Languages

You are here

Российские газеты на платформе YouTube: опыт взаимодействия

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Круглова Л.А. Российские газеты на платформе YouTube: опыт взаимодействия // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2642
DOI: 10.30547/mediascope.3.2020.5

 

Круглова Людмила Алексеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), abiljo@mail.ru

 

 

Аннотация

Одним из этапов комплексного исследования трансформации аудиовизуальной среды в Интернете стал анализ деятельности пятнадцати рейтинговых российских газет на платформе YouTube осенью 2019 г. YouTube-аккаунты анализировались по качеству контента, количеству подписчиков, периодичности выхода, самому популярному видео, активности аудитории, и хронометражу видеоматериалов. Результаты исследования говорят об активности газет и их аудитории на площадке YouTube, но традиционные СМИ пока слабо понимают процессы, происходящие в цифровом пространстве.

Ключевые слова: газеты, видеоконтент, YouTube, аудиторное поведение, видеопотребление.

 

Введение

В исследовательских и медийных кругах не утихают разговоры о том, что пресса умирает, и у нее нет шансов на выживание. Хотя все чаще появляются примеры, когда наиболее прогрессивные в плане модернизации печатные СМИ добиваются успеха – они улучшают контент, стиль, форматы, дизайн, подходы к ведению бизнеса. В Союзе предприятий печатной индустрии ГИПП, например, считают, что печатные медиа сегодня подошла к определённому поворотному моменту в своей истории, после прохождения которого интерес читателей к газетно-журнальной периодике и объемы рекламы в ней начнут расти1.

 По данным института маркетинговых исследований GFK Russia, к началу 2019 г. число пользователей Интернета в России от 16 лет и старше превысило 90 млн человек, что на 3 млн больше, чем годом ранее. Проникновение Интернета в стране составило 75,4% взрослого населения, но российская аудитория Интернета прирастает теперь главным образом людьми старшего поколения, так как среди молодежи и людей среднего возраста его проникновение близко к предельному уровню2.

Основным источником информации для жителей России всех возрастов являются новостные, аналитические и официальные интернет-сайты. Их значимость сильно выросла для людей старше 65 лет (+16 п.п.) и для молодёжи 16–19 лет от роду (+18 п.п.), но у той же категории молодёжи заметно упала значимость социальных сетей (-13 п.п.). На втором месте среди источников информации в стране находится телевидение, на третьем — социальные сети и блоги. Уровень доверия к Интернету (новостным, аналитическим и официальным сайтам) увеличился на 2 п.п., доверие к ТВ осталось прежним, а доверие к блогам и социальным сетям снизился на 1 п.п.3 Цифровые СМИ являются сегодня самыми распространенными среди всех категорий населения России. Они доминируют и над печатной прессой, и над другими категориями СМИ. Из доклада международного сетевого агентства ZenithOptimedia, входящего в рекламно-коммуникационный холдинг Publicis (Франция), следует, что в 2018 г. 24% всех медиа потреблялись с мобильных устройств, против 5% в 2011 г.. К 2019 г. доля пользователей Интернета на мобильных устройствах в России достигла 61% (73 млн населения +16), что на 9% больше уровня 2017 г. Прежде всего, стремительно растет доля mobile only – пользователей, выходящих в Интернет только со смартфонов, и падает доля планшетов. Это главный качественный сдвиг последних лет – если в 2014 г. доля mobile only фактически лишь обнаружили себя на рынке (18%), то к концу 2018 г. она выросла до 35%4.

Развитие мобильного Интернета подорвало потребление практически всех других медиа, считают в компании. В 2011–2018 гг., например, время смотрения телепередач снизилось на 3%, а прослушивание радио сократилось на 8%, хотя больше всего потеряли газеты и журналы. Эксперты ZenithOptimedia утверждают, что с 2011 по 2018 гг. время, затраченное на их чтение, упало на 45% для газет и 56% для журналов. Согласно докладу ZenithOptimedia, среднестатистический человек на нашей планете в 2018 г. тратил на медиапотребление 479 минут (почти 8 часов) в день, что на 12% больше, чем в 2011 г. К 2020 г. время на потребление медиа должно вырасти до 492 минут в день5.

