Languages

You are here

Перспективы перехода телевидения Армении на онлайн-вещание

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Багиян Ж. Г. Перспективы перехода телевидения Армении на онлайн-вещание // Медиаскоп. 2023. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2828

 

© Багиян Жан Григорьевич

кандидат филологических наук, доцент, заместитель исполнительного директора по учебной работе филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ереване (г. Ереван, Армения), zhanbaghiyan@gmail.com

 

Аннотация

Автор анализирует современное состояние телевизионного рынка Армении, исследует возможности перехода телевизионных каналов, вещающих в общественном мультиплексе, на онлайн-формат вещания, а также степень представленности контента телевизионных каналов в социальных сетях.

 

Ключевые слова: онлайн-вещание, социальные сети, мультиплекс.

 

Введение

Процесс цифровизации медиасистемы Армении начался в 2006 году после падения многолетней монополии компании «Арментел» и появления на рынке новых игроков, представляющих доступные интернет-услуги. За прошедшие годы «новые медиа» активно конкурировали с телевидением за внимание аудитории и в итоге сумели занять нишу основного источника информации. Сегодня «цифровая трансформация для медиасистем ХХI в. стала, возможно, комплексным и масштабным процессом качественного перехода из одного состояния в другое» (Вартанова, 2021). Политические процессы такие, как движение «Електрик Ереван» против подорожания цен на электричество, захват летом 2016 года здания полиции в Ереване, «бархатная революция» 2018 года, перманентно происходившие в Армении с 2015 года, вызвали интерес широкой общественности к онлайн-вещанию. Тогда новое молодое поколение «цифровых аборигенов» (Вартанова, 2014: 73) начало активно выражать свою гражданскую позицию посредством уличных манифестаций и социальных сетей. Сорока четырехдневная война в Карабахе в 2020 году и дальнейшие обострения в зоне конфликта способствовали большей цифровизации медиаповестки, а также массовому обращению пользователей к онлайн-площадкам для поиска информации. Все это заставляет обратиться к изучению нынешнего состояния телевизионных каналов Армении с точки зрения перехода на онлайн-вещание и взаимодействия с другими цифровыми сервисами.

По данным Datareportal, в начале 2023 года в Армении насчитывалось 2018000 пользователей интернетом, что составляет более 70% населения республики. Количество пользователей социальными сетями составило 1085000 человек. Мобильной связью пользовались 4010000 абонентов. Степень проникновения интернета в республике составляла 78.6%1.

Согласно последней статистике сайта Комиссии по телевидению и радио, сегодня в Армении услуги интернета предоставляют 65 сетевых операторов. Большая часть из них действует в различных регионах, как правило предоставляя пользователям пакеты услуг, в которые входят фиксированная телефонная связь, фиксированная интернет-связь и кабельное телевидение2. По состоянию на декабрь 2022 года наиболее крупными игроками в сфере интернет-услуг являлись։ «Юком», «Вивасел МТС», «Телеком Армения», «Арпинэт». «Юком», «Телеком Армения» и «Вивасел МТС» еще и предоставляют услуги мобильной связи. Все крупные операторы обеспечивают технологию передачи цифрового сигнала по протоколу IPTV (англ. Internet Protocol Television) – интерактивное телевидение.

Исследование посвящено изучению нынешнего состояния телевизионных каналов, вещающих в мультиплексе, с точки зрения взаимодействия с онлайн-платформами, анализу контента телевизионных каналов, размещенного на площадках различных социальных сетей, и выявлению процессов синхронизации деятельности каналов с форматом онлайн-вещания.

 

Теоретическая база исследования

Среди исследований, посвященных средствам массовой информации и журналистике, вопросам изучения телевидения как сегмента медиасистем, возрастающей роли интернет-телевидения в современной информационной повестке, взаимодействию СМИ с социальными сетями в российской научной среде посвящено достаточное количество работ. В Армении данная тема в заявленном комплексном подходе мало изучена, что подчеркивает актуальность и научную новизну проведенного исследования.

