French Press under the Conditions of the Financial and Economic Crisis (2008)
Шарончикова Людмила Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, cludmila@mail.ru
Lyudmila V. Sharonchikova
PhD in philology, Associate Professor at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of journalism, Moscow State University, cludmila@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается состояние французской прессы в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Приводятся данные о распространении ежедневных газет, обновлении системы распространения, процессе концентрации, а также стратегии владельцев СМИ в противостоянии глобальным экономическим проблемам и вызовам со стороны интернета.
Ключевые слова: ежедневные газеты, «Монд», «Фигаро», «Либерасьон», группы прессы.
Abstracts
The article analyzes the state of the French press under the conditions of the world financial and economic crisis. The author gives data on daily newspapers distribution, describes the renewal of the distribution system and the concentration process. The article also analyzes what kind of strategies media owners use in order to withstand the global economic turndown and face the Internet challenges.
Key words: daily newspapers, Le Monde, Le Figaro, Liberation, press groups.
Мировой финансово-экономический кризис поставил средства массовой информации в трудные условия. Глобальный экономический спад привел к резкому сокращению рекламы, что обернулось серьезными проблемами для прессы, которая постоянно испытывает недостаток финансирования.
Средства массовой информации занимают все большее место в жизни французов, на которые они расходуют 2 270 евро в год. Об этом свидетельствует исследование «Медиа в жизни», опубликованное компанией «Медиаметри» (Mediamétrie) в феврале 2008 г. Растущее разнообразие СМИ не наносит ущерба прессе и телевидению. Напротив, «Медиаметри» отмечает распределение потребления различных медиа в течение дня. Утро с 6 час. до 9 час. и вечер с 20 час. остаются за «традиционными СМИ». Утром на первом месте стоит радио (более 55% радиослушателей). В первой половине дня предпочтение отдается прессе, которую читает 1 из 5 жителей Франции1.
Данные Дирекции развития медиа (Direction du développement des medias, DDM) свидетельствуют о положительной эволюции в 2007 г. прессы политической и информации общего интереса в связи с президентскими и парламентскими выборами. Когда происходят важные события, читатели обращаются к прессе.
По данным исследований «Оди-Пресс» (Audi-Presse), читательская аудитория ежедневной (на 1,9%) и журнальной (на 1,2%) прессы выросла к марту 2008 г. по сравнению с данными июня 2007 г. Аудитория ежедневных национальных газет – на 0,6%, региональных – на 0,6%, бесплатных – на 6,6%. На первом месте по аудитории теперь бесплатная газета «20 Минют» (20 Minutes) – 2,526 млн читателей, на втором «Метро» (Métro) – 2,323 млн2.
За 15 лет продажи снизились на 10%, в то время как население выросло на 15%3. Исследователи связывают это не только с общей кризисной ситуацией, но и с проблемами распространения французской прессы.
Система распространения
Высший совет распространителей прессы провел в 2008 г. исследование, позволившее сравнить стоимость распространения газет и комиссионные распространителям в некоторых странах Европы. С общими расходами на распространение 31% от продажной цены Франция находится в нижней части списка стран Европы. В Англии эти расходы составляют от 28% до 33%, в Германии от 33 до 41%, в Италии между 26% и 32,5%4. Во Франции и комиссионные распространителей самые низкие в Европе.
Исследование касалось и количества точек распространения прессы. Германия занимает первое место – 119 200, из них 28 217 продают только прессу, далее следуют Англия – 55 000, Италия – 34 200. Во Франции в настоящее время насчитывается 30 тыс. пунктов продажи периодики.
В 2008 г. отмечена положительная разница между числом открытых и закрытых пунктов продажи, 400 киосков закрывались ежегодно в последние годы, в 2007 г. открылось 574 киоска. Вознаграждение распространителей печати (28 тыс. человек) выросло с 13% от цены номера до 15−17%.
Ежедневные национальные и региональные газеты распространяют каждый день 7,1 млн экз. Самая крупная структура, занимающаяся распространением парижской прессы НМПП («Нувель мессажери де ля пресс паризьен») распространяет 3 500 названий национальных ежедневных газет и журналов во Франции и за рубежом, т.е. более 80% ежедневных газет и журналов, распространяемых в розницу. Сеть имеет 186 оптовых центров, которые доставляют прессу в пункты продажи. Капитал НМПП разделен между кооперативом издателей (49%) и «Группой Лагардера» (Lagardère Group) (51%)5.
Одной из миссий почты как государственного предприятия является доставка периодической печати по подписке. Почтовые тарифы во Франции самые высокие в Европе. Министерство культуры и коммуникаций настаивает на развитии параллельной системы, когда газета доставляется специальной службой подписчику до 7 час. утра, а не в 10 час., как сейчас доставляет почта. Почта должна принять участие в этой системе доставки на дом наряду с частными предприятиями.
На улицы Парижа возвращаются продавцы газет, выкрикивающие их название и последние новости. Первые появились в марте 2008 г. на вокзалах, а затем и в метро. Издатели считают, что «газеты покупаются, если читатель находит их по дороге следования».
