Ссылка для цитирования: Швыченкова Ю. А., Круглова Л.А. Мобильное медиапотребление видеоконтента поколением альфа // Медиаскоп. 2022. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2768
DOI: 10.30547/mediascope.1.2022.2
© Швыченкова Юлия Андреевна
научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), +79269192469, e-mail: mokuroshiki@gmail.com
© Круглова Людмила Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), +79161783703, e-mail: abiljo@mail.ru
Аннотация
В статье представлены результаты исследования мобильного потребления видеоконтента в Интернете младшими школьниками Москвы. На основе опроса 401 учащихся младшей школы ведущих московских средних образовательных учреждений была сделана попытка выявить площадки видеопотребления, активность в социальных медиа, контентные и тематические предпочтения, персоналии, а также продолжительность контакта с видеоматериалом.
Ключевые слова: медиапотребление, видеоконтент, младшие школьники, аудиторное поведение, видеопотребление
Введение
По данным обзора «Медиапотребление в России – 2021» исследовательского центра «Делойт», социальные сети используют 90% респондентов, что на порядок выше доли россиян, которые смотрят телевизор. В целом, общение в социальных сетях – одна из наиболее распространенных целей использования Интернета. Ввиду популярности социальных сетей, а также роста доступности мобильного Интернета пользователи выбирают смартфон в качестве наиболее предпочтительного устройства для выхода в Интернет. Если доля респондентов, пользующихся смартфоном для выхода в Интернет, в 2017 году была 82%, то в 2021 году она достигла 95%. Абсолютное большинство имели смартфон (96%), а 65% респондентов располагали планшетом в 2021 году. Социальные сети, ранее выполнявшие в обществе исключительно коммуникативную функцию, все чаще становятся для пользователей источниками надежной новостной информации. Так, каждый четвертый россиянин в большей степени доверяет именно тем СМИ, которые представлены в социальных сетях. Среди молодежи данная тенденция прослеживается еще более отчетливо. Однако ключевым новостным источником, как и годом ранее, остаются официальные новостные сайты в Интернете 1.
Первые двадцать мест в русскоязычном YouTube уже несколько лет занимает детский контент или контент для детей.
Таблица 1
ТОП-20 YouTube2
# |
Канал |
Подписчики, млн |
Просмотры, млрд |
1 |
Kids Diana Show |
90 млн |
69.3 млрд |
2 |
Like Nastya |
86.5 млн |
69.8 млрд |
3 |
A4 |
38.1 млн |
13.1 млрд |
4 |
Get Movies |
38 млн |
27.4 млрд |
5 |
Маша и Медведь |
36.9 млн |
31.2 млрд |
6 |
Masha and The Bear |
32 млн |
17.1 млрд |
7 |
Mister Max |
22.4 млн |
13.9 млрд |
8 |
Miss Katy |
21.1 млн |
12.5 млрд |
9 |
SlivkiShow |
19.8 млн |
4.2 млрд |
10 |
Мирошка ТВ |
18 млн |
4.6 млрд |
11 |
Eva Bravo Play |
17.7 млн |
8.2 млрд |
12 |
EeOneGuy |
17.6 млн |
3.8 млрд |
13 |
Like Nastya Vlog |
17.5 млн |
7.3 млрд |
14 |
HiMan |
17.4 млн |
2 млрд |
15 |
Kids Roma Show |
17.2 млн |
5.4 млрд |
16 |
Marmok |
17 млн |
3 млрд |
17 |
Познаватель |
16.7 млн |
7.9 млрд |
18 |
Vania Mania Kids |
16.4 млн |
5.6 млрд |
19 |
TheBrianMaps |
16.2 млн |
3.9 млрд |
20 |
AdMe.ru - Сайт о творчестве |
15.2 млн |
3.8 млрд |
Тема изменений в медиапотреблении сегодня восстребована и среди зарубежных (Barker, Turnbull, Mathijs (eds.), 2014; Chassiakos, Radesky, Christakis, et al. (2016); Valkenburg, Piotrowski, 2017; El-Badawy, Hashem, 2015; Blair, Millard, Woollard, 2014; Schouwstra, 2016) и др.), и среди российских исследователей (Дунас, 2020; Дунас, Вартанов, Кульчицкая, 2020; Полуэхтова, 2016; Вьюгина, 2017, 2018, Gladkova, 2013 и др.). Процессам цифрового неравенства, цифрового капитала и цифровой включенности, которые влияют на многие характеристики медиапотребления и меняют традиционные бизнес-модели посвящено большое исследование Елены Леонидовны Вартановой (Вартанова, 2021). Информационному поведению и исследованию ключевых характеристик медиапотребления современного российского школьника был посвящен проект «Медиапотребление школьников: информационная эпоха и социализация детей в постпереходном обществе», реализованный сотрудниками факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013–2016 гг. Авторы выявляли последствия интенсификации медийных процессов и попытки общества воздействовать на процессы медиапотребления детей. На примере анализа практик медиапотребления в шести городах России – Москве, Угличе, Воронеже, Якутске, Перми и Калининграде – были определены характерные черты профиля информационного поведения подростков (Frolova, Obraztsova 2019; Вартанова, Аникина, Образцова и др., 2018; Фролова, Образцова, 2017; Образцова, 2014; Аникина, Галкина, Образцова, 2020). Нельзя не отметить исследование Давлетшиной (2021), в котором автор анализирует медиапрактики учеников третьих классов (8–10 лет) московских школ. Автор приходит к выводам, что из традиционных медиа лишь телевидению удается конкурировать с Интернетом за внимание детей. В рамках общего исследования трансформации медиаконтента в цифровой среде особое место отводится анализу потребления видеоконтента (Щепилова, Круглова, 2019; Круглова, 2019).