Так, в учебнике «Медиасистема России» (2020) под редакцией Е.Л. Вартановой представлены перспективы развития сегмента онлайн-СМИ с точки зрения ориентации на мобильных пользователей, работы с внешними площадками. Взаимодействие российских телеканалов с социальными сетями Facebook3, «ВКонтакте», «Одноклассники» затрагивают Г.Г. Щепилова и Л.А. Круглова (2018), Г.Г. Щепилова (2018), О.В. Дьяченко (2014), Е.Д. Першина (2017), (2022). Е.Я. Дугин и О.А. Куприянов, исследуя диалоговую коммуникацию российских федеральных каналов с зрителями посредством социальных сетей, отмечают формальный характер этих взаимоотношений, напоминающих «разложенные в порядке инструменты, которыми не пользуются» (2017) А. Вырковский и А. Колесниченко (2020) рассматривают политическое пространство постсоветских республик в контексте взаимосвязи «новых медиа» с общественно-политическими процессами. Среди исследований, проведенных в Армении на данную тему, хотелось бы выделить работы А. Аветисяна (2015) об этапах становления онлайн-СМИ в Армении, а также моделях формирования контента онлайн-СМИ республики.

При проведении данного исследования наряду с вышеперечисленным теоретическим материалом мы также опирались на широкий спектр различных источников, среди которых можно выделить статьи и публикации армянских экспертов и журналистов в интернете. Основным инструментом исследования стали глубинные интервью с руководством и членами Совета Общественной телерадиокомпании Армении, Комиссии по телевидению и радио, руководителями ведущих телевизионных каналов, медиаэкспертами, а также собственное эмпирическое исследование, посвященное производству телевизионного контента ведущими телевизионными каналами. В качестве основного ресурса была исследована деятельность телевизионных каналов Армении, вещающих в мультиплексе, проведен сравнительный анализ контента вебсайтов этих каналов, а также ресурсов их социальных медиаплощадок в период за март-апрель 2023 года.

 

Методика исследования

Для исследования деятельности телевизионных каналов с точки зрения размещения контента в интернете мы сфокусировали внимание на деятельности всех эфирных национальных каналов, вещающих в мультиплексе и имеющих как республиканское, так и городское покрытие. В качестве основного метода мы использовали мониторинг онлайн-активностей телеканалов. Мы наблюдали за размещением контента телеканалами на официальных сайтах, в социальных сетях и на различных медиаплатформах, а также выявили использованные элементы контента (такие, как текст, фото, видео). Помимо содержания мы также исследовали языковую составляющую опубликованных материалов, рассмотрели динамику размещения на сайтах переведенного на разные языки контента.

Эмпирической базой исследования стал массив данных, полученных в ходе наблюдения за деятельностью телеканалов, который был сведен в единую таблицу.

 

Общая характеристика телевидения Армении

Численность населения в Армении на начало 2021 года составила 2963.000 человек, из них городское население – 1895.000 человек, сельское население 1067.000, население столицы Еревана – 1091.0004. По данным Международного Союза Электросвязи (ITU), 96,9% домохозяйств Армении по состоянию на январь 2012 года имели телевизионные приемники. Поскольку статистические данные относительно последних лет отсутствуют, можно предположить, что в 2023 году количество приемников сохранилось, но существенно сократился процент их потребления в связи с массовым переходом СМИ в онлайн-формат и их активным взаимодействием с социальными сетями. Согласно Женевскому Договору 2006 года аналоговое вещание в Армении должно было прекратиться с 1 января 2015 года, однако, как во многих других странах, процесс затянулся из-за технических и финансовых трудностей. В итоге процесс завершился лишь в 2021 году. По итогам перехода на цифровое вещание в Армении образовался один государственный мультиплекс, в который вошли 27 телевизионных компаний, 7 из которых вещают по всей республике, 10 компаний вещают только в столице, 10 – только в регионах. Из них։ Планета РТР, Россия К, Общественное телевидение России (Первый канал) и Межгосударственная телекомпания МИР вещают на основе отдельных межправительственных соглашений.

