Languages

You are here

Репрезентация парасоциальных отношений в интернет-мемах

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Беседина В.Г. Репрезентация парасоциальных отношений в интернет-мемах // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2735

DOI: 10.30547/mediascope.4.2021.1

 

© Беседина Вера Геннадьевна

к. филол. н., доцент кафедры «Иностранные языки» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (Барнаул, Россия), lemming01@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассматривается парасоциальное общение как важный фрагмент картины мира молодежи и особенности его репрезентации в креолизованных интернет-текстах – интернет-мемах. Мемы исследуются с позиции дискурсивного анализа в совокупности с экстралингвистическими факторами, способствующими их созданию и распространению. Проанализированы англоязычные мемы, репрезентирующие знание о парасоциальных отношениях, и выделены три категории мемов: по типу партнера, по его роли, по типу отношения к парасоциальному общению.

Ключевые слова: парасоциальные отношения, интернет-мем, креолизованный текст

 

В последние десятилетия важным компонентом интернет-коммуникации стали интернет-мемы – краткие поликодовые тексты развлекательного характера. Популярность интернет-мемов объясняется – в ряду других причин – их релевантностью для интернет-пользователя: такой текст может репрезентировать знакомую жизненную ситуацию, внутренние переживания или размышления индивида, его отношение к какому-то событию или явлению. Одним из распространенных явлений в интернет-среде является вступление интернет-пользователями в парасоциальные отношения с медиаперсонами. Такие отношения были впервые описаны Д. Хортоном и Р. Волом как отношения медиапотребителей с медиаперсонами, которые носят односторонний характер, и где отсутствие непосредственного личного взаимодействия компенсируется фантазиями медиапотребителя, порождая иллюзию близости (Horton, Wohl, 1956). Представляет интерес с поцизии междисциплинарного подхода проанализировать, каким образом парасоциальные отношения репрезентируются в создаваемых интернет-пользователями текстах, в частности, в интернет-мемах.

Полагаем, что следует рассмотреть интернет-мемы с позиции дискурсивного анализа как элементы речевого поведения, обусловленного «конкретными обстоятельствами жизни человека в определенном социуме в хронологически очерченных рамках этапа его развития» (Манаенко, 2006: 109), или, по словам Н.Д. Арутюновой, «в его совокупности с экстралингвистическими − прагматическими, культурными, психолингвистическими и др. факторами» (Арутюнова, 1990: 136). Рассмотрим, на фоне каких экстралингвистических факторов создаются интернет-мемы, репрезентирующие парасоциальные отношения, и каким образом различные факторы «проецируются» на элементы содержательно-смысловой и композиционно-речевой организации этих текстов (Чернявская, 2014: 58).

 

Парасоциальные отношения и новые технологии

Еще в середине прошлого века Д. Хортон и Р. Вол описали феномен отношений, при которых непосредственное личное взаимодействие партнеров по общению отсутствует, однако у одной из сторон возникает его иллюзия за счет вербальных и невербальных сигналов, получаемых в ходе «симулякра беседы», происходящей у зрителя с экранным персонажем на телевидении или в фильме, когда взгляд говорящего направлен на зрителя, а в речи используется прямое обращение. Такого рода взаимодействие исследователи предлагают называть парасоциальным (Horton, Wohl, 1956). Оно не требует от зрителя особых усилий, посвященности, принятия на себя какой-либо ответственности и удобно тем, что его можно в любой момент прекратить в одностороннем порядке. Если зритель избирает регулярно включаться в такого рода псевдоинтеракцию, степень его вовлеченности усиливается, общение дополняется долей фантазии с его стороны и перерастает в парасоциальные отношения с медиаперсоной.

Обращаясь к работе Д. Хортона и Р. Вола более чем полвека спустя, можно наблюдать развитие обозначенного ими феномена парасоциальных отношений с развитием технологий. До появления радио, кино и телевидения парасоциальное взаимодействие было возможно с героями художественных произведений в ходе чтения и при просмотре театральных постановок. Появление радио и телевидения добавило «интимности» в такое общение по сравнению с театром, так как приблизило коммуникативных партнеров, открыв вход медиаперсонам в дома зрителей/слушателей, сделав их частью повседневной жизни и позволив встречаться с ними «наедине».

