Languages

You are here

Профессиональные компетенции спортивных журналистов и специалистов в области массовых коммуникаций в спорте

 

Ссылка для цитирования: Бабюк М.И., Рацкевич А.А. Профессиональные компетенции спортивных журналистов и специалистов в области массовых коммуникаций в спорте // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2719

DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.4

 

@ Бабюк Максим Иванович

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), mbabyuk@yandex.ru

@ Рацкевич Анастасия Александровна

спортивный журналист,выпускающий редактор редакции «Спорт-Экспресс» (г. Москва, Россия)

 

Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать характер востребованности и специфику складывания профессиональных компетенций в области спортивной журналистики и массовых коммуникаций в спорте. На основе анкетирования представителей медиаспортивной среды, а также нескольких интервью со специалистами в этой области авторы перечисляют наиболее ценные навыки и умения, востребованные на рынке, выделяют основные компетенции, требуемые при входе в профессию, а также получаемые в процессе карьерного роста.

Также в работе анализируется актуальность различных творческих, технических и коммуникативных навыков в зависимости от возрастных характеристик респондентов. Утверждается, что ценность некоторых профессиональных компетенций по-разному воспринимается разными поколениями спортивных журналистов.

Ключевые слова: спортивная журналистика, спортивные медиа, профессиональные компетенции, навыки

 

Введение

В современных условиях спортивная журналистика как профессия находится под давлением различных факторов, требующих от нее постоянной коррекции. Журналисты вынуждены работать в жестком тайминге, осваивать новые технологии, учиться писать на принципиально новые темы. Набор требуемых от них компетенций меняется вместе с трансформацией самой сферы их деятельности. Представители профессии отмечают, что: «к журналистам сейчас другие требования – они должны быть мобильными, подвижными, иметь огромный функционал»1.

Факторов, влияющих на изменения в профессии, достаточно много. Так, спорт становится коммерчески ориентированным, близким к шоу-бизнесу, а многие аспекты околоспортивной повестки становятся более востребованными у аудитории, чем сами спортивные мероприятия. Если раньше контент создавался с опорой на концепт «голы, очки, секунды», а от журналиста требовалось глубокое погружение в профильную тематику, то сейчас все чаще требуется развлекать аудиторию, погружаться в вопросы личной жизни спортсменов, внесоревновательных конфликтов, освещать проблемы экономики, инфраструктуры спорта, спортивного права и т.п.

Учитывая, что спорт в современном мире стал по-настоящему глобальным, все большее внимание спортивные СМИ уделяют международной проблематике. Это, в свою очередь, требует от журналистов более качественной языковой подготовки, умения пользоваться различными платформами для получения данных, понимания специфики национальных и международных соревнований.

Большое влияние на развитие профессии оказывают технологические факторы. Революция в сфере технологий привела к взрывному росту как объемов производимого контента, так и скорости получения информации. Это так же существенным образом влияет на характер развития профессиональных компетенций спортивных журналистов.

Список факторов, определяющих изменения в профессии, можно продолжать, однако очевидно, что спортивная журналистика является весьма подвижной сферой, в которой востребована, прежде всего, адаптивность.

Такое положение создает не только вызовы для самих спортивных журналистов, но и дополнительные проблемы для профессиональных школ, готовящих специалистов в этой области. Последние сталкиваются с необходимостью коррекции образовательных программ, чтобы соответствовать меняющимися запросам рынка.

В силу этого анализ актуальных компетенций в профессии является важной исследовательской задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. При этом данную проблему можно назвать недостаточно изученной.

Журналистские компетенции рассматриваются в академической среде в самом широком контексте. Помимо анализа классических журналистских компетенций (Дрок Н., 2011 и др.), в фокусе внимания исследователей формирование новых в условиях меняющегося спроса (Вартанова Е.Л., Лукина М.М., 2014; Свитич Л.Г., Ширяева А.А., 2011, Баранова, 2017 и др.), изменения образовательной среды в связи с новыми запросами рынка (Vartanova E.L.. Lukina M.M., 2014; Дрок Н., Лукина М.М., 2019 и др.). Вопрос компетенций так или иначе затрагивается в целом ряде работ, посвященных проблемам трансформации отрасли, а также массовой и профессиональной культур (Anikina M., 2014; Аникина М.Е., 2012; Свитич Л.Г., Ширяева А.А., 2005 и др.). Фактически все исследователи указывают на масштабные общественные, технические и экономические изменения в современном мире, влияющие на профессиональную деятельность журналистов, требующие от них освоения новых компетенций, знаний. Вместе с тем, многие отмечают, что в условиях цифровизации часть классических компетенций не только сохраняет актуальность, но их роль только растет (Дрок Н., 2011). Вместе с тем необходимость меняться, осваивать новые навыки и приемы работы является одной из важных потребностей современной журналистики (Баранова Е., 2017).

Однако при всей актуальности подобный анализ фиксирует лишь наиболее глобальные тенденции, характерные для всей системы СМИ. Спортивная журналистика, являющаяся нишевым явлением, достаточно редко становится объектом исследования в отечественном научном дискурсе. А вопрос нишевых профессиональных компетенций, к сожалению, фактически не представлен в нем. Между тем спортивная медиаповестка, совмещающая в себе как элементы информирования, так и развлечения, требует от специалистов не только универсальных, но и специфических знаний и умений. Данное пилотное исследование предполагает формирование самого общего взгляда на проблематику актуальных в профессии компетенций, а также создание задела для последующих исследований в этой области.

