Languages

You are here

Кризис французской прессы в эпоху цифровых технологий

Научные исследования: 

Crisis of the French Press in the Era of Digital Technologies

Шарончикова Людмила Васильевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, cludmila@mail.ru

 

Lyudmila V. Sharonchikova
Ph D in philology, associate professor at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of journalism, Moscow State University, cludmila@mail.ru

   

Аннотация
В статье рассматривается обострение кризиса французской ежедневной прессы, который она испытывает уже не одно десятилетие. Постоянный финансовый дефицит, сокращение доходов из-за снижения продаж и сокращения доходов от рекламы приводят к редакционным конфликтам и изменениям в составе информационных групп. Статья основана на публикациях французской прессы в 2007?2008 гг., так как она уделяет пристальное внимание проблемам ежедневных газет и дает последние сведения об их экономическом положении и о причинах падения распространения.

Ключевые слова: Ежедневные газеты, распространение, НМПП, «Монд», «Фигаро», «Либерасьон».

 

Abstracts
The article analyses the exacerbation of the crisis in the French daily press market. The author points out that the French publications have been experiencing a downturn during a number of decades. The permanent financial deficit and the shrinking revenues caused by the sales fall and the diminishing advertising earnings resulted in conflicts in the news offices and changes in the information groups. The research is based on articles issues in the French press. Special attention is paid to the problems of daily newspapers. The author gives the most recent data concerning the economic state of the press and the fall in distribution.

Key words: daily newspapers, distribution, Le Monde, Le Figaro, Liberation.

 

Проблемы выживания прессы в эпоху бурного развития новых информационных технологий занимают не только владельцев СМИ и журналистов, но и исполнительную и законодательную власть Франции. В начале 2007 г. был подготовлен доклад министерству культуры и коммуникаций «Пресса перед вызовом цифровых технологий», а в октябре был представлен «Информационный доклад» комиссии по делам культуры Сената, посвященный кризису прессы. В этих документах уже в который раз констатировалось кризисное состояние французской прессы, в первую очередь ежедневных газет, и предлагались пути выхода из тяжелой ситуации.

По данным Департамента развития СМИ, во Франции имеется 4200 печатных изданий, 28 млн пользователей интернета. В 2006 г. во Франции насчитывалось 3,6 млн блогов, 70% их создателей имеют возраст менее 25 лет1. Ежедневные газеты читают каждый день 23,25 млн французов, т.е. 47,1% населения; из них 8 млн читают национальные газеты и 3 млн − бесплатные информационные газеты.

После шести лет постоянного спада распространения ежедневной национальной прессы в 2007 г. ее продажи увеличились на 1,56%, по данным Организации подтверждения распространения (OJD)2. Ежедневно в среднем во Франции продавалось 1,728 млн экземпляров национальных газет. Эти цифры подтверждают оживление интереса к ежедневным общеполитическим изданиям в год президентских и парламентских выборов. Рост интереса читателей к политическим новостям наметился уже в сентябре 2006 г. За исключением спортивных газет («Экип» и «Пари-тюрф»), которые снизили свои продажи, выигрыш других газет составил 2,63%. Распространение на территории Франции «Фигаро» достигло 327 544 экз. (+1,56%), отвоевавшей первое место у «Экип», распространение которой снизилось на 7,8% (323 184 экз.) из-за небольшого количества крупных спортивных событий.

«Монд» занимает вторую позицию среди газет информации общего интереса по распространению на территории Франции: 316 851 экз. (+1,47%). Но она опережает «Фигаро» за счет продаж за границей, общая цифра распространения «Монд» в 2007 г. - 350 039 экз. Значительно увеличилось количество подписчиков у «Фигаро», достигнув 107 365 (+7,1%), их количество осталось прежним у «Монд» (140613).

Уже не первый год подтверждает свой динамизм «Ожурдюи ан Франс», национальное издание газеты «Паризьен». Лучшие показатели увеличения распространения у газеты «Ожурдюи ан Франс» (+ 9,43%, 187 471 экз.).

После снижения распространения в 2006 г. на 7,08% «Либерасьон» в 2007 г. увеличила его на 3,69% (132 402 экз.) Распространение «Круа»- выросло на 1,17% (96 661 экз.). Продолжалось снижение продаж «Юманите» (- 1,56%, 50 582 экз.).

Увеличили распространение экономические ежедневные газеты, несмотря на трудную ситуацию в связи со сменой владельцев: «Эко» - на 2% (119 092 экз.), «Трибюн» − на 1,81% (77 582 экз.).

Читательская аудитория ежедневных национальных газет растет быстро за счет интернета. Количество читателей, которые обращаются к электронной версии газеты, не перестает прогрессировать.

Снизилось в 2006 г. распространение журналов на 1,5%. Распространение телевизионных еженедельников сократилось более чем на 3%, среди женских журналов наибольшее снижение зафиксировано у «Фамм актюэль» (-5,89%). Только информационные еженедельники «Экспресс», «Нувель обсерватер» и «Пуэн» дали положительные показатели.