 Проникновение социальных сетей в России германская исследовательская компания Statista оценивает в 47% – аккаунты в таких сетях имеют 67,8 млн человек. Активнее всего в нашей стране используется YouTube (63% опрошенных), на второй–четвёртой позиции находятся «ВКонтакте» (61%), «Одноклассники» (42%), Facebook (35%) соответственно. Среди мессенджеров доминируют Skype и WhatsApp (по 38%)6.

 Социальные сети, мессенджеры и т. п. всё больше отбирают аудиторию у традиционных СМИ, которым сегодня приходится конкурировать не столько между собой, сколько с «информационным шумом», окружающим их потенциальных читателей. Пытаясь адаптироваться к новым условиям, традиционные СМИ меняют редакционную политику, осваивают мультиплатформенность и многоканальность, что даёт определённый результат, но в стратегическом плане успехи пока скромные. В отчёте Института журналистики Reuters о потреблении онлайн новостей, составленном на основе опроса более 74 тыс. потребителей в 37 странах мира, отмечается, что использование социальных сетей в качестве новостных агрегаторов в последнее время сокращается7.

 Главной проблемой глобального рынка печатных СМИ осталось падение доходов от реализации тиражей и рекламы в них, а также нежелание (неумение) участников этого рынка должным образом заниматься инновациями и новыми технологиями с прицелом на достижение лучших финансовых результатов (монетизацию контента и платформ), отмечают эксперты Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA)8.

 Печатные СМИ сегодня в первую очередь должны сосредоточиться на инвестициях и современных технологиях создания, продвижения и продажи контента, а также на конвергенции печатных форматов газет и журналов с ТВ, радио и цифровыми СМИ. Редакционный контент сегодня должен создаваться не для какого-то конкретного канала коммуникации – газеты или журнала, а в расчёте на мультиканальную дистрибуцию, когда универсальный информационный продукт становится пригоден для размещения и в печатном издании, и на сайте, и в видеохостинге, для продвижения в социальных сетях, мессенджерах и на любых других ресурсах9.

 В октябре 2019 г. президент Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по поддержке печатных СМИ, среди которых стабилизация цен на бумагу и увеличение доли разрешенного списания непроданных экземпляров10. Генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков в связи с этим выделил несколько трендов на 2020 г.:

  • Тиражи будут так же плавно и постепенно сокращаться;
  • Слабые издательские продукты будут закрываться. Сильные – получат освобождающиеся доли на снижающемся «принтовом» рынке: аудитория не безгранична, она перераспределяется по принципу сообщающихся сосудов. Большинство сильных игроков-паблишеров уже уверенно работают и продолжат существовать в модели, где диджитал замещает падение принта и даже позволяет расти;
  • Рост в диджитал для категории «новости» пока зависит от увеличения количества материалов, но отрасль близка к той точке, когда качество контента выйдет на первый план и станет важнее количества − скорее всего не в 2020 г. а в 2021−2023 гг.;
  • Эксперименты во всех форматах и каналах для издателей продолжатся – TikTok, подкасты и так далее. Профессиональные редакции готовы выпускать контент на любом носителе в соответствии с запросом аудитории;
  • Принт будет набирать силу как уникальный канал коммуникаций с наиболее активным в период выборов электоратом старшего возраста. Этот тренд распространяется на рекламу продуктов и услуг для людей старшего возраста11.

