Languages

You are here

Практико-ориентированное обучение журналистике: традиции и перспективы

Научные исследования: 

Skills-Oriented Training for Journalists: Traditions and Prospects 

Фатеева Ирина Анатольевна
кандидат филологических наук, заведущая кафедрой журналистики Челябинского государственного университета E-mail: fia@csu.ru

Fateeva Irina A.
Ph.D., head of journalism chair, Chelyabinsk State University, E-mail: fia@csu.ru. 

Аннотация
В статье содержится прогностический анализ развития практико-ориентированной модели журналистского образования в России в условиях технологической модернизации СМИ.

Ключевые слова: журналистское образование, академически-ориентированная модель, практико-ориентированное обучение, модернизация, творческая специальность.

Abstracts
An outlook for skills-oriented journalist training in Russia under media's technological upgrade is offered.

Key words: journalist education, knowledge-oriented model, skills-oriented model, modernization, creative speciality.

В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Нам кажется, что аналогичная процедура моделирования в сфере журналистского образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.

В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель журналистского образования должна решать задачу подготовки редакционных работников, а академически-ориентированная - преподавателей журналистики или сотрудников аналитических центров, занимающихся мониторингом средств массовой информации.

Кроме различия по цели, базовые модели имеют еще массу отличий, сведенных нами в таблицу.

Критерии разграничения

Практико-ориентированное

журналистское образование



Академически-ориентированное журналистское образование


1. Основной подход, исполь-зуемый в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования

Деятельностно-компетентностный

Информационно-аналитический

2. Основные личностные обра-зования, формируемые в процессе обучения

Практические умения и навыки


Знания и аналитические умения и навыки

3. Основные формы учебных занятий и методические приемы

Тренинги, мастер-классы, практикумы, проектные тех-нологии, учебно-производст-венные формы учебного процесса (требующие соот-ветствующего материально-технического оснащения фа-культетов)


Лекционно-семинарская система, научно-исследо-вательская работа студентов, проблемно-эвристические методы, дискуссии

4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном про-цессе

Специалисты-практики, хо-рошо знающие технологи-ческие процессы


Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере СМИ, обладающие учеными степенями и званиями

5. Основная мыслительная операция, развиваемая в про-цессе учебы

Синтез

Анализ

6. Основной характер осваи-ваемых знаний

Технологические и норма-тивные знания


Теоретические знания

7. Основная форма промежу-точной аттестации

Зачет


Теоретический экзамен

8. Форма итоговой аттестации

Презентация результатов журналистской профессио-нальной деятельности

Теоретический комплексный экзамен и защита выпускной квалификационной работы

9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель

Учреждения начального и среднего профессионального образования, специализиро-ванные и отраслевые вузы

Классический университе

Целью данной статьи является прогностический анализ развития практико-ориентированной модели журналистского образования в России, однако прежде чем приступить к нему, мы обязаны дать несколько исходных замечаний.

Нам кажется, что на базовом уровне образования в стране нет «чистых» образцов ни академической, ни практико-ориентированной моделей. Используется смешанная модель, сложившаяся еще в советское время и поддерживающаяся Госстандартом и всей системой комплексной оценки деятельности вузов. В действующей смешанной модели, конечно, больше от академического модуля (критерии 1, 2, 4, 8 и др.), но, есть, разумеется, и элементы практической модели. Самое главное - что всю долгую историю существования журналистского образования для него декларировалась практическая цель (обеспечивать редакции средств массовой информации творческими работниками). Это, однако, не гарантировало практической направленности профессиональной подготовки в целом. Хотя исторически начиналась она именно с практической ориентации: первый журналистский вуз (Московский институт журналистики), войдя в 1921 году в сеть Главпрофобра, считался практическим вузом; в 1920-1930 гг. в стране работали многочисленные учреждения начального и среднего профессионального образования для журналистов. На рубеже 1930-1940-х гг. в журналистских вузах вместо нынешней защиты дипломов в качестве выпускной работы использовалось написание журналистской статьи; в первых учебных заведениях работали в основном профессиональные журналисты, практиковался выпуск учебных газет, преподавалось преимущественно прикладное знание.

