Languages

You are here

Профессиональные установки журналистов как основа формирования здоровьесберегающих медиатехнологий

Авторы материалов: 

Ссылка для цитирования: Стрига Е.А. Профессиональные установки журналистов как основа формирования здоровьесберегающих медиатехнологий // Медиаскоп. 2020. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2623
DOI: 10.30547/mediascope.2.2020.7

 

@ Стрига Елизавета Андреевна

аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия), striga_elizaveta@mail.ru

 

Аннотация

Статья отражает представление автора о том, что понимание предмета и задач профессиональной деятельности журналистами повышает её эффективность. С целью выявления профессиональных установок журналистов, продвигающих ценности здорового образа жизни в региональных СМИ, проведён опрос, в котором приняли участие 140 респондентов. Значимость исследования предопределена национальными целями повышения продолжительности жизни россиян. Профессиональная готовность журналистов к решению таких задач рассматривается как ключевой фактор реализации данной миссии.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, ЗОЖ, СМИ, журналисты.

 

Введение

Основной идеей, заложенной в программу исследования «Профессиональный опыт российских журналистов в продвижении ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ) в российских СМИ», стала наша убежденность в том, что субъективные факторы деятельности не менее важны, чем объективные данные, влекущие за собой необходимость действий по решению проблемы.

Рассмотрим вначале внешние факторы. В данном конкретном случае в качестве объективных причин продвижения ценностей здорового образа жизни среди населения рассматриваются демографические показатели: средняя продолжительность жизни россиян в 2018 г. составляла 67 лет (мужчины) и 77 лет (женщины)1, т.е. почти на десятилетие короче аналогичного европейского показателя. В последние годы смертность в стране вновь превышает рождаемость (убыль населения в 2018 г. составила 52 тыс. человек). Эти цифры настоятельно требуют решительных действий. В Послании Федеральному собранию 2020 г. президент В.В. Путин отмечает: «В 2019 году впервые в истории ожидаемая продолжительность жизни в России превысила 73 года – на восемь лет больше, чем в 2000 году. Это результат социальных, экономических изменений в стране, развития массового спорта, продвижения ценностей здорового образа жизни <…> Судьба России, ее историческая перспектива зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, черезпять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности будут для них опорой в жизни»2. В разработанном Минздравом России проекте «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года»3 приводится новое определение понятия «здоровый образ жизни»: «Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на предупреждение возникновения и развития неинфекционных заболеваний и характеризующийся исключением или сокращением действия поведенческих факторов риска, к числу которых относятся употребление табака, вредное потребление алкоголя, нерациональное питание, отсутствие физической активности, а также неадаптивное преодоление стрессов»4. Это новое определение существенно расширило и приблизило к российской реальности формулировку Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»5.

Исходные положения исследования базировались на современных концепциях здоровья, здоровьесбережения, здорового образа жизни. Здоровье – важнейший компонент бытия, а сохранение и укрепление здоровья – индивидуальная ответственность каждого человека и его семьи. Так как феномен ЗОЖ исследуют многие отрасли науки, то и определения ЗОЖ изобилуют разнообразием: совокупность личных и социальных практик сохранения или достижение здоровья; единство всех видов индивидуальной и социальной человеческой деятельности, а также природных, социальных и культурных условий, обеспечивающих достижение максимально возможного физического, духовного, социального развития человека; особое искусство, связанное с умением сохранять свою жизнь на основании наблюдений над самим собой; это продуманное сбережение и созидание своего здоровья; деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека и др. (Афанасьева, Воробьев, 2013; Быховская, 2000: 86; Гиппократ, 1998; Гурвич, 1997; Иванова, 2009; Кант, 1994; Кассирер, 1997; Лисицын, Сахно, 2008: 125; Рагимова, 2012: 15; Розин, 2011: 12). Данные научные представления о сущности и компонентах ЗОЖ дают возможность сопоставить их с тезаурусом журналистов, пишущих на эту тему, оценить их готовность к отражению реалий во всей полноте их бытия.