Со времени создания метро в Париже в 1900 г. 300 пунктов продажи, так называемых «библиотек Ашетт», были открыты в метро, они заставляли парижан спуститься в новый вид транспорта и купить там свою газету. Сегодня 4,5 млн пассажиров ежедневно спускаются в парижское метро, к ним можно прибавить 1,7 млн пассажиров скоростного пригородного транспорта. Многие из них уже стали читателями бесплатных информационных газет, но это прекрасная аудитория и для платной прессы. Эксперимент продажи газет с выкрикиванием (фр. à la criée) организован профсоюзом ежедневных национальных газет в партнерстве с Управлением парижского транспорта, а также системой «Реле», которая имеет 130 пунктов продажи прессы в метро, системой распространения «Группы Амори» (Group Amaury) и НМПП. Газеты покупаются, если читатель находит их легко, следуя по привычному пути. Продавцы должны оказаться на пути покупателя. Конечно, современные распространители не похожи от мальчишек прошлого века с пачкой газет, размахивающих последним номером, выкрикивая основные заголовки. Теперь продавцы выходят на платформы с тележками, нагруженными газетами.
В контексте снижения рекламных доходов газеты ищут новые источники прибыли и средства увеличения их распространения. Сопутствующие товары (фр. plus-produits) – книги, энциклопедии, СД, ДВД, продаваемые вместе с газетой, – один из таких способов. Впервые во Франции ежедневная газета «Монд» (Le Monde) в течение одной недели предложила три продукта: в четверг книгу, в пятницу СД и в субботу ДВД. В 2007 г. торговый оборот товаров-приложений к газете «Монд» достиг 22 млн евро, к «Фигаро» (Le Figaro) – 25 млн. Но этот прием довольно рискован. Важно предложить с информационной газетой предмет культуры высокого качества, соответствующий имиджу марки. Дополнительный продукт часто создает не читателей, а потребителей. Газета и качество содержания должны оставаться основными стимулами покупки.
Стратегии владельцев прессы в условиях наступления интернета
Финансовый кризис и замедление экономического роста, снижение потребления послужили сигналом для предпринимателей, они стали сокращать инвестиции в рекламу. Практически все СМИ будут затронуты снижением бюджета на коммуникации на предприятиях.
Несмотря на бурное развитие электронных носителей, пресса сохраняет свои преимущества. Первое – это марка, в бесконечности интернета легче ориентироваться, если известно имя сайта, например lemonde.fr, второе – это первенство прессы в области информации, она умеет ее отбирать, классифицировать и выстраивать. И она должна использовать эти козыри в контексте переизбытка информации.
По мнению Мориса Леви, президента рекламной группы «Пюблисис» (Publicis), поколение, выросшее вместе с интернетом, уже не имеет привязанности к марке определенного содержания. Ему необходимо получить тут же то, что оно хочет, и не более. Это долг образования передать новому поколению идею пойти дальше, получив голую, чистую информацию. «Когда я читаю какую-нибудь информацию в интернете, я часто сомневаюсь и стремлюсь проверить ее в газетах. Но я принадлежу к последнему поколению, у которого есть такой рефлекс»6, – пишет он.
Увеличение доходов от рекламы на информационных сайтах подталкивает издателей к увеличению присутствия их марки в Сети, чтобы получать доходы от рекламы. Сайты прессы представляют 10% рекламы от общей цифры в интернете. Больше других выигрывает национальная ежедневная пресса, ее рекламные инвестиции увеличились в интернете на 85% с января по июнь 2008 г. по сравнению с этим периодом 2007 г. Присутствовать в интернете – это одна из первостепенных задача французских групп прессы. Традиционные СМИ должны найти свое продолжение в сети, чтобы обращаться к молодой части населения и чтобы искать рекламодателей.
«Группа Лагардера». Поставив цель – стать лидером в интернете, «Группа Лагардера» приобрела 53% капитала «Доктиссимо» (Doctissimo, портал, посвященный женщинам), что позволит группе в 2009 г. достичь 5−10% торгового оборота в интернете. «У нас хорошие позиции, чтобы привлечь аудиторию, благодаря зарекомендовавшему себя содержанию наших традиционных брендов и таланту наших журналистов, – говорит Дидье Кийо, генеральный директор «Лагардер-актив» (Lagardère Active). – С «Дактиссимо» мы получаем идеальную модель, которая объединяет содержание и интернет-технологии»7.
В течение почти трех десятилетий группа долго была конгломератом промышленных и информационных предприятий. Теперь, как объяснил Арно Лагардер, основная сфера деятельности группы – медиа, а принцип управления – контроль капитала почти всех ее составляющих
Теперь группа состоит из 4 секторов: книгоиздательство, распространение периодических изданий, пресса и аудиовизуальные СМИ. За последние три года группа укрепила свои позиции в книгоиздании, перейдя с 14-ого на 2-е место в мире. Лагардеру принадлежат 20% в «Группе Каналь+» (Canal+ Group). Он считает экономическую модель платного телеканала более надежной, чем незакодированное телевидение. Кроме того, группа намерена расширить свою деятельность за счет производства аудиовизуальной продукции. Лагардер делает ставку на цифровые технологии и намерен в 2010 г. реализовать от 10 до 20% доходов в интернете.
В период рецессии группа может с большим успехом противостоять кризису, чем ее конкуренты, так как рекламные доходы представляют только 15% ее деятельности.
Группа Алена Вейля. Ален Вейль стал патроном группы прессы «Некст-Радьо-ТВ» (Next-RadioTV), начало которой положило приобретение «Радио-Монте-Карло» (RМC) в 2000 г. В 2003 г. он завладел телеканалом «БФМ-ТВ» (BFM-TV), который преобразовал в бесплатный круглосуточный цифровой информационный канал. После приобретения в 2007 г. газеты «Трибюн» (La Tribune) и «Группы Тест» (Test Group), издающей журналы о новых технологиях, Ален Вейль подтвердил свои амбиции в мире медиа. С октября 2008 г. «Трибюн» обновила формулу и стала выходить не пять раз в неделю, а шесть.
