Languages

You are here

Медиатизация образования: представленность вузов педагогической направленности в цифровой среде

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Муронец О.В. Медиатизация образования: представленность вузов педагогической направленности в цифровой среде // Медиаскоп. 2024 Вып. 3 Режим доступа: https://www.mediascope.ru/2879

 

© Муронец Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), muronets@yandex.ru

 

Аннотация

В статье представлены результаты исследования сайтов вузов педагогической направленности, которые обеспечивают видимость вузов в цифровой среде и влияют на имидж педагогического направления в целом. По совокупности критериев проанализированы 153 отечественных вуза, выявлены наиболее типичные формы ведения рубрик о педагогическом направлении; проведен анализ содержания публикаций на сайтах.

 

Ключевые слова: педагогическое образование, сайты вузов, медиатизация вузов.

 

Цифровизация общества требует от субъектов коммуникации постоянного присутствия в виртуальном пространстве. По данным компании Медиаскоп, проникновение интернета в России на 2023 г. составляет 83%1, при этом среди аудитории 12–24 года показатели еще выше – до 96%2 с ежедневным присутствием в сети более 6 часов. Поскольку молодая аудитория является одной из целевых групп для вузов – как абитуриенты и студенты, – очевидно, что качественная виртуальная представленность вузов обязательна для эффективного взаимодействия. Внешняя аудитория вузов обширна и разнородна, потому образовательные учреждения заинтересованы в использовании собственных сайтов и иных корпоративных площадок для формирования и поддержания собственного благоприятного имиджа. Медиатизация деятельности вузов становится обязательным и необходимым аспектом информационной работы, которая ведется повсеместно, но пока еще на разном качественном уровне.

Предметом исследования выступает характер виртуальной презентации вузов, реализующих программы педагогической направленности, в онлайн-пространстве. К вопросам российского педагогического образования в последние годы привлечено большое общественное внимание, а темы школы, качества преподавания, взаимодействия педагогов и учеников представлены в медийном пространстве многогранно и разносторонне. В фокусе внимания педагогической профессии также обсуждается множество аспектов: с одной стороны, есть рост поступающих в педагогические вузы (по словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в 2023 г. подано на 100 тыс. больше заявлений, чем в предыдущий)3; развиваются на базе школ психолого-педагогические классы4, направленные на раннюю профориентацию школьника и приход в педагогическую профессию. В России 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника: в общественный дискурс вернулась тема роли наставничества; проведено множество профильных мероприятий для педагогов и учеников; Российская академия образования выпустила «Концепцию развития наставничества в Российской Федерации»5, что в совокупности привлекает внимание к профессии педагога. Но в то же время сохраняется дефицит учителей, что отмечено Президентом РФ В.В. Путиным в январе 2024 г.: «Количество учителей сокращается. По математике, физике, информатике»6; по данным центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 гг. в РФ не хватало 3,1% специалистов. Также идут активные дискуссии о необходимости повышения престижа профессии педагога, в частности, в 2023 г. Министерству культуры РФ было поручено создать серию медийных продуктов, продвигающих достойный образ современного учителя7. Таким образом, очевидна многогранность медиатизации педагогики, образа педагогов и педагогического образования, и в рамках данной статьи фокус внимания – на собственных каналах коммуникации педагогических вузов.

 

Обзор литературы

 

