Languages

You are here

Особенности и результаты перехода телевидения Франции на цифровое вещание

Научные исследования: 

Features and Results of Transition to Digital Broadcasting in France

 

Васильева Анна Валерьевна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, a.v.vasiljeva@gmail.com

Anna V. Vasilyeva
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, a.v.vasiljeva@gmail.com

 

Аннотация
В конце 2011 г. Франция полностью перешла на цифровое телевидение. Этому предшествовала длительная подготовка законодательной и технологической базы. Добившись охвата всей страны цифровым сигналом, власти провели постепенное отключение аналогового телевещания, сумев соблюсти баланс между собственными задачами, интересами аудитории и желаниями всех телевещателей. Результатом стало значительное расширение медиарынка страны, на котором появились десятки новых игроков, включившихся в конкурентную борьбу за телезрителей. Кроме того, в стране возникла база освободившихся от аналоговых сигналов частот, которая начинает использоваться как поле для расширения телекоммуникационного рынка и улучшения услуг связи.

Ключевые слова: переход на цифровое телевидение, аналоговое телевещание, мультиплекс, частоты, телевизионная аудитория.

Abstract
In late 2011, France is fully switched to digital TV. It was preceded by a long preparation of legislative and technological base. When a digital signal covered the entire country, there has been a gradual shutdown of analog TV-broadcasting. In this process authorities were able to find a balance between their own objectives, interests of the audience and desires of broadcasters. The result has been a significant expansion of the media market of the country, where dozens of new players appeared. They are now involved in the competition for viewers. In addition, now in the country there is the base of frequencies, which set free from analog signals. It began to be used as a field for the expansion of the telecommunications market and for the improve communications services.

Key words: the transition to digital TV, analog TV broadcasting, multiplex, frequency, television audience.

 

При обсуждении перевода телевидения из аналогового вещания в цифровое необходимо учитывать, что технологический аспект далеко не единственный. Хотя именно за счет него возникают сопутствующие процессу политические, социальные и экономические вопросы. Иной способ записи и передачи, а также получения и раскодирования сигнала телепрограмм требует специального дорогостоящего оборудования и инфраструктуры, поэтому впервые возникает потребность в участии государства. Центральной власти предстоит обеспечить доступность оборудования для приема цифрового сигнала всем слоям населения, в том числе, при необходимости, оказать реальную финансовую поддержку малоимущим. Помимо этого от государства требуется контроль за созданием и утверждением тарифных планов для платных телеканалов, что позволит не допустить ситуации, при которой частные операторы могли бы переложить все расходы по цифровизации (то есть переводу телекоммуникационных сетей с аналогового на цифровой протокол обмена любыми видами данных) телевидения на плечи потребителей. В связи с тем, что технические характеристики цифрового сигнала позволяют оптимально использовать имеющиеся частоты и постоянно расширять список существующих телеканалов, необходимо не допустить монополизации рынка вещания в виде концентрации новых цифровых частот в одних руках. Данный вопрос можно урегулировать, сделав процесс лицензирования цифровых каналов максимально открытым и непредвзятым. Кроме того, увеличение числа цифровых каналов должно идти на пользу плюрализму СМИ, поэтому получившие лицензию телекомпании должны доказать оптимальность предложенного ими набора существующих телеканалов, а также обосновать необходимость появления новых. Нужен также и контроль за распределением освободившихся после отключения аналогового вещания частот в пользу мобильных операторов и других заинтересованных лиц. От качества решения всех этих вопросов зависит, сможет ли переход на цифровое вещание создать новые возможности для свободного и постоянно расширяющегося потока информации либо же он повлечет за собой негативные последствия, как то: «монополизацию рынка СМИ государством или бизнесом, сужение плюрализма и возведение новых барьеров на пути культурного и языкового разнообразия»1.

Итак, очевидно, что переход от аналогового к цифровому телевещанию способен кардинально изменить медиарынок любой страны. В условиях набирающей обороты цифровизации российского телекоммуникационного пространства, а также в рамках изучения развития рынка зарубежных СМИ представляется научно обоснованным проводить детальные исследования процесса перехода разных стран от аналогового к цифровому телевидению. Именно поэтому целью данной научной статьи стал комплексный анализ цифровизации телевидения Франции на всех ее этапах: подготовки, реализации и оценки последствий. Причем основной задачей стало исследование процесса и как отдельного явления, и как катализатора различных преобразований на медиарынке Франции.

