Languages

You are here

Британская модель вещания в конце ХХ – начале ХХI вв.

Научные исследования: 
The British Broadcasting Model in the Late 20th and Early 21st Centuries 
 
Любимов Борис Игоревич
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубеж-ной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
 
Lyubimov Boris I. Ph. D., senior researcher, chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University.
 
Аннотация Статья посвящена анализу деятельности различных каналов ком-мерческого телерадиовещания в Великобритании, а также революционным изменениям в британской системе вещания, связанным с переходом на цифровой формат.

Ключевые слова: британская модель, Би-Би-Си, общественное вещание, коммерческое вещание, цифровое вещание.

Abstracts The paper looks at various British independent radio and TV channels and the revolutionary change in the national broadcasting system caused by digitalization.

Key words: British model, BBC, national-service broadcasting, independent broadcasting, digital broadcasting.  

Период конца ХХ - начала XXI вв. был временем коренных, революционных изменений в британской модели вещания. До середины ХХ в. британское вещание было целиком общественно-правовым, сосредоточенным в одной компании - Британской вещательной корпорации (Би-би-си). Продолжая британскую традицию общенациональной централизованной прессы, все британское вещание шло централизованно из Лондона на всю страну.

Только в 1950-е гг., после бурной общественной дискуссии было введено коммерческое телевещание, которое, в отличие от централизованного вещания Би-би-си, было региональным. Таким образом, общественному вещанию Би-би-си, финансировавшемуся путем сбора абонентной платы, было противопоставлено коммерческое телевещание (а с 1970-х гг. и коммерческое радиовещание), финансировавшееся через рекламу. В то же время централизованное общественное теле- и радиовещание Би-би-си было дополнено региональным коммерческим теле- и радиовещанием. Аудитория разделилась между ними примерно пополам.

Этот баланс был нарушен в 1980-е гг. созданием дополнительного канала (канала № 4), общественного по статусу, но коммерческого по способу финансирования (через рекламу). Его задачей было обслуживать интересы тех сегментов аудитории (этнических, социальных, культурных), которые до сих пор не находили программ по своим интересам на других каналах, а также показывать все новое, необычное, авангардное, что не настолько еще утвердилось, чтобы это можно было передавать на общественные деньги или финансировать через рекламу. С созданием этого канала баланс на британском телевидении был поставлен на новую основу: теперь было два общественных канала Би-би-си (один для массовой и один для образованной аудитории) и два канала, финансировавшихся через рекламу (массовый коммерческий - канал № 3 - и альтернативный, канал для меньшинств - № 4).

Однако годом начала подлинной революции в британском теле- и радиовещании стал 1990 г., когда правительство консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер провело через парламент новый Акт о вещании, содержавший программу ускоренной коммерциализации британского вещания и развития многоканального теле- и радиовещания. По мнению правительства Тэтчер, британское вещание должно было стать более конкурентоспособным на международной арене и готовым к переходу в век высоких технологий и многоканального вещания. Этому, по его мнению, мешала как бюрократизация аппарата Би-би-си, так и чересчур стабильная система коммерческого телевидения, где лицензии компаний, вещавших на свои регионы уже несколько десятилетий, продлевались Управлением независимого вещания практически автоматически. Маргарет Тэтчер, по ее словам, желала покончить с «последними бастионами регулирования» в британском вещании. В то же время ее концепция превращения всего вещания в коммерческий рынок, где программы являлись бы лишь товаром, вызывала сопротивление со стороны сторонников теории социальной ответственности средств массовой информации, напоминавших, что телевидение и радио - это также общественная трибуна, где должны быть представлены разные точки зрения и вестись серьезные дискуссии по актуальным проблемам.

Результатом был компромисс, состоявший в сохранении государственного контроля над коммерческим вещанием, хотя и в несколько ослабленном виде (тактика «легкого прикосновения»). Этим занялся новый регулирующий орган - Комиссия по независимому телевидению. Ей же было поручено разработать и провести первый в истории Великобритании (ставший, как оказалось, последним) аукцион лицензий на коммерческое телевещание.