Последовавшее развитие интернет-технологий, с одной стороны, сделало знание о знаменитостях более доступным, дало возможность в любое время получать желаемую информацию в формате текстов, изображений, видео и посредством этого вступать парасоциальное общение по своему желанию, не будучи ограничены программой теле- и радиовещания. С другой стороны, в сети интернет возникли принципиально новые каналы коммуникации в виде платформ YouTube, Instagram, Twitch и других, где пользователи активно вступают в парасоциальное общение не только с медиапресонами, прославившимися своей деятельностью в кино, на телевидении, в спорте и т.п., но и блогерами, ставшими известными исключительно вследствие своей деятельности на этих платформах. Эти новые каналы коммуникации предоставляют дополнительные возможности для обратной связи со стороны пользователей – они могут оставлять комментарии под постами и видео, надеясь, что адресат не только прочитает их комментарий, но и как-то отреагирует на него (рис. 1). Кроме того, сам формат блога подразумевает более личный характер общения: английское слово blog происходит от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник. Кэмбриджский словарь определяет «блог» как «регулярная запись своих мыслей, мнений или переживаемых ситуаций, размещаемая в интернете для ознакомления»1 (Blog). Регулярное наполнение такого онлайн-дневника новым контентом создает у его читателей/зрителей ощущение особой связи с его автором/создателем, поскольку как бы позволяет им совместно проходить через различные жизненные обстоятельства и эмоциональные переживания. Такое ощущение дополнительно усиливается за счет использования медиаперсоной обращений к аудитории, являющихся типичными составляющими обычного личного общения: приветствия/прощания, пожеланий, просьб, вопросов и т.д. При создании видеоблога дополнительный эффект живого общения создается за счет невербальных и паравербальных средств: зрительный контакт, выражение лица, жесты, тон голоса и т.п.

 

Рис. 1. Интернет-мем, репрезентирующий возможность обратной связи в парасоциальных отношениях со «стримером»

 

Таким образом, современные технологии создали максимально благоприятные условия для формирования и поддержания парасоциальных отношений с медиаперсонами, в том числе за счет некоторого изменения характера общения, сделав обратную связь потенциально более доступной.

 

Парасоциальные отношения и социализация молодежи

Еще один важный аспект, которого нельзя не коснуться при рассмотрении парасоциальных отношений, это предпосылки их формирования. Установление парасоциальных отношений в большей степени свойственно подросткам и молодежи, что обусловлено особенностью психологического развития на этом этапе взросления. Еще в 1968 г. Э. Эриксон указывал на тенденцию формировать привязанность к знаменитостям, подобную привязанности к друзьям и членам семьи, именно в юношеском возрасте (Erikson, 1968). Вероятно, это происходит в силу того, что подростковом возрасте общение становится той ведущей деятельностью (Леонтьев, 1983), через которую индивид познает мир и себя в этом мире, и для полноценного личностного развития подростку необходимо установление близких дружеских отношений. Эта потребность в некоторой степени удовлетворяется в парасоциальном общении, когда молодые люди ищут у медиаперсоны совета, поддержки, понимания и находят их в текстах песен, интервью, фильмов, в публикациях в соцсетях, и наоборот, со своей стороны инвестируются в такие отношения, сопереживая партнерам по общению в их жизненных обстоятельствах – разрывах романтических отношений, борьбе с депрессией или зависимостью. По сути, медиаперсоны выступают в роли «псевдодрузей» (Giles, Maltby, 2004), а также становятся объектом романтической привязанности, тем самым выполняя роль воображаемого романтического партнера. Исследователями таких отношений даже разработана шкала степени вовлеченности поклонника в парасоциальное общение, которая включает 3 стадии: от «легкого увлечения» до фанатизма (McCutcheon, Lange, Houran, 2002). Считается, что если стремление к интеракции с «псевдовозлюбленным (-ой)» не выходит за рамки нормы, то такое увлечение даже может иметь положительный эффект на индивида. Как и обычная влюбленность, такие медиаобусловленные отношения порождают желание понравиться предмету интереса, а значит, могут побудить к некоторым улучшениям как внешним, так и внутренним, к личностному росту и к достижению успеха (Caughey, 1984). Кроме того, для подростка, неопытного в общении с противоположным полом и из-за этого рискующего оказаться в неприятной или даже опасной для себя ситуации, такие отношения ничем не угрожают, так как не приведут к насилию, нежелательной беременности и прочим проблемам, возникающим в результате отношений с реальным партером (Greene, Adams-Price, 1990: 344).

