Ссылка для цитирования: Цзинь Хань. Китайские видеоплатформы Danmaku и становление сетевой субкультуры поколения Z на примере Bilibili.com // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2725
DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.10
@ Цзинь Хань, выпускница аспирантуры кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), jin.han2017@yandex.ru
Аннотация
В этой статье анализируются механизмы построения сетевой субкультуры поколения Z на новой медиаплатформе Bilibili.com. Результаты показывают, что стиль сетевой субкультуры молодых людей, представленный китайской медиаплатформой Bilibili.com, является метафорой социальных изменений и новых социальных ценностей. В виртуальном сообществе молодое поколение следует определенному стилю, используя шутливые выражения, современные эстетические концепции и многообразие интересов, а также создает новые культурные символы через бриколаж, апробацию и гомологию уже существующих, выражая мягкое сопротивление мейнстримной культуре.
Ключевые слова: новые медиаплатформы, Danmaku, сетевая субкультура, поколение Z
Молодежные сетевые субкультуры появлялись незаметно с начала эпохи Интернета. «Молодежная субкультура, как и любой неотъемлемый компонент общества, подвергается изменениям ввиду расширяющегося информационного пространства» (Глебова, 2012: 137), и с обновлением интеллектуальных медиатехнологий молодежные киберсубкультуры обретают новые формы самовыражения. Поколение Z, называемое «поколением Интернета», развивается вместе с Интернетом и мобильными устройствами и обладает уникальным стремлением к мультикультурализму, развлекательной жизни и гуманистической свободе, и многие его представители непосредственно участвуют в создании и продвижении контента. Несомненно, поколение Z становится творческой и представительной группой молодежной субкультуры в эпоху новых медиа. По имеющимся данным более 70% пользователей Bilibili.com в Китае являются представителями поколения Z, общая доля которых в числе интернет-пользователей составляет около 40%1, поэтому для данного исследования был выбран именно видеохостинг Bilibili.com.
Bilibili.com представлен китайскими видеоплатформами Danmaku. Они похожи на YouTube и другие видеохостинги тем, что пользователи могут оставлять комментарии к видеоролику. Но в отличие от других популярных видеохостингов, Danmaku – это система наложенных комментариев, продвигающихся по экрану справа налево по мере воспроизведения видео. Комментарии Danmaku полностью анонимны (см. рис. 1).
Рис.1. Скриншот видео, в котором представлен топ самых популярных комментариев Danmaku 2020 года на сайте bilibili.com
* Источник:https://www.bilibili.com/video/BV14541157NY?from=search&seid=4981875732639715956
Многие исследователи из Китая изучают Danmaku в качестве коммуникационного феномена, распространенного в восточноазиатской культурной среде (в основном в Китае, Японии и Корее). Можно найти несколько исследований на английском языке и практически ни одного на русском. Исследователи рассматривают механизм построения комментариев Danmaku, их языковой стиль, а также психологию пользователей, но лишь немногие из них изучают культуру Danmaku как молодежную субкультуру. В киберпространстве быстро растет и диверсифицируется молодежная субкультура, при этом использование китайской видеоплатформы в качестве объекта исследования по изучению сетевых субкультурных стилей поколения Z может дать дополнительную информацию для интерпретации молодежных сетевых субкультур. Каковы приметы эпохи в сетевой субкультуре, и какие средства использует группа поколения Z, чтобы взять на себя роль создателя и передатчика? Подразумевает ли Danmaku-культура полную самоидентификацию или отрицание доминирующей культуры? Эти вопросы будут рассмотрены в данной работе.
Видеоплатформы Danmaku и сетевая субкультура
Видеоплатформы Danmaku – виртуальная территория совместного времяпрепровождения
По сравнению с другими видеохостингами, поле комментариев у которых расположено под видео, комментарии Danmaku отображаются одновременно с видеорядом и тем самым повышают уровень взаимодействия между зрителем и видеоконтентом, зрителем и автором. Объединяя временные и пространственные сценарии, например, такие как театр, гостиная и одиночный просмотр, Danmaku дают зрителю ощущение присутствия большого количества людей, позволяя общаться с ними во время просмотра, создавая виртуальную сцену совместного времяпрепровождения. «Danmaku добавляют ощущение причастности к общественности во время просмотра, создают виртуальную сцену просмотра, где комментарии синхронизируются с изображениями» (Ву Ш., 2015: 66).Лю П. и Сюй Фань Ц. (2016: 28-41) ссылаются на понятие «драгстор» в работе «Общество потребления» Жана Бодрийяра и понятие «временные блоки» в трактате «Общество спектакля» Ги Дебора. Они утверждают, что видеоплатформы Danmaku похожи на «драгстор» в виртуальном мире – продают «временные блоки», составленные из видео, комментариев Danmaku, покупок произведений аниме и других зрелищ, позволяя своим пользователям получать виртуальное медийное удовольствие. Таким образом, видеоплатформы Danmaku создают для молодых людей социальную коммуникативную площадку вне реального мира.