Территориально Армения поделена на 10 регионов, в каждом из которых после получения независимости традиционно вещали по 2–3 канала. После перехода на цифровое вещание из каждого региона в мультиплекс вошло по одному каналу, остальным предложили объединяться и кооперироваться. Удалось это сделать только в Гегаркуникском регионе. Там создали единый успешный проект Гехама. Объединились и вошли в мультиплекс все три телеканала, представляющие разные административные центры: Гавар, Мартуни, Севан, нигде больше этот принцип не сработал. В остальных случаях консолидироваться не удалось, и каналы остались выживать в аналоговом вещании. Согласно предварительным данным экспертов, лидирующие позиции на телевизионном рынке Армении занимают следующие телеканалы: «Армения ТВ», «Шант ТВ» и «Общественное телевидение Армении».

Поскольку в республике отсутствуют ежегодные полноценные аналитические отчеты о рейтингах каналов и телеметрических данных, например, последние обновленные отчеты на сайте национального измерителя Admospher Armenia датируются 2017 годом5, интервью с медиаэкспертами позволяют предположить, что по разным данным каждый год в Ереване на 5–7% снижается рейтинг телевидения и увеличивается пользование источниками информации онлайн. «Телевидение от концепции “вещателя”, предполагающей создание потока программ, переходит к концепции “издателя”, когда конкретный продукт – законченный телевизионный сюжет, телепрограмма, кинопрограмма, выкладывается в Сеть, где лежит и ждет своего зрителя» (Вартанова, 2011). В регионах этот процесс происходит медленнее. Это связано с тем, что в столице больше возможностей заняться досугом։ кино, театры, развлекательная среда, доступный интернет. Наряду с этим активно происходит процесс ухода вещательных СМИ в онлайн-сферу. Информация, представленная на рисунке 1, наглядно подтверждает возрастание интереса к информационным ресурсам в Интернете.

Рисунок 1. Изменения в потреблении онлайн-источников по годам
Источник: Сайт Центра медиаинициатив6

 

Эта тенденция происходит, прежде всего, по экономическим причинам. Затраты на вещание в онлайн-формате намного доступнее, чем при наземном вещании или в кабельных пакетах. Еще одним фактором, влияющим на падение рейтингов телевизионных каналов, и, способствующим их уходу в онлайн-сферу, является тенденция активного сокращения рекламного рынка Армении. Из-за отсутствия достоверных профессиональных подсчетов по самым предварительным и непроверенным предположениям экспертов общий доход от рекламного рынка республики составляет от 30-50 миллионов долларов в год. Из них около 10-15 миллионов долларов приходится на активно развивающийся цифровой рекламный рынок. На данный момент в республике, по мнению экспертов, происходит процесс трансформации рынка из «прежнего, политизированного формата» в бизнес ориентированный. И, пока нет четко прописанных правил и нет ясности в отношениях между рекламодателями и телевизионными каналами, наблюдается активный отток финансов из двух телевизионных сейлсхаусов в онлайн-сферу.

Диаграмма 2. Наиболее часто употребляемые социальные медиаплощадки
Источник: Сайт Центра медиаинициатив7

 

Традиционные телеканалы в онлайн-среде

Анализ деятельности основных армянских телевизионных каналов, вещающих в мультиплексе и представленных в пакетах кабельных операторов, позволяет определить некоторые тенденции альтернативного ухода в онлайн, когда происходит «интеграция традиционного телевизионного производства и показа с возможностями интернета» (Вартанова, 2017: 80). Так, практически все каналы в мультиплексе имеют веб-сайты, но не всегда эти площадки выставляют перманентно обновляющийся новостной контент.

Один из лидеров вещания – телеканал «Армения ТВ» – на своем веб-сайте сделал ставку на развлекательную составляющую, красочно презентовав основной телевизионный контент в виде подразделов: сериалы, ситкомы, передачи. Новостная и информационная лента здесь полностью отсутствует, однако в полной мере представлен перечень рейтинговых программ за последние два года. Так, в подразделе сериалы можно найти все сезоны популярных сериалов, которые выводят зрителей сразу на канал в YouTube с многомиллионными просмотрами. «Армения ТВ» оперативно выкладывает на платформе YouTube и в социальной сети Facebook8 короткие промо ролики новых серий ситкомов или сериалов, игровых передач, среди которых следует выделить армянскую версию интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». При этом из новостных программ на основном канале в YouTube и Facebook9 представлена только итоговая аналитическая программа «Острый угол», которую канал активно распространяет в виде нарезок отдельных репортажей. Канал использует несколько социальных платформ для распространения новостей. Так, в YouTube и в сети Facebook10 функционируют страницы Armenia TV news , на которых выкладываются в основном выпуски новостной программы «Время». В Instagram11 канал, по сравнению с другими платформами, менее активен и обновляет информацию с большой задержкой. Сайт полностью оформлен на армянском языке. Канал ведет круглосуточное вещание в онлайне.

