Languages

You are here

Франция: сегмент детской прессы в интернете

Научные исследования: 

France: The Children’s Press in the Internet

Петрова Светлана Анатольевна
соискатель кафедры редакционно-издательского дела и информатики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, аспирант факультета журналистики ULG (Льежский государственный университет, Бельгия), директор издательства МИЛ («Мир Иностранной Литературы».

Petrova Svetlana A.
Doctoral Student, chair of editing, publishing and information science, Faculty of Journalism Moscow State University; postgraduate, ULG School of Journalism (Li?ge, Belgium), director of Foreign Literature World Publishers.

Аннотация
В статье исследуются предпочтения в области чтения книг и периодики у детской и юношеской аудиторий, являющихся активными потребителями новых медийных форм.

Ключевые слова: детская и подростковая периодика, интернет, новые технологии, французская детская сетевая пресса.

Abstracts
Preferences in books and periodicals among children and the young who actively consume new formats are examined.
Key words: periodicals for the children and the young, internet, new technologies, French network press for children.

Все возрастающая популярность интернета вызывает опасение исследователей по поводу снижения во Франции интереса к детскому и подростковому чтению. Французы проводят за чтением столько же времени, сколько и раньше, читая уже не то и не на тех носителях. Широкое распространение интернета существенно потеснило ведущие позиции «голубого экрана», хотя телевидение по-прежнему остаётся ведущим информационным каналом.

В 2002 году, при проведении опроса «Роль интернета как средства коммуникации и информации у детей и подростков» сайтом KaZiBao.net и Луисом Харрисом для журнала «Мадам Фигаро», выяснилось, что 81% юных пользователей считали использование интернета более интересным занятием, чем просмотр телевизионных передач. В сети 75% детей и 88% подростков отправляли электронную почту; 56% и 64% переписывались в чатах; 48% и 44% играли в сетевые игры и участвовали в конкурсах; 34% и 44% загружали музыку и картинки; 32% и 39% беседовали на форумах. Всего 59% детей в возрасте 7-11 лет и 70% подростков 12-16 лет ежедневно выходили в интернет, в то время как 61% детей и только 46% подростков продолжали читать (в основном периодику). С появлением высокоскоростного интернета телевидение всё больше отходит на второй план: в 2006 году, по данным исследования «Французы и телевидение», 44% пользователей предпочли телевизору экран компьютера, хотя доверие к «своей» газете продолжало оставаться высоким. По исследованию «Французы и интернет» 2006 года, 68% французов считали интернет дополнительным к газетному материалу источником, предоставляющим «информацию различной природы», и только 27% определили его как основной источник информации, полностью заменяющий газеты. Правда, в данном случае не учитывалось, что французы могут получить доступ к любимой газете через интернет.

Вместе с тем около ? молодого поколения во Франции по-прежнему читает не менее одного журнала в месяц, в то время как педагоги и родители всего мира жалуются на то, что дети стали читать меньше, не говоря уже о подростках, за которыми давно закрепилась слава «традиционно плохих читателей». Действительно, французские подростки почти не читают книги, особенно классические произведения, зато 75% из них покупают журналы (среди 11-17 летних много любителей просматривать, в среднем, 6 печатных изданий). Во Франции нет ни одной семьи, где бы не выписывался хотя бы один журнал для ребёнка, вне зависимости от её материального благополучия и уровня образования родителей. Около 120 изданий выпускаются сегодня во Франции более чем 30 издательствами и распространяются через киоски и по подписке.

