Languages

You are here

Аудио-сторителлинг сегодня

Научные исследования: 

 

© Назайкин Александр Николаевич

доктор филологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), info@nazaykin.ru.

 

Ссылка для цитирования: Назайкин А.Н. Аудио-сторителлинг сегодня // Медиаскоп. 2023. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2825

 

Аннотация

Все большее значение в современной коммуникации приобретает сторителлинг. Подавляющая часть научных работ о нем посвящена вербальному печатному и иконическому видам. Весьма малоизученным остается аудио-сторителлинг, использование которого растет, в первую очередь, вследствие развития рынков аудиокниг и подкастов, а таже активного использования в составе мультимедийного сторителлинга. В данной работе предпринята попытка анализа состояния современного аудио-сторителлинга, а также его классификации.

Ключевые слова: аудио-сторителлинг, сторителлинг, коммуникация, радио, подкаст

 

Введение

Само по себе рассказывание историй для передачи опыта и развлечения сопровождает человечество весь период истории его развития. Однако сознательное использование историй для решения большего количества коммуникационных задач началось, можно сказать, лишь с 1992 года после появления работы Амстронга «MBSA: Managing by Storying Around»1. В этой книге впервые был использован термин «сторителлинг», и именно эта книга вдохновила представителей многих профессий использовать данную коммуникационную технологию в своей работе: обучать, привлекать, мотивировать, продвигать и т.д. В 21 веке сторителлинг привлекает все большое внимание исследователей в сфере коммуникаций, что обусловлено, прежде всего, его высокой эффективностью воздействия на аудиторию в условиях современной информационной, рациональной конкуренции. Только в базе научной электронной библиотеки Library.ru имеется около 5 000 статей на эту тему. Весьма глубоки отдельные работы А. Симмонс дающей краткий анализ практики использования сторителлинга (Симмонс, 2013), Р. Макки, раскрывающего секреты создания эффективной истории (Макки, 2015), Н. Дуарте (Дуарте, 2012) и А.Каптерева (Каптерев, 2012), обосновывающих использование делового сторителлинга, А. Анюхиной (Анюхоина, 2017) и К.Болдиной (Болдина, 2023), раскрывающих особенности применения сторителлинга в современном мультимедийном мире, В. Варакина (Варакин, 2023) и некоторых других авторов.

Рассматривая современную коммуникацию, ученые отмечают, что она перестала быть сугубо словесной (вербальной): «По мере расширения зоны текстологических исследований их предметом становятся не только вербальные тексты, но и “тексты” живописи, кинематографа, архитектуры…»2 В связи с этим в научных трудах рассматривается использование разнознакового сторителлинга. Большая часть работ посвящена традиционному вербальному печатному сторителлингу, значительная часть – иконическому (в связи с увеличивающимся использованием инфографики, изобразительного ряда) и смешанного типа (на фоне стремительного развития мультимедиа). При этом представительство научных трудов по аудио-сторителлингу весьма скромно. Среди имеющихся можно выделить небольшое количество значимых работ, связанных с традиционным радио и косвенно затрагивающих сторителлинг: например, В. Смирнова (Смирнов, 2019), Н. Кузьминой (Кузьмина, 2013), В. Познина (Познин, 2023), А. Крамера (Крамер, 2023), статью по аудио-сторителлингу Siobhan McHugh (Siobhan McHugh, 2023), а также несколько публикаций зарубежных и отечественных практиков аудио-сторителлинга на традиционном радио и в подкастах (Ashley Milne-Tyte3, Delainey Garland4, Jeremy Caplan5, М.Решетникова6, Л.Липанова7 и др.)

Cторителлинг – это не просто «рассказывание историй», а ««рассказывание истории» с целью максимального вовлечения аудитории в процесс прочтения текста» 8.

Если же определять сторителлинг, как «технологию увлекательной эмоциональной передачи рациональной информации с определенной целью» (Назайкин, 2022: 11), то, можно сказать, что аудио-сторителлинг – это технология увлекательной эмоциональной передачи рациональной информации с определенной целью через аудиоканалы. Используемые в аудио-сторителлинге звуковые каналы позволяют делать коммуникацию весьма эффективной ( в частности, снижать визуальную нагрузку на современного человека и позволять не терять при этом ценную информацию; экономить время, получая нужную информацию во время занятия разными делами или во время отдыха; избавляться от чувства одиночества, создавая иллюзию нахождения среди других людей; получать информацию как непосредственно через речь, на слух, так и с помощью множества различных современных гаджетов – телевизоров, компьютеров, планшетов, смартфонов и т.д.).

Отмечая теоретическую малоизученность аудио-сторителлинга, необходимо сказать о том, что у него достаточно богатая и весьма продолжительная история использования в устной речи и на радио. Сегодня же тема исследования аудио-сторителлинга становится все более актуальной вследствие развития рынков аудиокниг и подкастов, а таже активного использования в составе мультимедийного сторителлинга. С одной стороны, в современной коммуникации «ключевым понятием после 2014 г. становится «рассказывание историй» (storytelling)»9, а, с другой, – до сих пор нет общего взгляда на то, что же такое аудио-сторителлинг и каким он бывает. В данной работе предпринята попытка анализа состояния современного аудио-сторителлинга, а также его классификации. Автор рассматривает становление аудио-сторителлинга, происходящее вследствие развития технического прогресса и появления новых видов коммуникации от древних времен до наших дней. В процессе работы над статьей проанализированы различные научные и публицистические материалы, а также тексты историй различных видов аудио-сторителлинга.

 

Аудио-сторителлинг в современной коммуникации

Рассказывание историй всегда было частью культуры нашего общества. Изначально истории рассказывали устно, декламировали, пели. Так, еще во времена древних цивилизаций барды рассказывали людям сказки. Создавались, передавались из уст в уста, опубликованные в будущем «Илиада», «Одиссея», «Эпос о Гильгамеше» и т.д. Технический прогресс привел к эволюции распространения аудио-историй. На взгляд автора, можно выделить следующие основные даты и события, связанные со становлением и развитием аудио-коммуникации, и, как следствие, аудио-сторителлинга.

 

Таблица 1. События, повлиявшие на развитие аудио-сторителлинга

Годы

События

1860 г.

Э.Л. Скотт де Мартивилль изобрел фонограф (осуществлял лишь графическую запись и широкого распространения не получил)

1877 г.