«Группа Боллоре». В марте 2008 г. в интервью газете «Круа» (La Croix) президент-генеральный директор группы Вэнсан Боллоре подвел итоги развития своей группы за три года. Телеканал «Директ-8» (Direct 8) стал высокопрофессиональным каналом с различными программами и за три года достиг аудитории, которую планировали только к 2012 г., т.е. 1,5%. Была создана единая рекламная служба для телевидения и прессы.
Продолжает развивать свою деятельность группа и в области бесплатных информационных газет. По мнению Боллоре, бесплатная пресса отвечает запросам части аудитории, в значительной степени молодежной, которая уже привыкла получать бесплатную информацию. Но все еще остается публика, готовая заплатить, чтобы быть информированной. Издатель намерен расширить деятельность группы и в секторе платной прессы, он выразил готовность инвестировать в какую-либо из уже существующих платных ежедневных газет или создать новую.
Власть и СМИ
Заметной датой в истории французских СМИ, очевидно, станет 8 января 2008 г., когда на пресс-конференции в Елисейском дворце президент Николя Саркози объявил об основных шагах, которые намерено предпринять правительство в отношении СМИ.
Как видятся проблемы прессы со стороны Елисейского дворца? По мнению президента, недостаток капиталов не позволяет газетам инвестировать. «Пусть люди, у которых есть средства, инвестируют в прессу… Нельзя говорить, что пресса – это индустрия, и отказывать акционерам в возможности финансировать эту индустрию», – заявил Саркози8. Эти высказывания прозвучали в момент, когда журналисты все чаще выражают обеспокоенность угрозами их независимости, и когда контроль над многими СМИ осуществляют близкие президенту предприниматели Мартэн Буиг, Серж Дассо, Арно Лагардер, Вэнсан Боллоре.
Инициативой Саркози стали и Генеральные штаты прессы, которые были созваны осенью 2008 г. Работе Генеральных штатов предшествовал доклад «Пресса в эпоху цифровой революции», подготовленный Даньель Жиаззи, национальным секретарем ЮМП, посвященный влиянию цифровых технологий на предприятия прессы. «Для предприятий медиа цифровые технологии – это вызов, но и шанс переосмыслить их экономическую модель, воспользовавшись известностью, имиджем своей марки»9.
Многие предложения этого доклада были взяты на вооружение Н. Саркози, который решил реформировать сектор СМИ, чтобы открыть возможности создания сильных французских информационных групп, конкурирующих с европейскими, американскими и азиатскими группами. Цель – либерализовать сектор, чтобы эти группы были рентабельными. «Будучи экономически мощными, они смогут инвестировать в создание качественного содержания хорошо подготовленными в области цифровых технологий и хорошо оплачиваемыми журналистами. Это позволит поддерживать плюрализм информации и распространять французскую культуру за нашими границами»10, – считает Д. Жиаззи.
В докладе предлагается ослабить антиконцентрационные меры: устранить правило, не позволяющее группе владеть одновременно ежедневными газетами, крупными теле- и радиостанциями, убрать пороги концентрации капитала, например 49% для акционера в крупном национальном телеканале. Эти правила были установлены в 80-годы для гарантии плюрализма, но сегодня в эпоху интернета и цифровых технологий плюрализм будет гарантирован обилием источников информации.
Особое место отводится предложениям пересмотреть правила государственной помощи прессе, строго ограничив ее только для изданий информации политической и общего интереса, но расширив ее на бесплатную прессу, информационные сайты и др.11 Речь идет и об усилении роли АФП (AFP) и о превращении его в акционерное общество, позволяющее открыть капитал. В статье под заголовком «Елисейский дворец дает добро на изменение модели прессы» газета «Монд» пишет: «Издатели, профсоюзы журналистов, общества журналистов внимательно изучают эти документы. Неожиданное объявление 8 января об отмене рекламы на общественном телевидении беспокоит профессионалов прессы, которые опасаются контроля со стороны Елисейского дворца. Месье Саркози воспринимается как президент Республики, который больше других вторгается в реорганизацию СМИ»12.
Состав рабочих комиссий, готовивших материалы к Генеральным штатам, подвергался критике, особенно на страницах «Либерасьон» (Libération). В статье директора газеты Лорана Жофрэна «Медиа: Генеральные штаты без третьего сословия», одобряя идею такого форума, автор подвергает критике недостаточное привлечение журналистов-профессионалов, а также читателей к обсуждению проблем печати. Он обращает внимание на все возрастающее недоверие читателей к прессе и журналистам и предлагает организовать встречи журналистов и читателей. «Не может быть Генеральных штатов без третьего сословия»13, – завершает свою статью Жофрэн.
Н. Саркози пообещал принять закон, который усилит позиции журналистов в их праве не открывать источники информации. Но этот основной принцип свободы прессы уже многократно нарушался. Европейский суд, опираясь на статью 10 Европейской конвенции прав человека, уже не раз указывал на то, что Франция не соблюдает право тайны источника.
Изменение закона о наказаниях за диффамацию, а также условий допроса и задержания журналистов, обвиняемых в диффамации, вызвали живое обсуждение в прессе.
Национальные ежедневные газеты
В течение 2007-2008 гг. картина ежедневной национальной прессы претерпела радикальные изменения как в результате перепродаж экономических газет, так и в связи с появлением новых спортивных газет.
После длительного противостояния с журналистами Бернар Арно, президент группы ЛВМА (LVMH), приобрел прибыльную газету «Эко» (Les Echos) и продал Алену Вейлю убыточную газету «Трибюн»14. Бернар Арно обязался в течение трех лет не сокращать персонал «Эко» и сохранил за журналистами право «вето» при назначении главного редактора газеты.