Молодежная субкультура: стиль, сопротивление и инкорпорация
Понятие «субкультура» означает часть какой-либо культуры и ее носителей, отличающаяся от подавляющего большинства, а также бросающая вызов доминирующей культуре через стилизованные и альтернативные символы в целях самоидентификации. Стюарт Холл, Пол Уиллис, Дик Хебдиге и другие исследователи применяли такие концепции, как бриколаж (bricolage), гомология (homology) и смысловые практики (signifying practices) для объяснения строения молодежных субкультурных стилей (Hall, Jefferson (eds.), 1993; Wills, 2014; Beezer, 1992). В них часто присутствуют преобразование и перемещение существующих объектов в новые контексты для формирования новых значений, создание отличительного стиля через одежду, внешний вид, язык, музыку и другие формы с целью получения признания внутри группы субкультуры.
Сопротивление против доминирующей культуры также является отличительной чертой молодежной субкультуры: молодое поколение выражает восприятие общественных ценностей и убеждений по-своему. Стремясь к сопротивлению, молодые люди используют индивидуальные стили и образы, но в результате субкультура подвергается инкорпорации со стороны доминирующей культуры, СМИ и коммерции и теряет исходный смысл сопротивления.
Сетевая молодежная субкультура в эпоху новых медиа
В отличие от Бирмингемской школы, которая связала появление субкультур панков, модов и хиппи с социальными изменениями и конфликтами между социальными классами, современные ученые объясняют формирование новой субкультуры молодых людей воздействием их личных интересов. Глебова Е.А. (2012: 135-138) отмечает, что субкультурные группы в эпоху Интернета строятся по интересам или увлечениям. Китайские исследователи (Чен Л., Пан Цин С., 2019) утверждают, что сетевая субкультура основана на идентичности развлечений и, поскольку культурная итерация в киберпространстве эволюционирует очень быстро, развлечение всегда находится в движении, претерпевает изменения, новые виды развлечений непрерывно создаются, а старые уходят в прошлое. Молодые люди постепенно строят на базе развлечения свои собственные микрокультурные модели социума.
Материал и методы исследования
В данной статье анализируются видеоплатформы Danmaku, в частности, видеоролики и комментарии Danmaku с точки зрения субкультуры методом кейс-стади, текстового анализа и контент-анализа с целью исследования построения сетевой субкультуры поколения Z на новой медиаплатформе.
Для исследования была проведена выборка 200 видеороликов, опубликованных на Bilibili.com, с большим количеством просмотров за период с сентября по декабрь 2020 года. Из этих 200 видеороликов отобраны 18 самых популярных. Далее с помощью Python методом случайной выборки было отобрано по 100 комментариев к каждому видеоролику2, текст каждого комментария закодирован как единица анализа. Таким образом, для исследования использовалось 1800 единиц анализа. Для обеспечения объективности и достоверности результатов для кодировки использовались два отдельных кодировщика.
Результаты и их обсуждение
Bilibili.com – крупнейшее культурное сообщество поколения Z в Китае
Видеохостинг Bilibili.com изначально являлся аниме-сообществом, состоящим из фанатов аниме и обладающим их яркими атрибутами. Несмотря на то, что в настоящее время это сообщество превращается в пан-развлекательное, атрибуты аниме до сих пор присутствуют. Bilibili.com установил процедуру доступа к членству в сообществе. Чтобы стать действующим членом сообщества, необходимо в течение часа ответить на 100 вопросов по этикету комментариев Danmaku, а также пройти индивидуальные викторины, в которых пользователи могут выбрать от 3 до 10 тем в зависимости от своих интересов. При тестировании автором были выбраны темы «кино и телесериалы», «документальные фильмы» и «игры». В процессе тестирования стало понятно, что вопросы достаточно обширны и глубоки.