На этот аукцион, прошедший в октябре 1991 г., возлагали большие надежды в плане привлечения «свежей крови» в британское коммерческое телевидение. На 16 лицензий было подано 40 заявок от крупных компаний1. Однако вследствие ряда ограничений («порог качества», положение об «особых обстоятельствах» и т.п.) только четыре коммерческих вещателя уступили свои лицензии новым. Тем не менее, значение аукциона состояло, во-первых, в том, что теперь вещатели должны были соразмерить свои возможности с необходимостью выплат отчислений за лицензии в государственную казну (что должно было заставить их экономить и рационализировать производство), а во-вторых, в том, что он стал отправной точкой для начала процесса концентрации и монополизации британского коммерческого телевидения, который привел к тому, что к концу века в коммерческом эфире телевидения Великобритании остались лишь две крупных компании - «Карлтон коммьюникейшнз» и «Гранада телевижн».

Ходу этому процессу способствовало, во-первых, разрешение одной компании приобретать лицензии (или доли в лицензии) другой, данное в 1993 г. Затем последовал Акт о вещании 1996 г., разрешивший уже неограниченное приобретение лицензий и долей в лицензиях, лишь бы в руках одной компании было не более 15% рынка телевещания (то есть, доли от общенациональной аудитории). Это положение было распространено и на коммерческое радиовещание. И, наконец, Актом 2003 г. было отменено и это ограничение, что позволило двум крупным компаниям коммерческого эфирного телевидения - «Карлтону» и «Гранаде» - в 2004 г. объединиться и создать единую компанию - «Индепендент телевижн» (Ай-ти-ви), владевшую подавляющим большинством лицензий на коммерческое эфирное вещание.

Одновременно шел процесс выхода британского телевещания за рамки традиционного эфирного (наземного). Еще в 1980-е гг. появились кабельное и направленное спутниковое телевещание, которые с самого начала развивались как коммерческие. Их назначением было дополнить эфирное телевещание, давая телезрителям дополнительный источник развлечения. Все основные информационные и образовательное программы оставались на эфирном телевидении (в первую очередь - на Би-би-си). Это обусловило характер кабельного и спутникового телевидения. Кабельное оборудование и спутниковые «тарелки» приобретали главным образом семьи, уже имевшие два и более телевизоров и желавшие дать больше альтернативных возможностей развлечения для детей и молодежи. Однако основная часть аудитории (75% к началу XXI в.), воспитанная на традициях «старого доброго» эфирного телевидения, основы которого были заложены общественной корпорацией Би-би-си, оставалась ему верна.

На кабельном телевидении Великобритании в 1990-е гг., так же, как и на эфирном, прошел процесс концентрации и монополизации, в результате которого к началу XXI в. там также остались лишь две крупных компании - «Нэшнл транскоммьюникейшнз лимитед» и «Телеуэст». В 2006 г. они также должны слиться.

В спутниковом телевидении с самого начала определилась одна доминирующая компания - «Бритиш скай бродкастинг» (Би-скай-би), чьей холдинговой компанией является «Ньюс интернэшнл», британский филиал международной «Ньюс корпорейшн», находящейся под управлением мирового медиамагната Руперта Мэрдока.

Параллельно с развитием коммерческого телевидения развивалось коммерческое радиовещание, дорогу которому также открыл Акт о вещании 1990 г. Если в начале 1980-х гг. в Великобритании было всего 19 региональных и местных коммерческих радиостанций, то к началу XXI в. уже более 250. Развитие регионального и местного коммерческого радиовещания позволило несколько уравновесить централизм вещания Би-би-си, которая, впрочем, тоже имела более 40 региональных и местных радиостанций. Таким образом, если на коммерческом телевидении в конце ХХ в. с объединением вещающих компаний в две крупнейшие регионализм уменьшился, то в коммерческом радиовещании он, наоборот, увеличился. К середине 1990-х гг. коммерческие радиостанции даже отобрали у Би-би-си большую часть аудитории (60%), и только к началу XXI в. Би-би-си вновь вернула себе лидерство.

Но так же, как и в коммерческом телевидении, в коммерческом радиовещании шел процесс концентрации и монополизации, приведший к образованию больших цепей радиостанций. У крупнейшей из них Джи-даблъю-ар было более 30 радиостанций, у второй по величине «Эмап рейдио» - более 20. В 2005 г. компания Джи-даблъю-ар осуществила слияние с другой крупной сетью, принадлежащей компании «Кэпител рейдио», создав мощную объединенную компанию «Джи-кэп».