Национальные ежедневные газеты снижают цифры продаж, но благодаря интернету, их аудитория прогрессирует. Доля рекламных доходов в Сети остается ограниченной.
В контексте снижения распространения газет и доходов от рекламы издатели стремятся обновить экономическую модель. Доходы от использования цифровых технологий представляли в 2007 г. в группе «Фигаро» 13% торгового оборота, эта цифра должна увеличиться до 20% к 2010 г. Руководство газеты ищет новые рецепты, развивая услуги в интернете, используя имидж марки.
Эволюция способов и методов работы обсуждалась на Всемирном конгрессе издателей газет в Гетеборге в июне 2008 г. Доминирует модель общей редакции для печатного варианта. Но «Монд» сохраняет две независимые редакции. «Фигаро» развивает кооперацию между редакцией бумажной версии и онлайновой редакцией: теперь они работают в одном помещении, оставаясь автономными, но имеют одного главного редактора. «Наше кредо – усиливать печатное издание. Ежедневная газета, на которую приходится 34% торгового оборота группы, остается основным изданием, флагманом, но нужно развивать все, что есть вокруг»15, – настаивает директор «Фигаро» Франсис Морель.
Читательская аудитория ежедневных газет в 2007-2008 гг.
«20 Минют» 2 617 000
«Экип» 2 546 000
«Метро» 2 419 000
«Паризьен»+ «Ожурдюи» 2 269 000
«Монд» 2 066 000
«Фигаро» 1 285 000
«Либерасьон» 906 000
«Эко» 700 000
«Трибюн» 451 000
«Монд». Уже много месяцев один из самых тяжелых кризисов в своей истории переживает газета «Монд». В 2007 г. газета, испытывающая финансовые трудности, столкнулась с острым редакционным кризисом, связанным со сменой руководства группы16. Наблюдательный совет, назначивший 25 января 2008 г. директором группы «Монд» Эрика Фотторино, должен был найти замену и своему председателю Алену Мэнку, ушедшему в отставку под давлением Общества журналистов «Монд»17.
В такой атмосфере растут аппетиты внешних акционеров газеты Арно Лагардера (17% капитала) и испанской «Группы Приза» (Prisa Group) (15% капитала), готовых инвестировать 75 млн евро, сумму, которую «Монд» должна погасить до 2014 г. Они обладают правом приоритета в случае увеличения капитала и готовы выкупить долговые облигации в обмен на контрольный пакет. Но такая капитализация привела бы к ослаблению позиции Обществ персонала, т. е. к потере контроля со стороны внутренних акционеров. Как отмечали эксперты, совсем не просто управлять предприятием, у которого основной акционер – его персонал, и где гласность и демократия прочны.
В феврале Луи Швейтцер (президент Высшего совета против дискриминации и за равноправие) был избран председателем Наблюдательного совета газеты «Монд», Давид Жиро (бывший директор «Эко») был назначен на пост вице-президента и генерального директора группы «Монд». «Это конец целой эпохи, конец периода триумвирата Пленель-Коломбани-Мэнк»18, – полагает историк прессы Патрик Эвено.
Подводя итоги 2007 г., Э. Фотторино признал, что группа «Монд» имела дефицит 20 млн евро, а долги после семи дефицитных лет выросли до 160 млн евро. В этих условиях новое руководство газеты и всей группы должно выработать план экономии и восстановления через 2-3 года финансового равновесия.
Проект плана был обнародован в начале апреля. Из 580 служащих общества, издающего «Монд», 130 человек подлежали увольнению, т.е. 1 из 5, из них 85 человек – журналисты из 340, работающих в «Монд». План предусматривал продажу некоторых дефицитных журналов (группа изданий для детей и молодежи «Флёрюс» (Fleurus), журнал «Кайе дю синема» (Cahiers du cinéma), ежемесячник «Дансе» (Danser) и сеть книжных магазинов католической литературы «Прокюр» (Procure)19.
В ответ на проект профсоюзы призвали к забастовке, выступая против такого жесткого плана, беспрецедентного в истории газеты. Газета не вышла 14 апреля (датированная 15 апреля). Как пишет «Круа», к кризису управления «Монд» «прибавляется и более глубокий фактор: кризис ежедневной платной прессы. Появление бесплатных газет, подъем интернета, старение читательской аудитории, удорожание производства, снижение рекламных доходов затронули весь сектор»20. «Либерасьон» в ноябре 2006 г. объявила о сокращении 76 рабочих мест из 276. В феврале 2008 г. «Фигаро» представила проект, предусматривающий от 60 до 80 добровольных увольнений. Сокращение персонала должно сопровождаться реорганизацией редакции, которая сохранит приоритет геополитическим проблемам, вопросам окружающей среды, политики, экономики, культуры.
После переговоров с руководством газеты, не достигнув консенсуса, персонал газеты объявил о второй забастовке, два дня забастовок в течение недели, такого в истории газеты еще не было. В чате, размещенном на сайте «Либерасьон» Патрик Эвено, автор книги «Национальная пресса. Конец эпохи или обновление?», выражает свою точку зрения на кризис газеты: «Проблемы “Монд” – это результат отчасти приобретений последних лет – стратегии Ж.-М. Коломбани, который хотел создать большую группу прессы, чтобы газета могла опереться на другие издания. Никакой ежедневной газете не удается долго выживать вне группы медиа. Покупки были сделаны в кредит, значит нужно расплачиваться с долгами»21.