Томас Эдисон независимо от Скотта де Мартивилля изобрел свой фонограф (применялся с практической целью передачи информации с помощью звука).

1887 г.

Эмиль Берлинер изобретает граммофон (начинается индустрия массовой грамзаписи)

1887 г.

Генрих Герц осуществил первую в мире радиопередачу и радиоприем радиоволн

1896 г.

изобретение радио (в разных странах Александр Попов, Гульельмо Маркони, Никола Тесла)

1898 г.

Вальдемар Поульсен запатентовал телеграфон – аппарат для магнитной записи голоса на стальной проволоке

1900 г.

первый публичный показ звукового фильма (в Париже)

1906 г.

Реджинальд Фессенден первым в мире осуществил передачу звука по радио

1907 г.

братья Пате изобретают патефон (отличается от граммофона улучшенным методом записи и проигрывания пластинок)

1921 г.

в эфир вышла первая радиопостановка (скетч «Сельская линия об образовании», написанный специально для радиостанции Питтсбурга KDKA)

1922 г.

нью-йоркская WGY начала еженедельные студийные трансляции полнометражных театральных постановок с использованием музыки, звуковых эффектов и постоянной труппы актеров

1932 г.

американский Фонд слепых начинает выпуск «говорящих книг»

1934 г.

фирма BASF начала серийный выпуск магнитной ленты.

1935 г.

фирма AEG выпустила первый коммерческий пленочный магнитофон под названием Magnetophon K1

1938 г.

состоялась трансляция радиопостановки «Война миров» (посеяла панику среди более 6 миллионов американцев и продемонстрировала мощную силу аудио-сторителлинга)

1941 г.

Конрад Цузе создал первую вычислительную машину Z3, обладающую всеми свойствами современного компьютера

1952 г.

в США выходит первая коммерческая аудиокнига «Детское Рождество в Уэльсе.

1969 г.

в США начат выпуск аудиокниг для слепых на магнитофонных кассетах специального формата, а также плееров для них

1969 г.

появился интернет

1970-е

в США и странах Европы появляются специализированные пункты проката аудиокниг

1975 г.

в автомобилях появляются магнитолы

1979 г.

компания Sony выпустила первый кассетный плеер Walkman

1980-е

издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книг

1981 г.

компания IBM выпустила первый персональный компьютер

1982 г.

появился первый CD

1984 г.

появились аудиокниги в стерео-записи.

1991 г.

появление Всемирной паутины WWW (World Wide Web)

2001 г.

появился плеер iPodот компании Apple

2002 г.

выпущен первый в мире смартфон (Nokia 9210)

2002 г.

появляются аудиокниги в формате mp3

2003 –2004

появились социальные сети (Facebook10, LinkedIn, MySpace)

2004 г.

появилось понятие «подкастинг» (от iPod и broadcast (англ. радиопередача)

2007 г.

появился iPhone

2010 г.

выпущен планшет Apple iPad

 

Начало 21 века – это также появление сравнительно недорогих и удобных в обращении средств звукозаписи полупрофессионального уровня и программных комплексов (DAW, digital audio workstations), разрушивших монополию радио на аудио-монтаж и приведших к возникновению малобюджетной любительской звукорежиссуры, достаточной для качественного аудио-монтажа, в том числе для интернет-радио. В это же время появляются специальные банки звуков, голосовой поиск в интернете, умные голосовые колонки, а также сервис Anchor, позволяющий обмениваться аудио в визуальном виде на социальных платформах (Twitter, Instagram11 или YouTube).

Аудиоканалы эффективны во многом благодаря возможности создания «театра воображения». Для восприятия на слух требуется больше воображения в силу того, что возникает необходимость восполнить визуальный аспект сообщения. Так, при проведении одного из экспериментов детей попросили придумать окончание для историй, показанных по телевидению, и тех, которые дети слышали по радио: «Результаты показали, что, когда дети придумывали окончания радио-историй, в них было больше новых элементов, чем в окончаниях для телевизионных версий тех же сюжетов» (Харрис, 2002: 368).

Аудио-контент имеет очень большой вовлекающий эффект. Так, американские исследователи отмечают «острые ощущения «моментов подъезда», когда вы не можете выйти из машины после возвращения домой с работы, настолько захватывающей является эта история по радио»12. Обнаружено также, что «использование звуковых эффектов и звуковых кадров в аудиоспектакле повышает уровень ментальных образов, о которых сообщают слушатели, а также заставляет слушателей уделять больше внимания»13.

Эффективность воздействия аудиоинформации, в частности, подтверждают рекламные эксперименты: «людей легче убедить в достоинствах нового товара, если делать это словами. Он им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда словесные обращения сопровождаются картинками. Похоже, что ничем другим не подкрепленное словесное сообщение способно создавать у людей гораздо более сильное положительное чувство к товару»14.

О высокой эффективности аудио-воздействия говорят и участники игровой индустрии: «Со звуком работают все: маркетологи, сценаристы, гейм-дизайнеры, аниматоры, художники компьютерной графики, программисты, финансисты <…> В аудиовизуальном мире звук – это 50% внимания игрока. Хороший звук привлекает внимание, создает настроение, ведет к увеличению лояльности к продукту и влечет увеличение продаж <…> Наш опрос показал, 94% топ-менеджеров компаний, занимающихся медиаконтентом, указали на то, что звук и музыка повышают ценность продукта…»15

Достоинства аудио-коммуникации весьма велики, что и позволяет развиваться связанным с ней индустриям. Так, «в мире около 10 ведущих аудио-брендинговых агентств. 30–40 студий выделяют аудио-брендинг, как профильное направление. Более 3 000 студий называют услуги аудио-брендинга своим сервисом…»16

Интерес к аудио-сторителлингу растет, ведь, как показывают исследования, «инсценированная звуковая структура с участием актеров озвучивания, рассказывающих историю исключительно посредством диалога, стимулирует воображение слушателей больше, чем типичное повествование «голосом Бога». Участники, которые слушали инсценированную структуру, сообщили, что они генерировали более яркие образы в своем уме и вызывали их быстрее и легче, чем те, кто находился в состоянии повествования. Они также сообщили, что были более эмоционально возбуждены и заинтересованы в истории»17.

