Languages

You are here

Италия: СМИ в 2006 г.

Научные исследования: 

Italy: mass media in 2006

 

Урина Наталия Валентиновна
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, natalia_urina@mail.ru.

Natalia V. Urina
Ph D, senior research assistant at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of journalism, Moscow State University, natalia_urina@mail.ru.

 

Аннотация
В статье рассматриваются итальянские СМИ в контексте политической борьбы в период предвыборной кампании 2006 г. Всесторонне анализируются расстановка политических сил и их медийное обеспечение, выявляются особенности формирования имиджа партийных лидеров. Также уделено внимание основным тенденциям развития СМИ, в том числе РАИ, ведущим издательским группам и положению на рекламном рынке.

Ключевые слова: СМИ Италии, выборы 2006 г., ТВ РАИ, издательские группы.

Abstracts
The article examines the Italian mass media in the context of the political rivalry during the election campaign 2006. The author analyses the political forces alignment and the media support, discovers the particularities of political leaders’ image-building. Attention is also paid to the main mass media development trends, including the RAI television, the leading publishing groups and the state of the advertising market.

Key words: Italian media, elections 2006, RAI television, publishing groups.

 

Парламентские выборы стали ключевым событием политической жизни Италии в 2006 г . Однако их тема заняла значительное место в СМИ задолго до начала официальной предвыборной кампании. На протяжении 2004-2005 гг. она постоянно звучала и в связи с выборами в Европарламент, и с региональными, и с местными. Их результаты тщательно анализировались СМИ с прицелом на будущее, а успехи и просчеты партий и их лидеров заинтересованно обсуждались.

 

