Languages

You are here

Рекламные и PR-коммуникации: критерии разграничения

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Рафиков А.И. Рекламные и PR-коммуникации: критерии разграничения // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2696

DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.8

 

@ Рафиков Артур Ильдарович

аспирант кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении ВШЖиМК СПбГУ (г. Санкт-Петербург, Россия), arturrafikov24@gmail.com

 

Аннотация

В данной статье представлена попытка провести разграничительную линию между такими составляющими комплекса маркетинговых коммуникаций, как рекламные коммуникации и PR-коммуникации. Предложен ряд критериев, позволяющих разграничить рассматриваемые коммуникации. Введена в научный оборот дефиниция «рекламная информация» наряду с уже существующей в рамках Петербургской школы PR дефиницией «PR-информация». Предложенные в рамках статьи дефиниция и подходы позволяют расширить исследовательское поле рекламных коммуникаций.

Ключевые слова: реклама, рекламные коммуникации, рекламная информация

 

Целью предлагаемой статьи является разграничение рекламной коммуникации и PR-коммуникации в коммерческой сфере. В качестве метода исследования используется метод компаративного анализа. Критерии разграничения выделены с учетом тех составляющих, которые являются объектами для обсуждения в научной литературе, затрагивающей исследуемую тематику.

В зарубежной и отечественной науке вопросам рекламной и PR-деятельности посвящен обширный корпус работ. В обзоре литературы мы сфокусируемся непосредственно на тех исследованиях, которые рассматривают в том или ином фокусе заявленную нами проблематику.

Вопросы специфики и разграничения рекламных и PR-коммуникаций затрагиваются как в обобщающих (комплексных) исследованиях, так и в более специализированных. С точки зрения обобщающих исследований, посвященных рекламе, необходимо выделить работы У. Уэллса, С. Мориарти, Дж. Бернетта (2008), У. Ф. Аренса, М. Ф. Вейголда, К. Аренса (2011), А.Н. Мудрова (2008), Л.В. Музыканта (2011), В.В. Ученовой (2002), Л. Н. Федотовой (2018), К.В. Антипова (2012). Комплексные исследования PR-деятельности представлены в работах таких авторов Петербургской школы PR, как А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина, (2018), А.Н. Чумикова (2001), С.М. Емельянова (2018). 

С точки зрения выявления различий между заявленными в исследовании коммуникациями во многом определяющими представляются монографии Кривоносова А.Д. «PR-текст в системе публичных коммуникаций» (2002), «Рекламный текст и рекламный дискурс» под ред Т.Н. Колокольцевой (2013). Также выделим следующие работы: монографию Л.Г. Фещенко «Структура рекламного текста» (2003), статьи по одноименной тематике (Фещенко, 2003: 113-116), (Фещенко, 2015: 73-79), монографии Ю.К Пироговой, А.Н. Баранова, П.Б., Паршина «Рекламный текст: семиотика и лингвистика» (2000), В.В. Зирки «Манипулятивные игры в рекламе: лингвистический аспект» (2010), В.В. Ученовой «Реклама: палитра жанров» (2006), статьи Е.В.Быковой, В.И. Конькова (2018: 186-196), Н.Н. Сабянина (2009: 114-118), А.Д. Кривоносова, (2017: 215-223), (Киуру, Кривоносов, 2016: 24-29). Актуальным направлением исследования также является функционирование рекламных и PR-коммуникаций в Интернет-среде (Балахонская, Быков, 2011: 20-25), (Балахонская, Быков, 2014: 41-59), (Балахонская, 2015), (Гусева, 2018: 1-14). Дополнительно необходимо выделить вышедшую в начале 2020 года монографию «Маркетинговая лингвистика: закономерности продвигающего текста» (2020), подготовленную коллективом автором под редакцией Е.Г. Борисовой, Л.Г. Викуловой, а также словарь медиалингвистики под редакцией Л.Р. Дускаевой (2018). 