На эффективность аудио-сторителлинга влияет и качество самой рассказываемой истории (сюжет, драматизм, лексика и т.д.), и голос, тональность, логические и эмоциональные акценты, паузы, усиление и понижение силы звучания, темп, ритм, интонация, звуковые эффекты, музыка. Практики аудио-сторителлинга обычно рассматривают комплексное использование аудио-эффектов. Так, например, «при совместном редактировании лучших дублей продюсеры сосредотачиваются на проекции, громкости, тоне и темпе. Они прислушиваются к таким вещам, как сухость чьего-то рта (если это так, вы услышите щелканье языком по рту) или не говорит ли он слишком быстро»18. Также отмечается, что «экстра-диегетическая музыка, фоновый шум и эффекты, видеоклипы, наложение голоса ведущего на показания интервьюируемых и диалоги между редакцией – все это придает рассказу оригинальную повествовательную структуру»19.

Эффективным сторителлинг становится тогда, когда при его использовании соблюдаются определенные правила. В частности, при работе с аудио-контентом необходимо захватывать внимание аудитории с первых же слов сообщения; учитывать ослабление внимания, наступающее у слушателей через определенное время; выдерживать тайминг (как отмечают специалисты, «у каждой темы есть ограничение по времени, и в какой-то момент мы отключаемся. Например, мы не станем слушать часовой рассказ о собаке на прогулке. Тем не менее, мы можем слушать часовую историю о собаке, которая спасла бесчисленное количество жизней в полиции»20.); соблюдать требования, разработанные на основе восприятия звука человеческим ухом и предъявляемые к качеству звукового файла (прежде всего они касаются громкости, частотных характеристик и прочих параметров неизвестных широкой публике, но которые учитывают в профессиональных музыкальных, телевизионных и радиостудиях) и т.д.

 

Виды аудио-сторителлинга

На протяжении всей своей истории человечество использовало и продолжает использовать разные виды аудио-сторителлинга. С его помощью истории рассказывают и лично (в прямом общении с получателем информации), и через различные технические устройства (радио, телевизор, смартфон и т.д.). Информация, соответственно, передается как исключительно в вербальном виде, так и в сочетании с визуальным сопровождением (слова + жесты, слова + видеоряд и т.д.), а также с использованием акустических невербальных средств (звуки, кроме речи, сопровождающие общение). Таким образом, в зависимости от выбранного для использования вида коммуникации можно выделить аудио-сторителлинг самостоятельный (использующий исключительно аудио-контент) и аудио-креолизованный (использующий аудио-контент в сочетании с элементами других типов).

 

Самостоятельный аудио-сторителлинг

В самостоятельном аудио-сторителлинге для передачи информации достаточно использования исключительно звукового канала. Это обуславливается особенными свойствами аудио-повествования, про которые специалисты говорят: «с аудио-опытом вам не нужно выделять средства для визуального художника, так как визуальное повествование вашего пользователя с радостью покроет эту задачу с помощью лично релевантных изображений и трогательных воспоминаний, которые только он может вызвать, чтобы добавить смысл вашим аудио-историям.»21

 Самостоятельный аудио-сторителлинг может быть исключительно вербальным, когда история рассказывается только словами. Также с целью усиления воздействия на аудиторию могут использоваться акустические невербальные средства.

 

Вербальный аудио-сторителлинг

В основе вербального аудио-сторителлинга лежит передача информация с помощью человеческой речи, слов. Люди рассказывают истории друг другу и лично, и с помощью различных устройств, как в режиме настоящего времени, так и в отложенном режиме. В личном общении могут звучать анекдоты, сказки, рассказы о различных событиях, пересказы. Люди обычно просто обмениваются историями друг с другом, однако в обществе выделяются и те, кто именно специализируется на рассказывании историй – актеры, мастера художественного повествования (такие как, например, И. Андронников, Р. Зеленая, А. Филиппенко и т.д.) И сегодня популярен актерский пересказ – «спектакль, рождающийся из слова, без сложных декораций и внешних средств воздействия, вроде световой партитуры, видео и т.д. …»22 (В России на данном жанре специализируется, в частности, «Мастерская сторителлинга» – «саморазвивающееся сообщество рассказчиков историй» (актеров, драматургов, театроведов, психологов), работающая в Москве в Центре имени Мейерхольда).

Нередко авторитетными рассказчиками становятся обычные люди, имеющие актерские задатки и попавшие в определенные обстоятельства, в которых представляют вдохновляющие, мотивирующие истории одноклассникам, одногруппникам, сослуживцам, соседям по больничной палате, коллегам по работе и т.д. В частности, В. Шаламов, писал о том, как в заключении «тискают романы»: «тиснуть» на блатном языке значит «рассказать», и происхождение этого красочного арготизма угадать нетрудно. Рассказываемый «роман» – как бы устный «оттиск» повествования. «Рóман» же как некая литературная форма вовсе не обязательно роман, повесть или рассказ. Это может быть и любой мемуар, кинофильм, историческая работа. «Рóман» – всегда чужое безымянное творчество, изложенное устно. Автора здесь никогда никто не называет и не знает. Требуется, чтобы рассказ был длинным, – ведь одно из его назначений – скоротать время. «Рóман» всегда наполовину импровизация, ибо, слышанный где-то раньше, он частью забывается, а частью расцвечивается новыми подробностями – красочность их зависит от способностей рассказчика»23.

Восприятию вербальной истории всегда сопутствует оценка звуков, кроме речи, сопровождающих звуковой рассказ – акустических невербальных средств. К ним относят связанные с речью тембр голоса, его высоту и его громкость, интонацию, темп речи, речевые паузы, и не связанные с речью: смех, плач, покашливание, храп, вздох, скрежет зубов, похлопывание, постукивание (пальцами, ногой) и т.д. Все эти средства в аудио-сторителлинге имеют большое значение. Так, например, интонация, может поменять смысл сказанного до противоположного. Неприятный или громкий голос может вызывать чувство дискомфорта, слишком тихий будет утомлять, и то, и другое может привести к потере интереса к рассказываемой истории.

Сегодня самостоятельный аудио-сторителлинг используется и в личном общении, и в выступлениях актеров (в том числе, стендаперов), и в деловом общении (в частности, во время презентаций). Наиболее часто можно услышать аудио-истории:

– на радио,

– в подкастах,

– в аудиокнигах.

