Languages

You are here

Роль газет и журналов в повышении правовой культуры граждан России

Научные исследования: 

The role of Newspapers and Magazines in the Development of Legal Culture in Russia

 

Мартынкина Дарья Юрьевна
кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, dmartin@inbox.ru

Daria Y. Martynkina
PhD in philology, Researcher at the chair of Russian Mass Media history and legal regulation, Faculty of Journalism, Moscow State University, dmartin@inbox.ru

 

Аннотация
Статья посвящена анализу роли печатных СМИ в правовом просвещении населения в РФ. В ходе контент-анализа газет «Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», а также журнала «Огонек» автор приходит к выводу, что правовое просвещение населения через СМИ на современном этапе по ряду причин низкоэффективно и нуждается в интенсификации.

Ключевые слова: правовая культура, СМИ, правовое просвещение.

Abstract
The article is dedicated to the analysis of dissemination of legal information in Russian Federation. The author presents content-analysis of four Russian newspapers ("Rossiyskaya Gazeta", "Moskovskiy Komsomoletz", "Komsomolskaya Pravda", "Argumenty and Fakty") and the magazine "Ogonek", and comes to the conclusion that it is necessary to activate legal education through mass media as now it is ineffective.

Key words: legal culture, mass media, legal information.

 

 

Для полноценной реализации прав и свобод человеку необходимо владеть хотя бы минимальным набором юридических знаний. Невозможно отстаивать свои права, не понимая их содержания, порядка реализации и защиты (данная тема широко освещена как в трудах юристов, так и филологов, социологов1). Однако именно в такой ситуации сегодня находится большинство граждан России, что, в свою очередь, приводит к низкому уровню правопорядка в стране и – как следствие – замедлению развития РФ как правового государства2.

Как подчеркивает исследователь Е.Е. Гришнова, задачу повышения уровня правовой культуры населения ставят перед собой различные общественные институты (субъекты правового просвещения)3. Этой деятельностью, используя разноплановые методы, занимаются государство, семья, учебные заведения, общественные организации, коммерческие организации и др. Особое место среди субъектов правового просвещения населения занимают средства массовой информации. Просветительская функция журналистики описана в различных исследованиях, в том числе в трудах Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, С.В. Коновченко, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного4 и др. Кроме того, в этом контексте нельзя не упомянуть работы ученых 1970–1980 гг., в которых глубоко изучаются проблемы правовой пропаганды. Среди них следует отметить исследования Ю.А. Агешина, А.С. Павлова, Н.Я. Соколова, Г.М. Яроша5 и др.

Роль СМИ в процессе правового просвещения имеет специфический характер. С одной стороны, редакция СМИ может заниматься этой деятельностью с целью реализации собственной редакционной политики в соответствии с функциями журналистики (то есть быть полноценным субъектом повышения правовой культуры граждан). С другой, иные субъекты − например, государство, общественные и коммерческие организации − могут использовать СМИ для правового просвещения населения, тем самым превращая медиа в инструмент для решения своих просветительских задач (в числе альтернативных инструментов следует отметить кино, интернет, литературу, искусство, средства наглядной пропаганды и агитации и пр.).

Не только двойная роль СМИ как субъекта и инструмента повышения правовой культуры граждан, но и другие характеристики медиа позволяют говорить об их уникальном положении в анализируемом процессе. В частности, массовая информация сопровождает человека всю его сознательную жизнь. Только СМИ из всех субъектов формирования правовой культуры влияют на нее непрерывно, в то время как другие субъекты осуществляют такое воздействие срочно, периодически либо нерегулярно (например, учебные заведения − в период обучения, общественные организации − во время специальных акций и пр.). Исключительно СМИ могут проводить, образно говоря, правовую профилактику: информировать граждан о правовых установлениях, тем самым формулируя их правовые проблемы, запросы. Необходимо подчеркнуть следующие особенности СМИ как инструмента правового просвещения населения:

  • распространение правовой информации на массовую аудиторию;
  • предоставление аудитории правовой информации, позволяющей ей ориентироваться в социально значимых явлениях и проблемах;
  • предоставление актуальной правовой информации, что особенно важно по причине того, что правовая информация динамично меняется;
  • подача правовой информации в доступной, легкой для усвоения форме. Работа СМИ с правовой информацией может носить интерактивный характер;
  • создание общественного мнения по правовым вопросам, формирование социально активной позиции общественности;
  • воздействие на обе части правосознания − правовую идеологию и психологию.

Таким образом, уникальная роль печатных СМИ в правовом просвещении населения России нуждается в более глубоком изучении, в том числе с целью повышения эффективности этой деятельности. В частности, пристальное внимание необходимо уделить именно печатным СМИ, так как, по нашему мнению, правовая информация достаточно сложна и лучше всего воспринимается в письменном виде. К газетному, журнальному материалу всегда можно вернуться, перечитать его, закрепить полученные знания.

В данной статье проанализировано, в какой мере материалы различных типов периодики (ежедневная газета, еженедельная газета, еженедельный журнал) способствуют повышению правовой культуры граждан. Для анализа выбраны общественно-политические СМИ, поскольку они являются наиболее последовательными распространителями правовой информации.

