Languages

You are here

Специфика формирования международной повестки дня глобальными новостными телеканалами

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Гикис С.Н., Асхабова М.Х. Специфика формирования международной повестки дня глобальными новостными телеканалами  // Медиаскоп. 2020. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2626
DOI: 10.30547/mediascope.2.2020.10

 

@ Гикис Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики, медиакоммуникаций и связей с общественностью Пятигорского государственного университета (г. Пятигорск, Россия), gikissvetlana@mail.ru

@ Асхабова Мадина Хамзатовна

выпускница Института международных отношений Пятигорского государственного университета (г. Пятигорск, Россия), Madinaas.1997@mail.ru

 

 Аннотация

В статье представлены результаты исследования формирования международной повестки дня глобальными новостными медиа. В рамках данного исследования специфики редакционной политики телеканаловBBC World News и Russia Today использованы метод факторного анализа, методы компаративного и контент-анализа. Полученные данные позволили сформулировать модель факторов (десять основных критериев), влияющих на формирование повестки дня современными медиа, провести анализ международной повестки дня в представлении сотрудников BBC World News и подходов к созданию международной повестки дня на телеканале Russia Today.

Ключевые слова: теория повестки дня, международные медиа, глобальные новости, информационные поводы.

 

Введение

Глобализационные процессы и развитие интернет-коммуникаций на рубеже XXXXI вв. привели к формированию единой информационно-коммуникационной среды, в которой, с одной стороны, функционируют и конкурируют многочисленные медиа, с другой, их сотрудники получили оперативный доступ к информации о происходящем в разных регионах и странах мира, что актуализировало проблему отбора тем для эфира. В условиях, когда медийные возможности при подготовке эфира либо публикации статей в ежедневном формате объективно ограничены заранее заданной продолжительностью выпуска новостей и психологическими свойствами аудитории (ее стремлением избегать информационной перегрузки), в центре внимания редакционных коллективов закономерно оказался вопрос выбора сюжетов для выпуска новостей либо текстов для печатных медиа, т.е. вопрос формирования медийной повестки дня.

В XXI в. предложенная в начале 1970-х гг. теория повестки дня переживает новый этап развития, что отражается в увеличении числа научных публикаций теоретического характера на эту тему. Вместе с тем, практические исследования особенностей формирования повестки дня разными типами медиа в настоящее время проводятся нечасто, в особенности, в отечественной науке. Работы, анализирующие создание международной повестки дня в медиа, и вовсе публикуются в единичных экземплярах, в то время как интерес к ней у глобальной сетевой аудитории возрастает из года в год.

С учетом изложенного, представляется актуальным проанализировать методы, подходы, особенности формирования международной повестки дня на таких популярных глобальных новостных телеканалах, как британский BBC World News и российский Russia Today.

 

Теория и методологические основы исследования

Исследования проблемы формирования повестки дня имеются и в отечественной, и в зарубежной науке. Первоначально теория повестки дня была создана на Западе в начале 1970-х гг. и развивалась именно там. Ее основателем стал американский ученый М. Маккомбс (2014), рассуждавший о центральной роли СМИ в формировании общественного мнения, включая психологическое объяснение их влияния на общественную повестку дня. Проблематика повестки дня в зарубежной науке получила освещение в работах Д. Диринга и Э. Роджерса (2015), анализировавших отражение социальных вопросов в повестке дня СМИ, а также их переход из медийной повестки в общественную и политическую и наоборот. В последние годы появились научные публикации Н. Аругет (2017) о гипотезе установления повестки дня в условиях современной медиасреды, К. Дурю (2018) о релевантности теории повестки дня применительно к журналистской практике XXI в., К. Фаласка (2018) о медиаэффектах повестки дня и т.д.

В России основные исследования в области повестки дня появились уже в XXI в. Наиболее развернутыми и фундаментальными из них оказались диссертации А.Ю. Гарбузняк (2016), посвященной интерпретации реалий политической жизни страны в повестке общероссийской прессы; Ю.П. Беленькой (2015), рассматривающей телевизионные новости как средство формирования региональной информационной повестки; и А.А. Новак (2018) об особенностях повестки дня региональных изданий. Общетеоретические аспекты формирования повестки дня рассматриваются в публикациях И.М. Дзялошинского и М.И. Дзялошинской (2017) о медийной повестке и личной повестки дня, А.А. Казакова (2015) о соотношении теории повестки дня и фрейминга и пр.