 

Первые шаги к цифровому телевидению

Подготовка к переходу на цифровое телевидение во Франции началась в 1996 г. с появлением цифрового спутникового телевидения (вид телевещания, когда цифровой сигнал передается через искусственные спутники Земли, расположенные в космосе на геостационарной околоземной орбите и оснащенные приемопередающим оборудованием). При этом окончательный отказ от аналогового вещания произошел только в ноябре 2011 г.

Государственная программа перехода на цифровое вещание была принята во Франции в 2000 г. К тому времени французы имели доступ к шести бесплатным аналоговым каналам − «ТФ-1» (TF-1), «Франс-2» (France-2), «Франс-3» (France-3), «Франс-5» (France-5), «Арте» (Arte), «М-6» (M-6) − и одному платному с закодированными 80% эфирного времени – «Каналь Плюс» (Canal+)2. Переход на цифровое вещание планировалось завершить к началу 2010 г., однако сроки постоянно отодвигались.

К началу 2005 г. в стране начали работать 18 цифровых бесплатных национальных каналов. Они легли в основу запущенного в мае 2005 г. наземного цифрового телевидения (вид телевещания, когда цифровой сигнал передается при помощи инфраструктуры телевизионных вышек и передатчиков) − «Телевизьон нюмерик террестр» (ТНТ) (Télevision numerique terrestre − TNT). Стоит отметить, что некоторые из появившихся тогда каналов были первыми бесплатными телеканалами, введенными в эфир после 1986 г.: до этого на медиарынке появлялись только платные новые каналы. Доступ к «телевидению будущего» на тот момент имело около 34% населения Франции, причем с первых же месяцев аудитория цифровых телеканалов стала стабильно расти. Уже к концу 2005 г. одним из наиболее популярных подарков на Рождество в стране был именно декодер, позволяющий распознавать цифровой сигнал на обычных телевизорах3. В 2006 г. для этой части населения было введено еще девять платных цифровых телеканалов. В мае 2006 г. бывший президент Франции Жак Ширак объявил дату окончательного перехода страны на цифровой формат вещания. Он заявил, что начавший свою работу Стратегический комитет цифровых технологий сделает все возможное, чтобы ускоренными темпами ввести цифровое телевидение на территории всей страны к концу ноября 2011 г. «Новые технологии вещания обеспечат населению Франции большее число принимаемых программ и лучшее качество изображения и звука, − подчеркнул Жак Ширак. – Кроме того, цифровое телевидение предоставит телезрителям новые услуги, ведь оно будет интерактивным». Он добавил, что переход в цифровой формат позволит также высвободить значительное количество частот, и их можно будет использовать для мобильной телефонии и высококачественной связи мобильных телефонов с интернетом4.

В начале марта 2007 г. во Франции был принят закон о модернизации аудиовизуального вещания и полном переходе на цифровое телевидение5. Помимо четкого плана отключения аналогового вещания в каждой из провинций, в законе прописывались все сопутствующие этому процессу детали − от механизма получения лицензии на цифровое вещание до запрета на продажу в стране телевизоров без встроенных в них декодеров для распознавания цифрового сигнала. В марте 2007 г. французское правительство инициировало проект по внедрению спутникового вещания, что позволило ТНТ предоставлять сервис по всей стране, в том числе и 40% населения, не попавшим в изначальную зону охвата наземных цифровых сетей по причине проживания либо в горных районах, либо в местности с достаточно сложным ландшафтом6.

Следовательно, сравнительно недавняя (по сравнению с другими крупными европейскими странами)7 дата окончательного перехода на цифровое телевещание обусловлена длительной подготовкой, прежде всего законодательной и технологической базы. Правительству Франции, благодаря многолетней работе по распространению кабельных и спутниковых сетей, к концу первого десятилетия XXI столетия удалось добиться практически полного охвата страны наземными и спутниковыми цифровыми сетями.