Проблема изучения видеопотребления в цифровой среде чрезвычайно актуальна. Появились медиаизмерительные компании, которые начали вести статистику и анализ просмотров видео в Интернете –Comscore (Video Metrix), Deloitte, Nielsen, GlobalWebIndex, Mediascope (Web Index) и так далее.
Западные исследователи и практики подходят к вопросу изучения медиапотребления с учетом поколенческих особенностей (Howe, Strauss, 1991). Согласно теории поколений Хоува и Штрауса, людям внутри каждого поколения свойственны аналогичные поведенческие модели и схожее восприятие действительности. Четыре поколения, условно обозначенные названиями «беби-бумеры», X, Y («миллениалы» (millennials)) и Z («поколение Родины» – от англ. Homeland Generation), сменяют друг друга каждые двадцать лет. Представителям поколения Z (с 2005 г. рождения до наших дней) сегодня уделяется особое внимание в исследованиях. Их основная особенность − рождение и взросление в условиях цифровизации. Марк Пренски (Prensky, 2001) назвал представителей поколения Z «цифровыми аборигенами» (digital natives) и противопоставил их тем, кто столкнулся с цифровыми технологиями в более зрелом возрасте, − «цифровым иммигрантам» (digital immigrants). Дэвид Уайт и Элисон Ле Корню (White, Cornu, 2011) предложили свою типологию онлайн-жителей поколения Z, назвав их и «цифровым племенем» (digital tribe), и «цифровым поколением» (digital generation) и разделив на «цифровых резидентов» (digital residents) и «цифровых посетителей» (digital visitors). Есть и другие названия: «центениалы» (от англ. centennial – столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (Twenge, 2014), «зумеры»3. Все исследования в этой области говорят об обособленности данной возрастной группы из-за того, что на инстинктивном уровне она способна взаимодействовать с цифровыми технологиями.
«Поколение Альфа» – один из вариантов обозначения возрастной группы, появившейся на свет в начале XXI века. Термин предложен австралийским ученым Марком МакКриндлом (McCrindle, Wolfinger, 2009), который решил использовать греческий алфавит вместо закончившегося в обозначении поколений латинского, что имеет некий символический подтекст: новый алфавит, новая буква, новое начало. По его определению, «альфа» – это дети, родившиеся после 2010 года, это первое поколение, родившееся в XXI веке, большинство их родителей «миллениалы» или поколение Y. «“Альфы” являются участником непреднамеренного глобального эксперимента. Им с самого младшего возраста вместо пустышек, аниматоров и обучающих книжек предлагают смотреть в экраны»4. На поколение Альфа (или поколение «Стекла») ученые обращают пока менее пристальное внимание, чем на предшественников. Джо Неллис, профессор мировой экономики в Cranfield School of Management, говорит, что альфа созданы для цифровых технологий, как будто пятый элемент природы. Исследователь считает, что альфы «будут самым богатым, наиболее высокообразованным и самым динамичным поколением, которое когда-либо видело человеческое общество»5.
По данным Росстат, на 1 января 2021 года в России в возрасте от 5 до 9 лет проживает 9551 тысяч, а с 9 до 14 лет – 8257 тысяч человек6.
