Languages

You are here

Технопарки – российский шанс для ИТ–прорыва

Научные исследования: 
11 января 2005 г. в ходе совещания в новосибирском Академгородке президент России В.В.Путин объявил, что в нашей стране будут созданы особые зоны со специальным экономическим режимом, где разместятся ориентированные на ИТ-индустрию технопарки. Соответствующий законопроект об особых экономических зонах (ОЭЗ) был внесен в Госдуму 9 марта 2005 г. Предполагается первоначально до 2010 г. создать четыре технопарка на базе крупнейших научных и образовательных центров, расположенных в Подмосковье (г. Дубна), Нижегородской области (г. Саров), в Новосибирске и Санкт-Петербурге.

Технопарки - это центры сосредоточения передовых знаний и технологий с быстрым внедрением НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в производство. Сегодня технопарковые зоны создаются не только с целью развития высоких технологий, но и формирования экономики нового, инновационного типа.

В настоящее время бизнес, связанный с ИТ, один из самых динамичных и высокодоходных секторов мировой экономики, а сами ИТ являются мощным рычагом обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития экономики. Их вклад в ВВП ведущих стран мира неуклонно растет. Совещание в Новосибирске продемонстрировало, что государство действительно всерьез озаботилось проблемой развития отечественной отрасли ИКТ.

В законопроекте об особых экономических зонах (ОЭЗ) предусмотрено создание двух видов зон: технико-внедренческих, где будут разрабатываться и производиться опытные образцы, и промышленно- производственных, где будет налажено серийное производство. В ОЭЗ будут действовать льготы в отношении налогов на прибыль, имущество организаций, земельного налога. Для ИТ-отрасли предусмотрено снижение единого социального налога до 14% с сохранением регрессивной шкалы. Что касается особых таможенных условий, то ввоз на территорию зоны материалов и оборудования будет осуществляться без уплаты соответствующих налогов и сборов, если предприятие использует это оборудование и материалы для производства продукции на экспорт. Если же продукция будет реализовываться внутри России, то все налоги и таможенные сборы должны быть уплачены. Управление в технопарковых зонах будет осуществляться единым органом, в который войдут представители всех уровней власти - федеральной, региональной и муниципальной, и администрация зоны будет принимать все решения самостоятельно.

Варианты свободных (специальных, особых, открытых) экономических зон могут быть настолько же разнообразными, насколько разнообразны российские регионы. Свободные порты и транзитные зоны, зоны развития с налоговыми льготами для отдельных отраслей или предприятий (для депрессивных районов), точечные зоны (для отдельных хозяйствующих субъектов в регионах), международные зоны (для приграничных районов) - все это для роста экономики очень перспективно.

Оценивая эффективность свободных экономических зон, эксперты почти всегда приводят в качестве примера Китай. Китайская практика функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) насчитывает почти четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. В 1984 г. Китай открыл 14 приморских городов, включая самый густонаселенный город страны Шанхай. В этих городах, как и в специальных экономических зонах, действует особое законодательство, присутствуют налоговые и таможенные преференции. Такие меры позволили резко увеличить объем иностранных инвестиций на развитие национальной высокотехнологичной индустрии. В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль р. Янцзы, что привело к формированию «головной открытой зоны». После 1991 г. статус свободной экономической зоны получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий. Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки. Лидирующее положение в производстве китайских ИКТ занимает Тяньцзинь - крупнейший порт на севере страны и одна из самых крупных свободных экономических зон. Если в начале 1990-х г.г. стратегической задачей города являлось превращение Тяньцзиня в ведущий азиатский центр по ИТ-прозводству, то в августе 2004 г. китайские власти объявили, что СЭЗ Тяньцзинь получила разрешение американского правительства на создание «Торгового и промышленного парка» в США. В 2005 г. подобная китайская экономическая зона начнет действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня начал уже экспорт своих СЭЗ.

По мнению специалистов, все задачи, которые ставились перед китайским правительством при создании СЭЗ, фактически реализованы: удалось привлечь иностранный капитал, создать новые рабочие места и подготовить национальные кадры, овладеть опытом управления, увеличить экспортную валютную выручку, стимулировать экономические реформы и многое другое.

Как известно, Китай прорывался в высокотехнологичный сектор своим путем, занимаясь на первом этапе чисто сборочными операциями из импортных комплектующих, постепенно переходя к полному циклу производства. Сегодня из $420 млрд. китайского экспорта $220 млрд. - это экспорт в высокотехнологичной сфере и теперь КНР серьезно пытается завоевать рынок разработки программного обеспечения.