Телеканал «Шант ТВ», позиционирующий себя в Instagram12 как «ведущий телеканал Армении», выделяет на своем сайте несколько подразделов: новости, шоупрограммы, передачи, сериалы и фильмы Новостной блок на сайте представляет собой отдельную насыщенную информационную платформу с постоянно обновляющейся новостной повесткой. Новости здесь выкладываются в конвергентном формате: текст, фото, видео и во многом состоят из адаптированных репортажей новостной службы канала, которая выходит под рубрикой «Шант Новости» и итогового вечернего выпуска новостей «Горизонт». При этом новостная рубрика на сайте одновременно и без изменений копирует информацию только в Telegram-канале, который кратко повторяет новостные выпуски основного телевизионного канала. На платформах YouTube и Facebook13 мы видим обилие часто обновляемого развлекательного контента: кулинарные шоу, музыкальное шоу «Национальный певец», шоу в жанре стендап камеди, телесериалы, все серии и сезоны которых также в полном объеме представлены на канале «Шант ТВ» в YouTube. Twitter (социальная сеть X) телеканала никогда не обновлялся, а страничка в Instagram14 обновляется с большим опозданием и содержит короткие проморолики сериалов и шоу более чем годичной давности. На сайте указаны три языка: армянский, русский, английский, однако, весь обновляющийся контент представлен только на армянском языке. На остальные языки переведены только статичные названия рубрик. Канал ведет круглосуточное вещание в онлайне, ретранслируя сетку вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров.

«Общественное телевидение Армении » со слоганом в Twitter «Первый с 1956 года»15 в разные годы входило в тройку ведущих телевизионных каналов республики. На сайте канала представлены рубрики: медиа академия, программы, новости, покрытие, о нас. Рубрика новости в некотором смысле повторяет структуру информационного блока телеканала «Шант ТВ». Это полноценный новостной информационный сайт, содержащий в себе важные подразделы информационной повестки республики: Нападение на Арцах, Коронавирус, Политика, Экономика, Общество, Право. Здесь мы также видим обновляющиеся конвергентные материалы в основном из дневных и вечерних выпусков новостей, распределенные по соответствующим рубрикам внутри сайта. Этот же сайт является платформой для размещения материалов дочернего новостного канала – Первый информационный канал, вещающего по отдельной лицензии в мультиплексе. Facebook 16 и YouTube площадки канала больше ориентированы на новостную тематику, здесь также можно найти свежие репортажи из дневных и вечерних новостных блоков анонсами грядущих мероприятий. Twitter телеканала функционирует достаточно активно, здесь можно найти более девяти тысяч твиттов, но обновляется информация с месячным перерывом. В рубрике программы, как и у остальных каналов, представлен развлекательный контент: все серии телесериалов, выпуски утренней программы с доступом к платформе YouTube. Основной сайт функционирует на армянском, русском и английском языках. Контент и рубрики переведены на указанные языки. Отдельно следует отметить материалы, представленные в рубрике новости. Они все оперативно переводятся на анонсированные языки. Особо следует отметить полный перевод контента на азербайджанский язык. Канал ведет круглосуточное вещание в онлайне, ретранслируя сетку вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров.

Телекомпания ATV основную деятельность осуществляет в сети Facebook 17. Здесь перманентно выкладываются проморолики молодежных сериалов на армянском языке и анонсы утренней программы. У канала отсутствует веб-сайт. Контент, представленный на канале в YouTube, не обновляется – как правило, это сезоны сериалов прошлых лет. Instagram18 и TikTok странички канала также давно не обновлялись и в основном состоят из фотографий каверов сериалов и видеоанонсов передач. Канал ведет круглосуточное вещание посредством других сайтов в интернете, ретранслируя сетку вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров.