 

Методика исследования

Исследование проводилось нами в течение 2019 года. Основным инструментом стало анкетирование представителей профессии. Респондентам предлагалось ответить на 68 вопросов по профессиональным компетенциям и характеристикам образования корпуса спортивных журналистов и других представителей медиаспортивной сферы. Блок, посвященный проблемам журналистского образования, анализировался отдельно, результаты представлены в тематической статье (Бабюк М.И., Хасан Д., 2020). Там же более подробно описаны особенности выборки и методологии исследования.

Проблема профессиональных компетенций была центральной в рамках анкетирования, поскольку ей был посвящен блок из 39 вопросов закрытого и открытого типов.

Этот блок состоял из нескольких групп вопросов. Так, в первой части анкеты респондентам предлагалось ответить на вопросы о формальных требованиях при приеме на работу в спортивные редакции и их соответствии реальным профессиональным потребностям после начала сотрудничества. Также здесь ставились вопросы о наиболее востребованных компетенциях в спортивной журналистике, о частоте и специфике возникающих новых требований к функционалу работника.

Во второй группе вопросов респондентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале значимость тех или иных творческих, технических и коммуникативных навыков, используемых в профессии.

Еще одна группа вопросов касалась необходимости и актуальности спортивных компетенций для успешной работы в профессии.  

Наконец, проблемы профессиональных требований затрагивались в ряде вопросов, связанных с получением профильного образования и дополнительной переквалификации.

Вопросы анкеты частично дублировались по смыслу в разных блоках, что позволяло рассмотреть проблематику компетенций с разных сторон, уточнить логику рассуждений анкетируемых, а также выявить определенные противоречия в оценках актуальности тех или иных навыков в профессиональном сообществе.

Всего в анкетировании приняли участие 76 представителей профессиональной среды, среди которых были работники различных типов СМИ, а также организаций, занимающихся вопросами массовых коммуникаций в спорте. Для обеспечения репрезентативности выборки мы постарались привлечь к исследованию представителей профессии разного пола и возраста, занимающих разные должности и представляющих разные СМИ.

В частности, в анкетировании приняли участие представители более 30 редакций и организаций, связанных со спортивной коммуникацией.

 

Таблица 1

Структура выборки: по месту работы (N=76)

Специализированные спортивные медиа

Кол-во

Спортивные редакции в универсальных медиа

Кол-во

Медиаслужбы спортивных организаций

Кол-во

Иное

Кол-во

«Евроспорт»

1

«Интерфакс»

1

Детская футбольная лига

1

Индивид. предприниматель

1

«Матч ТВ»

9

 «Коммерсант ФМ»

1

Союз биатлонистов России

1

«Рейтинг букмекеров»

1

«Р-Спорт»

4

«Метро» (газета)

1

Федерация бокса России

1

«World Hockey Forum»

1

«СилаТВ»

3

«Первый канал»

3

ФК «Зенит»

1

Фриланс

1

«Советский Спорт»

1

«РБК ТВ»

2

ФК «Уфа»

1

Совместители

2

«Спорт в СССР»

1

«РЕН ТВ»

1

IBU (международный союз биатлонистов)

1

Не указали

3

«Спорт24»

4

«Россия 1/24»

5

UEFA.com

1

 

 

«Спорт ФМ»

1

«ТАСС»

1

 

 

 

 

«Спорт-Экспресс»

11

 

 

 

 

 

 

«Чемпионат»

9

 

 

 

 

 

 

«Yacht Russia»

1

 

 

 

 

 

 

Всего

45

Всего

15

Всего

7

Всего

9

 

В анкетирование не были вовлечены представители спортивной блогосферы. Связано это как с тем, что их пока сложно причислять к работникам спортивных медиа по формальным признакам, так и с тем, что большинство наиболее популярных представителей этого сегмента параллельно трудятся в спортивных редакциях традиционных медиа.

Как видно из таблицы, большая часть анкетируемых трудилась на момент исследования в редакциях специализированных спортивных СМИ. Такая выборка представляется нам наиболее корректной, поскольку именно эти медиа являются наиболее популярными среди потребителей спортивной информации, они же обладают наибольшим штатом сотрудников. При этом различное количество анкет от разных спортивных  редакций связано как со сложностями в их получении (далеко не все представители профессии шли на контакт), так и сознательной ориентацией на наиболее популярные спортивные СМИ (почти 50% анкет пришлось на сотрудников редакций из Топ-5 по цитируемости за 2019 год, по данным Медиалогии2).

Гораздо меньшее количество представителей универсальных СМИ связано, прежде всего, с тем, что численный состав спортивных редакций здесь невелик. Однако, учитывая охват и популярность федеральных СМИ, а также наличие там полноценных спортивных редакций, мы постарались, по возможности, охватить анкетированием и этот сегмент рынка.

Медиаслужбы и другие сопутствующие структуры спортивных организаций также оказались в поле нашего внимания, поскольку здесь зачастую трудятся бывшие спортивные журналисты, а их функционал, как правило, по-прежнему максимально приближен к журналистскому. Более того, роль данных структур на медиаспортивном рынке становится все более заметной, и они все чаще конкурируют с традиционными медиа в борьбе за потребителя.

Широкой оказалась палитра занимаемых респондентами должностей.

 

Таблица 2

Структура выборки: по должностям (N=76, сумма ответов превышает количество анкет, поскольку вопрос был открытым и предполагал возможность указания нескольких должностей)

Должность

Кол-во

Главный редактор

4

Заместитель главного редактора

3

Другая руководящая должность (исполнительный директор, руководитель отдела, службы новостей, шеф-редактор и др.)