Понятийное поле рекламы весьма обширно. Учитывая тот факт, что предметом нашего интереса являются именно коммуникативные аспекты рекламной деятельности, в качестве рабочего определения примем следующее: реклама – сообщение (обычно в массовых коммуникациях), имеющее целью вызвать интерес к товару, идее, политическому субъекту и т. п. и предпринять действия в его отношении (купить товар, воспользоваться услугой в коммерческой рекламе, совершить действие в социальной, выбрать претендента, продвигаемого политической программой, и т. п.) (Борисова, Викулова, 2020: 154). Также приведем определение, предложенное Федеральным законом РФ «О Рекламе»: «реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (Закон РФ «О рекламе»).

Являясь составляющей комплекса маркетинговых коммуникаций, реклама всегда функционирует в тесной связи с PR. Провести разграничительную черту между рекламой и PR весьма затруднительно. Понятийное поле связей с общественностью также довольно разнообразно, что усложняет его точную идентификацию. Одним из универсальных определений PR, предложенных в отечественной литературе, можно считать определение А. И. Чумикова (2001: 14), который рассматривает PR как «систему информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта». Как видим, данное определение, помимо информационных действий, выделяет также процедурно-технологические действия, обогащая, таким образом, понятийное поле PR. Предложенный автором подход позволяет показать все многообразие деятельности в сфере PR. Петербургские авторы А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина выработали следующее определение PR: «управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды – с его общественностью» (Кривоносов, Филатова, Шишкина, 2018: 17). В свою очередь, коллектив московских авторов (МГУ) определяет PR как «профессиональную деятельность, аккумулирующую в себе системный комплекс технологий по управлению всеми коммуникативными процессами организации, обеспечивающую ее эффективное взаимодействие с различными внешними и внутренними аудиториями и ставящую своей целью не только достижение взаимопонимания между организацией и обществом, но и создание для данной организации благоприятной репутации» (Горохов, Гринберг, 2018: 12).

Приведем пример, демонстрирующий сложность разграничения рекламных и PR-коммуникаций. Так, официальный сайт некой компании может быть обозначен в качестве канала рекламной коммуникации, а материалы, размещаемые на сайте, можно отнести к рекламным коммуникациям по целому ряду признаков: использование при разработке материалов коммуникативных стратегий, характерных для рекламного дискурса (Колокольцева, 2013), стратегий рационалистического и проекционного типа (Пирогова, Паршин, 2000), а также целого ряда рекламных практик, предложенных практикующими специалистами в области рекламы (см. напр. Имшинецкая, 2004). Более подробно перечисленные типы стратегий мы рассмотрим ниже. В то же время отметим, что с точки зрения инструментария PR, этот же сайт также может рассматриваться и как канал PR-коммуникации.

Перед тем как обозначить ряд ключевых различий между рекламными и PR-коммуникациями в коммерческойсфере, целесообразно предложить ряд критериев, позволяющих провести это разграничение:

  • критерий условия осуществления коммуникации (платно или бесплатно);
  • критерий временных рамок;
  • критерий цели;
  • информационный критерий;
  • текстовый критерий.
  • критерий аудитории.

Итак, на основании выдвинутых критериев обозначим ряд ключевых различий между рекламными и PR-коммуникациями в коммерческой сфере.

 

Условие осуществления коммуникации (платно или бесплатно).

