Languages

You are here

PR государственного управления в условиях цифровой трансформации

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Кулаковский Р.К. PR государственного управления в условиях цифровой трансформации // Медиаскоп. 2023 Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2814

 

© Кулаковский Роман Константинович

кандидат политических наук, доцент Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, начальник пресс-службы Правительства Новосибирской области (г. Новосибирск, Россия), krk2000@mail.ru

 

Аннотация

В публикации исследуется опыт развития системы связей с общественностью в государственном управлении в условиях цифровой трансформации на основе анализа теоретических положений и региональной практики одного из субъектов РФ – Новосибирской области. Автор приходит к выводу, что связи с общественностью в условиях цифровой трансформации открывают ряд возможностей перед государственным управлением, являются важным фактором в дальнейшем развитии цифровых сервисов в интересах граждан.

 

Ключевые слова: цифровая трансформация, связи с общественностью, управление, коммуникация, регион

 

Введение

Системные изменения, происходящие в условиях развития информационных, цифровых технологий, затронули все стороны жизни общества. Производство, предоставление, обработка и получение информации в цифровой форме – данные процессы, развиваясь с начала XXI века, уже в 2010-х гг. приобрели подлинно революционный характер. Это связано не только с самой информацией (как передаваемыми сведениями) и не только с технологиями ее передачи (от бумажных к электронным, цифровым) – но и с изменением качества всех субъектов, задействованных в данном процессе. Оцифровка данных и цифровизация как технические феномены повлекли за собой структурные социальные изменения. В 2010 гг. совокупность данных изменений стала определяться как цифровая трансформация тех или иных сфер жизни общества. Среди сфер, которые находятся в процессе цифровой трансформации, одну из ведущих позиций занимает государственное управление, система органов государственной власти.

За последнее время в России и за рубежом активно развивается научное осмысление данной проблематики. В частности, вопросы цифровой трансформации регулярно обсуждаются в рамках созданного в 2017 году на экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова научного семинара по исследованиям цифровой экономики1.  Его результаты публикуются в исследованиях участников (Скрипкин, 2019).

Различные аспекты влияния цифровой трансформации на социально-политическую жизнь общества исследуются в обзорных научных докладах французских экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (Этри, Картбланк, Гиртен, Лешер и др., 2020) и российских экспертов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Дмитриева (ред.), 2019).

Особого внимания заслуживает научный анализ влияния цифровой трансформации на сферу публичных отношений, политики, массовой коммуникации, медиа – в данном направлении большое значение имеют работы представителей Московской, Санкт-Петербургской научных школ в сфере цифровых коммуникаций. Исследователи анализируют роль медиа в контексте происходящих общественных трансформаций, вводят в научный оборот категории цифрового капитала, цифровой публичной сферы, оценивают цифровизацию и сетевую эффективность государственной управляемости (Вартанова, 2018; Филатова, 2019; Вартанова, Гладкова, 2020; Сморгунов, 2021).

Российскую практику цифровой трансформации, в том числе на примере субъектов РФ, анализируют отечественные исследователи (Никитина, Борисенко, 2020; Лихтин, 2021; Демидов, Лукашов, 2021; Кузнецов, 2021; Москвитина, 2021; Саморуков, 2022 и др.).

В связи с этим представляется актуальным анализ такой составляющей государственного управления, как система связей с общественностью. Данное направление претерпевает значительные изменения в условиях информационного общества и в сочетании с происходящей цифровой трансформацией государственного управления представляет интерес с точки зрения вызовов и задач для науки и практики.

Цель исследования – выявить особенности и возможности, которые открываются в современных условиях перед системой связей с общественностью в государственном управлении на примере региона.

Задачи исследования: проанализировать вызовы и задачи в государственном управлении в условиях цифровой трансформации, раскрыть особенности и возможности, которые открывает для государственного управления система связей с общественностью в данных условиях, рассмотреть опыт реализации данных процессов на материале практической деятельности в сфере PR региональных органов власти.

Методология исследования основана на анализе теоретических разработок в сфере публичных отношений, медиа, связей с общественностью в условиях цифровой трансформации и практики реализации данного процесса в системе государственного управления.

