Britain: Mass Media in 2006
Любимов Борис Игоревич
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Boris I. Lubimov
Ph D in history, senior research assistant at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of journalism, Moscow State University
Аннотация В статье рассматриваются СМИ Великобритании в 2006 г. и выявляются основные тенденции их развития. На газетном рынке отмечается стирание ярко выраженных граней, отличавших качественные газеты от массовых, спад тиражей у последних и конкуренция со стороны онлайновых СМИ. Уделено внимание продлению Королевской хартии общественной вещательной корпорации Би-Би-Си, лежащей в основе ее деятельности, а также продолжающемуся процессу концентрации коммерческого телевидения. В статье отмечается укрепление позиций интернета и развитие мобильного телевещания.
Ключевые слова: СМИ Великобритании, качественные газеты, массовые газеты, Би-Би-Си, Королевская хартия.
Abstracts
The article examines the British mass media in 2006 and points out the main development trends in the field. The author states that the press market is experiencing a period when the vivid boarders between the quality and the mass papers are vanishing, the circulation of the tabloid press goes down and the online media produce more competition. Attention is also paid to the prolongation of the Royal charter of the public broadcasting corporation BBC, and to the continuing process of concentration on the private-owned TV market. The author mentions the growing power of Internet and the development of mobile TV broadcasting.
Key words: British mass media, quality newspapers, tabloid newspapers, BBC, The Royal charter.
Интернет укрепляет позиции
2006 год был отмечен некоторым спадом в экономике Великобритании. Соответственно уменьшился приток рекламы в средства массовой информации. Так, за одну только неделю с 17 по 24 сентября приток рекламы в газеты «Дейли Мейл» и «Мейл он Санди» уменьшился на 2%, а в региональные газеты компании «Дейли мейл энд дженерал траст» ? на 8%1. Однако некоторые исследователи считают, что этот кризис имеет не циклический, а структурный характер. Дело в том, что реклама постепенно переходит из традиционных СМИ в интернет. Туда же переходят читатели, слушатели и зрители. Особенно резко упала аудитория мужских журналов компании «Эмап» ? «Эф-Эйч-Эм», «Зу Уикли» и «Макс Пауэр», ? потерявших более четверти тиража из-за перехода читателей на молодежные интернет-сайты типа «Лайфстайл»2.
В целях «борьбы за выживание» многие издательские и телевизионные компании покупают интернет-сайты. Так, крупнейший издатель региональных газет Великобритании компания «Тринити Миррор» имела в 2006 г . 300 интернет-сайтов, от которых она получила 30 млн ф. ст. дохода. Среди них ? не только электронные версии ее газет, но и группы сайтов с объявлениями о найме на работу «Хот Групп» и «Фиш 4 джобс»3. Компания «Дейли Мейл энд Дженерал Траст», издающая газеты «Дейли Мейл» и «Мейл он Санди», тоже имеет большое количество интернет-сайтов, в которые она вложила 170 млн ф. ст. Среди них также есть сайты с объявлениями о приеме на работу (типа «Ритейл кэрриерс»), а кроме того сайты о продаже недвижимости (типа «Праймлокейшн»). В январе 2007 г . она приобрела еще один сайт о продаже недвижимости ? «Вилларентерс». По утверждению компании, на ее сайты ежемесячно заходит четверть всех британских пользователей интернета4.
В интернет-сферу вторгаются также телевизионные компании с той же целью борьбы за выживание. Как известно, крупнейшая коммерческая компания эфирного телевидения Великобритании «Индепендент телевижн» (Ай-Ти-Ви) еще в 2005 г . приобрела известный интернет-сайт «Френдз Реюнайтед» («Встреча друзей»), на котором старые школьные товарищи могли найти друг друга. Однако, как и предсказывали, после перехода его в руки традиционных телевещателей престиж его стал резко падать по всем направлениям. Очевидно, управление компьютерными сайтами требует особого подхода и особого искусства.
Радиокомпании, такие как «Эмап», также увеличивают свое присутствие в интернете. Они, в частности, предоставляют радиослушателям возможность «скачивать» понравившиеся им записи песен со своих интернет-сайтов. Скачивание записей из интернета весьма быстро распространяется в Великобритании. По оценкам обозревателей, в 2006 г . общее число скачанных из интернета записей должно было составить 50 млн5.