Ряд исследователей, формулируя свое определение рекламы, отмечают ее платный характер. Действительно, если проанализировать практику осуществления рекламных коммуникаций, становится очевидно, что реклама – это оплачиваемая услуга. Однако, на наш взгляд, важно отметить, что в целом ряде рекламных практик речь идет не об оплате самой информации как таковой (или услуги по разработке ее содержательной части, которая, бесспорно, носит рекламный характер). Речь идет об оплате целого ряда вспомогательных услуг, свойственных рекламной деятельности, среди которых: посредничество между заказчиком рекламы и рекламораспространителем, подбор и резервирование канала коммуникации, производство полиграфической продукции, а также иные организационные усилия. В профессиональной среде широко распространена практика подписания между рекламодателем и рекламораспространителем договора на оказание рекламно-информационных услуг. Хотя, безусловно, наряду с перечисленными этапами еще одним из оплачиваемых этапов может стать непосредственно разработка коммуникационного сообщения, которое будет транслироваться. В то же время заказчик может взять и на себя какой-либо из этапов работы и выполнить его самостоятельно. Также отметим, что зачастую объектом продажи в данных отношениях выступает именно канал коммуникации (рекламная площадь), а еще вернее – возможность его предоставить и обеспечить отвечающий интересам заказчика охват аудитории.

Говоря о PR-текстах, А. Д. Кривоносов (2002) отмечает, что их распространение в идеале должно быть бесплатным, что и отличает PR от рекламы. PR-информация должна быть опосредована средствами массовой информации на некоммерческой основе. В то же время, подчеркивает А. Д. Кривоносов (2002), критерием отнесения текста к рекламному, а не PR-тексту является именно характер информации, а не основа публикации (коммерческая или некоммерческая). И если в основе рекламного текста лежит факт, подающийся для потребителя в привлекательном ключе и стимулирующий его к поведенческой активности, то в основе PR-текста – факт, представляющий некий отрезок действительности и поданный таким образом, чтобы способствовать созданию оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта. На практике же донесение и рекламной, и PR-информации может осуществляться как на коммерческой, так и на некоммерческой основе.

 

Временные рамки действия

Базисный субъект PR ориентирован на построение длительных отношений с целевыми группами общественности, в то время как у заказчика рекламы не всегда есть необходимость в длительных взаимоотношениях с клиентом, например, если речь идет лишь о разовом приобретении товара без необходимости «превращения» нового клиента в постоянного и выстраивания цепочки дальнейшего взаимодействия. Хотя, безусловно, реклама тоже может стремиться к как можно большему временному промежутку взаимодействия с клиентом. Но если в случае с PR речь идет именно о выстраивании отношений с группами общественности, то в случае рекламной деятельности – о «превращении» новых клиентов в постоянных и об удержании старых клиентов.

 

Цели

Главенствующей целью рекламы как теоретиками, так и практиками признается стимулирование продажи рекламируемого товара либо услуги. В то же время, в зависимости от стоящих перед рекламодателем задач, в рамках конкретных рекламных кампаний могут планироваться и иные цели, которые, тем не менее, сосуществуют параллельно с главной целью. Предлагаем разграничить два подхода к формулированию целей, которые могут стоять перед рекламой:

Подход 1.

С точки зрения данного подхода полагаем, что целью рекламы, в конечном счете, является совершение реципиентом целевого действия. Под целевым действием предлагаем понимать действие, выбранное из следующей совокупности действий, которая, впрочем, может быть расширена:

  • приобретение товара/услуги;
  • рекомендация товара ближнему кругу лиц;
  • изменение отношения к товару;
  • осознание необходимости в товаре;
  • решение отложить товар в корзину и вернуться к нему через некоторое время (в случае с продажами на сайтах);
  • оставить отзыв о товаре.

Подход 2.

Формулирование цели рекламной коммуникации происходит с учетом целей, которые стоят перед отделом маркетинга / собственником бизнеса / рекламодателем. В этом случае целями рекламы могут быть:

  • информирование о появлении нового товара / знакомство с ним;
  • выделение конкретного преимущества / характеристики, важных для целевой аудитории;
  • формулирование УТП (уникального торгового предложения);
  • вывод на рынок новой товарной категории;
  • «отстройка» от конкурентов; 
  • работа с типичными возражениями и страхами, характерными для потенциальной целевой аудитории;
  • преодоление / создание стереотипов;
  • выход на новую целевую аудиторию;
  • напоминание о товаре / услуге;
  • формирование идентичности бренда;
  • формирование имиджа;
  • изменение восприятия объекта рекламы;
  • формирование устойчивых ассоциаций с объектом рекламы;
  • формирование потребности в товаре;
  • изменение отношения к товару в лучшую сторону.