Таблица 1
Примерные вопросы тестирования
Вопрос |
Варианты ответа |
Что мечтали продавать Макс и Кэролайн в сериале «2 Broke Girls» («Две девицы на мели»)? |
а. Макароны; б. Кексы; в. Пирожные-перевертыши; г. Пончики. |
Что из нижеперечисленного не входит в понятие «мировое игровое тело мысли», предложенное Хайдеггером? |
a. Поэзия; б. Земля; в. Небесный свод; г. Человек, который в конце концов умрет. |
Таким образом, мы видим, что Bilibili.com стремится объединить людей, которые являются приверженцами культуры определенного круга и согласны с правилами своего сообщества. Как следствие, пользователи Bilibili.com имеют очень высокий уровень заинтересованности в членстве, по истечении года показатель коэффициента удержания действующего членства составляет более 80%3.
Сообщество удовлетворяет коммуникационные потребности поколения Z, представители которого предпочитают взаимодействовать с людьми со схожими интересами. Кроме того, Bilibili.com сформировал настоящую экосистему видеоконтента, ориентированную на связь «автор – контент – зритель», где зрители могут самостоятельно выбирать интересующий их контент и становиться авторами, а взаимодействие между авторами и зрителями порождает новые идеи для производства контента, тем самым увеличивая его разнообразие и формируя разнообразные культурные круги.
Стиль выражения видеотекстов
Текстовый анализ выборки из 200 видеороликов показал, что по технике создания их можно классифицировать следующим образом:
1) Нарезка и монтаж уже существующих видеоматериалов, таких как фильмы, телепередачи, реклама, новости, анимация и видеоигры для придания нового смысла.
2) Добавление в видео мемов.
3) Иллюстрация или комментирование события или объекта в кокетливом, дразнящем или насмешливом тоне.
4) Призыв автора видеоролика к зрителям отреагировать на видеоролик, отправив комментарий. Например: «Если вы считаете, что A лучше, пожалуйста, отправьте 1, а если вы считаете, что B лучше, пожалуйста, отправьте 2».
5) Видеосъемка от первого лица, с акцентом на контекстный опыт.
6) Ненавязчивая реклама.
7) Использование японских песен и японских элементов аниме в видеороликах.
Коллаж и апроприация являются основными способами производства роликов. Наиболее ярким примером видео вторичного производства Bilibili.com является тематический контент с автонастройкой и ремиксом, который проигрывается с комбинацией повторяющихся изображений или звуков с очень высокой частотой и имеет эффект «промывки мозгов» или комедийный эффект. Героями такого тематического контента по большей части становятся кинозвезды, интернет-знаменитости и светские львицы, а молодые люди заигрывают с ними, демонстрируя свое сопротивление авторитету и серьезной культуре.
Поколение Z предпочитает создавать свой собственный стиль и культурные символы для поиска мягкого сопротивления в виртуальном мире, используя живые языковые стили, эстетические концепции современности и другие разнообразные элементы. С помощью смайликов, интернет-сленга и некоторых элементов японского аниме авторы видеоконтента стремятся соответствовать ценностям, эмоциональному состоянию и мироощущению зрителей, основываясь на оригинальности, идейности и вымысле. Интерактивное видео и шутливый, остроумный, непринужденный языковой стиль позволяют молодым людям показать свою «субкультурную» идентичность и принадлежность к одной социально-культурной группе. В эпоху Интернета взгляд на все с точки зрения развлечений характеризует ритуальное сопротивление подростков реальному миру и жизни мягкое, осмысленное и нетрадиционное.
Среди прочего контента часто встречаются коммерческие видеоролики, что перекликается со словами Стюарта Холла: «Подростковая культура – это противоречивая смесь подлинного и произведенного, это область самовыражения для молодых и пышные пастбища для коммерции» (Hall, Whannel, 2018: 276). Молодое поколение обладает высоким потребительским потенциалом, коммерческие фирмы сотрудничают с авторами контента для производства субкультурных товаров, которые, в свою очередь, потребляются молодыми людьми.
