Languages

You are here

Организация работы с техническими средствами в системе профессиональной подготовки журналиста

Научные исследования: 

Organising the work with technical devices in the system of professional training for journalists

Распопова Светлана
доцент кафедры журналистки Южно-Уральского государственного университета.

Svetlana Raspopova
Associate professor at the sub-department of journalism (South-Ural State University)

Аннотация
В статье рассматриваются подходы к формированию у будущих журналистов навыков работы с техническими средствами в ходе их профессиональной подготовки. Технические средства представлены как составляющая часть журналистского творчества, работа с которыми имеет свою специфику.
Ключевые слова: творческий процесс, нравственно-этические регуляторы поведения журналиста, философия интернета, диалог.

Abstracts
The article outlines the methods used when forming the technical skills (learning how to use different equipment) of to-be journalists during professional training courses. The author considers the technical devices to be a part of the journalistic work. Dealing with them has its specific features.
Key words: creative process, ethical regulations of the journalist’s behaviour, Internet philosophy, dialogue.

Принято считать, что использование техники всегда облегчает и обогащает профессиональную деятельность. Для профессии журналиста навыки работы с техникой справедливо рассматриваются в качестве важного условия оптимизации творческого процесса. Вместе с тем, освоение технической составляющей журналистского творчества имеет свою специфику.

Техническая составляющая журналистского творчества

Первое, о чем хочется сказать, – технические средства не могут быть рассмотрены в отрыве от журналистского творчества. На разных этапах работы, журналист использует различную технику. Скажем, в ходе подготовительной, познавательной стадии компьютер, телефон, диктофон и другие средства используются журналистом при решении следующих задач:

  • в определении конкретного объекта, заслуживающего внимания прессы и уточнения его адреса;
  • в конкретизации плана необходимых практических действий;
  • в определении меры освоенности общественностью и журналистикой рассматриваемых журналистом вопросов;
  • в обсуждении с компетентными лицами вариантов решения проблемы;
  • в поиске дополнительной информации, необходимой для подтверждения полученных фактов. На стадии создания текста журналистом будут использоваться технические средства при решении следующих задач:
  • объективации текста;
  • работе над композиционной структурой материала;
  • уточнении лексико-синтаксического решения системы;
  • контрольном редактировании текста.

Будущему журналисту важно в ходе своей профессиональной подготовки не только освоить необходимые навыки применения технических средств, но и составить комплексное представление о возможностях использования той или иной техники на конкретных этапах работы журналиста.

Например, необходимо получить представление об интернете в качестве:

  • средства осуществления мониторинга новостей;
  • средства хранения, доставки и переработки данных при подготовке материалов;
  • средства связи при проведении журналистских расследований.

Научиться использовать возможности интернета как средства оперативной связи, коммуникации, фиксации получаемых сведений, обработки данных, редактирования текста, а также как средства накопления, хранения и моментальной доставки информации, сегодня для студента-журналиста – это задача № 1.

Важно при работе в Сети сформировать ответственное отношение к опубликованным материалам. К информации, которую журналист может получать, пользуясь ресурсами Сети, он должен научиться относиться избирательно. В контексте сказанного особый интерес для студентов могут представлять те задания, которые направлены на отбор информации в Сети и обоснование критериев выбора. Особую роль в работе журналиста играет интернет на познавательной стадии создания текста, во время сбора предварительных данных. На этом этапе работы перед журналистом стоит задача выяснить, насколько разработаны интересующие его проблемы. Интернет зачастую становится для журналиста основной, а в некоторых случаях – единственной возможностью получить доступ к источникам информации. Исходя из сказанного, представляется важным при освоении познавательной стадии творческого акта обращать внимание будущих журналистов на необходимость проверки и перепроверки полученных в Сети данных. Например, можно попросить студентов найти в интернете нужную информацию для будущей публикации и проверить ее по альтернативным источникам.


Технические средства и профессионально-нравственное поведение журналиста

Мы полагаем, что технические средства нельзя осваивать вне контекста профессионально-нравственных представлений, которые регулируют поведение журналиста. В противном случае будет формироваться специалист, овладевший теми или иными умениями и навыками в использовании технических средств, но не обладающий ответственностью перед обществом за получение и распространение информации. Будущий журналист должен осознавать свою ответственность как автор той или иной публикации.