Практика коммуникационного рынка показывает, что если реклама зачастую вынуждена решать, скорее, сиюминутные задачи – ликвидация товарных излишков, информирование о временных акциях, реакция на активизацию рекламы конкурента и т. д., то PR представляет собой стратегическую деятельностью, цель которой – формирование и поддержание устойчивых, гармоничных отношений со значимыми сегментами целевой общественности.

 

Информационный критерий

Рассмотрим категорию «информация» в контексте сравнения рекламной и PR-деятельности. Петербургская школа PR под PR-информацией подразумевает «тип социальной информации, которая производится в процессе деятельности социального субъекта (фирмы, организации, персоны) – базисного субъекта PR, распространяется по его же инициативе, отражает в оптимизированном селективном виде значимые факты деятельности данного субъекта, предназначена для определенного сегмента общественности и служит целям формирования эффективной коммуникационной среды данного социального субъекта» (Кривоносов, Филатова, Шишкина, 2018: 112).

Наряду с уже существующей дефиницией «PR-информация» также считаем нужным ввести дефиницию «рекламная информация», под которой предлагаем понимать тип социальной информации суггестивного (воздействующего) характера, распространяемый как на платной, так и на бесплатной основе по инициативе рекламодателя либо заинтересованного в этом актора (акторов) с целью оказать коммуникативное воздействие на выбранную аудиторию посредством презентации продукта (или услуги) и побудить к совершению целевого действия.

Суггестивный характер информации проявляется в ее способности влиять на мнение человека, а также на его действия. В. М. Бехтерев (1897) отмечал, что «внушение есть один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно, так и ненамеренно со стороны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании» <...> «внушение действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, путем уговора, жестов и мимики».

Говоря о суггестии в контексте рекламной деятельности, полагаем, что суггестивность рекламной информации проявляется в способности сформировать или изменить отношение (мнение) реципиента к определенному продукту / услуге и побудить его к совершению целевого действия (покупка, рекомендация родственникам и близким, распространение положительных отзывов, и т. д.).

М. А. Измайлова (2014: 113-125) выделяет следующие приемы суггестии, характерные для рекламной деятельности:

  • свидетельства знаменитостей, экспертов и других потребителей товара / услуги;
  • конкретность и образность ключевых слов;
  • конкретность и образность качеств;
  • избегание отрицательных частиц «нет» и «не»;
  • речевая динамика;
  • воздействие звукосочетаниями, а также ряд других.

Отметим, что подтверждение суггестивного характера рекламной коммуникации мы также находим у Л. В. Балахонской (2015: 20), которая отмечает, что рекламным текстам, в отличие от PR-текстов, свойственен именно метод внушения. Рекламные тексты, как отмечает автор в работе «PR-текст: структура, содержание, оформление», суггестивны по своей сути.

Под целевым действием в рамках дефиниции «рекламная информация» подразумевается любое действие из следующей совокупности действий:

  • приобрести товар / услугу;
  • рекомендовать товар кому-либо;
  • изменить отношение к товару;
  • осознать необходимость в товаре;
  • принять решение отложить товар в корзину и вернуться к нему через некоторое время (в случае с продажами на сайтах);
  • оставить отзыв о товаре.

Как видим, фактически данные действия дублируют цели, которые мы уже сформулировали в рамках описания целей рекламодателя. Иными словами, целью рекламодателя является совершение реципиентом целевого действия. Безусловно, предложенный список целей является ориентировочным и может быть дополнен в зависимости от специфики рекламной кампании.