 

Ежедневные газеты

На данный момент современными исследователями наиболее изучена роль ежедневных газет в правовом просвещении граждан России. В частности, такие вопросы затрагивали в научных трудах исследователи К.А. Кирилин6 и Е.А. Певцова7. Автор данной статьи опубликовала монографию «Роль печатных СМИ в правовом просвещении населения на материалах федеральных общественно-политических газет»8. В монографии приведено контент-аналитическое исследование трех ежедневных изданий – «Российской газеты», (далее «РГ»), «Московского комсомольца» (далее «МК»), «Комсомольской правды» (далее «КП»). Кратко приведем результаты этого исследования.

«РГ», «КП» и «МК» являются общероссийскими газетами, что позволило изучить распространение правовой информации через печатные СМИ в масштабах страны. Для анализа был выбран 2010 г., что на тот момент позволило изучить наиболее актуальные тенденции правового просвещения населения через СМИ. Следует отметить, что революционных изменений ни в тираже, ни в порядке распространения, ни в редакционной политике этих изданий с 2010 г. не произошло, следовательно, по состоянию на 2013 г. тенденции, выявленные для ежедневных СМИ, можно считать в целом неизменными. Сравнение материалов по правовой тематике в «РГ», «КП» и «МК» в 2010 г. по некоторым из аспектов, охваченных исследованием, представлено ниже в таблице (проанализировано 60 номеров каждой из этих газет за указанный год, то есть примерно каждый четвертый номер в году; выбор номера газеты в зависимости от дня недели был случаен, что позволило представить усредненную картину независимо от дня недели).

 

Таблица 1. Сравнение материалов по правовой тематике в «Российской газете», «Комсомольской правде» и «Московском комсомольце» в 2010 г. по отдельным аспектам

Аспект сравнения

«РГ»

«КП»

«МК»

Общее число публикаций по правовой тематике, зарегистрированных в анализируемых номерах

431

327

248

Процент публикаций, посвященных правовой тематике (в среднем), в одном номере

10,91%

6,95%

7,36%

Количество публикаций, посвященных обсуждению проекта правового акта

143

61

78

Количество публикаций, посвященных принятию или вступлению в силу правового акта

142

86

81

Количество публикаций, посвященных конкретной ситуации, анализируемой с правовой точки зрения

146

176

89

Общее количество материалов по уголовному и уголовно-процессуальному праву за анализируемый период

188

151

74

Общее количество материалов по гражданскому праву и процессу, семейному праву за анализируемый период

86

61

65

Общее количество материалов по административному праву и процессу, адвокатуре и нотариату за анализируемый период

53

40

57

Общее количество материалов по трудовому праву и праву социального обеспечения за анализируемый период

28

42

18

Количество упоминаний тезиса «Власти, принимая правовые акты, заботятся о гражданах» за анализируемый период

236

103

68

Количество упоминаний тезиса «Власти принимают странные, нелогичные, неактуальные, отстающие от жизни правовые акты − и это может привести к отрицательным социальным последствиям» за анализируемый период

0

22

63

 

За анализируемый период больше всего публикаций по правовой тематике было зарегистрировано в «Российской газете». Это объясняется тем, что «РГ», обладая статусом официального издания (после публикации в котором правовые акты вступают в силу), вынуждена реагировать материалами практически на все принимаемые документы федерального уровня. В «Комсомольской правде» текстов на правовые темы значительно меньше, чем в «РГ». Третье место с большим отставанием занимает «Московский комсомолец».

В целом количество публикаций по правовой тематике и их количество в одном номере следует оценить как низкое. Интерес читателей к правовым темам очень высок. Однако газеты на этот интерес реагируют слабо. «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда» уделяют не так много внимания принятию и вступлению правовых актов в силу. Между тем именно эта информация важнее для правового просвещения населения, чем информация об обсуждении проектов различных актов, поскольку может быть использована гражданами на практике для защиты своих прав. «РГ» значительно опережает «МК» и «КП» по этому показателю. Зато лидером по советам, консультациям (то есть материалам, посвященным анализу конкретных ситуаций с правовой точки зрения) является «КП».

Во всех анализируемых изданиях больше всего материалов посвящено уголовному праву и процессу. Внимание к данным отраслям действительно огромное, особенно в «РГ» и «КП». Это объясняется желанием газет вынести на всеобщее обсуждение пикантные подробности преступлений и наказаний, поддержать и без того сильно развитый в нашем обществе интерес к криминальной среде и ее представителям. Лишь некоторые из таких материалов можно назвать воспитывающими уважение к закону, способствующими профилактике противоправного поведения. Многие из них, напротив, говорят о преступлениях как об обычном деле, что стирает грань между противоправным и правомерным поведением.

Гражданскому праву и процессу уделяется в ежедневных общественно-политических газетах значительно меньше внимания, чем уголовному праву и процессу. Еще меньше публикаций посвящено административному праву и процессу, адвокатуре и нотариату. В числе далеко отстающих от лидеров столь важные отрасли права, как трудовое право и право социального обеспечения. Особенно удивителен низкий интерес «РГ» к этой теме, хотя газета позиционирует себя как социально ориентированная. В «МК» количество таких текстов также поразительно низкое (в 4 раза ниже, чем материалов по уголовному праву и процессу!). На этом фоне «КП» выглядит значительно лучше.