Помимо региональных и местных, в 1990-е гг. были созданы также три общенациональные коммерческие радиостанции, ставшие конкурентами пяти общенациональных радиостанций Би-би-си. До этого общенациональное радиовещание осуществляла только Би-би-си.

Процесс коммерциализации в британском теле- и радиовещании не обошел стороной и саму Би-би-си. Ее также заставили развивать коммерческие начала и экономить средства, дабы лучше удовлетворять запросы аудитории. Существовало распространенное мнение, которого особенно придерживались деятели правящей консервативной партии, согласно которому Би-би-си была крайне бюрократизированным предприятием, собиравшим в большом объеме абонентную плату и, не имея серьезной конкуренции, тратившим эти деньги по собственному усмотрению. Поэтому в конце 1980-х гг. темпы роста абонентной платы Би-би-си были привязаны к темпам роста инфляции, а в 1991 г. установлены даже ниже темпов роста инфляции. Это действительно заставило корпорацию экономить и развивать коммерческие начала. Был сокращен ряд устаревших бюрократических звеньев, закрыты некоторые телестудии, введена система коммерческих расчетов продюсеров за все материалы, заказываемые ими из фондов корпорации. Были сданы в аренду частным компаниям некоторые службы на Би-би-си (уборки помещений, общественного питания и т. п.). Расширяло обороты коммерческое звено Би-би-си - «Би-би-си энтерпрайзис» (позднее «Би-би-си уорлдуайд»), занятое продажей программ, печатной продукции, видео- и аудиокассет и дисков, игрушек и т.п. Но, несмотря на то, что Би-би-си была и остается крупнейшим в Европе экспортером телепрограмм, основной доход корпорации продолжал поступать от сбора абонентной платы, а не от коммерческих операций. Доход «Би-би-си уорлдуайд» в 2001 г. составлял всего 130 млн ф.ст. по сравнению с 2,5 млрд ф.ст. в год, получаемыми от абонентной платы2.

Рассматривался также вопрос о замене абонентной платы доходами от рекламы или подписки. Реклама на Би-би-си с самого ее создания была запрещена. В конце ХХ - начале XXI вв. коммерческие вещатели все чаще выступали с требованием отмены абонентной платы, утверждая, что она ставит их в неравные условия при конкуренции с Би-би-си. Поводом для таких выступлений была и политика руководства корпорации, которая в начале XXI в. начала активную борьбу за рейтинги аудитории, постепенно превращая первый, массовый телеканал Би-би-си в аналог коммерческих каналов. Одновременно Би-би-си вела активную издательскую деятельность, вторгаясь на рынок печатных изданий.

Против превращения Би-би-си в аналог коммерческих вещателей и издателей выступали как широкие круги общественности, так и правительственные органы, требовавшие, чтобы корпорация оставалась верна стандартам общественного вещания, давая в первую очередь то, что является слабым местом коммерческого вещания - информационные и актуально-общественные программы, а также качественные фильмы и сериалы, всегда являвшиеся сильным местом Би-би-си.

Тем не менее, 1990-е гг. ознаменовались дальнейшей глобализацией деятельности британской общественной корпорации. В дополнение к знаменитой Всемирной службе радиовещания, финансируемой министерством иностранных дел и имеющей сейчас примерно 150 млн радиослушателей по всему миру, в 1991 г. была создана аналогичная телевизионная служба - Всемирная служба телевидения, которая также распространила свое вещание на все континенты. В 1997 г. Би-би-си заключила соглашение с коммерческой компанией «Флекстек» о создании системы спутниковых каналов «Ю-Кэй телевижн», принимавшихся как через спутниковые антенны, так и через кабель. В том же году совместно с компанией «Пирсон телевижн» Би-би-си создала спутниковые каналы «Би-би-си уорлд» и «Би-би-си прайм», а в 1998 г. совместно с американской компанией «Дискавери коммьюникейшнз» - канал «Би-би-си Америка», распространяющий в США программы, приспособленные к вкусам американских телезрителей. К началу XXI в. Би-би-си имела 15 международных коммерческих спутниковых каналов, созданных совместно с коммерческими компаниями. Они находились в ведении ее коммерческого звена «Би-би-си уорлдуайд».