Danmaku: стилизация, ритуальность и мягкое сопротивление
Отобранные 1800 комментариев Danmaku были закодированы и разделены на 8 типов. Как показано в таблице 1, коэффициент Cohen's Kappa по результатам кодирования выше 0,75, что свидетельствует о высокой надежности результатов кодирования.
Таблица 2
Результаты контент-анализа (количество единиц=1800)
Типы комментариев Danmaku |
Количество |
Доля(%) |
Коэффициент Kappa |
комментарии и шутки |
786 |
43.67 |
0.86 |
общение с другими пользователями |
194 |
10.78 |
|
указания по содержанию |
18 |
1.00 |
|
выражение эмоций |
249 |
13.84 |
|
Выражения – «лайки» |
21 |
1.16 |
|
построение и использование интернет-сленга |
237 |
13.16 |
|
данмаку-карнавал |
278 |
15.44 |
|
дополнительные субтитры |
17 |
0.94 |
В отличие от предыдущих субкультурных групп, таких как скинхеды или панки, формировавших своеобразные стили с помощью причесок, одежды и символов, группа сетевой субкультуры поколения Z склонна создавать свои уникальные лингвистические тексты и ритуалы под воздействием эволюционирования своей деятельности и культурного коммуникационного пространства.
Группа сетевой молодежной субкультуры использует особую словарную систему, представляя в ней свой стиль дискурса посредством коллажа и новых комбинаций цифр и слов. Символические коды, такие как буквы "hhhhh" (обозначение радости, h – начальная буква китайского слова для обозначения веселья – "哈(hа)"), цифры «666» (выражение чувства убежденности и поклонения) и «23333» (обозначение громкого хохота), широко распространены в языке Danmaku. Эти символы были случайно выбраны, перекомбинированы и используются в комментариях Danmaku совершенно в ином, новом значении, признанном в сообществе. Молодые люди не только используют интернет-сленг в комментариях Danmaku, но и активно создают новые сетевые жаргонизмы, некоторые из них имеют значение только в контексте Bilibili.com, например, «у тебя есть монеты» – на сайте Bilibili.com под видео расположен значок монеты, на который пользователи могут нажать, чтобы поставить своеобразный «лайк».
Интересно явление так называемого визуального Danmaku-карнавала, когда пользователи по негласной договоренности отправляют одинаковые или очень близкие по смыслу комментарии в ответ на видеоролик, вызывающий у людей схожие эмоции, эмоциональный резонанс. Например, если в ролике появляется всем известный классический саундтрек из старого фильма, сериала или аниме, то весь экран пестрит комментариями «Моя молодость вернулась!» Этот феномен признан группой Danmaku-культуры как проявление ритуала, демонстрирующего развлекательные и игривые черты молодежной субкультуры. Под влиянием новых медиатехнологий традиционное межличностное взаимодействие постепенно трансформируется в виртуальное. Пользователи Bilibili.com посредством комментариев Danmaku общаются друг с другом, создавая единое эмоциональное поле, атмосферу сообщества, что компенсирует одиночество представителей молодого поколения в реальном мире.
Наиболее частой формой комментариев Danmaku являются шутливые комментарии. Зрители комментируют сюжет, язык или поведение персонажей при просмотре видео в юмористическом тоне. Более того, анонимность комментариев Danmaku позволяет людям выражать свои истинные мысли, эмоции и чувства, не задумываясь о реакциях друг друга, а вежливые слова здесь полностью отбрасываются. Поколение Z создало новую систему выражения, систему ценностей и форму взаимодействия в виртуальном пространстве, чтобы противостоять доминирующей культуре, общепринятым социальным принципам взаимодействия и лингвистическим нормам, но это сопротивление не экстремальное, а мягкое и дипломатичное, отражающее метафору изменения социума.
Выводы
Особенностью Bilibili.com, по сравнению с другими видеохостингами, является высокий процент среди пользователей представителей поколения Z. Благодаря богатым ресурсам контента и оффлайн-деятельности, сайт удовлетворяет информационные потребности молодых людей и их потребности в индивидуальном стиле. Чуткость разработчиков Bilibili.com к улавливанию всех нюансов новой культуры и инклюзивность привела к тому, что на Bilibili.com собирается все больше и больше миллениалов. Bilibili.com в Китае стал крупнейшей онлайн-платформой молодежной сетевой субкультуры, где сосуществуют групповой стиль и личный стиль, общественный стиль и стиль круга.