Традиционно высокий интерес к периодике, в том числе и к детской, во французском обществе обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, тем, что во Франции медиаобpазованию уделялось пристальное внимание на государственном уровне. Ещё с 1920-х годов оно рассматривалось как компонент общего социально-культурного образования, в котором предусмотрена широкая инициатива самих учащихся. По методу знаменитого французского педагога Селестена Френе1 во многих учебных заведениях активно развивалось движение юных журналистов, выпускавших школьные, лицейские и университетские газеты. Правда, до 1960 годов медиаобразование в школах оставалось факультативным. Одной из первых попыток ввести изучение масс-медиа в школьный учебный план стала инициатива Лионского Института языков и Лионского Католического университета, с помощью которых в 1960 гг. программы медиаобразования (?ducation aux m?dias) были внедрены в 200 начальных школ и более 100 средних школ Франции. В 1966 году возникла Ассоциация «Пресса - Информация - Молодёжь» (Association Presse - Information - Jeunesse), а с 1976 года медиаобразование официально стало компонентом национального учебного плана средних учебных заведений. В 1982 г. в Париже был открыт «Центр связи образования и средств информации КЛЕМИ» (Centre de liaison de l'enseignement et des moyens d'information - CLEMI), получивший поддержку Министерства образования Франции. Главной целью «КЛЕМИ» стало не только облегчение процесса внедрения современных масс-медиа в процесс обучения, но и развитие у молодого поколения собственного мышления и критического отношения к действительности. Концепция медиаобразования во Франции была связана, прежде всего, с воспитанием гражданской позиции, что существенно отличалось от мадиаобразования в России, где в течение многих десятилетий культивировался иной подход - эстетически ориентированный, призванный в первую очередь развивать художественное восприятие и вкус учащихся2.

Следующим серьёзным этапом в подготовке будущих приверженцев французской прессы стала в 1995 году программа международного уровня ФАКС, ставившая целью выпуск учащимися школьных газет с дальнейшей пересылкой их по факсу в разные страны. В настоящее время эта программа модифицировалась применительно к сети интернета. Показательным проектом в сфере медиаобразования во Франции является «Неделя прессы в школе» (Semaine de la Presse dans l'?cole), которая проводится с 1976 г. «Неделя прессы» нацелена на совместную работу школьников с профессиональными журналистами, в процессе которой учащиеся сами должны выяснить способы функционирования масс-медиа (радио, телевидения, прессы), в основном с помощью имитационных творческих заданий. Интерес к «Неделе прессы» остаётся стабильно высоким: в марте 2006 г., как и десять лет назад, в «Неделе прессы» приняло участие 4 млн учащихся, 250 тыс. педагогов, около 600 средств информации из 7000 французских школ3.

Причину глубокой приверженности французских читателей к бумажной периодике часто ищут в традиционной консервативности французской аудитории. Этот же фактор называют и при попытках разобраться в так называемом «французском технологическом отставании» (термин, который до сих пор используется в научных и правительственных кругах Франции), которое было полностью преодолено лишь к 2005 г. Это отставание относилось не к сфере электронной промышленности (которая считается одной из самых сильных в мире), но к использованию новых технологий в социальной практике. Так, популярность социалистических идей во Франции, далёких от индивидуализма, привела к тому, что долгое время интернет рассматривался как попытка обособиться, перестать общаться4. Выступая, с одной стороны, противниками индивидуального, французские философы, политики и социологи продолжали защищать свою национальную индивидуальность, пытаясь противостоять глобализации, которая для них ассоциировалась, прежде всего, с американизацией. Такое двойственное отношение привело к тому, что родители и педагоги, в свою очередь, настороженно отнеслись к приобщению детей и подростков к интернету. Даже в 2002 г., когда уже стало ясно, что будущее за интернет-технологиями, во Франции только один семейный компьютер из четырёх был подключен к интернету (это было намного больше, чем в 2000 г., когда такое соотношение составляло примерно 1:6). Франция по-прежнему занимала среди европейских стран одно из последних мест по использованию сетевых ресурсов. Необычность ситуации была в том, что оснащение компьютерами в стране шло полным ходом: в 2002 г., одна из трёх семей уже постоянно пользовалась компьютером. Недоверие к интернету затронуло 37% французов, которые утверждали, что никогда не купят компьютер. Во многом такие «осторожные» позиции в отношении новых информационных технологий и локальность их развития в начале 2000-х годов объяснялись симпатией французов к более старому техническому средству - аппарату «Минитель» (Minitel), который ассоциировался у них с истинно национальным продуктом. В начале 1980 гг. во Франции появляется технология «Телетель» (T?l?tel), некий симбиоз телефона и информатики, который использовал аппарат «Минитель». С помощью этого простейшего компьютера, который почта предоставляла бесплатно, можно было забронировать билет, проверить счёт в банке, купить книгу или записаться на собеседование в университет. Но, помимо этих дополнительных сервисов, «Минитель» был не более чем усовершенствованным телефонным справочником. Казалось бы, развитие «телематики» во Франции, обеспечивающее использование 7,4 млн телеинформационных терминалов, доступ к 30 тыс. видов услуг и 85 млн часов ежегодных соединений, должны были привести к более быстрому освоению интернета; на деле же, до сих пор «Минитель» представляет своего рода препятствие для развития более совершенной структуры. Консервативные французы, не желая менять свои привычки, используют до сих пор страницы «Минитель» в интернете и сервисы интернет в «Минителе», рассматривая последний как более защищённый способ оплаты кредитными карточками. В 2003 г. «Минитель» насчитывал 13 млн пользователей, почти столько же, сколько было на этом этапе пользователей интернета. Долгое время тормозила широкое внедрение интернета во Франции и влиятельная компания France Telecom (FT), которая поддерживала слишком высокие цены на свои услуги.