Важнейшим технологическим прорывом в британском вещании 1990-х гг. было начало перехода на цифровую систему, которая, в отличие от традиционной аналоговой, основанной на передаче изображения волнами, имеет в основе передачу с помощью определенного набора единиц и нолей и позволяет передавать не все изображение, а только изменения, происшедшие в нем по сравнению с предыдущим кадром, что делает возможной компрессию пространства вещания и появление на месте одного аналогового канала до десяти цифровых. Великобритания, которая до сих пор уступала Соединенным Штатам в развитии телевизионной технологии, теперь первой в мире начала перевод эфирного телевещания на новую цифровую систему. И пионером в этом выступила общественная корпорация Би-би-си, начавшая в июне 1998 г. цифровое эфирное телевещание. За ней последовала спутниковая компания Би-скай-би Руперта Мэрдока, которая уже к 2001 г. полностью отказалась от аналогового вещания и перешла целиком на цифровое. В том же году цифровое вещание начали коммерческие эфирные телекомпании - «Карлтон» и «Гранада», объединившиеся в консорциум «Бритиш диджител бродкастинг». Чуть позднее, через год, на цифровое вещание начали переходить кабельные компании и радиовещатели.

Переход на цифровое вещание привел к новым революционным изменениям в британской системе вещания. Во-первых, резко увеличилось число теле- и радиоканалов. Уже в 1998 г. Би-скай-би начала вещание по 140 цифровым телеканалам, к началу XXI в. она увеличила их число до 300, а к 2005 г. в Великобритании имелось примерно 500 телеканалов. Наряду с расширением выбора (к чему так стремилось правительство Маргарет Тэтчер, разработавшее законопроект, легший в основу Акта о вещании 1990 г.) это привело к специализации телевидения, к появлению множества «нишевых» каналов, обслуживающих интересы более или менее узкоспециализированной аудитории. Это, в свою очередь, вело к фрагментации телеаудитории, что позволило некоторым специалистам заговорить о конце массового вещания как социального эксперимента, проводившегося в ХХ в.

Во-вторых, цифровое вещание резко улучшило качество изображения и звука. Это произошло вследствие того, что технические условия передачи изображения и звука через цифровую систему не позволяют принимающему устройству (цифровому телевизору, декодеру или цифровому радиоприемнику) принять изображение или звук, качество которых не отвечает определенным стандартам. При эксперименте с цифровым радиовещанием в 1990-е гг. жители Великобритании говорили, что у них создается ощущение личного присутствия при всем происходящем.

В-третьих, цифровое телевидение дает возможность интерактивности. Реципиент становится не только получателем информации, но может послать ответный сигнал. Это важно как для осуществления покупок и банковских операций (появление специальных шопинговых каналов), так и для заказа фильмов и концертных программ из фондов телевещателей. На цифровой платформе Би-скай-би «Скай диджител» появились такие интерактивные каналы, как «Скай ньюс онлайн», позволяющий принимать дополнительную информацию, «Скай спортс экстра», дающий возможность дополнительного просмотра спортивных состязаний, причем в интересующей телезрителя форме (угол зрения, замедленные повторы); «Скай бокс офис», позволяющий заказывать фильмы в розницу; и музыкальный канал «Бокс», позволяющий заказывать в розницу музыкальные видеоклипы. Переход на новую систему позволяет говорить о том, что концепция Маргарет Тэтчер о продаже телепрограмм как обычных товаров начала осуществляться.

В радиовещании цифровые радиоприемники не дают возможности интерактивной связи, но они значительно мощнее старых аналоговых и могут быть использованы для приема в местах, где обычная радиосвязь затруднена (например, при езде в автомобилях).

В начале XXI в. свою систему цифровых каналов создала также Би-би-си, которой при пересмотре лицензии на вещание в 1996 г. было разрешено иметь дополнительные цифровые каналы и показывать на них рекламу. В 2003 г. вступила в строй цифровая платформа Би-би-си «Фривью», на которой вскоре было уже около 30 телеканалов и более 20 радиостанций. Среди них были собственные новые каналы Би-би-си: Би-би-си-3 (молодежный), Би-би-си-4 (культурный), «Сибибиз» (для детей дошкольного возраста), Си-би-би-си (для детей от 6 до 10 лет), а также канал британской истории «Ю-Кэй хистори», который она создала совместно с кабельной компанией «Телеуэст». Преимуществом этой системы было то, что, в отличие от системы Би-скай-би «Скай диджител» и от цифровых кабельных каналов, она не требовала подписной платы, а принималась на обычные телевизоры при подключении декодера стоимостью менее 100 ф.ст. Поэтому она начала очень быстро развиваться. Так, на 2004 г. у Би-скай-би было 7 млн проданных антенн, а у «Фривью» 4 млн проданных декодеров. Еще 2,5 млн реципиентов принимали цифровое телевидение через кабель. Таким образом, большая часть домовладений Великобритании оказалась подключенной к цифровому телевидению.