Трансформацию печатных СМИ и синергию традиционных медиа с новыми технологическими площадками, особенно с YouTube пристально изучают сегодня не только зарубежные (Barker, Turnbull, Mathijs (eds.), 2014; Prato, Sanz, Simon (eds.), 2014; Nienstedt, Wilczek (eds.), 2013), но и российские ученые (Vartanova, 2019; Вартанова, 2019; Макеенко, Вырковский, 2014; Vartanova,Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2016; Щепилова, Круглова, 2018; Круглова, 2012). В частности, И.И. Волкова (2019) обращает внимание на такие важнейшие тенденции, как стабильное уменьшение аудитории телеканалов, негативный имидж телевидения среди пользователей Интернета, формирование рынка нишевых медиа, рост доверия к YouTube-каналам. Вопросам взаимодействия телевидения с аудиторией посвящены работы Е.Я. Дугина и О.А. Куприянова (2017), в которых отмечается, что телеканалы используют только консервативные формы коммуникации со зрителями, в результате чего молодые потребители все больше отворачиваются от традиционных СМИ. Трансформацию роли журналиста и представления о социальном предназначении журналистики в цифровую эпоху подробно изучает М.Е. Аникина (2019 (a, б)).

Несмотря на исследовательский и рыночный интерес многие аспекты, которые связаны с трансформацией аудиовизуального контента в новой технологической среде и конвергенции традиционных СМИ на новых цифровых площадках, остаются малоизученными. Из-за быстрого изменения, которой подвержена отрасль, ученым остается пока лишь наблюдать и фиксировать изменения.

 

Методология исследования

 В 2018 г. кафедра телевидения и радиовещания в рамках исследовательского проекта факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова начала работать над темой «Трансформация контент-стратегий современного радиовещания и телевидения в цифровой среде».

Одним из этапов комплексного исследования трансформации аудиовизуальной среды в Интернете, которое проводит кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, стал анализ деятельности самых рейтинговых и цитируемых, по данным медиаизмерительных компаний Mediascope и «Медиалогия», печатных изданий на платформе YouTube осенью 2019 г. На этом локальном этапе были поставлены следующие цели: понять насколько каналы традиционных российских СМИ понимают механику работы YouTube и освоили новую площадку.

Было отобрано 15 российских газет − «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «РБК», «Спорт-Экспресс», «Метро», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «АиФ», «Независимая газета», «Российская газета», «Парламентская газета», «Завтра» и «Труд». Отбор производился на основе рейтингов самых цитируемых газет в СМИ и в социальных медиа за 2019 г.12 YouTube-аккаунты газет анализировались по количеству подписчиков, периодичности публикаций, самому популярному видео, активности аудитории, и хронометражу самого популярного видеоролика.

 

Таблица 1. Количественные показатели YouTube аккаунтов российских газет (ноябрь 2019 г.)

Газета

Дата регистрации YouTube-канала

Количество подписчиков  YouTube-канала

Количество опубликованных каналом видео

Совокупное количество просмотров видеоконтента канала (за все время существования канала)

1.

«Комсомольская правда»

 5 окт. 2006 г.

204 000

11 280

212 058 421

2.

РБК

16 нояб. 2011 г.

118 000

5 619

43 844 391

3.

«Новая газета»

22 сент. 2009 г.

109 000

2 039

53 923 582

4.

«Спорт-экспресс»

7 июн. 2007 г.

83 800

5 612

52 907 624

5.

«Коммерсантъ»

15 сент. 2011 г.

14 400

1 355

12 621 022

6.

«Московский комсомолец»

5 мая 2015 г.

11 400

497

6 572 417

7.

 «Ведомости»

2 сент. 2007 г.

10 100

854

7 991 277

8.

«Известия»

 23 мар. 2016 г.

8 650

10 950

5 427 321

9.

«Российская газета»

9 июл. 2008 г.

5 620

885

5 155 747

10.

«Аргументы и факты»

12 мар. 2014 г.

4 180

1 045

3 282 093

11.

«Парламентская газета»

20 сент. 2012 г.

2 780

2 425

1 085 841

12.