Кроме того, молодежь может вовлекаться в активную парасоциальную интеракцию с целью более успешной социализации. Как показывают исследования, медийные персоны часто становятся предметом обсуждения в разговорах со сверстниками. Так, примерно для 30% опрошенных Д. Джайлсом и Дж. Малтби английских подростков значительную часть времени общения со сверстниками занимает обсуждение деталей из жизни знаменитостей. Исследование этих авторов показало, что школьники в возрасте 11-16 лет, которые следят за жизнью знаменитостей, наиболее популярны среди сверстников (Giles, Maltby, 2004). В наше время, когда значительная часть коммуникации со сверстниками происходит онлайн, включение в разговор о медиаперсоне соответствующих теме интернет-мемов может выполнять контактоустанавливающую функцию и функцию самопрезентации, что будет показано нами далее на конкретных примерах. Таким образом, наличие парасоциальных отношений с популярными медиаперсонами может как помочь лучше интегрироваться в уже имеющееся у подростка окружение, так и найти новых партнеров по общению, разделяющих его увлечение конкретной медийной личностью.

 

Виды репрезентации парасоциальных отношений в интернет-мемах

Таким образом, создание интернет-пользователями кратких креолизованных текстов, репрезентирующих знание о парасоциальном общении, обусловлено рядом экстралингвистических факторов, рассмотренных выше. Далее проанализируем, каким образом различные факторы находят отражение в содержании таких текстов и сочетании их гетерогенных компонентов. Исследование 100 англоязычных мемов, содержащих репрезентации парасоциальных отношений, полученных путем сплошной выборки, позволило выделить виды репрезентации парасоциальных отношений по категориям: по типу партнера по общению, по репрезентации ролей парасоциальных коммуникатов в тексте, по отношению продуцента мема к участникам парасоциального общения.

По типу партнера нами были выделены тексты, репрезентирующие вымышленных партнеров по парасоциальному общению (героев книг, фильмов и т.п.) и реальных медиа личностей (актеров, музыкантов, спортсменов, блогеров и т.п.). В текстах о вымышленных персонажах репрезентация героев книг, как правило, была исключительно вербальной, т.к. персонаж либо носил собирательных характер («fictional character» - персонаж художественного произведения, рис. 2), либо для конкретного персонажа в отсутствии всем известной экранизации произведения не обнаруживалось всеми узнаваемого авербального репрезентанта. При этом включенный в мем авербальный компонент репрезентировал не персонажа, а другую сторону парасоциальных отношений – читателя. В частности, на примерах на рисунке 1 изображены, вероятно, девушки-читательницы, поскольку, согласно имеющимся исследованиям, женщины примерно в полтора раза чаще мужчин устанавливают парасоциальные отношения именно с вымышленным, а не реальным персонажем (Cohen, 2004).

Кроме того, женщины склонны демонстрировать большую степень привязанности к партнерам по парасоциальным отношениям (там же), что часто отражается в вербальной составляющей мемов, как, например, на рисунке 2 (курсив мой – В.Б.): «Я в сложных отношениях с вымышленным персонажем», «Мне все равно, что он вымышленный персонаж, я все равно хочу за него замуж». Таким образом, в совокупности креолизованный текст передает знание о едином концепте парасоциальных отношений, представляя обе стороны, участвующие в таких отношениях, и репрезентации этого знания в тексте, как правило, соответствуют имеющимся междисциплинарным исследованиям парасоциальных отношений.