 

Сторителлинг на радио

В основном аудио-сторителлинг на радио используется в радиоспектаклях и радиожурналистике. Изначально звуковые истории распространялись на граммофонных пластинках. С появлением нового вида средств массовой информации в двадцатые годы прошлого века (в дотелевизионную эпоху) аудиоспектакли, собирающие у приемников огромную аудиторию, прочно «поселились» в радиоэфире.  Современные радиопостановки бывают и отдельными проектами, и результатом постоянной деятельности (в частности, в Москве существует театр сторителлинга, готовящий детские, взрослые, космические истории, спектакли в рамках театрально-образовательного проекта «Хочу все знать» для радио Маяк24).

В радиожурналистике, как и во всей традиционной журналистике, сторителлинг использовался с самого ее зарождения. Но особенное внимание к нему и, в частности, к аудио-сторителлингу, наблюдается именно в последние десятилетия. Так The Times «начала публиковать закадровые статьи, рассказы, записанные и прочитанные вслух либо профессиональными рассказчиками, либо репортерами. Этот шаг является частью постоянных усилий по увеличению количества аудио-контента на разных платформах… The Times в настоящее время проводит бета-тестирование собственного аудио-приложения для рассказывания историй и журналистики. По мнению г-на Чена, цель статей с рассказом состоит в том, чтобы глубже погрузить читателей в историю и предложить им другой и новый способ отношения к репортажу»25.

Несмотря на технический прогресс, благодаря которому появились новые возможности представлять истории слушателями, аудио-сторителлинг на радио не просто не сдается, но и укрепляет свои позиции. Ведь радио «не только дает нам истории, которые могут связать нас с нашими местными сообществами, оно всегда рядом с нами»26.

 

Сторителлинг в подкастах

С точки зрения технического прогресса логичным развитием радиовещания стал подкастинг – размещение в интернете аудиофайла, который можно разово или по подписке скачать на цифровое устройство (компьютер, смартфон и т.д.) и затем прослушать его в удобное время. Некоторые исследователи связывают современное развитие аудио-сторителлинга именно с появлением подкастинга: «Впервые об аудио-сторителлинге заговорили в 2004 году, когда в США появился первый подкаст»27. Так или иначе, в начале двадцать первого века новый относительно простой, недорогой вид распространения аудио-контента, не требующий специальных знаний и дорогостоящей техники, позволил людям, которые ранее просто рассказывали истории в кругу друзей, родственников, знакомых, делиться ими с более обширной аудиторией, заодно зарабатывая на этой деятельности. В то же время профессиональные СМИ, наоборот, получили возможность обращаться и к более узким аудиториям, вести нишевое вещание для людей, заинтересованных в определенных специфических темах. Спектр подкастов быстро стал очень широким, они «могут быть разговорными, музыкальными, документальными или художественными. По тематике они бывают вообще любыми – от спорта и книг до компьютерных игр и лайфхаков в кулинарии»28.

Уже к 2010 годам подкасты стали «одной из популярных платформ для цифрового сторителлинга на различные темы: религия, музыка, комедия, кино и телевидение, литература, спорт, политика, развитие технологий и др.»29 Пользующийся популярностью аудио-сторителлинг становится все более разнообразнее за счет участия множества творчески одаренных участников, а также за счет интереса рекламодателей, финансирующих это направление вещания. Если изначально подкасты развивались, в основном, как научно-популярные аудио-передачи, где мог использоваться или не использоваться сторителлинг, то «сейчас можно найти разножанровые художественные подкасты, написанные специально для аудио-формата, а для их записи нередко стали приглашать голливудских звезд»30. В первой четверти двадцать первого века происходит определенное возрождение аудио-рассказа в новом виде: «Живые аудио-«показы», аудио-документальные фильмы, полнометражные и звуковые произведения становятся все более популярными в США, Великобритании и Австралии <…> В 2014 году престижный Шеффилдский Фестиваль документального кино открыл аудио-категорию»31.

Сторителлинг часто используется как в подкастах широкого профиля, так и в специализированных именно на нем (например, «Невероятные истории аудио рассказы»32). Особенно оценили возможности подкастов для сторителлинга музейные работники. Вот как они говорят о новом для себя явлении: «Однажды каждый человек, проходя мимо какой-либо достопримечательности в городе или картины в музее, задумывался об истории ее создания. Но не всегда рядом оказывался экскурсовод или буклет с описанием экспонатов. Эту проблему решила платформа izi.TRAVEL – экосистема мобильного, привязанного к месту сторителлинга. В ней авторы сами создают и публикуют аудиогиды, платформа агрегирует контент, а пользователи слушают его, гуляя по городу или находясь в музее…»33

Как и на радио, аудио-истории в подкастах собирают огромные аудитории. Так, в 2012 году This American Life выпустила подкаст Serialоб убийстве 1999 года в Балтиморе: «Эпизоды разворачивались неделя за неделей, и слушатели вместе с ведущим подкаста задавались вопросом, действительно ли осужденный убийца в центре истории был невиновен. Шоу скачали 300 миллионов раз. Сериал принес подкастинг в массы. Это был триумф звукового повествования с участием опытного рассказчика в качестве ведущего, глубокого репортажа, нескольких персонажей и большого напряжения»34.

Популярность подкастам обеспечила и простота поддержки, и то, что они в отличие от традиционных радиопередач, являются максимально непринужденной беседой, «в ходе которой спикеры могут дурачиться, запинаться, ошибаться и свободно делиться своими мыслями, возникающими у них прямо во время эфира»35. Исследователи отмечают, что «основными достоинствами успеха подкастинга являются его ненавязчивость, сила вовлечения в историю и аффективность рассказываемого <…> Это главные черты, которые позволяют передавать через аудио наиболее интимные и личные истории. Это же способствует тому, что истории создают любители – каждый может поделиться личным инсайтом. Большую роль здесь играют герои и доверительный тон»36.

Несмотря на достоинства нового вида распространения аудио-контента, в профессиональном сообществе сомневаются, что радио будет вытеснено подкастами: «Многие люди предсказывали закат радио, когда появилось телевидение. Они были не правы. Нас привлекает звук человеческого голоса, а подкастинг расширил наше понимание силы устного рассказывания историй»37.