«Метро»

8 июл. 2012 г.

2 120

1 729

3 439 939

13.

«Независимая газета»

14 авг. 2014 г.

401

110

316 734

14.

«Труд»

10 окт. 2018 г.

1 подписчик.

Для сравнения -  на страницы газеты в  Facebook  2 209 подписчиков,

ВКонтакте ‑ 3 659.

 1 видео

29

 

Источник: Мониторинг ноябрь 2019 г.

 

 Результаты исследования показали, что больше всего подписчиков у YouTube-канала «Комсомольская правда» (204 тыс.), что и неудивительно, ведь этот холдинг осуществляет мультимедийную политику, запустив Радио «Комсомольская правда» и «КП ТВ». У этого канала больше всего загружено видеороликов − 11 тыс., и аккаунт у «КП» самый старый − зарегистрирован в 2006 г. На втором месте канал РБК − 118 тыс. подписчиков. На третьем месте аккаунт «Новой газеты» (109 тыс.). Затем идет «Спорт-Экспресс» с 83 тыс. подписчиками. «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия» и «Московский комсомолец» имеют примерно одинаковое количество подписчиков − чуть больше 10 тыс. Самая читаемая в России печатная газета «Метро» имеет меньше подписчиков, чем «АиФ», «Российская газета» и «Парламентская газета» − всего лишь 2 тыс. На аккаунте газеты «Труд», созданного в 2018 г., один подписчик и одно видео − «Интервью с единственной в мире «подводной художницей» Ольгой Белкиной». Газета «Завтра» не имеет своего YouTube-канала, тем не менее на этом видеохостинге представлена в достаточно интересной и динамичной форме. Программа «Планерка» выходила на канале «День ТВ» несколько лет назад − это видеофиксация планерки газеты, где обсуждается следующий номер издания. Такая форма набирала до 2 тыс. просмотров. На YouTube-канале «День ТВ» также размещены записи бесед главного редактора газеты Александра Проханова с различными экспертами.

 

Контент-наполнение каналов

 Основной контент YouTube-каналов выбранных газет − это новостные видео, интервью и пресс-конференции, проходящие в издании, любительская видеозапись, фиксирующая новость, Instagram-шоу, трансляции в социальные сети. Проще приходится членам мультимедийных холдингов, где производится видеоконтент. Это, в первую очередь, газета «Комсомольская правда»: «Любимую «Комсомолку» можно не только читать и слушать, но и смотреть! Здесь − прямые эфиры со всего света, эксклюзивные интервью журналистов «Комсомольской правды», видеоновости от «Комсомолки», трогательные истории, взорвавшие YouTube − про любовь, верность и жизнь, как она есть. Главные новости России в видеоформате», − говорится на официальном аккаунте газеты13. РБК также является крупнейшим российским деловым медиахолдингом, который представлен на всех ключевых контентных платформах − в Интернете, на телевидении и в прессе. Соответственно для YouTube-канала РБК есть производитель видеоконтента − «Новости и аналитика для тех, что хочет быть в курсе и принимает решения»14. «Новая газета» экспериментирует с различными видеоформатами − от простых видеороликов (так называемых live  («живая камера») до интервью и небольших документальных фильмов определенной тематики − «Мы собрались здесь потому, что нам не все равно, в каком государстве мы будем жить, какую прессу читать и какие права иметь»15. МК делает упор на контент (небольшие актуальные live), а не на площадку, хотя аккаунт называется МК-TV, как отдел, созданный несколько лет назад в газете − «Это всегда авторский, независимый и эмоциональный взгляд на события в стране и мире. Освещаем ярче!»16.

На аккаунте «Российской газеты», который связан с сайтом медиа, публикуются новости, интервью первых лиц, комментарии экспертов, видеорепортажи. Все достаточно сдержанно, так как это общественно-политическое издание, учрежденное Правительством РФ  — после публикации в «РГ» вступают в силу государственные документы. Такой же официальный контент можно встретить на аккаунте «Парламентской газеты» − интервью первых лиц государства, комментарии экспертов, пресс-конференции, отчеты парламентских корреспондентов.