Количество упоминаний двух полярных тезисов − «Власти, принимая правовые акты, заботятся о гражданах» и «Власти принимают странные, нелогичные, неактуальные, отстающие от жизни правовые акты − и это может привести к отрицательным социальным последствиям» − демонстрирует, в каком ключе издание преимущественно освещает правовые нормы. «РГ» описывает лишь позитивные правовые явления, «КП» уделяет внимание как позитивным, так и негативным, «МК» подвергает критике все факты.

Итак, ежедневные общественно-политические газеты различаются по характеру представленных в них публикаций по правовой тематике. Причем характер представления публикаций зависит от типа издания и позиции газеты по отношению к власти. В ходе исследования было установлено, что материалы ежедневных общественно-политических печатных СМИ на современном этапе способствуют правовому просвещению населения не в полной мере. В этой деятельности много недостатков, в частности, в качестве негативных моментов, нуждающихся в улучшении, следует отметить:

  • общий недостаток внимания к правовым темам;
  • частые юридические ошибки в правовых материалах;
  • низкое количество правовых советов и конкретных юридических консультаций;
  • излишнее внимание к уголовному и уголовно-процессуальному праву;
  • недостаточное внимание к трудовому праву и праву социального обеспечения, земельному и природоресурсному праву.

 

Еженедельные газеты и журналы: методика анализа

Для настоящей статьи автором проведено контент-аналитическое исследование еженедельной газеты и журнала. Для этого были выбраны еженедельная газета «Аргументы и факты» (далее «АиФ») и журнал «Огонек» (принадлежит издательскому дому «Коммерсантъ»), которые − что обосновано ниже − являются наиболее популярными в своих сегментах изданиями.

Тираж газеты «Аргументы и факты», по информации Бюро тиражного аудита АВС Россия, на май 2013 г. составляет 2 309 184 экз. (сертифицировано с III квартала 2010 г.)9. Согласно исследованию TNS Россия, в Российской Федерации (включая Москву и Санкт-Петербург) аудитория одного номера «АиФ» в декабре 2011 г. − апреле 2012 г. составляла 7 154,3 тыс. человек10. По данным официального сайта издательского дома «Аргументы и факты», «АиФ» является лидером по объему аудитории среди еженедельных изданий общего и делового содержания11.

Тираж журнала «Огонек», по данным ИД «Коммерсантъ», составляет на май 2013 г. 90 000 экз.12 Бюро тиражного аудита АВС Россия дает несколько меньшую цифру − 84 621 экз. (сертификация проводилась с августа 2012 г.)13. Согласно исследованию TNS Россия, в РФ (включая Москву и Санкт-Петербург) в декабре 2011 г. − апреле 2012 г. аудитория одного номера «Огонька» составляла 799,9 тыс. человек14. При этом усредненное количество читателей одного номера издания, по данным TNS Россия, составляет 1,4, что достаточно много для общественно-политического журнала. Таким образом, журнал «Огонек» является самым читаемым общественно-политическим еженедельником в стране. Об этом факте также сообщается на сайте ИД «Коммерсантъ»15.

В ходе исследования изучены все номера «АиФ» (52 номера) и все номера «Огонька» (50 номеров) за 2011 г. Объектом контент-анализа являются материалы по правовой тематике в указанных изданиях. Предметом анализа является правовое просвещение населения, которому эти материалы способствуют или не способствуют.

В ходе исследования применялись два метода: контент-анализ и сравнение. Контент-анализ предназначен для выяснения количества, характеристик и содержания публикаций по правовой тематике в выбранных изданиях16. Сравнение было применено для сопоставления данных о публикациях по правовой тематике в разных газетах. Материалами по правовой тематике признавались публикации, в которых правовая информация превышала 50% от общего объема текста. Под правовой информацией понималась разновидность социальной информации, охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права, составляющие их правовую культуру в реальном ее функционировании, а также динамичном процессе формирования социально-правовой памяти общества по накоплению, систематизации, хранению, передаче и использованию знаний, умений, навыков, оценок, понятий и т.п. во всех областях юридической практики17.

Допускалось наличие в материале нескольких (в том числе взаимоисключающих) суждений. Это объясняется тем, что в тексте иногда затрагивается несколько тем. Материал также может состоять из нескольких частей (главок), имеющих разных авторов и предлагающих читателям различные позиции. Материалы, касающиеся правовых норм из нескольких отраслей права, регистрировались несколько раз.

 

Еженедельные газеты и журналы: результаты исследования

В номере «Аргументов и фактов» (включая федеральные и московские полосы) выходит в среднем около 90 материалов. Не менее девяти из них посвящено правовой тематике. Бывают отклонения от этой нормы. Особая категория выпусков – специальные фирменные номера вопросов-ответов, контент которых полностью состоит из вопросов читателей и ответов на них экспертов, привлеченных «АиФ». В анализируемом периоде это, например, № 42 от 26.10.11 под общим заголовком «Суперномер. 322 ответа на ваши вопросы». Среди редакционных материалов немало вопросов читателей по правовой тематике, на которые отвечают адвокаты, правозащитники, ученые-юристы.