 

Сторителлинг в аудиокнигах

Записанные аудио-истории становились все более популярными по мере расширения линейки носителей: на смену грампластинкам, пришли компакт-кассеты, CD-диски, аудиофайлы на флэш-накопителях и в интернет-хранилищах. Появившись в тридцатых годах двадцатого века как пособия для слепых, аудиокниги («художественный, учебный или научно-популярный текст, озвученный и записанный на информационный носитель для дальнейшего прослушивания и распространения»38) стали незаменимым источником знаний и эмоций для многих здоровых людей. Так, например, в США число слушателей аудиокниг достигло 26% населения39. Чаще всего «пользователями аудиокниг являлись люди в возрасте 40 лет, с высшим образованием и хорошим достатком, преимущественно женщины <…> К любителям аудиокниг присоединяется также молодежь в возрасте 14–29  лет»40. В нашей стране, по данным компании «ЛитРес»41, основными потребителями аудио-контента, как и электронных книг в целом, являются женщины, среди возрастных групп такой формат наиболее востребован у слушателей 25–44 лет.

В России первые аудиокниги появились в 2001 г. и это были «переиздания» классики, записанной еще в советские времена – радиоспектаклей. Однако далее ассортимент аудиокниг быстро расширялся за счет озвучивания современной художественной литературы и нон-фикшн, и их продажи увеличивались ежегодно на десятки процентов42. Люди выбирают аудиокниги из-за их удобства, многообразия ситуаций потребления, пользы для здоровья, а также потому что использование аудиокниг считается 75% слушателей хорошим способом занять ребенка43.

Современные аудиокниги бывают самых разных жанров, они могут как развлекать, так и образовывать. «Чаще всего наши соотечественники слушают нон-фикшн – труды по бизнесу, саморазвитию, популярной психологии, здоровью.»44 Объясняется популярность «научпопа» тем, что в такой литературе содержится много «воды», и многим жалко специально тратить время на ее чтение. Но такие книги удобно слушать в фоновом режиме во время каких-либо занятий: на прогулке, на беговой дорожке, за рулем, во время уборки. Художественная же литература требует больше внимания, при ее восприятии приходится следить за сюжетом, и, если что-то пропущено, «перематывать» историю назад. По оценкам издателей, среди художественных аудиокниг слушатели отдают предпочтение фантастике, фэнтези и детективам45. Исследования показывают также, что предпочтения слушателей аудиокниг могут меняться, так в топ-5 самых популярных жанров в 2021 году, по данным Storytel46, вошли фантастика и фэнтези (доля 26%, двадцатипятипроцентный прирост прослушиваний по сравнению с 2020 годом), современные романы (доля 15%), детективы (13%), классическая литература (9%) и психология (почти 7%) (у последней категории доля прослушиваний сократилась на 26%.). Увеличение интереса к аудио-сторителлингу подтверждают и данные по продажам аудиокниг: «За последние четыре года доля аудиоконтента в выручке сервиса выросла на 10% в сегменте нон-фикшн и на 21% – в художественной литературе» 47. Очевидно, сторителлинг становится все более популярным у слушателей аудиокниг.

 

Музыкальный аудио-сторителлинг

Музыкальный аудио-сторителлинг также развивался во многом под воздействием технического прогресса. Когда-то люди только напевали мелодии, потом научились изготовлять и использовать музыкальные инструменты, затем стали записывать песни, композиции на пластинки, на магнитную ленту, на электронные носители. Сегодня музыка весьма популярна у населения, так, в частности, 70% россиян слушают музыку по несколько часов в день48. Сформировался музыкальный рынок, который является весьма внушительным. Например, только в 2021 году «выручка всей московской музыкальной индустрии, начиная от звукозаписи и заканчивая сопутствующими услугами, превысила 30 миллиардов рублей»49.

Двадцатый век позволил транслировать музыку по радио и через интернет. Важной вехой в новом столетии стало появление стриминга – беспрерывного онлайн вещания, и уже в начале двадцатых годов «выручка от потоковой передачи музыки во всем мире достигла 13.4 миллиардов долларов США, что более чем в 28 раз превышает показатель десятилетней давности. Сегодня музыкальная индустрия буквально держится на стриминге. В 2021 году число подписчиков стриминговых сервисов во всем мире превысило 500 миллионов человек»50. Российский музыкальный стриминг в 2021 году оценивался в 9,5 млрд рублей и только в музыкальном сервисе «Яндекс.Музыки» количество подписчиков достигло 15,8 млн.51 (согласно Rambler&Co, сегодня «музыку стримит почти каждый третий россиянин в возрасте от 18 до 35 лет»52).

Музыкальный сторителлинг в чистом виде – это мелодии без дополнительного разъяснения (без слов, без жестов). Каждый человек, слушающий марш, вальс, этюд, сонату, фугу или симфонию, самостоятельно интерпретирует их. Придает им свой собственный смысл, создает собственную историю на основе услышанной музыки. Каждый думает о своем, слушая, например, «Этюд op.8 №12 dis-moll (“Патетический”)» Скрябина, «Болеро» Равеля, «Симфонию №5» Чайковского и т.д. Этот вид сторителлинга легко осваивают маленькие слушатели. Так, например, «по мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно могут сочинить сюжетные рассказы, сохраняя при этом структуру повествования (от экспозиции до развязки)»53.

 

Вербально-музыкальный сторителлинг

Вербально-музыкальный сторителлинг – это такие музыкальные произведения, смысл в которых передается с помощью конкретного вербального текста. Наложение стихотворной истории на музыку способствует запоминанию и приданию дополнительной эмоциональности вербальному тексту. К вербально-музыкальному сторителлингу можно отнести оперы, оперетты, мюзиклы (например, «Севильский цирюльник» (Д. Россини), «Летучая мышь» (И. Штраус), «Иисус Христос Суперзвезда» (Э. Уэббер) и т.д.), песни-истории (например, «По муромской дорожке» (народная), «Плещут холодные волны» (Я. Репнинского), «Женщина, я не танцую» (С. Костюшкин) и т.д.).

Так как исследований на эту тему до сих пор не проводилось, можно только предположить, что использование историй в музыкальных произведениях усиливает их воздействие на аудиторию и «длительность жизни». Например, песни-«пустышки» пропадают из «зоны слышимости» очень быстро, а серьезные песни-истории живут десятилетия и даже веками.

