Languages

You are here

Кризисные явления американской политики в освещении СМИ

Научные исследования: 

Media Coverage of US Policy Crisis 

Раскин Андрей Вадимович
кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Raskin Andrei V.
Ph.D., associate professor, chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University.

Аннотация
В статье анализируется освещение СМИ США начального этапа президентской избирательной кампании 2008 года, выделяются основные контекстные явления, свойственные американской политике в первое десятилетие XXI века: проведение военных операций в Ираке и Афганистане, преодоление последствие стихийных бедствий в южных и юго-западных штатах, скандальные отставки в высшем руководстве страны, усилившийся общественный «раскол» по политическим и географическим признакам. Особое место в статье отводится анализу политических и электоральных шансов представителей демократической и республиканской партий, заявивших о своих намерениях принять участие в выборах 2008 года. Большое внимание также уделяется анализу роли СМИ в освещении политики с учетом произошедших структурных, технологических и кадровых изменений в редакциях ведущих американских телекомпаний, газет и сетевых онлайновых новостных порталах. Разбираются и новые технологии американского политического консалтинга и паблик рилейшнз.

Ключевые слова: США, президентские выборы, Джордж Буш-младший, Дик Чейни, Хиллари Клинтон, Кондолиза Райс, Джон Керри, Джон Эдвардс, Говард Дин, Арнольд Шварценнеггер, кандидаты 2008, «Плэймгейт», республиканская и демократическая партии, освещение выборов СМИ, Карл Роув, ураган «Катрина», реформа социального страхования, политический PR, политический консалтинг, лоббизм, выборы мэров Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, латиноамериканцы, религиозный фактор, «Нью-Йорк таймс», «Ньюсуик», Си-би-эс.

Abstracts
Coverage of the starting phase in the 2008 presidential campaign in the US media is looked at, and the characteristic features of the US policy in the first decade of the 21st century are identified. These include the military operations in Iraq and Afghanistan, coping with natural disasters in the southern and southwestern states, scandalous resignations on the top rungs of the Administration and the growing split along the political and geographical lines. The political and electoral chances of the world-be runners among the Democrats and the Republicans are discussed. Coverage of politics in the US media is described with the account of the structural, technological and managerial changes that took place before the campaign in the editorial staffs of the leading TV companies, newspapers and online news media. New approaches to political and PR consulting are discussed in detail.
Key words: USA, presidential election, George Bush Jr., Dick Cheney, Hillary Clinton, Condoleezza Rice, John Kerry, John Edwards, Howard Dean, Arnold Schwarzenegger, 2008 presidential candidates, ‘Plamegate', Republican and Democratic parties, election campaign media coverage, Karl Rove, ‘Katrina' hurricane, social insurance reform, political PR, political consulting, lobbyism, mayoral election in Los Angeles and New York, Latinos, religious factor, New York Times, Newsweek, CBS.

В политической жизни США 2005 г. как первый год второго президентского срока во многом повторил 2001 г., отмеченный одним из самых масштабных событий современной истории Америки. Политический кризис, резко обозначившийся еще в 2000 г., когда на 36 дней затянулся процесс определения победителя на президентских выборах, стал определяющей чертой первого десятилетия XXI в. Менее чем через год после вступления в должность Дж. Буша, 11 сентября 2001 г. произошли события, ставшие поворотными в современной истории. Именно они определи главную политическую тему на весь последующий период - национальная и личная безопасность.

Переизбрание Буша на второй президентский срок происходили в условиях не преодоления, а напротив, усугубления кризисных процессов в общественной и политических сферах. Перевес республиканской партии над демократической в 2004 г. оказался минимальным, вновь был зафиксирован электоральный «раскол», проявившийся и политически, и социально, и географически. Данный «раскол» нашел отражение и в деятельности СМИ, в первую очередь, телевидения, которое стало более отчетливо занимать либо либеральные, либо консервативные политические позиции. Следует также принять во внимание, что в результате последних выборов и последующих назначений все три ветви власти в США: законодательная, исполнительная и судебная на федеральном уровне оказалась в руках республиканцев.

Именно с таких позиций происходило освещение главных политических событий минувшего года. К таким заметным темам американских СМИ можно отнести следующие: присутствие американских военных сил в Ираке, ликвидация последствий урагана «Катрина», а также политические скандалы с участием высокопоставленных сотрудников администрации президента. Однако в целом в американских СМИ усилился развлекательный компонент, на телевидение преобладающими по рейтинговым показателям оказались передачи в жанре реалити-шоу.

 

Начало президентской избирательной кампании 2008 г.

Две даты можно считать формальным стартом президентской кампании 2008 г., ее начального этапа. Во-первых, 3 ноября 2004 г., т. е. уже следующий день после выборов, когда основной кандидат от демократической партии Джон Кэрри признал свое поражение, но также такой датой может быть и 20 января уже 2005 г., когда состоялась повторная инаугурация Джорджа Буша-младшего. Только 14 из 43 американских президентов удалось подобное, таким образом, Буш своей победой в 2004 г. обеспечил себе место в «президентской элите» - более узком кругу политических долгожителей, а его главной политической стратегией теперь стало стремление занять значимое место в американской истории. Однако уже в январе практически все общественно-политические СМИ США стали обсуждать не столько вес и заслуги Буша, сколько возможных кандидатов на место 44 президента (список наиболее часто упоминаемых в СМИ политических деятелей как кандидатов на президентский пост см. в конце статьи).

В январе 2005 г. произошли знаковые увольнения на телевидении. Работы лишились «главные критики» Белого дома: четыре руководителя службы новостей Си-би-эс, среди них известный продюсер Мэри Мэйпс, подготовившая нашумевшие материалы как о пытках в иракской тюрьме Абу-Грейб, так и о попытках Буша избежать службы в армии. Эфир программы «60 минут» с этим сюжетом Дэна Разера и Мэри Мэйпс состоялся 8 сентября 2004 г., т. е. накануне основной предвыборной схватки. В нем авторы ссылались на сведения, предоставленные полковником Джерри Киллианом, бывшим командиром лейтенанта Буша, который и поведал о том, как Буш уклонялся от выполнения военной обязанности. Однако Мэйпс получила эти сведения по почте и в последующем не сумела доказать подлинность документа. В результате Разер вынужден был публично принести извинения президенту. После неудачных для либералов выборов председатель Си-би-эс Лесли Мунвс назначил расследование. Итогом и стали увольнения главного продюсера «60 минут» Джона Говарда, его заместителя Мэри Мерфи, старшего вице-президента компании, куратора новостной службы Бетси Уэст, и Мэри Мэйпс. Дэн Разер вскоре тоже ушел в отставку, правда по личной просьбе. Все это время представители республиканцев пытались обвинять телесеть в непрофессионализме.