Место правовой информации на полосах газеты не постоянно. Еженедельник «АиФ», как известно, разделен на блоки («Главное», «Полезное» и пр.) и рубрики, и материал по правовой тематике может быть размещен в любых рубриках и блоках. Наиболее часто тексты на юридические темы готовили следующие журналисты: Александр Колесниченко, Георгий Бовт, Георгий Александров, Галина Шейкина, Наталья Бояркина, Алексей Тунгусов. Как правило, тексты юридических советов (в отличие от материалов, затрагивающих правовые проблемы), выходят без подписи журналистов. Следует также отметить аналитические статьи Вячеслава Костикова и Виктора Коклюшкина, в которых нередко затрагиваются юридические вопросы.

В 2011 г. «АиФ» опубликовал 343 публикации по правовой тематике. В среднем этой теме посвящено 10% номера еженедельника. Из зарегистрированных материалов по правовой тематике 88 касаются обсуждения проектов правовых актов, 260 − принятия либо вступления в силу правовых актов, а 93 − конкретных ситуаций, которые анализируются с правовой точки зрения. Общее число публикаций (343) меньше, чем сумма числа публикаций по этой классификации (441), поскольку некоторые публикации, регистрируемые как одна единица, представляют собой единство нескольких текстов. Один из них может быть посвящен преимущественно вступлению в силу правового акта, другой − анализу конкретной ситуации и т.п. Для «АиФ» это типичная ситуация, так как, в силу формата издания, многие тексты разбиты на главки, подачи в которых варьируются.

По данным нашего исследования, наибольшее внимание в «АиФ» уделяется гражданскому, семейному и гражданскому процессуальному праву (150 публикаций). Второе место с огромным отрывом (отставание – на 65 публикаций) занимает уголовное право и процесс. Третье и четвертое места (с минимальным отрывом) остаются за трудовым правом и правом социального обеспечения (62 статьи) и административным правом (61 статья). Реже всего в «АиФ» затрагиваются темы, связанные с арбитражным (7 текстов) и налоговым (15 текстов) правом. Несколько выше показатели у земельного (18 материалов), конституционного (20 материалов) и предпринимательского (23 материала) права.

Как видим, эта картина резко отличается от картины, полученной по результатам анализа ежедневных газет.

Во-первых, в «АиФ» не наблюдается повышенного внимания к уголовному праву и процессу, что, безусловно, делает изданию честь. Данная тематика поднимается в газете в связи с обсуждением и принятием различных поправок в Уголовный кодекс (соответственно 19 и 47 статей за 2011 г.). И лишь 19 публикаций посвящено анализу конкретных противоправных действий. Причем в данных текстах внимание, как правило, уделяется именно юридическим аспектам, в материалах едва ли удастся найти кровавые и страшные подробности преступлений. Количество материалов, посвященных гражданскому праву и процессу, в «АиФ» значительно превышает количество текстов по уголовному праву и процессу (150 против 85). Этот факт ломает представление, сформированное на основе анализа ежедневных изданий, о том, что интерес читателей к правовой тематике в газете основывается именно на материалах криминального характера, доминирующая роль которых на страницах ежедневной прессы была нами зафиксирована.

Во-вторых, «АиФ» демонстрирует стабильное внимание к гражданскому, семейному праву и процессу – как к анализу конкретных ситуаций (38 материалов), так и к изменениям законодательства (112 материалов). Главный редактор еженедельника Н. Зятьков заявил: «Мы стараемся, чтобы наши публикации приносили ощутимую пользу конкретным людям. Именно поэтому в “АиФ” есть много полезных рубрик, например “Право имею”. В ней мы обучаем читателей, как отстоять гражданские, социальные и другие права. Люди нам шлют после этого письма, в которых рассказывают, как конкретно применили на практике наши советы»18. Таким образом, «помощь народу» возведена в признак формата издания, поэтому так востребованы советы по гражданскому праву, регулирующему имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения. Этим же объясняется и большое количество материалов по трудовому и административному праву (речь прежде всего идет о рекомендациях по коммуникациям с органами власти, в том числе с ГИБДД).

Вместе с тем схожую с данной Н.И. Зятьковым установку находим в словах главного редактора и генерального директора «КП», В.Н. Сунгоркина. Как он подчеркивает в интервью порталу Slon.ru, для него важно делать газету, которую «народ признает своей»19. Однако стиль изложения материалов «Комсомолки» по правовой тематике продиктован отличным от «АиФ» форматом издания. В том же интервью В.Н. Сунгоркин отмечает: «Мы перешли в таблоидный формат 1 января 1999 года <…> “Комсомольская правда” − массовая, популярная газета. Да, порой впадающая в вульгарность, порой − в пошлость»20. С налетом вульгарности и пошлости можно столкнуться и в материалах «КП» по правовой тематике. Материалам «АиФ» это не свойственно, что, на наш взгляд, в большей степени отвечает духу воспитания в гражданах уважения к закону. В материалах «АиФ» при анализе конкретных ситуаций даются ссылки на правовые акты, законы и постановления нередко цитируются дословно (см., например, материал «Офис или барак?», автор которого, Д. Буравчикова, призывает заглянуть в следующие документы: «О том, каким должно быть рабочее место, написано в законах: ТК РФ, ГОСТ “Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”, санитарные нормы “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки”, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”»21).