Тенденция падения продаж газет и журналов сохраняется, в течение 2006 г. они уменьшились на 2,21% по сравнению с 2005 г., а за десять лет продажи сократились на 8%, причем распространение в розницу снизилось за этот период на 16%. В значительной мере эти потери компенсировались за счет подписки (22,39%) и доставки на дом (22%)3. Это связано с изменением поведения потребителей, с новыми технологиями и новыми экономическими моделями. Молодое поколение в эпоху цифровых технологий часто открывает для себя компьютер раньше, чем знакомится с каким-нибудь печатным изданием. А ведь пресса, по мнению Себастьяна Дане, вице-президента исследовательской организации Зенит-Оптимедиа (Zenith-Optimédia), «располагает двумя козырями: сильной маркой и богатым содержанием, но она должна адаптироваться, ведь продажи вместе с обращениями на сайты газеты подтверждают ее способность удовлетворить потребности читателей в анализе событий».

Как извлечь выгоду от использования более тесного сочетания печатной версии и сайта в Интернете? Ответ на этот вопрос можно искать в поливалентности редакционного коллектива. Невозможно для газеты окупить расходы на редакцию, которая работает только для печатной версии. «Журналисты не должны рассматривать себя только профессионалами прессы, они должны стать журналистами, поставляющими информацию для различных медиа», − замечает крупный владелец медиа Арно Лагардер. Издатели озабочены также перераспределением аудитории и рекламных доходов в пользу интернета.

В эпоху цифровых технологий вся сфера средств массовой информации переживает революционные изменения. Газеты должны адаптироваться к меняющемуся потреблению СМИ в эпоху интернета и попытаться найти новые стратегии, чтобы ответить на запросы аудитории. До последнего времени традиционная система прессы была предназначена для публикации информации только на бумаге. В настоящее время многие издания пытаются найти инструменты, отвечающие новым потребностям, − подача информации на электронные носители (интернет, мобильные телефоны, e-paper).

Прессе предлагаются новые системы, например система Méthode позволяет «создавать содержание независимо от носителя. Философия Méthode заключается в том, что медиа-предприятия должны определить свою стратегию, в управлении различными видами контента и затем распространять его в любых СМИ по мере необходимости». Французские газеты намерены использовать этот метод. «Либерасьон» считает его частью плана возрождения газеты, основывающегося на развитии интернет-версии. «Современное предприятие прессы обладает множеством дифференцированной продукции, часть которой никаким образом не имеет отношения к «печатанию», − пишет «Монд»4. «Фигаро», а также «Трибюн», «Монтань» и «Пари-тюрф» приняли систему EidosMedia. Эта система, предполагающая создание синдикатов контента, позволяет одновременно публиковать редакционный контент во многих каналах распространения информации от бумажных до интернета.

В начале 2007 г. были получены результаты измерения аудитории интернет-сайтов ежедневных газет и их приложений, впервые проведенные в 2006 г. компанией ТНС/Софрес (TNS/Sofres). Были предложены три новых индикатора: общие замеры аудитории всех ежедневных газет, их сайтов и сайтов приложений. Вклад сайтов и приложений − 13,7 млн читателей к средней цифре читателей ежедневно. Среди ежедневных газет, сайт которых приносят наибольшую аудиторию (до 20%), «Экип», «Монд», «Либерасьон», «Эко», «Трибюн».

Во Франции существуют три экономические модели сайта газеты: полностью платные чаще всего у специализированной прессы («Эко»); полностью бесплатные у изданий информации общего интереса («Фигаро», «Либерасьон», «Экспресс» и др.); смешанная модель («Монд»). С 2002 г. «Монд» предлагает бесплатные статьи в течение 3 дней, а затем подписку (6 евро в месяц), сейчас уже имеется 90 тыс. подписчиков. Полностью бесплатный сайт не позволил бы привлечь достаточно рекламы.

Президентские и парламентские выборы во Франции в 2007 г. позитивно сказались на интересе читателей к прессе. Созданная пять лет назад бесплатная информационная ежедневная газета «20 Минют», по данным EPIQ, занимающейся изучением ежедневной информационной прессы, стала самой читаемой газетой − 2,4 млн читателей ежедневно, опередив «Экип» (2,3 млн), за которой следует бесплатная «Метро» (2 млн читателей). «Монд» (1,89 млн читателей) имеет самый большой прирост (+2,4%) из трех качественных информационных газет, опережая «Либерасьон» (+0, 6%) и «Фигаро» (+0,3%)5.

По данным Организации подтверждения распространения, с июля 2006 г. по июнь 2007 г. платное распространение газет увеличилось на 0,12% и достигло 4,5 млрд экз. Конечно, это довольно малые цифры, но они свидетельствуют о приостановке тенденции падения распространения. Бесплатные газеты закрепили свое место. Благодаря появлению новых газет «Матэн плюс» и «Директ суар», этот сегмент вырос на 42%. Значительный прогресс наблюдается в обращении к прессе в интернете – увеличение на 73% (2,7 млрд посещений)6.

В верхней палате парламента в 2007 г. был подготовлен доклад «Ежедневная пресса: хроника объявленной смерти?». «Всем ежедневным газетам предстоит решить деликатные экономические проблемы, связанные с падением доходов и ростом производственных расходов… Ежедневная пресса в опасности», − к такому выводу приходят сенаторы, обвиняя в этом всех представителей профессии (издателей, журналистов, профсоюзы) и власти.