Понятие медиатизации рассматривается отечественными и зарубежными учеными на протяжении длительного периода (Вартанова, Засурский, 2003; Вартанова, 2009, 2019; Гуреева, 2016, 2017; Коломиец, 2019, 2020; Лабуш, Пую, Евсеев, 2005; Пую, 2023; Землянова, 2002). В зарубежной практике с середины ХХ века говорится о значении медиа: английский социолог Дж. Томпсон выделяет роль медиа в качестве институционально организованных структур (Томпсон, 1995); немецкий ученый В. Шульц отмечает, что медиатизация относится к изменениям, связанным со средствами массовой информации и их развитием (Шульц, 2004). Ф. Кротц говорит, что «медиатизация – это непрерывный процесс, меняющий отношения на всех уровнях социальной реальности, и вопрос определения идеи медиатизации может быть рассмотрен различными исследователями под разными углами и в разных масштабах, с признанием преобладающей роли СМИ в социальных изменениях»8. А. Хэпп отмечает, что воздействие медиа на общество и общества на медиа имеет нелинейный характер, что усложняет процесс исследования. Согласно С. Хьяварду, «современное общество становится все в большей степени зависимым от логики медиа». Он выделяет прямую медиатизацию, в рамках которой ранее непосредственная деятельность становится опосредованной (например, онлайн-банк, онлайн-образование и т.д.), и косвенную. В рамках косвенной медиатизации определенный вид деятельности подвергается влиянию медиасимволов. Различные социальные сферы или системы (например, религия, политика, образование и т.д.) приспосабливаются к логике медиа, включающей в себя определенный способ организации и представления материала, практики коммуникации, интерпретации и понимания»9. Но именно цифровые трансформации внесли значимые коррективы в теорию вопроса, что отмечается в работах исследователей. Так, Е.Л. Вартанова отмечает, что «процесс медиатизации, который связан с производством, хранением, переработкой и потреблением информации, становится одним из основополагающих в личном и социальном опыте. Это не только абстрактные философские рассуждения. На мой взгляд, они верифицируются, в первую очередь, возросшим временем медиапотребления. Сегодня человек проводит с медиа почти все свободное время»10. Медиатизация как «процесс изменений культуры и общества под влиянием медиа», по мнению В.П. Коломийца, оказывает значительное влияние на окружающий мир (Коломиец, 2020). Медиатизация – ключевой процесс современности, мегапроцесс, который затрагивает все сферы функционирования общества и человека (Couldry and Hepp, 2016).

Вопросы медиатизации деятельности вузов рассмотрены в работах А.Н. Гуреевой (Гуреева, 2020), где автор анализирует медиаактивность вузов как явления современного мира: «сегодня медийное продвижение образовательного учреждения одновременно активно ведется по двум направлениям – с помощью традиционных СМИ и с использованием новых медиа». Коллектив исследователей, изучив деятельность ведущих российских вузов в соцсетях, отмечал, что «вузы в полной мере осознают значимость социальных сетей как оптимальной виртуальной площадки взаимодействия со своими целевыми аудиториями», хотя есть и неравномерность в интенсивности публикаций (Гуреева, Муронец, Самородова, Кузнецова, 2018). Однако за прошедшие пять лет произошли значительные изменения в отечественном медиапространстве, сдвиги в пользовании социальными сетями и сайтами, и в рамках данной работы представлены результаты анализа 2023 гг.

Базовыми нормативными документами стали Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления информации».

 

Цели и задачи исследования

 

В рамках исследования виртуальной презентации вузов был проведен анализ сайтов вузов, реализующих педагогическое образование; рассмотрены качественные и количественные параметры их информационного присутствия в Интернете. В фокусе внимания оказались педагогические вузы и классические вузы, в которых есть институт, факультет или кафедра, предлагающая программы педагогического направления. Задача исследования – определить, каким именно образом вузы используют корпоративные медийные ресурсы для формирования и поддержания собственного имиджа. Полученные результаты исследования могут иметь прикладное значение для специалистов по коммуникации и SMM-менеджеров, поддерживающих деятельность сайтов вузов, при осмыслении текущих форматов работы и планировании изменений.

 

Результаты исследования

 

Исследование проходило в августе-октября 2023 г., эмпирической базой стали сайты 153 отечественных вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству просвещения РФ: сайты педагогических вузов (36 шт.) и классических вузов, реализующих программы педагогического направления (117 шт.). При анализе сайтов были применены различные критерии для первых и вторых: сайты педагогических вузов оценивались на основании методики Д.А. Шевченко11 с дополнениями по содержательной части. Классические вузы, реализующие программы педагогического направления в числе прочих (в рамках институтов, факультетов и кафедр), оценивались также с точки зрения представленности информации о педагогическом направлении, о чем подробнее будет написано далее.

По результатам исследования выявлено, что 99% вузов-участников исследования имеют действующие, актуальные сайты на момент исследования. Для сравнения, в 2022 г. таковых было 96%: часть сайтов не открывалась с первого раза либо не открывалась корректно при заходе со стационарных компьютеров и ноутбуков. Такие недочеты, кажущиеся незначительными на первый взгляд, могут отрицательно влиять на имидж вуза в глазах целевой аудитории. Известно, что «цифровая молодежь» высоко ценит «удобство при использовании технических средств»12 для поиска информации, следовательно, критически настроена к техническим недочетам ресурсов и неохотно тратит время на ожидание в случае сбоев, предпочитая переходить на другие сайты для получения желаемой информации. Значимость открытой, доступной информации о вузах отражается в законодательстве: согласно статье 29 «Информационная открытость образовательной организации» (Закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ)13, «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам». Для отслеживания качества работы информационных систем вузов Рособрнадзор оценивает работу сайтов путем регулярного мониторинга с последующей публикацией «карты вузов» и вынесения рекомендаций по корректировки работы14. В свою очередь, Министерство науки и высшего образования РФ проводит рейтинг медиаактивности вузов, где исследуются эффективность работы вузов в социальных сетях и со средствами массовой информации, а также эффективность работы вузов с официальными сайтами. При анализе сайтов учитываются такие факторы, как аудитория сайта, время, которое пользователи проводят на нем, количество посещений за месяц, а также показатели отказов15. В рамках данного исследования мы анализировали не только количественные, но и качественные показатели сайтов, чтобы по итогу сформулировать ряд рекомендаций для корректировки существующих ресурсов.