 

Аудио-креолизованный сторителлинг

Развитие технологий привело к тому, что аудио-сторителлинг стал использоваться в сочетании с другими видами сторителлинга – прежде всего с визуальным. Изобразительный ряд уже давно превратился из подчиненного источника информации в равноправный компонент современного медиатекста. Как отмечают исследователи, «по ряду многих причин сегодня бытие делогоцентрируется, происходит визуализация мира»54. Поэтому сегодня можно говорить об аудиовизуальном тексте, который содержит в себе как вербальные и невербальные аудиоэлементы, так и видео-элементы. Соответственно, мы можем говорить и об аудиовизуальном сторителлинге. Он может быть, например, музыкально-жестовым – танец, балет (о смысле таких историй можно догадаться или не догадаться без подсказки. Для однозначного толкования музыкально-жестового сторителлинга обычно используется либретто – вербальное описание происходящего в данной музыкальной истории).

Чаще аудиовизуальный сторителлинг включает в себя вербальный текст или музыку, дополняемые различными визуальными элементами (фотографиями, рисунками, инфографикой, видео, гифками, анимацией). В таком случае вербальные или музыкальные тексты звучат на фоне визуального ряда. Например, в T Brand Studio вели трансмедийное повествование в воскресном издании Voyages: «Во всем печатном журнале представлены только фотографии, сделанные со всего мира. Но вместо того, чтобы читать вспомогательные статьи, читателям было предложено посетить специальную веб-страницу с номерами, соответствующими каждой картинке в печатном журнале, и прослушать саундтрек к картинке»55.

Пожалуй, наиболее полноценное представление истории получают при использовании видео. В нем могут присутствовать и люди, и предметы как реального, так и анимированного мира. Короткие «сторис» особенно популярны в специализированных визуальных социальных сетях, «заточенных» именно под такой формат. Более длинные – в тележурналистских публикациях, короткометражных фильмах и музыкальных клипах (например, песни-истории в видеоклипе Леонида Утесова «Пароход», группы «Ноль» «Человек и кошка», Eminem «Stan» и т.д.). Продолжительные истории с использованием аудио-сторителлинга могут быть использованы в документальных и художественных фильмах.

 

Аудио-сторителлинг как часть мультимедийного сторителлинга

Сегодня в арсенале сторителлеров находится широкий спектр различных и разнообразных средств медиа: текст, звук, изображения, видео, дополненная реальность. Если раньше истории, по большей части, рассказывали словами, то теперь сразу еще и фотографиями, и видео, и аудио, используемыми в цифровом виде. Сторителлинг стал мультимедийным – одновременно вербальным, визуальным, аудиальным и интерактивным. Аудио-сторителлинг является его важной составляющей. Уже в 2012 г. в Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek56 («Снегопад: лавина в проходе Крик») – первой журналистской публикации, признанной классическом примером мультимедийного сторителлинга – был использован аудио-сторителлинг (звуки завывающего ветра, крик и видео-рассказы участников событий). В мультимедийном проекте газеты «Коммерсант» под названием «День, когда началась война» на фоне фотографий звучит сирена, предупреждающая о воздушной атаке, видеозаписи представляют голоса свидетелей событий, на аудиозаписях звучат голоса причастных к этим событиям исторических личностей – Сталина, Черчиля, Гимлера и т.д. В мультимедийную публикацию «40 лет БАМу» включены аудио-интервью людей, причастных к истории грандиозной железнодорожной стройки.

Мультимедийный сторителлинг, включающий в себя аудио-сторителлинг, получил также большое распространение в компьютерных играх, в современных театральных постановках. Видимо, по мере дальнейшего развития технологий он будет использоваться и в других сферах.

 

Выводы

Фактически аудио-сторителлинг существует с момента зарождения человечества, однако особое внимание на него, как на коммуникационную технологию, стали обращать лишь в конце 20 века, после того как возник интерес к, собственно, сторителлингу, а также расширился спектр возможностей распространения звукового сигнала. Относительно короткий срок развития современного сторителлинга явился причиной слабой научной разработки темы аудио-сторителлинга. Тем не менее в настоящее время мы можем дать определение аудио-сторителлингу как технологии увлекательной эмоциональной передачи рациональной информации с определенной целью через аудиоканалы. Также можем выделить виды аудио-сторителлинга:

– самостоятельный, в который входят вербальный (на радио, в подкастах, в аудиокнигах), а также музыкальный и вербально-музыкальный;

– аудио-креолизованный (прежде всего, аудиовизуальный).

На фоне объединения различных технических устройств аудио-сторителлинг все чаще становится частью мультимедийного сторителлинга. Сегодня к аудио-сторителлингу предъявляются требования как общие для любого вида сторителлинга, так и специфические, исходящие из особенностей радио, подкастов, аудиокниг, музыки.

Аудио-сторителлинг продолжает развиваться в традиционных контентных нишах (литература, журналистика, музыка) за счет новых технических возможностей (подкастинг, стриминг). Развивается он при этом неравномерно. Так, например, если в аудио-журналистике, в компьютерных играх уделяется значительное внимание сторителлингу, то в современной музыке о сторителлинге пока вообще ничего не говорится и не исследуется. Возможно, в ближайшее время на это обстоятельство обратят внимание музыкальные продюсеры, а также исследователи в области коммуникаций.

Необходимо отметить, что в развитии отечественного и зарубежного аудио-сторителлинга есть различия, анализ которых может представлять научную ценность и, в связи с этим, стать основой для отдельной научной работы.