6

Выпускающий редактор

4

Ответственный секретарь

2

Ведущий

7

Комментатор

8

Редактор

14

Корреспондент

13

Обозреватель, новостник

8

Представитель ПР, маркетинговых или медиаслужб спорт.организаций

6

Руководитель спортивной лиги (спорт. журналист с большим опытом работы)

1

Не указали или указали только общее направление работы

5

Всего

81

 

При учете должностных характеристик анкетируемых необходимо оговориться: большинство респондентов в рамках карьерного пути сменили целый ряд позиций в спортивных редакциях. Они, как правило, отвечали на вопросы, исходя из совокупности опыта работы в разных должностях, без однозначной привязки к узкой профессиональной нише.

Если говорить о сегментах СМИ, в которых работали анкетируемые на момент проведения исследования, то 32.9% и 38.2% из них соответственно трудились на момент исследования в области телерадиовещания или в интернет-изданиях. 7.9% опрошенных являлись работниками информационных агентств и 11.8% – медиаслужб спортивных организаций. Несколько респондентов либо уклонились от ответа на вопрос о месте работы, либо трудились в нескольких СМИ одновременно. 

Говоря о возрастных характеристиках, нужно отметить, что 42% анкетируемых оказались не старше 30 лет, а еще 34% были в возрасте от 31 до 40 лет. Такая выборка также представляется нам корректной, поскольку средний возраст сотрудников спортивных редакций, по утверждению представителей рынка, редко превышает 30 лет3. Среди опрошенных представителей профессии старшего возраста несколько человек либо уже закончили карьеру, либо работали на момент анкетирования в периферийных СМИ, а то и в смежных областях.  

Совокупность выборки, а также характер вопросов, которые были заданы респондентам, позволяет нам обоснованно говорить о профессиональных компетенциях, наиболее актуальных и востребованных в современной спортивной журналистике. Однако необходимо понимать, что полученные результаты отражают лишь самый общий срез проблематики и могут существенно отличаться в зависимости от их группировки по возрастным или должностным характеристикам.

В качестве дополнительного инструмента исследования профессиональных компетенций в спортивной журналистике использовался метод интервью. В процессе работы над статьей нам удалось поговорить с главным редактором «Спорт-Экспресса» М. Максимовым, шефом отдела футбола этого же издания В. Короткиным, руководителем отдела видеопродакшена «Спорт24» А. Кузмаком и некоторыми другими практиками. Все – специалисты с большим опытом, занимавшие на момент подготовки статьи руководящие должности в различных спортивных медиа, имеющие опыт не только журналистской работы, но и управления коллективами. В ходе данных интервью выяснялись не только и не столько вопросы компетенций в профессии, но и характеристики рынка спортивных медиа, особенности изменений, происходящих на нем за последние годы, и их влияние на характер работы спортивных журналистов. Данные интервью позволили, прежде всего, корректно оценивать характер условий, в которых формируются и развиваются профессиональные компетенции в отрасли.

 

Результаты исследования

Спектр компетенций, указанных респондентами в качестве необходимых, достаточных и желательных для специалиста в области массовых коммуникаций в спорте, достаточно широк и включает в себя массу как базовых, общепринятых в профессии, так и специфических и нетиповых умений. На широчайший разброс мнений о необходимом наборе навыков, как представляется, повлияли как индивидуальные особенности опрошенных специалистов, так и специфические аспекты работы в разных типах медиа и исполнение респондентами различных должностных обязанностей.

Полученные результаты условно можно разделить на два блока. Один представляет собой формирование списочного состава наиболее востребованных, по мнению респондентов, профессиональных компетенций, а также формулирование структуры их формирования и развития. Второй блок предполагает оценочную характеристику тех или иных навыков с тем, чтобы определить наиболее значимые из них и проследить корреляцию их востребованности с возрастными и профессиональными аспектами.

Как основополагающий можно принять тезис о том, что всю совокупность компетенций, которые указали респонденты в своих ответах, можно разделить на две категории:

  1. базовые/ключевые, которые актуальны для большинства специалистов и не теряют своей значимости в зависимости от возраста или занимаемой должности;
  2. специфические, наработка которых является, как правило, следствием достаточно узкоспециализированной работы.

Спектр последних, по очевидным причинам, существенно шире, однако и востребованы они гораздо реже.

Совокупность ответов на вопрос о наиболее востребованных в современной спортивной журналистике компетенциях дает представление о наиболее значимых и универсальных умениях.

Так, отвечая на вопрос о наиболее востребованных компетенциях в спортивной журналистике, респонденты отметили наибольшую значимость универсальных навыков. Несмотря на множество новых вызовов в профессии, к наиболее востребованным относятся умения формировать контент, коммуникабельность и знание спортивной тематики. Можно констатировать, что ценность данных компетенций не зависит от структурных изменений в профессии. Также можно отметить высокую значимость оперативности и креативности в работе спортивных журналистов, их актуальность возрастает в силу технологических причин. При этом нужно оговориться, что эти компетенции важны и для старшего, и для молодого поколений журналистов, однако их понимание указанных навыков отличается в виду трансформации самих понятий.

Наконец, любопытно, что среди самых ценных компетенций очень мало тех, которые носят узкий и специализированный характер. Как правило, для респондентов важен сам «каркас» знаний и умений, который позволяет эффективно работать и легко адаптироваться к новым условиям.