 

Анализ сайтов педагогических вузов. В данном разделе представлены результаты анализа сайта педагогических вузов, проведенные по ряду критериев, чтобы определить соответствие состояния сайтов требованиям времени и запросам аудитории к уровню представленного содержания.

Общий вид сайта, соответствие его дизайна современным стандартам. Согласно методике анализа сайтов Д.А. Шевченко, дизайн сайта можно анализировать по совокупности параметров: целостность стилевого оформления, читаемость шрифтов, сочетаемость с оформлением микросайтов, удобство просмотра фото- и видеоматериалов, кроссплатформенность и кроссбраузерность. По совокупности критериев сайты были проиндексированы по пятибалльной шкале, где 5 – наилучшее соответствие, 1 – худшее проявление параметров. Сводные данные представлены на диаграмме ниже:

 

Оценка дизайна сайтов педагогических вузов по пятибалльной шкале

Рис.1. Оценка дизайна сайтов педагогических вузов по пятибалльной шкале

 

Как видно из анализа, бОльшая часть педагогических вузов имеют современные, соответствующие актуальным требованиям сайты («отлично» – 36%, «хорошо» – 36%). Сайты насыщены аудиовизуальными материалами, фотографии сопровождают практически все тексты, материалы выдержаны в нейтральном стиле, тяготеющим к официально-деловому. В ходе исследования были обозначены параметры несоответствия базовым требованиям к сайтам; отметим некоторые из них: «Функция поиска по сайту работает не вполне корректно»; «Некачественные фотографии»; «Слишком мелкий шрифт»; «Пестрый дизайн главной страницы, затрудняет навигацию». Как видно из замечаний, недостатки носят частный характер и при желании могут быть устранены достаточно быстро.

Регулярность обновления новостей на главной странице сайта. Для поддержания интереса аудитории сегодня требуется постоянная актуализация информации в условиях высокой плотности информационного потока. Соответствующее понимание есть у специалистов, поддерживающих деятельность сайтов педвузов – у 74% сайтов новости обновляются ежедневно, еще у 23% опубликованные материалы двух-трехдневной давности, что вполне допустимо – от сайта вуза не ждут скорости информационного агентства:

 

Своевременное обновление новостей на сайтах педагогических вузов

Рис. 2. Своевременное обновление новостей на сайтах педагогических вузов

 

Новостная лента на сайтах педагогических вузов разнородна и, как правило, представляет все грани их деятельности: анонс учебных мероприятий, выступление преподавателей и студентов на конференциях, фестивалях и конкурсах; комментарии экспертов вуза в СМИ; материалы об исторически значимых событиях. Большой разброс тем позволяет делать сайт универсальным источником для разных аудиторий вуза и формирует комплексное представление о его деятельности и, отчасти, атмосфере учебного заведения.

Мобильные версии сайтов педагогических вузов работают у большинства корректно, что имеет значение для эффективного взаимодействия с аудиторией; пользователи всех возрастов выходят в интернет преимущественно через смартфоны: за пять лет доля пользователей, пользующихся смартфоном для выхода в Интернет, возросла с 82% в 2017 до 95% в 2021 году16, с показателями практически в 100% у молодых респондентов.

 

Корректность работы мобильной версии сайта педагогического вуза

Рис. 3. Корректность работы мобильной версии сайта педагогического вуза

 

Резюмируя, отметим: сайты педагогических вузов сегодня в большинстве своем актуальные, современные и могут доносить до своей аудитории значимую информацию.

 

Анализ сайтов классических вузов. Обратимся теперь к сайтам университетов и институтов широкого профиля, где педагогическое или психолого-педагогическое направление является одним из прочих. В рамках нашего исследования были изучены сайты 117 классических российских вузов. Как правило, главные страницы сайтов вузов работают исправно, регулярно обновляются, размещают новостные публикации: 97% сайтов работают корректно, 3% медленно загружались на момент исследования. При оценке корректность работы мобильной версии сайта выявлено, что 94% работает хорошо, еще 6% медленно загружается либо открывает страницу не полностью. Сопоставляя эти данные, можно сделать вывод, что в целом сайты работают хорошо, потому далее обратимся к анализу содержательных аспектов.