Таким образом, во Франции сложилась типичная для телекоммуникаций ситуация: ограниченное число компаний стали фактически монополистами на рынке связи, поделив сферы влияния. Тем не менее, сегодня интернет во Франции развивается быстрыми темпами. С 2005 г. количество пользователей высокоскоростного интернета увеличилось на 3 млн и составило в 2006 г. 12 млн абонентов. 29,9 млн человек в возрасте от 15 лет пользуются интернетом, что составляет половину населения Франции. Дети и подростки всё больше времени проводят у экранов компьютера, что вынуждает издательства детских газет и журналов осваивать новые технологии.

Насущная потребность следовать за своим читателем повсюду, где бы он ни находился, угадывать его вкусы и соответствовать его требованиям всегда отличала французскую детскую периодику. Распространение новых технологий лишь усилило данный феномен. Выстраивая всё более совершенную структуру газет и журналов, детские издательства пытаются ежедневно завоёвывать рынок прессы для детей и подростков, привлекательность которого возрастает ввиду наличия 13 миллионов потенциальных покупателей, ежегодно «проглатывающих» 50 миллионов экземпляров периодики, хотя он и составляет всего 3% рынка всех периодических изданий во Франции.

Начиная с 1960-х годов, издательства детских журналов меняют концепцию своих изданий, справедливо полагая, что соответствие «духу времени» предполагает не только современную тематику и облик печатного издания, но и использование новых технических средств, которыми увлекается и в совершенстве владеет современное поколение юных читателей. В 1980-е годы новые технологии существенно меняют традиционную и рождают принципиально иную детскую прессу, всё больше склоняя издательства к поиску симбиоза различных носителей информации. Было установлено, что с точки зрения педагогики и детской психологии именно для детских журналов и детской книжной продукции сочетание различных медийных форм (звук, цветное, движущееся изображение) является оптимальным. Так, по мнению французских специалистов, прослушивание аудиокассеты до или во время чтения не только облегчало сам процесс чтения, но и усиливало понятность текста, технически обучало чтению, способствовало эстетическому воспитанию, которое родители или преподаватели не всегда могли обеспечить5. Одной из первых осознала и стала использовать возможности такого «активного чтения» группа «Байар Пресс» (Bayard Presse), добавив аудиоприложение к своей печатной версии журнала «Жем лир» (J'aime lire), считающейся сегодня наиболее популярной в своей категории и пользующейся успехом у двух миллионов юных читателей. «Группа Милан» в 1998 г. предлагает совершенно иную версию печатного журнала, по сей день остающуюся уникальной на рынке французской детской периодики: детский электронный журнал. Его принципиальное отличие от детского французского сетевого журнала, к этому времени делающего только первые попытки обосноваться в интернете, было его существование обособленно от сети и распространение на электронном носителе (CD), тогда как, аналогично сетевому журналу, он мог использовать флэш-технологии, анимацию, гипертекст и т.д. «Мобиклик» (Mobiclic), созданный в 1998 г. как мультимедийное приложение к «Кле де л'актюалите жюниор» (les Cl?s de l'actualit? junior), и «Тобоклик» (Toboclic), созданный как приложение к журналу «Тобогган» (Toboggan) в 2000 г., а также мультимедийная версия журнала для девочек 8-12 лет «Жюли» (Julie), готовили юных пользователей к восприятию новой прессы.

