Languages

You are here

Текстогенность интернет-коммуникации: к вопросу гуманитарного измерения технологий

Научные исследования: 

?Textogenicness? of Internet-communication: the Issue of Humanities Dimensions of Technologies

 

Шилина Марина Григорьевна
кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, marina.shilina@gmail.com

Marina G. Shilina
PhD in philology, researcher at the chair of advertising and PR, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow state university, marina.shilina@gmail.com

 

Аннотация
Анализ реалий развития интернет-коммуникации позволил выявить текстогенность как существенную характеристику социоэкономического дискурса, следовательно, эффективность его развития определяется действенностью текстов и взаимодействием коммуникантов; технологические характеристики интернета актуальных итераций также зависят от поведения пользователей. Таким образом, определяющим становится не технологическое, а гуманитарное, даже можно сказать, филологическое измерение эффективности общественного развития.
Именно филологическая, объясняющая текстогенность, а не технологическая компонента оказывается важнейшим элементом теоретических концепций и практик интернет-коммуникации, связей с общественностью, медиа, придавая им текстогенное / филологическое / гуманитарное измерение.

Ключевые слова: информация, текст, текстогенность, интернет-коммуникация, письморечь.

Abstracts
The analysis of Internet communication realities enabled the researcher to identify such an essential characteristic as “textogenicness’” of the socioeconomic discourse. The effectiveness of its development is determined by the efficiency of texts and the interaction of communicators; technological characteristics of the current iteration of the Internet also depend on the behavior of users. Thus, philological dimension becomes the main criteria of the effectiveness of social development.
Besides, it is the philological explanation of textogenicness’, and not the technological one, that becomes an essential element of the theoretical concepts and practices of online communication, Public Relations, media. This explanation provides text / philological / liberal arts dimensions.

Key words: information, communication, text, textogenicness, Internet communication, writing and speech, technology, mass media, Public Relations.

 

Социоэкономический дискурс: от техногенности к текстогенности

Появление и развитие интернета обозначает социокультурную, экстралингвистическую, коммуникативную ситуацию, которая определяет новый статус участников, инструментов коммуникации, в том числе текста как носителя и генератора информации.

Информационно-коммуникационные технологии, интернет, ставшие в XX в. предпосылкой изменений экономики и общества, рассматривались на начальных этапах развития как инструмент формирования техногенного общества. Генетической характеристикой понятия «техногенный» являются техника и технологии, оказывающие воздействие на экономику, социум, биосферу. Понятие «техногенное общество» использовалось как синоним индустриального, которое сменило аграрное. Вне зависимости от обозначения общество ( индустриальное, постиндустриальное, сверхиндустриальное, техногенное, информационное) трактовалось как социотехносферная система, которая развивается на основе техногенеза и приобретает в итоге новые качества.

Р оссийский исследователь В.С. Степин1 ввел термин «техногенная цивилизация», сущностной характеристикой которой назвал то, что в развитии обществ «решающую роль играют постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций»2. Несмотря на столь широкое толкование понятия «технология», перспективу развития техногенного общества В.С. Степин определял как борьбу естественного и искусственного миров. Пока подобные перспективы неочевидны, однако современный социум характеризуется «все увеличивающимся воздействием техники и техносферы на общество, природу и человека и соответствующей трансформацией последних»3.

В социоэкономическом дискурсе с XX в. значимым фактором становится информация, затем коммуникация. Зафиксированный «коммуникативный сдвиг», трансформация информационной парадигмы социума в коммуникационную определяет формирование онтологии социальности как информационно-коммуникативной, означает необходимость создания коммуникологических рамок исследования всех процессов.

Коммуникация является не просто процессом обмена, но и осмысливания информации, формирования новых смыслов, то есть сущность коммуникации априорно заключается в текстопорождении, текстоформировании, трансляции, обмене текстами в максимально широком значении, что и становится неотъемлемой характеристикой социоэкономического дискурса.

Введем для обозначения данного явления термин «текстогенность»4 и дефиницируем его в рамках данного исследования как комплекс антропогенно-технических факторов порождения, трансляции, обмена текстами публичной коммуникации, ведущих к образованию и функционированию новых типов носителей и генераторов информации во всех сферах жизнедеятельности и оказывающих на них влияние.

 

Интернет: гипертекстуальность как базовая характеристика

Отсутствие сегодня единой, устоявшейся концепции текста (или текстов) косвенно указывает на его (их) онтологическую неоднородность, определение и описание которой относится, по-видимому, к ближайшему будущему. Процесс текстообразования (шире – текстогенность) находится в развитии и далек от завершения, следовательно, возможно с изрядной долей объективности говорить о процессе конвергенции текстовых форматов в той или иной стадии их сформированности, близости к тексту в его традиционном понимании: текстоидах, субтекстах, гипертекстах и т.д.

Напомним, текст мы определяем как осмысленную последовательность любых знаков, позволяющих автору генерировать информацию (экспрессивная функция), адресату – принимать и дешифровать информацию (конативная функция), определенному положению дел – формировать содержание информации (референтная функция) и т.д., то есть передавать и принимать, кодировать и декодировать информацию/сообщения.

