Languages

You are here

Сопоставительный стилистический анализ предвыборных программ «Единой России» и «Союза Правых Сил»

Научные исследования: 
Андрейкина К.
Общественное предназначение политического дискурса состоит в том, чтобы внушить адресату - гражданам сообщества - необходимость «политически правильных» действий и/или оценок, пробудить в реципиентах намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию. Лингвистический анализ позволяет повышать эффективность политической практики, интерпретировать глубинные моменты политических событий.

Ценностные коннотации вносятся в текст политического дискурса с помощью различных средств, относящихся практически ко всем разделам лингвистики - фонетике, морфологии и словообразованию, лексике и фразеологии, синтаксису и т.д. Лексический анализ, например, позволяет выявить глубинный смысл используемых слов, выбрать тот денотат, который поможет создать позитивный или, напротив, негативный настрой у аудитории. Особенно актуально это становится в период предвыборной гонки.

Целью нашего исследования является изучение лингвистических методов воздействия, убеждения, манипулирования сознанием, которые в рамках политического дискурса активно претворяются в жизнь. Объектом исследования выступает проведенный нами сопоставительный анализ предвыборных коммуникативных стратегий политических партий «Единая Россия» и «Союз Правых Сил».

Стилистический анализ политической программы «Единой России» показал, что партия успешно использовала лингвистические приемы в своей предвыборной коммуникативной стратегии, которые помогли завоевать большую часть электората:

1. Простые предложения с прямым порядком слов. Такой текст представляется истинным и понятным электорату.
2. Авторское «мы» используется как объединение народа и партии (адресата и адресанта), как символ единства.
3. Мелиоративные лексемы «большинство», «доверие», «качество», «успешное будущее» и т.п. внушают электорату положительные эмоции, располагают к адресанту.
4. Обращение ко всем слоям населения, без деления на «своих» и «чужих».
5. Словосочетание «опора президента» добавляет тексту политический вес.
6. Лексемы «четкость», «программа», «действие» воспринимаются реципиентом как аналоги лексемы «стабильность».

При стилистическом анализе политической программы «Союза Правых Сил» мы увидели, что лингвистические методы выбраны неудачно, за счет этого текст предвыборной программы во многом проигрывает противнику и не обладает достаточным воздействием.

1. Яркий образный текст с использованием метафор, эпитетов. Такой текст представляется чрезмерно экспрессивным и коммуникативно неудачным.
2. Авторское «мы» относится только к адресанту, имеющему право поучать электорат.
3. Лексемы «свободный рынок», «конкуренция», «частная собственность» слишком терминологичны, имеют для простого человека отрицательную коннотацию.
4. Обращение только к некоторым, более образованным слоям населения приводит к потере большого процента электората.
5. Используемые в программе словосочетания «хочется верить», «истекает время», «упустит шанс» несут в себе налет безнадежности и неуверенности.

Таким образом, проведенный сопоставительный анализ двух политических программ успешной и провалившейся на выборах партий позволяет сделать вывод, что, так как основным реципиентом предвыборных программ выступает электорат, корректное и обдуманное использование лингвистических средств может существенно укрепить систему успешной коммуникации в сфере политики.