Электронные журналы издательства Милан обозначили рождение нового, нелинейного способа чтения периодики, так же как во второй половине XVШ века появление первой детской газеты утвердило право на существование другого метода детского чтения, менее линейного, более упрощённого, чем чтение книги.

Для того чтобы время, проведённое за чтением журнала или газеты, теперь всё меньше ассоциировалось у школьника с обязательным чтением, издатели журналов на CD отходят от традиционного представления печатного журнала, предлагая множество вариантов прочтения текста, увеличивая количество сюжетов и мнений, соединяя множество ритмов чтения и понимания текстового и иллюстративного материала.

Эксперты Европейской комиссии в своем отчёте «Куда ведут информационные супермагистрали?» в качестве основной особенности Франции выделяют постоянное и прямое вторжение правительства в сектор информации и коммуникации6. Прямая и непрямая финансовая помощь государства прессе во Франции составляет около 10%7. Неудивительно, что строительство детского сектора французского интернета шло под постоянным государственным контролем. Такая специфика развития французских мультимедиа имела как свои положительные, так и отрицательные результаты. С одной стороны, государственная поддержка дала возможность в короткие сроки ликвидировать «технологическое отставание» и создать общеобразовательный сегмент французского интернета. С другой, государственный контроль привёл к слабости и неразвитости детского «авторского» интернета, который испытывает серьёзные финансовые трудности и проигрывает как в качественном, так и в количественном плане коммерческому и государственному детскому сегменту сети.

Наиболее важным событием, повлиявшим на развитие детского французского интернета, стала правительственная «Программа действий правительства в области информационного общества» (Programme d'action gouvernemental pour la soci?t? de l'information), стартовавшая с 1 января 1998 г. и на реализацию которой только на первом этапе было потрачено около 9 млрд франков. Благодаря этой программе к 2001 г. все лицеи (старшие классы), 915 коллежей (средние и начальные классы) и половина начальных школ (эквивалент российских детских садов) были подключены к интернету. В 2000 г., как констатировал Межминистерский комитет по информационному обществу, Франция фигурировала среди наиболее успешных в этой области стран8. Если в 1997 г. на один компьютер во французской школе приходилось в среднем 100 учеников, а в 2000 г. эта цифра составила 23, то в 2005 г. - только 15.

Другой не менее важный шаг был предпринят для реализации общеобразовательных программ в виртуальной реальности. Одним из первых глобальных и амбициозных проектов, ставящий целью собрать на одном сайте всю информацию о детской литературе, журналистике, книгоиздательской деятельности и научных разработках в этих областях знаний, стал международный проект «Рикоше» (Ricochet)9, осуществлённый при содействии Министерства культуры. Его официальное открытие состоялось в 1998 г. Новаторство проекта заключалось в том, что он способствовал пробуждению интереса как к области профессионального творчества для детей, которое переживало время «застоя», так и к новейшим технологиям. Сегодня сайт Рикоше пользуется заслуженным авторитетом среди специалистов и насчитывает около 20 000 страниц, которые посещает более 2 млн пользователей в год. Помимо электронных данных, проект Рикоше предусматривает и внесетевое обучение новым профессиям: администратор сайта, веб-мастер, инфографист, системный программист и т.д. В процессе обучения ученики проходят стажировку на сайте. Именно это позволяет Рикоше не только обновляться ежедневно в разделе «Новости» и каждые 15 дней в других разделах, но и сохранять относительную автономность и независимость. Основной идеей сайта уже на первых этапах его функционирования стала идея Жаннин Деспинет и её команды: детская книга, которая сочетает в себе текст и иллюстрацию, может быть адаптирована, воспроизведена и интерпретирована в других артистических формах и на других носителях, отличных от бумажного. Это высказывание в полной мере относится и к детским газетам и журналам.