Стиль сетевой субкультуры поколения Z на Bilibili.com представляет собой социально-символическую метафору, которая должна опираться на существующие системы объектов и значений, а через апроприацию этих объектов и фальсификацию смыслов молодое поколение осознает и выражает «стилизацию» Danmaku-культуры. Издевательство над авторитетом, переосмысление массовой культуры, персонализация развлечений – черты интернет-поколения, которые проявляются во всех структурах Bilibili.com, таких как сленг, интернет-мемы, смайлики, комментарии Danmaku и визуальный Danmaku-карнавал. Развитие мобильных цифровых устройств и Интернет-технологий привело к тому, что культурная жизнь членов общества все больше и больше проявляется в киберпространстве. В прошлом способ взаимодействия друг с другом в реальной жизни через произнесенные слова, тон голоса, выражения глаз, жесты, позы теперь изменился на «символическое» социальное взаимодействие в цифровом виртуальном пространстве, т.е. слова и изображения в киберпространстве должны обладать функцией выражения тона и эмоций людей, что и стало причиной построения сетевой субкультуры.
Так как все субкультуры неизбежно кооптируются, сетевая субкультура, построенная на Bilibili.com, также кооптируется с популярной культурой и коммерцией. С одной стороны, зародившийся в комментариях Danmaku интернет-сленг постепенно распространяется в другие соцсети и популяризируется, культурные символы Bilibili.com используются творческими индустриями, анимационными и музыкальными фестивалями, крупными вечеринками мейнстримовых СМИ. С другой стороны, коммерческий капитал нацелен на покупательскую способность и потребительский потенциал молодого поколения и сотрудничает с авторами контента, чтобы культивировать концепцию потребления и направлять потребительское поведение подрастающего поколения. Разумеется, трудно кооптировать сетевую молодежную субкультуру в целом. Несмотря на то, что ценности молодежной субкультуры эксплуатируются в коммерческих целях, молодое поколение продолжает создавать все больше новых культурных символов.
Примечания
Библиография
Ву Ш. Революция сцены: Реконструкция связи между людьми и бизнесом [Чанцзин гэмин: чунгоу жэнь юй шане дэ ляньцзе]. Пекин: Изд-во Машиностроительное, 2015. (На китайском языке)
Глебова Е.А. Влияние компьютерных технологий на развитие молодежной субкультуры // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3.С. 135–138. DOI: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyuternyh-tehnologiy-na-razvitie-molodezhnoy-subkultury
Лю П., Сюй Фань Ц. Поле Danmaku как драгстор: исследование Danmaku, видео Danmaku [Цзовэй цзаходянь дэ даньмучи: даньму шипин дэ даньму яньцзю] // Китайский журнал международной коммуникации [Гоцзи синьтвэнь цзе]. 2019. № 38 (10). С. 28–41. (На китайском языке)
Чен Л., Пан Цин С. Исследование сетевой субкультурной развлекательной идентичности как репрезентации мобильной современности [Цзовэй людун сяньдайсин бяочжен дэ ванло явэньхуа цюйвэй жэньтун яньцзю] // Вестник Шэньсинского нормального ун-та [Шаньси шифань дасюе сюебао]. 2019. № 6. С. 92–100. (На китайском языке)
Beezer A. (1992) Dick Hebdige, subculture: The meaning of style. Reading into cultural studies: 101–118.
Hall, S., Jefferson, T. (Eds.). (1993) Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain. Psychology Press.
Hall, S., Whannel, P. (2018) The popular arts. Duke University Press.
Glebova, E. A. (2012) Vliyanie komp'yuternykh tekhnologiy na razvitie molodezhnoy subkul'tury [The influence of computer technologies on youth subculture development]. Siberian Pedagogical Journal 3: 135–138. DOI: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyuternyh-tehnologiy-na-razvitie-molodezhnoy-subkultury
Lyu Pen, Syuy Fan' Ts. (2019) Over-laid Comments Pool as a Drugstore: A Study on Over-laid Comment (Danmu). Chinese Journal of International Communication 38 (10): 28–41. (In Chinese)
Vu Shen. (2015) Scene Revolution: Reconnecting People and Business. Beijing: Ji xie gong ye chu ban she. (In Chinese)
Willis, P. E. (2014). Profane Culture: Updated Edition. Princeton University Press.