В XXI в.одним из основных каналов (а также и сред, инструментов) коммуникации становится интернет. Его технологические характеристики меняют традиционное представление о текстах, их многообразии и универсальном прообразе – тексте. Интернет – богатейшая среда для многофакторного воздействия на носителя информации (текст), его трансформацию, конвергенцию и появление новых разновидностей/ форматов, то есть на текстогенность.

Базовой характеристикой интернет-коммуникации является гипертекстуальность5. Гипертекст, являясь частью информационной технологии, предоставляет априорную технологическую возможность равноправного участия коммуникантов – автора и создателя интернет-гипертекста – в текстопорождении и глобальной трансляции текстов; модель взаимодействия при этом – субъект-субъектная, коллаборативная, что определяет принципиально новые условия создания текста. Среда также становится субъектом коммуникации, программы позволяют в автоматическом режиме формировать тексты, которые становятся частью гипертекста Сети. Упрощение доступа, в том числе беспроводного, и возможностей коммуницирования, обусловленных развитием технологий, позволяют в настоящее время любому человеку становиться пользователем интернета в режиме 24/7/365, а также автором и соавтором любого количества текстов, распространение которых возможно в глобальном масштабе. Креативный потенциал создания как условно-вербального текста, так и текста креолизованного, мультимедийного и любого иного также заложен на «генетическом» уровне и становится все более доступным для использования аудиторией. Благодаря характеристике интерактивности в создании текста интернета может принимать участие неограниченное количество авторов и соавторов. Также интернет становится «точкой входа» для всех иных средств коммуникации: печатных СМИ, радио, телевидения. Подобные коммуникативные характеристики не формирует ни одна технология информационной сферы.

Отметим ряд характеристик, которые, благодаря развитию технологий, обеспечивают простоту и комфортность использования интернета массовой аудиторией:

  • расширяется спектр специфических индивидуальных ресурсов, которые позволяют создавать персональные тексты и коммуникацию;
  • на классической технологической базе растет количество новых форматов текстов для разнообразных форм коммуникации, то есть текстогенность интернета усиливается;
  • конвергентные гибридные тексты/жанры позволяют реализовывать все более широкий спектр функций, от информационно-коммуникационной до развлекательной;
  • разнообразие форматов коммуникации делает общение в Сети текстогенным, привлекательным и эмоциогенным6 для пользователей;
  • мобилизация доступа способствует росту новых качественных параметров общения в Сети (снижение затрат времени, повышение доступности и т.д.);
  • превалирование субъект-субъектной моделей, формата коммуникации «многие-с-многими» отражают тенденцию все более массовой коммуникации в Сети;
  • существенной в развитии языка интернета является тенденция сближения условно-устной и условно-письменной речи в сторону ее б?льшей разговорности (формирование «письморечи»7), то есть неофициальности и доверительности, что снимает возможные барьеры текстоформирования.

Участие юзеров в текстогенной коммуникации, текстопорождении и обмене текстами также формирует принципиально новые характеристики коммуникационной и коммуникативной ипостасей версии 2.0: чем больше и быстрее пользователи создают текстов, тем обширнее материал для оптимизации технологий, а следовательно, они быстрее изменяются фактически по запросам пользователей. Таким образом, чем больше объем текстов, тем выше качество общения в Сети.

Таким образом, текстогенность как ответ на вызовы новых технологических форматов коммуникации предлагает массовой аудитории возможность порождения, трансляции, обмена текстами в масштабе всей Всемирной Сети; заложенная «генетически» на коммуникационном уровне текстогенность усиливается и является в настоящее время необходимым условием развития интернета как коммуникативного, так и технологического.

Текстогенность интернета несколько иного свойства, чем обозначенная выше текстогенность социоэкономического дискурса, обусловленная сменой информационной парадигмы на коммуникационную, что позволяет зафиксировать наличие уровней текстогенности: макроуровня и мезоуровня. Возможно, следуя логике развития интернет-коммуникации, выделить и микроуровень текстогенности: индивид создает принципиально новые креативные текстовые форматы, например, включающие невербальные знаки, которые могут дополнять сообщение и составлять его суть.

Отметим различия в текстогенности интернета и компьютерно-опосредованной коммуникации, которая в формате «человек-компьютер» определяет возможность только текстопорождения, но не текстогенности. (Данный момент подтверждает корректность различения компьютерно-опосредованной коммуникации и интернет-коммуникации как различных форматов электронной коммуникации.)

 

Текстогенные трансформации инфосферы: связи с общественностью и СМИ

Наряду с социэкономическими, техническими предпосылками формирования текстогенности рассмотрим антропоцентрические факторы. В частности, каким образом аудитория может использовать подобные возможности? Характеристики современной аудитории отражают изменения, вызванные социокультурными и экономическими факторами, которые предлагает носителю массового сознания массовая коммуникация.