В отношении развития технопарков, по мнению аналитиков, также показателен опыт Индии. В 1991 г. Департамент электронной промышленности при участии специально созданного органа Software Technology Park of India по решению правительства страны начали создавать сеть технопарков. В Индии технопарки освобождаются от налога на импорт, на пять лет - от уплаты внутренних налогов и сборов, имеют ряд других льгот (энергоснабжение и связь, включая спутниковую). Сейчас они уже приобретают черты комплексных научно-исследовательских центров с развитой инфраструктурой и с самыми современными средствами для НИОКР в области электроники. Технологические парки, объединяющие иностранных и индийских производителей программных компьютерных средств, созданы по принципу замкнутого производственного цикла. Формирование сети технопарков в Индии продолжается и в настоящее время. Софтверные технопарки организуются по всей Индии и функционируют более чем в 30-ти городах страны. Но в течение еще долгих лет наиболее привлекательными останутся технопарки, расположенные в штате Карнатака, прежде всего в Бангалоре. Усиление роли этого региона в области индийских ИТ ожидается за счет введения в эксплуатацию нового International Technology Park Ltd. (более $400 млн инвестиций) созданного при участии правительства штата, компании Tata Industries и консорциума сингапурских фирм. Однако самым грандиозным проектом, который, как предполагается, будет осуществлен в Бангалоре в ближайшие годы, является строительство крупнейшего технопарка Mega Technology Resource Park (более $3 млрд. инвестиций). В результате строительства технопарков и бурного развития офшорного программирования * Индии удалось совершить мощный экономический рывок. В 2003 г. Индия экспортировала программное обеспечение на $12 млрд., что составило 30% экспорта страны. На сегодняшний день Индия контролирует 21% мирового рынка офшорного софта.

Создание российских технопарков - это первый инфраструктурный шаг для подъема отечественной ИТ-отрасли. Напомним, что технопарки будут размещены в особых экономических зонах. В России ОЭЗ создавались на протяжении всех 1990-х гг. и было образовано 20 зон. Однако их эффективность, по мнению аналитиков, можно поставить под сомнение, а в числе ошибок указывается тот факт, что зоны рассматривались в качестве универсального средства достижения множества сложных целей. Считалось, что достаточно объявить себя свободной зоной, ввести ряд налоговых и других льгот, как сразу же придет иностранный капитал, с помощью которого можно будет решить наиболее острые социально-экономические проблемы. Другими причинами неудач называются нестабильность законодательства (вначале предоставляется набор налоговых и таможенных преференций, позже - отменяется), огромные размеры российских СЭЗ (льготный режим был предоставлен территориям, краям и областям, превосходящим по размерам отдельные азиатские и европейские государства), отсутствие инфраструктуры - транспорта, системы телекоммуникаций, связи, гостиниц, жилья и т.д.

Министерство экономического развития и торговли РФ в проекте нового закона об особых экономических зонах постаралось учесть ошибки прошлого: площадь технико-внедренческих зон, где будут генерироваться новые идеи, составит не более 2-х кв.км. (объем инвестиций неограничен), а площадь промышленно-производственных зон, где будут производиться товары, ограничена 10 кв.км. (инвестиции должны здесь составить не менее 10 млн. евро в течение всего срока и не менее 1 млн. евро в первый год.). Согласно законопроекту особые зоны не могут существовать более 20-ти лет. Как отмечают разработчики закона, главное в проекте создания ОЭЗ - это наличие минимальных административных барьеров, развитой инфраструктуры и максимально благоприятного налогового и таможенного режимов.

Однако налоговые и таможенные льготы, предоставляемые российским технопаркам, не являются главным преимуществом. По оценкам специалистов, центральное значение имеет организация сбыта при непосредственной поддержке государства, подобная той, что была создана в Китае и Индии. Протекционистские меры необходимы, например, чтобы обеспечить отечественные технопарки заказами и упростить их вхождение на мировой рынок ИТ-аутсорсинга на начальном этапе.

Недавно главный департамент технологий (СТО) HP Worldwide присвоил России статус страны - источника высококвалифицированных инженерных и научных кадров. Следующей ступенью является поиск иностранных заказчиков, которые могли бы использовать интеллектуальное богатство России.

У российских ИТ-специалистов есть определенные преимущества перед Индией и Китаем. В частности, в Европе многие потребители предпочитают сотрудничать с российскими специалистами, потому что у них нет таких культурных различий, как с Индией и Китаем. Согласно планам Министерства информационных технологий и связи РФ экспорт отечественных программных продуктов должен возрасти с нынешних $500 млн. до $1,3 млрд. в 2008 г. Уже имеющиеся технопарки, такие как ИТ-парк в подмосковной Черноголовке, достигли значительных успехов и, по мнению министра информационных технологий и связи Л.Реймана, могут стать образцами для подражания.

Создание в России интеллектуальных анклавов с развитой инфраструктурой безусловно придаст новый импульс в развитии отечественной ИТ-индустрии. Решение о создании технопарков свидетельствует о намерении государства диверсифицировать российский экспорт, избавить его от сырьевой зависимости и знаменует собой начало одного из наиболее важных периодов постсоветской истории России. Если новая внутренняя политика увенчается успехом, у России появляется шанс в короткие сроки занять достойное место среди технологически развитых держав мира.

Источники

Инновации и предпринимательство, http://www.innovbusiness.ru/

CNews.ru, http://www.cnews.ru

Министерство науки и техники Китая, http://www.most.gov.cn/eng

Материалы консалтинговой группы «Окно в Китай», http://www.chinawindow.ru

Department of Information Technology.

Annual Report 2003-2004. Government of India, Ministry of Communications and Information Technology: New Delhi.

National Association of Software and Service Companies (NASSCOM), http://www.nasscom.org

* Офшорное программирование (разработка программного обеспечения по заказам иностранных компаний) - разновидность бурно развивающегося в последние годы ИТ- аутсорсинга. Особенно динамично развивается в странах Юго-Восточной Азии и Индии, стремящихся совершить резкий рывок в экономическом развитии благодаря разработке и внедрению ИКТ.