 

Рис. 2. Репрезентация парасоциальных отношений с вымышленным персонажем

 

В случае, когда партнером по парасоциальным отношениям, репрезентируемым в меме, выступает персонаж из фильма, авербальный компонент представлен его изображением (фотографией), при этом и вербальный, и авербальный компонент содержат указания на то, что в тексте представлены отношения не с актером, а именно с вымышленным персонажем, в виде – чаще всего множественных – отсылок к прецедентному произведению. Особенно ярко различие репрезентации отношений с вымышленной личностью персонажа и реальной личностью актера видно в сравнении соответствующих типов мемов. Так, на рис. 3 справа представлен интернет-мем с фотографией Дэвида Теннанта, британского актера шотландского происхождения, где вербальный компонент указывает на парасоциальные отношения (выделено полужирным шрифтом) с ним как реальной личностью (выделено курсивом): «Требования к бойфренду: 1. великолепные волосы; 2. соблазнительный шотландский акцент; 3. очаровательная улыбка; 4. быть Дэвидом Теннантом». На рисунке 3 слева представлены два интернет-мема, в которых вымышленный персонаж, - Доктор (Властелин Времени) из популярного британского сериала «Доктор Кто» - выступает инициатором романтических отношений. Авербальный компонент мема представлен кадром из фильма, содержащим изображение Доктора, а вербальная составляющая содержит множественные отсылки к прецедентному произведению (курсив и полужирный шрифт мой – В.Г.): «#пикапфразыотвластелинавремени Из-за тебя я чуть не регенировал, потому что от твоего вида оба мои сердца остановились»; «#пикапфразыотвластелинавремени Ты настолько идеальна, что даже Далеки не посмели бы тебя экстерминировать». Авербальный и вербальный компоненты, тем самым, образуют единый фрейм коммуникативной ситуации с данным вымышленным персонажем.

 

Рис. 3. Репрезентация парасоциальных отношений с персонажем фильма (слева) и с актером (справа)

 

Следует отметить, что при построении парасоциальных отношений с актером, несомненно, имеет место частичный когнитивный перенос элементов его сценического образа на личность реального человека, и привлекательность характера вымышленного персонажа способствует формированию привязанности и к актеру, изобразившему его в фильме. Такая «интерференция» при восприятии актера представлена в «гибридных» мемах, содержащих вербальные и авербальные репрезентанты и реальной, и вымышленной личности (рис. 4).

 

Рис. 4. Репрезентация в меме реальной медиа личности и вымышленного персонажа

 

Следующая выделенная нами категория мемов, репрезентирующих парасоциальные отношения – по роли коммуникантов, отображенной в тексте. Иными словами, мемы различаются по тому, от кого условно исходит послание, и кому оно направлено. Во-первых, персонаж – реальный или вымышленный – может быть представлен в качестве условного субъекта коммуникации (реальным субъектом выступает продуцент мема – как правило, неизвестный интернет-пользователь). Популярным шаблоном для такого рода мемов служит креолизованный текст, состоящий из фотографии американского актера Райана Гослинга, известного по своим ролям в романтических фильмах, и приписываемой ему фразы «Hey girl» (см. рис. 5, слева). Первоначально такое обращение-приветствие сопровождалось продолжением романтического содержания, а изобразительный компонент подчеркивал прямое обращение тем, что взгляд актера на фото направлен на реципиента текста. Позже данный шаблон претерпрел множество модификаций (см. рис. 5): например, мог меняться персонаж, и тогда романтическое высказывание приписывалось другому актеру, музыканту или даже вымышленному персонажу. Также мог меняться характер высказывания, и вместо классического комплимента высказывание содержало слова поддержки и ободрения, в том числе в сфере учебы, профессиональной деятельности или хобби («Ты должна учиться. Я в тебя верю») - такая модификация, на наш взгляд, особенно ярко отражает желание получать обратную связь от партнера по парасоциальным отношениям в повседневной деятельности, а не только в контексте воображаемых романтических отношений.

 

Рис. 5. Интернет-мемы, где партнер по парасоциальному общению представлен инициатором коммуникации

 

Второй тип мемов в категории, выделенной нами по роли коммуникантов, отображает коммуникативную ситуацию, где парасоциальные отношения одного (или двух) партнеров по общению с медиаперсоной либо вымышленным персонажем становятся предметом разговора с родственниками, знакомыми или незнакомыми людьми (рис. 6). Часто такой разговор оформляется в виде диалога, где авербальный компонент используется для трансляции разнообразных эмоций, вызванных репликами коммуникантов: удивления, недоумения, радости, гордости и т.п. Авербальный компонент в таких случаях нередко представлен таким изображением партнера по парасоциальным отношениям, мимика и жесты соответствуют передаваемой эмоции одного или обоих коммуникантов.