Следующим критерием анализа стало изучение, насколько качественно представлена информация о педагогическом направлении. При заходе на общий сайт вуза поиск структурного педагогического подразделения должен быть простым, «в один клик». Это особенно важно, когда посетитель сайта – абитуриент, еще не до конца определившийся с выбором специальности, и дополнительные барьеры в поиске информации о нужной программе обучения могут оказать критическое влияние на выбор будущего направления учебы. Первый анализируемый параметр – удобство навигации с общего сайта до страницы педагогического подразделения («один шаг»). Этому критерию соответствуют 60% сайтов, у остальных 40% ссылка на страницу педагогического направления либо не вынесена на главную страницу или в соответствующий раздел, либо по принципу «матрёшки» находится глубоко внутри других разделов. В отдельных случаях навигация по сайту интуитивно не ясна, требуется воспользоваться функцией поиска для ориентации и поиска желаемого отделения вуза.

Далее, выявлена разнородность в качестве представленности страниц педагогических направлений. Были выделены три категории страниц: 1 – полноценная страница, где педагогический факультет/кафедра/направление представлен в полной мере, есть новостной раздел, содержательная информация о работе; 2 – страница описывает программы педагогического направления, иногда коллектив преподавателей, но актуальных данных не содержит; 3 – страница номинальная, есть краткое упоминание педагогической деятельности и в общих чертах программа. Несмотря на то, что во всех случаях формально выполнены требования Минобрнауки к сайтам вузов, качество информации различается. На основе анализа сайтов распределение по указанным категориям следующее:

 

Наличие у классического вуза на сайте страницы педагогического отделения

Рис. 4. Наличие у классического вуза на сайте страницы педагогического отделения

 

Исследование показало, что количество «формальных» страниц довольно высоко, почти 30%. Когда педагогического направление не представлено подробно, оно не будет обладать дополнительной привлекательностью для абитуриентов, не сможет привлечь тех школьников, которые изучают сайты вузов для выбора места учебы. В совокупности у 81% вузов на сайтах педагогическое направление представлено скудно. В условиях информационного насыщения пространства субъектам коммуникации приходится конкурировать за внимание аудитории, а вузам – за привлечение абитуриентов. Если преимущества вуза очевидны и мотивация абитуриента в поступлении в выбранное учреждение высока, он приложит усилия для поиска нужной информации на сайте любого качества. Однако в ситуации неопределенности абитуриент может выбрать тот вуз, который уже на этапе виртуальной презентации понравится ему больше. Соответственно, цифровые инструменты формирования имиджа педагогического направления вузам необходимо использовать в полной мере.

Среди тех 19% сайтов, которые содержат подробную информацию о педагогическом направлении, мы также проанализировали регулярность обновления новостей.

 

Своевременное обновление новостей на странице педагогического направления

Рис.5. Своевременное обновление новостей на странице педагогического направления

 

Сайты со страницами о педагогических направлениях, обновляющие новости ежедневно (9%) и в течение недели (64%), в совокупности составляют 73% – можно сделать вывод, что эти вузы располагают достаточными ресурсами, человеческими и материально-техническими, для поддержания информационного поля о деятельности педагогического направления и, однажды приняв решение о создании такой страницы, готовы вести новостной блок на постоянной основе. Этот факт, несомненно, стоит расценивать как положительный: наличие актуальных новостей привлекает аудиторию, показывает динамику развития подразделения вуза и может качественно повлиять на формирование его репутации.

Резюмируя, отметим, что общий уровень развития сайтов вузов, качество содержания говорит о том, что вузы освоили формат виртуального присутствия и используют его достаточно уверенно. Это соответствует уровню теоретического осмысления процессов медиатизации деятельности вузов в современном обществе, пониманию специфики коммуникационной работы с разнородной аудиторией, запросу на популяризацию педагогических специальностей. Однако для продвижения именно педагогического направления в структуре классического университета требуются дополнительные усилия: создание и поддержание «живой» страницы (что мы наблюдает у 19% вузов), регулярное обновление новостей, формирование привлекательного виртуального образа. Очевидно, что при соответствующем целеполагании внутри многих вузов возможно найти ресурсы для создания подобных материалов и улучшения качества представленности информации – в свою очередь, результатом должно стать повышение интереса к педагогическому направлению образования.