Теоретико-методологическую основу проведенного исследования составил метод факторного анализа, необходимый для формирования актуальной модели из наиболее значимых факторов, непосредственно влияющих на установление повестки дня в современных средствах массовой информации, а также методы компаративного и контент-анализа публикаций глобальных медиа, позволившие выявить сходства и различия в формировании повестки дня в разных странах.

В статье представлены результаты анализа материалов глобальных новостных телеканалов – британского BBC World News и российского Russia Today за октябрь‒декабрь 2019 г., позволяющего выделить ключевые направления в международной повестке данных редакций. Выбор обусловлен высокой популярностью этих телеканалов в мире, их концептуальным сходством как глобальных медиа при разнице в стране происхождения.

Факторный анализ формирования повестки дня в медиа позволил прийти к ряду выводов и сформулировать свои представления о том, от чего зависит этот процесс. Представляется необходимым сформулировать модель факторов или критериев, влияющих на формирование повестки дня современными медиа. Таких критериев можно выделить десять:

1) хронологический, т.е. отбор материалов в повестку дня происходит в зависимости от времени происшествия того или иного события, чем его меньше прошло – тем больше шансов попасть в эфир;

2) территориальный, здесь учитывается как географическая близость события редакции медиа, так и то, какого рода отношения связывают страну происхождения редакции с интересующим ее государством;

3) личностный, распространенной практикой в медиа стало формирование новости вокруг высказывания или поступка какой-либо известной личности;

4) соответствие журналистского сообщения тому, какая сфера общественных отношений в повестке дня должна быть приоритетной;

5) тональность новости, в частности, в выпуски новостей, начинающиеся с сообщения о серьезной катастрофе с жертвами, редко включаются позитивные, жизнерадостные сюжеты;

6) наличие в новости угроз и негативных прогнозов (связано с тем, что в определенные периоды медиа может быть выгодно формировать у аудитории представление о том, что существует некая внешняя угроза для ее мобилизации и иных подобных целей);

7) доля сенсационного и шок-контента в материалах журналистов;

8) мультимедийность, т.е. наличие в журналистском материале эксклюзивного видео, аудиозаписей, инфографики и иных подобных элементов, вызывающих дополнительный интерес у аудитории;

9) наличие в журналистском материале оперативного событийного инфоповода и количество уже отобранных таких материалов для выпуска;

10) наличие специфических редакционных проблемно-тематических интересов, т.е. разрабатываемых редакцией конкретного медиа тем и сюжетов, при соответствии которым журналистский материал с большей степенью вероятности попадет в эфир.

Представленные десять критериев отбора материалов для повестки дня учитываются современными медиа при формировании собственных повесток, а также могут использоваться для выявления особенностей повесток дня каждого из них.

 

Международная повестка дня в представлении сотрудников BBC World News

Осознанное и целенаправленное формирование повестки дня является характерной чертой всех крупных современных медиа, при этом глобальные средства массовой информации в силу охвата своей аудитории сосредоточены в значительной степени на международной повестке. Вместе с тем, подходы к ее формированию разнятся в зависимости от территориальной принадлежности медиа и политики редакции. Рассмотрим, как это происходит на новостном телеканале BBC World News.

BBC World News (далее ‒ BBC) – коммерческий 24-часовой новостной и информационный канал BBC, транслируемый на английском языке в более чем 200 странах и территориях по всему миру, занимающийся международной повесткой. Его еженедельная аудитория составляет 84 млн человек, он доступен в домах, гостиничных номерах, на круизных судах, авиакомпаниях и в мобильных сетях, принадлежит и управляется BBC Global News Ltd., и финансируется за счет подписных и рекламных доходов1.