 

Таблица 3

Ответ на вопрос: «Какие компетенции наиболее востребованы в современной спортивной журналистике» (N=76, сумма ответов превышает количество анкет, поскольку было допустимо несколько вариантов ответа)

Компетенции

Ответы

Умение писать (живым языком, талантливо, кликабельно, доступно и т.п.) и правильно подавать (правильно выбирать темы, уникально, интересно подавать, использовать инфотеймент  и т.п.)  текст

21

Коммуникабельность

14

Знание и понимание спортивной тематики

13

Креативность, нестандартность мышления, неординарность

11

Оперативность

11

Уверенность в себе, смелость, наглость, предприимчивость

9

Аналитические способности

8

Грамотность (грамотная речь, хороший русский язык)

8

Понимание того, что нужно аудитории, умение выбирать информацию, предугадать инфоповод и т.п.

8

Другие компетенции (адекватность, ответственность, наличие собственного мнения, лояльность, зрелая личность, умение смотреть по сторонам, не врать)

8

Умение (быстро) искать информацию (доступ к инсайдам)

7

Знание иностранных языков

6

Владение комп. программами, навыки работы с аудио-видео, монтаж, дизайн, фото, операторское ис-во

4

Любовь к спорту

4

Профессионализм, профессиональное чутье, опыт

3

Эрудиция, кругозор, базовые знания

3

Активность, желание работать

3

Знание языка (без уточнения)

3

Другое (понимание эффектов медиа, умение учиться, умение «работать личностью»

3

Многозадачность

2

Чувство юмора

2

Беспринципность, умение добывать «чернуху»

2

Знание СММ

2

Умение работать в команде

1

Коммуникации (связи) в спортивном сообществе

1

Не знаю

1

Нет ответа

2

 

Этот вывод, в целом, подкрепляется мнением тех специалистов, с которыми удалось поговорить подробно. Так, шеф отдела футбола «Спорт-Экспресса» В. Короткин, характеризуя актуальные компетенции в профессии, утверждает: «Классические навыки никуда не делись. Предмет, который журналист освещает, он обязан знать как минимум хорошо, а лучше отлично или блестяще. <…> Сейчас, помимо знания предмета, грамотной русской речи и умения изложить свои мысли (желательно, чтобы они были оригинальные и небанальные), журналист обязан уметь реагировать на какие-то ситуации оперативно, в том числе – в медиаключе»4.  

Весьма продуктивным для исследования оказался анализ динамики востребованности профессиональных компетенций начиная от входа в профессию до развития в ней.

В частности, гораздо более консервативно оценили респонденты набор умений, требуемых при входе в профессию. Несмотря на достаточно большой разброс ответов на вопрос о запрашиваемых работодателями навыках при приеме на работу, почти половина интервьюируемых отметили знание спорта как базовую компетенцию. Также к ключевым респонденты отнесли знание русского и иностранных языков, умение писать и ответственность.


Таблица 4

Какие навыки требовали работодатели при приеме респондентов на работу (N=76, сумма ответов превышает количество анкет, поскольку возможно было несколько вариантов ответа)

Компетенции

Ответы

Знание и понимание спортивной тематики

36

Грамотность (знание русского языка, стилистики и т.п.)

20

Знание иностранных языков

12

Понимание принципов работы в своем сегменте медиа (ТВ, онлайн, соцсети, ПР в спорте и др.)

11

Умение писать тексты

9

Умение писать новости, делать репортажи, работать с текстом и картинкой и т.п.

8

Ответственность

8

Оперативность

7

Умение работать в кадре, дикция, поставленная речь, умение комментировать

7

Другое (Профессионализм, осведомленность, умение рассказывать истории, компетентность в рабочих вопросах, круг знакомств, умение подавать информацию аудитории, готовность включиться в темы)

7

Работоспособность, желание работать, трудолюбие, готовность к переработке и ненормированному графику

6

Опыт работы (в должности, в сегменте)

6

Внимательность, усидчивость, аккуратность и т.п.

6

Наличие дополнительных личностных качеств (талант, активный ум, самостоятельность, предприимчивость, лояльность, эффективность)

6

Коммуникабельность

5

Стрессоустойчивость

5

Наличие технических навыков (монтаж, работа в аудио-видеоредакторах, мин.комп.навыки)

5

Креативность

3

Обучаемость, способность совершенствоваться

3

Адекватность

3

Умение работать в команде

3

Универсализм, многозадачность

2

Инициативность

2

Эрудированность

2

Любовь, интерес к спорту

2

Знание языка (без уточнения)

1

Никаких компетенций не требовали

3

Нет ответа

2

 

Как видно из таблицы, многие компетенции востребованы при устройстве на работу в сфере спортивных коммуникаций в небольшой степени. Связано это, как представляется, с несколькими факторами. В первую очередь с тем, что обученных нишевых специалистов на рынке найти сложно, особенно для массовой работы, да и стоимость их труда может быть высокой. В то же время набор базовых умений у начинающих сотрудников позволяет быстро наработать большинство необходимых специфических навыков в процессе профессиональной деятельности. Отсутствие же у претендентов на работу перечисленных выше базовых компетенций оказывается наиболее критичным, поскольку зачастую не позволяет оперативно входить в рабочий процесс.