Быстро развивается также интернет-торговля. На рождество 2006 г . через интернет было сделано рекордное число покупок (на 30 млрд ф. ст.) 6. В «пиковый день» ? 12 декабря ? было продано товаров на сумму в 183 млн ф. ст. (по сравнению со 131 млн ф. ст. год назад)7. Такое количество продаж создало проблемы с распространением. Из-за транспортных и организационных проблем 24 млн из 200 млн заказов не прибыли в надлежащее время, а 4 млн вообще не были доставлены. Из-за этого тысячи детей остались без подарков к рождеству. Вина за это отчасти ложится и на заказчиков, которые, чересчур уверовав в возможности интернета, до последнего тянули с заказами. Кроме того, из-за появления на улицах большого количества автомобилей, развозящих товары по заказам из интернета, возникли транспортные пробки и увеличилось загрязнение атмосферы. Все это - проблемы, которые еще предстоит решать, так как нет сомнения, что интернет-торговля будет продолжать развиваться. На Рождество 2007 г . ожидается продажа товаров через интернет на сумму в 24 млрд ф. ст.8.
На 2006 г . 44% британских домовладений были подключены к широколновому интернету9, и еще ряд домовладений был подключен к другим видам интернета. Однако заказы, по статистике, британцы предпочитают делать на работе. Больше всего заказов делается в понедельник, который раньше считался наименее благоприятным днем для торговли. Причиной этого является то, что во время уикэнда семьи обсуждают, что им надо купить, а в понедельник на работе делаются заказы. Избавившись от необходимости идти в магазин и стоять в очередях, заказчики обращаются к интернету еще и по тому, что многие товары дешевле приобрести через интернет, а также по тому, что на сайтах интернета имеется гораздо более полная информация о товарах, чем та, которую можно получить от продавца в магазине.
Положение на газетном рынке
На газетном рынке Великобритании, помимо необходимости борьбы с конкуренцией онлайновых СМИ, наблюдалась все та же тенденция: массовые газеты теряли тиражи, качественные за счет аналитичности в основном их удерживали. Тираж крупнейшей ежедневной газеты «Сан», принадлежащей компании «Ньюс Интернэшнл» ? филиалу «Ньюс Корпорейшн» Руперта Мэрдока, ? упал до 3,2 млн экз., тогда как еще три года назад она имела 3,5 млн экз., а в 80-е годы ? 4 млн. Руководство компании старается избежать падения тиража ниже 3 млн экз., так как тогда рекламодатели могут потребовать снижения ставок за рекламу. С этой целью, в частности, в конце сентября 2006 г . цена на «Сан» на Севере Англии была снижена до 20 пенни. Это снижение обходится компании в 40 тыс. ф. ст. в день. В Шотландии «Сан» уже давно продается за 10 пенни10.
К тактике частичного снижения цен на газеты в отдельных районах прибегают и другие компании, в частности, «Тринити миррор». Тиражи ее национальных газет ? «Дейли Миррор» и «Санди Миррор» ? упали в 2006 г . на 7% (до 1,5 млн экз.), а «Пипл» ? на 10% (чуть более 800 млн экз.)11. В связи с этим вновь шли разговоры о возможности продажи компанией национальных газет и сохранения только региональной прессы, дающей более устойчивый доход. В настоящее время компания «Тринити Миррор» является крупнейшим в Великобритании издателем региональных газет (около 250), капитализация которой оценивается в 1 млрд ф. ст.12. Как известно, «Тринити Миррор» была создана в 1999 г . после объединения «Миррор групп», издававшей «Дейли Миррор», «Санди Миррор» и «Пипл», с компанией «Тринити», издававшей провинциальные газеты. В августе 2006 г . председатель «Тринити Миррор» Виктор Блэнк, который в 1999 г . осуществлял объединение компаний, ушел со своего поста, а новый председатель Йен Джибсон был известен как ярый сторонник их разъединения. В связи с этим после ухода Блэнка исполнительный директор Слай Бейли заказала фонду Ротшильда исследование финансового положения компании для решения вопроса о разъединении или продаже газет.
На национальные газеты «Дейли миррор», «Санди Миррор» и «Пипл» еще в 2004 г . выдвинул заявку предприниматель Маркес Ивенс, предложивший за них сначала 800 млн ф. ст. В 2006 г . он снизил предлагаемую цену до 600 млн ф. ст., мотивируя это тем, что финансовое положение газет ухудшилось13. Выдвинули заявки также инвестиционные компании «Кэндоувер» и «Эйпекс». В качестве потенциальных покупателей называли также бывшего исполнительного директора «Миррор Групп» Дэвида Монтгомери и немецкого пресс-магната Акселя Шпрингера. Что касается региональных газет «Тринити Миррор», то их, возможно, желала бы приобрести «Джонстон Пресс», у которой примерно 240 провинциальных газет.