Методы исследования: анализ открытой документации и статистической информации о показателях цифровой трансформации (на примере одного из субъектов РФ – Новосибирской области), анализ теоретических положений, обозначенных в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Также использовался метод включенного наблюдения: в период работы в пресс-службе Правительства Новосибирской области автор занимался вопросами организации практики развития связей с общественностью в системе государственного управления на региональном уровне, в том числе, реализацией коммуникационной активности в сфере цифровых технологий.

 

Цифровая трансформация в государственном управлении: вызовы и задачи

На современном этапе развития России цифровая трансформация обозначена Указом Президента РФ № 474 как одна из пяти национальных целей развития России до 2030 года, ее ключевым показателем определена «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Также среди показателей: «увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет, до 97 процентов; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года»2.

В постановлении Правительства России цифровая трансформация государственного управления определяется как «совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность…»3.

Какие вызовы представляются актуальными в контексте нашего рассмотрения проблемы цифровой трансформации?

Во-первых, исследователи отмечают изменение круга субъектов в системе государственного управления: «В процессе цифровой трансформации системы государственного управления появляются новые цифровые структуры – цифровые акторы: государственные цифровые платформы, порталы, автоматизированные информационные системы, сервисы, подсистемы, суперсервисы» (Легостаева, 2021: 162). Для того, чтобы рядовые граждане могли в полной мере пользоваться их возможностями, важно формирование доверия к ним как новым структурам госуправления.

Во-вторых, в процессе цифровой трансформации растет роль гражданина как активного субъекта информационного общества: у обычного человека появились не только возможности самостоятельного, активного выбора той или иной информации, канала ее получения – но и возможности ее самостоятельного производства, сравнения, широкой интерпретации. В этой связи «одним из векторов цифровой трансформации является раскрытие потенциала конечного пользователя. При разработке государственной политики необходимо рассмотреть возможность ее переориентации с центра (крупных институтов) на более мелкие элементы, например, отдельного индивида» (Этри, Карбланк, Гиртен, Лешер и др., 2020). 

В-третьих, как следствие, изменяются отношения между гражданином и государством, это выражается в особенностях получения государственных услуг, в повышении оперативности коммуникации между обществом и властью. При этом меняются качества и самого института власти, государственного аппарата. «Цифровизация государственного управления – это процесс трансформации культуры, организации и взаимоотношений органов государственной власти с бизнесом и обществом посредством использования новых цифровых технологий (большие данные, интернет, искусственный интеллект)» (Сморгунов, 2021: 28–29). «Цифровые технологии призваны предоставлять новые платформы, меняющие логику предоставления госуслуг. Федеральные проекты и национальные программы вносят институциональные изменения, создавая новую модель отношения между властью и обществом… Новые цифровые отношения между обществом и правительством благодаря цифровым инструментам расширяют границы контроля над государством, делая эти отношения прозрачными. Формы электронного участия способствуют контролю над правительственной бюрократией и расширяют инструменты для контроля и подотчетности» (Ватлина, 2022).

Обозначенные вызовы требуют постановки практических задач в системе государственного управления. Так, в 2018 г. Президентом РФ были поставлены задачи по синхронизации национальной цели «Цифровая трансформация» с действующей в России национальной программой «Цифровая экономика», включающей ряд проектов. Один из данных проектов – «Цифровое государственное управление», 4 который обозначает в качестве важного результата повышение эффективности деятельности органов власти. Именно этот проект включает мероприятия цифровой трансформации системы государственного управления – они обеспечивают новый уровень предоставления услуг, необходимых для повышения качества жизни граждан и развития бизнеса. Проектом предусмотрено, что все 100% приоритетных государственных услуг и сервисов, соответствующих целевой модели цифровой трансформации, будут оказываться онлайн (в автоматическом режиме), без необходимости личного посещения гражданами государственных органов.

Данные цели целесообразно рассматривать через призму категории «цифрового капитала», который современные исследователи определяют как «интегральную совокупность доступа пользователей к цифровым информационным технологиям, цифровой коммуникационной среде (прежде всего к Интернету) и умения применять их в профессиональных и личных целях». (Вартанова, Гладкова, 2020).

Реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление» подразумевает повышение эффективности деятельности органов власти. Представляется, что данная эффективность неразрывно связана со всем комплексом технологий, применяемых в государственном управлении. В исследованиях российской практики цифровой трансформации государственного управления последних лет подчеркивается, что «успешность цифровых государственных институтов управления выражается не количеством цифровых технологий, внедренных в деятельность того или иного государственного института, а эффективностью работы таких технологий, их популярностью и востребованностью со стороны населения и в целом положительным влиянием на общество» (Саморуков, 2022). При этом «другой тенденцией развития цифрового государственного управления является открытость и прозрачность власти на основе цифровых технологий» (Никитина, Борисенко, 2020).