Структурно международная повестка дня на BBC делится на несколько блоков по территориальному и содержательному признаку. Территориально новые журналистские материалы ежедневно публикуются в разделах «Африка», «Азия», «Австралия», «Европа», «Латинская Америка», «Ближний Восток», «США и Канада». По содержательному признаку выделяются разделы «Главное» (12 сюжетов), «Детали и аналитика» (5 материалов), «Посмотреть/Послушать» (5 аудиозаписей или видеороликов), «На случай, если вы это пропустили» (5 сюжетов за неделю), «Последние обновления» (бесконечная лента новостей от самой последней к более ранним), «Вокруг ВВС» (сюда попадают публикации, подготовленные другими департаментами компании – к примеру, BBC Travel, BBC Culture, BBC Earth, BBC Worklife и пр.).

Принцип отбора новостей в «Главное», т.е. то, что первым видит зритель, не является хронологическим – в нем можно увидеть сюжеты, подготовленные и 10 минут, и 10 часов назад в произвольном порядке. Он также не является географическим, т.к. в него включаются новости из разных регионов мира, иногда – по несколько новостей из одного региона или одной страны.

По данному принципу происходит отбор сюжетов и в другие содержательные рубрики «Детали и аналитика», «Посмотреть/Послушать», «На случай, если вы это пропустили», «Вокруг ВВС», при этом в них можно заметить такие закономерности, как а) повышенный интерес к проблеме изменения климата; б) внимание к культурному многообразию, сюжеты, объясняющие особенности проживания и поведения жителей далеких от Великобритании стран; в) познавательно-просветительская тематика – часть журналистских материалов посвящена удивительным фактам, конкурсам, техническим новинкам, социологическим опросам и экспериментам. Единственная рубрика BBC, в которой публикация материалов происходит строго по хронологическому принципу, – это «Последние обновления».

Анализ формирования повестки дня в ВВС по десяти критериям показал следующие результаты.

1. Хронологический критерий в повестке дня BBC. Международная повестка дня BBC в значительной степени формируется вокруг событий, происшедших за последние сутки, иногда включает в себя анонсы предстоящих событий (политического или спортивного характера). Количество отбираемых материалов напрямую зависит от дня недели: в выходные это может быть в среднем 15‒20 журналистских материалов, причем практически все они публикуются в ночное время (с 22:00 до 5‒6 утра), тогда как в будни выпускается в среднем по 60‒70 журналистских материалов, причем последовательно в течение всего дня по мере их подготовки, иногда – по три‒четыре публикации за 10‒15 минут. Объяснить это различие в количестве публикаций можно снижением интереса аудитории к оперативным новостям в выходные дни.

2. Территориальный критерий в повестке дня BBC. BBC оправдывает свое название и действительно публикует новости из всех регионов, стран и континентов мира, включая Антарктиду. В процентном соотношении до половины всех новостей относятся к странам, входящим в британское Содружество наций, возглавляемое английской королевой: среди них по частоте упоминаний лидируют Новая Зеландия, Австралия, Индия и Южно-Африканская Республика (как наиболее крупные и/или экономически развитые).

По регионам наибольшее количество новостей сотрудники редакции выпускают об Африке (в течение недели в повестке дня этого медиа можно увидеть упоминания практически всех существующих стран этого континента), при этом особое внимание уделяется ими ЮАР и Кении по политико-экономическим соображениям. На втором месте Азия, причем, в основном, Восточная и Южная: здесь лидерами по популярности в новостях выступают Индия и Пакистан, реже – Шри-Ланка, Малайзия, Таиланд. Особый случай – Китай, о нем новости появляются ежедневно, но практически всегда в контексте темы защиты прав человека и протестных акций в Гонконге. Так же ежедневно из ближневосточного региона журналистами упоминаются Саудовская Аравия (как военно-экономический партнер Великобритании и одновременно страна с частыми нарушениями гражданских прав) и Иран (в связи с его ядерной программой).

Существенно реже, чем Африке и Азии, журналисты BBC уделяют внимание странам Европейского союза и Восточной Европы, включая Украину и Россию (меньше 20% эфира в совокупности), и совсем редко – Латинской Америке (в основном, если в ней произошли какие-то масштабные трагедии). В повестке дня BBC редко появляется Канада, однако Соединенные Штаты являются безусловным лидером среди всех стран мира, упоминаемых на BBC (им посвящается около 10‒15 журналистских материалов ежедневно).