Несомненную поддержку текстогенным процессам должны оказывать профессиональные коммуниканты. Так, появление и расширение профессионального сегмента СМИ и СО в интернете повлекло за собой закономерное привлечение аудитории к участию в формировании контента, однако не настолько, чтобы кардинально повысить эффективность интернет-ресурсов СМИ и связей с общественностью. De facto коммуникационные предпосылки для этого есть, однако формирование принципиально новых моделей функционирования с активной аудиторией требует создания принципиально новых парадигм индустрии; аудитория же к активному коммуницированию и участию в процессах текстогенности готова, что подтверждает статистика роста аудиторий ресурсов 2.0.

Вовлечение аудитории в коммуникацию связей с общественностью является основным условием эффективности деятельности по инкорпорированию, однако интернет-ресурсы даже лидирующих корпораций пока не демонстрируют их готовность к сотрудничеству с аудиторией.

 

Перспективы исследований текстогенности

Каким образом возможна реализация текстогенных стратегий? Информационное пространство как таковое формируется благодаря реализации стратегий макроуровня путем создания инфраструктуры с максимально широкой тематикой и географией, с привлечением различных средств коммуникации. В интернете реализацию подобных стратегий определяет создание на мезоуровне адекватной системы текстов, на микроуровне - новых единиц текста (субтекстов, текстоидов и т.д.).

Предложим следующую схему перспективных исследований текстогенности как существенной характеристики социальной коммуникации и интернет-коммуникации (см. табл. 1).

 

Таблица 1.

Матрица перспективных направлений исследования текстогенности интернет-коммуникации

 

Процесс

Функция

Продукт

Исследование

Коммуникация

Коллаборация

Конвергентный

Предмет

Социальная коммуникация

Инкорпорирование

Медийный

Интегрированный,

конвергентный текст/текстогеника в том числе

Массовая коммуникация

Интернет-коммуницирование

Гипертекст

Гипертекст/

текстогеника

Корпоративная коммуникация (СМИ)

Интернет-коммуникация

Гипертекст

Гипертекст/

текстогеника

Корпоративная коммуникация (СО)

Инкорпорирование (интернет, интранет, экстранет)

Гипертекст

Гипертекст/

текстогеника

 

В исследовательском отношении также перспективным является изучениесемиотических уровней конвергентного текста в следующих рамках:

  • семантика текста (референция и денотация);
  • синтактика текста (текстоиды, субтексты, тексты);
  • прагматика текста (коннотация, коммуникативная личность, воздействие/провоцирование);
  • алфабетика текста (все виды, инструменты, форматы текста и т.д.).

Проведенное исследование позволяет опровергнуть обозначенный в ходе работы и, казалось бы, справедливый тезис о том, что «качество и динамика информационно-коммуникативных процессов и технологий, их предельно высокий “удельный вес” в повседневности сделали общество техногенным или технократическим, а онтологию социальности – информационно-коммуникативной. Происходит технологизация и самого социально-гуманитарного научного (СГН-) знания, что проявляется не только в технической оснащенности познавательных процессов, но и в самом их содержании»8.

Анализ реалий развития интернет-коммуникации позволил выявить текстогенность как существенную характеристику социоэкономического дискурса, следовательно, эффективность его развития определяется действенностью текстов и взаимодействием коммуникантов; технологические характеристики интернета актуальных итераций также зависят от поведения пользователей. Таким образом, определяющим становится не технологическое, а гуманитарное, даже можно сказать, филологическое измерение эффективности общественного развития.

Также именно филологическая, объясняющая текстогенность, а не технологическая компонента оказывается важнейшим элементом теоретических концепций и практик интернет-коммуникации, связей с общественностью, медиа, придавая им текстогенное/филологическое/ гуманитарное измерение.

Как будет развиваться интернет-коммуникация? В июне 2012 г. произойдет запуск новых интернет-протоколов, и каждый житель Земли получит возможность иметь в распоряжении до 300 млн адресов (старый протокол вмещал всего 4 млрд адресов). К 2020 г. к интернету, по прогнозу Analysys Mason, будет подключено более 16 млрд устройств, то есть на каждого человека в мире будет приходиться от 0,8 до 5,8 интернет-устройств. Потенциал гипертекстового формата коммуникации и текстогенности становится неисчерпаемым.

 


  1. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10.
  2. Степин В.С. Цивилизационного развития типы / Глобалистика: международный энциклопедический словарь. М.; СПб; Н.-Й., 2006. С. 986- 987.
  3. Демиденко Э.С. Техногенное общество / Глобалистика: энциклопедия. М., 2003. С. 1000.
  4. Термин «текстогенность» могут употреблять лингвисты, например, отмечая, что «новым признаком текстового аспекта функционирования <…> следует назвать текстогенность ключевого слова – способность порождать вокруг себя массу текстов». Шмелева В. Кризис как ключевое слово текущего момента // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2009. Вып. 2 (28). С. 63–67.
  5. Шилина М.Г. Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных связей. М., 2007.
  6. Термин проф. В.Н. Степанова. См.: Степанов В.Н.Этика массовой коммуникации / Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2006. С. 290–296.
  7. Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М., 2012.
  8. Кужелева-Саган И.П. Научное знание о связях с общественностью ( PR ). Философский анализ. М., 2011. С. 17.