article examines the development of Austrian media on a contemporary stage.
Key words: print media market, Austrian print media, crisis.
На рынке печатных СМИ Австрии ощущается влияние рекламного кризиса, который стал одним из последствий кризиса финансового и привел издания к необходимости еще больше экономить средства. Происходит общее снижение тиражей и охвата аудитории, практически все издания испытывают заметные потери в сфере рекламы и сокращение рекламных бюджетов. В то же время в Австрии продолжают появляться новые издания.
Большой резонанс вызвало заявление медиагруппы «Штирия» (Styria) о желании объединить свои региональные СМИ с тирольским издательским домом «Мозер Холдинг» (Moser Holding). В форме этого совместного предприятия могло возникнуть самое крупное медийное издательство Австрии. Однако семья Мозер неожиданно сорвала сделку без указания конкретных причин. В то же время неудачная попытка объединения не повлияла на уже существующий опыт сотрудничества между этими издательскими домами в области региональных СМИ, которое развивается в рамках группы «Региональмедиен Аустриа АГ» (Regionalmedien Austria AG – «Региональные медиа Австрии») и благодаря которому обе компании создали сеть бесплатных газет на территории всей Австрии.
«Мозер Холдингу» пришлось вновь отложить в долгий ящик планы по выпуску в малом формате «Тиролер Тагесцайтунг» ( Tiroler Tageszeitung – «Тирольская ежедневная газета») – крупнейшей по охвату читательской аудитории ежедневной газеты земли Тиролио. В ноябре 2009 г. издательство вынуждено было объявить о прекращении выпуска верхнеавстрийской еженедельной газеты «Рундшау ам Зоннтаг» ( Rundschau am Sonntag – «Обозрение в воскресенье»). Это бесплатное издание было одним из печатных продуктов, в которые «Мозер Холдинг» превратил региональную газету «Оберостеррайхише Рундшау» ( Ober? sterreichische Rundschau – «Верхнеавстрийское обозрение») после ее покупки за год до этого. Предпринятые в начале августа попытки сделать «Рундшау ам Зоннтаг» платной газетой также потерпели неудачу. В итоге после закрытия издания 55 из 100 его сотрудников потеряли работу.
Группа «Штирия», напротив, сумела в кризис выйти на рынок с новым воскресным изданием – «Прессе ам Зоннтаг» ( Presse am Sonntag – «Пресса в воскресенье»). Этот воскресный выпуск, выходящий под руководством редакторов газеты «Ди Прессе» ( Die Presse – «Пресса») и без набора дополнительного персонала, впервые появился в марте 2009 г. как первая качественная воскресная газета. А в июле группа «Штирия Медиен АГ» (Styria Medien AG – «Медиа Штирии») сменила название на «Штирия Медиа Групп АГ» ( Styria Media Group AG – «Медиагруппа Штирии» ).
Трудности испытывает газетно-журнальный издательский дом «Медиапринт» (Mediaprint), который выпускает газеты «Кронен Цайтунг» ( Kronen Zeitung – «Газета за крону») и «Курир» ( Kurier – «Курьер»). Компания отходит от продажи рекламных объявлений другим газетам, чтобы в большей степени сконцентрироваться на выпуске и распространении своих собственных печатных изданий. В конце 2009 г. «Медиапринт» перестал распоряжаться рекламными площадями и управлять абонементом в ежедневной газете «Кэрнтнер Тагесцайтунг» ( K? rntner Tageszeitung – «Каринтская ежедневная газета»). В то же время издательство начало сотрудничество с ежедневной газетой «Зальцбургер Нахрихтен» ( Salzburger Nachrichten – «Зальцбургские новости», «ЗН») и объединило доставку на дом газет «Кроне», «Курир» и «ЗН».
Газета «Кронен Цайтунг» («Кроне») – крупнейшая австрийская бульварная газета – остается лидером рынка периодических изданий. Ежедневно ее читают почти 3 млн человек (при общей численности населения Австрии – 8 млн жителей). По данным крупнейшего в стране ежегодного исследования медиапотребления, в 2007 г. доля издания среди читающих жителей Австрии составляла 42,2%1. Таким образом, несмотря на кризис, газету «Кронен Цайтунг» можно считать одной из наиболее успешных в мире по охвату читательской аудитории.