 

Рис. 6. Партнер по парасоциальной коммуникации как предмет разговора с родственниками (слева), со сверстниками (справа)

 

Следующий тип мемов в этой категории отличается тем, что в тексте, содержащем знание о парасоциальных отношениях, транслируется послание, направленное не конкретному адресату, обозначенному в меме (родители, бабушка, сверстники), а интернет-аудитории в целом. Поскольку в первую очередь становятся популярными те мемы, которые репрезентируют знакомые другим интернет-пользователям жизненные ситуации или переживаемые эмоции, продуцент при создании такого текста не только облекает в форму креолизованного текста фрагмент своей картины мира, но и надеется, что его творение найдет отклик у других пользователей за счет общности с подобными фрагментами их картин мира. Мемы данного типа чаще других имеют авербальный комопонент, представленный готовыми популярными шаблонами, а не изображениями партнера по парасоциальным отношениям (см. рис. 7). Полагаем, что такой шаблон соотносится с некоторой имеющейся структурой знаний в памяти продуцента – фреймом, который путем изменения в нем отдельных деталей (в примере на рис. 7 в шаблонах изменен вербальный компонент) помогает индивиду осмыслить новую для него ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи (Минский, 1979: 7). Фрейм соотносит различные элементы шаблона и вызываемые им ассоциации с конкретными ситуациями и событиями из опыта парасоциальных отношений продуцента мема.

В силу того, что парасоциальные отношения точно так же, как и обычные отношения в реальной жизни, имеют различные стадии, от увлечения до сильной степени привязанности и, возможно, до разрыва (Cohen, 2004; McCutcheon, 2003), продуценты мемов репрезентируют разные типы отношений с медиаперсоной (дружеские, романтические), разные их стадии и разные степени привязанности (рис. 7).

 

Рис. 7. Репрезентация различных стадий парасоциальных отношений в мемах: увлечение, любовь, разрыв отношений

 

И последний выделенный нами тип мемов по роли коммуникантов отображает послание, обращенное партнеру по парасоциальным отношениям (см. рис. 8, слева: «С днем рождения, Джаред. Мы тебя любим!»). Такие мемы составляют единичные случаи по ряду причин, основная из которых – это несовпадение потенциальной аудитории реципиентов мема (обычных пользователей сети интернет, участников фан-чатов и пабликов, посвященных знаменитостям) и адресата (медиаперсоны-партнера по парасоциальным отношениям). Иными словами, маловероятно, что такое обращение дойдет до адресата и/или станет «вирусным», т.е. активно распространяемым пользователями. Напротив, тексты, составленные таким образом, как будто они адресованы напрямую получателю мема в обычной онлайн-коммуникации между друзьями, будут пересылаться чаще, т.к. гармонично вписываются в формат межличностной коммуникации и могут выполнять контактоустанавливающую функцию, помочь завоевать расположение собеседника и поддержать непринужденное общение. Кроме того, такой текст выполняет для отправителя функцию самопрезентации, характеризуя его как человека, состоящего в парасоциальных отношениях с той или иной медиаперсоной или вымышленным персонажем.

 

Рис. 8. Мемы, репрезентирующие обращение продуцента к медиаперсоне; обращение медиаперсоны к интернет-пользователю; обращение продуцента к интернет-пользователю

 

Функция самопрезентации играет наиболее значимую роль при рассмотрении выделенной нами в ходе анализа выборки третьей категории, где интернет-мемы разделяются на типы в зависимости от транслируемого отношения к парасоциальному общению. Как было отмечено нами выше, парасоциальные отношения часто становятся предметом разговора в молодежной среде, общий интерес к медиаперсоне выступает в качестве медиатора и катализатора такого общения, порождая интерес к коммуниканту. Неудивительно, что различные варианты сценариев подобного взаимодействия лиц, включенных в парасоциальные отношения, находят свое отражение в интернет-мемах. Создавая мем, транслирующий положительное отношение к парасоциальной коммуникации, или делясь уже готовым мемом, интернет-пользователь ретранслирует содержащееся в нем послание уже от своего имени, демонстрируя, что он открыт для общения и готов поговорить о реальном или вымышленном персонаже, упоминаемом в меме (рис. 9).