Это предположение отчасти подтверждается ответами на вопрос, какие навыки пришлось осваивать респондентам при погружении в работу. Выясняется, что объем новых знаний и умений, которые опрошенные нарабатывали в процессе работы, гораздо более широкий и разноплановый, чем тот багаж, с которым они впервые трудоустраивались. 

 

Таблица 5

Какие навыки пришлось осваивать в процессе погружения в работу (N=76, сумма ответов превышает количество анкет, поскольку возможно было несколько вариантов ответа)

Компетенция

Ответы

Специфические для места работы навыки работы с текстом (Умение правильно структурировать тексты, адаптировать под широкую аудиторию тексты, писать коротко, писать по «стайл-гайду», форматирование текста под конкретные медиа  и т.п.)

13

Навыки ведения интервью

8

Монтаж

7

Поиск и отбор информации (поиск инфоповодов, поиск в интернете, работа с новостными агрегаторами и т.п.)

7

Оперативность (быстродействие, передача информации в режиме реального времени и др.)

7

Знание и понимание спортивной тематики (как правило, погружение в специфику непрофильных для автора видов спорта)

6

Работа в кадре (в т.ч.в прямом эфире)

6

Коммуникабельность

5

технические навыки, кроме монтажа (работа с графикой, в аудиоредакторах, со студийными программами, работа с техникой, продвинутая работа с ПК)

5

Перевод с иностранных языков и совершенствование иностранного  языка (синхронный, с помощью комп. программ и др.)

3

Многозадачность

3

Быстрая печать

3

Стрессоустойчивость

3

Навык комментирования

2

Работа в команде

2

Умение писать, грамотно писать (без уточнения)

2

Управление коллективом

2

Операторское искусство

1

Специфика оформления

1

Навык работы «в полевых условиях»

1

Выражение собственного мнения

1

Физическая выносливость

1

Не торопиться придавать информацию огласке

1

Терпение к самодурам

1

Кликбейт

1

Внимательность

1

Добывать эксклюзив

1

Нестандартность мышления

1

Технические компетенции, не имеющие отношения к профессии (без уточнения)

1

Погружение в digital процессы

1

Медиапланирование

1

Таймменеджмент

1

Обучение и развитие журналистов-новостников

1

Интернет-маркетинг и финансовая грамотность

1

Специфика медиапотребления

1

Анализ аудитории

1

Анализ конкурентного поля

1

Анализ данных и составление отчетов

1

Работа со статистикой

1

Юридические вопросы использования контента

1

Понимание процесса трансляции и подготовки телепередач

1

Другое (самые неожиданные)

1

Все

3

Никакие

3

Нет ответа

2

 

Табличные данные, на наш взгляд, четко указывают на структуру формирования компетенций в профессии в целом. Так, респонденты указали почти на 40% больше компетенций, которые им пришлось осваивать в процессе работы, чем тех, которые требовались при приеме на работу. При этом намного большим оказался и разброс ответов, что указывает на сложность и многоаспектность спортивной журналистики.  

Объем и интенсивность наработки новых компетенций при этом довольно сильно отличался в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Почти все респонденты сталкивались с необходимостью освоения новых компетенций. Однако для большинства это не являлось крупной проблемой, поскольку невысокой была либо интенсивность их наработки, либо частота. Вместе с тем, более 30% респондентов указали на необходимость постоянного освоения новых навыков и умений.

 

Таблица 7

Как часто в процессе работы Вам приходится осваивать новые компетенции? (N=76, по 10-балльной шкале где 0 – «не приходилось», а 10 – «приходилось максимально часто»)

шкала

0-3

4-6

7-10

ответы

19

31

26

%

25

40.8

34.2

 

Интересным оказался ответ респондентов на вопрос об актуальных для профессии навыках, полученных в процессе школьного или университетского образования. Вопрос здесь был закрытым, а потому разброс в компетенциях существенно меньше, чем в открытых вопросах. Однако общий тренд очевиден – наиболее важными из полученных в процессе учебы представители профессии посчитали общие знания и умения.

 

Таблица 8

Ответ на вопрос «Какие полученные в Университете/Школе компетенции оказались наиболее востребованными в профессии?»: (N=76, сумма ответов превышает количество анкет, поскольку возможно было несколько вариантов ответа)

Компетенция

Ответы

Грамотность

60

Умение структурировать текст

55

Литературный язык

49

Умение систематизировать информацию

48

Умение быстро погружаться в незнакомую тему

36

Умение писать новости

32

Умение брать интервью

25

Спортивные навыки

17

Технические навыки (монтаж и т.д.)

11

Другое

3

 

То есть совокупные табличные данные подтверждают базовый тезис о том, что при приеме на работу от респондентов требовался стандартный набор знаний и умений, получаемый в рамках школы, университета или на прежнем месте работы, который достаточно редко разбавлялся запросами на отраслевые навыки. Специфические, точечные навыки, характерные для конкретной должности, нарабатывались респондентами уже в процессе работы.

При этом значимость базовых компетенций, таких как знание спортивной тематики, грамотность, знание языков и умение писать тексты, коммуникабельность, креативность, ответственность не только не снижается со временем, но они и остаются наиболее ценными для большинства респондентов на протяжении фактически всей карьеры. Так, на вопрос о наиболее ценных собственных компетенциях для профессии анкетируемые дали следующие ответы.

 

Таблица 9

Какие собственные компетенции вы считаете наиболее ценными для своей профессии (N=76, сумма ответов превышает количество анкет, поскольку возможно было несколько вариантов ответа)

Компетенции

ответы

Знание и понимание спорта

17

Коммуникабельность

12

Знание иностранных языков

11

Креативность

10

Грамотность (грамотный русский язык)

9

Умение работать с текстом (писать тексты, излагать мысли и т.п.)