Однако в 1940 гг. с ликвидацией газетных техникумов и школ и переносом высшего журналистского образования в классические университеты попытки создания практико-ориентированного обучения журналистике были фактически прекращены. Начала складываться ныне действующая смешанная модель с сильным уклоном в теоретическое знание, поскольку за основу университетского журналистского образования была взята европейская академическая модель обучения.

Но что случилось, то случилось... Сейчас нужно думать о будущем. Если в результате модернизации образовательной системы ослабнет давление на учебные заведения сверху, если образовательные институты будут вынуждены ориентироваться на запросы отрасли, явного крена в противоположную сторону не избежать. Вот тогда-то, как нам представляется, окажутся востребованными два модуля журналистского образования практической направленности, описание которых уместно поместить далее.

а) практико-ориентированное обучение в системе среднего специального образования

По нашему мнению, местом реализации модели практико-ориентированного журналистского обучения в чистом виде призваны стать журналистские колледжи. В случае их создания в тесном контакте с медиапредприятиями они выполняли бы функцию профессиональной подготовки редакционных работников без совмещения ее с общеразвивающей и общеобразовательной функциями (т.е. это была бы профессиональная подготовка - опять же - в чистом виде, тем более что сейчас учреждения данного уровня полностью освобождаются от необходимости давать учащимся среднее образование, ставшее исключительно прерогативой средней школы). Используя в качестве основного деятельностно-компетентностный подход, широко привлекая к преподаванию специалистов-практиков, журналистские программы в колледжах формировали бы преимущественно нормативно-технологические знания и практические умения и навыки, необходимые для выполнения функциональных обязанностей по конкретным медиапрофессиям. Получив такое образование, выпускники выходили бы на медиарынок готовыми для выполнения простейших профессиональных операций.

Создание такого рода образовательных программ дало бы возможность институтам высшего журналистского образования, сегодня вынужденным совмещать под своими крышами несовместимое («журналистское ПТУ» и «журналистскую Сорбонну»), грамотно «отстроиться» относительно «младших» партнеров, что позволило бы системе отраслевого образования в целом стать более гибкой и мобильной, понятной абитуриентам и легко откликающейся на запросы работодателей, позволило бы инвестировать в нее дополнительные материальные и финансовые средства, которые сегодня отвлекаются медиаруководителями на создание структур внеформального образования журналистов.

Что касается времени получения образования, вопрос кажется решенным: вроде бы ясно, что обучение в техникумах и колледжах должно быть первичным, т.е. осуществляемым на этапе выбора карьеры. Однако зарубежный опыт показывает: обучение в колледжах не обязательно предшествует высшему образованию; вполне возможен вариант, когда оно получается параллельно с высшим или разрывает время учебы в вузе. Данное обстоятельство подчеркивает: обучение в колледже - это не второсортное и не облегченное - по сравнению с высшим - образование, оно просто другое по природе: нацеленное не на получение знаний, а на приобретение компетенций, необходимых для практической работы на определенных должностях. Согласно Закону «Об образовании» (ст. 23) среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении ранее полученного образования.

Учебные заведения среднего уровня сегодня вполне бы могли утолить кадровый голод на технический и обслуживающий персонал редакций (верстальщики, секретари, администраторы, бухгалтеры, звукотехники, дизайнеры, фотографы, наладчики программного обеспечения, операторы видеозаписи, документоведы и т. д.), а с учетом тенденций совмещения функций журналистов с функциями технического персонала для нынешних «техников» открываются перспективы продолжения образования и карьеры в сфере журналистики и массовых коммуникаций через занятие вакансий с более творческим функционалом. Думается, что такой вариант профессионального развития предпочтительней, чем получение сразу после школы диплома высшего журналистского образования и либо невостребованность по специальности из-за отсутствия опыта работы, либо трудоустройство на «нетворческие» вакансии. Что же касается самих этих вакансий, то они открываются в редакциях значительно чаще и подчас более высокооплачиваемы, чем собственно журналистские.

Продолжающаяся технологизация массмедиа заставляет предполагать, что в медиакомпаниях, особенно частных и ориентированных на информационно-развлекательные и информационно-рекламные типы СМИ, и впредь опережающими темпами будет возрастать спрос на квалифицированный технический персонал, который способен как обеспечивать техническое функционирование СМИ, так и брать на себя несложную журналистскую работу.