СМИ в контексте политической борьбы
Парламентские выборы стали ключевым событием политической жизни Италии в 2006 г . Однако их тема заняла значительное место в СМИ задолго до начала официальной предвыборной кампании. На протяжении 2004-2005 гг. она постоянно звучала и в связи с выборами в Европарламент, и с региональными, и с местными. Их результаты тщательно анализировались СМИ с прицелом на будущее, а успехи и просчеты партий и их лидеров заинтересованно обсуждались.
В ходе разрушительных процессов в политической системе начала 1990 гг. не только менялось отношение итальянцев к партиям и возникавшим союзам, к представителям нового политического класса, но и все отчетливее проявлялась поляризация их мнений. Так, по данным исследования SWG, в 2005 г . половина итальянцев (50%) сохраняла уверенность в значимости политических партий, назначение которых они связывали с обеспечением демократии, а 44% жителей страны, наоборот, не признавали их ценности. Что касается взаимоотношений правящего большинства и оппозиции, то 48% итальянцев высказались за диалог между ними, а 47% ? за то, что большинство должно самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на оппозицию1. Таким образом, в этих вопросах мнение итальянцев разделилось почти поровну. Но и та, и другая часть электората активно включились в предвыборные баталии, в ходе которых опять почти поровну размежевались в своих симпатиях к левым и правым.
Феномен политической поляризации придавал особую значимость проблеме конфигурации коалиций и союзов, успешное решение которой могло обеспечить перевес на выборах. И не случайно она была в центре внимания прессы. Правоцентристы, несмотря на некоторые разногласия, были объединены вокруг партии Берлускони «Вперед, Италия» (Forza, Italia), лидерство которого было почти бесспорным. Левоцентристы были в более трудном положении, поскольку по ходу событий возникали различные варианты союзов. С лидерством тоже были затруднения, и поэтому в конце 2005 г . левые впервые в политической практике Италии прибегли к «праймериз», в результате чего левый блок «Союз» (Unione) возглавил Романо Проди. Помимо собственно избирательных проблем, связанных с формированием двух резко противостоящих многопартийных коалиций, большое значение приобрели озвученные позиции США и Ватикана, Конфиндустрии и европейских организаций.
Практика «праймериз» была не единственным новшеством этой кампании. В декабре 2005 г . был принят закон2, внесший изменения в избирательную систему в сторону пропорционального представительства и тем самым оказавший существенное влияние на расстановку сил в парламенте не в пользу правящего большинства. Сыграл свою роль и так называемый «закон Тремалья» 2001 г.3, на основании которого партиями была развернута беспрецедентная избирательная кампания за рубежом, в результате которой в парламенте получили представительство итальянцы, проживающие в других странах (6 сенаторов и 12 депутатов).
Поскольку блоки были персонализированы, то особое значение приобрели имиджи лидеров. По сравнению с выборами 2001 г . образ Берлускони с учетом прошлых просчетов был несколько подновлен. Теперь Берлускони предстал не только как успешный предприниматель, но и как жесткий политик. При этом неизменными остались его человеческие качества: верность друзьям, отзывчивость. Он ? человек современный, но тяготеющий к традиционным ценностям, прежде всего семейным (его мама была активной участницей кампании). На популярность Берлускони работали самые различные механизмы.
В 2005 г . в издательстве «Мондадори», принадлежащем ему, вышла в свет книга «Берлускони, я тебя ненавижу», в которой были собраны нелицеприятные антиберлусконизмы, «нанесенные премьер-министру левыми оскорбления, переданные АНСА» и призванные показать, насколько глупы и жестоки противники в своих аргументах. Например, Ди Пьетро считает, что «Берлускони ? это как СПИД. Если ты знаешь, что это такое, ты его избегаешь». И это не самое сильное из сказанного. Поэтому Берлускони, «современный медийный Мазаньелло», как назвал его Галли делла Лоджа, не скупился на похвалы в свой адрес. В телепрограмме «Матрикс» он без тени иронии заявил, что «только Наполеон совершил больше меня» (Кдс 11-02-06). По мнению Гавронски, человека из близкого окружения Берлускони, который был пресс-секретарем в его первом правительстве, а затем стал депутатом от «Вперед, Италия» в Европарламенте, у Берлускони есть неоспоримые преимущества перед Проди прежде всего потому, что Берлускони сам по себе ? это «человек-новость». Он ? аномальный персонаж, не похожий ни на кого другого, он уникален на международной сцене, хотя у него сложные отношения с зарубежной прессой4.