Гонения на журналистов не ограничились только Си-би-эс. В феврале 2005 г. произошло увольнение редактора новостной службы Си-эн-эн Изона Джордона после того, как во время своего выступления на конференции в Давосе он заявил, что американские войска убивают в Ираке журналистов. Ведущим этой дискуссии был редактор журнала «Ю. Эс. ньюс энд уорлд рипорт» Дэвид Джерджен. Правда Джордан пытался уточнить, что речь идет только о тех фактах, когда американские военнослужащие по ошибке принимают журналистов за боевиков, или в результате бомбежек. Но вырванное из контекста высказывание Джордана было воспринято как прямое обвинение в совершение тяжких военных преступлений. И реакция последовала незамедлительно, сразу же после возвращения из Давоса в США Джордан был отправлен в отставку.

Реформа социального страхования и ее освещение в СМИ

Первым шагом Буша, в качестве переизбранного на второй срок президента можно считать начало кампании в поддержку реформы социального страхования (Social Security). Журналисты сразу же сравнили эти действия попыткой Клинтона в 1994 г. провести реформу системы здравоохранения. Тогда это встретило сильнейшее противодействие со стороны крупных страховых компаний, которые в том числе и за счет развернутой в СМИ мощнейшей рекламной антикампании сумели воспрепятствовать реформе. Критиками же реформы Буша выступили, в основном, малообеспеченные американцы, привыкшие полагаться на социальную защиту со стороны государства. Сторонниками реформы стали преимущественно молодые американцы, в возрасте от 18 до 34 лет, которые хотели бы заменить обязательные выплаты в Фонд социального страхования индивидуальными накопительными счетами, средства которых можно было бы использовать для игры на фондовой бирже. Это сразу же дало возможность журналистам окрестить предлагаемую реформу не иначе как «пенсионной рулеткой».

Разработал и внедрил систему социального страхования еще Франклин Д. Рузвельт, который многие идеи заимствовал в системе социализма, за что его в свое время сильно критиковали. Основной принцип такой системы заключается в том, что работающие американцы оплачивают нужды пенсионеров. А когда сами достигают пенсионного возраста, то поддерживаются, в свою очередь, более молодым поколением работающих американцев. Больше полувека эта система позволяла снижать уровень социальной напряженности. Однако в связи с ожидающимся массовым выходом на пенсию в 2008 г. американцев поколения бэби-бума, средств от уплаты этого налога может не хватить. Таким образом, республиканская администрация постаралась заранее сломать систему, не дожидаясь ее краха. И, наверное, это было бы логично, если бы вместо нынешней была бы предложена эффективная и безопасная в финансовом отношении схема. Однако вместо этого Буш предложил рискованную модель индивидуального инвестирования, которая, естественно, далеко не у всех нашла одобрение и поддержку. Критики Буша справедливо усмотрели в проекте не столько желание оказать поддержку американцам, сколько стремление найти дополнительные инвестиции для бизнеса, «подпитать» его финансово.

Освещение попытки реформировать систему социального страхование, прежде всего, телевидением походило в сложных условиях. Для телевидения эта тема была сравнима с «третьим рельсом» - дотронешься и погибнешь. Дело в том, что как национальные, так и местные телестанции, освещая эту тему, сразу же теряли рейтинг. Но даже несмотря на это Буш упорно в первые месяцы 2005 г. занимался продвижением реформы, совершая с этой целью поездки по стране. Но чем больше Буш продвигал реформу, тем меньше у нее оставалось сторонников.

В этой стратегии можно было усмотреть определенную логику, а также характерный расчет, произведенный главным политическим консультантом Карлом Роувом. Понимая все трудности такой реформы, сложность осуществления, активное участие в этой кампании президента способствовало укреплению его имиджа как действенного политика, стремящегося уже в первый год второго срока выполнить взятые на себя в ходе предвыборной кампании обещания. Так уже было на определенном этапе политической карьеры Буша, когда он был губернатором Техаса. Он предлагал в конце 1990-х гг. реформировать систему образования, сделав упор на частные школы. Конечно, полностью осуществить реформу ему не удалось, слишком сильным оказалось противодействие, но шум был поднят немалый. И главное, на этой волне Буш вместе с Роувом сумели построить стратегию президентской предвыборной кампании, в центре которой оказались идеи реформирования образования в целом по стране. Так и в 2005 г. Роув постарался под прикрытием проведения в жизнь реформы системы социального страхования на самом деле осуществить более масштабную задачу - определить место Буша в истории как первого президента-реформатора XXI в.

Политические и коммуникационные стратегии республиканцев

Летом 2005 г. состоялись важные политические дискуссии, в ходе которых республиканцы не только стремились решить текущие проблемы, но попытались заложить прочный фундамент для политической борьбы с демократами как в 2006, так и 2008 гг. Потенциальный кандидат в президенты, лидер большинства в сенате Билл Фрист начал дебаты вокруг использования стволовых клеток, в частности, предложив наложить запрет на исследования с ними. Однако преуспеть в этом не удалось. Конгресс поддержал ученых, за закон проголосовали большинство демократов и некоторые, умеренно настроенные республиканцы. Другим вопросом стала дискуссия о назначении представителя США в ООН. Буш предложил на это место Джона Болтона, но встретил мощное сопротивление не только демократов, но и однопартийцев, которые отказались поддержать это назначение сначала на заседании сенатского комитета по международным делам, а потом и всего сената. В результате Буш вынужден был назначить Болтона своим прямым указом в обход сената.

Большую активность проявил и еще один потенциальный кандидат в президенты, сенатор от Канзаса Сэм Браунбэк, в обработке консервативно настроенной части электората, преимущественно христиан. Примечательно, что штат Канзас граничит с Айовой, где пройдет в 2008 г. первый партийный кокус, результаты которого могут стать определяющими для выявления основного кандидата от республиканской партии. Браунбэк решил сделать ставку на аудиторию 18-25-летних американцев, которые родились в период, когда количество абортов достигало 30%. Поколение, «выжившее в холокосте», такое определение дал Браунбэк этой аудитории, стараясь найти у них поддержку своим программам по запрещению абортов. Его кампания в Канзасе показала, что вовсе не экономические факторы, а снова, как и в 2004 г., социальные аспекты могут выйти на первое место в дальнейшей предвыборной стратегии. И в связи с Канзасом уместно вспомнить, как в последние годы население этого региона изменило свои политические предпочтения. Если раньше Канзас считался надежной базой демократов, то теперь стал центром «красных», т. е. республиканских штатов.