 «АиФ» старается разнообразить свой аккаунт «Лучшие видео за всю историю сайта. Здесь: эксклюзивные интервью журналистов «АиФ», видеоновости, трогательные истории»17, а также репортажи «Люди и истории», яркие моменты из спорта, цикл интервью с экспертами фитнес упражнения, рецепты, тест-драйв и много другое. Для удобства пользователей сформированы тематические плейлисты.

 Хочется отметить пример газеты «Известия» − в 2019 г. популярность медиа, входящих в МИЦ «Известия», оказалась рекордной. «Больше, чем газета! Быстрее, чем телевидение!»

IZ.RU − новостной интернет-портал Мультимедийного информационного центра «Известия», самый крупный по значимости проект холдинга «Национальная Медиа Группа». Объединенная редакция новостных служб телеканала РЕН ТВ, «Пятого канала» и газеты «Известия», самая большая корреспондентская сеть в стране и попытка давать самые оперативные новости во всех форматах.

Портал регулярно входил в тройку популярных интернет-СМИ, газета стабильно удерживала лидерство в рейтинге самых цитируемых печатных изданий, а молодой телеканал «Известия» продемонстрировал прирост аудитории. По данным рейтинга «Медиалогии», газета «Известия» стабильно возглавляла топ самых цитируемых печатными СМИ, агентствами, телеканалами и радиостанциями газет за 2019 г. Второе и третье места по цитируемости в разное время разделяли «Коммерсантъ», «Российская газета» и «Ведомости». На протяжении 2019 г. портал IZ.RU регулярно входил в топ-3 самых посещаемых новостных ресурсов по версии LiveInternet. Совокупная онлайн-аудитория холдинга выросла на 13% и составляет более 45 млн человек в месяц. Просмотры увеличились на 21%, а рост просмотров видео сайта IZ.RU достиг рекордного уровня – 25%. Телеканал «Известия» представлен в пакетах крупнейших кабельных и спутниковых операторов, в сетях региональных кабельных операторов, а в Москве и области доступен также в наземном эфирном вещании. В 2019 г. видеоновости «Известий» появились также в мобильном приложении программы лояльности «Город» для пользователей карты «Тройка». Ролики IZ.RU внедрены в блоке смешанного контента приложения. В приложении появилась информацию о самых важных событиях в стране и мире, материалы о спорте, культуре, а также 3D и видеоролики, подготовленные редакцией «Известий». В пресс-центре МИЦ «Известия» проходят много мероприятий от пресс-конференций, круглых столов и дискуссионных клубов до прямых трансляций, модераторами которых выступают телеведущие МИЦ, и где приняли участие более 500 спикеров.18

 

Самые просматриваемые видео на аккаунтах

Для того, чтобы понять, насколько эффективны YouTube-каналы выбранных газет и что из их содержания востребовано аудиторией, мы рассмотрели самые популярные видеосюжеты на аккаунтах с точки зрения активности аудитории и монетизации.

 

Таблица 2. Самые просматриваемые видео YouTube-аккаунтов российских газет (ноябрь 2019 г.)

Газета

Название самого популярного видео

Дата публикации

Количество просмотров

Количество «Лайков» (отметок «нравится»)

Количество «Дизлайков» (отметок « не нравится»)

Количество «Комментариев», оставленных пользователями

Хронометраж видеоматериала

Монетизация (встроенная реклама YouTube)

1.

 

«Новая газета»

«Никто не ожидал от КАМАЗа такого»

(живая запись)

14 июл. 2014

7 000 000

 

26 000

5 500

1379

3.41

откл.