Авторы доклада предлагают пути выхода из сложившейся ситуации. На первом месте – реформа системы распространения, сложившейся еще в 1947 г. и требующей модернизации с учетом современных условий. Необходимо увеличить зарплату киоскерам, чтобы сделать профессию более привлекательной, и расширить сеть пунктов продажи, а также создать для ежедневной прессы специальную организацию по типу Медиаметри, которая занимается замерами и изучением аудитории аудиовизуальных СМИ. Это позволит иметь ежедневно данные об аудитории прессы и устанавливать более оправданные рекламные тарифы. Кроме того, в докладе придается большое значение привлечению к чтению газет молодёжи. Высказывается предложение о пересмотре правил концентрации в условиях цифровых технологий, авторского права в интернете, а также статуса журналиста.

 

Система распространения

С 2000 г. продажа прессы уменьшилась на 14-15%, и количество точек продажи сокращалось в ритме 400 пунктов в год и достигло 29 тыс. в 2006 г. В 1995 г. в столице насчитывалось 400 киосков. В 2005 г. – только 268. В том же году был разработан пятилетний план по возрождению пунктов продажи прессы. Для этого городские власти передали киоски Администрации афиш и рекламы (ААР), которая устанавливает киоски и получает доходы от рекламы, размещаемой на киосках.

Директор Нувель мессажери де ля пресс паризьен (НМПП, NMPP), занимающейся распространением парижской прессы, Реми Пфлимлен поставил задачу: приостановить сокращение пунктов продажи прессы и увеличить их количество до 33 тыс. к 2010 г. Современная система распространения базируется на приоритете издателя: он выбирает распространителя своей продукции и определяет ее количество. Продавец газет должен принять и выставить все издания, которые ему доставляются. Большинство продавцов жалуются на огромное количество изданий (более 3 тыс. различных названий), причем они не всегда пользуются спросом, да и места для хорошего экспонирования не хватает. НМПП предложила новую систему и приняла решение протестировать ее в 200 пунктах продажи прессы в Реймсе и его окрестностях. Эта модель базируется на учете величины магазина, месте его расположения и его окружении. Оптовые поставщики, которые распределяют прессу по регионам, поставили розничным продавцам ассортимент изданий, более соответствующий местной клиентуре. Основное нововведение: продавец может внести поправки в это предложение и назвать издания, которые он хотел бы распространять. Ассортимент в каждом отдельном киоске должен быть адаптирован к профилю клиентов. По результатам теста было решено сократить количество журналов на один метр витрины.

В 2007 г. компаниями, занимающимися распространением прессы, были подписаны протоколы, по которым была повышена зарплата киоскеров. Вознаграждение продавца теперь достигнет 20% от цены проданного экземпляра (ранее было 15%). На одном метре витрины не должно быть больше 12 журналов. Количество газет в киоске будет зависеть от динамики продаж, это позволяет сократить непроданные экземпляры.

В парижском регионе протестирован план ограничения количества изданий, поставляемых в один пункт продажи, чтобы сократить количество непроданных экземпляров. Киоскеру нужно позволить решать самому, какое количество изданий он может принять, в зависимости от количества посетителей и торговой площади. По мнению президент Национального союза распространителей печати Жерара Пруста, «реформа должна позволить распространителям стать настоящими коммерсантами, лучше оплачиваемыми, адаптированными к своей клиентуре»7.

Издатели ежедневной прессы вырабатывают наступательные стратегии, чтобы создать новую экономическую модель: они диверсифицируют продукт (журналы-приложения, CD, альбомы, коллекции энциклопедий и др.); ежедневно демонстрируют стремление повысить качество и разнообразие информации; стремятся привлечь читателей и рекламодателей внешним видом изданий (цвет, новый дизайн верстки). Читателя можно побудить к покупке газеты, если он будет уверен, что получит ее утром до ухода на работу, или найдет у своего продавца, следуя привычным маршрутом. Сегодня у ежедневной национальной газеты 8 млн читателей, у региональных газет – 17 млн.

Издатели работают над реорганизацией системы распространения со своими партнерами НМПП и МЛП (MLP − Messageries lyonnaises de pressе), создают новые пункты продажи прессы. Параллельно газеты развивают систему доставки газет на дом утром, так как почта не успевает доставлять прессу до ухода читателя на работу: 22% подписчиков национальных ежедневных газет сегодня получают их с помощью независимых служб разносчиков или служб, интегрированных в издательское предприятие, и эта цифра ежегодно прогрессирует8.

Кризис прессы – это реальность, все уже сказано и написано по этому поводу. Но примириться с ним невозможно, так как он ведет к сокращению реальных возможностей для гражданина быть информированным. Тем не менее, бесплатная пресса развивается, региональные газеты защищают свои позиции, они нашли свои средства приспособиться к новым условиям.

Реформирования требует не только сама система распространения, но и структура НМПП, 51% капитала которой принадлежит кооперативу издателей прессы и 49% группе Лагардера. Организм, который насчитывает 1500 служащих, распространяет на территории Франции более 100 ежедневных газет и более 3 600 журналов, испытывает финансовые трудности. Основная причина − падение продаж в розницу почти на 15% с 2000 г.