Если имидж Берлускони обновлялся, то имидж Проди, по существу, лепился заново. В основном, он обрел контуры к «праймериз». По свидетельству Джулиано Сантагата, куратора той кампании, надо было свести воедино два измерения в образе Проди: государственного деятеля, за плечами которого десятилетие европейской политики, и кандидата для всех итальянцев, близкого им и понятного5. В результате в отличие от Берлускони Проди предстал человеком науки и добряком, человеком прихода, а не ватиканской иерархии, как Берлускони. Его окружение - интеллектуалы, деятели науки и культуры, например, Умберто Эко и Джанни Моретти, журналистская элита, с одной стороны, и простые итальянцы, «жертвы» берлускониевской политики, с другой. Если Берлускони в большей мере олицетворял свою партию «Вперед, Италия», чем весь правый блок, где «Лига» четко ассоциируется с Босси, а «Национальный альянс» ? с Фини, то Проди, у которого не было своей партии, представлял весь левый блок «Союз». СМИ постоянно акцентировали внимание на всех различиях в имиджах Берлускони и Проди (от темперамента до шкалы ценностей) и широко использовали их в качестве дополнительных аргументов в предвыборных схватках.
Однако нельзя не отметить того, что внимание итальянцев было приковано не только к имиджам лидеров, но и к их программам, в том числе в сфере СМИ. Конечно, ведущее место в них отводилось социально-экономическим проблемам, но это не умаляет значимости и других вопросов, нашедших в них отражение. Безопасность и судопроизводство, внешняя политика и отношения церкви и государства. Самое пристальное внимание было приковано к проблемам экономики и развитию социальной сферы, программам по развитию Юга Италии. Рынок СМИ, вопросы свободы прессы и судьбы итальянского телевидения, прежде всего РАИ, тоже не были обойдены ни в одной из программ. Особенно усердно они были проработаны левыми и затем вошли в их правительственную программу «На благо Италии» ("Per il bene dell'Italia"), 11-я глава которой целиком посвящена проблемам ТВ и информации (pp. 259-265). В ней наряду с неоспоримыми тезисами о праве итальянцев на коммуникацию и праве быть информированными содержалось немало острых дискуссионных вопросов. В основном, речь идет о наведении порядка в системе СМИ и судьбе закона Гаспарри, принятого в 2004 г ., о телевизионной биполярности и об общественном телевидении РАИ. Слабость и уязвимость предлагаемых решений состояла в том, что они носили зачастую деструктивный характер, поскольку были вызваны не столько целесообразностью, а сколько откровенным антиберлусконизмом и полным неприятием всего, что было сделано правительством Берлускони.
Многие наблюдатели, как, например, Галли делла Лоджа, сходились во мнении, что «кампания не будет нормальной». Ее организация потребовала немало усилий как со стороны специалистов-политтехнологов, так и СМИ. Последние усиливали агрессивный характер кампании, который был присущ как левым, так и правым. Никто не придерживался тактики «катеначчо», каждый работал на сокрушение противника. У правых тон задавала партия Берлускони. В его команде были «нападающие», которые занимались критикой левых, и «защитники», которые пропагандировали успехи правительства.
Естественно, в кампании каждый из блоков отводил большое место СМИ, которые активно включены в политические баталии и даже составляют так называемую «журналистскую партию» ("partito giornalisti"). Блок правых «Дом свобод» (Casa delle Libert?), в основном, делал ставку на телевидение. Что касается печати, то общеизвестная напряженность в отношениях Берлускони с некоторыми ведущими итальянскими газетами и журналами, сулила ему немало неприятностей. Усиливали этот фронт многие западноевропейские издания, которые отличаются стойким антиберлусконизмом. Среди них выделяется английский «Экономист», который Берлускони называет «Экомунистом». И вообще он не раз высказывал свои претензии к корреспондентам, аккредитованным в Италии, в том числе и парижской «Монд»6. Левый блок «Союз» помимо телевидения в лице РАИ рассчитывал на существенную поддержку газет (в чем не ошибся), а также интернет-ресурсы.
Деятельность СМИ в период официальной предвыборной кампании регулировалась нормами закона "рar condicio" и постановлением Ведомства по гарантиям в коммуникациях в ходе нынешней кампании7. В соответствии с ними должно было обеспечиваться равное представительство кандидатов в эфире, возможные сроки и формы политической агитации. Несмотря на это нарушений и разного рода ухищрений было отмечено достаточно много от обоснованных до абсурдных.