8

Ответственность

7

Оперативность

7

Умение собирать и выбирать информацию, находить темы

7

Опыт

3

Работа в кадре

3

Умение структурировать информацию

3

Аналитические способности

3

Монтаж

3

Другие личные качества (ум, неравнодушие, зрелая личность)

3

Умение подавать темы, материалы

2

Работоспособность

2

Умение/желание развиваться

2

Исполнительность (усердие)

2

Вовлеченность в процессы, интерес к работе

2

Эксклюзивные связи, база контактов

2

Опыт работы в интернете

2

Операторское искусство

2

Умение управлять / руководить

2

Знания языка (без уточнения)

1

Работа с графикой

1

Фотосъемка

1

Знание СММ

1

Дикция

1

Телегеничность

1

Знание потребностей аудитории

1

Профессиональная реакция

1

Навыки комментирования

1

Умение работать в условиях жесткого дедлайна

1

Умение работать с большими объемами информации

1

Умение брать интервью

1

Интерес к своему делу

1

Универсализм

1

Адаптивность

1

Быстрая реакция

1

Стрессоустойчивость

1

Профессионализм

1

Умение быстро погружаться в незнакомые темы

1

Умение держать в памяти много актуальной информации

1

Специфические знания в области медиа

1

Общая эрудиция

1

Собственное мнение

1

Нет ответа

4

 

Как видно, самыми ценными из освоенных компетенций авторы считают вполне универсальные, они лидируют в ответах с явным отрывом. Такая диспропорция с акцентом на базовые и наиболее универсальные умения связана, скорее всего, с высокой мобильностью в профессии. Смена должностей и мест работы в отрасли происходит довольно часто, а наличие развитых базовых компетенций позволяет быстро осваивать новые позиции.

Предложенный респондентам набор вопросов по компетенциям предполагал максимальный разброс во мнениях и ответах, на который могли оказывать влияние, к тому же характер личного опыта, специфика профессии и многое другое. Для полноты и максимальной объективности исследования в процессе анкетирования мы также предложили участникам ответить на ряд закрытых вопросов, посвященных актуальности ряда базовых творческих, технических и коммуникативных навыков для успешной работы в профессии. Результаты этой части опроса, в целом, подтвердили полученные данные, но, вместе с тем, указали на ряд любопытных закономерностей.

Так, в частности, оценка представителями профессии необходимых для успешной работы творческих компетенций показала, с одной стороны, важность большинства из них, а с другой – неравнозначную ценность в современных условиях. Наиболее значимыми оказались способности оперативно реагировать на запросы, интерпретировать информацию, а также креативно ее подавать. В принципе, такой подход вполне согласовывается с тем, что происходит на медиарынке в целом: качественная подача материала, способность к анализу в условиях цифровой реальности востребованы гораздо меньше, чем скорость подачи информации, способность подать ее так, чтобы обеспечить кликбейт.

 

Таблица 10

Какие творческие компетенции актуальны для современной спортивной редакции? (N=76, высчитан средний балл, оценивались компетенции по 10-балльной шкале, где 0 – «совсем не актуальны», а 10 – «максимально актуальны»)

Компетенции

1. Литературный талант

2. Умение излагать, интерпретировать информацию

3. Умение креативно подать информацию

4. Нестандартное

мышление

5. Умение формировать текст исходя из запросов аудитории

6. Умение расставлять акценты в материале

7. Умение оперативно реагировать на запрос (писать, собирать информацию и т.д.)

8. Умение структурировать и делать аналитическую работу (системно мыслить)

балл

6,88

8,73

8,6

8.0

8,2

8,16

8,89

7,76

 

Крайне интересным показалось нам проследить восприятие наиболее значимых компетенций в зависимости от возрастных характеристик респондентов. Сразу нужно оговориться, что такой подход не всегда корректен, поскольку количество респондентов в отдельных возрастных группах настолько мало, что любой аномальный ответ мог сильно повлиять на конечный результат. Однако тренд, учитывая общее число анкетируемых и возможность обобщения, как представляется, табличные данные передают верно.

 

Таблица 11

Какие творческие компетенции актуальны для современной спортивной редакции? N=76 (по возрастам)

Компетенции/

Возраст (кол-во респондентов)

1. Литературный талант

2. Умение излагать, интерпретировать информацию

3. Умение креативно подать информацию

4. Нестандартное

мышление

5. Умение формировать текст исходя из запросов аудитории

6. Умение расставлять акценты в материале

7. Умение оперативно реагировать на запрос (писать, собирать информацию и т.д.)

8. Умение структурировать и делать аналитическую работу (системно мыслить)

20-25 (18)

6.4

9.0

9.1

8.2

8.5

7.8

9.6

7.6

26-30 (14)

6.85

9.2

8.9

8.4

7.8

8.35

8.9

8.4

31-35(23)

6.7

8.3

8.8

7.65

8.3

7.9

9.3

7.2

36-40(3)

8.0

9

7.3

7.6

7.6

7.6

8.3

7.3

41-45(9)

6.8

9.4

8.7

7.75

8.5

8.6

8.3

8.1

46-50(3)

8.5

10

8.3

8.7

7.3

9.6

8.3

9.0

51-70(6)

7.8

8.2

6.2

7.5

7.6

8.0

6.6

7.8

 

Данная таблица очень хорошо показывает, что молодое поколение спортивных журналистов несколько больше ценит навыки, позволяющие более эффективно работать в современной медиасреде: скорость подачи материала, креативность и способность интерпретировать информацию ориентируясь в том числе на запрос аудитории, для них оказываются более значимыми, чем умение писать литературно, анализировать, правильно расставлять акценты в материале. В то время как старшее поколение, формировавшееся в других условиях, гораздо больше ценит классические журналистские умения и навыки.