Проверкой влиятельности республиканцев в стране стали назначения в Верховный суд США. Это стало возможным дважды. Сначала после того, как заявила о своей добровольной отставке судья Сандра О'Коннор, относившаяся к умеренным консерваторам. На ее место О'Коннор Буш решил предложить судью апелляционного суда США Джона Робертса. Повторно эта проблема возникла в связи со смертью старейшины Суда Уильяма Ренквиста. Он был назначен в Верховный суд США еще при Никсоне в 1971 г., таким образом, провел там 33 года, из которых 23 - был руководителем (с 1981 г.). И именно он определил ход современной истории в 2000 г., когда 5 из 9 судей ВС США отдали победу на выборах Бушу, решение в тот период было сугубо партийным. Сначала Буш предложил на вакантное место своего личного адвоката Гарриет Майерс. Однако в данном случае возникли определенные трудности, несмотря на то, что ее кандидатура прошла предварительное одобрение. Поддержал Майерс и Роув, согласовавший это назначение с влиятельным лидером евангелистов Джеймсем Добсоном, чью позицию важно было принять в расчет, так как верховным судьям приходится часто определяться по таким значимым для США вопросам, как отношение к проблеме абортов, традиционным семейным ценностям. Но кандидатура Майерс была отклонена, и тогда Буш предложил на это место Сэмуэля Элито, выпускника юридического факультета Йельского университета.

Таким образом, дебаты вокруг утверждения как кандидатуры Болтона послом в ООН, так и назначений в Верховный суд выявили достаточно уязвимые позиции Буша и его окружения внутри республиканской партии, многие члены которой, задумываясь о собственных шансах на избрание или переизбрание, постарались дистанцироваться от президента.

 

Карл Роув как главный политический консультант Буша и начинающий политик

В 2005 г. стал формироваться новый политический имидж ведущего политического консультанта и стратега как Буша, так республиканцев Карла Роува, для которого 2008 г. также будет важной ступенью в собственной политической карьере1. Его личной задачей в 2005 г. стало стремление постепенного выхода «из-за спины» Буша, превращение в самостоятельного политика. Не случайно, что он стал преподноситься общественности не просто как политический консультант, а как официальное должностное лицо - заместитель главы администрации Белого дома, СМИ даже начали рассматривать его кандидатуру в качестве возможного кандидата на президентство. После успешных выборов 2004 г. у Роува появилось новая политическое прозвище - «архитектор», которое ему якобы придумал сам президент. Примечательно, что у Роува возник и клуб его поклонников в интернете2. Но помимо виртуальных почитателей, Роув стал заниматься как сбором реальных денежных средств3, так и объединением потенциальных сторонников. Опытные политические журналисты даже стали сравнивать Роува с Марком Хэнном - политическим гуру и советником во времена президента Мак-Кинли.

Впрочем, весь 2005 г. имя Роува звучало, в основном, в связи с крупным полиическим скандалом, получившим название «Плэймгейт». Для защиты Роуву даже пришлось прибегать к услугам опытного адвоката Роберта Ласкина. Все началось с того, что в интервью корреспонденту журнала «Тайм» Мэтью Куперу Роув назвал имя Валери Плэйм - секретного агента ЦРУ, что запрещено было делать по закону. Тем самым Роув отомстил супругу Плэйм, дипломату Джозефу Уилсону, который ранее через газету «Нью-Йорк таймс» решил сообщить подробности о своей поездке в Африку, дезавуировать информацию о том, что режим Саддама Хусейна закупал там компоненты для производства ядерного оружия, что стало формальным поводом начала войны в Ираке весной 2003 г. Таким образом, Роув посчитал Уилсона врагом нынешней администрации. Вслед за журналом «Тайм» появилась и публикация в газете «Нью-Йорк таймс» обозревателя Джудит Миллер (подробнее о «Плэймгейте» см. ниже).

По мере увеличения степени влияния Роува на президента росла и его ответственность за все проблемы администрации. По причине этого Буш оставался одним из самых изолированных президентов, практически без широкого штата советников. Фактически Карл Роув и Кэрен Хагес, еще один влиятельный политконсультант в команде Буша, узурпировали право влиять на президента. Естественно, что в Роув задумался всерьез о том, как инвестировать накопленный политический опыт и колоссальное влияние в собственную дальнейшую карьеру.

 

Демократы как оппозиция в 2005 г.

Демократы постарались извлечь максимальный урок из кризисной ситуации 2000 г. В отличие от Альберта Гора, который крайне болезненно пережил свою неудачу в президентской схватке и самоустранился от дальнейшего участия в политике, после поражения в 2004 г. Джон Керри не давал никаких комментариев для СМИ только в течение 11 дней, однако после этого постарался активно включиться в политическую борьбу. Еще более решительно выступил Джон Эдвардс, кандидат в вице-президенты. Вскоре после выборов он выступил на заседании «Клуба ста» (The One Hundred Club) - влиятельной организации демократов штата Нью-Гэмпшир, в ходе которого не только постарался сформулировать основные задачи партии на ближайший период, но и заявил о личных планах продолжать активную политическую борьбу, в центре которой обозначилось стремление оказывать поддержку малому бизнесу. Другим стратегическим решением Эдвардса можно считать переезд его семьи из Вашингтона в родную Северную Каролину, где можно было надеяться на поддержку избирателей. Однако Эдвардс оказался в непростом положении. Оно обозначилось отчетливо во время форума демократов, организованного Гарвардским институтом политики, и в частности, непосредственно Мэри Бес Кэхилл, выступавшей в качестве главного стратега Керри в 2004 г. Во время этой встречи было видно стремление Эдвардса разорвать связи со старой командой. На этом же форуме стало понятно, что на начальном этапе кампании всем возможным кандидатам в президенты от демократов придется выдержать противостояние с Хиллари Клинтон, которой уже в 2006 г. придется переизбираться в сенат. А составить конкуренцию бывшей первой леди поспешили многие влиятельные республиканцы. Например, зять бывшего президента Ричарда Никсона, адвокат, представитель крупного бизнеса Эдвард Кокс. Другим оппонентом Хиллари Клинтон как на выборах 2006 г. в сенат, так и во время возможной президентской кампании мог бы стать бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Об этом он заявил сам в конце августа 2005 г.

Частью предвыборной стратегии Клинтонов можно считать и продвижение книги «Моя жизнь» бывшего президента. К середине 2005 г. объем ее продаж составил 2,1 млн экз. в 40 странах, что принесли около 10 млн. долл. дохода. Впрочем, на планы Хиллари Клинтон занять президентское кресло может повлиять эпизод, который произошел в начале февраля 2005 г. в городе Буфалло, в частном клубе «Сатурн», где она выступала с критикой бушевской реформы социального страхования. Там во время своего выступления она упала в обморок, что успели запечатлеть находившиеся рядом тележурналисты и фотографы.

Однако, предвосхищая политические баталии с участием Клинтон, бывший главный стратег демократов Дик Моррис написал книгу о возможной будущей схватке Хиллари с Кондолизой Райс. А телесеть Эй-би-си выпустила на экраны политический сериал «Главнокомандующий», в котором по сюжету к власти в США после неожиданной смерти действующего президента от сердечного приступа приходит женщина. В связи с возможным участием в предвыборной кампании 2008 г. Хиллари Клинтон и Кондолизы Райс в СМИ нашла широкое отражение и тема женского политического корпуса. Так отмечалось, что в 2005 г. он был представлен одним губернатором, двумя сенаторами, 49 депутатами палаты представителей, а также 4 из 9 судей Верховного Суда. По мнению журналистов, женский республиканский корпус уверенно возглавляют госсекретарь Кондолиза Райс, политический стратег и консультант Кэрен Хьюз, юрист администрации Буша Гарриет Майерс.