В печати было очевидное размежевание по блокам. В стане левых ? «Репубблика», «Эспрессо», «Унита», «Эуропа», «Либерационе», у правых ? «Джорнале», «Либеро», «Фольо», «Панорама», «Опиньоне». Католическая пресса, в основном, была солидарна с правыми. «Стампа», например, писала, что «религиозное радио молится за Берлускони», а это 10 млн слушателей8. Даже «Коррьере делла сера», кот орая традиционно претендует на роль газеты над схваткой, своеобразного «третьего полюса», открыто заявила о своей политической позиции. 8 марта, за месяц до выборов в газете была опубликована статья ее директора Паоло Миели «Выбор 9 апреля». В ней речь шла о том, что газета отдает предпочтение левоцентристам, поскольку правительство Берлускони больше заботилось о себе, чем о стране, поэтому нужна смена власти, а коалиция Проди внушает доверие, хотя и с оговорками. Статья Миели вызвала ожесточенную полемику, в ходе которой высказывались самые противоречивые мнения, но то, что она сыграла свою роль, очевидно. В целом в прессе шла бурная политическая дискуссия, в которую были включены большие силы: политологи (Э.Галли делла Лоджа, С.Романо, дон Баджет Боццо, Дж.Сартори), деятели культуры (У. Эко, Д. Фо, Н. Моретти), ученые, журналистская элита (П. Миели, Э. Мауро, Дж. Ансельми, Э. Скальфари).
Интернет, по мнению некоторых специалистов, был недооценен партиями, но левые все-таки были успешнее. Заслуживают внимания, конечно, блоги, как, например, блог популярного актера Беппе Грилло,входящий в двадцатку мировых лидеров а также активность онлайновых СМИ, в частности ежедневных газет («Репубблики» и «Коррьере делла сера»), которые использовали весь мультимедийный арсенал.
Однако ничто не могло соперничать с телевидением, которое остается любимым СМИ итальянцев. Новым в предвыборной кампании стали тщательно спланированные и регламентированные теледискуссии в американском формате ? «дуэли по-американски» лидеров блоков Берлускони и Проди. Они были доверены ведущим журналистам и привлекли к себе пристальное внимание избирателей и прессы. Первая дуэль состоялась 14 марта, вторая ? 3 апреля. Мартовская дуэль, модератором которой был Клементе Мимун, собрала у экранов более 16 млн итальянцев (ТВ доля ? 52,13%). Вопросы, которые задавали журналисты Марчелло Сорджи из «Стампы» и Роберто Наполетано из «Мессаджеро», прежде всего касались налоговой политики, занятости, иммиграции, конфликта интересов и т.д. Оценка, которую получили лидеры на страницах ведущих газет, была абсолютна предсказуема: победу Проди присудили «Репубблика», «Стампа» и «Мессаджеро», воздержались ? «Коррьере делла сера» и «Соле 24 оре», отдала победу Берлускони «Джорнале». Вторая, апрельская дуэль, вопреки ожиданиям, не привлекла к себе такого внимания, как первая. Ее смотрели 12 млн человек, а доля составила 42,10%. Что касается содержательной стороны диалога, то в оценках единодушия не было, поскольку лидерам не удалось удержать планку на высоком уровне. Свидетельствуют об этом, в частности, материалы «Коррьере делла сера», в которых аналитики выставляли им баллы, определяя удачные и неудачные ответы9.
На протяжении всей кампании особой популярностью пользовались такие передачи, как "Porta a porta" c ведущим Бруно Веспа на РАИ 1, "Matrix" с Энрико Ментана на Канале 5 и "Otto e mezzo" с Джулиано Феррара на Ла 7. Большой резонанс вызвала передача «Рок-политика», которую вел Адриано Челентано на РАИ еще до начала официальной кампании и которая была воспринята Берлускони как очернительская. Такую же реакцию у него вызвали и многие сатирические передачи.
Наряду с дискуссиями большой резонанс получили незапланированные скандальные истории, которые, в основном, были связаны с Берлускони и которые были достаточно эффективно использованы его противниками. К таковым можно отнести прежде всего скандал с Лючей Аннунциатой в эфире 12 марта на РАИ 3 в передаче "Mezz'ora". В ответ на довольно агрессивные вопросы ведущей Берлускони сказал, что он не будет разговаривать в таком тоне и покинул студию. Пристрастность и необъективность Аннунциаты, поддерживающей левых, по мнению Берлускони, явились лучшим подтверждением того, что утверждения о его контроле над РАИ являются голословными. Еще более шумно было встречено брошенное Берлускони в адрес избирателей, симпатизирующих левым, вульгарное и оскорбительное "coglioni". Хорошо организованная волна возмущения прокатилась не только по Италии, но и за рубежом, что, несомненно, прибавило очки левым. Добавила негатива и резкая полемика Берлускони с Конфиндустрией в конце марта, с одной стороны, и покровительство Буша, с другой.
Поведение Проди в отличие от рассорившегося со всеми Берлускони было более уравновешенным, а потому и общее впечатление было более благоприятным, хотя и пресноватым. Свои просчеты и находки в кампании были и у левых, и у правых. В определенной мере победа первых была обусловлена не столько своей хорошей игрой, сколько промахами правых. Безусловно, правые недооценили роль печати и дали в конце фору левым неудачными высказываниями Берлускони и его нервозностью, вызвав всплеск активности левого электората. В то же время на счет левых можно записать то, что они оперативно и удачно использовали промахи правых, чем компенсировали свои просчеты.