«Рассказ бывшей пленницы боевиков ИГ (21+)»

10 янв. 2016

4 000 000

откл

откл

откл

8.23

откл

2.

«Комсомольская правда»

«Самая толстая дама в мире нашла свою любовь»

(сюжет)

25 окт. 2018

5 200 000

5400

1 700

262

2.14

откл.

3.

«Спорт-экспресс»

«Хоккеистки России заставили смолкнуть трибуны, освистывающие российский гимн. Женский МЧМ 2017»

19 февр. 2018

3 600 000

43000

2300

2 185

1.10 мин

откл.

4.

«Коммерсантъ»

«Как задержали Шакро Молодого (ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ВИДЕО)» (оперативная запись)

2 2 июл. 2016

2 300 000

5 200

1000

964

4.00

откл.

5.

«Московский комсомолец»

«Арнольд Шварценеггер притворился восковой копией в музее Мадам Тюссо и прогулялся по улицам» (сюжет − репост в поддержку фильма Терминатор)

18 июн. 2015

1 900 000

27 000

471

657

3.07

вкл. (после ролика)

6.

«Российская газета»

«Через терминалы вывели миллиарды» (оперативная запись)

1 мар. 2013

1 700 000

5 000

1 300

848

18.19

откл.

7.

РБК

«Штурм дома Алмазбека Атамбаева. Главное. Спецназ штурмует дом бывшего президента Киргизии»(сюжет)

7 авг. 2019

1 200 000

5 600

928

2 483

5.22

откл.

8.

«Метро»

«Ураган в Москве» (живая запись)

29 мая 2017

751 000

1 700

490

откл.

2,57 мин

откл.

9.

«Ведомости»

«Медведев против Путина»

(Противоречивые высказывания тандема по разным вопросам − подборка)

28 мар. 2011

657 000

1 700

500

303

6.33

откл.

10.

«Известия»

«Как это было —  авария на Чернобыльской АЭС» (мини документальный фильм)

26 апр. 2019

258 000

7 900

315

904

7.20

откл.

11.

«Аргументы

и факты»

«Тормозной башмак останавливает ж.д. вагоны» (живая запись)

14 июл. 2016

230 000

589

76

67

0.48

откл.

12.

«Парламентская газета»

«Ангелы Чернобыля» (документальный фильм)

23 апр. 2016

127 079

1 400

72

238

40.35

откл.

13.

«Независимая газета»

«Салон «Expo 1520». Вся подвижная экспозиция с борта поезда Satdler Aeroexpress»

2 сент. 2015

45 171

61

21

0

0.50 мин

откл.

14.

 «Труд»

«Интервью с единственной в мире «подводной художницей» Ольгой Белкиной»

11 окт. 2018

27

1

0

1

7.15

откл.

Источник: Мониторинг ноябрь 2019 г.

 

Больше всего − 7 млн просмотров − набрал четырехминутный ролик (простая видеосъемка с автомобильного показа) «Новой газеты» 2014 г. «Никто не ожидал от КАМАЗа такого» (при 26 тыс. лайках, 5,5 тыс. дизлайков и больше тысячи комментариев) − он почти в два раза обогнал второй по популярности восьмиминутный ролик (интервью) на этом канале − «Рассказ бывшей пленницы боевиков ИГ (21+)» − всего 4 млн просмотров (с отключенными лайками, дизлайками и комментариями). Это почти столько же, сколько у самого популярного двухминутного ролика (сюжет) «Комсомольской правды» − «Самая толстая дама в мире нашла свою любовь» (при 5,5 тыс. лайков, 2 тыс. дизлайков и более 250 комментариев) и самого просматриваемого минутного видеоотрывка (простая любительская запись) «Спорт-Экспресс» − «Хоккеистки России заставили смолкнуть трибуны, освистывающие российский гимн» (43 тыс. лайков, 2,3 тыс. дизлайков, 2 тыс. коммент). Больше миллиона набрали самые популярные видео «РБК», «Коммерсантъ», «МК» и «Российской газеты». Примечательно, что наиболее востребованные видеоматериалы на аккаунтах «Парламентской газеты» и газеты «Известия» связаны с Чернобылем − небольшие документальные фильмы, посвященные трагедии на атомной электростанции. Не менее интересно, что самые популярные видео у «Коммерсанта», «Российской газеты» и «РБК» связаны с работой правоохранительных органов и спецназа. В первых двух случаях − это простая оперативная съемка во время задержания и обыска, а в последнем − сюжет о штурме дома Алмазбека Атамбаева. Три самых востребованных материала связаны с техникой − это вышеупомянутый сюжет о КАМАЗе от «Новой газеты», любительское видео о том, как «тормозной башмак останавливает ж.д. вагоны» от «АиФ», и любительская съемка «Салон «Expo 1520». Вся подвижная экспозиция с борта поезда Satdler Aeroexpress» от «Независимой газеты».