Приход французских детских и подростковых газет и журналов в сетевое пространство был вызван, как и во многих европейских станах, несколькими факторами. Во-первых, осознанием редакциями детских и подростковых газет и журналов того факта, что большая часть их читателей постепенно переходит в разряд пользователей. (По результатам опроса «Молодежь и интернет», проведённого во Франции группой учёных Франции, Бельгии, франкоязычной Канады и других европейских стран, было выявлено, что с 1999 по 2000 гг. (время появления первых представителей детской онлайновой прессы) 72% детей и подростков в возрасте 12-17 лет неоднократно пользовались, а 32% часто пользовались интернетом, в том числе 42% выходили в интернет со школьного компьютера)10. Во-вторых, интересом к использованию интернета в качестве дешёвой рекламной площадки для бумажного издания. В-третьих, желанием обозначить своё присутствие на развивающемся медиарынке, всесторонне поддерживаемом государственными программами. В-четвёртых, желанием поставить относительно недорогой эксперимент по использованию интернет-технологий в области детской журналистики, скажем, соединить возможности телевидения и печатного издания11. В-пятых, предоставлением новой площадки для творчества юных журналистов, деятельность которых была ранее ограничена рамками межшкольной программы «ФАКС».

К сожалению, во Франции понимание того факта, что интернет даёт дополнительные возможности для творческой и финансовой активности детского журнала или газеты, идёт замедленными темпами, по сравнению с быстротой освоения детьми и подростками интернета. Из общего количества детской и подростковой бумажной периодики создали свои представительства в сети или новые онлайновые версии не более 25% бумажных изданий, где наибольшее количество сетевых изданий (более 70%) приходится на четыре издательства «Байар» (Bayard), «Милан» (Milan), «Плей бак» (Play bac) и «Фатон» (Faton). Характерно, что активность в сети не всегда зависит от масштаба издательства. «Байар» из 25 изданий обозначил в сетевом пространстве лишь 5, Милан из 23 изданий всего 2, в то время как у «Плей бак» из 5 изданий почти все присутствуют в сети, так же как и у издательства «Фатон» (все 4 детских печатных издания имеют свои страницы на общем сайте). Несмотря на большую активность вне сети, такие крупные издательства, как «Флерус» (Fleurus), «Авербод» (Averbode), «Дисней Ашетт» (Disney Hachette), создали лишь промосайты своих издательств. Есть и такие небольшие издательства, для которых деятельность в сети представляет не меньшую важность, чем внесетевая. Издавая подчас единственный детский журнал или газету, они создают дополнительно полноценную электронную версию: «Альзас» (L'Alsace) - «Журналь дез анфан (ЖДЕ)» (Le Journal des enfants(JDE)) «Саламандра» (La Salamandre) - «Птит Саламандр» (La petite Salamandre), «Улотт» (La Hulotte) - журнал с одноимённым названием и другие.

В зависимости от целей и задач французской детской прессы в сетевом пространстве можно выделить несколько моделей её функционирования:

1. Промосайты издательств;
2. Сетевая пресса для детей и подростков, организованная взрослыми;
3. Собственно «детская пресса»;
4. Блоги.

Характер детской сетевой прессы или сетевой прессы для детей зависит от того, кто ведёт диалог с детской аудиторией. Так издатель, педагог или автор литературного произведения создают детский журнал или газету (модель детской сетевой прессы), которую условно можно обозначить «взрослые для детей». Другая, не менее распространённая во Франции, модель прессы, когда дети готовят публикации при минимальном участии взрослых (модель - «дети для детей»), к которым, кроме детской школьной прессы в сети, можно отнести и многочисленные детские блоги. Часто форму блогов используют коммерческие компании, создавая с помощью специальных сайтов либо «блоги» своих печатных или сетевых изданий, либо блоги для так называемых фанатов. (В частности, сетевые версии журналов «Байар Пресс» Okapi@ и Je bouquine, расположенные на одном сайте, пользуются бесплатным хостингом и созданы как единый блог, а также сайт Julie mag («Милан»), который позиционирует себя в качестве блога). Такие сайты-блоги - часто завуалированная форма рекламы, задачей которых является максимальное использование популярного во Франции блогерства - для создания своих персональных страниц в интернете. Действительно, французы не только заинтересованные читатели блогов (Франция по количеству посещений блогов - 60% пользователей - обгоняет Англию и даже США), но и их активные создатели (1 из 10 французов имеет свой блог, что вместе составляет 9,2 миллиона пользователей). Неудивительно, что среди блогеров больше всего подростков (половина населения Франции в возрасте 15-19 лет уже создали свои блоги, в то время как после 25 лет блогеров всего 9%)12.