Примечания

  1. Armstrong D. (1992) Managing by Storying Around: A New Method of Leadership. USA, N-Y.
  2. Усманова А. Текст // Философский словарь. Режим доступа: http://www.ruart.info/articles/tekst.html (дата обращения: 30.12.2022).
  3. Ashley M.-T. The rise of audio storytelling. Available at: https://culturico.com/2021/05/06/the-rise-of-audio-storytelling/ (accessed: 27.03.2023).
  4. Delainey G. There are no limits to audio storytelling: 10 tips for podcasting beginners. Available at: https://www.journalism.co.uk/news/there-are-no-limits-to-audio-storytelling-10-tips-for-podcasting-beginners/s2/a722254/ (aссessed: 14.04.2023).
  5. Jeremy C. 7 Innovations in Audio Storytelling. Available at: https://medium.com/journalism-innovation/7-innovations-in-audio-storytelling-45f44a06a475 (accessed: 27.04.2023).
  6. Решетникова М. Что такое подкасты, зачем они нужны и как их слушать. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/6346b7c79a79477eed97724f (дата обращения: 28.04.2023).
  7. Липанова Л. А помните, был такой Clubhouse: как в соцсетях появились аудиочаты и что с ними теперь. Режим доступа: https://vc.ru/social/335722-a-pomnite-byl-takoy-clubhouse-kak-v-socsetyah-poyavilis-audiochaty-i-chto-s-nimi-teper (дата обращения: 27.04.2023).
  8. Болдина К. Мультимедийный сторителлинг в современной российской журналистике. Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/multimedijnyj-storitelling-v-sovremennoj-rossijskoj-zhurnalistike.html (дата обращения: 30.01.2023).
  9. Крамер А. Радиожурналистика в эпоху конвергенции. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2281 (дата обращения: 07.04.2023).
  10. Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
  11. Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
  12. Ashley M.-T. The rise of audio storytelling. Available at: https://culturico.com/2021/05/06/the-rise-of-audio-storytelling/ (accessed: 27.03.2023).
  13. Tiffanie W. Inside the Podcast Brain: Why Do Audio Stories Captivate? Available at: https://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2015/04/podcast-brain-why-do-audio-stories-captivate/389925/ (accessed: 15.04.2023).
  14. Sostav.ru. Режим доступа: https://www.sostav.ru/ (дата обращения: 26.10.2002).
  15. Сторителлинг через звук и музыку – и как вырастить LTV // Василий Филатов (Sound Design Institute) – композитор, саунд-дизайнер. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FC2fkHpIwzQ (дата обращения: 25.04.2023).
  16. Сторителлинг через звук и музыку – и как вырастить LTV // Василий Филатов (Sound Design Institute) – композитор, саунд-дизайнер. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FC2fkHpIwzQ (дата обращения: 25.04.2023).
  17. Tiffanie W. Inside the Podcast Brain: Why Do Audio Stories Captivate? Available at: https://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2015/04/podcast-brain-why-do-audio-stories-captivate/389925/ (accessed: 15.04.2023).
  18. Katie Van S.. The Power of Telling a Story Through Audio. Available at: https://www.nytimes.com/2022/02/02/insider/audio-storytelling.html (accessed: 12.04.2023).
  19. Leoz-Aizpuru A., Pedrero-Esteban L. M. Audio Storytelling Innovation in a Digital Age: The Case of Daily News Podcasts in Spain. Available at: https://www.mdpi.com/2078-2489/13/4/204 (accessed: 20.04.2023).
  20. Delainey G. There are no limits to audio storytelling: 10 tips for podcasting beginners. Available at: https://www.journalism.co.uk/news/there-are-no-limits-to-audio-storytelling-10-tips-for-podcasting-beginners/s2/a722254/ (accessed: 13.04.2023).
  21. Shlomi R. 6 audio storytelling trends to watch for. Available at: https://www.visualstorytell.com/blog/6-trends-of-audio-storytelling-strategy-to-watch-for (accessed: 18.04.2023).
  22. Варакин.В. Сторителинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2016/10/31/3668/ (дата обращения: 30.02.2023).
  23. Шаламов В. Как «тискают рóманы». Режим доступа: https://shalamov.ru/library/6/9.html (дата обращения: 11.04.2023).
  24. Сторителлинг на радио. Режим доступа: https://gostorytelling.ru/radiostorytelling/?ysclid=ldx6yoiivy664418036 (дата обращения: 12.04.2023).
  25. Katie Van S.. The Power of Telling a Story Through Audio. Available at: https://www.nytimes.com/2022/02/02/insider/audio-storytelling.html (accessed: 12.04.2023).
  26. Ashley M.-T. The rise of audio storytelling. Available at: https://culturico.com/2021/05/06/the-rise-of-audio-storytelling/ (accessed: 27.03.2023).
  27. Песочина Е. Сторителлинг в подкасте: как рассказывать, если вы не Пушкин? Режим доступа: https://www.litres.ru/elena-pesochina/storitelling-v-podkaste-kak-rasskazyvat-esli-vy-n-67886796/?ysclid=ldyi34zfcg517755962 (дата обращения: 19.04.2023).
  28. Петросьянц Д. Подкаст – что это такое простыми словами: объясняем, а заодно советуем лучшие. Режим доступа: https://playboyrussia.com/faqty/podkast-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-obyasnyaem-i-sovetuem-luchshie-shou-133411/?ysclid=ldye3rzdvo181793318 (дата обращения: 29.03.2023).
  29. Саламова З. Сторителлинг о «реальных преступлениях» в аудио-подкастах: способы взаимодействия автоов и аудитории. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-o-realnyh-prestupleniyah-v-audio-podkastah-sposoby-vzaimodeystviya-avtorov-i-auditorii/viewer (дата обращения: 28.04.2023).
  30. Сторителлинг: что такое, зачем он нужен, примеры, виды. Режим доступа: https://blog.ednation.ru/textbook/storitelling-chto-takoe-zachem-on-nuzhen-primery-vidy/?ysclid=ldx6x9prq4780197339 (дата обращения: 26.04.2023).
  31. Siobhan M. Audio Storytelling: Unlocking the Power of Audio to Inform, Empower and Connect. Available at: https://www.researchgate.net/publication/276317417_Audio_Storytelling_Unlocking_the_Power_of_Audio_to_Inform_Empower_and_Connect (accessed: 29.03.2023).
  32. Невероятные истории аудио рассказы. Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxFmrdmXMfTH47Nd7psNiET8c1-CzyuF7 (дата обращения: 25.04.2023).
  33. Сторителлинг и подкасты: разговор на одном языке. Режим доступа: https://naito-russia.ru/novosti-regionov/storitelling-i-podkastyi-razgovor-na-odnom-yazyike.html (дата обращения: 24.04.2023).
  34. Ashley M.-T. The rise of audio storytelling. Available at: https://culturico.com/2021/05/06/the-rise-of-audio-storytelling/ (accessed: 27.03.2023).
  35. Петросьянц Д. Подкаст – что это такое простыми словами: объясняем, а заодно советуем лучшие. Режим доступа: https://playboyrussia.com/faqty/podkast-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-obyasnyaem-i-sovetuem-luchshie-shou-133411/?ysclid=ldye3rzdvo181793318 (дата обращения: 29.03.2023).
  36. Уминская А. Зачем бизнесу подкасты и как их правильно продвигать: интервью с экспертом. Режим доступа: https://hooglink.com/zachem-biznesu-podkasty-i-kak-ih-pravilno-prodvigat-intervju-s-jekspertom/ (дата обращения: 7.04.2023).
  37. Ashley M.-T. The rise of audio storytelling. Available at: https://culturico.com/2021/05/06/the-rise-of-audio-storytelling/ (accessed: 27.03.2023).
  38. Буракова Е. Все, что вы хотели знать об аудиокнигах. Режим доступа: https://eksmo.ru/selections/vse-chto-vy-khoteli-znat-ob-audioknigakh-ID15502631/?ysclid=ldy7s6jyub372466886 (дата обращения: 17.04.2023).
  39. Аудиокниги. Режим доступа: https://injournal.ru/genre/audiobooks.html (дата обращения: 15.04.2023).
  40. Баранова Л. Что такое “аудиокнига” и история ее развития. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-audiokniga-i-istoriya-ee-razvitiya/viewer (дата обращения: 23.04.2023).
  41. Стогова Е. Продажи аудиокниг достигли трети от всей цифровой литературы. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/10/2021/615d83ab9a7947d477077321?ysclid=ldy9mvao43550634582 (дата обращения: 08.04.2023).
  42. Аудиокниги (рынок России). Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)?ysclid=ldy9mx4bjd645094183#2023:_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B8.D1.81.D1.8B_.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B0.D0.BB.D0.B8_.D0.B8.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.B7.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.82.D1.8C_.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D1.80.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.82.D0.B8_.D0.B4.D0.BB.D1.8F_.D0.BE.D0.B7.D0.B2.D1.83.D1.87.D0.B8.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B3 (дата обращения: 28.04.2023).
  43. Селиванов Е. Ключевые проблемы и перспективы рынка электронных и аудиокниг в России. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/images/2021/docs/08Selivanov.pdf?ysclid=ldy9n68gil981534876 (дата обращения: 22.04.2023).
  44. Российский рынок аудиокниг: дальше – больше. Режим доступа: https://knigastudio.ru/blog/articles/rynok-audioknig-v-rossii-pokazyvaet-vysokie-tempy-rosta (дата обращения: 26.04.2023).
  45. Аудиокниги (рынок России). Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)?ysclid=ldy9mx4bjd645094183#2023:_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B8.D1.81.D1.8B_.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B0.D0.BB.D0.B8_.D0.B8.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.B7.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.82.D1.8C_.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D1.80.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.82.D0.B8_.D0.B4.D0.BB.D1.8F_.D0.BE.D0.B7.D0.B2.D1.83.D1.87.D0.B8.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B3 (дата обращения: 28.04.2023).
  46. Стогова Е. Продажи аудиокниг достигли трети от всей цифровой литературы. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/10/2021/615d83ab9a7947d477077321?ysclid=ldy9mvao43550634582 (дата обращения: 08.04.2023).
  47. Стогова Е. Продажи аудиокниг достигли трети от всей цифровой литературы. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/10/2021/615d83ab9a7947d477077321?ysclid=ldy9mvao43550634582 (дата обращения: 08.04.2023).
  48. Российский музыкальный рынок в зоне турбулентности: реальная картина происходящего. Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/111572073/?ysclid=ldykgc9qjk447142739 (дата обращения: 18.04.2023).
  49. Российский музыкальный рынок в зоне турбулентности: реальная картина происходящего. Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/111572073/?ysclid=ldykgc9qjk447142739 (дата обращения: 18.04.2023).
  50. Российские стриминговые сервисы: где слушать музыку в 2022? Режим доступа: https://doctorhead.ru/blog/rossiyskie-strimingovye-servisy-gde-slushat-muzyku-v-2022/?ysclid=ldykgf6bu3115452760 (дата обращения: 19.04.2023).
  51. «Коммерсантъ»: в 2022 году рынок музыкального стриминга в России впервые показал спад. Режим доступа: https://habr.com/ru/news/t/715100/ (дата обращения: 25.04.2023).
  52. Российские стриминговые сервисы: где слушать музыку в 2022? Режим доступа: https://doctorhead.ru/blog/rossiyskie-strimingovye-servisy-gde-slushat-muzyku-v-2022/?ysclid=ldykgf6bu3115452760 (дата обращения: 19.04.2023).
  53. Кузьменчук Н. Звук – как средство общения. Режим доступа: https://nsportal.ru/user/616023/page/zvuk-kak-sredstvo-obshcheniya (дата обращения: 13.04.2023).
  54. Родькин П. Новое визуальное восприятие. Режим доступа: http://lamp.semiotics.ru/textual.htm (дата обращения: 11.11.2010).
  55. Shlomi R. 6 audio storytelling trends to watch for. Available at: https://www.visualstorytell.com/blog/6-trends-of-audio-storytelling-strategy-to-watch-for (accessed: 18.04.2023).
  56. Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek. Available at: https://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnel-creek (accessed: 29.03.2023).