 

Отключение аналогового телевидения

Параллельно с решением технических вопросов Высший аудиовизуальный совет (Conseil Superieur de l'udiovisuel, CSA) работал над составом мультиплексов − наборов цифровых телеканалов, объединенных по общему признаку. К этой работе были привлечены телезрители, а также представители различных общественных организаций и основных телекомпаний, которыми во Франции считаются общественный телевещатель «Франс Телевизьон» (France Televisions) и частные компании «ТФ-1», «M-6», «Каналь Плюс». В итоге Высший аудиовизуальный совет совместно с общественной организацией «Франс Теле Нюмерик» (France Tele Numerique) сначала принял решение работать над развитием семи мультиплексов, однако впоследствии увеличил их количество до девяти (восемь национальных мультиплексов и один − для региональных нужд).

Первый мультиплекс − «Эр-1» (R-1) − было решено сделать максимально информационным, поэтому в него вошли телеканалы группы общественного вещания «Франс Телевизьон», а также частоты, отданные Сенату и местным телеканалам. Второй мультиплекс («Эр-2» (R-2)) носит немного более развлекательный характер и включает в себя также несколько детских каналов. В этом его практически повторяет третий − «Эр-3» (R-3) − мультиплекс, чье отличие только в том, что он полностью состоит из платных каналов. В четвертом пакете каналов − «ЭР-4» (R-4) − большое внимание уделяется интересам молодежи. Пятый мультиплекс − «Эр-5» (R-5) − полностью состоит из программ в HD-формате, а шестой − «Эр-6» (R-6) − имеет разнообразный состав телеканалов: канал общего интереса, развлекательный и политический телеканалы, информационную и молодежную телепрограммы. В седьмом − «Эр-7» (R-7) − мультиплексе акцент делается на различные для мужчин и женщин телеканалы (например, один – спортивный, другой – посвященный моде), а в восьмом − «Эр-8» (R-8) − на телеканалы с разнообразными по содержанию программами и отдельно программами для семейного просмотра. Последний мультиплекс носит отличное от всех остальных название − «Эр-Эль» (RL, RLocal) и включает в себя местные каналы в некоторых областях. Точный состав мультиплексов с названиями всех входящих в них телеканалов можно посмотреть в таблице 18.

 

Таблица 1. Структура работающих во Франции мультиплексов

Название мультиплекса

Входящие в мультиплекс телеканалы

«Эр-1»

«Франс-2», «Франс-3», «Франс-5», «Франс О» (France Ô), «ЭльСиПи» (LCP, канал Сената), местный телеканал

«Эр-2»

«Ай-теле» (I-Télé), «БэЭфЭм ТВ» (BFM TV), «Ди-8» (D-8), «Жули» (Gulli), «Д-17» (D-17), «Франс-4»(France-4)

«Эр-3»

«Каналь Плюс»-HD-формат (Canal+HD)*, «Каналь Плюс Синема» (Canal+ Cinéma)*, «Каналь Плюс Спорт» (Canal+ Sport)*, «Планет» (Planète)*

«Эр-4»

«М-6», «Ви-9» (W-9), «НТ-1» (NT-1), «Пари Премьер» (Paris Première)*, «Арте»-HD-формат

«Эр-5»

«ТФ-1»-HD-формат, «Франс-2»-HD-формат, «М-6»-HD-формат

«Эр-6»

«ТФ-1», «Арте», «ЭльСиАй» (LCI)*, «Евроспорт» (Eurosport)*, «ЭнЭрДжи-12» (NRJ-12), «ТиЭмСи» (TMC), «ТФ-6» (TF-6)*

«Эр-7»

«Эйч-Ди-1» (HD-1), «Лекип 21» (L'Equipe 21), «Шери-25» (Chérie-25)

«Эр-8»

«Сис тер» (6ter), «Нумеро 23» (Numéro 23), «ЭрЭмСи Декуверт» (RMC Découverte)

«Эр-Эль»

Местные телеканалы

*Платные телеканалы.

 

Изначально Франция старалась провести переход на цифровое телевещание как можно мягче для аудитории, поэтому в течение нескольких лет процесс по максимальному охвату страны услугами шел наряду с предоставлением знакомых аналоговых услуг. Прекращение аналогового вещания также происходило поэтапно: первые «ночи без телевидения» прошли в феврале 2010 г., последние – в ноябре 2011 г. (подробнее см. табл. 2)9.