Кампания у левых носила откровенно антиберлускониевский характер. Это была кампания не «за», а «против». И не столько против всего блока, сколько против личности лидера. Об этом откровенно говорил один из левоцентристских лидеров Рутелли в начале кампании: «Сегодня не только открытие предвыборной кампании, для нас 25 февраля может и должно стать началом очень важного пути для освобождения Италии от Берлускони»10. Правые не концентрировали свое внимание на личности Проди, они выступали против коммунистов, и напоминали об угрозе демократии в случае их победы. Следует отметить, что антикоммунистический пафос был достаточно архаичным и в некотором смысле похожим на тот, который пронизывал предвыборную кампанию 1948 г . Накал страстей был весьма высок, игра шла не всегда по правилам и президент Чампи вынужден был призывать контролирующие органы к бдительности, а политиков к спокойствию и уравновешенности.
Накануне выборов Ренцо Розати в «Панораме»11 не случайно писал, что закрывается занавес «худшей избирательной кампании в республиканской Италии», которая шла на повышенных тонах и с той, и с другой стороны. Правда, в начале ее активнее были левоцентристы, а в конце Берлускони попытался заполонить собой всю сцену. Это была чрезмерная доза пропаганды и с той, и с другой стороны одинаково. Но это характерно для всех стран. В конечном счете, Берлускони и Проди представили две модели развития Италии, очень разные и очень узнаваемые. Схематично, по мнению Розати, «Союз» сконцентрировался на нормах, обязанностях и государстве, а «Дом свобод» на рынке, правах и индивидах. Хотя рынок не может существовать без норм, как и права без обязанностей. Италия Проди базируется на равноправии (базовой ценности социализма), Италия Берлускони ? на свободе (базовой ценности либерализма). Однако, считает автор, все обещания будут скорректированы Европой и рыночной конкуренцией, особенно в экономической части. Но в программах все, что связано с финансами и налогами, с государственным аппаратом обретает магическую силу. И в конечном счете, избиратель должен обо всем этом думать. Насколько смог оценить избиратель все сказанное и увиденное в ходе кампании и какой выбор сделал, дали ответ лишь результаты голосования. А они, вопреки многочисленным опросам и прогнозам, оказались неожиданными.
При высокой явке (83,6% населения, т.е. около 40 млн чел.), по существу, победителей определял фотофиниш ? настолько малым оказался разрыв между блоками. Правая коалиция, оказавшись заложницей нового избирательного закона, отказывалась признать результаты, обвиняя левых в подтасовке голосов. Однако после решений Кассационного суда, дополнительных подсчетов и т.д., была вынуждена не столько признать свое поражение, сколько дать возможность левым занять пульт управления страной. В конечном счете, «Союз» Проди получил 158 мест в сенате и 348 ? в палате депутатов, а «Дом свобод» Берлускони ? 156 и 281 место соответственно. Однако, как утверждают аналитики, если бы распределение мест в парламенте шло в соответствии с законом 1993 г ., то большинство составила бы правая коалиция12.
Результаты выборов, свидетельствовавшие о победе левых с минимальным перевесом, вызвали в СМИ еще более ожесточенные дебаты, чем это было в их преддверии, и внесли изменения в характер политической дискуссии. Продолжавшаяся «политическая лихорадка» способствовала еще большей напряженности в СМИ. Во-первых, речь шла о выборе председателей палат парламента (палату депутатов возглавил Фаусто Бертинотти от «Коммунистического возрождения», а сенат ? Франко Марини от левоцентристской партии с флористским названием «Ромашка»), а также президента республики (одиннадцатым президентом Итальянской республики стал Джорджо Наполитано, один из лидеров ИКП в прошлом). Во-вторых, с назначением премьер-министра, которым стал Романо Проди и формированием правительства. И в-третьих, с административными выборами и референдумом. Последним кампаниям придавалось огромное значение, поскольку все ждали решающего голоса электората, который имел возможность еще раз высказаться либо в поддержку левых, ощущавших шаткость своего преимущества, либо продемонстрировать солидарность с правыми, жаждавшими реванша. Однако, несмотря на то, что правые включили в действие весь медийный арсенал, успеха, который означал бы кардинальное изменение ситуации, добиться им не удалось. Правая пресса, окрестившая новое руководство страны «политбюро Итальянской республики», вынуждена была входить в роль оппозиционной силы, а левая продвигать политику «Союза», направленную на отказ от всего, что было сделано предшественниками.