 

Рис. 9. Репрезентация одобрения парасоциальных отношений в интернет-мемах

 

Интернет-мемы, транслирующие негативное отношение к участникам парасоциальной коммуникации, достаточно малочисленны. Полагаем, что такое отношение могут испытывать люди более старшего поколения, которые не настолько активно вовлечены в интернет-коммуникацию и потому, как правило, не являются продуцентами мемов. Неслучайно в качестве репрезентата скорее негативного, чем положительного отношения к парасоциальным отношениям в примерах, представленных на рис. 10, продуцентом выбрано изображение уже немолодого персонажа (Вилли Вонки из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» 1971 года). В первую очередь за счет отсылки к прецедентному тексту шаблон, содержащий это изображение, и две последовательные реплики имеют снисходительно-саркастичную окраску. Встраивание имени знаменитости и репрезентантов парасоциальных отношений в такой шаблон позволяет успешно транслировать соответствующее саркастическое отношение к выбранному объекту (курсив мой – В.Б.: «О, ты любишь группу One Direction? Уверен, они знают, кто ты»; «О, ты любишь Джастина Бибера? Я не сомневаюсь, что он тебя тоже любит»).

 

Рис. 10. Репрезентация снисходительно-саркастического отношения к участникам парасоциальных отношений

 

Выводы

Таким образом, парасоциальное общение представляет собой важный фрагмент картины мира молодежи и закономерно находит отражение в текстах, создаваемых пользователями сети Интернет, в частности, в интернет-мемах. При изучении мемов, репрезентирующих знание о парасоциальных отношениях, анализ экстралингвистических факторов, обуславливающих их создание и распространение, позволяет получить более полное понимание заложенных в них смыслов. Проведенное исследование англоязычных мемов о парасоциальных отношениях позволило выделить различные типы мемов в зависимости от того, является ли партнер по отношениям, представленный в меме, реальной или вымышленной личностью, какую роль он выполняет в исследуемом креолизованном тексте, и какое отношение к участникам парасоциальной коммуникации транслируется посредством мема. Анализ отдельных типов мемов показал взаимодополняющую роль вербального и авербального компонентов в формировании транслируемых смыслов. Полагаем, что перспективными направлениями изучения репрезентации знания о парасоциальных отношениях в интернет-коммуникации может быть исследование отношения пользователей к разным категориям мемов о парасоциальных отношениях и оценка таких интернет-мемов с точки зрения релевантности для пользователей в зависимости от возраста и гендерной принадлежности.

 



Примечания

  1. Blog / Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/blog

 

Библиография

Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. Ин-т языкознания АН СССР. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1990. С. 136–137.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.

Манаенко Г.Н. Информационно-дискурсивный подход к анализу осложненного предложения. Ставрополь: Став. гос. пед. институт, 2006.

Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.

Чернявская В.Е. Фантомы и синдромы дискурсивной парадигмы // Вопр. когнитивной лингвистики. 2014. Вып. 1. С. 54-61.

 

Cashmore E. (2006) Celebrity Culture. New York: Routledge.

Caughey J. (1984) Imaginary Social Worlds: A Cultural Approach. Lincoln: University of Nebraska Press.

Cohen J. (2004) Parasocial Break-up from Favorite Television Characters: The role of Attachment Styles and Relationship Intensity. Journal of Social and Personal Relationships 21(2): 187–202. DOI: 10.1177/0265407504041374

Greene A.L., Adams-Price C. (1990) Adolescents' secondary attachments to celebrity figures. Sex Roles 23: 335–347.

Erikson E. (1968) Identity: Youth and Crisis. New York: W.W. Norton Company.

Giles D.C., Maltby J. (2004) The Role of Media Figures in Adolescent Development: Relations between autonomy, attachment, and interest in celebrities. Personality and Individual Differences 36 (4): 813–822.

Horton D., Wohl R.R.(1956)Mass Communication and Para-social Interaction: Observations on Intimacy at a Distance. Psychiatry 19: 215–229.

McCutcheon L., Lange R., Houran J. (2002) Conceptualization and Measurement of Celebrity Worship. British Journal of Psychology. Feb., 93 (1): 67–87.