В 2005 г. демократическая партия одержала две важные победы на губернаторских выборах в штатах Виржиния (Тим Кейн) и Нью-Джерси (Джон Корзайн). Следует заметить, что Тим Кейн - первый католик, которому удалось стать губернатором в Виржинии. Это вдвойне делает его победу значимой, ведь Виржиния - родной штата популярных проповедников-евангелистов Пэта Робертсона и Джерри Фолуэлла. Знаменательна в этой связи и позиция католической церкви, которая поддерживает экономическую и социальную программу демократов, но резко расходится с ними по проблемам традиционных семейных ценностей, например, абортов. Раньше католики были устойчивой базой демократов (их насчитывается около 75 млн чел. В США), но в последнее время они стали чаще голосовать за республиканцев. В 2004 г. за Буша проголосовало 52% католиков. Впрочем, своей победой Кейн обязан не столько католической церкви, сколько популярности предшественника на этом посту, демократа Марка Уорнера, который стал губернатором в 2001 г., получив поддержку в тех районах Виржинии, которые традиционно относятся к «Библейскому поясу». Именно в его администрации Кейн работал заместителем. Рейтинг Уорнера составлял 70% и только закон штата, запрещающий дважды избираться на этот пост, помешал продолжению политической карьеры столь популярной фигуры. В 2001 г. Уорнер позиционировал себя как любитель музыки в стиле кантри и охоты, что обеспечило ему симпатии рядовых избирателей. Для победы в 2005 г. Кейну пришлось скорректировать свою программу таким образом, чтобы не оттолкнуть от себя сторонников традиционных ценностей. Таким образом, он выступил за ограничение абортов, что не свойственно идеологии демократов. Но именно за это выступает большая часть избирателей в целом по стране. Его кампания продемонстрировала и то, на что готовы пойти кандидаты, на какие отступления от традиционных партийных программ для победы на выборах. По итогам выборов оппонент Кейна от республиканцев Джерри Килгор отстал на 6 %.

Опыт Кейна может быть ценен еще и потому, что в 2006 г. в Пенсильвании католик-демократ Роберт Кэйзи будет бороться с влиятельным сенатором Риком Сэнторумом. И победа будет зависеть как и в Виржинии от тех же факторов. Примечателен и еще один пример того, как изменяется традиционная идеология демократов под влиянием реальных обстоятельств. В штате Коннектикут сенатор Джозеф Либерман - ортодоксальный еврей - обеспечил себе победу на выборах благодаря поддержке католической части электората.

В штате Нью-Джерси, где демократам опять-таки удалось одержать важную стратегическую победу на губернаторских выборах, Джон Корзайн обошел республиканца Дугласа Форрестера, не только политика, но и крупного бизнесмена на 12%. Корзайну не помешал и скандал, разгоревшийся вокруг нетрадиционных связей его предшественника Джима Макгриви. Как и в Виржинии, успех демократов в Нью-Джерси во многом был обусловлен резким падением рейтинга Буша после урагана «Катрина». К примеру, в Виржинии в 2004 г. Буш получил почти 60 % поддержки, а в 2005 г. его Рейтинг там упал до 40%.

В указанный период большую активность проявил еще один заметный участник минувших президентских выборов, Говард Дин, который в начале 2004 г. рассматривался как лидер среди демократов, но потом уступил свои позиции Керри. Но неучастие в основной части предвыборной кампании 2004 г. позволило Дину раньше других вступить в новую схватку. И уже с первых шагов он продемонстрировал свою отличительную способность быстро собирать средства в свой избирательный фонд за счет мелких вкладов (не более 250 долл.) посредством интернета. Это ему удавалось за счет того, что он обещал донорам тратить присланные деньги не на дорогостоящую телевизионную рекламу, а на «людей», то есть на нужды своих реальных избирателей. Такой популизм позволил Дину собрать вокруг себя «новых» людей, преимущественно либералов, но с другой стороны, эта стратегия дистанцировала его от опытных политических лидеров, надежной партийной машины, технологии которой были задействованы командой Керри. «Важно создавать новости, а не быть новостью», - еще один броский лозунг Дина для своих сторонников, но окажется ли достаточным число его сторонников для победы на выборах остается по-прежнему существенным вопросом. В 2005 г. Дин занял важный пост председателя национального комитета демократической партии, что значительно расширило его политические возможности. Социолог, работающий с демократической партией, Корнелл Белчер считает, что для гарантированной победы демократам придется склонить на свою сторону избирателей, проживающих в тех штатах, где выбор в пользу той или иной партии не является стабильным и где проживают по преимуществу белые евангелисты, которые не восприимчивы к экономическим лозунгам демократов, так как считают их антирелигиозными, и, соответственно, не пользующихся доверием.

Лидер меньшинства в сенате, демократ Гэрри Рид в своей предвыборной стратегии решил остановиться на простой и понятной программе: здравоохранение, пенсионное обеспечение, энергетическая независимость.

В конце 2005 г. напомнила о себе дочь Джона Керри Алекс, которая выпустила книгу о том, как она участвовала в кампании своего отца в 33 штатах. Кроме того, ее командой было в 2004 г. отснято 300 часов телехроники, на базе которой Алекс собиралась подготовить и документальный фильм.

Выборы мэров Нью-Йорка и Лос-Анджелеса

Исключением в ряду политических неудач республиканцев в 2005 г. стоит переизбрание на второй срок мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Жители мегаполиса тем самым выразили одобрение тому, как Блумберг участвовал в преодолении последствий событий 11 сентября 2001 г. Но при этом следует учитывать, что мэр потратил на избирательную кампанию рекордную сумму (около 100 млн. долл., из которых 70 млн долл. пошли исключительно на рекламу). Это в 10 раз превысило затраты на кампанию его ближайшего оппонента (демократа Фернандо Феррера).