3. Личностный критерий в повестке дня BBC. Только четверть повестки дня на BBC занимают журналистские материалы, посвященные действиям, высказываниям либо описанию судьбы одного человека, для которых важны его личность и его имя. Остальные связаны с событиями или проблемами, не имеющими выраженного личностного измерения.

Структурно личностные материалы в повестке дня BBC можно разделить на четыре группы: посвященные высказываниям известных политических деятелей (5‒10% от всех, лидером по упоминаниям является Д. Трамп), посвященные судам или расследованиям в отношении должностных лиц в разных странах (примерно треть от всех публикаций), некрологи об известных людях и материалы о судьбе неизвестных широкой публике лиц и проблемах, с которыми они столкнулись (более половины всех личностных публикаций BBC).

4. Основные сферы общественных отношений в повестке дня BBC. Лидирующей сферой общественных отношений в повестке дня BBC выступает правосудие: суды над политическими деятелями в разных странах, над активистами, сотрудниками разведки; подготовка к таким судам, расследования, судьба осужденных после приговора, амнистия и возвращение в родную страну. Сопоставимый правосудию объем публикаций посвящен социальным проблемам жителей разных стран, включая бедность, нарушение гражданских прав, различные гуманитарные аспекты. Политическая проблематика вне контекста социальных проблем и правосудия не является приоритетом BBC, ее доля около 15%. Культура, наука, экономика, спорт, шоу-бизнес упоминаются в эфире эпизодически.

5. Тональность выбранных тем в повестке дня BBC. Редакция стремится придерживаться нейтрального освещения тем, сообщая о них как о фактах без эмоциональной оценки. На долю условно негативных и условно позитивных новостей приходится примерно по 10‒15% объема повестки дня.

6. Наличие в новостях угроз и негативных прогнозов в повестке дня BBC. Негативное прогнозирование в любом виде не является критерием отбора материалов для повестки дня: редакция явно сосредоточена на уже случившихся, а не на будущих событиях, и предпочитает выражать осторожный оптимизм, публикуя новости о них.

7. Доля сенсационного и шок-контента в повестке дня BBC. Подобного рода контент не характерен, т.к. противоречит стремлению редакции к сдержанному освещению событий.

8. Мультимедийность как критерий отбора материала в повестке дня BBC. В повестке дня BBC присутствуют единичные материалы, для которых главное – это наличие эксклюзивного видео о героях публикации. Как правило, это короткие позитивные эмоциональные видео социально-гуманистического характера, призванные возродить веру в людей и их помощь у аудитории медиа.

9. Доля публикаций без оперативного событийного инфоповода в повестке дня BBC. Около 90% повестки дня сформирована новостями о событиях последних дней, в основном – последних суток. Периодически в нее включаются материалы, посвященные событиям прошлого, – они публикуются в годовщину этих событий.

10. Наличие специфических редакционных проблемно-тематических интересов в повестке дня BBC. К подобным интересам можно отнести проблематику нарушений и защиты прав человека в разных странах, способы борьбы с бедностью, судебные процессы по делам политических деятелей, виновных в массовой гибели людей либо в коррупции, а также заботу об экологии и борьбу с изменениями климата.

В целом, можно констатировать, что повестка дня на BBC в значительной степени формируется на основе новостей последних суток из стран, входящих в британское Содружество наций либо США; четверть из них связана с конкретными личностями, основная проблематика – правосудие, социальные проблемы жителей разных стран, включая защиту прав человека, и экология. Редакция стремится к нейтральной оценке событий, без акцента на угрозы, негативные прогнозы и сенсационные события, иногда – с добавлением эксклюзивных эмоциональных видео социально-гуманистического характера о позитивных событиях в жизни отдельных людей.

