Languages

You are here

Мировые СМИ в 2005 г.: наступление конвергенции

Научные исследования: 

World media in 2005: the arrival of convergence

 

Засурский Ясен Николаевич
доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Yassen N. Zassoursky
Ph D, professor at the sub-department of foreign journalism and literature, Department of journalism, MSU

 

Аннотация
Статья посвящена важнейшим особенностям развития мировых СМИ в 2005 году, тенденциям будущего развития СМИ. Главный вывод – СМИ развиваются в растущем цифровом пространстве, которые во многом определяют их свободу.

Ключевые слова: газетная индустрия, интернет, содержание, конвергенция, стратегии развития, цифровое пространство.

Abstracts
The article is devoted to the most important development particularities of the world media in 2005 and the trends of future development. The author makes the following conclusion: mass media are developing in a growing digital environment, which in many ways determines their freedom.

Key words: newspaper industry, Internet, content, convergence, development strategies, digital environment.

 

В 2005 г . газеты отметили свое четырехсотлетие. За четыреста лет газеты претерпели существенные изменения - наряду с традиционной печатной газетой выпускается, как правило ее электронная версия.

 

Утраты и успехи газетной индустрии

В большинстве стран тиражи газет несколько снижались, уменьшалось и количество названий, но цифровые версии компенсировали эти потери, обеспечивая доставкусодержания своих материаловпо электронным каналам ? через интернет и мобильные телефоны.

Развитие средств массовой информации в мире в 2005 г . шло по тем же направлениям, что и в предыдущие годы. Из общих тенденций несколько выбивались Китай и Индия где продолжалось увеличение и числа названий, и тиражей газет.

В целом же в мире количество наименований ежедневных газет достигло 7 тыс. 697, а их тираж достиг 397млрд 662 млн. Газеты в мире ежедневно читают около 1 млрд человек. Соединенные Штаты опережают другие страны по количеству ежедневных газет и по размерам доходов от рекламы.

Китай идет на первом месте по тиражам. Япония перегнала Норвегию по количеству газет на одного жителя. И, тем не менее, и в Норвегии, и в Японии тиражи несколько снижались.

Важно отметить, что одновременно с газетами, распространяемыми за плату, рос тираж бесплатных изданий. И впервые это отмечено в докладе Всемирной Ассоциации газет. Больше того, подчеркивается, что бесплатные газеты способствуют общему росту тиражей и помогают привлечь к чтению газет новую аудиторию и в особенности молодых читателей.

Общий тираж газет за пять лет ? с 2001 по 2005 гг. увеличился на 2,8%, но в 2005 году он сократился на 0,7%. Что касается развития газетного дела в целом в мире, то сокращение тиражей и названий в развитых странах, компенсировалось ростом и тиражей, и количества газет в Индии и в Китае.

Важным новым обстоятельством было изменение в распространении газет и в работе их с аудиторией На первый план выходит доставка содержания газет с помощью интернета, и доходы от цифровых вариантов газет выросли существенно.

В конце концов, сейчас происходит известное совмещение печатных и цифровых версий, которое позволяет газетам увеличивать доходы и пользоваться разными методами для продажи своего содержания.

В этом отношении интернет оказывается очень важным партнером для прессы. Он повышает их конкурентоспособность, и одновременно возрастает роль газет в доставке содержания не только в печатном, но и в электронном виде.

Конечно, важно отметить, что очень активно растет количество газет в Индии, хотя не все они попадают в статистику. Это же относится и к Китаю.

 

Стратегия развития

Всемирная Ассоциация газет отметила и главные редакционные тенденции, которые находятся в центре внимания руководителей газетного бизнеса.

Они даже определили десять основных направлений развития газетных моделей. В качестве первого направления, первой тенденции, отмечается все большее значение как информации, так и отражения в них мнений в газетах. Споры о разделении газет на новостныеи газеты мнений, конечно, остаются и сегодня очень острыми.

Вторая тенденция, отмеченная Всемирной ассоциацией газет, касается блогов, которые стали новым важным источником информации, меняющим весь редакционный процесс. Блогосреда кажется более демократичной, и у нее больше симпатизирующих читателей, чем у традиционной журналистики благодаря тому, что влияние владельцев и государства здесь не столь существенно или иногда вообще отсутствует.

Третья тенденция - также касается блогов, на этот раз сетевых блогов, они специально занимаются критикой тех материалов, которые печатаются в СМИ, и их полемика с традиционными газетами помогает читателям преодолевать манипулятивные тенденции традиционных корпоративных изданий ? оффлайновых газет и журналов.

В качестве особого нового направления отмечается изменение в фотообслуживании газет. Любительская фотография вторгается в профессиональную журналистику, и это выдвигает новые проблемы перед традиционной фотожурналистикой, расширяя приток уникальных и значимых в новостном отношении фотоиллюстраций.

Специально отмечается вновь возросшая роль конвергенции, которая развивается в двух направлениях: на базе местных и региональных газет, владеющих собственными теле- и радиостанциями и стремящихся более эффективно использовать имеющихся в их распоряжении журналистов; вторая тенденция - превращение крупных газетных новостных отделов в круглосуточные информационные службы, выполняющие роль традиционных пресс-синдикатов или даже информационных агентств. В качестве примера называется «Вашингтон пост».

Серьезной проблемой остается старение читательской аудитории. Газеты в 2005 г . все более активно стремились привлечь молодых читателей, меняя ради этого форматы и методы доставки информации. Это особенно заметно в Германии, Соединенных Штатах и Индии, которые, привлекая молодых читателей, предлагают новые формы общения с читателями, многочисленные различные контентные ресурсы и гибкие тарифы, стремясь изменить структуру читателей, читательской аудитории.

Наконец, серьезно обсуждается проблема развития газеты, особенно взаимоотношения с новыми медийными возможностями. И эти тенденции требуют серьезного и основательного внимания. Происходит эволюция онлайновых изданий, что может иметь серьезные последствия для развития новых тенденций в газетном бизнесе. И это, может быть, будет более важно, чем переход газет на компактные форматы.

Изучение развития онлайновых СМИ выявило важные тенденции, которые помогли в 2005 г . правильно адаптировать традиционные газеты. Особое внимание уделяется анализу перспектив развития средств массовой информации. Среди важнейших отмечается слияние, сращивание газет с другими медиа и, прежде всего с мобильными. Газеты, как утверждают аналитики Всемирной ассоциации газет, трансформируются в формат персональной газеты, которая может стать источником персонифицированной, адресной информацией, поступающий к потребителю через индивидуальные мобильные устройства.

 

СМИ в цифровом пространстве

Понимание этих тенденций помогают понять не только важнейшие особенности развития журналистики в 2005 году, но и увидеть тенденции развития в текущем 2006 году и на ближайшее десятилетие.

Главный вывод из этого ? СМИ сегодня развиваются в растущем цифровом пространстве, которое во многом определяет их перспективы и даже судьбу.

В 2005 г . число мобильных телефонов в мире превысило два с половиной миллиарда. Развиваются мобильные газеты и книги наряду с мобильным телевидением.

Активно осуществляется, несмотря на еще значительные технические трудности, переход на цифровой формат радиовещания и телевидения, что ведет к принципиально новым решениям в вещании, связанным с резким ростом доступа к вещательным частотам. Мобильный телефон становится важнейшим инструментом конвергенции СМИ.