Crisis challenges: goals in advertising and PR
Федотова Лариса Николаевна
доктор социологических наук, старший научный сотрудник кафедры экономической журналистики и рекламы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова , fedotova117437@mail.ru
Larisa N. Fedotova
Ph D in social studies, senior lecturer, chair of economic journalism and advertising, Faculty of Journalism, Moscow State University, fedotova117437@mail.ru
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы взаимоотношения бизнеса и общества в ситуации кризиса, когда инструментами являются реклама и связи с общественностью.
Ключевые слова: реклама, связи с общественностью, кризисная ситуация.
Abstracts
The article discusses the problems of interrelation between the business and the society in crisis circumstances, when advertising and PR play the role of tools.
Key words: advertising, PR, crisis situation.
Научная, в том числе педагогическая общественность, в 2009 г ., конечно, должна рефлексировать по поводу кризисных явлений в наших сферах – в нашем случае это связи с общественностью и реклама. Сюда, как никогда, применимы слова «вызов времени», которые еще пару лет назад отдавали академизмом. Сейчас они наполнились прагматикой и практикой. На них и придется отвечать в режиме реального времени как самой практике, так и смежному профессиональному сообществу в лице образовательных и научных структур.
В проблеме есть несколько срезов, которые хотелось бы отметить в деталях.
Меняется в массовом коммуникативном поле соотношение, как их назвал в своем выступлении на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008»: «Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ» (Москва, 9?11 февраля 2009 г .) президент факультета журналистики проф. Я.Н. Засурский, «производителей контента». Еще недавно и тексты структур по связям с общественностью и рекламные тексты составляли мощную струю в виде корпоративной информации в газетах, на радио и телевидении. Сейчас эта струя начинает заметно ослабевать. Так, в свежей газетной статье (Прохоров В. Наружная реклама: свет в конце тоннеля // Известия. 2009. 9 февр.) находим, что рынок рекламы в целом упал на 40%.; в значительной степени возрастает поток уволенных сотрудников из корпоративных изданий, сокращается само число последних. Это в нашей стране понятно. Мы с трудом освоили значение нематериальных активов в стоимости бизнеса и, скорее всего, именно от них будем избавляться в критической ситуации – от структур, способствующих наращиванию этих активов.
Возникает вопрос, как поведет себя журналистика, находящаяся между властью, бизнесом и обществом, находящемся во все большей социальной напряженности. Ведь журналистика в строгом соответствии с ее поведением в кризисных ситуациях будет анализировать ситуацию и задавать вопросы. Перечисляем хрестоматийные вопросы, которые часто встречаются в пособиях для менеджеров предприятий при обучении их методам снижения напряженности, связанной с техногенным риском, поскольку эти факторы могут или снижать, или увеличивать социальную напряженность, а грамотная структура по связям с общественностью имеет у себя, что называется, на стенке – в данном случае цитируем компанию Bayer AG , крупную фирма, в зону интересов которой входит фармакология, химия, полимеры и смежные производства, и которая рекомендует быть готовым к таким вопросам журналистов:
Как настоятельно звучат эти вопросы и сейчас, в ситуации кризиса в мире в целом! Дело только за ответами.
Понятно, что журналистика, чтобы «не потерять лицо», будет такие вопросы задавать, не ясно лишь, на кого она будет переводить стрелки… Пока доминирует один козел отпущения – сам бизнес, имидж которого подорван основательно, что позволяет сделать очевидный вывод. При поднятии с колен бизнесу придется – в сфере связей с общественностью – начинать даже не с нуля, а с отрицательной отметки. И тема социальной ответственности бизнеса станет не боковым ответвлением в этой деятельности, а авангардной в реальных планах этой деятельности.