Веб-сайт телеканала «Кентрон» состоит из рубрик: передачи, сериалы, покрытие, о нас, прямой эфир. Деятельность канала связывают с именем предпринимателя и мецената, основателя партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна. У канала отсутствует отдельная информационная рубрика-сайт с обновляемым конвергентным материалом. Как правило, основной видеоконтент с минимальным текстовым сопровождением оперативно размещается на каналена YouTube и в виде постов на платформе Facebook19. Все материалы рубрик сайта отдельно представлены в виде ссылок на канале на YouTube: это и новостные блоки программы «Эпикентрон», и выпуски развлекательных и познавательных программ, политических ток-шоу, которые одновременно появляются в виде обновлений на страничке в Facebook 20. Телеканал также ведет в YouTube онлайн-трансляцию новостной программы «Эпикентрон». Другие социальные медиаплощадки, указанные на сайте, менее активны в плане обновления контента. Instagram21 и страничка в сети «ВКонтакте» вовсе не обновляются. Весь материал на сайте представлен на армянском языке. Канал ведет круглосуточное вещание в онлайне, ретранслируя сетку вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров.

Телеканал «Шогакат» является общеармянским церковным телеканалом, основанным по инициативе Армянской Апостольской Церкви. Веб-сайт телеканала разделен на рубрики: о нас, циклы, передачи, телевизионные фильмы, лента новостей. Новостной блок состоит из календарного архива с выделенными новостями, которые, как правило, посвящены различным церковным праздникам. Видеоматериал, представленный в данной рубрике, как и весь остальной видеоконтент выложен на платформе YouTube телеканала. Телеканал очень активен на социальных медиаплатформах: Twitter и Facebook22 страницы канала постоянно обновляются в основном за счет видеоматериалов из YouTube. Текстовый материал на сайте ограничен, больше преобладают репортажи, документальные фильмы, духовные беседы в виде циклов репортажей. Материал на сайте представлен на армянском и английском языках. Англоязычная версия сайта часто обновляется и повторяет версию на армянском языке. Канал ведет круглосуточное вещание посредством других сайтов в интернете, ретранслируя сетку вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров.

Телеканал «Бун ТВ» выделяет на своем сайте разделы: главная, бун тв, аудио, о нас. Сайт не содержит информационного контента. В рубриках представлены анонсы передач без видеоматериалов. Весь основной контент представлен на канале на YouTube, данный материал дублируется на страничке канала в Facebook23 и в Telegram, профиль в Instagram24 не действует. Сайт функционирует только на армянском языке. Онлайн вещание канала не осуществляется.

Сайт телеканала «Фри ньюз» представляет собой единую информационную платформу, состоящую из рубрик: политика, экономика, общество, Арцах, мир, Ковид 19. Соответствующие общественно-политические события расположены в рубриках в виде конвергентного материала: фото и текст. Сайт канала больше ориентирован на новостную повестку. Видеоконтент представлен на сайте в виде главного выпуска новостей текущего дня. В YouTube канал выкладывает материалы с месячным опозданием. В социальных сетях канал активно обновляет страничку только в Facebook 25, обновляются анонсы новостей или наиболее ключевые репортажи текущего дня. Согласно информации на сайте, канал представлен только в Facebook 26 и на платформе YouTube, однако в рубриках, где размещается новостной контент, можно также обнаружить ссылки на материалы, представленные в Twitter, LinkedIn, Pinterest, Tumblr. Сайт функционирует только на армянском языке. Онлайн-вещание канала не осуществляется.

Телеканал «Нур ТВ» представлен только на YouTube и в сети Facebook 27. Веб-сайта у телеканала нет, основной видеоконтент состоит из записей утренней развлекательной программы «Добрая Луиза» Материалы на платформах обновляются с большим опозданием. Онлайн-вещание канала не осуществляется.