Многие аспекты, которые связаны с трансформацией видеопотребления и изменением поведения аудитории, остаются малоизученными. Настоящее исследование посвящено изучению медиапотребления аудиовизуального контента в Интернете, в социальных медиа, в частности, среди школьников начальных классов. Интересно посмотреть, сколько времени современные младшие школьники проводят в своих гаджетах, какими платформами и мессенджерами пользуются, какой контент привлекает юную аудиторию и как этот контент влияет на развитие личности ребенка.
Методология исследования
В сентябре 2021 года среди школьников московских школ автором был проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие ученики в возрасте от 6 до 11 лет.
Целью исследования стал анализ мотивационных и психологических характеристик видеопотребления младших школьников. Основной задачей исследования стало выявление практик медиапотребления видео в Интернете младшими московскими школьниками. В вопросах анкеты особое внимание обращалось на целевое использование мобильных устройств детьми, происходило выявление предпочтительных социальных сетей и платформ, знакомство с основными персоналиями аудиовизуального сегмента, вычленение любимых каналов YouTube и TikTok, авторская активность в социальных медиа, временные слоты просмотра видеоконтента и т.д.
Был собран 401 ответ. Гендерный баланс в опросе учтен: девочек в опросе приняло чуть больше (228), мальчиков ненамного меньше (172 человека). Некоторые вопросы предполагали несколько вариантов ответов.
Больше 90% опрошенных заявили, что у них есть личный гаджет, 7% указали, что пользуются телефоном родителей и 3% ребят написали, что у них нет личного мобильного телефона или планшета.
Таблица 2.
Участники исследования
Количество ответов |
Возраст |
Пол |
Наличие телефона или планшета |
401 |
6 лет – 2% 7 лет – 17% 8 лет – 21% 9 лет – 13% 10 лет – 22% 11 лет – 25% |
57% – девочки 43% – мальчики |
90% – есть собственный телефон или планшет 7% – пользуются телефоном родителей 3% – не имеет своего телефона |
Источник: Опрос проводился осенью 2021г.
Площадки, временные слоты, контент и герои.
В ходе опроса выяснилось, что младшие школьники используют мобильный телефон по-разному, например, 58% ребят в основном звонят по телефону и общаются в мессенджерах, 68% используют гаджеты для игр, 40% написали, что смотрят видео и мультфильмы, 41% говорят, что предпочитают проводить время в социальных сетях, 27% используют телефон для поиска информации для учебы и подготовки докладов.
Таблица 3
Цели использования мобильного телефона
Цели |
Количество |
Проценты % |
Играю в игры |
271 |
68 |
Звоню и пишу сообщения |
233 |
58 |
Смотрю TikTok и прочие соцсети |
165 |
41 |
Смотрю мультфильмы, фильмы |
161 |
40 |
Ищу информацию для учебы |
111 |
28 |
Снимаю фото и видео |
87 |
21 |
Смотрю ролики на YouTube |
6 |
1,5 |
Другое (рисую, слушаю аудитокниги, слушаю музыку, сказки, учусь, нет телефона или планшета и т.д.) |
12 |
3 |
Источник: Опрос, который проводился осенью 2021г.
78% опрошенных школьников регулярно смотрят YouTube, 45% ребят смотрят TikTok, чуть менее популярны среди детской аудитории оказались Likee и Instagram7.
Таблица 4
Площадки потребления видеоконтента
Площадки |
Количество |
Проценты % |
YouТube |
308 |
77 |
TikTok |
178 |
45 |
Instagram8 |
97 |
26 |
Likee |
43 |
11 |
ВКонтакте |
37 |
9 |
Не пользуются соцсетями |
13 |
4 |
Другие (WhatsApp, Roblox, Telegram, Twitter, Яндекс, Одноклассники) |
11 |
3 |
Источник: Опрос, сентябрь 2021г.
Оказалось, что у 33% есть свой аккаунт в TikTok, 32% ребят зарегистрированы в Instagram9, 16% опрошенных есть в ВКонтакте. Отметим, что у большинства социальных сетей есть возрастное ограничение на регистрацию (12+ или 13+), однако дети легко «обходят» этот момент, указывая ненастоящий год рождения.
Таблица 5
Площадки |
Количество |
Проценты % |
TikTok |
124 |
33 |
Instagram10 |
123 |
33 |
YouTube |
65 |
17 |
ВКонтакте |
60 |
16 |
Likee |
43 |
11 |
Facebook11 |
20 |
5 |
Нет / нет личных страниц / ничего не размещают |
104 |
28 |
Источник: Опрос, сентябрь 2021г.