Безусловно, работа в Сети не требует от человека каких-нибудь особенных личностных качеств. Общая культура общения сказывается и на культуре сетевого общения, которую не сформируешь на отдельном занятии, так как она воспитывается в течение долгого времени. Вместе с тем, представляется важным создавать такие условия в ходе профессиональной подготовки, которые стимулировали бы этот процесс. Так, в ходе сбора предварительных данных можно предложить студентам связаться с автором материала, попросить у него разрешение на использование информации (чаще всего любые подписанные материалы в интернете содержат адрес электронной почты автора). В своем запросе студент должен представиться, изложить просьбу, сообщить о предполагаемых сроках и условиях публикации. Важно, чтобы будущий журналист четко осознал, что, используя в своих текстах сетевые материалы без согласия автора, он нарушает закон и, одновременно, элементарные правила этики.

При использовании материалов из интернета (тексты, фотографии, дизайн, статистические данные и т.д.) необходимо предлагать студентам подробно описать, откуда они берут информацию, указав:

  • название сетевого издания или сайта;
  • имя автора;
  • название использованного материала;
  • URL – адресную ссылку на источник (применительно к телевидению и особенно к радио это не всегда просто, тем более, если адрес длинный).

Чтобы способствовать развитию у будущих журналистов «чутья» на неточную информацию, следует предложить найти в Сети информацию, которую, по их мнению, нельзя использовать как достоверную. Нужно научить студентов рассматривать интернет как гигантский склад информации и достоверной, и не очень точной, а иногда и преднамеренно ложной, даже клеветнической. Как известно, сегодня трудно определить, какие именно ресурсы в интернете являются «настоящими» СМИ, а какие – нет, так как формальные критерии периодичности или регистрации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям РФ здесь не всегда обозначены.

Важно обращать внимание студентов на то, что сетевая (онлайновая) журналистика развивается по своим правилам, особенно это касается подачи материала. В качестве задания можно предложить будущим журналистам выяснить основные особенности «сетевого этикета». Можно попросить их на основе выявленных критериев:

– написать свой вариант текста для Сети и назвать формы взаимодействия между традиционными и онлайновыми СМИ;

– охарактеризовать, как презентуют себя в интернете разные издания (например, «Известия», «Новая газета»);

– дать прогноз развития ситуации: можно ли в ближайшем будущем ожидать более тесного взаимодействия сетевых и традиционных СМИ?


Интернет и творческое начало в работе журналиста

При организации занятий представляется важным учитывать, что природа журналистики – творческая, несмотря на то, что эта деятельность давно связана с техникой (печатный станок, фотоаппарат, радио, телевидение, магнитофон, видеокамера, компьютер и др.). Получая с помощью технических средств информацию (факты, сведения, мнения), журналист лично их упорядочивает, осмысливает, истолковывает. В том, как он излагает факты или рассматривает проблему, всегда проявляется его индивидуальная (субъективная) позиция, хотя он всегда опирается на документальные (объективные) свидетельства. Поэтому технические средства, в частности использование интернета, не могут стандартизировать его деятельность, повлиять на творческое начало, так как не сводятся к жесткому регламентированию действий. В контексте сказанного представляется продуктивным предлагать будущим журналистам, например, такие задания:

  • найти в интернете информационный повод для своей будущей публикации;
  • найти на сайте нескольких газет освещение одного и того же события;
  • высказать свое мнение об актуальности поднимаемых журналистами общественных проблем.


Навыки работы с техникой как навыки общения

На наш взгляд, важно учитывать, что технические средства существуют в режиме диалога, они способствуют установлению в журналистике обратной связи, размывают грань между автором и читателем, позволяя последним активно участвовать в производстве информационного продукта. В контексте этого важно:

  • развивать у будущих журналистов навыки делового общения по телефону, умение пользоваться диктофоном, как оперативным средством фиксации информации, учитывая психологические особенности собеседников;
  • формировать представления о характере обратной связи в Сети: сетикет применительно к переписке по электронной почте, дискуссиям, сетевым конференциям.

Интернет – не только техническое средство, которое может быть эффективно использовано в работе журналиста. Интернет – это прежде всего глобальная связь, через которую проходят мощные коммуникационные потоки, это инструмент открытого общества, поэтому он не может быть рассмотрен вне широкого общественного контекста. В соответствии с этим интерес представляют те подходы к организации обучения, которые позволяют использовать интернет как источник мнений, оценок, интерпретаций, как свидетельство сложившегося мировоззрения и отдельных личностей, и различных общественных групп. Особенно продуктивно это учитывать при освоении будущими журналистами операции «направленное изучение предмета», когда вырабатывается концепция исследуемой ситуации. Как известно, это итоговый этап познавательной деятельности, перед журналистом стоят сложные задачи: установить ключевые факты, определяющие ситуацию, выявить существенные связи между ними и выработать на их основе адекватное представление о происходящем, дав ему соответствующую оценку. Но у журналиста, особенно начинающего, не всегда хватает знаний и личного опыта для того, чтобы интерпретировать положение дел, не нарушив объективной истины. Интернет предоставляет возможность пополнить знания о человеке и обществе через обращение к философской и специальной литературе, через участие журналиста в различных тематических дискуссиях, форумах, которые оперативно представят спектр разных мнений, суждений, логик. Представляется важным и продуктивным создавать возможность для обращения будущих журналистов к философским знаниям через знакомства:

1. С информационными порталами:

? «Философия в России» ( www . philosophy . ru ). Портал Института РАН в Москве. Раздел «Философские ресурсы» содержит подборки ссылок на сайты отечественных и зарубежных организаторов и философских центров, научных периодических изданий, библиотек.

2. С сайтами научных институтов философии и философских организаций:

– институт философии РАН ( www . iph . ras . ru ).

– Российское философское общество ( www . logcs . ru ).

3. С интернет-проектами, форумами, конференциями:

– русский философский форум на английском языке.

4. С сайтами философских клубов и персональных проектов, часть которых посвящена отдельным философам:

– Н. Бердяеву (www. chebuc to. hs.ca),

– Л. Гумилеву (www. kulihk. com).

Философия интернета - изменение условий взаимодействия людей друг с другом, так как в Сети люди объединяются не по принципу общности их географического положения, а исходя из общности интересов. Информационная среда, наряду с природной, играет все большую роль в жизнедеятельности человека. Интернет сегодня рассматривается уже не только как набор технических решений, а как сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой интернет-среде.

Однако интернет несет в себе и проблему для человеческого общения, которую важно учитывать при обучении. По мнению Я.Н. Засурского, молодые люди, проводящие часы в компьютерных клубах, теряют способность общаться. Многие из тех, кто пользуется электронной почтой, не умеют писать ручкой и правильно разговаривать. Они говорят штампованными фразами, которые черпают в электронной почте. Умение говорить, общаться признается как важное качество образованного человека, а использование интернета часто мешает развитию у людей способности к межличностному общению, умению в разговоре аргументировать свою точку зрения, умению разговаривать. Для формирования культуры диалогового общения в аспекте профессиональной деятельности продуктивными, на наш взгляд, являются следующие задания: проведение пробных интервью, пресс-конференций с использованием диктофона, поиск источников информации по телефону и выстраивание с ними продуктивного общения. Важно, чтобы будущий журналист личностно осознавал те существенные отличия, которые имеются между общением в Сети и реальным общением. Человек во все времена являлся и является для журналиста «живым» источником информации. В работе с ним журналист, используя разные методы (беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент и др.), может получить уникальную информацию. В контексте сказанного справедливо звучит прогноз, сделанный В. Гороховым и Т. Гринберг относительно того, что в будущем информационный обмен в традиционных СМИ должен будет существенно измениться, чтобы выдержать конкуренцию, так как уже сегодня читатель может получить ту или иную информацию и без участия журналиста. Значит, журналист должен будет предъявить обществу то, что в интернете не заложено: обобщенную, систематизированную эксклюзивную информацию. Поэтому особую значимость приобретают для нас подходы, направленные на развитие личности будущего специалиста, где овладение технической стороной профессиональной деятельности рассматривается в комплексе с развитием его кругозора, коммуникационной культуры, логики. С этих позиций обращение к интернету для журналиста очень эффективно в контексте сопоставления виртуального общения с общением межличностным. Выход в интернет-пространство позволяет пользователю вступить в универсальную информационную среду: электронные издания (сюда относятся как электронные версии существующих периодических печатных изданий, так и чисто электронная периодика, не имеющая печатных аналогов); интернет-радиостанции, которые вещают в реальном времени или в записи (некоторые являются интернетовскими дублями обычных радиостанций, другие существуют только в Сети); онлайновые базы данных, словари, энциклопедии, справочные материалы, электронные библиотеки, списки рассылок, каталоги, поисковые системы. Вместе с тем у будущего журналиста, на наш взгляд, должна сохраняться ориентация на то, что эксклюзивную информацию ему может дать «живая жизнь».

Как видим, технические средства активно влияют на творческий процесс, открывая новые грани журналистской профессии. Это обстоятельство и дает нам основание в ходе профессиональной подготовки рассматривать технику как составляющую творческой деятельности журналиста.