Несмотря на общее снижение тиражей и охвата аудитории, в Австрии в последнее время возникли новые журналы и ежедневные газеты, такие как «Остеррайх» (? sterreich – «Австрия»), «Ньюс Лебен» ( News Leben – «Новости – Жизнь»), «Ред Булльтэн» ( Red Bulletin – «Ред Бюллетень»), «Джуэл» ( Jewel – «Драгоценность») и другие, что приводит к фрагментации, или дроблению и разделению на более мелкие сегменты, рынка печати. Она связана с фрагментацией аудитории, а также усилением конкуренции среди печатных изданий с целью завоевания читателей. Учитывая высокую степень концентрации австрийского печатного рынка, новым изданиям приходится искать свободную читательскую нишу и пытаться занять это место и завоевать долю на рыке. В этой связи специализированные издания получают некоторые преимущества.
В секторе иллюстрированных журналов эта тенденция коснулась в большей степени женских журналов. Так, в марте 2007 г. Ева Диханд выпустила бесплатный журнал «Лайв – Хойте дас Бесте дер Вохе» (Live – Heute das Beste der Woche – «С места событий: сегодня лучшее за неделю»). Этот дайджест выходного дня вышел тиражом 300 тыс. экз. Новый 80-страничный журнал Евы Диханд «Лайв» ( Live – «С места событий») бесплатно распространяется по пятницам через лотки газеты «Хойте» ( Heute – «Сегодня»).
В сентябре того же года Уши Фелльнер, издающая вместе со своим супругом Вольфгангом Фелльнером газету «Остеррайх», начала выпускать журнал «Мадонна» (Madonna), а лишь несколькими днями позже крупнейшая журнальная группа Австрии «Ньюс» (News – «Новости») вывела на рынок глянцевый журнал «Фёрст» (1st – «Первый»), ориентированный на женщин.
В то же время «Ред Булл» запустил проект бесплатного ежемесячного лайфстайл-журнала «Ред Булльтэн» с тиражом в 1,1 млн экз. Издательство «Винерин Ферлаг» (Wienerin Verlag), которое выпускает также женский журнал «Винерин» (Wienerin) и принадлежит группе «Штирия», вышло на рынок с журналом «Комплимент» (Compliment) – для женщин старше 45 лет.
По данным, приведенным в «Прессехандбух-2010» ( Pressehandbuch 2010 – «Справочник прессы – 2010»), общее количество печатных изданий в Австрии составляет 3 191 наименование. Из них большая часть приходится на специализированную прессу – 2 382 (74,6%), затем идут корпоративные издания – 438 (13,7%), еженедельные газеты – 256 (8%), журналы (иллюстрированные издания) – 61 (1,9%), ежедневные газеты и приложения – 54 (1,7%)2. При этом печатный тираж австрийских ежедневных газет в 2009 г. составлял 2,3 млн экз.3. Соотношение различных типов печатных изданий в Австрии проиллюстрировано на приведенном ниже рисунке.
Соотношение различных типов печатных изданий в Австрии (в %)
Источник: www.pressehandbuch.at, 2010; http://www.media1.at/
Одним из немногих примеров действительно успешного новообразования в австрийской печатной отрасли за последние годы является ежедневная газета «Остеррайх» Вольфганга Фелльнера, появившаяся в 2006 г. и имеющая тираж почти 324 тыс. экз.4, которая располагается на четвертом месте среди ежедневных газет. Значительная часть ее тиража распространяется бесплатно. Она отличается своей инновационной концепцией, соединяя в таблоидном формате черты ежедневной газеты и иллюстрированного журнала и тесно связывая онлайн- и печатный продукт. «Остеррайх» позиционирует себя как «газету для молодого медиапоколения» и предлагает «журналистику для современного образованного среднего класса»5. Именно поэтому не только содержание, формат и верстка издания, но и прежде всего его онлайн-версия должны соответствовать этой категории читателей – целевой группе издания.