Из исследования видно, что на аккаунтах газет пользуются популярностью материалы небольшого временного формата − от 48 секунд до восьми минут. Длиннее смотрели только оперативную съемку обыска от «РГ» (18 мин) и документальный фильм «Ангелы Чернобыля» (40 мин) «Парламентской газеты».

Также напрашивается вывод, что у аудитории каналов газет больше всего востребована простая видеофиксация события (так называемый live) трогательная, тепло патриотическая, удивляющая, смешная или пугающая. Практически то, что нащупала «КП» − «трогательные истории, взорвавшие ютуб — про любовь, верность и жизнь, как она есть». 19

 

 Основные выводы

Результаты исследования говорят об активности газет и их аудитории на площадке YouTube. По результатам анализа  просмотров и подписки, каналы достаточно востребованы пользователями. Видеоматериалы набирают по несколько миллионов просмотров.

Совершенно очевидно, что газеты пока только «нащупывают» процессы, происходящие в digital, и пока не могут конкурировать с популярностью топовых блогеров.

Основной контент YouTube-каналов выбранных газет − это новостные видео («Главные новости России в видеоформате»), сюжеты, комментарии экспертов, интервью и пресс-конференции, проходящие в издании, любительская видеозапись, фиксирующая новость или действие, репортажи, документальные фильмы, Instagram-шоу, трансляции в социальные сети. Создается впечатление, что у изданий нет особой редакционной политики в отношении площадки, − и на каналы заливается все, что найдется, когда о нем вспоминается.

 Проще приходится членам мультимедийных холдингов, где производится видеоконтент («КП», «Известия», РБК и др.). Интересен мультимедийный опыт МИЦ «Известия», и разнообразный контент аккаунта «АиФ».

Из исследования видно, что у аккаунтов газет, как правило, пользуются популярностью короткие, простые в плане технического воплощения трогательные, тепло патриотические, удивляющие, смешащие или пугающие истории (где, как правило, отключена монетизация).

 

 