Первые оценки прессы затем сменились более или менее глубоким анализом. Объединила все мнения в целом негативная оценка кампании вплоть до «выборного апокалипсиса», во всяком случае удачной ее не назвал никто. Практически все издания на протяжении года публиковали на своих страницах аналитические материалы известных политологов, специалистов в области политической коммуникации, массмедиологов. В центре их внимания - новая политическая ситуация почти при равном представительстве противоборствующих блоков. Что это: раскол или свидетельство демократичности итальянского общества. В этом плане проблема единства Италии остается актуальной до сих пор не только в связи с федералистскими движениями.
«Две Италии» ? весьма модный сейчас тезис, по сути, существовал на протяжении всей истории государства после того, как исчез «лоскутный сапог», воспетый Джусти. В Х1Х в. говорили о "paese reale" и "paese legale", в ХХ в. ? сначала об Италии фашистской и Италии антифашистской, затем ? об Италии католической и Италии коммунистичесой. Теперь же - о левой и правой, вновь о "paese reale" и "paese legale", а также появлении третьей страны ? "paese mediatico", что весьма примечательно. Правда, "paese mediatico", если таковая есть, вряд ли может считаться единой.
Сразу после выборов в «Коррьере делла сера»13 появилась весьма характерная статья известного социолога Ренато Мангеймера «Драматические выборы, которые раскололи страну». В ней нашла отражение преобладавшая точка зрения в журналистских и политических кругах. Правда, пути решения проблемы предлагались разные. Одни, исходя из наличия двух Италий, полагали, что существует «необходимость объединиться» (например, Галли делла Лоджа), другие, отрицая наличие двух Италий, предостерегали от превращения обычной политической борьбы партий в гражданскую войну (как, например Франческо Паоло Казавола), а третьи говорили о «неправильно понятом биполяризме» в Италии (как, например, Джованни Сартори).
В дискуссиях часто звучал вопрос и о факторе двух "К" ? коммунизме (правые переоценили его устрашающую силу) и католицизме (фактор сдерживания для левых), которые дали о себе знать в предвыборной кампании. И конечно, почти все аналитики задавались вопросом о судьбах «берлусконизма».
Достаточно оперативно появились первые научные оценки результатов выборов, в том числе Итальянского центра социально-экономических исследований (Сensis)14. В исследовании Censis, которое было проведено сразу после выборов и которое посвящено политической коммуникации и мотивации итальянцев, содержатся ответы на вопросы о том, что ждут итальянцы от нового правительства, что побудило их идти голосовать и что способствовало их выбору. По мнению итальянцев, в неотложных реформах нуждаются здравоохранение (37,4%), социальное обеспечение (31,5%), юстиция (25,9%), школа (17,9%) и т.д. Темы, обсуждавшиеся в ходе предвыборной кампании, которые повлияли на голосование: стоимость жизни и создание рабочих мест (45,3%), налоги (40,7%), здравоохранение и соцобеспечение (16,7%), борьба с преступностью (15,7%), этика и права (15,3%), иммиграция (12,1%) и т.д. Среди институтов власти особую роль итальянцы отводят государству (46,2%), 60,9% считают, что их голос на выборах способен повлиять на жизнь их семьи, а 64,9% ? на будущее страны. Повысилось доверие к политическому классу: в 2001 г . ему свидетельствовали свое доверие 36,0%, а в 2006 г . ? 41,7% . В то же время наибольшей властью обладают представители крупного промышленного и финансового капитала (38,7%), немного уступают им руководители политических партий (35,0%), а затем идут СМИ (25,8%).
Особый интерес представляют данные этого исследования, касающиеся роли СМИ в политической коммуникации. По-прежнему, основным источником информации, влияющей на выбор голосующих (во всех социодемографических и территориальных группах), является ТВ (74%). Газеты, которые только для 27,2% итальянцев являются основным источником полезной политической информации, зависят от образовательного уровня аудитории. Другие средства тоже находятся в зависимости от различных характеристик. Так, радио предпочитают люди старшего возраста (13%), а интернет (всего 6,1%) - молодого. Возвращаясь к ТВ, следует отметить, что одни передачи были приоритетными для сторонников левых, а другие - правых. Так, "Porta a porta" первого канала РАИ (ведущий Бруно Веспа), занимающая первое место (56,3%) в общем рейтинге, особенно популярна у сторонников правоцентристского блока (70,1%) и менее (42,5%) ? левоцентристского. Занимающая вторую строчку передача пятого канала «Медиасет» "Matrix" (34,7%) с Энрико Ментана была полезной для 42,5% избирателей правого блока и 26,9% - левого, а передача "Ballaro" в основном влияла на выбор сторонников левых (50,9%) и в меньшей мере ? правых (15,2%). Примечательно, что теледуэли лидеров блоков занимают четвертую строчку (23,1%) и оцениваются почти одинаково как левыми (21,4%), так и правыми (24,8%). В целом же, в докладе Censis отмечается, что телеизбиратели все в большей мере уделяют внимание программе лидера и его коалиции, а не только его внешнему виду и умению говорить.