Финансовое положение «Тринити Миррор» было действительно сложным. Ее долг составлял 500 млн ф. ст., а дефицит пенсионного фонда ? 200 млн ф. ст.14. В связи с этим ряд акционеров компании настаивал на продаже национальных газет, считая, что тогда акции компании повысятся в цене. Высказывалось также утверждение, что национальные и провинциальные газеты «Тринити Миррор», среди которых «Бирмингем Ивнинг Мейл», «Ливерпуль Пост», «Ливерпуль Экоу» и «Джорнел» в Ньюкасле, плохо связаны между собой. Но в условиях отсутствия действительно солидного претендента исполнительный директор компании Слай Бейли заявила в конце года о намерении воздержаться пока от продажи центральных газет и ограничиться продажей спортивной газеты «Рейсинг Пост» (посвященной конному спорту) и некоторых газет в Средней и Юго-Восточной Англии. Однако она намерена сохранить все североанглийские, шотландские и валлийские газеты, особенно в крупных городах, где ежедневные газеты выходят в паре с еженедельными, что дает возможность диверсификации рынка. Слай Бейли заявила также о намерении интегрировать все печатные и онлайновые службы «Тринити Миррор», а также принять меры по экономии средств и повышению эффективности. Именно она в последнее время активно приобретала интернет-сайты и продавала на них место для частных объявлений, будучи весьма озабочена проблемой ухода частных объявлений из провинциальных газет на интернет. Слай Бейли планирует уменьшать расходы на 20 млн ф. ст. ежегодно15. Однако, в отличие от газет «Сан» и «Дейли Мейл», она отказывается от принципа бесплатной раздачи части тиража.
В то время, как тиражи массовых газет падают, тиражи «промежуточных» таблоидов для среднего класса «Дейли Мейл» и «Мейл он Санди» растут. Это еще раз подтверждает тенденцию к сглаживанию различий между разными категориями газет Великобритании, раньше столь четко выраженных. Тираж «Дейли Мейл» приближается к 3 млн экз., и ее редактор Пол Дэкр намерен в ближайшее время догнать по тиражу «Сан»16. Достигается это за счет умелой редакционной стратегии. Так, например, «Дейли Мейл» удалось привлечь больше женщин-читательниц, чем какой-либо другой британской ежедневной газете. С другой стороны, «Дейли Мейл» продолжает конкурировать и с качественной «Таймс», также ставшей в последние годы таблоидом.
Качественные газеты, как отмечалось, в основном удерживают тираж благодаря аналитичности содержания и традиционным связям с устоявшимися категориями читателей. Однако и они ищут путей повышения эффективности в борьбе с конкуренцией со стороны онлайновых СМИ. Так, компания «Телеграф Тайтлс», издающая самую крупную по тиражу ежедневную качественную газету «Дейли Телеграф» и воскресную «Санди Телеграф», заключила в сентябре 2006 г . соглашение с телевизионным агентством новостей «Индепендент Телевижн Ньюс» (Ай-Ти-Эн), поставляющим новости для коммерческой телекомпании Ай-Ти-Ви и четвертого канала телевидения. Обозреватели считают, что это соглашение может стать началом их стратегического партнерства. Соглашение предусматривает объединение усилий в создании контента. Ведущие колумнисты «Дейли Телеграф», такие как Саймон Хеффер и Борис Джонсон, будут писать как для печатных версий газет «Телеграф», так и для их совместных с Ай-Ти-Эн электронных сайтов. Они будут также появляться в роли теле- и радиоведущих в электронных сайтах «Телеграф» и их совместных сайтах с Ай-Ти-Эн.
С другой стороны, газеты «Телеграф» будут активно использовать видеоматериалы, предоставляемые Ай-Ти-Эн, которое уже 20% доходов получает за счет продажи новостных материалов из своих архивов17. Таким образом, качественные газеты «Телеграф», так же, как и массовая пресса, ищут возможности борьбы с наступлением интернета на пути активного проникновения в электронную сферу. Наряду с печатной, они производят сегодня много видеоинформации. Используются также и традиционные методы повышения эффективности. Одновременно с соглашением с Ай-Ти-Эн компания «Телеграф Тайтлс» объявила о сокращении более 100 сотрудников в связи с переездом в новую усовершенствованную «ньюсрум» в лондонском районе Виктория18.
Трест семейства Скоттов, владеющий леволиберальными газетами «Гардиан» и «Обсервер», а также более чем 40 региональными газетами, собирается, по некоторым сведениям, продать все свои газеты, кроме «Гардиан», что позволило бы выручить порядка 1,5 млрд ф. ст.19. Может быть продана и принадлежащая Скоттам радиостанция «Смус ФМ». Это может объясняться повышением значения «Гардиан», чей электронный сайт «Гардиан Анлимитед» стал по существу крупнейшей международной газетой, обогнав в 2005 г . по аудитории американские «Нью-Йорк таймс» и «Лос-Анжелес Таймс» (11 млн посещений в месяц)20.