Данный комплекс вызовов и задач, стоящих перед государственным управлением в условиях цифровой трансформации, повышает важность изменений, происходящих в системе связей с общественностью, достижения нового качества коммуникации между властью и гражданином.

 

Связи с общественностью в условиях цифровой трансформации

На сегодняшнем этапе одно и важнейших направлений в государственном управлении представлено системой связей с общественностью как управлением коммуникациями между властью и обществом. Соответственно, изменение системы связей с общественностью, ее роли и места в условиях цифровой трансформации является актуальной проблемой.

Говоря непосредственно об особенностях развития PR-коммуникации в обществе на современном этапе, исследователи обращают внимание, что данный аспект является не просто «фоновым» в процессе цифровой трансформации, а одним из ключевых, стратегических. «Согласно ряду важнейших международных конвенций, положенных в основу стратегического развития многих стран (США, Франции, Финляндии, Японии и др.), повсеместная цифровизация может и должна развиваться только в условиях грамотной и продуманной коммуникационной политики органов государственной власти» (Ветренко, Штриков, 2022: 57). Это связано в том числе, с изменением самой природы публичной сферы, где выстраивается коммуникация акторов: «цифровая публичная сфера определяется в основном как сфера онлайн-общения, участие в котором открыто и свободно доступно для всех, кто заинтересован в обсуждении вопросов, представляющих общий интерес» (Филатова, 2019: 181).

При выработке коммуникационной политики в данных условиях власть должна учитывать изменение «качества аудитории», ее коммуникативной модели. Исследователи отмечают «проявление различий медиапотребительских привычек аудитории, вырастающих из поколенческих и стилевых расколов «цифровой молодежи» и аудитории традиционных медиа, что отражает новый уровень и формы фрагментации массовой аудитории» (Вартанова, 2018: 10–11). «В условиях цифровой реальности постепенно формируется аудитория, медиапотребление которой характеризуется нелинейностью, высокой степенью вовлеченности, использованием мобильных устройств, а также самостоятельностью в создании контента массового потребления. Кроме того, наблюдается одновременное использование медиаресурсов для удовлетворения своих коммуникативных потребностей» (Колобова, 2020: 29). При этом «в ситуации, когда ни один предложенный властью коммуникационный канал не может быть доминирующим для стейкхолдеров той или иной проблемы, задачи или ситуации, сохранение сложившейся линейной модели коммуникации невозможно» (Ветренко, Штриков, 2022: 60).

По оценке исследователей, это может стать серьезной проблемой для политиков и государственных служащих, привыкших к работе «по старым образцам» коммуникации. «Краеугольным камнем реализации является поддержка, предоставляемая должностным лицам, которая должна помочь им понять и выполнять свои обязанности в отношении цифровизации. Установленные методы работы и внутренняя культура могут стать серьезным препятствием при разработке законов и политики открытой трансформации государственного управления. Государственные служащие, привыкшие работать в условиях секретности, иногда с устоявшейся практикой работы, которая не выдерживает общественного контроля, вряд ли найдут переход к более прозрачной системе легким» (Лихтин, 2021: 23).

Полагаем, что изменение системы связей с общественностью в данной ситуации позволит, с одной стороны, улучшить решение задач в выстраивании PR-коммуникации органов власти, с другой, – будет способствовать эффективному достижению национальной цели по цифровой трансформации. Это взаимодополняемый процесс, который подразумевает не только особенности, но и возможности, улучшающие систему государственного управления.

Во-первых, речь идет об улучшении имиджа и формировании позитивной репутации системы государственной власти: на смену прошлым, во многом стереотипным, образам «бюрократии» (с неэффективным бумажным документооборотом и низкой оперативностью, а подчас и классической волокитой) придет имидж современного государственного служащего, работающего «в ногу со временем», владеющего всеми необходимыми цифровыми компетенциями и способного решать задачи по обращениям граждан на основе новых технологий (онлайн, проактивно и т.д.). Обозначенная на федеральном уровне задача для госслужащих «развивать на местах культуру цифровой трансформации как корпоративную культуру»5 представляется актуальной именно с точки зрения PR.