Но в отличие от Нью-Йорка демократам улыбнулась удача на Западном побережье, где на выборах мэра во втором по величине городе США Лос-Анджелесе (3,9 млн человек) победу одержал Антонио Виллараигоза, представитель латиноамериканской общины. Этот факт заставил более внимательно анализировать латиноамериканский фактор в политике, а наряду с этим и говорить об особой формуле Виллараигозы, которая заключалась в консолидации электората. За Виллараигозу отдали свои голоса 84% латиноамериканцев, половина проживающих в Лос-Анджелесе афроамериканцев, а также половина белых. Впервые такую стратегию политического маркетинга применил Дэвид Динкинс в Нью-Йорке - первый мэр афроамериканец, который победил за счет того, что сумел собрать блок из представителей этнических меньшинств. Победе Виллараигозы способствовали как происходившие ранее масштабные беспорядки в Лос-Анджелесе, а также история 1999 г., когда полицейские в Лос-Анджелесе застрелили Амаду Диалло, что позволило создать эффектный рекламный слоган: «выберем своего для своей же защиты!». Другим лозунгом предвыборной кампании Виллараигозы был «Соединяем коммьюнити». Кстати, даже его фамилия родилась в результате слияния собственного имени Виллар и именем супруги Раигозы, так что идея единения, или соединения органически была близка избранному мэру. Во время выборов он существенно опередил своего оппонента Джеймса Эана (59% против 41%). Победу Виллараигозы журналисты сравнили с тем, как в конце XIX - начале XX вв. ирландцы выдвигали своих представителей во власть, чтобы защитить собственные права.

В отличие от Лос-Анджелеса демократ, пуэрториканец по происхождению Фернандо Феррер не сумел добиться победы в Нью-Йорке, что лишний раз подтвердило: коалицию «черных» и «коричневых» - афроамериканцев и лаиноамериканцев нельзя считать устойчивой, а скорее возникающую под влиянием сильных внешних факторов. Но либо таких факторов в Нью-Йорке не было, либо Феррер не сумел их найти и выгодно представить потенциальной аудитории.


Латиноамериканский фактор в политике и дальнейшая латинизация СМИ

Демократы в целом стали утрачивать избирательный ресурс среди латиноамериканской части населения страны4. Так, если еще в 1996 г. за Доула голосовали только 21% латиноамериканцев, то в 2000 г. этот показатель вырос до 35%, а в 2004 г. - достиг 40%. Увеличилось и общее число голосующих латинос, с 6 млн. - в 2000 г. до 8 млн - в 2004 г. Следующие данные показывают, как изменились предпочтения латиноамериканской аудитории на президентских выборах:

Произошло это по нескольким причинам, во-первых, выросла активность этих избирателей, а, во-вторых, за счет процесса натурализации возросло общее число таких граждан. Если республиканской партии и дальше удастся привлекать на свою сторону латиноамерикансцев, то у демократов может вообще исчезнуть шанс когда-либо стать ведущей партией. Одним из факторов, который привел к поражению Керри заключался как раз в утрате демократами массовой поддержки у латиноамеркианцев. Если бы Керри удалось в 2004 г. одержать победу в Неваде, Аризоне и Нью-Мексико - самых больших штатах с латиноамериканским населением, то он бы стал президентом. Но не только там, но и в своем родном штате Массачусетсе у Керри не было полной поддержки этой части избирателей. Способствовала этому и телевизионная рекламная кампания, которая велась против Керри. Так, в одном из роликов, подготовленном Соза Лионелем - специалистом политического маркетинга, был показан латинский квартал, граничащий с домом Керри в Бикон Хилле. В ролике задавалось только два вопроса по поводу Керри: «Вы его здесь когда-нибудь видели? Он хоть раз побывал на фиесте?».

Масштабную кампанию с использованием латиноамериканского ресурса разрабатывал и проводил Роув. Основной его стратегии была технологи прямых почтовых обращений. Применительно к латиноамериканской аудитории использовались разные уровни. Так, к первому поколению - тем, кто недавно получил гражданство - обращения делались на испанском языке, однако к представителям второго и третьего поколений - уже на английском, так как было отмечено стремление латиноамериканцев к адаптации языка и культуры США. К примеру, даже новый популярный телеканал, рассчитанный на латиноамериканскую аудиторию Си-ТВ (SiTV) и принимаемый в 10 млн домов своим лозунгом провозгласил: «Говорите по-английски, живите по-латински».

Кроме того, данная аудитория была разбита по национально-географическим признакам. Во Флориде шла работа с выходцами с Кубы, в юго-западных штатах - с бывшими мексиканцами. В политических обращениях использовались различные «коды доступа» в соответствии с этническими различиями. Учитывался и фактор религиозной принадлежности: испанские протестанты-евангелисты и романо-католики. По данным испанского центра «Пью» (Pew Hispanic Center), произошло увеличение голосующих за республиканцев протестантов из числа латиноамериканцев с 44% в 2000 г. до 56% - в 2004 г. Под влиянием республиканцев и демократы постарались использовать схожие приемы в борьбе за влияние на латиноамериканских избирателей. Так, проводя кампанию против реформы социального страхования Буша, демократ Говард Дин подготовил и разместили в телеэфире серию роликов на испанском языке. В целом, увеличились расходы обеих партий на выборах 2004 г. Например, на телерекламу на испанском языке обе партии потратили 13 млн долл.

К 2005 г. в США на разных выборных постах находились около 5 тыс. латиноамериканцев. Среди них можно выделить сенаторов Мела Мартинеза, республиканца из Флориды, и Кена Салазара, демократа из Колорадо, которые сумели выиграть на выборах за счет создания многоэтнических и многорасовых альянсов. Еще одним влиятельным латиноамериканцем следует считать губернатора Нью-Мексико Билла Ричардсона.

Религиозный фактор в политике

Несмотря на политические различия, деление на «красные» (республиканские) и «синие» (демократические) штаты, один из сближающих факторов в США остается религиозный. В августе компания «Ньюсуик» совместно с «Белифнет» (Newsweek and Beliefnet) проводила опрос 1004 американцев об их отношении к вере и религии5. В результате выяснилось, что 79% американцев относят себя к верующим, а 64% называет себя религиозными6.

Заслуживают внимания и другие данные. Так, 70% американцев стараются создавать браки с людьми только сходного вероисповедания, еще 19% - к этому стремятся, но допускают исключения, только 10% - полностью готовы на брак с иноверцами, и лишь 1% - допускают брак с атеистами. Эти данные свидетельствуют о все еще прочных религиозных убеждениях.

Впрочем, даже в церкви нет полного единства относительно поддержки Буша. В мае 2005 г. (11.05.2005) газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала статью, в которой шла речь о том, как были отлучены от своей церкви 9 прихожан за отказ поддержать Буша. Произошло это в Северной Каролине, баптистской церкви в городке Ист-Уэйнешвилле.