В-третьих, количественное сравнение данных исследования по ежедневным и еженедельным СМИ было бы некорректным, однако в процентном отношении можно установить, что, прочитав один номер «АиФ», по сравнению с одним номером «КП», «РГ» или «МК» читатель получит больше правовой информации. Причем эта информация с высокой вероятностью будет практичной, полезной для повседневной жизни.

Перейдем к анализу суждений, зарегистрированных в публикациях по правовой тематике в «АиФ». Было зарегистрировано 111 публикаций, посвященных всем отраслям права и содержащих суждение «Власти, принимая правовые акты, заботятся о гражданах». Примерно в таком же количестве публикаций (114) есть противоположный тезис − «Власти принимают странные, нелогичные, неактуальные, отстающие от жизни правовые акты – и это может привести к отрицательным социальным последствиям». Такая картина, на наш взгляд, отражает политическую установку газеты − ориентацию на умеренную, по возможности конструктивную критику власти. Вместе с тем в ряде редакционных статей газета хочет продемонстрировать свою оппозиционность, рисуя правовую действительность в черных красках. В качестве примера приведем материал «Одумайтесь!» В. Коклюшкина22. Характерная цитата (речь идет о депутатах Госдумы): «Возбудились, поговорили и успокоились. Коррупция душит, наркомания косит, детская преступность расползается, а народные избранники возбудятся, поговорят − и все! Может, им что-нибудь типа виагры, но для мозгов принимать?». Другой пример − программная статья Н. Зятькова «Вот старый поворот»23, в которой констатируется: «Вышеперечисленные “законные ляпы” − это не ошибка одного конкретного человека. Это констатация беспомощности целой законотворческой системы, в которой “замазаны” важнейшие институты страны, министерства, Госдума, Совет Федерации и пр. Это же все тщательно придумывается, сверяется, одобряется, а в результате… Не просто идем не в ту сторону, а на 180 градусов разворачиваемся!».

Любопытно, что одновременно со статьями, демонстрирующими ярый правовой нигилизм, в «АиФ» немало текстов, которые можно назвать классическими примерами правового романтизма. В частности, материал «Услужить по списку»24 начинается следующими словами: «Чиновники подготовили новый закон о социальном обслуживании: после его принятия соцслужбы будут лучше помогать нуждающимся». Такой подход совершенно не учитывает трудности с правоприменением, которые могут возникнуть (и даже наверняка возникнут) в процессе реализации закона.

Однако в общем и целом газета последовательно поддерживает баланс между пессимистическим и оптимистическим подходом к явлениям правовой действительности. Например, суждение «Закон карает тех, кого осуждает мораль» встречается в публикациях примерно так же часто, как тезис «Закон не карает тех, кого осуждает мораль» (48 против 44). В равном числе публикаций (39 материалов) констатируются недостатки в правовом регулировании и, напротив, говорится, что законодатели все продумали идеально, однако правоприменительная практика хромает. Схожая ситуация − с возможностью защищать свои права. Реально ли это в административном порядке? В 6 публикациях «АиФ» отвечает, что нет. В 3-х дает утвердительный ответ. Реально ли защитить свои права в судебном порядке? «АиФ» отвечает «нет» в 9 случаях, а в 7 говорит «да». Вместе с тем, в решении правовых вопросов, по мнению редакции «АиФ», много политики. Данный тезис встречается в 13 публикациях. Следует отметить, что конкретным правовым механизмам защиты прав в «АиФ» (вопреки заявлениям главного редактора) уделяется, как видно по данным нашего исследования, не слишком много внимания.

Эффективна ли вышеописанная политика освещения правовых вопросов, принятая в редакции «АиФ», с точки зрения правового просвещения населения? На наш взгляд, баланс в освещении негативных и позитивных правовых явлений в российской действительности является, пожалуй, единственно возможной адекватной позицией на современном этапе общественного развития. Отрицать недостатки в правовом регулировании или правоприменительной практике невозможно, вместе с тем не замечать положительных сдвигов в этих областях также значит грешить против истины. И материалы, содержащие элементы нигилистических и романтических позиций в отношении права, − это также отражение мнения определенной части аудитории еженедельника. Исходя из вышесказанного, материалы «АиФ» следует признать способствующими повышению правовой культуры граждан.

Перейдем к анализу материалов по правовой тематике в журнале «Огонек». В анализируемый период главным редактором издания был Виктор Лошак, в ноябре 2012 г. он уступил свой пост Сергею Агафонову. Однако серьезных изменений в редакционной политике не произошло. Об этом заявил сам В. Лошак: «...если это самый читаемый журнал в стране по данным Gallup, зачем нужно его менять кардинально? Нужно обновлять, что делается и будет делаться. Остаются те же авторы, те же рубрики, то же политическое направление журнала»25.