Отдельно нужно отметить, что крайне неохотно респонденты отмечали дополнительные творческие компетенции, которые им было предложено указать в разделе «другое». Более половины опрошенных (39 человек) оставили этот пункт без ответа, а оставшиеся указывали самые разнообразные компетенции, зачастую дополняющие уже указанные (быстрая реакция, оперативность), или не связанные с творческими навыками (беспринципность, стрессоустойчивость, жизнелюбие, знание иностранных языков и т.п.). Словом, в категории «другое» не удалось дополнительно выявить универсальные творческие навыки, необходимые в профессии вне зависимости от характера занятости отдельного респондента. Чаще других опрошенные журналисты в этой категории обращали внимание на оперативность и креативность как залог успешной работы. Но это только подтверждает общий тренд, обозначенный в табличных данных. 

Любопытные результаты были получены и при оценке респондентами наиболее актуальных в профессии технических компетенций. Полученные данные позволяют говорить, что в современных условиях, когда профессия спортивного журналиста утрачивает свою эксклюзивность, становится массовой, а объем выдаваемой в СМИ информации важнее ее качества, наиболее значимым для представителей профессии оказывается умение собирать и фильтровать информацию в Интернете. Это косвенно указывает на характер работы спортивного журналиста и специфику формирования информационного поля.

Вместе с тем, обращает на себя внимание высокая значимость умения пользоваться статистическими ресурсами. Как представляется, это также значимый тренд в профессии, который представляет собой переосмысление на актуальном уровне традиционной тематической доминанты «голы, очки, секунды».

 

Таблица 12

Какие технические компетенции актуальны для современной спортивной редакции? (N=76, высчитан средний балл, оценивались компетенции по 10-балльной шкале, где 0 – «совсем не актуальны», а 10 – «максимально актуальны»)

Компетенция

1.Умение работать в технических программах

2. Умение собирать информацию в Интернете

 

3. Умение фильтровать информацию в Интернете

4. Умение пользоваться профильными статистическими ресурсами

5. Снимать фото, видеоконтент на минимально приемлемом уровне

6. Умение монтировать

7. Стандартные компьютерные навыки

балл

7,04

9,1

9,05

8,3

7,3

6,4

8,97

 

Весьма информативным оказался анализ восприятия технических компетенций в зависимости от возраста респондентов. Так, если отдельные компетенции (такие как стандартное владение компьютером) оказываются одинаково востребованными фактически для всех поколений спортивных журналистов, то в большинстве случаев молодежь более высоко оценивает их значимость для профессии.

 

Таблица 13

Какие технические компетенции актуальны для современной спортивной редакции? N=76 (по возрастам)

Компетенции/

Возраст (кол-во респондентов)

1.Умение работать в технических программах

3. Умение собирать информацию в Интернете

 

4. Умение фильтровать информацию в Интернете

5. Умение пользоваться профильными статистическими ресурсами

6. Снимать фото, видеоконтент на минимально приемлемом уровне

7. Умение монтировать

8. Стандартные компьютерные навыки

20-25(18)

6.5

9.3

9.05

8.1

7.4

6.7

8.7

26-30(14)

7.1

9.6

9.7

8.8

8.3

7.5

9.6

31-35(23)

6.7

9.1

9.3

8.4

7.5

5.8

8.95

36-40(3)

8.6

10

10

9.3

5.0

3.3

10.0

41-45(9)

7.6

8.5

9

8.5

6.6

6.5

8.9

46-50(3)

6.3

7.3

7.6

7.6

5.6

5.0

7.3

51-70(6)

8.3

8.5

6.6

7.16

7.0

6.8

8.6

Данная таблица, в частности, позволяет делать определенные выводы о роли и характере конвергенции в современной спортивной журналистике.

Отдельная группа вопросов была посвящена значимости коммуникативных навыков в профессии. Эти компетенции были высоко оценены респондентами, однако по факту наиболее ценными в профессии оказались разные аспекты работы с аудиторией. Коммуникация внутри журналистского коллектива несколько менее значима, что может указывать на специфику отношений в спортивных редакциях, определенную автономность журналиста по отношению к коллективу.

 

Таблица 14

Какие коммуникативные навыки актуальны для современной спортивной редакции? (N=76, высчитан средний балл, оценивались компетенции по 10-балльной шкале, где 0 – «совсем не актуальны», а 10 – «максимально актуальны»)

Компетенции

1.Умение работать в команде

2.Умение коммуницировать с руководством

3.Умение устанавливать контакт с представителями рынка/спортивной среды

4.Умение расположить к себе интервьюируемого

5.Умение управлять ситуацией

6. Умение вести/поддержать диалог

7. Готовность воспринимать критику

балл

7,97

7,9

7,95

9,0

8,4

8,95

8,2

 

Впрочем, и здесь большую роль играет возрастной фактор. Так, старшее поколение журналистов в целом гораздо ниже оценило значимость коммуникативных навыков для работы в профессии.