Опыт европейских стран показывает, что изолированная ежедневная пресса не может долго существовать. Стратегия Коломбани заключалась в том, чтобы создать вокруг «Монд» группу прессы, чтобы газета не была куплена инвестором, не имеющим отношение к прессе. Общество журналистов поддерживало эту стратегию в течение десяти лет. Увеличение периметра группы могло продолжаться только за счет внешнего капитала, что привело бы к потере власти Общества журналистов.
Руководство «Монд» не смогло разблокировать ситуацию, сложившуюся после обнародования плана сокращений и двух дней забастовки. Но журналисты стали понимать, что нужно выбирать между планом сокращений и увеличением внешнего капитала. Новый председатель Наблюдательного совета Луи Швейтцер заявил: «Если “Монд” не восстановит финансового равновесия, она приговаривает себя к потере независимости»22. Окончательный план реструктуризации группы содержал четыре направления: увольнение 110 человек, из них 60 – журналисты; переезд в новое помещение; реорганизация служб подписки, бухгалтерии; продажа дефицитных секторов.
В конце 2008 г. была продана сеть книжных магазинов «Прокюр». В январе 2009 г. «Монд» с 30−32 стр. переходит на 26−28 стр.
«Фигаро». В 2007 г. группе удалось сохранить финансовое равновесие с торговым оборотом 620 млн евро, но остался дефицит 10 млн евро. Франсис Морель, директор группы, представил план экономии, который предполагает сокращение 60−80 рабочих мест, из них 40 в редакции, насчитывающей 320 журналистов. А в конце года газета, ссылаясь на экономический кризис и стремление сохранить качество информации, объявила своим читателям о повышении цены номера в розничной продаже.
Увеличение времени, которое французы проводят перед экраном ТВ и компьютером, уменьшение количества пунктов продажи сказалось на распространении ежедневной национальной прессы, которое снизилось на 10% в 2000−2007 гг. Распространение «Фигаро» за этот период снизилось на 6%. Нужно признать, что национальная ежедневная пресса все еще живет по экономической модели 70−80-х годов, когда достаточные доходы от рекламы позволяли предоставлять читателям качественный продукт. Сегодня расходы сохранились, а доходы уменьшились с появлением бесплатных информационных газет и интернета.
Инвестиции владельца «Группы Дассо» (Dassault Group) позволили построить две типографии, что дало возможность перейти на берлинский формат. Развивается как способ распространения доставка газеты на дом, которая уже составляет половину подписки. Сайт lefigaro.fr уже вышел на второе место после «Монд» среди информационных сайтов. За год аудитория сайта выросла на 70%. Интернет уже представляет 13% торгового оборота газеты.
В конце года сайт предложил пользователям принять участие в подготовке материалов: стать соавторами статей, обменяться мнением по поводу событий. «Фигаро» открывает своим читателям площадку для сотрудничества.
«Либерасьон». В 2007 г. дефицит газеты был снижен до 3 млн евро (в 2006 г. он составил 13 млн евро). Как заявил директор газеты Лоран Жофрэн, в 2008 г. газета должна достигнуть финансового равновесия. В конце декабря 2007 г. газета могла выйти из режима защиты от кредиторов, который позволил заморозить ее долги и отсрочить претензии кредиторов23. Помогли и инвестиции 15 млн евро, сокращение около 80 рабочих мест из 280. Распространение увеличилось на 3,5% в 2007 г., продажа в розницу – на 4,5%. Жофрэн подчеркивает позитивный эффект выборов и новой формулы издания. Но рекламные доходы сократились на 20%.
В плане редакционной линии «Либерасьон» намерена быть «Площадкой для конструктивной альтернативы всему, что делает Саркози, – заявляет Л. Жофрэн. – Мы поддерживаем дух и социальные изменения Мая 68, сорокалетнюю годовщину которого мы отметим в этом году»24.
В 2007 г. читательская аудитория выросла на 10,4% по сравнению с 2006 г. По данным Исследования ежедневной информационной прессы, 890 тыс. регулярно читали газету в 2007 г.
Позитивных результатов достиг и сайт газеты. В январе 2008 г. он зарегистрировал 1 683 тыс. посещений, т.е. прогресс на 58% по сравнению с январем 2006 г. В середине 2008 г. количество посещений выросло до 1,5 млн, что вывело сайт на третье место после сайтов «Монд» и «Фигаро». За год аудитория сайта выросла на 16%25. Сайт обогатился новыми блогами, которые завоевали успех у читателей. Сайт «Либерасьон» создал специальную адаптированную версию для iPhone, позволяющую читать в реальном времени основные новости дня. Газета становится, благодаря этим новшествам, ателье по производству информации для разных носителей.
В день 21 мая вышел специальный номер газеты, который подготовили студенты университета, посвященный 40-летию событий в Нантере, когда 22 мая 1968 г. студенты оккупировали здание.
В середине октября газета объявляет своим читателям, что она вынуждена поднять стоимость номера на 10 сантимов. «Несмотря на бесплатные издания, которые полностью зависят от рекламы, нужно помнить, что информация имеет цену и независимость не может быть бесплатной. Улучшая качество информации, мы делаем всё, чтобы наши читатели поняли эту необходимость»26, – заявляет редакция.
В середине ноября газета вышла в обновленной формуле. В 2008 г. «Либерасьон» впервые стала распространять с газетой дополнительную продукцию: коллекцию из 10 фильмов на ДВД.
Последствия финансового кризиса затрагивают все виды прессы и тяжелым грузом лягут на финансы газет в 2009 г.