Примечания

  1. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям / под общей ред. В.В. Григорьева. М., 2019. С. 7.
  2. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России.  Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 15.01.2019).
  3. Россияне стали меньше смотреть телевизор и читать газеты, показал опрос. РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20190919/1558842455.html  (дата обращения: 19.09.2019)
  4. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России.  Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 15.01.2019).
  5. Media Consumption Forecasts 2019. Режим доступа: https://www.zenithmedia.com/product/media-consumption-forecasts-2019/(дата обращения: 20.12.2019).
  6. User share of YouTube in Russia in 2019, by age and use frequency. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1076092/youtube-use-in-russia-by-age-and-frequency/ (дата обращения: 25.09.2019).
  7. Reuters Institute Digital News Report. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf(дата обращения: 05.12.2019)
  8. Поют, но не танцуют. Режим доступа:  https://gipp.ru/news/wan-ifra/ (дата обращения: 07.03.2019).
  9. Конвергенция: кто будет жить теперь по-новому?   Режим доступа:  https://gipp.ru/news/wan-ifra/ (дата обращения: 17.12.2019).
  10. Рынок прессы: издания выживают за счет онлайна. Режим доступа: https://gipp.ru/news/novosti-otrasli/rynok-pressy-izdaniya-vyzhivayut-za-schet-onlayna/?sphrase_id=2672 (дата обращения: 19.12.2019).
  11. Рынок прессы 2019: печатные издания выживают за счет онлайна Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/itogi-goda-na-rynke-pressy-41039.html (дата обращения: 19.12.2019).
  12. Рейтинг цитируемых газет − ноябрь 2019. Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/6958/#gazeti © Медиалогия (дата обращения 20.12.2019).
  13. Официальный YouTube аккаунт газеты «Комсомольская правда». Режим доступа: https://www.youtube.com/user/kpru/about (дата обращения 13.12.2019).
  14. Официальный YouTube аккаунт РБК. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/tvrbcnews/about (дата обращения 13.12.2019).
  15. Официальный YouTube аккаунт «Новой газеты». Режим доступа: https://www.youtube.com/user/novayagazeta/about (дата обращения 14.12.2019).
  16. Официальный YouTube аккаунт «МК-ТВ». Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCeQwO51E6JyGIKL0_vtM7AQ/about (дата обращения 14.12.2019).
  17. Официальный YouTube аккаунт «АиФ». Режим доступа: https://www.youtube.com/user/argumentyfakty/about(дата обращения 14.12.2019).
  18. Итоги года МИЦ «ИЗВЕСТИЯ» Режим доступа: https://gipp.ru/news/rossiyskie-izdateli/itogi-goda-mits-izvestiya/(дата обращения: 27.12.2019).
  19. Официальный YouTube аккаунт газеты «Комсомольская правда». Режим доступа: https://www.youtube.com/user/kpru/about (дата обращения 13.12.2019).

 

Библиография

 Аникина М.Е. (а) Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2592

Аникина М.Е. (б) Многополярность журналистского мира на начале XXI века: эмпирические свидетельства и академические обобщения // МедиаАльманах. 2019. №. 6.

Вартанова Е.Л. К вопросу о рамках теоретического анализа и национальных особенностях медиасистемы России // МедиаАльманах. 2019. № 2. С. 8–18. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.818

Волкова И.И. Телеканалы на YouTube: причины неэффективности // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 6–8 февр. 2019 г. Москва, 2019. С. 468–469.

Дугин Е.Я., Куприянов О.А. Модели взаимодействия телевидения с аудиторией: между новыми и традиционными медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 72–83.

Круглова Л.А. Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 3. С. 61−71.

Макеенко М.И., Вырковский А.В. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. М.: МедиаМир, 2014.

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 3. С. 3–16. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2018.316

 

Barker M., Turnbull S., Mathijs E. (eds.) (2014) Editorial Introduction. Participations: Journal of Audience and Participation Studies 11 (1): 1−4. Режим доступа: http://www.participations.org/Volume%2011/Issue%201/contents.htm

De Prato, G., Sanz, E., Simon, J.P. (eds.) (2014) Digital Media Worlds. The New Economy of Media. New York: Palgrave Macmillan.

Nienstedt H.-W., Wilczek B. (eds.) (2013) Journalism and Media Convergence. Berlin/Boston: De Gruyter.

Vartanova E.L. (2019) Russian Media: A Call for Theorising the Economic Change. Russian Journal of Communication 11 (1): 22−36. DOI: 10.1080/19409419.2019.1572531

Vartanova E.L., Vyrkovskiy A.V., Makeenko M.I., Smirnov, S.S. (2016) The Russian Media Industry in Ten Years: Industrial Forecasts. Westminster Papers in Communication and Culture 11 (1): 65–84. DOI: http://doi.org/10.16997/wpcc.221