Министр культуры и коммуникаций Кристина Альбанель заявила, что государство примет участие в модернизации системы распространения: «Необходимо адаптировать распространение прессы к новой манере потребления культурных ценностей… Мы надеемся, что помощь распространению ежедневных газет будет увеличена»9.

Реформа системы НМПП требует инвестиций около 130 млн евро. Чтобы ее финансировать, Лагардер согласился на сокращение своей части абонентской платы с 17 млн до 2 млн евро. Государство увеличило помощь ежедневным газетам до 12 млн, и издатели внесли свой вклад в увеличение зарплаты киоскерам.

 

Ежедневные национальные газеты

«Фигаро». В конце ноября Николя Бейту объявил о своем уходе с поста директора газеты «Фигаро» (DI-Group), медиа-филиала группы ЛВМА (LVMH), контролируемой Бернаром Арно. Бернар Арно и Николя Бейту – близкие друзья Николя Саркози.

Журналисты газеты по-разному восприняли решение Бейту. Одни считают, что его отсутствие «немногие будут оплакивать». Но часть журналистов полагает, что с уходом Бейту основной владелец «Фигаро» Серж Дассо будет чаще вмешиваться в редакционную политику газеты. «Николя Бейту часто не соглашался публиковать материалы, заказанные Дассо», − говорит один из журналистов, считая его гарантом независимости редакции от владельца.

Николя Бейту подвел итоги своего трехлетнего пребывания во главе газеты. По его мнению, газета претерпела глубокие преобразования, модернизировалась. По последним данным (июль 2006 г. – июнь 2007 г.), распространение во Франции увеличилось на 3,2%. Снижение продаж в киосках компенсировалось увеличением подписчиков за этот период. Отмечается омоложение читательской аудитории.

На пост директора «Фигаро» назначен Этьен Мужот. Он будет возглавлять также и редакцию журнального приложения «Фигаро-магазин». Э. Мужот – опытный журналист, он работал на радио (Эроп-1, Франс-интер, РТЛ), сотрудничал в «Журналь дю диманш», «Теле-сет-жур», после приватизации ТФ-1 он сотрудничал в этой телекомпании 20 лет.

В конце 2007 г. появились сообщения о том, что газета «Фигаро» в течение года понесла значительно больше убытков, чем предусматривались, дефицит может достигнуть 10 млн евро из-за сокращения доходов от рекламы. «Для рекламы 2007 был черным годом, - объясняют в редакции «Фигаро». – Объявления принесли 150 млн евро в 1995 г., теперь в 2007 г. – не больше 25 млн. Несмотря на это, мы верим в ежедневную прессу, в имидж ежедневных газет и их сайтов»10. Но группа «Фигаро» («Фигаро», «Фигаро»-магазин», «Мадам «Фигаро», «ТВ-магазин» и сайт в интернете), торговый оборот которой составлял 630 млн евро в 2006 г., остается бездефицитной, так как журналы приносят прибыль.

«Либерасьон». В сентябре 2007 г. газета уже второй раз попросила продления процедуры защиты ее от кредиторов. Коммерческий суд Парижа в 2006 г. установил для редакции этот режим, позволяющий заморозить ее долги и защитить ее от кредиторов. В июне газета уже получила продление на три месяца такого режима. Процедура охраны газеты предназначена для того, чтобы избежать прекращения платежей и объявления о банкротстве.

В целях экономии, по плану основного акционера Эдуарда Ротшильда, «Либерасьон» должна была на треть сократить свой персонал. Он обязался наряду с новыми инвесторами, среди которых был Карло Карачиоло, инвестировать 15 млн евро. Представители персонала газеты Пьер Берже, Андре Русле, Бернар-Анри Леви и Анри Сейду также должны внести по 1,2 млн евро. В 2005-2006 гг. продажи во Франции не превышали 134 789 экз. Увеличение Э. Ротшильдом капитала газеты на 15 млн евро и появление новых инвесторов позволило сократить долги с 30 млн евро до 13 млн. Персонал был сокращен с 280 до 200 человек11.

Руководство газеты, пережившей тяжелый кризис в 2006 г. решило наладить диалог с читателем, чтобы завоевать его доверие. В обращении к читателям в специальном номере «Либерасьон» от 18 января президент-генеральный директор Лоран Жофрен среди причин современного кризиса прессы наряду с экономическими, технологическими факторами называет также и кризис доверия читателей. Читатели, по мнению Жофрена, недоверие к властям переносят и на прессу, отождествляя ее с управляющим классом. Из-за близости к представителям власти многие газеты и телеканалы рассматриваются гражданами как механизм властной системы. «Либерасьон», − пишет Жофрен, − стремится противостоять этому кризису… СМИ часто ведут себя достаточно цинично по отношению к гражданам, навязывая им свои взгляды, идеи, нормы, манипулируя общественным мнением, преувеличивая одни аспекты новостей и скрывая другие. Мы хотим поменять отношения с нашими читателями».