Ураган «Катрина» и его последствия

И все же главным событием 2005 г. стал ураган «Катрина», обрушившийся на южные штаты. Начало одного из крупнейших стихийных бедствий Америки пришлось на 29 августа 2005 г., в результате которого оказалось затоплено значительная часть всего побережья Мексиканского залива. Но сильнее всего стихия затронула Новый Орлеан, затопленный на 80% в результате прорыва дамбы. Вода стала пребывать туда еще в 16.00 28 августа, но тогда никто не смог спрогнозировать масштаб катастрофы. Первые два дня после катастрофы власти, как на местном уровне, так и федеральном оказались полностью парализованными, не способными решить проблемы, к ним можно отнести и мэра Нового Орлеана Рэйя Нэджина, и президента Буша. Власти также не могли определить, кто же должен нести непосредственную ответственность. Буш сравнил «Катрину» с событиями 11 сентября 2001 г., а журналисты провели иное, более точное сравнение: с пожаром в Чикаго 1871 г., землетрясением в Сан-Франциско 1906 г. «Катрино-национальный позор» - такие заголовки встречались на страницах прессы США. Иным прямым сравнением для «Катрины» был ураган «Эндрю», который обрушился на США в 1992 - год президентских выборов, а некоторые полагают, что именно в результате урагана «Эндрю» Буш-старший, не сумев эффективно справиться с его последствиями, вынужден был уступить и президентское кресло Клинтону. Всего же «Катрина» унесла жизни 381 человека.

События «Катрины» как и в 2001 г. застали Буша в отпуске, кстати, и даты этих трагедий практически совпадают. Прервав отпуск, Буш вернулся в Вашингтон, но собственно впервые в зоне бедствия он побывал только спустя три дня. О происходящем он мог судить по Ди-ви-ди-записям, которые продемонстрировал ему руководитель службы связей с общественностью Белого дома Дэн Бартлетт. В начале сентября 2005 г. Рейтинг Буша упал до рекордно низкой отметки - 38%. Если раньше 63% американцев считали его сильным президентом, то после событий «Катрины» - только 49%.

Ураган «Катрина» вывел вновь на первое место тему нищеты в США. Раньше она практически полностью исчезла из повестки дня СМИ, так как была нерейтинговой. Но после урагана стали снова обсуждать то, что из 300 млн. жителей США - 37 млн чел. живут ниже черты бедности, а этот порог составляет 14,680 долл. в год на семью из трех человек. В этническом отношении наивысший показатель бедности среди афроамериканцев - четверть которых - нищие, и одна пятых всех латиноамеиканцев. Среди белой части населения нищие составляют только 8%. Именно малообеспеченные категории жителей США больше всего пострадали в Новом Орлеане. В освещении событий СМИ обозначился и расовый характер. Так, в телерепортажах, афроамериканцев, грабящих магазины, называли мародерами, а белых - берущих воду и еду для выживания. Критики Буша сразу же отметили, что показатель бедности в годы его правления вырос с 11 до 12,7%, тогда как при Клинтоне этот показатель сократился с 15 до 11%. Одним из наиболее высоких этот уровень был в 1960 г., составлявший тогда 22%.

Примечательно, что преодоление последствий урагана «Катрина» сблизило политических оппонентов. Сбором средств на помощь пострадавшим занялись и Буш-страший, и Клинтон. На восстановление города может потребоваться порядка 200 млрд. долл.

В отличие от Луизианы, губернатор штата Миссисипи Хэйли Барбур сумел лучше справиться с последствиями урагана, что сразу же дало повод рассматривать его кандидатуру на выборах 2008 г. А мэр Рэй Нэджин, который раньше работал в компании Кокс Коммьюникэйшн (Cox Communications) и был избран в 2002 г. для борьбы с коррупцией, создания новых рабочих мест, оказался под огнем критики. Именно его обвинили в том, что он не занимался укреплением дамбы, а приказ об эвакуации отдал на день позже других городов. В конце концов, нести ответственность за произошедшее пришлось и руководителю Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям, республиканцу Джо Олбау, которого Буш вынужден был отправить в отставку.

Для улучшения имиджа и рейтинга команда Буша постаралась сделать все возможное, чтобы обрушившийся на США в середине сентября 2005 г. ураган «Рита» не привел к столь же масштабным бедствиям. Центром операции стал Техас, где была организована показательная эвакуация их Хьюстона под руководством губернатора Рика Перри, а сам Буш все время находился в ситуационном центре, расположенном в штате Колорадо, из которого не только наблюдал за развитием событий, но и руководил ходом спасательной операции. К концу 2005 г. Бушу удалось несколько повысить свой Рейтинг до 39%. Для этого за три недели сентября Буш совершил пять поездок в Луизиану, Миссисипи и Алабаму. Для поддержания имиджа президентской администрации в свой родной штат Алабаму приезжала и К.Райс.

Иным шагом по преодолению негативных последствий урагана в политическом плане стало инициирование дискуссии о возможном месте проведения национального партийного съезда республиканцев в 2008 г. таким местом мог бы стать восстановленный Новый Орлеан, в частности, стадион - «Супердом», который во время бедствия получил печальную известность. Но и демократам проведение своего съезда могло бы быть выгодно именно в Новом Орлеане, на фоне разрушений, что позволило бы напомнить о той беспомощности республиканской администрации. Кстати, похожее произошло и в 2004 г., когда съезд республиканцев проводился в Нью-Йорке, как ответ на вызовы террористов в 2001 г.

Коррупционный скандал и его отражение в СМИ

Уже в апреле 2005 г. в ряде американских газет появились материалы о деятельности суперлоббиста Джека Абрамоффа, тесно связанного с бывшим лидером большинства в палате представителей Томом Делэйем. В частности, в статье газеты «Нью-Йорк таймс» шла речь о передаче крупных сумм денег непосредственно Делэйю за обещание поспособствовать в решении определенных вопросов, прежде всего, связанных с игорным бизнесом. Средства на это Абрамоффу передавали вожди индейских племен, в руках которых находится контроль за игорными домами в США. А «Вашингтон пост» рассказала о том, как Делэй и Абрамофф совершили поездку в Москву на средства нефтяной компании «Нафтасиб».

Историю Тома Делэйя журналисты связали с Бушем. Оба - представляют Техас. В конце концов, под давлением не только общественности, но и республиканцев в палате представителей Делэй подал в отставку с поста лидера большинства и сохранил за собой только статус рядового конгрессмена. В числе тех, кто был объектом лоббирования со стороны Абрамоффа, оказался и Карл Роув. В частности, секретарь Роува раньше работал на фирме Абрамоффа.

При республиканцах количество лоббистов увеличилось в два раза, по сравнению с 2000 г., также республиканская партия стала собирать в два раза больше средств от лоббистов, чем демократы. Стратегией республиканцев даже начала строиться на том, чтобы деньги лоббистов шли исключительно на представителей их партии. Следствием и увеличения самих лоббистов, и средств, направляемых на республиканцев, стало и расширение фактического присутствия республиканцев, прежде всего в палате представителей. Слово Кей-стрит (K Street) - место, где в Вашингтоне располагаются основные фирмы лоббистов, стало наиболее часто упоминаемым в СМИ.