 

Итальянцы и СМИ

Помимо специального исследования, посвященного выборам, Censis представил в 2006 г. еще два заслуживающих внимания доклада: 6-й доклад по коммуникациям «Медийные диеты итальянцев в европейском сценарии»15 и ежегодный доклад 2006 г.16
В них отмечаются многие характерные моменты. Италию по-прежнему отличает неравномерность в потреблении различных СМИ, т. е. несбалансированность медийной диеты. Разрыв между различными категориями населения позволил авторам доклада предложить «социальную стратификацию» итальянских потребителей СМИ. Самой малочисленной остается категория «пионеров» (пользователей 8 СМИ и более) ? 1,3%, самой многочисленной стала категория «средних потребителей» (пользователей 4-5 СМИ) ? 39,5%. Однако и «маргиналы» (пользователи одного СМИ) составляют немалую группу населения ? 10,6%.
В Ежегодном докладе 2006 г . потребителей СМИ делят на «мономедийных» и «мультимедийных». Итальянцы остаются в значительной мере людьми «мономедийными», т.е. использующими преимущественно одно СМИ (телевидение). Таковых насчитывается 47%, а «мультимедийные» итальянцы составляют 53%. И хотя очевиден прогресс (в 2002 г . их было 46,6%), по европейским меркам это далеко не лучший показатель: в Великобритании, например, 74,9% жителей являются мультимедийными, в Германии ? 67,7%, в Испании ? 61,3%. Правда, почти вровень с Италией идет Франция, где тоже немало мономедийных жителей (47,1%).
Для чего итальянцы пользуются СМИ? В основном, чтобы получать информацию и углублять ее (80,7% и 69% соответственно).
Примечательно, что для развлечения прибегают к ним всего 41,3% населения. Что касается чтения книг, то, несмотря на некоторый оптимизм, результаты остаются малоутешительными. Впервые процент тех, кто в течение года прочитал хотя бы одну книгу, составил 55,3% населения старше 14 лет (во Франции ? 62%, а в Англии ? 75%). (См.: Censis. Il Rapporto annuale 2006. Comunicazione e media). Проблемы, связанные с чтением газет и книг, для Италии не новы и являются предметом постоянного внимания со стороны исследователей итальянских СМИ. Однако ситуация, если и меняется к лучшему, то чрезвычайно медленно.
Дополняют медийную картину Италии данные Национального института статистики (Istat) об оснащенности семей ИКТ и их использовании17. И в этом измерении приоритет имеют телевидение (93,9%) и мобильные телефоны (82,3%). Наиболее подвижен сектор ТВ: 87,8% семей пользуются еще аналоговым ТВ традиционного типа, но 5,2% имеют цифровое ТВ, 25% ? параболическую антенну, 15,2% ? наземное цифровое ТВ и всего 3,9% кабельное ТВ. Растет число семей, оснащенных мобильниками (с 80,8% до 82,3%) и компьютерами (с 43,9% до 46,1%). Почти стабильным остается показатель доступа в интернет (с 34,5% до 35,6%), хотя улучшается качество подключения (оснащение широкополосным кабелем возросло с 11,6% до 14,4%). Озабоченность специалистов вызывает тот факт, что цифровое неравенство во всех проявлениях стирается очень медленно ? социальном, территориальном, возрастном.

Основные тенденции в развитии СМИ
Роль телевидения в политической кампании очевидна. Не менее очевидно и то, что ее результаты не могли не сказаться на судьбе ТВ, особенно РАИ. Новый министр коммуникаций Паоло Джентилони, министерство которого рассматривается как стратегическое, взялся за дело весьма ретиво. На общественном ТВ опять было запущено «тото-РАИ»: возвращены «изгнанники» и освобождены от должностей сторонники Берлускони. Фактически непригодным был признан закон Гаспарри и представлен законопроект Джентилони (Ddl Gentiloni), вымощенный благими намерениями для РАИ и шипами для ТВ Берлускони. В октябре был обнародован документ «Основные направления реформы РАИ» (Linee guida per la riforma della Rai)18, многие положения которого вошли в подписанное предварительно в декабре и окончательно 5 апреля 2007 г . Соглашение между РАИ и министерством коммуникаций на 2007?2009 гг.19