Самая качественная британская газета «Файнэншл Таймс» в 2006 г . укрепила свои позиции и немного увеличила тираж. Она опять стала доходной, что уменьшило давление акционеров издающей ее компании «Пирсон» в пользу ее продажи, наметившееся в первые годы ХХI в., когда положение «Файнэншл Таймс» ухудшилось из-за финансового кризиса.
Последние два года были отмечены также выходом крупного газетного предпринимателя, бывшего исполнительного директора «Миррор Групп», а ныне главы «Меком Групп» Джона Монтгомери на газетный рынок континентальной Европы. В 2005-2006 гг. он купил там три издательские компании и ряд региональных газет, в том числе «Берлинер Цайтунг» и «Гамбургер Моргенпост» в Германии. В апреле 2006 г . он приобрел голландскую газетную группу Эл-эЭ-Джи и выдвинул заявку на «Оркла Медиа», одну из крупнейших скандинавских медиакомпаний. В связи с тем, что он явно сколачивает газетную империю в континентальной Европе, в конце 2006 г . появились сообщения, что он больше не заинтересован в приобретении газет «Миррор», даже если они будут выставлены на продажу.
Продление Хартии Би-Би-Си
2006 год был важным для общественной вещательной корпорации Би-Би-Си. В этом году должна была продлеваться на очередной 10-летний срок Королевская хартия - основной юридический документ, лежащий в основе деятельности Би-Би-Си. Бурные политические дебаты, начавшиеся в 2003 г . после сенсационного заявления корреспондента Би-би-си Эндрю Джиллигана о том, что правительство фальсифицировало доклад советника министерства обороны Дэвида Келли, вставив в него утверждение, будто Ирак может в течение 45 минут развернуть и применить оружие массового поражения, вызвавшего отставку председателя Би-Би-Си Гэвина Дэвиса и генерального директора Грэга Дайка, давно улеглись.
Отношения между Би-Би-Си и правительством улучшились, но оставался важный пункт, по которому имелись расхождения во мнениях. Это ? вопрос о размерах абонетной платы, взимаемой Би-Би-Си с телезрителей. Еще правительство Мргарет Тэтчер поставило ее рост в зависимость от роста индекса розничных цен, то есть, от роста инфляции. Руководство Би-Би-Си всегда утверждало, что расходы на оплату выступлений различных знаменитостей, на покупку эксклюзивных прав на трансляцию спортивных состязаний, на киносъемки и т.п. растут гораздо быстрее общего роста цен. По соглашению с правительством Джона Мейджора в 1996 г . темпы роста абонентной платы были установлены выше темпов роста инфляции. На 2006 г . абонентная плата за просмотр телепрограмм и прослушивание радиопрограмм Би-Би-Си составляла 131,5 ф. ст. с каждой семьи, имеющей дома хотя бы один телевизор21. В целом корпорация получила в этом году с телезрителей около 3 млрд ф. ст.22. Коммерческие конкуренты давно жалуются, что сбор Би-Би-Си абонентной платы в таком объеме ставит их в неравные условия при конкуренции с Би-Би-Си.
Однако у Би-Би-Си были причины требовать больше. Во-первых, на 2010 год намечен перевод части студий и радиостанций Би-Би-Си на север, в Манчестер. Этот широко разрекламированный проект должен способствовать развитию северных районов Великобритании. Туда должно быть переведено 2 тыс. сотрудников Би-Би-Си и обеспечено работой 15 тыс. жителей Манчестера и окрестностей. В манчестерский район Сэлфорд, где для Би-Би-Си строятся престижные апартаменты, должны быть переведены студия детских программ, отдел онлайновых СМИ, студия спортивных программ, радиостанции «Рейдио-5 лайв» и «5 лайв спортс экстра». Расходы на этот перевод, по оценкам руководства Би-Би-Си, должны составить 400 млн ф. ст., и оно заявило, что не сможет осуществить его к 2010 г ., если правительство не согласится на увеличение абонентной платы хотя бы на 1,8?2,3% выше темпов роста инфляции23. Второй причиной столь настойчивых требований Би-Би-Си была необходимость подготовки к полному переходу страны на цифровое вещание, намеченному правительством на 2012 г .
Однако министр финансов Гордон Браун наложил вето на запрос Би-Би-Си. Тогда с компромиссным планом выступила министр культуры, СМИ и спорта Великобритании Тесса Джоуэлл, которая в своих высказываниях последних лет высоко оценивала роль Би-Би-Си в современном британском вещании. По плану Тессы Джоуэлл, который в результате был принят, абонентная плата Би-би-си должна быть отвязана от роста инфляции. Темпы ее роста устанавливаются в 3% в год на первые три года (начиная с апреля 2007 г .), в 2% в год на следующие два года и между 0% и 2% в последний год действия соглашения (до 2012 г .). За это время Би-би-си должна будет повысить эффективность своей работы и развивать коммерческие начала, чтобы получить больше средств за счет собственной коммерческой активности. Этот компромиссный план позволит увеличить абонентную плату Би-Би-Си до 148 ф. ст. в 2012 году (вместо 188 ф. ст. по запросу Би-Би-Си)24.