Самым популярным контентом в онлайн-среде для детей является видео (78% пользователей смотрят такой тип контента). Этим и обусловлен тот факт, что предметом исследования становятся платформы YouTube и TikTok.
Если говорить о контенте, который привлекает на этих платформах младших школьников, то в основном это видео обзоры игр и распаковка игрушек, блоги известных детей и их шоу на YouTube, такие как Viki Show, Like Nastya, Mister Max, Alisa и другие. Дети написали, что им интересно смотреть как живут ребята их возраста, как им покупают новые игрушки и наблюдать, как другие дети играют.
Таблица 6
Любимые каналы YouTube
Площадки |
Количество |
Проценты % |
Маша и Медведь |
93 |
25 |
Mister Max |
82 |
22 |
Viki Show |
64 |
17 |
Miss Katy |
61 |
16 |
Не смотрю YouTube/Никакие |
49 |
13 |
Like Nastya |
29 |
8 |
Nikol Crazy Family |
20 |
5 |
Я – Alisa |
19 |
5 |
Другие (А4, Эдисон, Бумажные сюрпризы, Веля, Маша Маева, Майнкрафт, ВВС, Обзоры игр, Папа Роб и др.) |
88 |
24 |
Источник: Опрос, сентябрь 2021г.
20% детей говорят о том, что влоги могут чему-либо научить, например, делать слаймы, поделки, правильно выбирать гардероб и пользоваться детской косметикой, говорить на иностранном языке. Действительно, на некоторых каналах (Like Nastya) есть выпуски, где герои говорят на английском языке. 31% детей признаются, что смотрят эти каналы каждый день без контроля родителей, 37% смотрят, когда у них есть свободное время, остальные говорят о том, что родители контролируют время, проведенное в сети. Современные тиктокеры тоже являются объектом интереса у младших школьников. Среди популярных персоналий младшие школьники выделяют Даню Милохина, Дину Саеву, Егора Крида, Аню Покров, Диану Астер и других. Отметим, что названные тиктокеры являются старше своих поклонников, большинству из них уже есть 18 лет.
Таблица 7
Персоналии TikTok
Площадки |
Количество |
Проценты % |
Не смотрю никого |
164 |
44 |
Даня Милохин |
163 |
44 |
Егор Крид |
130 |
35 |
Артур Бабич |
115 |
31 |
Аня Покров |
97 |
26 |
Дина Саева |
66 |
17 |
Диана Астер |
40 |
11 |
Макс Браун |
31 |
8 |
Не знаю имена/ всех |
18 |
5 |
Другие (А4, Дава, Юля Гаврилина, Карина Кросс, Валя Карнавал, Эдисон Перец, Заечка, Карамбейби, Ген Про, Чарли и др.) |
16 |
5 |
Источник: Опрос, сентябрь 2021г.
Свой интерес к ТикТок школьники в возрасте 6–11 лет объясняют тем, что им нравятся веселые песни и смешные клипы, нравится копировать тиктокеров и делать ремейки.
Основные выводы
Результаты исследования показывают, что московские младшие школьники, представители поколения «Альфа», достаточно активно потребляют контент через мобильные устройства. У абсолютного большинства респондентов есть мобильные телефоны. Несмотря на то, что чаще всего они использовали их для игр, звонков и связи, достаточно часто с их помощью идёт мобильное медиапотребление. И самым популярным контентом в онлайн-среде для детей является видео. Если для просмотра видеоконтента дети выбирали YouTube, то для размещения ожидаемо лидировал TikTok. Остальные социальные медиа сильно отстают среди школьных предпочтений. Все возрастное ограничение на регистрацию в цифровом пространстве дети с легкостью «обходят».
На YouTube младшие школьники больше смотрели мультфильмы или блогеров их возраста, в TikTok поколение «Альфа» следило за творчеством более старших тиктокеров. Респонденты отмечали, что в TikTok их привлекают веселые песни и смешные клипы, нравится копировать тиктокеров и делать ремейки. Одна пятая часть школьников, принимающих участие в исследовании, объясняют свой интерес к видеоконтенту образовательной и просветительской функцией – по их мнению, влоги могут научить, например, делать слаймы, поделки, правильно выбирать гардероб и пользоваться детской косметикой, говорить на иностранном языке.