В среднем в номере журнала публикуется 25 текстов, имеющих внутреннюю рубрикацию (комментарии, цифры, факты «кстати» и пр.). Это число может увеличиваться за счет публикации большего количества новостей, каждая из которых учитывается как публикация. Однако крупных журнальных материалов (на 2 полосы и более), как правило, неизменно выходит не более 15. В среднем число публикаций по правовой тематике составляет 4, однако эта цифра не показательна, так как за весь год (50 номеров) зафиксировано 9 номеров, в которых, согласно нашим критериям, не выявлено ни одного материала по правовой тематике (напомним, правовым считается тот текст, в котором 50% объема посвящено обсуждению юридической стороны анализируемого вопроса).

Как правило, в номерах «Огонька» выделяется главная тема. И если она посвящена проблеме, для которой юридические аспекты имеют существенное значение, то в номере сразу появляется несколько статей, которые можно назвать правовыми. Если же для главной темы правовой аспект не столь важен, в номере, скорее всего, не будет ни единой статьи, касающейся законодательной практики и правоприменения. Следовательно, правовой тематикой журналисты редакции занимаются в той мере, в которой она касается основной темы их материала. Данные аспекты в своих материалах затрагивают В. Иноземцев, Д. Орешкин, В. Лошак, Л. Лурье, Н. Радулова и др. Нередко правовые вопросы освещаются привлеченными авторами издания (см. например, материал поэта Е. Евтушенко «Выбор будущего»26, текст проректора Европейского университета в Санкт-Петербурге В. Волкова «Силовой бизнес»27). Многие статьи носят типичный для журнального формата характер рассуждений, демонстрирующих общефилософский подход авторов к явлениям действительности, и количество юридических советов в них стремится к минимуму.

Авторов «Огонька» интересует прежде всего не закон, его проект либо конкретная правовая ситуация, а реакция на них общества. Например, материал Н. Радуловой «Мое тело − мое дело»28, касающийся законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан РФ», идет с показательным подзаголовком «Такими лозунгами ответили феминистки на законопроект». И далее обсуждаются не подробности закона, а реакция феминисток. Другой пример − материал Е. Кудрявцевой и А. Шпилько «Нация подростков»29: «В третьем чтении Дума неожиданно тихо приняла очень громкий законопроект, призванный регулировать юридические споры о детях после развода. Похоже, он не удовлетворит никого, кроме законодателей. В этом убеждает шквал откликов [курсив мой. − Д.М.], обрушившийся на “Огонек” после публикации на эту тему».

Всего в «Огоньке» в 2011 г. зарегистрирована 131 публикация по правовой тематике. Из них 43 посвящено обсуждению проектов различных правовых актов, 79 − принятию либо вступлению в силу правовых актов, 43 − ситуациям, которые рассматриваются с правовой точки зрения. Таким образом, для издания информационным поводом почти в два раза чаще является именно вступление в силу правового акта, нежели его обсуждение или некая жизненная ситуация, нуждающаяся в оценке с правовой точки зрения. Анализ конкретных случаев проводится журналом прежде всего с философской, социальной и экономической сторон. И лишь потом − с правовой. Это будет очевидно и по анализу суждений, характерных для публикаций по правовой тематике.

Наибольшее внимание журнал уделяет гражданскому праву и процессу. Второе место, примерно с равным количеством упоминаний, у уголовного права и процесса (37 текстов) и конституционного, финансового, бюджетного и международного права, которые учитывались вместе (36 текстов). Во всех ранее проанализированных изданиях последней группе отраслей права уделялось незначительное внимание (особенно в ежедневных газетах, где число упоминаний не превышало 5). Однако «Огонек», как общественно-политический журнал, много материалов посвящает внешней политике: ситуации в Израиле, Иране, Ливии, Украине, Белоруссии, деятельности и полномочиям международных организаций. Упоминания уголовного права и процесса также встречаются преимущественно в аналитических статьях. В 22 случаях из 37 упоминаний поводом для материала является обсуждение проекта правового акта либо факт его вступления в силу, в остальных случаях предметом для статьи является конкретная ситуация, впрочем, описанная без подробностей. Нередко обсуждается уголовная ответственность за экономические статьи УК РФ, в то время как в иных изданиях, как правило, смакуют подробности преступлений против личности. Следует отметить, что внимание редакции к гражданскому праву и процессу должно было, казалось бы, естественным образом породить и повышенный интерес к арбитражному праву и процессу. Однако в 2011 г. была опубликована лишь одна статья, в которой затрагивается данная тема. С учетом аудитории «Огонька» (по данным ИД «Коммерсантъ», 37% читателей с высшим образованием, больше половины аудитории с доходами средними и высокими, 12% руководителей и 15% специалистов30) можно говорить о пробеле в редакционной политике.

Наиболее распространенное суждение в материалах «Огонька» на правовую тему − «Власти принимают странные, нелогичные, неактуальные, отстающие от жизни правовые акты – и это может привести к отрицательным социальным последствиям» (53 упоминания). Более чем в два раза реже встречается тезис «Власти, принимая правовые акты, заботятся о гражданах» (24 упоминания). С критическими по отношению к правовой политике властей статьями выступает и сам главный редактор журнала − Н. Лошак (см., например, материалы «Отец-герой»31, «Отдельные мэры»32). Поскольку в поле зрения издания попадают морально-этические проблемы, одна из популярных тем на страницах «Огонька» − закон и нравственность. Тезис «Закон карает тех, кого осуждает мораль» и обратный тезис «Закон не карает тех, кого осуждает мораль» встречаются соответственно 11 и 15 раз. Подача этих текстов опять же идет через призму восприятия правовых ситуаций обществом.