 


Примечания


  1. Ачкасова К. Медиапотребление в 2023 г. Режим доступа: https://t.me/snknrvs/194 (дата обращения 30.10.2023).
  2. Mediascope: россияне проводят в соцсетях в среднем один час в день. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/issledovanie-62983.html (дата обращения: 30.10.2023).
  3. Владимир Путин обсудил с министром просвещения нехватку учителей и строительство новых школ. Режим доступа: https://rg.ru/2024/01/15/na-gorizonte-obrazovaniia.html (дата обращения: 25.01.2024).
  4. Минпросвещения: в России создано более 3,5 тысяч педклассов, в которых учится более 50 тыс. школьников. Режим доступа: https://ug.ru/minprosveshheniya-v-rossii-sozdano-bolee-35-tysyach-pedklassov-v-kotoryh-uchitsya-bolee-50-tys-shkolnikov/ (дата обращения: 25.01.2024).
  5. Концепция развития наставничества в Российской Федерации. Режим доступа: https://ruasacademedu.ru/dokumenty/концепция-развития-наставничества (дата обращения: 07.02.2024)
  6. Владимир Путин обсудил с министром просвещения нехватку учителей и строительство новых школ. Режим доступа: https://rg.ru/2024/01/15/na-gorizonte-obrazovaniia.html (дата обращения: 25.01.2024).
  7. Путин поручил поднять престиж профессии педагога с помощью фильмов. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64c129a79a794750bc0d4860?from=copyhttps://www.rbc.ru/rbcfreenews/64c129a79a794750bc0d4860 (дата обращения 29.01.2024).
  8. Носов Д.Д., Носова И.В. Проблема медиатизации в трудах современных зарубежных исследователей // Интеллектуальный потенциал Сибири. 27-я Региональная научная студенческая конференция. С. 28–30.
  9. Черненькая С.В. Теория медиатизации в контексте междисциплинарных исследований // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». С. 24–31. Режим доступа: https://philosophy.mgpu.ru/wp-content/uploads/sites/10/2021/09/2474.pdf (дата обращения 29.01.2024).
  10. Вартанова Е.Л. Человек медийный» – новая ступень эволюции или приложение к гаджету? Режим доступа: https://www.msu.ru/press/smiaboutmsu/chelovek-mediynyy-novaya-stupen-evolyutsii-ili-prilozhenie-k-gadzhetu.html (дата обращения 29.01.2024).
  11. Шевченко Д.А. Сайт вуза: методика и оценка. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20161210031950/http://shevchenko.rggu.ru/?p=816 (дата обращения 29.03.2024).
  12. Третьякова В.С., Церковникова Н.Г. Цифровое поколение: потери и приобретения // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 53–65. Режим доступа: https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.004 (дата обращения 27.03.2024).
  13. Закон об образовании. Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/29/ (дата обращения 27.03.2024).
  14. Рособрнадзор проводит мониторинг информации на сайтах вузов на основе новых требований. Режим доступа: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-provodit-monitoring-informaczii-na-sajtah-vuzov-na-osnove-novyh-trebovanij/ (дата обращения 27.03.2024).
  15. На 5 млн больше просмотров: Минобрнауки России опубликовало рейтинг медиаактивности вузов за июнь. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/54897/ (дата обращения 27.03.2024).
  16. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. Сентябрь. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/mediaconsupmtion-russia-2021.pdf (дата обращения 27.03.2024)

 

Библиография

 

Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5–10.

Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020.

Лабуш Н.С., Пую А.С., Евсеев А.Ю. Информационные технологии и терроризм: теория и современная практика. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики, 2005.

Вартанова Е.Л. Медиатизация современной жизни вновь и вновь заставляет размышлять об особенностях СМИ в современном обществе // МедиаАльманах. 2009. № 5. С. 4.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Гуреева А.Н., Муронец О.В., Самородова Э.С., Кузнецова В. Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности //Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С.482–503.

Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 5. С. 83–97.

Коломиец В.П. Концептуализация медиакоммуникации // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2575

Пую А.С. Медиатизация политики: в поиске новых исследовательских подходов // МедиаАльманах. 2023. № 1 (114). С. 54–58. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.5458

 

Couldry N., Hepp A. (2016) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.

Krotz F. (2009) Mediatization: a concept with which to grasp media and societal change. In K. Lundby (ed.) Mediatization: Concept, Changes, Consequences. New York: Peter Lang.

Thompson John B. (1995) The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Stanford University Press.

Hepp A. (2013) Cultures of Mediatization. Cambridge: Polity Press.