Телеканал 21 TV является армянским музыкально-развлекательным телеканалом. Веб-сайт канала состоит из рубрик: лица, программы, шоу-программа, фильмы. Контент, представленный на сайте, в основном музыкальный, это клипы зарубежных и армянских исполнителей и сериалы. Веб-сайт канала статичен и не обновляется в отличие от YouTube платформы, на которой в полном объеме размещаются ключевые передачи. Facebook 28 страница канала содержит новинки клипов армянских и зарубежных исполнителей и не повторяет информацию на сайте и на YouTube платформе. Материал на сайте представлен на армянском и русском языках. Поскольку рубрики и контент сайта не обновляются, русскоязычная версия сайта тоже не подлежит постоянному обновлению. Канал ведет круглосуточное вещание в онлайне, что является ретрансляцией сетки вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров.

Телеканал «Новая Армения» на своей страничке в Instagram29 указал слоган: «Новые времена, новые медиа, новое телевидение»30. У канала нет отдельного интернет-сайта. Весь контент размещается на платформе в YouTube и в социальной сети Facebook 31. Канал на YouTube обновляется каждый день за счет выпусков новостей «Настоящие новости», на Facebook 32 странице также каждый день выкладываются анонсы армянских телесериалов и выпусков новостей. Instagram33 страница канала не обновляется и состоит из фото и видео нарезок программ и сериалов прошлых лет. Онлайн-вещание канала не осуществляется.

На сайте телеканала TV 5можно выделить рубрики: новости, передачи, фильмы, программа. Новостной блок состоит из самостоятельного информационного сайта с конвергентным контентом: текстовые, фото и видео материалы с отсылкой на отдельный канал на YouTube. Здесь также выделяются информационные рубрики: айлур, Армения, Арцах, культура, в мире. В основе информационного контента в данной рубрике лежат материалы основных выпусков новостей программы «Айлур», которые распределяются по тематике в виде текстов и видеоматериалов. По такому же принципу действует YouTube канал и страницы в Facebook 34, Instagram35, Twitter и TikTok. Все социальные медиаплощадки синхронно и ежедневно обновляются и повторяют информацию из новостной рубрики сайта. Сайт телеканала функционирует только на армянском языке. Канал ведет круглосуточное вещание в онлайне, что является ретрансляцией сетки вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров.

В целом, ни один из каналов, вещающих в мультиплексе, не перенял формат полноценного онлайн-вещания. У некоторых каналов, например «АТВ», «Нур», «Новая Армения», вебсайты отсутствуют вообще, в этом случае основной упор делается на социальные сети. Большинство представленных каналов ведет круглосуточное вещание посредством других сайтов в интернете, ретранслируя сетку вещания в общественном мультиплексе и в пакетах кабельных провайдеров или непосредственно на своем сайте.

Подавляющее большинство каналов пользуется социальными медиаплощадками. Основными площадками являются Facebook36 и YouTube. Все телевизионные каналы обязательно выкладывают контент в YouTube. Рубрики с сохраненными выпусками новостей, сериалами, программами также выводятся отдельными ссылками на сайты каналов. YouTube является основной платформой для архивации готовой продукции каналов. Некоторые каналы, например, «Армения ТВ» используют в YouTube сразу несколько каналов для вещания и архивации контента, например, канал Armenia TV news, куда выкладывается только новостной контент. Twitter, «ВКонтакте», Instagram37 и Telegram повсеместно указываются на официальных сайтах, но телевизионные каналы, как правило, обновляют здесь информацию с большим опозданием. Исключение составляет Twitter телеканала «Шогакат», который исправно реагирует на обновления сайта, а также все социальные медиаплощадки телеканала TV 5, которые ежедневно обновляются.

В языковом плане большая часть официальных сайтов функционирует на армянском языке. В остальных случаях полностью переводят контент на все указанные языки только «Общественное телевидение» и «Шогакат». Общественное телевидение также переводит весь новостной контент на азербайджанский язык.