«Плэймгейт» и его последствия

Одним из главных фигурантов политического скандала, связанного с обнародованием через СМИ имени агента ЦРУ Валери Плэйм стал глава администрации вице-президента Дика Чейни Льюис Либби. Именно его имя назвали журналисты нескольких влиятельных изданий США как источника в Белом доме, предоставившего сведения, иными словами, допустившего утечку информации, не подлежащей разглашению. Другим фигурантом был Карл Роув. Однако ему удалось в итоге дистанцироваться от скандала, и пострадавшим оказался только Либби7.

Ключевая роль в «Плэймгейте» принадлежит Дику Чейни - одному из самых влиятельных вице-президентов в истории США. Либби неоднократно сравнивал Чейни с Черчиллем, полагая, что им обоим выпала судьба защищать свои страны: одному Британию от нацистов, другому США от исламо-фашистов. Себя же Либби сравнивал талантливым британским разведчиком, который в
1930-е гг. собирал досье о разработке Германией атомной бомбы, чтобы тем самым втянуть США в войну против нацистов. Именно Либби было поручено собирать сведения об Уилсоне и его жене. Кстати, как и Клинтоны Либби учился в Йельском университете, а его профессором был Пол Вулфовитц, который и помог ему в карьерном продвижении. Главным для Либби стало не распространение на Ближнем Востоке демократии, а защита интересов США.

За отказ назвать источник информации обозреватель «Нью-Йорк таймс» Джудит Миллер провела 85 дней в тюрьме и только после того, как получила согласие от самого Либби на обнародование имени, была выпущена на свободу. Однако вскоре ее уволили из газеты, в которой она работала с 1977 г., где получила Пулитцеровскую премию за серию публикаций о глобальном терроризме. В газете посчитали, что она вела двойную игру с администрацией Буша. Таким образом, от нее отвернулась и команда Буша, и руководство газеты. В свое время Миллер опубликовала в «Нью-Йорк таймс» статью и о том, что Россия могла способствовать созданию Хусейном биологического оружия, в частности, предоставляя ему бактерии оспы8.

После отставки Либби новым главой администрации Чейни стал Дэвид Эддингтон, который находился рядом с Чейни с 1980 г. Тогда Чейни был еще конгрессменом, а Эддингтон - юристом комитета по безопасности. Именно он подготовил служебную записку генеральному прокурору Альберто Гонсалезу, что по отношению к «Аль-Каеде» и Талибану не должны применяться Женевские конвенции.

«Плэймгейт» и его обсуждение в СМИ напомнили общественности и о вовлеченности Чейни в скандалы, связанные с военными преступлениями в Ираке. Эта тема была подхвачена оппонентом Буша Джоном Маккейном, который вел кампанию против применения пыток в отношении задержанных в подозрении в связях с террористами. Свою позицию он объяснял тем, что применение пыток США может спровоцировать ответные действия по отношению к американским военнослужащим. но также и Кондолиза Райс заявила, что военные преступления вредят имиджу самого Буша.

В самом начале 2005 г. заслуженное наказание по решению военного трибунала, который прошел на военной базе Форт-Худ в Техасе, понес обвиненный в совершении военных преступлений бывший капрал Чарльз Грэнер. Наказание также получила и сослуживица Грэнера Линнди Инглэнд.

Впрочем, не всегда американские СМИ выглядели безупречно, освещая иракскую кампанию. После опубликования на страницах журнала «Ньюсуик» 9 мая 2005 г. статьи журналистов Майкла Исикоффа и Джона Бэрри о фактах надругательства американских военнослужащих над Кораном на базе Гуантанамо в Афганистане и других мусульманских странах прошли массовые волнения. В результате главному редактору «Ньюсуик» Марку Уайтейкеру пришлось приносить публичные извинения. Анализируя этот факт, профессор Французского института прессы при университете Париж-2, ведущий специалист по проблемам медиа-этики Клод-Жан Бертран, заключил, что американские СМИ пребывают в кризисе. Это связано и с провокационным освещением тех фактов, которые были на Гуантанамо, а также явно сфабрикованных материалов.


Трудности республиканской партии

Основными трудностями президента Буша в 2005 г, а также всей республиканской партии можно считать высокие цены на топливо, огромная стоимость восстановительных работ на побережье Мексиканского залива в результате урагана «Катрина», неудачи в Ираке. Вместе эти проблемы могут поставить Буша в один ряд с теми президентами, которые потерпели политическое фиаско как раз во время своего второго срока нахождения во власти: Р.Рейган - скандал «Иран-контрас», Б.Клинтон - скандал «Моникагейт». Социолог Фрэнк Лунц, разрабатывавший стратегию прихода к власти республиканцев в 1994 г., в частности создавший проект «Контракт с Америкой» (Contract with America), предвидит поражение республиканцев во время промежуточных выборов 2006 г.9

Завершился 2005 г. очередными трудностями для республиканской администрации, косвенно опять-таки связанные с Ираком10, борьбой с терроризмом. Поводом стала попытка продлить действие Патриотического Акта, в ходе которой выяснилось, что Буш фактически узаконил прослушивание телефонных переговоров американцев. Эта спровоцировало даже начало дискуссии о возможной процедуре импичмента. Итогом стало лишь пролонгировние действия этого документа на полгода, что скорее отсрочило, чем решило вопрос.

Не добавило политических очков республиканцам и провал референдума в Калифорнии, где избиратели отказали в поддержке инициативам губернатора-республиканца А. Шварценнеггера по сокращению бюджетных расходов (после триумфального его избрания на эту должность в 2003 г.), что можно считать фактическим выражением недоверия республиканской политике в одном из ключевых штатов. И как следствие усилились позиции его политического оппонента, демократа Фила Энджелайдса.

Таким образом, стратегией республиканцев на 2006 г. было провозглашено не только желание добиться окончательной победы в Ираке, но и борьба за новые, более позитивные телеимиджи. Это стало актуальным в связи с событиями в Новом Орлеане, когда американцы увидели на телеэкранах плавающие тела собственных граждан, бездействие властей, хаос в одном крупных городов. Кроме того, республиканцы провозгласили своей программой сокращение разрыва между партией и избирателями, между «красной» и «синей» Америкой.

Частью этой наметившейся коммуникационной стратегии стали и весьма частые совместные появления перед телекамерами двух президентов-предшественников, Буша-отца и Билла Клинтона (во время похорон Папы, после урагана «Катрина»), что должно, вероятно, продемонстрировать стремление к сближению политических сил перед общими вызовами нынешнего века.

Непрерывная избирательная кампания, черты которой только формировались в последнее десятилетие прошлого века, ныне стала реальностью. В 2005 г. фактически взяла старт новая президентская кампания 2008 г., промежуточным этапом которой станут выборы 2006 г. Именно поэтому СМИ США так активно пытались определить шансы потенциальных кандидатов на президентское кресло в Белом доме, детально анализируя достижения и неудачи ведущих представителей республиканской и демократической партий. В этой связи уже обозначилась одна из основных тем на предстоящий политический сезон - внутренняя политика.