 

Таблица 2. График перехода страны на цифровое телевещание

Временной промежуток

Территория Франции

Февраль 2010 г.

Эльзас

Март 2010 г.

Нижняя Нормандия

Май 2010 г.

Пэи-де-ла-Луар

Июнь 2010 г.

Бретань

Сентябрь 2010 г.

Лотарингия и Шампань-Арденны

Октябрь 2010 г.

Пуата-Шаранта и центральная часть страны

Ноябрь 2010 г.

Франш-Конте и Бургундия

Декабрь 2010 г.

Север Франции

Первое полугодие 2011 г.

Пикардия и Верхняя Нормандия, Иль-де-Франс, Аквитания и Лимузен, Овернь, Лазурный берег, Корсика, Роны

Второе полугодие 2011 г.

Прованс, Альпы, Юг-Пиренеи, Лангедок-Руссильон

 

В итоге к середине 2013 г., согласно последнему исследованию Высшего аудиовизуального совета, цифровое телевидение было доступно 99,3% населения10.

 

Удобство для телезрителей

Особенностью и одновременно одним из главных достоинств французской стратегии перехода на цифровое телевещание стала тщательно разработанная программа по информированию людей. «Очень важно заранее информировать население обо всех экспериментах, чтобы зритель не оказался перед черным экраном», − говорил еще в самом начале программы по цифровизации генеральный директор Высшего аудиовизуального совета Оливье Жапье11. Именно для этого была создана специальная рабочая группа по коммуникациям, наблюдавшая за ходом региональной информационной кампании в местных СМИ. Эта группа назначила в каждой провинции ответственного представителя для координации действий властей на местах и в центре, установила более 25 тыс. информационных мобильных информационных точек, а также подготовила и распространила более 30 млн копий полного руководства по переходу на цифровое телевещание. В нем давались как пояснения к самим терминам (цифровой сигнал, наземное цифровое телевидение, спутниковое цифровое телевидение, кабельное цифровое телевидение), так и конкретные инструкции по настройке телеканалов. Кроме того, к каждому многоквартирному дому был прикреплен конкретный менеджер, объяснявший нюансы перехода на цифровое телевещание. В дополнение каждому абоненту высылалось уведомительное письмо о необходимости приобрести специальный адаптер (благодаря договорам, заключенным государством с компаниями по производству электротехники, его цена не превышала 30 евро), а также отдельное письмо об окончании аналогового вещания. Все это время новости и обновления были доступны и на специально созданных информационных сайтах (официальный сайт цифрового эфирного телевидения Франции, официальный сайт, посвященный переходу Франции на цифровой стандарт вещания).

Другим направлением государственной работы стало оказание материальной помощи малоимущим. Законом от 5 марта 2007 г. был создан специальный Фонд помощи, который субсидировал покупку для незащищенных слоев общества цифровых адаптеров и антенн по цене, не превышающе 25 и 120 евро соответственно. Отдельным пунктом значилась организация технической помощи для пожилых людей и инвалидов. Она заключалась в том, что группа из 8 тыс специалистов бесплатно подключила и настроила цифровое телевидение в 166 тыс квартир французских пенсионеров. Когда стало понятно, что до каких-то провинций не доходит сигнал цифровых сетей, правительством был образован фонд дополнительный помощи, цель которого состояла в обеспечении домов в гористой местности спутниковой антенной (не дороже 250 евро)12. Всего на поддержку социальной составляющей из французского бюджета было потрачено около 350 млн евро. Из них 120 млн евро было направлено на информирование населения о переходе на цифровое вещание через интернет, колл-центры и другие коммуникационные каналы; 15 млн евро выделено на финансирование национальных и региональных рекламных кампаний; 183 млн евро направлено на помощь конкретным домохозяйствам для перехода на прием цифрового сигнала13. Напомним, что власти дали населению возможность принять участие в обсуждении набора бесплатных каналов и состава мультиплексов.

Таким образом, власти Франции проделали огромную работу по вовлечению самого населения в процесс перехода на цифровое телевидение. Государство проявило социальную ответственность перед своими гражданами, сделав все, чтобы интересы телевизионной аудитории никак не были нарушены.

