Languages

You are here

О ежегоднике «СМИ России»

Научные исследования: 

About the annual edition of ‘Russian mass media’

 

Иваницкий Валерий Людвигович
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ivanitsk@mail.ru

Valery L. Ivanitsky
Ph. D., associate professor at the sub-department of mass media theory and economics (Department of journalism, MSU)

 

Аннотация
Автор статьи поднимает актуальные вопросы, связанные с идентификацией процессов, происходящих в медиаотрасли. Автор предлагает научному сообществу обсудить возможность издания ежегодного справочника, доклада, включающего в себя ряд позиций статистического, научного характера.

Ключевые слова: индустрия СМИ, статистика, ежегодник, мониторинг, анализ, проект.

Abstracts
The author raises serious questions, concerning the processes of identification taking place in the media sphere. The author suggests the academics to discuss the possibility of creating an annual reference book or a report, which would include statistical and scientific information.

Key words: media industry, statistics, annual report, monitoring, analysis, project.

 

Дискуссии, которые разгорелись в последнее время вокруг журналистского образования, помимо всего прочего, выявили одну, очень острую проблему: мы, исследователи СМИ, не знаем современной индустрии СМИ по-настоящему, имеем слабое представление о реальных процессах, происходящих внутри нее. Конечно, издается целый ряд сборников, посвященных современной проблематике СМИ, ведутся локальные исследования и проекты, отрабатываются гранты, но все это не дает цельного представления, не являются исчерпывающим знанием, позволяющим четко представлять динамику основных процессов в индустрии СМИ в рамках определенного времени, например, прошедшего года.

На какие бы вопросы хотелось бы иметь ответы:

? Сколько и каких средств массовой информации работает на территории России?

? Кому они принадлежат?

? Каково их финансовое положение?

? Состояние рынка труда кадров для индустрии СМИ?

? Состояние рынка распространения?

? Классификация наиболее острых проблем индустрии и пути их решения?

?Инновационный потенциал индустрии, ее перспективы?

Этот список можно продолжить.

Очевидно, что для разрешения возникшей ситуации, можно предложить множество решений, начиная от анализа статистической информации, собираемой по государственным каналам, заканчивая системным анализом всех источников, содержащих хоть какую-то информацию о СМИ.

Проблема научного сообщества заключается в том, что оно сегодня не имеет ни практики, ни ресурса для системного мониторинга информационного поля, касающегося системных характеристик индустрии СМИ. Информация, которую собирают исследователи СМИ, зачастую так и остается невостребованной.

Выход из сложившейся ситуации один ? создать общепризнанный проект в понятном формате, который бы позволял накапливать эмпирические данные о нашей индустрии в рамках определенного времени. Изобретать, на наш взгляд, ничего особенного не стоит. В нашем же случае мы могли бы вести речь о такой достаточно известной форме как годовой национальный доклад под условным названием «СМИ России в "х" году».

Потребность в подобном подходе кажется достаточно очевидной. Наука, связанная с исследованием СМИ как индустрии, нуждается в некоей общепризнанной базе данных, единой системе координат, на основе которой могли бы строиться гипотезы, делаться предположения, исследоваться конкретные процессы. В конце концов, подобный ежегодный доклад мог бы стать бесценным историческим документом эпохи.

Потребность в конкретных знаниях об индустрии СМИ сегодня назрела и перезрела. Об этом говорят многочисленные попытки в этом направлении: у профессионального и научного сообщества совершенно очевидно обозначился подобный тренд.

Наглядным примером тому является целый ряд работ, которые можно отнести к системным: работа Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) над проектом «Медиастат», включающим в себя единый отраслевой классификатор печатных СМИ; ежегодный доклад Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), посвященный состоянию рекламного рынка; достаточно успешная попытка осмысления рынка печати, предпринятая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в докладе «Российский рынок периодической печати, 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы развития».

Тем не менее, удовлетворить запрос профессионального и научного сообщества, нуждающегося в информации об индустрии СМИ как о едином целом, эти работы и исследования пока в полной мере не в состоянии. Не может удовлетворить эту потребность и статистическая информация, собираемая и обобщаемая Федеральной службой государственной статистики РФ: сведения об индустрии СМИ распылены по многочисленным разделам и требуется отдельная работа по их отбору и классификации.

Для удовлетворения очевидной потребности научного сообщества в сведениях о современной индустрии СМИ России и создания ежегодника о ее состоянии возможно предпринять несколько шагов организационного характера. Работа могла бы проводиться под эгидой журфака МГУ им. М.В. Ломоносова с участием содружества факультетов журналистики страны, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, представителей ведущих СМИ России, профессиональных союзов, объединений и ассоциаций.

Эти шаги могли бы включать в себя научно-методическую конференцию, посвященную вопросам создания постоянно действующей редакции подобного ежегодника, обсуждению его структуры и плана предстоящей работы. Подобный подход мог бы в итоге привести к возникновению достаточно мощного коллектива экспертов, представляющего интересы всех отраслей медиаиндустрии, обладающего необходимым потенциалом для создания ежегодного всеобъемлющего национального доклада о состоянии индустрии СМИ, потребность в котором, очевидно, нарастает из года в год.