 

Библиография

Анюхина А. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 146–150.

Болдина К. Мультимедийный сторителлинг в современной российской журналистике. Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/multimedijnyj-storitelling-v-sovremennoj-rossijskoj-zhurnalistike.html (дата обращения: 30.01.2023).

Варакин.В. Сторителинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2016/10/31/3668/ (дата обращения: 30.02.2023).

Дуарте Н. Resonate. М.: МИФ, 2012.

Каптерев А. Мастерство презентации. М: МИФ, 2012.

Крамер А. Радиожурналистика в эпоху конвергенции. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2281 (дата обращения: 07.04.2023).

Кузьмина.Н. Современный медиатекст. М: Флинта: Наука, 2013.

Макки Р. История на миллион долларов. М.: Альпина нон-фикшн, 2015.

Назайкин А. Современный сторителлинга в копирайтинге. М: Солон-пресс, 2022.

Познин В. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика. М: Юрайт, 2023.

Симмонс А. Сторителлинг. М.: МИФ, 2013.

Смирнов В. Природа и язык радиокоммуникации. М.: Флинта, 2019.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-Еврознак; М.: Нева, 2002.

 

Siobhan McHugh. Audio Storytelling: unlocking the power of audio to inform, empower and connect. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1326365X14555277 (accessed: 29.03.2023)/