Многие из анализируемых нами суждений встречаются на страницах журнала незначительное число раз («В правовом регулировании есть недостатки» − 2 упоминания, «В правоприменительной практике есть недостатки» − 7 упоминаний, «Права могут быть защищены в административном порядке» − 2 упоминания, «Права не могут быть защищены в административном порядке» − 1 упоминание, «Граждане могут защитить свои права в суде» − 5 упоминаний, «Граждане не могут защитить свои права в суде» − 4 упоминания). Столь незначительное внимание редакции к этим тезисам говорит, на наш взгляд, о том, что журнал, в силу своего формата, не ставит перед собой задачу информировать граждан по правовым вопросам либо формировать идеологическую основу для правовой культуры. Поэтому данные упоминания являются по сути случайными.

Несмотря на это, два тезиса, популярные во всех проанализированных печатных СМИ, встречаются достаточно часто и в «Огоньке». Это суждение «Недобросовестные исполнители искажают суть закона, подзаконных актов и правил делового оборота» (16 упоминаний) и «В решении правовых вопросов много политики» (14 упоминаний). Таким образом, со страниц печатной прессы всех типов регулярно звучат слова «чиновники все решили не по закону», «все куплено», «закон что дышло...». В массовом сознании эти стереотипы укоренились очень глубоко, и печатные СМИ воспроизводят данную картину мира, в некотором роде поддерживая инерционность мышления, не допуская изменений в массовом сознании на фоне положительных сдвигов в правовой действительности.

Ниже в таблице изложены некоторые результаты проведенного исследования изданий «АиФ» и «Огонек».

 

Таблица 2. Материалы по правовой тематике в «Аргументах и фактах» и «Огоньке» в 2011 г.: отдельные аспекты

Аспект сравнения

«АиФ»

«Огонек»

Общее число публикаций по правовой тематике, зарегистрированных в анализируемых номерах

343

131

Процент публикаций, посвященных правовой тематике (в среднем), в одном номере

10%

6,25%

Количество публикаций, посвященных обсуждению проекта правового акта

88

43

Количество публикаций, посвященных принятию или вступлению в силу правового акта

260

79

Количество публикаций, посвященных конкретной ситуации, анализируемой с правовой точки зрения

93

43

Общее количество материалов по уголовному и уголовно-процессуальному праву за анализируемый период

85

37

Общее количество материалов по гражданскому праву и процессу, семейному праву за анализируемый период

150

47

Общее количество материалов по административному праву и процессу, адвокатуре и нотариату за анализируемый период

61

15

Общее количество материалов по трудовому праву и праву социального обеспечения за анализируемый период

62

6

Количество упоминаний тезиса «Власти, принимая правовые акты, заботятся о гражданах» за анализируемый период

111

24

Количество упоминаний тезиса «Власти принимают странные, нелогичные, неактуальные, отстающие от жизни правовые акты − и это может привести к отрицательным социальным последствиям» за анализируемый период

114

53

 

Правовая действительность в зеркале печатных СМИ

Приступая к анализу роли газет и журналов в повышении правовой культуры граждан России, мы исходили из того, что теоретически именно СМИ являются важнейшим инструментом и субъектом правового просвещения населения. Контент-анализ изданий убеждает в том, что СМИ с этой ролью не вполне справляются. В данной деятельности есть серьезные недостатки: правовых публикаций на страницах газет и журналов мало, исследуемые темы в них раскрываются неглубоко, публикуются они бессистемно, в них нередко встречаются юридические ошибки и продвигаются стереотипы, подпитывающие в гражданах правовой нигилизм.

Больше всего текстов в ежедневных газетах (с огромным перевесом) посвящено уголовному праву и процессу, хотя россиян, по данным социологических опросов, более всего интересуют гражданское и административное право. Из поля зрения изданий могут выпадать целые отрасли права (например, по арбитражному процессу не было ни единой публикации в «Огоньке» за 2011 г.). На этом фоне выгодно выделяется «АиФ», в котором больше всего статей по правовой тематике посвящено гражданскому праву и процессу и тексты по уголовному праву и процессу выдержаны по стилистике.

Вместе с тем в печатных СМИ мало конкретной правовой информации: как защитить свои права в отдельно взятой ситуации, на какой закон следует ссылаться и т.д. Нередко издания пишут о законопроектах, но не сообщают, в каком виде правовой акт принимается. Несмотря на громкие декларации, тот же «АиФ» лишь в отдельных случаях доносит до читателей механизмы защиты прав граждан.

Печатные СМИ представляют аудитории различные картины правовой действительности. «АиФ» одинаково внимателен и к негативным, и к положительным явлениям правовой действительности. Такой подход представляется наиболее продуктивным в современных условиях – в том числе по сравнению с «РГ», которая предлагает читателям «розовые очки», освещая лишь позитивные правовые явления, и «МК», чей критический подход порой выливается в критику ради критики. Впрочем, некоторые перекосы, как в сторону правового романтизма, так и в сторону правового нигилизма, характерны и для самого «АиФ».