В правительстве считают, что Би-Би-Си по-прежнему недостаточно эффективно использует средства и не всегда предоставляет общественности достаточные ценности за ее деньги. Особое раздражение политических лидеров вызвали недавно заключенные контракты Би-Би-Си с высокопоставленными ведущими Грэмом Нортоном и Джонатаном Россом. В частности, Россу предполагается выплатить 18 млн. ф. ст. в течение трех лет25. Члены правительства заявили, что Би-би-си продолжает жить в своем собственном мире, не считаясь с требованиями реальности, так как она делает это в то время, когда правительство вводит меры экономии, сокращая расходы на ряд государственных служб. Контракты с Нортоном и Россом вызвали протесты даже тех, кто в целом ратует за поддержку Би-Би-Си как оплот качественного вещания.
Впрочем, в период борьбы за продление Хартии в адрес Би-Би-Си прозвучала критика и из леволиберального лагеря. Так, обозреватель «Обсервера» Ник Коэн в статье 8 октября 2006 г . обвинил корпорацию в чрезмерном количестве комментариев, не подкрепленных достаточно убедительными фактами, и в склонности ее обозревателей к навязыванию своей точки зрения. Как писал с иронией Коэн, комментарии бесплатны, тогда как факты надо добывать за деньги. По его мнению, в условиях, когда коммерческое телевидение сдает свои позиции, одна лишь Би-би-си может посылать корреспондентов по всему миру, и она должна использовать эту возможность26.
Еще один удар нанесли руководству Би-Би-Си профсоюзы ее служащих. Угрожая забастовкой, они потребовали отмены плана изменения пенсионной политики, согласно которому возраст выхода на пенсию, льготный для сотрудников Би-Би-Си (60 лет), должен быть повышен до 65 лет, а исчисление ее размеров должно производиться по средней зарплате за все годы работы вместо последних лет, как раньше. Руководство Би-би-си пошло на этот шаг с целью сокращения дефицита пенсионного фонда, превысившего 400 млн ф. ст.27. Ранее забастовка 2005 г . заставила руководство отказаться от плана генерального директора Марка Томпсона, по которому должно было быть сокращено 3 тыс. из 28 тыс. служащих Би-Би-Си28.
Коммерческое телевидение: продолжение концентрации
Что касается крупнейшей компании коммерческого эфирного телевидения Великобритании ? «Индепендент телевижн» (Ай-Ти-Ви), то ее положение после объединения в 2004 г . компаний «Карлтон Коммьюникейшнс» и «Гранада Телевижн», создавших единую компанию, постепенно ухудшалось. Сокращалась аудитория ее основного канала, падали доходы от рекламы и цена акций. Так, за первые четыре месяца 2006 г . доля взрослой аудитории канала Ай-Ти-Ви-1 упала с 38,8% до 34,9% взрослой телеаудитории29. Эта тенденция находилась в соответствии с общим процессом перехода аудитории к платному телевидению и интернету. Но значительная доля вины лежит и на программной политике компании. За последнее время у нее появился лишь один настоящий новый «хит» ? реалити-шоу «Я знаменитость, выгоните меня отсюда». Успехом пользуется также сериал «Икс-фактор». Ай-Ти-Ви получает доходы от показа по всему миру старых хитов, таких как «Кто хочет стать миллионером?» и «Поп-идол». Но они были созданы независимыми продюсерами. В целом же с созданием программ дела у Ай-Ти-Ви обстоят неважно. Компанию несколько выручили появившиеся в последние годы цифровые каналы Ай-Ти-Ви-2, Ай-Ти-Ви-3 и Ай-Ти-Ви-4, размещенные на телеплатформах «Скай диджител» и «Фривью».
Однако доходы Ай-Ти-Ви от рекламы упали в 2006 г . более, чем на 10%30, а цена акций удерживалась на уровне чуть выше 100 пенни31. Даже успешный интернет-сайт «Встреча друзей», который компания приобрела в 2005 г . за 120 млн ф. ст., с тех пор стал терять аудиторию.