Здесь есть еще один срез для размышлений. В структуре бизнеса есть медиаактивы, которые уже сейчас под угрозой смены владельца, или даже закрытия ( взять хотя бы пример, который уже получил огласку в прессе, и был упомянут участниками конференции – пример «Огонька»). Один из участников конференции высказал предположение (за неимением свежей информации на этот счет будем пользоваться такой модальностью), что власть не останется безучастной к такой ситуации и создаст фонд поддержки таких информационных каналов. Выгода очевидна. Это могут быть сильные бренды, со своей сложившейся аудиторией, не по-хозяйски ими разбрасываться. Не трудно догадаться, какой будет редакционная политика этих органов. И со стороны власти это будет по-своему дальновидной политикой, потому что в ситуации раскручивающегося кризиса будет расти социальная напряженность в обществе: вызовы к власти будут все более актуализироваться, и не всегда в информационном поле. Контрмеры получат дополнительное информационное обеспечение. Палитра многоголосия в обществе явно потеряет в цвете…
Это многоголосие в ситуации поиска выхода из кризиса в принципе может свестись к альтернативе «огосударствление» экономики или сохранение рыночных отношений. Какой выход из кризиса будут предлагать такие информационные каналы, получившие «крышу» государства? По-видимому, ответ однозначный.
Разговор о социальной ответственности бизнеса можно продолжить, имея в виду те мощные информационные каналы, которые создавались бизнесом в монопромышленных городских образованиях. Как подчеркнул А. Аузан (Институт экономики МГУ) на конференции, в России таких образований 1100. Из них сотня будет под надежной защитой государства (по-видимому, речь идет о стратегически важных производствах). Остальные – предполагаемый источник социальных катаклизмов. Информационные каналы в таких монопромышленных городских образованиях, будучи формально корпоративными изданиями, несли более сложную функциональную нагрузку – они зачастую были массовыми каналами для такого микросоциума, иногда они делали это в силу сложившихся обстоятельств. Грубо говоря, свои корпоративные интересы они бы защитили и с меньшими экономическими тратами (хотя вопрос более сложный, и сами корпорации не всегда оценивали потенциал такого симбиоза функций). Но в новой социальной обстановке они просто не смогут быть в стороне от ситуации: их поведение будет фундаментом будущих отношений с аудиторией. А если бизнес в этих образованиях будет легко расставаться с этими изданиями, значит, изначально они не были нужны социуму, а только самому бизнесу? То есть изначально у бизнеса не было никаких обязательств перед ним? Признать это было бы стратегически невыгодным для самого бизнеса… В этой ситуации особенно ясно, что тема социальной ответственности бизнеса должна стать категорическим императивом для этой деятельности.
Конечно, метаморфозы с бизнес-структурами, которые мы обозначили и которые объясняются глобальными экономическими причинами, многое делают понятным в заметном «усыхании» рынка услуг рекламного характера и связей с общественностью. Но мы должны учитывать и «профессиональную» сторону вопроса. Стали появляться в прессе самокритичные высказывания «изнутри» профессионального сообщества: рынок рекламы был надут «шальными» деньгами, планка профессионализма была очень низкой. То есть, то, что давно стало ясным более широкому сообществу и порождало многочисленные претензии к самому контенту рекламы и связей с общественностью, стало предметом самокритичной рефлексии корпоративного сознания.
На этом фоне понятны новые задачи, стоящие перед образовательным сообществом. Прежде всего, они связаны с повышением роли изучения методов достижения эффективности корпоративных потоков информации. Причем необходимо теснее увязывать эту эффективность с социальной ответственностью бизнеса. Вообще надо сказать, что в последние годы чересчур настоятельно выдвигалось требование теснее увязывать образовательный процесс в наших сферах с задачами Производителя, рекламодателя. Предельную форму (я бы даже сказала – запредельную) эта идея получила в предложенном разработчиками нового Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» квалификации «бакалавр» (кафедра связей с общественностью МГИМО (У) МИД России). Стандарт снабжен примерным учебным планом, где в вариативной части профессионального цикла обозначена дисциплина «Технологии манипулирования общественным мнением». Вот так, ни больше ни меньше. Где уж тут до социальной ответственности бизнеса!