 

Подходы к созданию международной повестки дня на телеканале Russia Today

Международная повестка дня имеет особое значение не только для зарубежных, но также и для специально созданного российского глобального медиа – телеканала Russia Today (далее ‒ RT). RT – это финансируемая из государственного бюджета Российской Федерации телевизионная сеть, включающая в себя восемь новостных и документальных телеканалов, круглосуточно вещающих из Москвы на английском, арабском, русском и испанском языках, они также выходят в эфир из студий в Лондоне, Вашингтоне, Париже. Телеканал RT доступен в режиме 24/7 700 млн зрителей из более 100 стран мира, при этом 100 млн зрителей смотрят его каждую неделю. Он также занимает 1 место среди международных информационных телеканалов на видеохостинге YouTube, в 2013 г. первым преодолел отметку в миллиард просмотров, и к 2020 г. его общее количество просмотров превысило 9 млрд – по этому показателю он опережает BBC, Al Jazeera, Euronews и в целом является лидером по популярности среди неанглосаксонских медиа2.

Структурно международная повестка дня на RT делится на несколько блоков. Основной блок новостей сформирован по хронологическому признаку – самая последняя новость находится выше всех и имеет самую большую иллюстрацию, под ней располагается бегущая строка, которая включает в себя быстро меняющиеся заголовки шести новостей. В отличие от зарубежных медиа, главные новости на RT имеют исключительно политический характер и освещают деятельность политических деятелей и государственных институтов в разных странах мира.

В отдельный блок справа вынесены девять журналистских материалов под рубрикой Op-ed, т.е. выражающих не общее мнение или позицию редакции, а чьи-либо еще рассуждения или комментарии по актуальным темам. В отличие от обычных новостей, материалы в этой рубрике всегда подписаны, и у зрителя имеется возможность ознакомиться с другими материалами автора той или иной публикации.

По аналогии с BBC проанализируем особенности формирования повестки дня на телеканале RT в основном новостном блоке по тем же десяти критериям.

1. Хронологический критерий в повестке дня RT. На RT журналистские материалы публикуются строго в хронологической последовательности в порядке их готовности. Вместе с тем, существенным отличием RT от ВВС, является формирование ее повестки дня не вокруг событий, а вокруг высказываний/комментариев об актуальных событиях, и материалы RT в большинстве своем готовятся в течение суток после того, как такое высказывание было сделано. Следует отметить, что у порядка 50% материалов RT цитата из высказывания выносится в заголовок всей новости.

2. Территориальный критерий в повестке дня RT. По этому критерию RT ‒ россиецентричное медиа, у которого 20‒25% публикаций в повестке дня непосредственно связаны с Россией. Немногим меньше внимания на RT уделяют США, третье место по популярности (12‒15% публикаций) занимает Индия в силу наличия различных совместных российско-индийских проектов.

Европейское направление в повестке дня RT занимает около 22‒25% эфира, здесь лидерами по числу упоминаний выступают Франция и Украина. На долю Азии (включая Индию) приходится около 20‒22% международной повестки дня. Практически ежедневно публикуются материалы о странах Латинской Америки (2‒3 публикации), крайне редко или совсем не упоминается в рамках ежедневной повестки дня Африка, Австралия и Океания.

3. Личностный критерий в повестке дня RT. Доля журналистских материалов, непосредственно связанных с высказываниями или действиями одного лица, на этом телеканале занимает в среднем 50‒60 % повестки дня – такого высокого показателя нет на ВВС. При этом основными цитируемыми личностями на RT выступают действующие и бывшие политические деятели – почти 3/4 случаев, чаще других – В.В. Путин. Иногда это непосредственные участники событий, социальных протестов, расследований и пр.

4. Основные сферы общественных отношений в повестке дня RT. Телеканал RT в существенной мере сосредоточен на политической повестке – до половины всех материалов посвящены именно ей, и она косвенно присутствует в значительной части публикаций по другим темам (к примеру, спорт). Вторая по популярности сфера – это криминал, включая происшествия в разных странах со смертельным исходом, следствие – розыск и арест преступников, а также суды над ними (в отличие от ВВС, где правосудие – тоже один из тематических приоритетов, RT сосредоточен на делах, обвиняемыми в которых выступают не политики, а неизвестные широкой публике граждане: террористы, убийцы, грабители и пр.). Существенно меньше внимания на телеканале уделяется общественной повестке (5‒10%); ежедневно публикуется по несколько материалов о культуре, науке, технологиях.