Еще с самого объединения компаний «Карлтон» и «Гранада», создавших единую Ай-Ти-Ви, на нее, как и предсказывалось, стали целиться различные потенциальные покупатели. В том же 2004 г ., когда произошло объединение, на Ай-Ти-Ви выдвинул заявку американский концерн «Тайм-Уорнер». В марте 2006 г . бывший генеральный директор Би-Би-Си, а в прошлом деятель коммерческого телевидения Грег Дайк, заручившись поддержкой инвестиционных компаний, предложил купить Ай-Ти-Ви по 130 пенни за акцию. Грег Дайк, исходя из своего богатого опыта, говорил, что политика руководства Ай-Ти-Ви в последние 5-6 лет в корне неправильна, так как делает ставку на сиюминутные прибыли вместо повышения качества программ, способного обеспечить рост аудитории. Однако Дайку было отказано в приобретении Ай-Ти-Ви, как и ряду инвестиционных фирм во главе с «Голдман Сакс».
Тем не менее, продолжающееся ухудшение положения Ай-Ти-Ви заставило ее акционеров во главе со все той же американской инвестиционной компанией «Фиделити», организовавшей в 2003 г . «бунт акционеров», приведший к отставке председателя «Карлтон коммьюникейшнс» Майкла Грина, потребовать отставки исполнительного директора Ай-Ти-Ви Чарльза Аллена. Чарльз Аллен стал исполнительным директором Ай-Ти-Ви после объединения «Карлтона» и «Гранады» (до этого он был исполнительным директором «Гранады»), и уже тогда обозреватели говорили, что ему также придется уйти вслед за Майклом Грином, который из-за «бунта акционеров» так и не стал председателем Ай-Ти-Ви. Чарльз Аллен ушел со своего поста в августе 2006 г ., и ему долго не могли найти замену. Затянувшееся безвластие вызвало тревогу акционеров. Многие из них были сторонниками продажи компании в хорошие руки.
Помимо «Тайм-Уорнер», на покупку Ай-Ти-Ви претендовали крупнейшая кабельная компания Великобритании «Нэшнл транскоммьюникейшнс лимитед» (НТЛ), немецкая телекомпания РТЛ, принадлежащая концерну «Бертельсман», и ряд инвестиционных фирм («Эйпекс», «Пермира», «Карлайл груп» и «Тексас пасифик»). Наиболее удобным покупателем представлялась НТЛ, так как доступ к подписному кабельному телевидению позволил бы уменьшить зависимость Ай-Ти-Ви от рекламы. В свою очередь, НТЛ тоже было выгодно приобретение Ай-Ти-Ви как носителя недостающего у нее телепрограммного контента в дополнение к телефонной связи и роли ее как интернет-провайдера. Правда, НТЛ (эта компания с американским капиталом и штаб-квартирой в Нью-Йорке) чрезвычайно обременена долгами ввиду большого количества приобретений, которые она сделала в последние годы. Самым значительным из них было приобретение второй по величине кабельной компании Великобритании «Телеуэст» (тоже с американским капиталом), после чего НТЛ стала единственной крупной кабельной компанией Великобритании. В начале 2006 г . она приобрела также фирму мобильной телефонии «Вирджин Мобайл», принадлежавшую крупному медиамагнату Ричарду Брэнсону. Это позволило НТЛ вторгнуться на рынок мобильной телефонии и объявить о замене в 2007 г . своего названия на «Вирджин Медиа». Однако долг компании вследствие всех этих приобретений достиг 6 млрд ф. ст., а цена ее акций упала до 27 долл. на нью-йоркской бирже32. Но компания рассчитывала заручиться для покупки Ай-Ти-Ви займами от американских банков, традиционно благосклонных к кабельным компаниям. Согласно прогнозу брокерской фирмы «Бер Стернз», в случае покупки Ай-Ти-Ви НТЛ объединенная компания могла бы к 2009 г . в полтора раза увеличить стоимость своих акций в случае, если рекламный рынок будет на надлежащем уровне и если Ай-Ти-Ви улучшит качество программ33.