«Остеррайх» стремится сочетать в себе три газеты: качественную национальную газету (внутренняя и внешняя политика, хроника, темы дня и спорт), ежедневную региональную газету (с региональными политическими и экономическими новостями, культурой и мнениями) и ежедневное глянцевое приложение «Лайф энд Стайл» ( Life& Style – «Жизнь и стиль») с телевизионной программой на день. Этот иллюстрированный журнал-вкладка о жизни знаменитостей и культуре, ориентированный на женщин и их интересы, призван привлечь читательниц к газете в целом.
С июня 2009 г. газета «Остеррайх» выходит в новом дизайне. Существенным нововведением стало появление ежедневной экономической части «Мани.ат» ( Money. at – «Деньги»). «Лайф энд Стайл» по-прежнему выходит в качестве приложения. Региональная часть была интегрирована в основную тетрадку – так называемую «рубашку» ( Mantel) – и дополнена новостями культуры.
На рынке австрийской прессы четко просматривается тенденция к гибридным продуктам – смеси ежедневных газет и иллюстрированных журналов. Примеры: лайфстайл-журнал о жизни знаменитостей «Лайв» (Live – «С места событий») – пятничное приложение к газете «Кронен Цайтунг», женский журнал «Мадонна» ( Madonna ) – субботнее приложение к газете «Остеррайх», газета «Прессе ам Зоннтаг» ( Presse am Sonntag – «Пресса в воскресенье») – воскресный выпуск «Ди Прессе», экономический журнал «Бизнес» ( Business ) – выходящее по четвергам приложение к газете «Курир» и др.
Кроме того, изменения происходят и на рынке бесплатных газет. Так, в июле 2007 г. прекратила свое существование принадлежавшая группе «Штирия» бесплатная ежедневная газета «ОК» (o.k.). Затем в городе Граце исчезли с рынка еженедельные издания «Грац им Бильд» (Graz im Bild – «Грац в фокусе») «Штирии» и «Дер нойе Грацер» (Der neue Grazer – «Новый житель Граца») холдинга «Лейкам Медиен АГ» (Leykam Medien AG – «Лейкам Медиа»). Вместо этого оба издательства начали выпуск возобновленного бесплатного издания «Дер Грацер» (Der Grazer – «Житель Граца»).
Однако бесплатные региональные СМИ в Австрии приобретают все большее значение, при этом важнейшим фактором становится их актуальность и привлекательность. В результате бесплатные региональные СМИ практически везде занимают первое место по охвату читательской аудитории в своем основном регионе распространения.
Не в последнюю очередь под давлением рекламного кризиса австрийская надрегиональная экономическая газета «ВиртшафтсБлатт» ( WirtschaftsBlatt – «Экономический бюллетень») решила изменить структуру своей редакции, выделить ее в самостоятельное агентство и вместе с тем составить более благоприятный коллективный договор. Однако осуществление этого замысла вновь и вновь откладывалось, и в итоге он остался нереализованным.
Дискуссии относительно внедрения новых трудовых договоров не раз возникали также в австрийском информационном агентстве «Австрия Прессе Агентур» (Austria Presse Agentur – APA), где к концу 2009 г. было представлено компромиссное предложение.
На этом фоне между издателями и журналистским профсоюзом активно велись переговоры о новом коллективном договоре6 в области СМИ (Medien-KV). Издатели выступали за сокращение числа автоматических повышений заработной платы и более гибкие сроки увольнения сотрудников.
Решается также вопрос восстановления Австрийского совета по делам прессы ( ? sterreichische r Presserat – «Остеррайхишер Прессерат»), который являлся органом саморегулирования печатных СМИ в Австрии и фактически прекратил свое существование в 2002 г. После многолетних переговоров Союз австрийских газет ( Verband ? sterreichischer Zeitungen – «Фербанд Остеррайхишер Цайтунген»), журналистский профсоюз и представители Объединения главных редакторов все же договорились в декабре 2009 г. об учреждении совета по делам печати.
Таким образом, специфика австрийского рынка печатных СМИ, обусловленная высокой, не имеющей аналогов в Европе концентрацией прессы, продолжает оказывать значительное влияние на дальнейшее развитие системы СМИ Австрии. Хотя предпринимаются попытки изменить ситуацию, в сфере ежедневных газет в стране по-прежнему господствует «Нойе Кронен Цайтунг» ( Neue Kronen Zeitung), в журнальном секторе – издательская группа «Ньюс» ( News).