 

Борьба за аудиторию как прогнозируемый итог

Правительство Франции также гибко подстроилось под интересы владельцев уже существующих в стране телеканалов. Дело в том, что упоминавшиеся основные телекомпании (общественный телевещатель «Франс Телевизьон», а также частные компании «ТФ-1», «M-6» и «Каналь Плюс») забили тревогу еще в конце 2005 г., когда на медиарынке страны стали появляться первые цифровые телеканалы, с успехом отбиравшие у них аудиторию. Согласно опубликованному в начале января 2007 г. исследованию института замеров аудитории аудиовизуальных СМИ «Медиаметри» (Mediametrie), только за первые несколько лет своего существования цифровое телевидение увеличило свою аудиторию до 17% от всех телезрителей. Причем в предвечернее время и воскресные дни аудитория достигала уже 20%14. Потерянная аудитория на телевидении всегда прямо пропорциональна потерянным доходам от рекламы. Рекламодатели стали уходить на новые появляющиеся цифровые телеканалы, и крупнейшие телекомпании стали требовать от правительства льгот и привилегий для сохранения своих позиций на рынке. Первым выступил общественный телевещатель, на котором отток аудитории сказался больше всего. Глава «Франс Телевизьон» Патрик де Каролис попросил правительство увеличить абонентскую плату за общественное телевидение, а также позволить вводить в эфир больше рекламного времени. Абонентскую плату действительно постепенно увеличили (со 116 евро в 2009 г. до 131 в 2013 г.), а вот рекламу на общественном телевидении в начале 2009 г. резко сократили, запретив ее трансляцию с 20.00 вечера до 6.00 утра. Это послужило толчком к развитию беспрецедентного за всю историю существования общественного телевидения кризиса. Тем временем Высший аудиовизуальный совет позволил всем крупным компаниям без конкурса войти на новый цифровой медиарынок страны и запустить свои цифровые телеканалы. Так совет решал сразу две задачи: оставлял телезрителям знакомые программы и шел навстречу крупным телекомпаниям. Традиционные каналы действительно стали играть на поле ТНТ, создавая свои каналы: «ТФ-1» ставит на «ТиЭмСи», «М-6» − на «Ви-9», а общественное телевидение использует успех «Франс-5» и «Франс-4». Кроме того, в закон о «Телевидении будущего», принятый в марте 2007 г., Высший аудиовизуальный совет вносит пункт, где обещает выделить без конкурса дополнительные, освободившиеся после цифровизации страны частоты частным компаниям «ТФ-1», «M-6» и «Каналь Плюс». Срок исполнения взятого на себя правительством обязательства – до конца 2012 г. Однако этот пункт привлекает внимание бдительной Европейской комиссии, которая осенью 2011 г. признает подобные «компенсации» частным телекомпаниям не только излишними, но и противоречащими европейскому праву. «Предоставление дополнительных каналов без конкурсной процедуры трем сильнейшим телекомпаниям во Франции противоречит законодательству ЕС, − значилось в опубликованном комиссией решении. – Отказ от тендера был бы возможен только в случае необходимости достичь какой-либо общественно-значимой цели, которой здесь не стоит. Наоборот, автоматическое предоставление дополнительных каналов определенной группе компаний ведет к дискриминации. Кроме того, подобные компенсации выглядят неадекватными, поскольку никакого реального ущерба, о котором частные операторы говорят в связи с переходом на цифровое вещание, нет, либо он представляется незначительным. К тому же французское правительство и так обеспечило этих операторов определенными преимуществами»15.