В целом, французские издательства, в том числе детских газет и журналов, демонстрируют осторожный подход к интернет-технологиям и появлению своих изданий в интернете. По-прежнему у них остаётся боязнь, что наличие электронной версии снизит продажи печатного издания, поэтому большинство даже крупных издательств ограничиваются созданием в сети своих промосайтов, на которых можно получить информацию о стоимости печатного издания, о всевозможных конкурсах, подарках для подписчиков, ознакомиться с содержанием последнего номера, в некоторых случаях его пролистать. Отсталость рекламного сектора во французском сегменте интернета, которая тянется ещё с начала существования сетевого сообщества и связана, по мнению французских специалистов, с профессиональной некомпетентностью («рекламные агентства не консультируют своих клиентов по вопросам создания коммерческих сайтов и концепции проведения рекламной кампании в Веб, потому что они не знают, как зарабатывать деньги в интернете»13), мешает детским издательствам проявлять интерес и к созданию газет и журналов, функционирующих только в сети. Можно отметить относительную слабость и невысокую популярность, даже по сравнению с Рунетом, детских сетевых газет и журналов во французском сегменте интернета. Одно из наиболее интересных детских сетевых изданий, рекомендованных Гидом Веб поисковой системы Yahoo! France14 как «cool-site», детский журнал Виктора R?cr? action, занимает всего 15 место в списке популярных, так называемых «сайтов детской периодики»15. В то же время первые места стабильно удерживают сетевые версии бумажных газет: новостная лента детской еженедельной газеты «Альзаса» Le Journal des enfants(JDE)16 и ежедневная газета издательства «Милан» Les cl?s de l'actualit? junior, предназначенные подростковой аудитории (1 и 3 место). Чуть меньшей популярностью (5 и 8 место) пользуется «собственно детская пресса», т.е. газеты и журналы, созданные самими детьми: Dix 15...17 и Presse-?cole18. К сожалению, отслеживать изменения, происходящие в распределении мест для детской прессы в интернете, довольно сложно, так как многие сайты не снабжены счётчиками посещений и не участвуют в рейтингах популярности. Таким образом, сильные позиции сайтов «бумажных» газет характерны для всего рынка сетевой периодики во Франции и давно превратившись в порталы перестали играть роль простого онлайн дополнения «бумажной» периодики.

1. Селестен Френе - C?lestin Freinet (1896-1966) - французский педагог, одним из первых в Европе осознавший, что для воплощения в жизнь идей прогрессивной педагогики недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы, но также необходимо создать и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания».

2. http: // www.mediaeducation.ru / publ / fedorov / fr.htm

3. По материалам журнала «Кле де л'актюалите жюниор» Les Cl?s de l'actualit? junior.

4. Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005. С. 23.

5. Renonciat A. Livre Mon Ami. Lecture enfantines 1914-1954. Paris, 1991. С. 124.

6. O? vont les autoroutes de l'information ? / Sous la direction de M.Guillaume. Paris, 1997. Р. 63.

7. Мартынов Д., Оськин А. Рынок печатных СМИ в России и в мире. М., 2006. С. 54.

8 Trois ans d'action gouvernementale pour la soci?t? de l'information. Comit? interminist?riel pour la soci?t? de l'information. Paris. 2000.

9. www.ricochet-jeunes.org

10. Bevort E., Breda I. Les jeunes et Internet. Repr?sentation usag?s et appropriation. CLEMI, mai 2001. P. 30.

11. Примером может служить сайт, созданный группой Плей бак «Мон ЖТ котидьен» (Mon JT quotidien) http: // www.playbacpresse.fr /JTMQ /

12. По материалам журнала Les Cl?s de l'actualit? junior «Кле де л'актюалите жюниор»

13. Amalou F. Les publicitaires cherchent leur place dans la communication num?rique//Le Monde. 1997. 19 d?c.

14. http: // fr.dir.yahoo.com / societe/enfants / actualites_et_medias/journaux_et_magazines

15. В списке популярных детских и подростковых газет и журналов около 10% не имеют непосредственного отношения к детскому интернету.

16. http: // www.jde.fr /

17. http: // www.10-15.com /

18. http: // www.presse-ecole.com /