Во-вторых, PR государственного управления в условиях цифровой трансформации способствует решению проблемы «позитивной вовлеченности» граждан в решение общих задач и развитие общих проектов (местного сообщества, региона, локальных, профессиональных и т.д.): за счет широкого распространения технологий онлайн-взаимодействия с государством многие проблемы будут решаться быстрее, люди будут видеть их эффективный результат, что сформирует чувство сопричастности в процессе взаимодействия государственной системы и активных граждан.

В-третьих, цифровая трансформация в государственном управлении открывает широкие возможности для самих PR-специалистов. За счет внедрения современных цифровых технологий повышается оперативность обмена информацией, в том числе, внутри отдельной организации и во взаимодействии между различными ведомствами. Не секрет, что при планировании информационных поводов в системе государственного управления PR-специалист часто сталкивается с проблемой «найти нужную информацию», быстро получить согласованный материал, комментарий или необходимый документ. Оперативность крайне важна не только с точки зрения современных реалий информационного общества, но и с точки зрения антикризисного PR, работы с информационными рисками, особенно в условиях серьезных вызовов государственного масштаба. Цифровая трансформация в государственном управлении позволяет приблизить решение этой задачи.

В-четвертых, обозначенная в Указе Президента РФ № 474 для цифровой трансформации задача роста доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов, меняет подходы к организации PR-сопровождения в государственном управлении (с точки зрения общих трендов в развитии информационного общества): на смену традиционным ранее источникам информации (газеты, телевидение) приходит интернет-пространство со своими требованиями к формам и качеству контента, скорости его распространения. Это подразумевает, что в условиях цифровой трансформации связи с общественностью будут все более ориентироваться на такие каналы распространения информации, как интернет-сайты, мессенджеры, социальные сети – в том числе, и в системе государственного управления.

В-пятых, широкое распространение цифровых технологий открывает большие возможности для анализа с точки зрения «обратной связи» (столь важной для системы связей с общественностью): если раньше обращения граждан, хранившиеся в бумажных архивах, обрабатывались с точки зрения статистики медленно и не всегда эффективно, то в настоящее время технологии электронного хранения и автоматической обработки информации способны быстро выявить и сгруппировать показатели по тем или иным направлениям. Это позволит PR-специалисту быстро выяснить, по каким поводам (в том числе проблемным) обращаются граждане в адрес власти (региона, города, страны) и какую информационную активность необходимо оперативно организовать в том или ином случае. Кроме того, такие актуальные сведения будут полезны при планировании целых PR-кампаний, в социологических исследованиях и т.п.

Как результат, в-шестых, PR государственного управления в условиях цифровой трансформации как нельзя близко подойдет к решению своей «классической» задачи по повышению уровня доверия граждан (целевой аудитории) к организации, к государству, к органам власти и управления, будет способствовать гармонизации общественно-политических отношений.

Неслучайно в утвержденных Правительством России стратегических документах в качестве важного вызова (задачи) цифровой трансформации обозначено повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами6.

В регионах России решение этой задачи находится на разном уровне.

 

PR госуправления в условиях цифровой трансформации: региональная практика

Рассмотрим процесс организации связей с общественностью в системе государственного управления в условиях цифровой трансформации на примере Новосибирской области.

В соответствии с действующей в регионе государственной программой «Цифровая трансформация Новосибирской области», «государственная политика по созданию условий для масштабного применения цифровых технологий в социально-экономической деятельности Новосибирской области должна быть направлена на повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти на основе внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг; создание условий для развития процессов информатизации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений»7.

Цифровое развитие Новосибирской области в 2021 году получило новый виток: создан Совет по цифровому развитию, а также утверждена Стратегия в области цифровой трансформации8. При разработке Стратегии в основу легли поручения Президента по достижению «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления. Цифровая трансформация Новосибирской области охватила такие отрасли как государственное управление, здравоохранение, образование, социальная сфера, транспорт, городская среда, сельское хозяйство.

По каким направлениям в Новосибирской области ведется PR-сопровождение в условиях цифровой трансформации?

За последние годы обеспечено информирование граждан о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе путем установления единых стандартов популяризации электронных услуг. В 2019–2023 годах в регионе, как и в стране в целом, проведены популяризационные кампании в СМИ и обеспечено широкое информирование граждан о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с применением единых стандартов популяризации электронных услуг.