Об исключительной актуальности состояния и отношения к ЗОЖ в России свидетельствует широкий интерес к нему специалистов различных отраслей. ЗОЖ изучают экономисты (Образцова, 2010), медики (Быховская, 2000), педагоги (Дутов, 2013; Касимов, 2017; Лойко, 2018), социологи (Завьялов, 2013; Киорилюк, 2007; Кудряшова, 2014), психологи (Шустер, 2005), философы (Базелюк, 2008; Бриленок, 2017; Мелюхин, 2008), работники культуры (Афонюшкин, 2017). По различным аспектам исследования ЗОЖ защищены докторские и кандидатские диссертации (Бредихина, 2006; Шустер, 2005). ЗОЖ освещается в монографиях (Байер, Шейнберг, 1997; Иванова, 2006), в учебниках (Лисицын, 2010; Соловьев, Соловьева, 2007; Яшин, 2011), в сборниках научных трудов (Камаев, Ананьин (ред.), 2016). Налицо широкий спектр научных направлений, включивших ЗОЖ в сферу своих научных интересов: изучаются аспекты влияния ЗОЖ на экономическую безопасность и благосостояние страны; исследуются педагогические условия, технологии и методы формирования мотивации у детей, школьной и студенческой молодежи к ведению ЗОЖ как к существенной будущей профессиональной ценности; проявляется внимание к медико-гигиеническим основам формирования ЗОЖ; изучаются возможности ориентации подростков на ЗОЖ средствами просветительской и культурной деятельности. Представляет интерес анализ психологических причин уклонения населения от ведения здорового образа жизни; социологи исследуют ЗОЖ в общественном мнении населения, проявляют интерес к возможностям формирования социальной ценности ЗОЖ как способа интеграции в социум. Многоаспектность явления, отраженная в данном перечне, также сформировала наши ожидания, связанные с предметной компетентностью журналистов, с их готовностью вторгаться в различные общественные сферы, связанные с состоянием здоровья граждан.

 Существует немало научных работ, в которых изучается роль журналистов и СМИ как широкодоступных средств эффективного информационного обеспечения и привлечения населения к ЗОЖ. В этом направлении следует выделить зарубежные источники. Например, исследование, проведенное в Голландии, показало широкий спектр применяемых методов и стратегий для эффективного продвижения ценностей ЗОЖ (Brouwer, Brug, 2011). Польша стала полигоном для исследования, результаты которого показывают, как некоторые особенности менталитета аудитории связаны с отношением людей к пропаганде ЗОЖ в средствах массовой информации. Это важно, поскольку знание психических предрасположенностей целевой аудитории может помочь журналистам сделать сообщение более убедительным (Borowiec, Lignovska, Slonska, 2016: 36). Эти и другие источники (Bothmer, Fridlund, 2005: 107; Chiarelli, Fulcheri, 2016: 123; Andrew, Marivic, 2011: 1011; Danylevich, Hribovska, 2015; Jacobson, Kelly, 2011; Ford, 2019: 125) помогли сформулировать вопросы о методических предпочтениях журналистов, об их понимании творческой специфики работы в этой тематической повестке (Фролова, Стрига, 2020). В целом детальный анализ феномена ЗОЖ лег в основу нашего исследования профессиональных установок региональных журналистов, необходимых для формирования здоровьесберегающих медиатехнологий в региональных СМИ.