Часто достаточно закрытые информационные предприятия вызывают скептицизм и презрение читателей. «Либерасьон» решила открыть для читателя то, что обычно скрывается. Каждая редакция объяснила читателю, как она готовит свои материалы. Чтобы преодолеть недоверие читателей к прессе в начале апреля газета открывает новую рубрику «Контр-газета», в которой наравне с журналистами авторами выступают сами читатели. Обновленная формула «Либерасьон» вышла 15 октября 2007 г. Созданная в 1973 г., газета всегда была авангардным изданием, сопровождающим изменения в обществе. «Новая «Либерасьон» должна стать лабораторией будущего, − заявляет Л. Жофрен, − более открытой, более оптимистичной».

Газета делится на три части. В первой части на 10 страницах она стремится аргументировать свой выбор и свое место «в мире избыточной информации». Затем следуют события дня. Последняя часть посвящена культуре. Газета обновляет макет, полностью переходит к цветному варианту, с большим количеством фото. Новой формулой газета надеется привлечь рекламодателей. «Либерасьон» делает ставку и на свой сайт. «Еще год назад многие думали, что газета закроется, но мы сумели приостановить падение продаж», − заявляет Л. Жофрен.

 

Редакционный кризис в газете «Монд»

В 2007 г. газета, испытывающая финансовые трудности, переживала острый редакционный кризис, связанный со сменой руководства группы. Группа Монд-ВИ (ежедневная национальная газета, региональные газеты и журналы) имеет торговый оборот 630 млн евро и насчитывает 3 300 человек персонала. В 2005 г. группа имела дефицит 27,9 млн евро, в 2006 г. – 13 млн. Филиал «Монд-интерактив» имеет торговый оборот 12 млн евро.

Несмотря на протесты большинства журналистов газеты, президент-генеральный директор «Монд» Ж.-М. Коломбани решил выставить в третий раз свою кандидатуру на этот пост. Но он согласился с проектом реформы управления группой «Монд».

Голосование по кандидатуре Коломбани в редакции «Монд» состоялось 22 мая: он получил 48,49%, против его кандидатуры высказались 48,6%, остальные воздержались. Чтобы остаться на третий срок ему необходимо было набрать не менее 60% голосов. Персонал филиала «Пюбликасьон де ля Ви католик» также отверг кандидатуру Коломбани (против – 61,4%). Таким образом, Общество журналистов «Монд» могло осуществить свое право «вето» при назначении Ж.-М. Коломбани во время голосования в Наблюдательном совете, который и должен утвердить это голосование журналистов и назначить президента группы. Наблюдательный совет «Монд» состоит из 20 членов: 10 представляют внутренних акционеров и 10 – внешних акционеров. Представители персонала «Монд» имеют 3 места, представители «Пюбликасьон де ля Ви католик» − 2 места, региональных газет группы − 1. Для назначения на этот пост Коломбани должен набрать в Наблюдательном совете 16 голосов. Как заявил Жан-Мишель Дюмей, председатель Общества журналистов «Монд», основного акционера газеты, оно наложит «вето» на кандидатуру Коломбани12.

Пресса бурно отреагировала на эту новость. «Коломбани больше не король «Монд» − так озаглавила свой комментарий «Либерасьон», «Журналисты обезглавили короля «Монд» - заголовок в бесплатной информационной газете «20 Минют».

«Почему?» задается вопросом «Либерасьон». Потому что после 13 лет пребывания у власти, сама власть подвергается износу, но голосование журналистов означало и отказ их одобрить стратегию Коломбани, и кризис доверия по отношению к человеку с «безмерными амбициями», который «правил как абсолютный монарх». «Он отбрасывал всех, кто ему возражал», цитирует «Фигаро». Этот авторитаризм, о котором писали и авторы книги «Скрытое лицо «Монд»13, обернулся против него.

В 2000 г. «Монд», не имея собственных средств, покупает «Миди либр» и ее филиалы, в 2003 г. в такой же финансовой ситуации поглощает группу католических изданий «Пюбликасьон де ла Ви католик». Ж.-М. Коломбани, поддерживаемый председателем Наблюдательного совета Аленом Мэнком, наращивал группу и долги, которые достигли 100 млн евро. Чтобы избежать финансового краха, нужно было прибегнуть к внешним инвесторам, что связано с риском все большего ограничения внутренних акционеров. «Расширение группы привело к тяжелым долгам, которые могли бы привести к контролю над газетой внешних акционеров, имеющих сейчас 47% капитала»14, − резюмирует Ж.-М. Дюмей.

Каждый журналист «Монд» владеет частью капитала издательского общества: четыре части для старых журналистов и две части для недавно принятых и для ушедших на пенсию. «Если исходить из подсчета частей капитала, патрон газеты получил поддержку 644 частей против 620», − пишет еженедельник «Пуэн».

Книга Пьера Пеана и Филиппа Коэна «Скрытое лицо «Монд» показала кризис доверия, существовавший уже несколько лет по мере того, как Ж.-М. Коломбани все больше концентрировал власть в своих руках и отдалялся от редакции. Но он всегда следил за тем, чтобы журналисты «Монд» сохраняли свои прерогативы и особенно право выбора своего директора, − признает «Либерасьон», − что бумерангом обернулось против самого Коломбани.