В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в 2022 году все органы государственной власти наделены обязанностью вести аккаунты в российских социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники») – это дало мощный стимул по развитию обратной связи с гражданами. В настоящее время в Новосибирской области действует порядка 3500 пабликов органов государственной власти в соцсетях, через которые поступают тысячи обращений – по ним ведется практическая работа в управленческой системе (исправление недостатков, внедрение предложений, антикризисное реагирование и т.д.).

Обобщение практики PR-деятельности органов власти на примере Новосибирской области позволяет сгруппировать ряд направлений, которыми можно руководствоваться специалисту по связям с общественностью в работе по формированию позитивного отношения граждан к процессу цифровой трансформации и ее составляющим в разных отраслях. Речь идет о государственном управлении не только в узком смысле (как деятельности органов власти), но и в более широком значении как управлении разными сферами жизни общества, поскольку цифровая трансформация затрагивает целый комплекс направлений регионального развития. По всем из них ведется активная работа с точки зрения PR-коммуникации.

 

Таблица 1

Направления PR-деятельности в условиях цифровой трансформации

Направление проектов для PR

Предмет/фактура для PR-специалиста (что показать)

Государственное управление

– новое качество предоставления государственных и муниципальных услуг, оказание услуг в проактивном режиме, отказ от бумажных документов, переход к реестровой модели, и как следствие сокращение сроков предоставления услуг;

– цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности позволит обеспечить полностью удаленное взаимодействие контролирующих органов с бизнесом, а средства дистанционного мониторинга, рейтинги добросовестности хозяйствующих субъектов сведут к минимуму очные проверки;

– развитие систем внутренней автоматизации деятельности органов власти – это прежде всего переход на безбумажный документооборот, внедрение систем поддержки принятия решений, основанных на данных, внедрение систем управления по отклонениям;

– развитие систем обратной связи с населением позволит гражданам решать свои вопросы более оперативно.

Здравоохранение

– развитие сервисов личного кабинета «Мое здоровье» на портале Госуслуг: электронная запись к врачам по направлениям, новые сервисы онлайн прикрепления, доступ к более чем 50 видам электронных медицинских документов, результатам обследований, электронным рецептам на лекарственные препараты;

– развитие телемедицины и дистанционный мониторинг состояния здоровья повысят доступность оказания медицинской помощи и своевременное предупреждение развития заболеваний;

– проекты внедрения технологий искусственного интеллекта позволят повысить качество диагностики, а также помогут разгрузить медицинский персонал от рутинных операций.

Образование

– реализация крупных инфраструктурных проектов по увеличению скорости доступа к Интернету, строительству локальных сетей в школах, техническому перевооружению школ так и создание цифровых помощников для учителей, учеников и родителей;

– учитель получил возможность автоматизированного планирования рабочих программ и автоматизированной проверки домашних заданий. Ученикам электронные сервисы помогут управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами, родителям – дадут возможность автоматизированного подбора для ребенка образовательных организаций и программ;

– внедрение сервисов «Электронный детский сад», «Электронная школа»: подача заявлений на прием в образовательные учреждения, электронные школьные дневники и журналы.

Социальная сфера

– перевод отрасли в формат «Социального казначейства», что означает проактивное оказание мер соцподдержки, без предоставления со стороны граждан каких-либо документов и справок

Транспорт и логистика

– создание интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением в Новосибирской агломерации.

– использование цифровых двойников автомобильных дорог позволит повысить эффективность учета объектов транспортной инфраструктуры, эффективность планирования строительства и эксплуатации дорог;

– внедрение карты жителя позволит создать единую удобную систему оплаты проезда для граждан с учетом имеющихся льгот.

Городская среда

– внедрение единых платформенных решений в сфере городской среды позволит более оперативно решить насущные проблемы жителей, увеличить их вовлеченность в вопросы управления своим домом, городом, а также снизить энергопотребление при производстве, сбыте и потреблении коммунальных ресурсов.

Сельское хозяйство

– повышение эффективности управления отраслью: создание платформ с цифровыми профилями сельскохозяйственных угодий и животных, принятие решений на основе данных цифрового профиля;

– для фермера – увеличение производительности и снижение издержек, а для государства, обеспечение контроля эффективности использования бюджетных средств, оборота земель сельхозназначения;

– внедрение цифрового профиля «Господдержка АПК»: оформление фермерами документов на субсидии в электронном виде.