После ухода Чарльза Аллена с поста исполнительного директора Ай-Ти-Ви в августе 2006 г . Ричард Брэнсон, ставший после вхождения «Вирджин Мобайл» в состав НТЛ ее крупнейшим акционером, выдвинул официальную заявку на приобретение Ай-Ти-Ви, предложив за нее 5 млрд ф. ст. У этой акции была еще одна подоплека. Так как Ай-Ти-Ви стала с 2004 г . фактически монополистом в коммерческом эфирном телевидении Великобритании, а НТЛ после приобретения «Телеуэст» ? таким же монополистом в кабельном телевидении, эти два кита, объединившись, могли бы нанести удар третьему ? «Бритиш Скай Вродкастинг» («Би-Скай-Би») Руперта Мэрдока, монополисту в спутниковом телевещании (8 млн антенн). В частности, объединенная компания могла бы побороться за эксклюзивные права на трансляцию матчей Премьер-лиги британского футбола, которые в последнее время традиционно выигрывала «Би-Скай-Би». И конечно, председатель «Би-Скай-Би» Руперт Мэрдок и его сын Джеймс, являющийся исполнительным директором «Би-Скай-Би», почувствовали угрозу. В ноябре 2006 г . они сами приобрели 18% акций Ай-Ти-Ви (более 20% они не могут иметь по закону о перекрестной собственности), заплатив за них 1 млрд ф. ст.34. Эти акции принадлежали раньше американским инвестиционным фирмам «Фиделити» и «Брэндес». Обозреватели говорили, что этим Мэрдоки предупредили аналогичный ход со стороны РТЛ. Этот ход поставил НТЛ в трудное положение, так как теперь ей нужно было собирать и вкладывать большие средства только для того, чтобы стать совладельцем совместно с Рупертом Мэрдоком, а не для противостояния ему. Естественно, что Ричард Брэнсон был глубоко недоволен и заявил, что подаст на обжалование в контролирующие органы - Комиссию по справедливой торговле, Управление коммуникаций и Европейскую Комиссию. Основанием для этого, по его мнению, могла быть фактически антиконкурентная сущность акции Мэрдока, произведенной явно для того, чтобы устранить потенциального мощного конкурента.
Таким образом, в британском коммерческом телевидении в 2006 г . шел процесс, являющийся по существу продолжением процесса концентрации и монополизации 1990 гг. В условиях, когда в каждом из трех видов телевещания ? эфирном, кабельном и спутниковом ? определилось по одной лидирующей компании, фактически монополисте, начались поиски путей к дальнейшей концентрации путем объединения (полного или частичного) между этими компаниями. Вдобавок немаловажным фактором является интерес к британскому коммерческому телевидению со стороны американского («Тайм-Уорнер», «Виаком», НТЛ) и немецкого (РТЛ) капитала. РТЛ является сейчас полным владельцем пятого канала британского эфирного телевидения, так как последний совладелец ? британская «Юнайтед Бизнес Медиа» ? продал ей свой пакет акций в 2005 г .
Между двумя малыми коммерческими компаниями британского эфирного телевидения - «Ольстер Телевижн» и «Скоттиш Медиа» ? в 2006 г . также шли переговоры о слиянии, но «Скоттиш» была недовольна условиями, предложенными «Ольстером». Каждой из этих региональных компаний, помимо лицензий, дающих право на телевещание в своих регионах, принадлежит еще по одной общенациональной коммерческой радиостанции. «Скоттиш Медиа» принадлежит «Вирджин Рейдио», передающая поп- и рок-музыку, а «Ольстер Телевижн» ? радиостанция «Ток Спорт», передающая разговорные и спортивные программы.
Новый рынок: телевещание через мобильные телефоны
В то время, как в традиционных видах телевещания коцентрация и монополизация приближаются к своему пределу, начинается борьба за новый, неосвоенный еще рынок: телевещания через мобильные телефоны. Насыщенность мобильными телефонами в Великобритании сейчас превышает 100%, так как многие имеют по два и более мобильников35. Однако телевещание через мобильную аппаратуру находится пока в зародыше ввиду ее относительного несовершенства. В частности, находящаяся сейчас в пользовании система мобильников третьего поколения может выйти из строя, если к ней одновременно подключится более 100 тыс. пользователей. Правда, разрабатываются новые технологии, но пользователи пока в нерешительности, какую из предлагаемых систем предпочесть. Они опасаются, что произойдет то же, что было в 1980-х годах, когда внедрялись видеомагнитофоны и шла борьба между технологиями Ви-Си-Ар и «Бетамакс». Последняя была потом отвергнута, и приобретшие основанную на ней аппаратуру оказались в накладе.
Тем не менее, фирмы мобильной телефонии считают, что телевещание через мобильники скоро будет распространяться. Эту точку зрения разделяют кабельная компания НТЛ, приобретшая фирму мобильной телефонии «Вирджин Мобайл», и спутниковая «Би-Скай-Би», создавшая специальное подразделение «Скай Мобайл» для поставки контента компаниям мобильной телефонии. Компания «Водафон», одна из крупнейших мировых телекоммуникационных компаний, уже предоставляет пользователям мобильных телефонов 19 телеканалов, содержание для которых поставляется службой «Скай Мобайл». Они разделены на три «пакета». Первый включает информационные и спортивные каналы (собственные каналы Би-Скай-Би «Скай Ньюс» и «Скай Спортс», американские Си-Эн-Эн и «Хистори Ченнел» и др.). Второй состоит из музыкальных, развлекательных и киноканалов (собственные «Скай-1» и «Скай Мувиз», международный Эм-Ти-Ви и др.). Третий пакет («Водафон Лайв Вэрайети») включает каналы «Фэшн Ти-Ви», «Чилли Экстрим», «Симпсонс» и Эйч-Би-Оу. Подписка на первые два пакета стоит 5 ф. ст. в месяц, на третий ? 3 ф. ст. в месяц, на все три вместе ? 10 ф. ст. в месяц. Первые 30 дней дается возможность принимать каналы бесплатно.