«Эко». После покупки группой ЛВМА газеты «Эко» ее генеральный директор Давид Гиро ушел в отставку, отказавшись сотрудничать с новым владельцем издания Бернаром Арно и новым президентом-генеральным директором группы Николя Бейту, пришедшим из «Фигаро». Теперь «Эко» входит в состав группы «ДИ Групп» (DI Group), филиал группы Б. Арно.
В апреле были назначены с согласия Общества журналистов три независимых администратора. Но напряженная обстановка в редакции сохранялась. После продажи газеты около 20 сотрудников ушли из редакции. В мае был назначен директор газеты Анри Жибье. Распространение газеты выросло на 0,45% в первом триместре 2008 г. (123 740 экз.).
В ноябре Николя Бейту, президент «ИД Групп» и директор «Эко», объявил о слиянии этих двух обществ в единую структуру под названием «Группа “Эко”» (Les Echos Group), в которую входят ежедневная газета, сайт в интернете, ежемесячник «Анже-Эко» (Enjeux les Echos), а также финансовый еженедельник «Инвестир» (Investir) и «Радио-классик» (Radio classique). «Цель – создать мультимедийное предприятие экономической и финансовой информации. Марка «Эко» привносит надежные признанные ценности»27, – объясняет Н. Бейту.
Предполагается создание единой редакции газеты и сайта и использование информации на всех носителях: газета, сайт, ежемесячник, телевидение, радио, мобильные телефоны.
В 2008 г. распространение увеличилось на 10%, благодаря росту продаж из-за финансового кризиса, но рекламные доходы снизились на 9%28.
«Трибюн». В феврале новый владелец газеты Ален Вейль и главный редактор Эрик Израилевич представили план развития газеты. Основная цель вернуть газету, которая потеряла 17 млн евро в 2007 г., к финансовому равновесию к 2010 г. А.Вейль намерен доказать, что «еще есть рентабельная модель для платной прессы».
Редакция запускает новую формулу, хотя, по мнению главного редактора газеты и сайта «Трибюн» Э. Израилевича, это неслыханный шаг в разгар финансового кризиса. Теперь это полностью цветная газета в берлинском формате по примеру «Монд» и «Эко». Газета открывается рубрикой «События», затем идут рубрики, посвященные политике, макроэкономике, бизнесу, финансам, новым технологиям, культуре, спорту, образу жизни.
Продажи составляют 77 тыс. экз. (40 тыс. – подписка, из них 30 тыс. – предприятия). Новая редакция пересмотрела политику распространения. Она отказалась от невыгодных пунктов продаж, что снизило процент непроданных экземпляров с 65% до 47%. Найдены новые каналы распространения (гостиницы, авиакомпании, спортивные клубы), развивается система разноски на дом.
«Круа». В 2008 г. исполнилось 125 лет католической газете «Круа». Редакция отметила эту дату несколькими публикациями, посвященными ключевым моментам её истории, в том числе признаваясь и в антисемитизме в период дела Дрейфуса: «Это была самая несправедливая борьба в её истории… Впоследствии газета в течение десятилетий будет переживать негативный имидж этой ангажированности»29.
В период оккупации Франции газета обосновалась в Южной зоне в Лиможе, где первый номер вышел 4 июля 1940 г. тиражом 39 тыс. экз., последний в Лиможе был напечатан 21 июня 1944 г. После освобождения «Круа» не получила разрешение на выход, так как продолжала выходить во время оккупации Южной зоны.
Как пишет «Круа», в первые два года войны она была привязана к Петэну как к личности, к провозглашаемым им семейным ценностям, а не к его режиму. Она не сотрудничала с немцами, некоторые ее журналисты были участниками Сопротивления. Немецкая администрация два раза приостанавливала ее выход. После освобождения показания свидетелей помогли доказать, что газета не сотрудничала с немцами, и она получила разрешение на выход с 1 февраля 1945 г.
В трудный период войны в Алжире газета открыто выступила против пыток, проведя свое расследование. Влияние его было настолько сильным, писал Франсуа Мориак в еженедельнике «Экспресс» (L’Express), что никакое политическое пристрастие не могло вдохновить это расследование. Но этот выбор приведет к разрыву с частью читателей, особенно среди военных.
В период выборов 1965 г. газета подтвердила политический плюрализм, которого она придерживается всегда.
В 2007 г. продажи составили 98 050 экз. (в 1998 г. – 84 900). Сайт газеты в конце мая 2008 г. имел 2 340 620 посетителей в месяц. Газета имеет 135 постоянных сотрудников, из них 89 – журналисты30.
«Паризьен-Ожурдюи ан Франс». Газета «Группы Амори» стремится активнее развивать свою электронную версию. В феврале в «Паризьен» (Parisien) была создана общая редакция для бумажной и электронной версии газеты. В редакции был подписан договор, по которому журналисты бумажной версии будут писать и для сайта в соответствии с трудовым контрактом. В середине года была подготовлена новая версия сайта.
В 2007 г. «Паризьен» и «Ожурдюи» (Aujourd’hui en France) увеличили распространение на 3% (523,5 тыс. экз.). Финансовая ситуация в группе вполне благополучна. В 2006 г. она достигла финансового равновесия и улучшила свои результаты в 2007 г., в первом триместре 2008 г. продажи стали снижаться, но рекламные доходы увеличились на 18,2%31.