На Западе кадры для этого уровня ответственности готовят неуниверситетские учебные заведения. Им равноценны курсы базовой подготовки, дающие квалификацию в рамках высшего образования в течение двух лет и приравнивающиеся к двум третям степени бакалавра. Есть прогноз, что у нас в результате реорганизации системы послесреднего образования появятся подобные образовательные программы, выпускники которых будут получать дипломы о неполном высшем образовании и трудоустраиваться с перспективой последующего обучения по профилю полученной работы - в идеале с перезачетом дисциплин, изученных ранее.

Так или иначе, официально на современном этапе модернизации образования ставится задача опережающего развития системы начального и - особенно - среднего специального образования, нацеленной на подготовку квалифицированных работников среднего звена, в том числе в интеллектуальных профессиях. Но у населения этот вид образования не пользуется спросом, из-за чего слой таких специалистов «вымывается», а молодые, «перепрыгивая» данный этап, не знакомые с реалиями жизни, стремятся любой ценой получить вузовские дипломы. Конечно, более оправданным представляется последовательное восхождение от профессионально-технической подготовки, дающей рабочие навыки, к более сложным и интеллектуальным видам труда. Так это происходит в большинстве стран. Например, в Германии 65% людей работоспособного возраста имеет рабочие навыки в технике и ремесле, во Франции таких 51%.

Такая траектория карьеры позволяет связать образование с потребностями рынка труда - разрыв между ними в нашей стране в конечном итоге девальвирует высшее образование. Тем не менее, по данным некоторых социологических исследований, 73% российских семей ориентируется на получение детьми высшего образования и только 24% - на получение начального или среднего профессионального образования, при этом соотношение количества трудоустроившихся по специальности выпускников этих программ едва ли не обратное. Вот почему в последнее время все слышнее голоса, заявляющие о диспропорции между числом обучающихся в учреждениях профессионального образования разных уровней.

Со временем же, возможно, произойдет размывание отдельно существующих программ среднетехнического образования, которые в известном смысле носят тупиковый характер. На Западе они постепенно превратились в начальную ступень высшего (точнее - послесреднего) образования за счет использования кредитов, которые признаются в случае продолжения образования вузами, что обеспечивает спрос на такого рода программы. Таким образом, обособленная организация разных типов профессионального образования утрачивает смысл. Поскольку у нас аналогичной системы нет, спрос на высшее образование (высшее по статусу, а не по качеству) искусственно завышается. Играет свою роль и разная система предоставления отсрочки от службы в армии. Снятие организационно-правовых барьеров, сопровождаемое продуманной политикой в области стимулирования предпринимательской активности граждан, возможно, приведет к дальнейшей интеграции профессиональных программ в рамках единой системы послешкольного образования. А пока такой системы нет и программы среднего специального образования существуют автономно, мы считаем необходимым подчеркивать их перспективность и целесообразность в отношении журналистского профиля.

б) практико-ориентированное обучение в вузе (в том числе по типу творческой специальности)

Журналистику часто называют творческой специальностью. Но формально и классификатором специальностей 1993 года, и ныне действующим ОКСО она таковой не признается, т.к. входит в группу «гуманитарные науки», а не в специальности культуры и искусства. Тем не менее некоторые атрибуты (типа творческого конкурса, творческой дипломной работы, творческого досье как «допуска» к госэкзамену, дисциплины «Журналистское мастерство» и т.п.) дают основания добиваться ее признания в качестве творческой. Наиболее последовательно этот статус отстаивают преподаватели факультета журналистики Воронежского госуниверситета (особенно профессор Л.Е. Кройчик).

В чем нам видится специфика практико-ориентированного вузовского обучения журналистике как творческой специальности? Она описывается следующими моментами:

- при приеме на специальность творческий конкурс не просто должен присутствовать в структуре приемных экзаменов, но должен быть решающим вступительным испытанием;

- основными методическими приемами, используемыми в учебном процессе, должны быть разного рода тренинги, учебно-производственные формы учебы (учебные СМИ), деловые игры и др. активные формы; доля лекционно-семинарских занятий должна быть сведена к минимуму, и они практически не должны использоваться на профильных дисциплинах;

- основная фигура в среде преподавателей - это действующий журналист, редакционный работник, специальным образом подготовленный к преподавательской деятельности;