В результате в конце 2011 г. французский парламент согласился с доводами Европейской комиссии и подготовил законопроект об отмене ранее утвержденных «бонусов». Однако проблема в том, что этот законопроект так и не был одобрен и подписан. По сути, это дает «ТФ-1», «М-6» и «Каналь Плюс» юридическое право на требование прописанных для них в законе компенсаций. Отсутствие подписанного закона со стороны правительства во многом объяснялось тем, что на подходе был запуск шести новых цифровых каналов. За право запустить свой новый канал боролись многие компании. Напомним, чтобы получить лицензию на вещание, выдаваемую Высшим аудиовизуальным советом на пять или десять лет, кандидаты, участвующие в торгах, должны четко обрисовать программную сетку, доказать ее соответствие культурным требованиям (вклад в образование, поддержка кинематографа и т.д.), а также указать время, выделяемое на рекламу. В свою очередь, Высший аудиовизуальный совет проверяет кандидатов на конституционные требования относительно плюрализма, на наличие опыта соискателя в данной области, финансовые и эксплуатационные перспективы, а также уточняет долю, которой обладает кандидат на медиарынке страны16. В случае с выделяемыми частотами для шести новых цифровых каналов всем было очевидно, что как минимум три из них достанутся как раз ключевым операторам − «ТФ-1», «М-6» и «Каналь Плюс». Почти так и получилось: две из шести частот отошли «ТФ-1» и «М-6». «ТФ-1» запустила посвященный фантастике телеканал «Эйч Ди-1», а «М-6» − телеканал для семейного просмотра под названием «Сис тер». Помимо них в эфир в декабре 2012 г. вышли канал для женщин «Шери 25» , спортивный канал «Лекип 21», канал с документальными фильмами «ЭрЭмСи Декуверт» и канал с разнообразными по содержанию программами «Нумеро 23». Тем не менее, полностью удовлетворить желания частных телеканалов не удалось, потому что они надеялись на прибавление в своих рядах платных телеканалов (то есть входящих в те мультиплексы, за которые зрители платят по установленным компаниями тарифам), а все шесть новых телеканалов сделали для аудитории бесплатными. Кроме того, свое недовольство выразили и местные телеканалы, которым в связи с появлением шести новых игроков поменяли номера кнопок, что якобы сразу сказалось на количестве зрителей. Но Высший аудиовизуальный совет не намерен что-либо менять в своих решениях: «Появление шести новых бесплатных телеканалов высокого качества как нельзя лучше отражает наше стремление к постоянному расширению выбора наших телезрителей»17. В наиболее выигрышной ситуации остался частный оператор «Каналь Плюc». Он, в отличие от двух других своих конкурентов, получил лицензию на платный телеканал «Ди-8». Именно «Каналь Плюс» сейчас развивается на цифровом рынке активнее всех, совокупные доходы этого оператора в 2012 г. были в полтора раза выше, чем доходы «ТФ-1» и «М-6», несмотря на менее значительную долю аудитории.

Наверное, все это в совокупности привело к тому, что компания «М-6» предприняла ход, которого Высший аудиовизуальный совет от него никак не ждал. Компания заявила о своем «законном праве» (в соответствии со ст. 103 закона от 5 марта 2007 г.) на новую свободную частоту либо бесплатную лицензию на вещание существующего уже в группе оператора телеканала «Пари Премьер». Никакого ответа от Высшего аудиовизуального совета пока не поступило, однако газета «Монд» (Le Monde) написала, что в кулуарах глава совета Мишель Буайон заявил, что «просьбу «М-6» можно в финансовом эквиваленте приравнять к 1 млрд евро и она, конечно, удовлетворена не будет»18.

Тем временем традиционные каналы продолжают терять свою аудиторию (см. рис. 1). Так, на конец 2012 г., по данным «Медиаметри», «ТФ-1» по-прежнему лидировала в рейтинге, но уже с показателем в 22,6% от общего числа телезрителей, а не с 29,3%, как это было в 2007 г. Следом идут телеканалы «Франс-2» с 14,4% (17,8% в 2007 г.) и «М-6» с 11,3% (11,6% в 2007 г.). Остальные телеканалы, оставшиеся на своих прежних местах в рейтинге, также потеряли от 2 до 5% аудитории19.

Рисунок 1. Изменение объема аудитории пяти традиционных телеканалов Франции

 

По данным консалтингового агентства «Кантар Медиа» (Kantar Media), это обернулось для традиционных каналов в 2011 г. потерей около 1,5% рекламодателей. В то же время новые цифровые каналы, только что вышедшие на медиарынок, в совокупности увеличили количество рекламодателей на 28%. И эта тенденция будет только усиливаться, уверяют эксперты, опираясь на данные роста влияния цифрового телевидения по всему миру. Так, агентство «Айдэйт» (Idate) подсчитало, что выручка мировой индустрии цифрового телевидения в 2012 г. составила около 340,1 млрд евро. Рост оборота рынка платного телевидения составит 12,1% в период с 2012 по 2016 гг., или порядка 2,9% ежегодно. Рост выручки от продажи рекламы за сопоставимый период будет еще более бурным – 21,2%20.