Что касается «Огонька», то еженедельные общественно-политические журналы, как показывает проведенный контент-анализ, не являются богатым источником правовой информации. И увеличение объема правовой информации на страницах данных СМИ, на наш взгляд, невозможно в силу их формата. Однако возможна ревизия публикуемых сведений − с учетом потребностей аудитории, которой необходимо получать юридические знания.

Итак, правовое просвещение граждан через газеты и журналы может быть организовано значительно более эффективно. Методы улучшения этой ситуации являются предметом отдельного исследования. Однако нельзя не подчеркнуть, что СМИ действуют не в вакууме, поэтому эффективное просвещение населения с их помощью возможно только с одновременным решением других задач − в частности, с демократизацией работы органов власти и управления, осуществлением правовой реформы, совершенствованием практики применения законов и иных нормативных актов, повышением транспарентности законотворчества и вовлечением в процесс законотворчества гражданского общества, усилением контроля за правоохранительными органами и т.д. С этой точки зрения, СМИ являются важным источником информации для государства о том, какие явления правовой действительности вызывают наибольшую критику общества.

 


  1. См., например: Тагиев А.С. Социальные функции юридического всеобуча: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991; Кирилин К.А. Средства массовой информации – в развитии правовой культуры личности в России: дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2003; Комарова О.Ю. Правовая культура как объективная необходимость формирования правового сознания человека в условиях становления гражданского общества: дис. ... канд. социол. наук. Ярославль, 1998.
  2. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): дис. … канд. юрид. наук. СПб, 1993.
  3. Гришнова Е.Е. Правовая культура в политическом пространстве современной России. М., 2005. С. 95-96.
  4. См., например: СМИ в меняющейся России: коллективная монография / Под ред. Е.Л. Вартановой и И.Д. Фомичевой. М., 2010; Засурский Я.Н. Искушение свободой. М., 2007; Коновченко С.В. Общество − средства массовой информации − власть. Ростов н/Д., 2001; Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности в условиях ускорения социально-экономического развития. М., 1987; Тертычный А.А. Юридический анализ в прессе // Журналист. 2011. № 1.
  5. См., например:Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. М., 1973; Павлов А.С. Правовое воспитание. М., 1972; Соколов Н.Я. Организация правовой пропаганды. М., 1974; Ярош Г.М. Вопросы эффективности печатной пропаганды права // Вопросы эффективности правового воспитания. М., 1977. С. 89–103.
  6. Кирилин К.А. Указ. соч.
  7. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX–XXI веков. М ., 2003.
  8. Мартынкина Д.Ю. Роль печатных СМИ в правовом просвещении населения на материалах федеральных общественно-политических газет. Берлин, 2011.
  9. Данные Бюро тиражного аудита АВС Россия // http://press-abc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14&Itemid=28
  10. Данные TNS Россия // http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/press
  11. Данные ИД «Аргументы и факты» // http://www.aif.ru
  12. Там же.
  13. Данные Бюро тиражного аудита АВС Россия // http://press-abc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14&Itemid=28
  14. Данные TNS Россия // http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/press
  15. Данные ИД «Коммерсантъ» // http://www.kommersant.ru/about/ogoniok
  16. Гравитц М., Пэнто Р. Методы социальных наук. М., 1972; Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М ., 2001; Фомичева И.Д. Контент-анализ: возможности и опыт применения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1991. № 3. С . 9–19.
  17. Боер В.М. Информационно-правовая политика государства. Спб, 1998. С . 37.
  18. Зятьков Н. Главный редактор «АиФ»: «Жареные» факты в «Аргументах» − под запретом! // http://www.aif.ru/article/print/article_id/17477
  19. Ростова Н. Мы боремся, чтобы у нас все было более-менее по-христиански // http://slon.ru/articles/104096/
  20. Там же.
  21. Буравчикова Д. Офис или барак? //Аргументы и факты. 2011. № 38.
  22. Коклюшкин В. Одумайтесь! // Там же. 2011. № 19.
  23. Зятьков Н. Вот старый поворот // Там же. 2011. № 27.
  24. Николаева Е. Услужить по списку // Там же. 2011. № 39.
  25. Агафонов С., Лошак В. Мы сделаем все, чтобы замена на капитанском мостике «Огонька» прошла безболезненно // http://www.kommersant.ru/doc/2066082
  26. Евтушенко Е. Выбор будущего // Огонек. 2011. № 47.
  27. Волков В. Силовой бизнес // Там же. 2011. № 44.
  28. Радулова Н. Мое тело − мое дело // Там же. 2011. № 36.
  29. Кудрявцева Е. и Шпилько А. Нация подростков // Там же. 2011. № 17.
  30. Данные ИД «Коммерсантъ» // http://www.kommersant.ru/about/ogoniok
  31. Лошак Н. Отец-герой // Огонек. 2011. № 4.
  32. Лошак Н. Отдельные мэры // Там же. 2011. № 14.