Лесная отрасль

– внедрение цифрового приложения iЕгерь (доступ для охотинспекторов ко всей базе охотников, с подключением соответствующей документации),

– первый регион в России: выдача электронных разрешений на охоту.

 

Результаты

Востребованность государственных и муниципальных услуг в электронном виде подтверждается ростом количества в регионе пользователей Единого портала государственных услуг и функций (Госуслуги).

По данным министерства цифрового развития и связи Новосибирской области9, на конец 2022 года подтвержденную учетную запись, дающую возможность воспользоваться всеми услугами и сервисами, имеют более 1,89 млн новосибирцев, что составляет более 80% общей численности жителей региона старше 14 лет. Количество заявлений на предоставление государственных и муниципальных услуг через портал госуслуг в 2022 году составило более 10 миллионов – по сравнению с 2018 годом этот показатель вырос в 6,5 раз. Безусловно, отчасти столь значительный рост обусловлен экономическим эффектом «низкой базы», связанным со значительно меньшими показателями на старте реализации проекта. Но свидетельством подлинных изменений, происходящих в процессе цифровой трансформации, является дальнейшая положительная динамика в данном направлении, рост популярности услуг со стороны жителей региона.

В 2021–2022 годах в Новосибирской области во исполнение Указа Президента РФ, в соответствии с национальной целью «Цифровая трансформация» обеспечен перевод 90 массовых социально значимых услуг в электронный формат, более чем по трети из них – возможно получение электронного результата. За 2021–2022  гг. перевод социально значимых услуг в электронный вид в Новосибирской области составил 100%, на 5% опередив план. Среди наиболее популярных услуг за год: более 600 тыс. человек записались к врачу в личном кабинете «Мое здоровье», 146 тыс. семей оформили ежемесячную денежную выплату на ребенка 3–7 лет, выдано 41,7 тыс. разрешений на охоту и 3,3 тыс. разрешений на строительство, оформлена 31 тыс. записей в детский сад. За счет скидок при оплате госпошлин на портале Госуслуг гражданами сэкономлено более 423 млн рублей.

По качеству услуг в электронном виде регион входит в десятку лучших в стране и находится на 6 месте. Для сравнения, в 2018 году область была на 34 месте, в 2016 – на 61. В 2022 году посредством системы межведомственного электронного взаимодействия получены 50,68 млн документов, что в 3,3 раза больше, чем 5 лет назад. Из расчета, что на получение 1 справки офлайн гражданином тратится 1 час времени, в 2022 году каждым заявителем в Новосибирской области в среднем сэкономлено более 43 часов.

В рамках развития электронного взаимодействия государственных органов, граждан и организаций в регионе создано единое пространство электронного документооборота – эта система охватывает всю вертикаль органов власти в регионе. В рамках проекта ее тиражирования в период с 2018 по 2022 годы подключено порядка 2650 учреждений Новосибирской области, в том числе школы, детские сады, учреждения культуры, учреждения здравоохранения и социального обслуживания.

 

Выводы

В регионах России в условиях действующего комплекса вызовов и поставленных государственных задач достижение цели цифровой трансформации осуществляется по разным направлениям. Внедрение различных электронных, цифровых сервисов сопровождается активной коммуникационной политикой органов власти. Осуществляемая в рамках данной политики PR-деятельность профильных структур ведется по ряду направлений, позволяющих наглядно показать преимущества и цифровых сервисов для граждан. Кроме того, открываются новые возможности развития самой системы связей с общественностью в государственных структурах: они связаны с повышением оперативности информационных потоков, активизации обратной связи с целевыми аудиториями, формированием современного имиджа власти.

Об успешности применяемых в системе государственного управления PR-технологий в условиях цифровой трансформации свидетельствует рассмотренный на примере региональной практики Новосибирской области рост популярности электронных сервисов, кратное увеличение показателей их востребованности среди населения, госслужащих, институтов власти.

Дальнейшее развитие системы связей с общественностью на этой основе будет способствовать формированию доверия граждан к новым сервисам как новым социально-политическим акторам в информационном обществе, гармонизации отношений общества и власти.