В преддверии грядущих реформ ситуация на телерынке характеризовалась традиционным биполяризмом и узурпацией телеэфира РАИ и «Медиасет». В секторе печати в 2006 г . не было отмечено больших сдвигов. Сохраняют свои позиции крупнейшие издательские группы. На рынке печати, включая ежедневную, прежде всего следует назвать "RCS Media Group" с влиятельной «Коррьере делла сера», популярной в спортивных кругах «Гадзетта делло спорт», бесплатной «Сити» и обширными книжными и журнальными подразделениями. Тираж ежедневных газет группы составляет 18,66% от национального. Ближайшим конкурентом RCS Media Group является "Gruppo Editoriale L'Espresso" с «Репуббликой» и широкой сетью местных газет (13,2% национального тиража), а также еженедельником «Эспрессо». Уверенно чувствуют себя на рынке группа Кальтаджироне (Gruppo Caltagirone), издающая «Месаджеро», «Маттино», местные газеты и бесплатную «Легго» (8,90% национального тиража), и бывшая группа «Монти» (Poligrafici Editoriale), выпускающая «Джорно», «Ресто дель карлино», «Национе» и др. (6,39% тиража). Особое место занимает группа Arnoldo Mondadori Editore S.p.A., в которую входят более 50 итальянских и зарубежных подразделений. Это книжно-журнальный колосс, который однако не представлен на рынке ежедневной прессы.
Что касается ежедневных газет, то смены лидеров в 2006 г . не произошло. Ими оставались два юбиляра: «Коррьере делла сера», которой исполнилось 130 лет, и тридцатилетняя «Репубблика». Еженедельники тоже сохраняли привычную иерархию.
В конце года правительство вынесло решение о реформе не только телевизионного сектора, но и издательского. Была представлена схема будущего закона и даже вопросник. Основные проблемы, обращающие на себя внимание: предприятие печати и роль журналиста, издательский продукт, рынок печати, содействие и поддержка, ограничения, контроль и ответственность, нормативные основы.
Вопросы, связанные с рекламой, остаются актуальными в любых ситуациях. Положение на рекламном рынке было достаточно стабильным, хотя обращает на себя внимание некоторый рост рекламных инвестиций в печать и существенный ? в интернет.
2006 г. для итальянских СМИ был годом прежде всего политической активности. Политика, во многом благодаря СМИ, была в центре внимания итальянцев, а Берлускони и Проди стали главными действующими лицами года. Больше того, политика отодвинула на второй план даже победу итальянской сборной на мировом чемпионате по футболу. Это подтверждает, в частности, опрос, который был проведен Ispo для Sky Italia, с целью определения ключевых новостей года по разным параметрам. Наиболее важной стала победа Проди на выборах, затем идут победа сборной Италии и визит папы римского в Турцию. Самой прекрасной ? победа на чемпионате мира по футболу, самой ужасной - похищение и убийство маленького Томми. Персонами года стали три политика - экс-премьер Сильвио Берлускони, экс-президент Италии Карло Адзелио Чампи и новый президент Джорджо Наполитано20.
2007 г. тоже обещает быть годом ожесточенной политической борьбы, следовательно, СМИ, особенно телевидение, будут вновь вовлечены в нее. Однако напряженность в СМИ обусловлена не только политическими мотивами, но и профессиональными. В частности, несмотря на забастовки и другие акции, даже призывы президента страны, до конца года так и не был подписан коллективный договор между Национальной федерацией итальянской печати (FNSI) и Итальянской федерацией издателей газет (Fieg). Срок действия предыдущего соглашения закончился в начале 2005 г ., а переговоры, кажется, зашли в тупик. Специальный счетчик, включенный на сайте FNSI, продолжал отсчитывать дни журналистской жизни без контракта: 25 марта 2007 г ., например, их уже было 756. Разрешение этой проблемы, как и многих других, связанных с журналистской профессией, порой бурными событиями политической жизни отодвигается на второй план. И это тоже одна из характерных черт развития СМИ в 2006 г .



  1. SWG. La met? degli italiani promuove i partiti. SWG. Rapporto tra maggioranza e opposizione. Gli italiani divisi. http://brunik.altervista.org/
  2. Legge elettorale 21 dicembre 2005 N 270 "Modifiche alle norme per l'elezione della Camera dei deputati e del Senato della Repubblica".
  3. Legge Tremaglia 21 dicembre 2001 N 459 "Norme per l'esercizio del diritto di voto dei cittadini italiani residenti all''estero".
  4. С orriere della sera. 7 aprile 2006 .com. 2005. Ottobre,1 6.
  5. com. 2005. Ottobre, 16.
  6. Corriere della sera. 2006. Febbraio, 22.
  7. Legge 22 febbraio 2000 N 28 "Disposizioni per la parit? di accesso ai mezzi di informazione durante le campagne elettorali e referendarie e per la comunicazione politica".
    Delibera N 29/06/ "Disposizioni di attuazione della disciplina in materia di comunicazione politica e di parit? di accesso ai mezzi di informazione elative alle campagne per le elezioni della Camera dei deputati e del Senato della Repubblica fissate per i giorni 9 e 10 aprile 2006".
  8. Stampa. 2006. Febbraio , 6.
  9. Corriere della sera. 2006. Aprile, 4.
  10. Corriere della sera. 2006. Febbraio , 25.
  11. Panorama. 2006. Aprile , 7.
  12. См .: С on il Mattarellum avrebbe vinto Berlusconi. La voce.info. http://lavoce.info/news/
  13. Corriere della sera. 2006. Aprile , 20.
  14. Censis. Dopo il voto. Elezioni 2006. La comunicazione politica e le motivazioni degli italiani. Roma, giugno 2006.
  15. Censis/U.C.S.I. Sesto Rapporto sulla comunicazione. Le diete mediatiche degli italiani nello scenario europeo.
  16. Censis. Il Rapporto Annuale 2006.
  17. Istat. Le tecnologie dell'informazione e della comunicazione: disponibilit? nelle famiglie e utilizzo degli individui. Anno 2006. http://www.istat.it/
  18. Gazzetta Ufficiale. 2006. Ottobre , 15.
  19. Contratto nazionale di servizio tra il Ministero delle comunicazioni e la Rai - Radiotelevisione italiana S.p.a. per il triennio 2007?2009.
  20. http://www.ansa.it/