Компания мобильной телефонии «Орендж» также создала свое подразделение «Орендж Ти-Ви» и предлагает подписчикам 20 телеканалов, в том числе американский канал деловой информации «Блумберг» и международный киноканал «Бравоу», за 10 ф. ст. в месяц. Однако системы каналов «Водафон» и «Орендж» доступны лишь через мобильники третьего поколения, страдающие определенными недостатками.
В 2006 г . свою технологию разработали совместно «Вирджин Мобайл» (подразделение НТЛ), телефонный концерн «Бритиш Телеком» и американская компания «Майкрософт». Она дает возможность просмотра 5 телеканалов и прослушивания 350 радиостанций за 8 ф. ст. в месяц36.
И наконец, летом 2006 г . Би-би-Си и Ай-Ти-Ви совместно с телекомпанией «Евроспорт» (владельцем одноименного международного канала), американской «Картун Нэтуорк», контролирующей «Тайм-Уорнер», телефонной «Бритиш Телеком» и радиокомпаниями «Кризалис» и «Ю-Би-Си Медиа» создали свой консорциум мобильного телевещания. Они решили предложить владельцам мобильных телефонов 6 телеканалов, включая круглосуточный информационный канал Би-Би-Си «Ньюс-24» и один из цифровых каналов Ай-Ти-Ви37. До конца 2006 г . эта система проходила испытания.
Таким образом, завязалась борьба за новый рынок телевещания, и общественная корпорация Би-би-си, как в свое время при начале кабельного, спутникового и цифрового телевещания, не преминула обеспечить себе место на этом рынке, чтобы представить альтернативу коммерческому вещанию.
А в декабре 2006 г . свою систему телеканалов «Би-Ти Вижн» пустил по линиям стационарных телефонов «Бритиш Телеком». Он предложил своим клиентам кинофильмы, трансляции футбольных матчей и другие программы по системе подписки или на заказ. «Бритиш Телеком» рассчитывает подключить к своим телеканалам по крайней мере 3 млн из 16 млн своих абонентов38. Сейчас доходы от телефонной связи составляют лишь 25% доходов «Бритиш Телеком». Остальное приходится на доходы от подключения абонентов к широковолновому интернету, интерактивным службам и телеканалам39. Своего мобильного подразделения у «Бритиш Телеком» нет, так как в рамках политики дерегуляции телефонной связи его заставили продать свое мобильное подразделение «Селлнет» испанской фирме «Телефоника». Однако службы фиксированных телефонов имеют то преимущество перед мобильными, что позволяют подключать пользователей к широковолновому интернету.
По этой причине фирмы мобильной телефонии заключают союзы с интернет-провайдерами. Так, в 2006 г . фирма «Орендж» объединилась с интернет-провайдером «Ванаду» (французской фирмой, ранее приобретшей «Фрисерв»). Теперь она предоставляет своим пользователям телефонную связь через мобильники, доступ к интернету и телевидение.
Другая фирма мобильной телефонии ? «Зед Джи» ? готовит новые, более современные устройства, которые позволят более эффективно входить в интернет через мобильные телефоны. В ноябре 2006 г . она ввела вместо поминутной помесячную систему оплаты для своих пользователей (10?15 ф. ст. в месяц), чтобы приблизиться к условиям, предоставляемым интернет-провайдерами, которые обычно устанавливают более низкие тарифы или вообще не устанавливают тарифов. Обозреватель газеты «Санди Таймс» по вопросам бизнеса Джон Уэплс считал это важным шагом к созданию эффективного выхода в интернет через мобильные телефоны40.
Еще одна компания ? «Водафон» ? по соглашению с американской интернет-фирмой «Гугл» предлагает своим пользователям доступ к мобильной версии поискового устройства вместе с электронной почтой от «Майкрософт».
Таким образом, идет процесс интеграции между компаниями, предоставляющими телекоммуникации (стационарные или мобильные), телевидение и доступ к интернету. Это происходит как экономическим путем (через слияние компаний), так и технологическим (путем создания соответствующих устройств). В этот процесс, являющийся по сути процессом концентрации СМИ в условиях перехода к информационному обществу, оказались вовлеченными крупнейшие британские телекомпании: Би-Би-Си, Ай-Ти-Ви, НТЛ и «Би-Скай-Би», а также телефонный концерн «Бритиш Телеком» и фирмы мобильной телефонии.