 

Текстовый критерий

Под PR-текстом в рамках Петербургской школы PR (Кривоносов, Филатова, Шишкина, 2018: 178) предлагается понимать вербальный, визуальный, аудиальный и мультимедийный текст:

  • содержащий PR-информацию;
  • функционирующий в пространстве публичных коммуникаций;
  • инициированный базисным субъектом PR;
  • направленный определенной группе целевой общественности;
  • распространяемый посредством интернета, СМИ, прямой почтовой или личной доставки;
  • обладающий скрытым или мнимым авторством.

Л. Г. Фещенко (2003: 115) вводит следующее определение: рекламный текст – коммуникативная единица, предназначенная для неличного оплаченного информирования с целью продвижения товара, услуги, лица или субъекта, идеи, социальной ценности, имеющая в структуре формальные признаки – сигнализирование о характере информации, обязательное по закону о рекламе (презентацию), один или несколько компонентов бренда и/или рекламные реквизиты и отличающаяся равной значимостью вербально или невербально выраженного смысла.

Также в рамках Петербургской школы PR выделены следующие различия между рекламными текстами и PR-текстами (Кривоносов, 2002):

  • рекламные тексты рассчитаны на воздействие на сознание массовой аудитории, в то время как PR-тексты направлены на одновременное воздействие на конкретные социальные институты и на сознание массовой аудитории;
  • рекламные тексты в большей степени, чем PR-тексты, рассчитаны на немедленную реакцию читателя;
  • зачастую в основе рекламного текста лежит языковое выражение категории императивности – языкового побуждения к совершению определенного действия;
  • реклама направлена на поведенческие изменения читателя;
  • рекламные тексты, в отличие от PR-текстов, несут обязательную рекламную маркировку – информацию о том, где и как можно воспользоваться тем или иным товаром или услугой;
  • PR-тексты исключают любое из проявлений императивности как на грамматическом, так и на лексическом уровнях; предикативность текстов PR носит индикативный, констатирующий характер;
  • PR-тексты носят более нейтральный характер, чем рекламные тексты, которые зачастую предполагают эмоциональное воздействие на читателя;
  • PR-текст содержит информацию о новостных событиях в жизни базисного субъекта PR, рекламный текст – информацию о товаре либо услуге;
  • PR-текст формирует или поддерживает паблицитный капитал. Он не способствует, в отличие от рекламного текста, реализации идей, товаров и начинаний. Его цель – создание благоприятной коммуникационной среды вокруг этих идей и начинаний. Целью же рекламного текста является способствование процессу продажи путем воздействия (суггестии) на выбранную целевую аудиторию.

 

Аудитория коммуникации

Аудитории рекламы и PR различны. В качестве реципиентов рекламы выступают постоянные либо потенциальные потребители товара / услуги. Она направлена на целевые аудитории, которые подбираются по целому ряду критериев, среди которых: пол, возраст, интересы, род деятельности и др. Так или иначе, реклама нацелена на те аудитории, которые либо заинтересованы в рекламируемом продукте / услуге, либо потенциально в нем/ней нуждаются. Не углубляясь в различные концепции, интерпретирующие выбор рекламной идеи и креатива, отметим, что в самом общем виде предполагается, что рекламируемый продукт поможет потребителю или удовлетворить какую-либо потребность, или решить некую проблему. Существует и вариант, когда реклама сама стремится сформировать у аудитории, на которую она воздействует, некую потребность в чем-либо (а точнее, в рекламируемом товаре или услуге).

В случае с PR речь идет о выделении внутренней и внешней целевой общественности. К внутренней целевой общественности относится персонал фирмы или корпорации, ее сотрудники – все те, кто входит в организационную структуру рассматриваемой организации и связан с ней формальными отношениями. Внешняя же целевая общественность разделяется на 2 вида: ближайшая (клиенты, представители властных структур, а также средства массовой информации) и удаленная (не оказывает непосредственного влияния на формирования имиджа и паблисити – например, СМИ из других регионов).