Переход общественного вещателя - корпорации Би-би-си - на цифровую систему показал устойчивость общественного вещания в Великобритании в эпоху, когда коммерческие вещатели заговорили о его устарелости и ненужности. Аудитория вещания в Великобритании в начале XXI в. продолжала распределяться примерно поровну между общественным и коммерческим вещанием.

Однако переход на многоканальную систему породил целый ряд проблем, остающихся пока нерешенными. Прежде всего это проблема содержания вещания, о которой говорили еще в начале 1990-х гг., когда был оглашен план трансформации британских СМИ, представленный правительством Тэтчер. Скептики еще тогда говорили о невозможности заполнить достаточно качественным содержанием такое количество каналов. Действительность подтвердила эти опасения. Многоканальное вещание спутниковой Би-скай-би и кабельных компаний с самого начала считалось чисто развлекательным и подвергалось критике за чрезмерный показ секса и насилия (особенно американских боевиков, в большом количестве показываемых по Би-скай-би). Даже общественная корпорация Би-би-си не удержалась от этой тенденции и, дабы успешнее бороться за рейтинги аудитории, стала показывать все больше чисто развлекательных программ (реалити-шоу, телевизионных игр, ситуационных комедий, развлекательных сериалов и т. п.).

Однако критики указывали и на более глубокие последствия развития многоканального вещания. Телевидение, по их мнению, перестало играть роль объединяющей страну и воспитывающей людей силы. Серьезные программы, остававшиеся на Би-би-си (такие как «Панорама»), когда-то будоражившие общественность, теперь проходили почти незамеченными. Количество выпусков «Панорамы» и других актуально-общественных программ сокращалось, а показ их переносился на менее удобное время (утро или поздний вечер). Фрагментация аудитории вела к тому, что телевидение и радиовещание переставали играть роль общественной трибуны, а становились действительно рынком программ, на котором каждый отбирал (а зачастую и покупал оптом или в розницу) то, что его интересовало.

По мнению ряда обозревателей, функции объединяющей страну силы начали переходить к быстро развивающемуся Интернету, который к началу XXI в. так же, как и цифровое телевидение, охватил большую часть британских домовладений. Улучшение качества изображения на Интернете позволило вести телевещание через Интернет и, согласно прогнозам, к концу 2006 г., когда качество телевещания через Интернет достигнет качества видеодисков, телевещатели, вещающие через Интернет, могут стать серьезными соперниками традиционных телевещателей. Это говорит также о процессе конвергенции различных электронных средств массовой информации и коммуникации. Кабельные компании предоставляют сейчас своим клиентам одновременно телефонную связь (стационарную и мобильную), телевидение и доступ к Интернету. Крупнейший британский телефонный концерн «Бритиш телеком» намерен в 2006 г. также пустить по своим сетям телеканалы, и тогда он также будет объединять все эти службы. Интернет, в свою очередь, тоже совершенствуется, предоставляя подписчикам более качественную широковолновую систему.

В этих условиях появляется и еще одна нерешенная пока проблема: разрыв между «информационно богатыми» и «информационно бедными» слоями населения. По сей день не объявлена окончательная дата перехода всей страны на цифровое телевидение, так как значительная часть населения явно не готова к этому переходу. Многие также не готовы платить за телевидение или радиовещание. Кабельное телевидение приобрело в Великобритании даже определенный негативный имидж вследствие его громоздкости и непривычности в обращении. Спутниковые «тарелки» также громоздки и обычно ассоциируются в сознании жителей Великобритании с определенным социальным статусом тех, кто ими владеет.