Как видим, анализом состояния ЗОЖ и причин низкой активности населения России в ведении ЗОЖ считают нужным и важным заниматься многие отрасли науки и достигают в этом высоких научных результатов. Однако ценные выводы этих исследований, отраженные в научной литературе, недостаточно воплощаются в жизнь. Для продвижения результатов исследований, с одной стороны, к законодательным структурам, а с другой стороны, к широким слоям населения необходим профессионально подготовленный посредник. Одним из них – возможно, наиболее действенным – являются СМИ с десятками тысяч работающих в них журналистов. Исследовательские вопросы, которые сформировали концепцию данного опроса, таковы: достаточно ли они профессионально подготовлены к этому? Каков уровень их ответственности перед народом и его будущим? Каковы, по мнению журналистов, основные компоненты ЗОЖ и насколько они соответствуют теоретическим представлениям? Вопросы о позитиве и негативе, т.е. о перспективах и барьерах в ведении ЗОЖ мы сочли особенно важными, так как именно эти факторы во многом формируют контент данного профиля.

Программа исследования предусматривала проведение широкомасштабного анкетирования российских журналистов. Анкета содержала как открытые (применение такого типа вопросов позволяло решить задачу полноты понимания исследуемого феномена), так и закрытые (ориентированы на точность и сбалансированность ответов) вопросы. Тематически вопросы были сконцентрированы вокруг нескольких направлений: помимо анкетных данных, журналистам предлагалось представить свое понимание здорового образа жизни и его компонентов, отношения аудитории к ЗОЖ и факторов, способствующих/препятствующих его ведению, необходимости специальных тактик продвижения ценностей здоровья среди молодежи, а также блок вопросов методического характера. В настоящей статье выборочно представлены результаты опроса и сформулированы наши размышления о состоянии профессиональных установок журналистов и их готовности к продвижению ценностей ЗОЖ.

В августе–сентябре 2019 г. при поддержке факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и Союза журналистов России проводилась рассылка и сбор заполненных анкет. Проведена систематизация и классификация полученной информации, квантификация и кодификация ответов респондентов. Анализ результатов проводился с использованием пакета программ статистического анализа социологической информации – SPSS  (Наследов,  2008). Респонденты – журналисты в возрасте 21–75 лет.

 

Таблица 1. Возраст журналистов

Возраст (лет)

Количество

%

21‒30

10

7,1

31‒40

30

21,4

41‒50

43

30,7

51‒60

39

27,9

61‒70

14

10,0

 

более 71

4

2,9

Всего

140

100,0

 

Из них 39,3% являются руководителями СМИ разного ранга.

 

Таблица 2. Статус журналистов

Статус

Количество

%

Руководитель

55

39,3

Журналист

59

42,1

Обозреватель

12

8,6

Фрилансер

4

2,9

Другое

10

7,1

Всего

140

100,0

 

63% опрошенных имеют опыт в журналистике более 15 лет.

 

Таблица 3. Опыт в журналистике

Опыт

Количество

%

0‒5 лет

16

11,4

6‒10 лет

17

12,2

11‒15 лет

19

12,6

16‒20 лет

28

20,0

21‒30 лет

38

27,1

Более 31 года

22

15,7

Всего

140

100,0

 

61% респондентов – женщины, 39% – мужчины.

Образовательный срез: 31,4% с дипломом журналиста, 30% с дипломом филолога, 38,6% имеют дипломы различных других базовых профессий.

 

Таблица 4. Базовое образование

Базовое образование

Количество

%

Журналисты

44

31,4

Лингвисты

42

30,0

Другие

54

38,6

Всего

140

100,0

 

 «ЗОЖ-компоненты»: структура концепта

В соответствии с замыслом мы обращаемся к основным результатам исследования: представлениям журналистов о содержании (компонентах) и факторах, способствующих и препятствующих ведению ЗОЖ. Именно эти позиции в основном формируют профильный контент, а потому им мы уделяем особое внимание.

Журналисты различных возрастов и различного пола высшими ценностями ЗОЖ в равной степени считают регулярные физические упражнения и преодоление всевозможных зависимостей. Высока ценность такого компонента ЗОЖ, как «доброжелательные взаимоотношения в семье и с окружающими; контроль своей агрессивности и проявления отрицательных эмоций». К ценностям ЗОЖ журналисты относят, хотя и во вторую очередь, закаливание, здоровое питание, контроль веса тела, а также время для хобби (см. табл. 5).