 

Таблица 15

Какие коммуникативные навыки актуальны для современной спортивной редакции? N=75 (по возрастам)

Компетенции/ возраст (кол-во респондентов)

1.Умение работать в команде

2.Умение коммуницировать с руководством

3.Умение устанавливать контакт с представителями рынка

4.Умение расположить к себе интервьюируемого

5.Умение управлять ситуацией

6. Умение вести/поддержать диалог

7. Готовность воспринимать критику

20-25(18)

8.3

8.4

7.5

8.3

8.5

8.7

9.1

26-30(14)

8.6

8.4

8.35

9.3

9.1

9.3

8.7

31-35(23)

7.9

7.9

8.1

9.2

8.3

9.0

7.6

36-40(3)

7.7

8.3

7.7

9.3

9.3

9.7

9.0

41-45(8)

7.1

6.5

8.1

8.87

8.1

8.5

8.9

46-50(3)

7.3

7.7

8.7

8.0

8.0

9.3

7.3

51-70(6)

7.7

7.5

7.0

8.2

8.7

8.2

6.5

 

В целом, анализ ценности компетенций, в том числе с точки зрения возрастных характеристик респондентов, оказался достаточно продуктивным.

Говоря о значимых для профессии компетенциях, мы не могли обойти вопрос о собственно спортивных навыках респондентов и их необходимости для понимания и оценки процессов, происходящих в спортивной среде. Результат здесь оказался предсказуемым. Подавляющее большинство респондентов (более 80%) имели опыт систематических занятий спортом и 64.5% согласились с тем, что этот опыт актуален для работы в профессии. Однако важно отметить, что почти 30% опрошенных не считают спортивный опыт значимым для успешной работы в отрасли. Еще 6.5% на вопрос не ответили.  

 

Заключение

Анализ оценки профессиональным сообществом актуальных для отрасли компетенций позволяет сделать ряд обобщающих выводов. В первую очередь можно говорить о том, что медиакоммуникации в спорте являются обширной сферой, включающей ряд направлений и профессий, для успешной реализации в которых необходимо освоение множества знаний и умений.  И сфера это динамично меняется, формируя тем самым постоянные новые вызовы для сотрудников спортивных редакций.

Опыт исследования показывает, что, несмотря на все изменения, наиболее востребованными компетенциями в спортивной журналистике оказываются базовые, такие как грамотность, коммуникативные навыки, знание профессиональной среды. В принципе, несмотря на цифровую революцию и глобальные изменения в области медиа, важность этих навыков остается неизменной. Исследователи, рассматривавшие данную проблему в более широком контексте, подтверждают этот вывод (Баранова Е., 2017). Вместе с тем, важной в профессии оказывается готовность к изменениям.

При входе в профессию или в конкретную должность спортивный журналист, как правило, должен показать базовый набор навыков, который включает в себя, прежде всего, знание спортивной тематики, умение писать и коммуницировать, оперативно реагировать на вызовы, хорошо знать русский и иностранные языки. Уже в процессе работы большинство респондентов чаще всего приобретают нишевые компетенции, необходимые для выполнения конкретной работы. Данный сценарий является наиболее типовым, хотя практика показывает, что существует определенная вариативность в этом вопросе.

Также можно отметить, что спортивная журналистика как профессия серьезно меняется в условиях цифровизации. Появление новых форматов, технических средств, способов сбора и обмена информацией приводят к тому, что меняется характер работы специалистов в этой области, значимость определенных компетенций падает, а других, наоборот, возрастает. Молодые представители профессии больше ориентируются на оперативную подачу информации, креатив, они, как правило, более инкорпорированы в командную работу, однако менее акцентируются на аналитической работе, создании качественных больших текстов.

Отдельно необходимо отметить, что подготовка спортивных журналистов в профильных учебных заведениях должна строиться с опорой на динамику изменений в профессии, что не всегда получается в силу инертности многих академических процессов, а также ориентировать студентов на формирование ключевых базовых компетенций, которые позволяют эффективно входить в профессию и успешно совершенствоваться в ней.



Библиография

Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2012. № 4. С. 7–22. 

Бабюк М.И., Хасан Д. Образование современных спортивных медиаспециалистов: проблемы и перспективы//Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2020. №2. С. 28-52. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2020.2852

Баранова Е.А. Новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции: мифы и реальность// Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Вып. 22. №1. С. 177-188.

Дрок Н., Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 3–24. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.324

Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании. // Медиаскоп. 2011. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/859

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в динамике // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 94–112.

Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2012.

 

Anikina M. (2014) Journalism as a profession in the first decades of the 21st century: the russian context. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 4: 233–252.

Vartanova E.L. Lukina M.M. (2017) Russian Journalism Education: Challenging Media Change and Educational Reform. Journalism & Mass Communication Educator 72 (3): 274-284.

Vartanova E.L. Lukina M.M. (2014)  New Competences for Future Journalists: Russian Journalism Education Executives Evaluate Industrial Demand.  World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 2014: 209-233.

 



Примечания

  1. Интервью с главным редактором издания «Спорт-Экспресс» М. Максимовым из архива авторов.
  2. Топ-20 самых цитируемых СМИ спортивной отрасли-2019 год. Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/7195/ (дата обращения 22.10.2020).
  3. Такой средний возраст сотрудников спортивных редакций отмечался несколькими главными редакторами спортивных медиа, интервью с которыми были сделаны в рамках факультетских исследований.
  4. Интервью с шефом отдела футбола издания «Спорт-Экспресс» В. Короткиным из архива авторов.