- основные зачетные работы, курсовые и в особенности дипломные работы должны быть обязательно творческими по типу, т.е. представлять собой журналистские тексты, а не рефераты, доклады, исследовательские опусы и т.д.;

- целью занятий должно быть развитие творческих задатков студента (фантазии, воображения, креативности, литературных способностей и т.д.), а не развитие памяти, восприятия, аналитических, логических способностей и тому подобных рациональных качеств;

- соотношение общеобразовательных и специальных предметов должно быть, безусловно, в пользу вторых;

- среди общеобразовательных предметов приоритет должен быть на стороне литературы, изобразительного искусства, фотографии, музыки, театра и других дисциплин, «погружающих» студентов в атмосферу искусства и творчества;

- освоение студентами практических навыков и умений должно осуществляться на базе стабильно работающих, качественных, независимых и хорошо оснащенных медиапредприятий (газет, журналов, телеканалов, радиостанций, интернет-порталов и т. д.) и др.

Думается, что учебный процесс с заданными выше параметрами логичней всего выстраивать в вузе типа института культуры и искусства, а еще лучше в специализированном журналистском вузе, учреждать которые сегодня могут (но почему-то не учреждают) медиапредприятия и медиахолдинги. Но даже исторически традиции педагогики искусства, которым три с лишним столетия, были скорее не учтены, чем учтены при создании системы журналистского образования. Наиболее показательными нам кажутся следующие исторически сложившиеся черты педагогики искусства: 1) специализированный характер учебных заведений; 2) демократичность, обусловленная тем, что издавна творческие профессии не были престижными для аристократии, поэтому в учреждения искусства принимали людей невысокого социального статуса; 3) значительная степень независимости от государства (как правило, такие вузы частные или общественные); 4) прием по творческому конкурсу.

Нельзя обойти вниманием и такую отличительную особенность творческих специальностей, как их затратность.

Творческие специальности очень затратны: для их обеспечения в вузе требуется штат, в полтора раза больший, чем при обеспечении других гуманитарных специальностей. Для того чтобы учить журналистов, как работников искусства, а не как филологов, историков или философов, необходимы значительные траты как на содержание штатов, так и на создание материально-технической базы учебного процесса (теле- и радиостудии, издательский комплекс и т.д.).

Не следует думать, что практико-ориентированная модель журналистского образования - это обязательно обучение журналистике по типу творческой специальности. Практико-ориентированная модель возможна и без педалирования творческого статуса специальности. В этом смысле для отраслевого образования будет актуален опыт обучения для работы в таких близких специальностях, как переводчик, рекламист, менеджер и др. Смеем предположить, что именно такой вариант будет более востребован медиаобразовательной практикой как менее экзотичный и более прагматичный. Элементы такой модели уже встречаются в журналистском образовании там, где учебный процесс осуществляется на базе действующих медиапредприятий.

Принципиально, что практико-ориентированные программы в вузах могут функционировать на разных уровнях: на этапе бакалавриата (например, для тех студентов, кто поступил в вуз после школы и планирует в будущем работать в практической журналистике), на этапе специалитета (если данная ступень в российской высшей школе сохранится, она вполне подойдет для выпускников бакалавриата смешанной или даже практико-ориентированной программы; суть ее - в получении компетенций для работы в конкретном виде СМИ или в конкретной тематической или функциональной области практической журналистики), на этапе магистратуры (опять же для выпускников смешанной или академической бакалаврских программ, а также для бакалавров нежурналистского профиля) и даже на этапе послевузовского образования.

Конечно, практико-ориентированные журналистские программы в вузах с точки зрения набора единиц теоретического знания скорее всего значительно пострадают по сравнению с нынешней программой. Не важно, как произойдет усечение знания (за счет реализации студентом права на выбор или за счет сокращения дидактических единиц сверху), но оно произойдет: понижение уровня «интеллектуального культуризма» - это «плата» за практическую направленность программы и естественный результат дифференциации по принципу «прагматичность / научность». Другое дело - что в случае необходимости студент всегда сможет «добрать» недостающие ему знания на следующей ступени обучения.

Думается, что практико-ориентированные журналистские программы в вузах в состоянии решить проблему недостаточной профессионализации отраслевой подготовки, они позволят связать журналистское образование с потребностями рынка труда, удовлетворят работодателей, студентов.