 

Таблица 1

Перечень телевизионных каналов, вещающих в мультиплексе, с точки зрения присутствия в онлайн-среде

Название

Сайт

Онлайн-вещание

Социальные сети

Мультиплекс

Кабельные операторы

Язык сайта

«Армения ТВ»

www.armeniatv.am

https://hayastantv.me/tv/armeniatv.php

Facebook38,

YouTube,

Instagram39

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

Арпинет

армянский

«Шант ТВ»

www.shanttv.com

https://arm-tv.com/online-live-tv-channel-shant-tv-hd/#.ZBAjDnbP2Uk

Facebook 40,

YouTube,

Instagram41,

Twitter,

Telegram

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

Арпинет

армянский,

русский,

английский

«АТВ»

https://gisher.org/services/armtv.html?tv=atv

Facebook42,

YouTube,

Instagram43,

TikTok

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

Арпинет

«Кентрон»

https:kentron.tv/

 

https://www.twitch.tv/kentrontv

Facebook,

YouTube,

ВКонтакте

Ѵ

Юком,

Ростелеком

армянский

«Общественное телевидение Армении»

https://www.1tv.am/ru/

https://www.1tv.am/ru/

Facebook44,

YouTube,

Instagram45,

Twitter,

LinkedIn

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

Арпинет

армянский,

русский,

английский

«Шогакат»

https://www.shoghakat.am/

https://gisher.org/services/armtv.html?tv=shoghakat-tv

Facebook 46,

Twitter

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим

армянский,

английский

«Бунт ТВ»

https://boon.am/

 

Facebook47,

YouTube,

Instagram48,

Telegram

Ѵ

Юком,

Ростелеком

армянский

«Фри ньюз»

https://freenews.am/

Facebook 49,

YouTube

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим

армянский

«Нур»

Facebook,

YouTube

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

«21 ТВ»

https://www.21tv.am/

https://www.21tv.am/

Facebook50,

YouTube,

Instagram51,

Twitter

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

армянский,

русский,

«Новая Армения»

https://gisher.org/services/armtv.html?tv=h3

Facebook52,

YouTube,

Instagram53,

 

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

Арпинет

«5 Канал»

https://www.5tv.am/

https://www.5tv.am/

Facebook54,

YouTube,

Instagram55,

Twitter,

TikTok

Ѵ

Юком,

Ростелеком,

Тим,

Арпинет

армянский

Источник: сайты телевизионных каналов, вещающих в мультиплексе

 

Заключение

Таким образом, анализ телевизионной сферы Армении с точки зрения предпосылок перехода на онлайн-вещание и взаимодействия с социальными сетями, позволяет сделать следующие выводы:

  • телевизионная сфера республики находится на гибридной стадии перехода от традиционной формы вещания к онлайн-формату. В числе основных причин, повлиявших на интерес к интернет-вещанию, можно выделить появление доступного интернета и развитие интернет-инфраструктуры, а также активное освещение в онлайн-СМИ общественно-политических процессов последних лет. Телевидение, по сравнению с предыдущими годами, потеряло позиции основного источника получения информации, особенно в столичном регионе, уступив место онлайн-ресурсам и социальным медиаплощадкам;
  • перспективы полного перехода основных телевизионных каналов, вещающих в мультиплексе, на онлайн-формат вещания пока туманны. Ни один из каналов не сумел полностью адаптировать контент под нужды онлайн-вещания. В разных случаях телеканалы лишь частично пользуются различными цифровыми сервисами, социальными сетями и медиаплощадками, существующими в интернете. Так, например только сайты «Шант ТВ», «Общественного телевидения Армении», «ТВ 5» и «Фри ньюз» содержат в себе полноценные, самостоятельные информационные рубрики-сайты, которые включают в себя конвергентный контент: текстовые, фото и видео материалы с отсылкой на отдельный канал на YouTube и страничку в Facebook56. Остальные каналы представляют на сайтах статичные рубрики, в которые включен развлекательный контент в виде сериалов, ситкомов и музыкальных шоу;
  • взаимодействие с социальными сетями также происходит в урезанном формате. На данных площадках контент размещается частично и выборочно. Facebook57 и YouTube являются ключевыми источниками распространения информации для всех каналов. Остальные социальные сети, зачастую, лишь формально указываются на официальных сайтах телеканалов, без обновления информации. Следует также отметить, что ни один из телевизионных каналов специально не создает контент только для YouTube, как правило, здесь размещается материал, уже транслировавшийся в телевизионном эфире.

Данные наблюдения позволяют констатировать доминирование в телевизионной повестке Армении традиционного формата телевизионного вещания посредством общественного мультиплекса и кабельных операторов и использование интернета и социальных сетей в качестве дополнительных каналов для распространения контента.