 

Выводы

Итак, мы обозначили ряд критериев, в рамках которых нам представляется возможной дискуссия о разграничении рекламных и PR-коммуникаций. На наш взгляд определяющими критериями разграничения являются целевой и информационный критерии. Резюмируя их, еще раз обозначим, что с точки зрения целей и характера транслируемой информации рекламная коммуникация – это процесс передачи рекламной информации о продукте, услуге, целью которого является его (ее) продажа; PR-коммуникация – это процесс передачи PR-информации, целью которого является формирование и поддержание оптимальной коммуникационной среды вокруг базисного субъекта PR. 

 

Библиография

Антипов К.В. Основы рекламы. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.

Аренс У. Ф., Вейголд М. Ф., Аренс К. Современная реклама. М.: Эксмо, 2011.

Ачкасова В.А., Азарова Л.В., Кривоносов А.Д. Становление и роль Петербургской школы PR в контексте современной науки о коммуникациях // Российская пиарология-4: тренды и драйверы: сборник научных трудов / под ред. А.Д. Кривоносова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С.9-15.

Балахонская Л.В., Быков И.А. Специфика PR-текстов в сети Интернет: коммуникативно-прагматический аспект // Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2014. Вып. 2(22). С 41-59. 

Балахонская Л.В. PR-текст: содержание, структура, оформление. СПб.: Свое издательство, 2015.

Балахонская Л.В., Быков И.А. Особенности создания и распространения электронных PR-текстов // Российская пиарология: тренды и драйверы. / отв. ред. К. В. Киуру. Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2011. С. 20-25.

Быкова Е.В. Коньков В.И. Жанры PR-текста: онтология или функционал? // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. СПб. 2017. Вып.10. С. 186-196.

Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. 1897. Режим доступа: http://n-t.ru/nj/pr/vs.htm (дата обращения 15.03.20). 

Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. 

Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии / под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С.12.

Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. М.: Юрайт, 2018.

Зирка В.В. Манипулятивные игры в рекламе: лингвистический аспект. М.: Книжн. дом ЛИБРОКОМ, 2010.

Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2014.

Имшинецкая И.А. Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2004.

Киуру К.В., Кривоносов А.Д. Жанрообразование в современных массовых коммуникациях: от признаков жанрообразующих к дискурсивным // Актуальные проблемы современной лингвистики: сборник статей к юбилею доктора филологических наук, профессора Руберт И. Б. СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. С. 24-29. 

Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.

Кривоносов А.Д. Жанровая типология PR-текста: от теории к вульгаризации // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. 2017. Вып. 9. С. 215-223.

Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. Спб.: Питер, 2018.

Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста: коллективная монография / под ред. Е.Г. Борисовой, Л.Г. Викуловой. М.: ФЛИНТА, 2020.

Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь / под редакцией Л. Р. Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2018.

Мудров А.Н. Основы рекламы. М.: Магистр, 2008.

Музыкант В.Л. Реклама: Учебное пособие. М: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. 

Пирогова Ю.К., Баранов А.Н. Паршин П.Б. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М.: международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова. 2000.

Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева. М. : ФЛИНТА : Наука, 2013.

Сабянин Н.Н. К вопросу о классификации рекламных жанров // Сибирский филологический журнал, 2009. Вып. 2. С. 114-118.

Ухова Л.В., Аниськина Н.В. Коммуникативно-стилевая мимикрия как важный прием создания «продвигающего» текста // Маркетинговая лингвистика: закономерности продвигающего текста / под ред. Е.Г. Борисовой, Л.Г. Викуловой. М.: ФЛИНТА, 2020. С. 48-57.

Ученова В.В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002

Уэллс У., Мориарти С., Бернетт Дж. Реклама : принципы и практика. СПб : Питер, 2008.

Федеральный закон РФ «О рекламе». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/ (дата обращения 02.12.20)

Федотова, Л.Н. Реклама: теория и практика. Москва : Издательство Юрайт, 2018.

Фещенко Л.Г. Теория и практика рекламного текста // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2015. №1. С.73-79. 

Фещенко Л.Г. Рекламный текст: разграничение понятий // «Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2003. Номер 4. С. 113-116.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001.