Коломбани и его сторонники стали оспаривать результаты голосования, пытаясь поставить под сомнение способ подсчета голосов. Как писала газета «Эко», «Жан-Мари Коломбани цепляется за свое кресло». Через два дня после голосования в редакционной статье «К нашим читателям» Коломбани пишет: «Монд» погружается в один из тех кризисов в своей истории, которые уже грозили дестабилизаций, а возможно и разрушением вашей газеты… Голосование Общества журналистов блокирует возобновление мандата президента совета директоров группы… Судьба «Монд» отныне передается в руки Наблюдательного совета. Я подчиняюсь этим решениям, хотя и несправедливым… Я делаю это, следуя своим амбициям всегда служить газете, как я это делал тридцать лет, защищать ее независимость, как я обязался тринадцать лет назад, возглавив совет директоров. Когда СМИ находятся под давлением, и когда будут судить все более строго их способность к сопротивлению, это жизненно необходимое обязательство»15.

Итак, Ж.-М. Коломбани был лишен возможности остаться на третий 6-лений срок на посту председателя совета директоров группы «Монд»: он вынужден был подчиниться решениям Наблюдательного совета, который предпочел не нарушать внутреннюю конституцию группы.

Обширные досье, посвященные редакционному кризису в «Монд», публиковала «Фигаро», освещая не только перипетии выборов нового директора, но и публикуя материалы, касающиеся акционерного состава группы «Монд», ее распространения в последнее десятилетие, статута газеты и правила «вето» при выборе директора издания. Зарубежные корреспонденты газеты провели расследование в своих странах пребывания по этому вопросу и пришли к выводу, что право «вето» в мире применяется слишком редко. Да и во Франции уже были отступления от этого права. Чтобы спасти «Либерасьон» от финансового кризиса, журналисты этой газеты вынуждены были отказаться от него при назначении президента-генерального директора, сохранив его только при выборе главного редактора. Эта потеря части оружия сдерживания вскоре может дорого стоить для журналистов «Монд».

В большинстве стран владелец издания назначает руководителя редакции, но совмещения мандатов директора группы и директора издания, как это было 13 лет в «Монд», нет ни в США, ни в Германии.

Начались поиски новой кандидатуры. По новому статуту функции президента совета директоров и директора редакции будут разделены. Среди претендентов были Пьер Жанте (директор группы), Филипп Тюро-Данжен (директор еженедельника «Курье интернасьональ»), Брюно Патино (президент «Телерама») и Ален Женестар (экс-патрон «Пари-матч»). Каждый из них должен был представить свою программу. Основными темами были: долги, перевалившие за 100 млн евро в 2006 г., политика развития группы в связи с проектом «Поль Сюд» (объединенное управление региональными газетами группы «Монд» и группы Лагардера на юге Франции). Все крупные французские газеты подробно освещали процедуру предварительных слушаний кандидатов на пост директора группы, их назвали «большими устными экзаменами».

Собравшийся 16 июня Наблюдательный совет «Монд» наконец пришел к консенсусу по поводу назначения нового патрона группы. Внешние акционеры единогласно поддержали тандем Пьер Жанте на пост президента совета директоров группы и Брюно Патино в качестве вице-президента. Наблюдательный совет также наметил новую стратегию: отказ от продажи журнала «Телерама», а также от объединения региональных газет, принадлежащих группе «Монд», с газетами группы Лагардера и продажа этого сектора, что рассматривалось как средство для сокращения долгов группы и возможность не прибегать к новым внешним инвестициям. Журналисты газеты категорически выступили против новых финансовых вливаний, которые могли бы уменьшить в процентном отношении их капитал.

Общество журналистов «Монд» одобрило тандем Жанте-Патино как руководителей группы, а кандидатуру Эрика Фотторино на должность директора газеты «Монд». Он представил редакции план развития газеты. Но журналисты единогласно выразили недоверие председателю Наблюдательного совета Алену Мэнку; было высказано сожаление по поводу его ангажированности по отношению к Николя Саркози, несовместимой с его функциями в «группе прессы, которая стремится оставаться символом независимости по отношению ко всем властям».

Такая позиция журналистов вызвала новое противостояние внешних и внутренних акционеров в Наблюдательном совете, что помешало утвердить П. Жанте на посту председателя совета директоров группы «Монд».

В результате, как писала «Либерасьон», группа «Монд» оказалась в странной ситуации: председателем Наблюдательного совета объявлен Мэнк, избранный с нарушениями правил, а газета осталась без руководства в деликатный момент: Ж.-М. Коломбани, дезавуированный редакцией, должен прекратить свои функции, А. Мэнк решил оказать давление на журналистов и обратиться в суд, чтобы подтвердить законность своего переизбрания. Разрешить ситуацию должен торговый суд, он даже мог назначить временного юридического управляющего.