5. Тональность выбранных тем в повестке дня RT. Значительную часть ежедневной международной повестки дня на RT занимают материалы с выраженно негативной и крайне эмоциональной при этом окраской, реже в нее входят относительно нейтральные публикации, в то время как материалы позитивного характера почти не публикуются. Эмоциональность заметно отличает RT от ВВС, равно как и специфический набор слов с негативными ассоциациями: в частности, наиболее распространенными словами в заголовках RT после фамилий политиков и названий стран выступают «military» (военный), «killed» (убитый), «attack» (атака), причем в день может публиковаться по несколько заголовков о разных событиях с этими словами.

6. Наличие в новостях угроз и негативных прогнозов в повестке дня RT. Проблемно-негативистская ориентация телеканала RT при формировании повестки дня закономерно стимулирует публикацию негативных прогнозов и угроз. В основном, это касается угроз и предостережений от других стран в отношении России либо союзников России (таких, как Индия, Иран, Китай), а также заявлений о том, что перечисленные страны примут ответные меры.

7. Доля сенсационного и шок-контента в повестке дня RT. В отличие от ВВС, подача материалов на RT характеризуется существенно большей сенсационностью, используются яркие заголовки (в части из них отдельные слова и выражения могут быть написаны полностью заглавными буквами, что в сетевом этикете равносильно повышению голоса), а также специфический набор иллюстративных материалов, когда на большинстве фотографий в анонсах показаны либо взрывы, оружие, разрушения, марширующие толпы, либо эмоционально ведущие себя должностные лица, которые обычно стараются вести себя протокольно сдержанно. Все это визуально сближает современную интернет-версию RT с таблоидами, для которых сенсационность – абсолютный приоритет.

8. Мультимедийность как критерий отбора материала в повестке дня RT. Повышенное внимание к визуальной составляющей получает отражение и в подготовке видео для журналистских материалов, причем в некоторых случаях это видео запускается в момент загрузки общей страницы с новостями и привлекает внимание движением в кадре. Доля контента с акцентом на видео в общей повестке дня составляет около 7%.

9. Доля публикаций без оперативного событийного инфоповода в повестке дня RT. Как уже отмечалось, специфика RT заключается в том, что вместо событий во многих случаях приоритет отдается появлению высказывания/комментария официального лица о каком-либо событии. Публикаций без оперативного событийного повода или без нового высказывания о чем-либо значимом в повестке дня RT практически нет.

10. Наличие специфических редакционных проблемно-тематических интересов в повестке дня RT. Для международной повестки дня на RT характерны повышенный интерес к криминальным происшествиям и их расследованию в разных странах мира, в особенности к судам над террористами; а также интерес к позитивным высказываниям иностранцев о российских политических деятелях и к критике политиков тех стран, с которыми у России напряженные отношения.

В целом, можно констатировать, что международная повестка дня на RT формируется по хронологическому признаку с существенным вниманием не столько к событиям, сколько к высказываниям официальных лиц о них. Для данного россиецентричного медиа характерны постоянная публикация материалов о США и Индии, в меньшей степени – о Франции и Украине, значительно реже – о других странах, при этом около 80% эфирного времени отдается либо политике, либо криминалу – сообщениям о массовой гибели людей в разных странах, расследованиях, арестах и судах над виновниками. RT на современном этапе – это в значительной мере проблемно-негативистски ориентированное медиа с эмоциональной текстовой и визуальной подачей новостей, при этом одним из специфических интересов редакции выступает регулярная публикация позитивных высказываний иностранцев о российских политиках и критики политиков тех стран, с которыми у России напряженные отношения.

Таким образом, общими чертами в формировании международной повестки дня на ВВС и RT можно назвать интерес к событиям либо высказываниям давностью не более 2‒3 дней, политически обусловленный выбор приоритетных стран и регионов, наличие специфических редакционных интересов и стремление к использованию эксклюзивного видеоконтента.