Примечания

  1. Digital 2023 report on Armenia. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2023-armenia?rq=Armenia
  2. Сайт Комиссии по телевидению и радио Республики Армения. Режим доступа: http://tvradio.am/type/%d6%81%d5%a1%d5%b6%d6%81%d5%a1%d5%b5%d5%ab%d5%b6-%d6%85%d5%ba%d5%a5%d6%80%d5%a1%d5%bf%d5%b8%d6%80%d5%b6%d5%a5%d6%80/
  3. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  4. Статистический комитет Республики Армения. Социально-демографические данные на январь 2021 г. (На армянском языке). Режим доступа: https://www.armstat.am/file/doc/99526823.pdf
  5. Admospher Armenia. Топ 20 самых рейтинговых программ декабря 2017 года. Режим доступа: https://www.admosphere.am/2021/12/20/%d1%82%d0%be%d0%bf-20-%d1%81%d0%b0%d0%bc%d1%8b%d1%85-%d1%80%d0%b5%d0%b9%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%b2%d1%8b%d1%85-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc-%d0%b4%d0%b5%d0%ba%d0%b0%d0%b1/?lang=ru
  6. Результаты исследования Медиапотребление в Армении. Центр медиаинициатив. 2022. Янв., 26. (На армянском языке). Режим доступа: https://media.am/hy/lab/2022/01/26/31473/
  7. Результаты исследования Медиапотребление в Армении. Центр медиаинициатив. 2022. Янв., 26. (На армянском языке). Режим доступа: https://media.am/hy/lab/2022/01/26/31473/
  8. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  9. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  10. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  11. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  12. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  13. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  14. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  15. Twitter общественного телевидения Армении. Режим доступа: https://twitter.com/ArmPublicTV
  16. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  17. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  18. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  19. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  20. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  21. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  22. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  23. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  24. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  25. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  26. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  27. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  28. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  29. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  30. Instagram телеканала «Новая Армения». Режим доступа: https://www.instagram.com/norhayastantv/
  31. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  32. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  33. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  34. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  35. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  36. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  37. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  38. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  39. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  40. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  41. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  42. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  43. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  44. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  45. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  46. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  47. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  48. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  49. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  50. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  51. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  52. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  53. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  54. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  55. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  56. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.
  57. Данная соцсеть является продуктом компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.

 

Библиография

Аветисян А. Особенности становления и развития онлайн-СМИ в Армении. Ереван: Изд-во Ереванск. гос. ун-та, 2015. (На армянском языке)

Аветисян А. Характеристики интернет-СМИ Армении. Ереван: Изд-во Ереванск. гос. ун-та, 2015. (На армянском языке)

Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. М.: Медиа Мир, 2017.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.

Вартанова Е.Л. Цифровая журналистика как новое поле академических исследований // МедиаАльманах. 2021. № 6. Режим доступа: http://mediaalmanah.ru/files/107/837.php

Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 4. Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/4/tsifrovoe-televidenie-i-transformatsiya-mediasistem-o-neobkhodimosti-mezhdistsiplinarnykh-podkhodov-/

Вырковский А.В. Колесниченко А. Новые медиа как площадки для политического дискурса в странах постсоветского пространств // МедиаАльманах. 2020. № 1. Режим доступа: http://mediaalmanah.ru/files/96/681.php

Дугин Е.Я., Куприянов О.А. Модели взаимодействия телевидения с аудиторией: между новыми и традиционными медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2017/5/modeli-vzaimodeystviya-televideniya-s-auditoriey-mezhdu-novymi-i-traditsionnymi-media/

Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия // Медиаскоп. 2014. № 4. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/1242

Медиасистема России: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2020.

Першина Е.Д. Подход российских СМИ к работе со своим контентом в социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 3. С. 87–105.

Першина Е.Д. Принципы выбора российскими новостными медиа площадок для создания групп в социальных сетях // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2304

Щепилова Г.Г. Взаимодействие СМИ и социальных медиа // Российская пиарология-6: тренды и драйверы. Спб.: Изд-во СПбГЭУ. 2018.

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 3. Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2018/3/telekanaly-i-sotsialnye-seti-spetsifika-vzaimodeystviya/