Делая ставку на новые технологии, «Группа Амори» стремится расширить аудиторию и своей спортивной газеты «Экип» (L’Équipe) за счет молодежи. С февраля на сайте два раза в неделю в 15 час. помещается специальная версия «Экип-жюньор», рассчитанная на 9−14-летнюю аудиторию. Тексты написаны специально для этого возраста и снабжены интерактивными модулями. Читатель может распечатать газету, отправить ее другу.
В середине года «Экип» перешла на таблоидный формат.
Спортивная тематика в 2008 г. получила во Франции новые издания. «Группа Амори» выпустила новую ежедневную спортивную газету «Ожурдюи-Спорт» (Aujourd’hui Sport), которая стала конкурентом «10 Спорт» (Le 10 Sport), подготовленной Мишелем Муленом, бывшим спортивным советником футбольной команды «ПСЖ» (Пари Сен-Жермен) и А. Вейлем, президентом группы «Некст-РадьоТВ». Обе газеты большую часть материала посвящают футболу. Новые спортивные газеты выходили ежедневно и продавались по 50 сантимов («Экип» – 80 сантимов).
С 1994 г. после «Инфоматэн» (Infomatin) во Франции впервые появляются ежедневные газеты и сразу две. Они не собираются быть конкурентами «Экип», которая освещает проблемы 70 видов спорта. Газеты с низкой ценой и с низкими расходами надеются завоевать новых читателей. «Они извлекли урок из опыта бесплатных газет», – полагает исследователь Патрик Эвено.
В первые дни газеты распространяли от 100 до 150 тыс экз., затем от 40 до 50 тыс. Эти цифры давали сами издатели. Но даже они свидетельствуют о том, что цели не достигнуты. Чтобы сохранить рентабельность, нужно распространение не менее 80 тыс. экз.
Региональная ежедневная пресса
За 10 лет распространение 60 региональных газет снизилось более, чем на 10%, т.е. на 700 тыс. экз. и составляет 5,7 млн экз.
Аудитория насчитывает 18 млн читателей ежедневно, т.е. 35,8%. Самая высокая аудитория в Бретани, где 60% жителей региона ежедневно читают региональную газету.
За три года около 20 ежедневных региональных газет сменили своих владельцев. В августе 2007 г. Лагардер продал свои региональные газеты «Прованс» (La Provence), «Вар-матэн» (Var-Matin), «Нис-матэн» (Nice-Matin) и «Корс-матэн» (Corse-Matin) «Группе Эрсан-медиа» (GHM, Groupe Hersant Médias). В конце 2007 г. «Группа Сюд-Уэст» (Group Sud-Ouest) купила газеты «Миди либр» (Midi libre), «Индепандан» (Indépendant), «Сантр-пресс» (Centre Presse) и др., принадлежавшие группе «Монд». «Группа Сюд-Уэст» создала объединение экономических интересов с «Группой Депеш дю Миди»32.
«Прогре» (Progrès), принадлежит группе «ЭБРА» (EBRA, Est-Bourgogne-Rhone-Alpe), издающей также «Эст репюбликен» (L’Est républicain), «Дерньер нувелль д’Альзас» (Dernières nouvelles d’Alsace), «Дофине либере» (Le Dauphiné libéré), «Бьен пюблик» (Le Bien public) и др. Лионская «Прогре» (распространение 222 562 экз.) переехала в новое здание, в котором будут размещены все её филиалы: ежедневная газета, местное телевидение, бесплатная газета «Льон плюс» (Lion plus) и редакция сайта. Цель: создать точки соприкосновения между различными каналами распространения информации, чтобы увеличить аудиторию каждого.
Купленная в 2006 г. у С. Дассо, газета «Прогре» в 2007 г. имела дефицит около 10 млн евро при торговом обороте 135 млн евро. До 2011 г. намечено около 200 увольнений из 1000 сотрудников «Прогре».
Другая газета региона Рона-Альпы «Дофине либере» в феврале 2008 г. стала выпускать бесплатный еженедельник для жителей региона, сайт и ежедневные новости в интернете. Структура, объединяющая три вида носителей информации и получившая название Grenews.com, предназначена для возрастной группы от 15 до 35 лет.
Бесплатный еженедельник тиражом 45 тыс. экз., который будет распространяться в городе на остановках общественного транспорта, можно прочитать и в интернете. Возможно интерактивное общение с пользователями, которым предлагают присылать комментарии, видеоматериалы, общаться в форумах.
Воспользовавшись тяжелым финансовым положением газеты «Эст репюбликен» (L’Est républicain), банк «Креди мютюэль» (Le Crédit mutuel) берет под контроль самую крупную региональную группу «ЭБРА», контролирующую также ежедневные газеты «Прогре» в Лионе, «Дофине либере» в Гренобле и «Бьен рюблик» в Дижоне.
«ЭБРА» распространяет 1,1 млн экз. газет в 23 департаментах на Востоке и Юго-Востоке Франции. Концентрация региональной прессы продолжается: за три года поменяла владельцев одна треть региональной прессы33.
«Группа Эрсан-медиа» рассчитывает инвестировать 40 млн евро в модернизацию своих региональных газет на юге Франции «Нис-матэн» и «Прованс». Приобретя эти газеты у Лагардера в 2007 г., бывшая «Группа Франс-Антий» (France-Antilles Group): «Юньон де Реймс» (L’Union de Reims), «Пари-Норманди» (Paris Normandie), бесплатные «Парю-Вандю» (ParuVendu)…, принадлежит теперь наследникам Р. Эрсана. «Прованс» – наиболее рентабельная газета в региональной прессе.
Новый владелец намерен провести сокращения, но он должен опираться на представителей персонала, которые имеют долю в капитале «Нис-матэн» в соответствии с особым статусом акционерного общества.