Лишь за третью респондентов следят родители, ограничивая их медиапотребление. Треть же респондентов потребляет видеоконтент бесконтрольно каждый день. Опасность подобного тренда в том, что у детей такого возраста еще отсутствует критическое восприятие действительности и поступков других людей. Они не могут оценить, насколько социально приемлемым является поведение тех или иных героев социальных медиа. Юные зрители идентифицируют себя с тиктокерами, формируя своё информационное пространство и картину мира.
Нельзя не отметить и достаточно большой процент младших школьников, которые не интересуются видеоконтентом в сетях. Но подобные отрицательные ответы могут и не соответствовать действительности.
Набирающие популярность видеоблоги и тиктоки можно назвать неоднозначным явлением. С одной стороны, они помогают детям расширять кругозор и развивать свои коммуникативные способности, с другой – формируют представления, что медийности и успеха можно добиться, совершая «смелые» поступки, которые порой выходят за рамки общепринятых общественных норм.
Примечания
Библиография
Аникина М. Е., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивостоке. Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 1. С. 90–101.
Вартанова Е.Л., Аникина М.Е., Образцова А.Ю., Фролова Т.И., Лазарева О.В. и др. Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. монография. М.: Фак. журн. МГУ, 2018;
Вартанова Е.Л. Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 3–29. DOI 10.30547/vestnik.journ.1.2021.329.
Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. Вып.3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2475
Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2386
Давлетшина М.И. Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 3–26. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.326
Давлетшина М.И. Мотивы обращения и особенности медиапотребления детей младшего школьного возраста // Медиаскоп (электронный журнал). 2021. № 4. http://www.mediascope.ru/2736.
Дунас Д.В. Социализация и самореализация как ключевые мотивы медиапотребления (опыт исследования поколения Z в России) // МедиаАльманах. 2020. № 5 (100). С. 25–35. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.2534
Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А., Толоконникова А.В. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 2. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2020.327
Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Медиаскоп 2019. № 2. DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.1
Образцова А.Ю. Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углича) // Медиаскоп. 2014. № 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1648
Полуэхтова И.А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199.
Фролова Т.И., Образцова А.Ю. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 4. С. 58–77
Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Видеоконтент в Интернете: особенности аудиторного потребления // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8, № 2. С. 342–355. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-354
Образцова А.Ю. Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углич). Медиаскоп. 2014. № 4. http://www.mediascope.ru/1648
Barker, M., Mathijs, E., & Turnbull, S. (2015). Editorial introduction: getting beyond Paul Lazarsfeld, at last. Participations: Journal of Audience and Reception Studies 12.
Blair R., Millard D., Woollard J. (eds.) Perceptions of School Children of Using Social Media for Learning. Perceptions of school children of using social media for learning. In ELEARN 2014: World Conference on E-Learning ELEARN 2014 World Conference on E-Learning. New Orleans, 2014.
Chassiakos Y.L.R., Radesky J., Christakis D., Moreno M.A., Cross C. (2016). Children and Adolescents and Digital Media. Pediatrics 138 (5).
El-Badawy T.A., Hashem Y. (2015). The Impact of Social Media on the Academic Development of School Students. International Journal of Business Administration 6 (1). DOI:10.5430/ijba.v6n1p46
Frolova T.I., Obraztsova A.Yu. Media literacy of schoolchildren in a post-transitive society: study results. Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 4. С. 747–763
Gladkova A.A. (2013) The Role of Television in Cultivating the Values of Pluralism and Cultural Diversity in Children. Russian Journal of Communication 5 (2): 299–300. DOI: 10.1080/19409419.2013.819463
Howe N., Strauss W. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company Inc.
McCrindle M., Wolfinger E. (2009). The ABC of XYZ: Understanding the Global Generations. Australia. P. 199–212. ISBN 9781742230351.
Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1. On the Horizon 9 (5): 1−6. DOI: 10.1108/10748120110424816
Schouwstra M. (2016). Social media interaction between teachers and pupils: Exploring opportunities and challenges in elementary school contexts. University of Twente. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/a8d8/8d152d2369effdb7 64fd48b25438e490e21a.pdf
Twenge J.M. (2014). Generation me-revised and updated: Why today's young Americans are more confident, assertive, entitled and more miserable than ever before. Simon and Schuster.
Valkenburg P.M., Piotrowski J.T. (2017) Plugged in. How Media Attract and Affect Youth. New Haven, London: Yale University Press.
White D.S., Cornu A.L. (2011) Visitors and Residents: A New Typology for Online Engagement. First Monday 16 (9). URL: http://www.uic.edu/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/viewArticle/3171/3049