Из статистических данных становится ясно, что новые цифровые телеканалы быстро нашли свое место на современном медиарынке Франции, забрав значительную долю аудитории традиционных для страны телевизионных групп. Это свидетельствует о расширении предлагаемого аудитории контента в целом и о большей свободе выбора каждого отдельного телезрителя, а значит, и об усилении конкуренции между увеличившимся кругом игроков на рынке телевизионных услуг. В борьбе за телезрителей все участники медиарынка вынуждены постоянно обновлять и расширять список телепрограмм, а также делать их более качественными и интересными для аудитории. Именно этот эффект и является одной из главных целей процесса цифровизации телевидения в любой стране.

 

Цифровой дивиденд

Постепенный отказ от аналогового вещания завершился во Франции 30 ноября 2011 г. и привел к образованию ресурса свободных частот, который называют «цифровым дивидендом». Согласно закону от 5 марта 2007 г. он поступает в распоряжение правительства, Министерства обороны и Высшего аудиовизуального совета. В конце 2008 г. начал свою работу специальный Стратегический консультационный комитет по вопросам распределения цифрового дивиденда. В него вошли четыре депутата и четыре сенатора из государственных комиссий по экономическим вопросам и делам культуры. Их основной целью стало урегулирование вопросов повторного использования освободившихся частот.

«Мы должны содействовать диверсификации поставок услуг, улучшить с помощью свободных частот покрытие всей страны цифровым сигналом, а также обеспечить равный доступ населения к электронным сетям. Но однозначно, что большинство освободившихся частот по-прежнему будут использоваться для аудиовизуальных услуг»21, − говорили представители комитета. На основе их консультаций и рекомендаций в стране был принят Национальный план по повторному использованию частот, освобожденных после отказа от аналогового вещания. В нем было зафиксировано, что свободные частоты могут быть использованы не только для внедрения новых услуг наземного цифрового телевидения, но и для развертывания мобильных широкополосных услуг, так называемых сетей «четвертого поколения» (4G), а также для создания новых сетей, связанных с национальной обороной и гражданской безопасностью.

Первыми стали распределять частоты из так называемой группы «800 МГц» − частоты в диапазоне 790-862 МГц (сети цифрового наземного телевидения сейчас используют часть ультракоротких волн (УКВ) в диапазоне между 470 МГц и 790 МГц). На него претендовали десятки частных компаний, справедливо видевшие в новых частотах возможность для расширения своего бизнеса. Право на освоение свободных частот в результате запущенного летом 2011 г. тендера получили три оператора связи – «Оранж» (Orange), «Эс Эф Эр» (SFR) и «Буяг Телеком» (Bouygues Telecom). Они не только заплатили за лицензии 2,6 млрд евро в государственный бюджет, но и взяли на себя обязательство в определенные сроки распространить на страну исправно работающие сети 4G. Изначально предполагалось, что основные результаты будут достигнуты уже к концу 2012 г., однако на практике вышло, что операторы до сих пор вводят в работу сети 4G в тестовом режиме. Это произошло во многом из-за близости частот цифрового телевидения и новых мобильных сетей, что создает перебои в работе. Так, сейчас оператор «Оранж» делает свои первые шаги по развертыванию сетей 4G в Марселе, а оператор «Эс Эф Эр» начал развертывание сетей в Лионе и Монпелье. Тем не менее предполагается, что уже осенью 2013 г. по всей стране заработает не менее 90 станций сетей 4G.

Итак, мы видим, что, во-первых, через освободившиеся частоты государство смогло частично вернуть в бюджет средства, потраченные на сам процесс цифровизации телевидения. Во-вторых, образовавшийся цифровой дивиденд может рассматриваться как поле для расширения телекоммуникационного рынка и улучшения услуг связи.