В 80-е годы Ален Мэнк сумел найти место между двумя мирами: медиа и бизнесом. С одной стороны, он пользовался близостью к газете «Монд», чтобы завоевать представителей бизнеса, обещая улучшить имидж предприятия. С другой стороны, он использовал свою близость к бизнесу, чтобы заставить поверить журналистов «Монд», что он необходим для финансирования газеты. Ален Мэнк с 1985 г. был председателем Общества читателей «Монд». В 1994 г. он стал председателем Наблюдательного совета, в этом же году Ж.-М. Коломбани стал во главе газеты. Вместе они создали группу, присоединяя к газете региональные издания, журнальную периодику. Они взялись за выправление тяжелой финансовой ситуации в газете. Третьим в их команде стал Эдви Пленель, возглавивший редакцию в 1996 г. В 2003 г. авторы книги «Скрытое лицо «Монд» обвинили трио в отходе от принципов газеты. В 2005 г. покидает газету Пленель. Коломбани и Мэнк продолжают управлять предприятием, все больше накапливающим долги. Теперь наступил момент завершения эпохи триумвирата.

Наблюдательный совет «Монд» утвердил П. Жанте в качестве президента совета директоров, Б. Патино − вице-президента, Э. Фотторино − директора газеты «Монд».

Двенадцатого июля Эрик Фотторино публикует редакционную статью под названием «Независимость». Поводом его размышлений о независимости прессы послужила продажа экономической газеты «Эко» крупному предпринимателю, патрону группы товаров люкс (LVMН), одному из богатейших людей Франции Бернару Арно. Напоминая, что группа является вторым рекламодателем «Монд», Фотторино считает, что эта сделка бросает тень на самое ценное качество информационных и экономических изданий – их независимость. На карту поставлено доверие читателей к специализированной информации в газете, владелец которой является крупным предпринимателем.

Эта сделка выходит за рамки газеты. Она обращена к обществу, его отношению к статуту информации, его этики, его ценностям и противоречиям. Вовлеченная в дорогостоящую модернизацию в контексте эрозии читательской аудитории и бурного развития новых источников и возможностей доступа к информации, все чаще возможного бесплатно, печатная пресса все острее испытывает хрупкость своей экономики. Дорожает производство, распространение, падает рентабельность; пресса ищет второе дыхание.

Независимость – не приобретается навсегда, это ежедневное завоевание, которое нужно обновлять и консолидировать. Она подвергается испытаниям с трех фронтов: со стороны акционеров, заботящихся о своих интересах; со стороны рекламы, основного нерва борьбы, который может заставить журналистов скрыть невыгодную для рекламодателей информацию; со стороны самих журналистов, практика которых иногда неоднозначна, ангажированность дискредитирует их издания. Опасность представляют собой и псевдожурналисты, которые не соблюдают элементарные правила профессии: проверять информацию, выстраивать факты, не деформируя их. Такие издания и сайты в Интернете уже процветают. Существуют газеты, тесно связанные с влиятельными экономическими и политическими кругами.

Вот уже более 60 лет «Монд» стремится сохранять свою независимость, модернизироваться, что требует огромных расходов. Внешних акционеров газеты сдерживает хартия, гарантирующая редакционную независимость. «Можно понять опасения наших читателей и журналистов в связи с нескрываемой близостью президента Наблюдательного совета группы «Монд» А. Мэнка и Николя Саркози, − пишет Фотторино. − Но нужно признать, что А. Мэнк никогда не позволял себе ни малейшего вторжения, даже завуалированного в содержание газеты. И его многолетняя служба в защиту экономических интересов «Монд» заслуживает признательности».

В первом семестре 2007 г. продажи «Монд» выросли на 6%, помогла предвыборная кампания. «Амбиции газеты – ставить вопросы, а не давать ответы, уходить от ограниченной схемы единого взгляда, − продолжает Э. Фотторино. − Наша профессия незаменима в современном демократическом обществе. Уважая и соблюдая эти ценности, «Монд» с полной независимостью продолжает свой путь».

В течение трех месяцев представители персонала редакции оспаривали переизбрание Мэнка на третий семилетний срок. Только в октябре было достигнуто соглашение между Мэнком и Обществом журналистов: Мэнк покидает свой пост в Наблюдательном совете в марте 2008 г. Потрясения, которые пережила «Монд» летом 2007 г., привели к смене поколений в руководстве газетой и группой.

В интервью газете «Фигаро» А. Мэнк возвращается к стратегии группы и напоминает: «Монд» − это левоцентристская газета, 50% читателей которой являются правыми. Мы надеемся, что в этом году газета достигнет финансового равновесия… Ситуация серьезная для всех. С 2000 г. рекламные доходы во всех ежедневных национальных газетах снизились более чем на 50%. Несмотря на улучшение распространения, «Монд» терпит убытки. Необходимы меры строгой экономии»16.

Аудиторская проверка, проведенная в конце ноября 2007 г. подтвердила финансовые трудности группы «Монд». Начавшиеся переговоры о продаже группы региональных газет позволят сократить финансовые расходы. Но на итогах года скажутся результаты снижения доходов от рекламы. Надежды на финансовое равновесие группы в 2007 г. уже уступают место прогнозам с 5 млн евро убытков. Циркулируют слухи о сокращении персонала на 80 человек.