 

Заключение

Теория повестки дня была сформирована в США М. Маккомбсом (1993) при участии Д. Шоу в начале 1970-х гг. и получила широкое распространение в мировой науке. За пять десятилетий существования она прошла эволюцию от появления идеи о наличии связи между тем, что демонстрируют масс-медиа, и тем, что считает важным аудитория, до уточнения функций масс-медиа, введения в научный оборот понятия «повестка дня», проведения многочисленных исследований и экспериментов по поводу того, как справляются с влиянием на приоритеты граждан современные СМИ. Существенное влияние на эту теорию оказало развитие интернет-коммуникаций, усложнение работы медиа в XXI в., а также тенденция к избирательному восприятию информации у аудитории и ее готовность формировать собственные, личные повестки дня, основываясь на разных медиаисточниках.

Современные концепции повестки дня фокусируются на меняющихся отношениях между медиа и аудиторией, характеризующиеся их взаимным влиянием друг на друга. Результатом этого становятся непрерывный процесс формирования повестки дня журналистами с опорой на общественную, в особенности – групповую повестку, т.е. на то, что считают значимым большие группы людей, а также процесс обратного влияния предлагаемой в медиа повестки на групповые интересы и дискуссии между гражданами. Повестка дня представляет собой выбранный сотрудниками редакции набор тем и сюжетов, предлагаемый публике в конкретный момент времени, при этом эмпирически многократно доказанный манипулятивный эффект этого явления заключается в том, что отмечаемые журналистами как важные темы после их демонстрации в эфире начинает считать такими же важными и целевая аудитория СМИ.

С учетом результатов исследования, работникам глобальных медиа целесообразно сделать международную повестку дня более сбалансированной в географическом отношении (т.е. чаще обращать внимание на другие государства, помимо приоритетных пяти-шести); в социальном отношении – т.е. следить не только за криминальными происшествиями и случаями гибели людей по всему миру, но также и за их жизнью, за тем, как они решают проблемы и реализуют полезные социально-гуманитарные инициативы; в эмоциональном отношении – т.е. постараться сократить долю негативных публикаций и негативных прогнозов в пользу либо нейтрального, либо позитивного контента, который тоже пользуется спросом у современной аудитории.

 



Примечания

  1. About BBC World News TV. ВВС. 2015. April, 4. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-radio-and-tv-12957296
  2. О канале Russia Today. Russia Today. 2019. Янв., 1. Режим доступа: https://russian.rt.com/about

 

Библиография

Беленькая Ю.П. Телевизионные новости как средство формирования региональной информационной повестки дня в электоральный период: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2015.

Гарбузняк А.Ю. Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты: дис. … канд. филол. наук. М., 2016.

Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Личная повестка дня: исследуем приоритеты аудитории // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Ч. 6. № 4. С. 465‒481.

Казаков А.А. Теория установления повестки дня vs. фрейминг: к вопросу о соотношении подходов // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2015. № 1 (76). С. 103‒113.

Новак А.А. Особенности повестки дня региональных изданий: дис. … канд. филол. наук. М., 2018.

 

Aruguete N. (2017) The Agenda Setting Hypothesis in the New Media Environment. Режим доступа: http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0188-252X2017000100035 (дата обращения: 10.01.2020)

Dearing J.W., Rogers E.M. (2015) Agenda-Setting (Communication Concepts Book 6). London: Sage Publ.

Duru C.W. (2018) The Relevance of Agenda-Setting Theory in Twenty First Century Journalism Practice. International Journal of Social Sciences and Humanities Reviews 8 (2): 66‒69.

Falasca K. (2018) Not Minimal but More Difficult to Measure: A Panel Study of Media Effects.Режим доступа: http://www.scielo.mec.pt/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1646-59542018000300003 (дата обращения: 10.01.2020)

McCombs M. (2014) Setting the Agenda: Mass Media and Public Opinion. Cambridge: Polity.

McCombs M.E., Shaw D.L. (1993) The Evolution of Agenda-Setting Research: Twenty-Five Years in the Marketplace of IdeasJournal of Communication 43 (2): 5867.