 

Основным итогом прошедшей во Франции цифровизации телевидения стало то, что большинству французов теперь, помимо уже имевшихся ранее платных цифровых телеканалов, доступно более 60 бесплатных: 25 национальных и около 40 региональных каналов. Все они − в гораздо лучшем качестве, а самое главное − с возможностью быть вовлеченными в процесс благодаря интерактивности нового телевидения. Логическим результатом этого стала усилившаяся конкуренция между всеми игроками на медиарынке страны, что потенциально несет в себе в будущем постоянное повышение качества контента и расширение списка телепрограмм. Государство, осознав необходимость обновления законодательной базы и грамотного использования современных цифровых технологий, проявило себя в процессе перехода от аналогового к цифровому телевещанию как ключевой игрок. Властям Франции удалось обеспечить доступ к цифровому телевидению всем слоям населения и выдержать максимально возможный баланс между собственными задачами, а также интересами аудитории и частных вещателей. При этом были соблюдены все правила свободного рынка, что только усиливает инвестиционную привлекательность активов на рынке телекоммуникационных услуг Франции. Тем не менее о завершении процесса говорить еще рано: во многих провинциях зафиксированы постоянные сбои в вещании, около 2% домохозяйств по-прежнему не могут получить цифровой сигнал, а освободившиеся после отключения аналогового сигнала частоты только начинают распределяться между потенциальными владельцами. Кроме того, в самом разгаре борьба крупнейших телекомпаний за аудиторию, у которой появился почти неограниченный выбор.

 


  1. Путеводитель по вопросам перехода на цифровое телерадиовещание / Под ред. Норы Ковач и Майка Стоуна. Бюро Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 2010. С. 7.
  2. Шарончикова Л. Радиовещание и телевидение Франции. М., 2011. С. 41.
  3. Le décodeur comme un cadeau pour Noël // Le Monde. 2006. Janvier, 17. P. 5.
  4. TNT est maintenant dans les montagnes // Le Figaro. 2006. Mai, 21. P. 7.
  5. Loi 2005-023 du 17 octobre 2005 // http://www.senat.fr/
  6. Кучеренко Я. Отключение аналогового вещания // http://www.broadcast.telekritika.ua
  7. Отключение аналогового вещания, например, в Люксембурге и Голландии произошло в 2006 г., в Швеции и Финляндии – в 2007 г., в Германии − в 2008 г., в Испании – в 2009 г.
  8. Информация с официального сайта Высшего аудиовизуального совета // http://www.csa.fr/Television/Les-chaines-de-television/Les-chaines-hertziennes-terrestres
  9. Данные официального сайта, существовавшего на время перехода Франции на цифровой стандарт вещания // http://www.tousaunumerique.fr
  10. Официальный сайт Высшего аудиовизуального совета Франции // http://www.csa.fr/Television/
  11. Olivier Japiot: “Informations atteindra tous” // Le Figaro. 2009. Novembre, 29. P. 6.
  12. Официальный сайт, посвященный переходу Франции на цифровой стандарт вещания // http://www.tousaunumerique.fr (дата обращения: 17.09.2012).
  13. Pouvons-nous vous aider? // Le Monde. 2012. Avril, 17. P. 5.
  14. Отчет института замеров аудитории аудиовизуальных СМИ «Медиаметри» // http://www.mediametrie.fr/television/solutions/audience-mediamat-sur-initialises.php?id=1
  15. La Commission européenne contre des avantages pour les diffuseurs // Le Monde. 2011. Novembre, 29. P. 3.
  16. Официальный сайт Высшего аудиовизуального совета Франции // http://www.csa.fr/Television/Le-suivi-des-programmes/L-acces-des-associations-aux-medias-audiovisuels.
  17. Autorisation des 6 nouvelles chaînes en haute définition sur la TNT // Le Monde. 2012. Novembre, 20. P. 4.
  18. M6 ne recevra €1 mlrd // Le Monde. 2012. Decembre, 10. P. 4.
  19. Отчет института замеров аудитории аудиовизуальных СМИ «Медиаметри».
  20. Отчет компании «Айдэйт» // http://www.idate.org/en/Home (дата обращения: 15.02. 2013).
  21. Официальный сайт, посвященный переходу Франции на цифровой стандарт вещания // http://www.tousaunumerique.fr (дата обращения: 12.03.2012).