В декабре 2007 г. П. Жанте заявил, что он сделает все, чтобы в 2009 г. газета добилась финансового равновесия, и высказал гипотезу о возможном расширении капитала, признавая, что следствием могло бы быть уменьшение (ниже 50%) части внутренних акционеров, среди которых Общества персонала группы, Общество журналистов «Монд», являющееся основным акционером. Жанте признает, что увеличение капитала группы на 75 млн евро «привело бы к изменению существующего равновесия, гаранта независимости». Над группой висит Дамоклов меч – необходимость погасить в 2012 г. облигации на сумму 75 млн евро, которые могут быть конвертированы в акции.

Собравшийся 19 декабря Наблюдательный совет группы «Монд» должен был рассмотреть финансовый отчет за 2007 г. и бюджет на 2008 г. а также возможно план реструктуризации, разработанный советом директоров. Но в начале заседания слово взял Б. Патино, вице-президент совета директоров. Он выразил протест против отправки Обществом журналистов «Монд» письма, в котором оно ставило в известность всех членов о том, что оно не будет голосовать за проект бюджета 2008 г. филиала «Монд»-интерактиф (66% капитала принадлежит «Монд», 34% − Лагардеру). В послании содержались детали, касающиеся финансовой ситуации и отношений между холдингом, филиалом «Монд»-интерактив и Лагардером.

Отношения между печатной версией газеты и ее сайтом всегда были сложными. Ж.-М. Дюмей отмечает, что финансовые потоки между «Монд»-интерактиф и филиалом, издающим печатную версию, негативны, в то время как филиал «Монд»-интерактиф с 2006 г. получает прибыль. Сайт постоянно афиширует свои успехи. Журналисты газеты напоминают, что без уже сложившегося имиджа печатной версии, марки «Монд» сайт не был бы тем, чем он стал.

Эти сведения совет директоров посчитал конфиденциальными, и его члены: П. Жанте, Б. Патино и Э. Фотторино − заявили о своей отставке, объясняя ее тем, что они не могут в таких условиях брать на себя ответственность за издание и считают, что Общество журналистов превысило свои полномочия. Как пишет «Либерасьон», Жан-Мишель Дюмей, председатель Общества журналистов «Монд» (самого старого во Франции, созданного в 1951 г.) с октября 2006 г., сумел добиться отставки Коломбани, затем Мэнка, а теперь вступил в противостояние с советом директоров.

Разрешение новой кризисной ситуации было отложено до 4 января 2008 г. Если не будет найдено консенсуса между советом директоров и Обществом журналистов, в газете будет назначен судебный администратор.

Представители персонала попросили членов совета директоров отложить отставку до 20 февраля 2008 г., но отказался от отставки только Э. Фотторино, т.е. произошел раскол в самом совете директоров.

Во главе газеты остался Э. Фотторино, не имеющий формального права решать проблемы, которые возлагались на весь триумвират (Жанте, Патино, Фотторино). Пятого января 2008 г. Фотторино публикует на страницах газеты и на сайте краткое обращение к читателям. «Монд» переживает серьезный кризис структур управления… Поэтому как директор газеты я не ухожу в отставку, будучи привязанным к «Монд», к ее ценностям, к тем, кто каждый день делает нашу газету, к персоналу всей группы, к идее независимости, которая всегда была первостепенной для моих предшественников, начиная с Юбера Бев-Мери [создатель газеты в 1944 г. – Л.Ш.], − пишет Фотторино. – Оставаясь на своем посту, я надеюсь сохранить диалог между персоналом и нашими внешними акционерами».

А через несколько дней в очередном обращении к читателям он объясняет свое решение обратиться в Наблюдательный совет группы «Монд» с предложением назначить его временно директором группы, чтобы власть не оказалась вакантной после отставки Жанте с этого поста и чтобы эта ситуация не привела к назначению судебного администратора. Это уничтожит имидж газеты, по его мнению, это будет констатация коллективного поражения редакции, не сумевшей справиться с ситуацией.

После нескольких недель переговоров Наблюдательный совет 25 января 2008 г. утвердил Э. Фотторино на посту президента-генерального директора группы «Монд». Ж.-М. Дюмей, президент общества журналистов газеты согласился оставить газету. Это было одним из условий А. Мэнка и поддержавших его внешних акционеров. Но возможно было и другое условие - увеличение капитала группы. В этом случае приоритет получат внешние инвесторы, уже участвующие в финансировании группы «Монд»: группа Лагардера (17%) и испанская Приза (15%). Сокращение доли капитала внутренних акционеров может поставить под вопрос финансовую, а значит и редакционную независимость издания.


  1. La Croix. 03. 07. 2007.
  2. Le Monde. 20. 02. 2008.
  3. Le Monde. 25. 05. 2007.
  4. Le Monde. 13. 02. 2007.
  5. Le Monde. 10. 09. 2007.
  6. Le Figaro. 18. 10. 2007.
  7. Le Figaro. 19. 03. 2007.
  8. Le Figaro. 23. 02. 2007.
  9. Le Figaro. 05. 07. 2007.
  10. Le Monde. 19. 12. 2007.
  11. Le Monde. 06. 10. 2007.
  12. Le Monde. 22. 05. 2007.
  13. P.Péan, Ph. Cohen. La face cachée du Monde. Paris. 2003.
  14. Libération. 23. 05. 2007.
  15. Le Monde. 24. 05. 2007.
  16. Le Figaro. 16. 10. 2007.