 

Возможные кандидаты в президенты от демократической партии на выборах 2008 г.

Говард Дин, бывший губернатор штата Вермонт (Howard Dean)
Джон Керри, сенатор от штата Массачусетс (John Kerry)
Хиллари Клинтон, сенатор от штата Нью-Йорк (Hillary Clinton)
Барак Обама, сенатор от штата Иллинойс (Barack Obama)
Нэнси Пелоси, лидер меньшинства в Палате представителей (Nancy Pelosi)
Гэрри Рид, сенатор от штата Невада (Harry Reid)
Эдвард Ренделл, губернатор штата Пенсильвания (Edward Rendell)
Марк Уорнер, бывший губернатор штата Виржиния (Mark Warner)
Джон Эдвардс, сенатор от штата Северная Каролина (John Edwards)


Возможные кандидаты в президенты от республиканской партии на выборах 2008 г.

Джон Маккейн, сенатор от штата Аризона (John McCain)
Джордж Патаки, губернатор штата Нью-Йорк (George Pataki)
Кондолиза Райс, государственный секретарь (Condoleezza Rice)
Карл Роув, заместитель главы Администрации Белого дома (Karl Rove)
Рик Сэнторум, сенатор от штата Пенсильвания (Rick Santorum)
Билл Фрист, сенатор от штата Теннеси (Bill Frist)
Арнольд Шварценнеггер, губернатор штата Калифорния (Arnold Schwarzenegger)


1. Карл Роув родился в семье геологоразведчика, который всю жизнь занимался поиском нефти в период бэби-бума. От отца Роув унаследовал страсть к изучению деталей, а также любовь к истории. Но отец еще в детстве Карла ушел из семьи. Поэтому Карлу с его родным братом пришлось искать кого-то, кто мог бы им заменить отца. Еще в юном возрасте Карл стал работать на республиканцев, близко сошелся с семьей Бушей. Однажды, в 1973 г. Буш-отец поручил Карлу встретить на их машине сына, который возвращался из колледжа домой на каникулы, чтобы вместе с семьей отметить День благодарения. Так, на вокзале и произошла та первая встреча молодых людей, которая определила характер их отношений на все последующие годы. Считается, что Карл сумел разглядеть в Буше-младшем харизматические черты лидера. Идеи Роува формировались под воздействием Р.Рейгана и Б.Голдуотера. В 70-е гг. Роув и Буш строят свои карьеры: один в нефтяном бизнесе (Буш), а другой в политическом консалтинге (Роув). Именно в тот период Роув осваивает технологии прямого маркетинга, которые позволяли ему быстро и эффективно собирать средства на партийные нужды.

В начале 90-х гг. Роув создает новую идеологию - сострадательного (или благотворительного) консерватизма. В ее основе лежала идея соединения крупных капиталов хьюстонских и далласских нефтяных корпораций с консервативными ценностями и религиозными принципами небольших техасских городков. Кроме того, предлагалось заменить государственные программы социальной поддержки и образования на церковное милосердие, сбор пожертвований, а также усилить систему личных накоплений. В отношении правительства стал применяться реформаторский подход, т.е. не воевать против своего же правительства, а его последовательно реформировать. Эта разработанная Роувом идеология последовательно воплощалась в жизнь в течение 15 лет сначала на уровне штата Техас, а после 2000 г. и в масштабах всей страны.

2. www.ilovekarlrove.com

3. К примеру, за совместный обед с Роувом его почитатели должны были вложить 4 тысячи долл., и еще одну тысячу за общую фотографию.

4. Этнический состав населения США в настоящий момент выглядит следующим образом:

Белые - 68 %
Латиноамериканцы - 14 из них 7,7 % родились в США, 6,2 % - приехали в США
Афроамериканцы - 12 %
Азиаты - 4 %
Иные - 2 %

Всех латиноамериканцев можно разделить на следующие группы:

63 % - мексиканцы
10 % - пуэрториканцы
4 % - кубинцы
3 % - сальвадорцы
3 % - доминиканцы
4 % - из других стран Центральной Америки
5 % - южноамериканцы
8 % - иные. 

5. Newsweek. 2005. September 5, p. 48.

6. По отношениям к религиозным конфессиям соотношение выглядело следующим образом:

33 % - евангелисты-протестанты
25 % - протестанты
22 % - католики
5 % - христиане других течений
1 % - иудаисты
1 % - исламисты
3 % - не христиане
6 % - атеисты, агностики, нерелигиозные
4 % - не определенное отношение к вере.

7. Суть нашумевшей истории такова. В феврале 2002 г. Вашингтон искал повод для развязывания войны против Ирака. От ЦРУ поступила информация, что С.Хусейн мог приобрести в Нигере уран для производства оружия массового поражения. Было решено для сбора сведений отправить в Нигер посла по особым поручениям Джозефа Уилсона, который хорошо знал этот регион. Ранее Уилсон был послом США в Габоне. Однако его миссия не принесла результатов, точнее он не нашел подтверждения таких сделок. В последующем Дик Чейни утверждал, что ему ничего не было известно о такой поездке. Но сам он предпочел полагаться не на данные ЦРУ и ФБР, которых он обвинял в бездействии, а на собственных советников, к которым относились министр обороны Дональд Рамсфельд, заместитель министра обороны Пол Вулфовитц, Льюис Либби, советник Рамсфельда по вопросам политики Дугласа Фейта. Именно с их помощью велась фактическая подготовка к войне. Кстати, .Либби работал с Диком Чейни еще в тот период, когда тот был министром обороны во время президентства Буша-старшего. Уже в тогда возникали противоречия с главой начальников штабов Колином Пауэллом по поводу способов выдворения Хусейна из Кувейта: силовым или переговорным. Но 6 июля 2003 г. Уилсон выступил на страницах газеты «Нью-Йорк таймс» с собственной статьей, в которой рассказал о подробностях поездки в Нигер, ее результатах. В Белом доме расценили этот шаг как агрессию против Буша и Чейни. В марте 2003 г. в Ираке начались военные действия. А в 2005 г. было назначено расследование всех обстоятельств этого дела, для этого был назначен специальный прокурор Пэтрик Фицджеральд. В отместку Уилсону и произошла утечка информации о Валери Плэйм - агенте ЦРУ, которая работала в специальном департаменте, изучающим вопросы распространения оружия массового поражения в мире. Считается, что именно она способствовала назначению своего супруга-дипломата для совершения ответственной миссии в Нигер.

8. CIA Hunts Iraq Tie to Soviet Smallpox // The New-York Times

9. Newsweek. 2005. October 10, p. 24.

10. Число погибших в Ираке только гражданских лиц к лету 2005 г. составило 24 тысячи человек. С марта 2003 г. по ноябрь 2005 г. в Ираке погибли 2086 американских военнослужащих и 15568 получили ранения. К концу 2005 г. американский военный контингент в Ираке насчитывал 169 тысяч человек.