Тем не менее, технический прогресс на телевидении, как неоднократно заявляли представители британского правительства, возможен сейчас только при условии перехода на цифровую систему вещания. Аналоговое вещание изжило себя, и прогресс на нем невозможен. В этой связи возлагаются надежды на быстрое распространение цифровых телевизоров, декодеров и цифровых радиоприемников, цены на которые (особенно на декодеры и цифровые радиоприемники) постоянно падают. Что касается качества вещания, то новый план руководства Би-би-си, оглашенный в конце 2004 г., предусматривал сокращение показа дешевых реалити-шоу и телевизионных игр и возвращение к качественному вещанию.

Новая обстановка (переход к многоканальному вещанию, тенденция к конвергенции СМИ, усложнение технической стороны вещания) требовала также изменений в системе государственного контроля над СМИ, бывшего всегда отличительной чертой британской модели вещания. Вместо пяти контролирующих органов в 2003 г. был создан единый орган - Управление коммуникаций (Офком). Он контролирует как вещателей, так и телекоммуникации и может в отдельных случаях высказывать свое мнение в отношении монополизации печатных СМИ. Новый орган значительно более дорогостоящий, так как укомплектован высококвалифицированными специалистами: экономистами, юристами, инженерами, техниками и т.п., - которые должны поставить контроль над усложнившимися современными СМИ на более качественную основу.

Общественная корпорация Би-би-си пока не контролируется Офкомом. Вопрос о ее будущем будет решаться при очередном продлении Королевской хартии - юридического документа, лежащего в основе деятельности Би-би-си, - предстоящем в 2006 г. В отношении контроля над коммерческими вещателями сохраняется принцип «легкого прикосновения», введенный в начале 1990-х гг. Коммерческие вещатели убеждали правительство вообще отказаться от контроля над СМИ, так как, по их мнению, в условиях многоканального рынка СМИ вещатели, не удовлетворяющие запросы общественности, просто по рыночным законам будут вынуждены уйти с арены. Однако правительство заявило, что необходимо время для того, чтобы убедиться, так ли это.

Таким образом, трансформация британской модели вещания в конце ХХ - начале XXI вв. включает в себя несколько аспектов:

1. Коммерциализация СМИ, развитие рыночных начал и, как следствие, ускоренная концентрация и монополизация коммерческих СМИ.

2. Выход британского телевидения за рамки традиционного эфирного (наземного), развитие новых систем передачи телесигнала (кабельного и направленного спутникового вещания) и, как следствие, увеличение числа каналов и вещателей.

3. Развитие коммерческого радиовещания, бывшего до начала 1990-х гг. в зародыше и позволившего уравновесить общественное радиовещание корпорации Би-би-си.

4. Переход на цифровую систему теле- и радиовещания, приведший к появлению большого числа новых каналов и радиостанций, резкому улучшению качества вещания и развитию интерактивности на телевидении.

5. Развитие коммерческих начал на общественной корпорации Би-би-си, заставившее ее произвести реорганизацию производства программ, отказаться от ряда устаревших бюрократических звеньев и развивать систему контрактов с коммерческими компаниями, что привело к созданию системы глобальных спутниковых телеканалов, ретранслирующих программы Би-би-си на все континенты.

6. Развитие Интернета и онлайновых систем коммуникации, ведущих к конвергенции телевидения, радиовещания и телекоммуникационных систем в единое информационное киберпространство.

7. Сохранение и дальнейшее качественное совершенствование государственного контроля над СМИ - отличительной особенности британской модели вещания.

Вместе с тем в силу долговременного доминирования в Великобритании общественного вещания с его упором на качественность и информационно-просветительскую направленность в британском обществе сохранилась потребность в сохранении и совершенствовании такого вещания. Это выражается и в разделении аудитории по-прежнему пополам между общественным и коммерческим вещанием, и в опросах общественного мнения, выявляющих приверженность населения к традиционным качественным программам Би-би-си, и в быстром реагировании общественной корпорации на технологические перемены, позволившем ей эффективно вступить на путь развития цифрового вещания наряду с коммерческими вещателями. Сохранение в Великобритании сильной и независимой общественной вещательной корпорации, не только не утратившей, но распространившей свое влияние в глобальном масштабе в эпоху трансформации британского вещания было и продолжает оставаться характерной чертой британской модели вещания.

1. Guardian. 1991. 16 Oct. P. 8.

2. Ibid. 2002. 3 Nov. Sec. B. P. 8.