К концу года вышла в новой формуле газета «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest) в Бордо. Сайт газеты имеет 40 тыс. посетителей в день. Газета «Сюд-Уэст» является второй региональной газетой во Франции с тиражом 311 602 экз. В 2007 г. «Группа Сюд-Уэст» имела торговый оборот 353 млн евро. Она распространяет свои издания в 64 департаментах, имеет 21 местное издание. В 2007 г. она приобрела группу региональных газет «Журно дю Миди» (Journaux du midi). Она входит в четверку крупных региональных групп («ЭБРА», «Уэст-Франс» (Ouest-France) и «Эрсан-медиа»).
Бесплатные газеты
В 2007 г. шведский издатель (филиал «Метро-интернасьональ» (Metro International) бесплатных газет зафиксировал потери 27,6 млн долларов из-за сокращения рекламного рынка. Во Франции ежедневная газета «Метро», распространяющая 880 тыс. экз. в 12 крупных городах получила прибыль в 2007 г. уже в третий раз подряд. Торговый оборот составил 39,7 млн евро (+6,1%)34.
Её прямой конкурент – газета «20 Минют» норвежской группы «Шибстед» (Schibsted). В мае 2008 г. группа объявила о намерении купить 35% филиала «Метро-Сюэд» (Metro Sued), шведский филиал своего конкурента «Метро-интернасьональ»35.
Капитал «20 Минют Франс» (20 Minutes France) принадлежит группе «Шибстед» (50%) и «Софи-Уэст» (группа «Уэст-Франс», 50%). За год аудитория сайта газеты увеличилась более чем в два раза. В первом триместре 2008 г. получила прибыль 1,4 млн евро при торговом обороте 27,2 млн евро.
В 2006 г. Вэнсан Боллоре стал выпускать вечернюю бесплатную газету «Директ суар» (Direct Soir), а в 2007 г. газету «Матэн плюс» (Matin Plus), которая была переименована в «Директ матэн» (Direct Matin), в партнерстве с группой «Монд» (30% капитала).
В сентябре «Монд» публикует статью «Модель ежедневной бесплатной газеты несостоятельна». Со времени появления в Стокгольме в 1995 г. первый бесплатной газеты «Метро», затем ее появление во Франции в 2002 г., а также рождения в эти же годы «20 Минют» развитие бесплатной прессы не прекращалось. Она заняла свое место в медиапейзаже крупных городов мира, став привычным элементом для пассажиров общественного транспорта. Во Франции среди ее читателей многие раньше не читали ежедневных газет.
Теперь в мире насчитывается 312 изданий, их распространение увеличилось на 20% в 2007 г., на 173% за пять лет и достигло 41,04 млн экз. ежедневно, по данным Всемирной ассоциации газет (АМJ)36.
Но с сокращением рекламного рынка экономическая модель бесплатной прессы, доходы которой базируются только на рекламе, может ли выстоять? Некоторые эксперты в области СМИ считают, что многие бесплатные издания могут исчезнуть.. Общие доходы от рекламы в бесплатной информационной прессе (ежедневной и еженедельной) во Франции увеличились в 2007 г. на 10,6%. Газета «20 Минют», занимающая первое место по количеству читателей (2,526 млн), получила 16% рынка рекламы, опережая «Паризьен-Ожурдюи» (15%), «Фигаро» (14%) и «Метро» (13%)37. Но профессионалы признают, что средняя цена рекламной страницы в бесплатной прессе снижается.
Экономическая модель остается простой: основанные на доходах от рекламы, бесплатные издания должны иметь другую структуру расходов, отличающуюся от структуры платных газет. «Будущее бесплатной прессы гарантировано. Это СМИ, которого не было еще десяток лет назад, нашло свое место, своих читателей и свой рекламный рынок»38, – подчеркивает Жан-Кристоф Тьерри, директор «Боллоре-Медиа» (Bolloré Média). «Бесплатные газеты должны капитализировать свой бренд и найти другие средства, чтобы окупить свою аудиторию»39, – считает Марк Тексье. «20 Минют» увеличивает предложения в интернете, предлагает информацию на мобильные телефоны и намерена запустить экономический сайт.
А в декабре в «Монд» статья с тревожным названием «Ежедневные бесплатные газеты тоже уязвимы» цитирует одного из участников первого всемирного конгресса бесплатной прессы Питера Баккера, преподавателя Школы журналистики в Голландии: «Бесплатная ежедневная пресса уязвима в связи с замедлением экономики». Он уже не первый задается вопросом, сможет ли она выстоять перед сокращением рекламного рынка, если её экономическая модель основана только на рекламе.
В конце 2008 г. группа «Метро-интернасьональ» заявила, что ее экономические результаты в 2008 г. будут негативными. Во Франции «Метро» сокращает свои расходы. Предполагается закрыть местный выпуск в Бордо, но здесь будет распространяться парижский выпуск. «Директ матэн» в 2009 г. планирует запустить местные издания в Ницце, Тулузе, Страсбурге и увеличить на 50 тыс. тираж, распространяемый в парижском регионе, чтобы достичь 450 тыс. экз.40
Бесплатный доступ в интернете и бесплатные газеты меняют поведение потребителя информации. Люди думают, что информация должна быть бесплатной. Есть услуги, которые они больше не хотят оплачивать. Эти изменения делают отжившими старые схемы коммуникаций.
Проблемы экономического спада в совокупности с трудностями выживания прессы в условиях развития цифровых технологий осложнили положение ежедневных газет во Франции и заставили их искать способы адаптации к новым условиям.