 



Примечания

  1. Научный семинар по исследованиям цифровой экономики. Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/science/seminars/digital_economy/
  2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/63728
  3. Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1646 (ред. от 01.02.2023) «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами». Режим доступа:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364874/
  4. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328938/
  5. Материалы совещания с руководителями цифровой трансформации федеральных органов власти и регионов России. 2021. Нояб., 19. Режим доступа: http://government.ru/news/43855/
  6. Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. №2998-р) Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/d3uclO4ZFGNKmxCPBXbL4OaMPALluGdQ.pdf
  7. Государственная программа Новосибирской области «Цифровая трансформация Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 № 515-п. Режим доступа: https://www.nso.ru/npa/39285
  8. Стратегия цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новосибирской области, утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.08.2022 № 161. Режим доступа: https://www.nso.ru/npa/54730
  9. Материалы сайта Правительства Новосибирской области. 2023. Апр., 04. Режим доступа: https://www.nso.ru/news/58162

 

Библиография

Ватлина Л.В. Культура цифровой трансформации предоставления государственных услуг // Известия Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та. 2022. № 1. С. 73–78. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-tsifrovoy-transformatsii-predostavleniya-gosudarstvennyh-uslug

Вартанова Е.Л. Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы // МедиаАльманах. 2018. № 1. С. 8–13. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/media-v-kontekste-obschestvennyh-transformatsiy-k-postanovke-problemy DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2018.812

Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2614 DOI: 10.30547/mediascope.1.2020.8

Ветренко И.А., Штриков С.А. Трансформация коммуникативных технологий в условиях цифрового общества: благо или зло? // Управленческое консультирование. 2022. № 10. С. 54–64. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kommunikativnyh-tehnologiy-v-usloviyah-tsifrovogo-obschestva-blago-ili-zlo

Двинских Д.Ю., Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б. и др. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность. Доклад НИУ ВШЭ к ХX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Под общ. ред. Н.Е. Дмитриевой. М., 2019. Режим доступа: http://gos.hse.ru/library/425

Демидов А.Ю., Лукашов А.И. Отдельные подходы к цифровой трансформации государственного управления // Государственная служба. 2021. № 1. С. 28–34. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-podhody-k-tsifrovoy-transformatsii-gosudarstvennogo-upravleniya

Колобова Е.Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 25–39. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-mediapotrebleniya-v-usloviyah-tsifrovoy-realnosti

Легостаева Н.И. Цифровая трансформация системы государственного управления: классификация цифровых акторов государственных структур // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. № 4. С. 155–165. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya-klassifikatsiya-tsifrovyh-aktorov-gosudarstvennyh-struktur 

Лихтин А.А. Трансформация государственного управления в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 18–26. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii

Кузнецов П.У. Цифровая трансформация государственного управления как этап развития информатизации в России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2021. Т. 21. № 1. С.84–95. Режим доступа: https://vestnik.susu.ru/law/article/download/10818/8429 DOI: 10.14529/law210113

Москвитина Л.В. Цифровая трансформация государственного управления // Социология. 2021. № 4. С. 114–126. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya

Никитина А.С., Борисенко И.И. Цифровая трансформация государственного управления: монография. Екатеринбург: Уральский гос. педагогический ун-т, 2020. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44311257

Саморуков А.А. Цифровая трансформация государственного управления. Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya-1

Скрипкин К.Г. Цифровизация экономики: содержание и основные тенденции // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019. № 6. С. 167–187. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41827390

Сморгунов Л.В. Цифровизация и сетевая эффективность государственной управляемости // Политическая наука. 2021. № 3. С. 13–36. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-setevaya-effektivnost-gosudarstvennoy-upravlyaemosti DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.03.01.

Филатова О.Г. Дискурсивные практики в цифровой публичной сфере современной России: результаты и направления исследований // Управленческое консультирование. 2019. № 11. С. 180–192. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnye-praktiki-v-tsifrovoy-publichnoy-sfere-sovremennoy-rossii-rezultaty-i-napravleniya-issledovaniy  DOI: 10.22394/1726-1139-2019-11-180-192.

Этри Э., Карбланк Э, Гиртен Д., Лешер М., Пилат Д., Вайкофф Э., Кейхин Б. Векторы цифровой трансформации. Доклад Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vektory-tsifrovoy-transformatsii DOI: 10.17323/1996-7845-2020-03-01