 

Таблица 5. Ценности ЗОЖ, определяемые половозрастными факторами (в %)

№ п/п

Компоненты ЗОЖ

Пол журналиста

Среднее

Возрастжурналиста

Среднее

Жен.

Муж.

До 50

Более 50

1

Регулярные физические упражнения

28

39

33,5

37

18

27,5

2

Преодоление зависимостей

33

22

27,5

31

29

30

3

Время для хобби

7

11

9

9

7

8

4

Счастье в семье

21

19

20

12

36

24

5

Закаливание

2

6

4

7

2

4,5

6

Здоровое питание

5

2

3,5

3

6

4,5

7

Контроль веса тела

4

1

2,5

1

2

1,5

 

Всего

100

100

100

100

100

100

 

 В таблице представлены результаты ответов по первому приоритету. Респонденты называли тройку наиболее значимых для них компонентов. В данном случае для нас было важно отразить различия, обусловленные половозрастными факторами, указать на то, что такие различия имеются. Помимо данных, зафиксированных в таблице 1, журналисты называли также следующие компоненты:

  • «работа, деятельность, приносящая моральное и материальное удовлетворение»;
  • «рациональное питание, чистая вода, чистый воздух, экологичное жилье, одежда»;
  • «систематические медицинские обследования»;
  • «правильное планирование времени на работу и отдых»;
  • «сохранение душевного спокойствия своего и людей в твоем окружении».

Данный перечень достаточно полно отражает понимание ЗОЖ. Названные расширения составляют незначительную часть ответов («другое»). Результаты, отраженные в таблице, показывают, что журналисты в целом достаточно точно понимают смысл и структуру здорового образа жизни, но соотношение компонентов и сравнение ответов с теоретической версией ЗОЖ наводит на мысль о некотором упрощении модели феномена в представлении значительной части журналистов.

Наблюдаются существенные отличия представлений о ЗОЖ у женщин и мужчин. В полтора раза больше журналистов-женщин (33% женщин по сравнению с 22% мужчин) определяющим фактором ЗОЖ считают преодоление зависимостей. Существенно больше журналистов-мужчин (39% мужчин по сравнению с 28% женщин) важным проявлением ЗОЖ считают регулярные физические упражнения. Исследователи полагают, что более низкий процент важности физических упражнений для женщин связан не с их недооценкой, а с тем, что фактор «зависимостей» для них имеет существенно более высокое значение.

Исследование также показало различие в позициях журналистов разных поколений. Среди журналистов моложе 50 лет около половины основным компонентом ЗОЖ считают регулярные физические упражнения. В то же время для старшего поколения в 3 раза более значимы «доброжелательные взаимоотношения в семье и с окружающими; контроль своей агрессивности и проявления отрицательных эмоций».

По-видимому, различия в представлениях журналистов, обусловленные половозрастными факторами, могут отразиться в структуре контента соответствующего профиля, однако, учитывая недостаточно развитую культуру здорового поведения аудитории, общая сумма компонентов ЗОЖ, реализованная в контенте, в любом случае оценивается как полезная.

 

«ЗОЖ-позитив»: факторы, влияющие на выбор образа жизни

Выбор данной категории анализа оправдан следующими причинами. Дистанция, разделяющая производителей и потребителей информации в региональных СМИ, достаточно коротка; она фактически поддается непосредственному наблюдению. Выявлением факторов ЗОЖ, безусловно, заняты не только журналисты. Социологи, например, проводят масштабные исследования на эту тему, не отстают медики, педагоги, психологи и т.д. У журналистов, однако, есть свои преимущества. Журналисты ближе других профессиональных сообществ к реальным жизненным практикам, они погружены в мир повседневности, которая и является для них предметом непосредственного отражения в конкретных жизнеподобных формах. Мы полагаем, что эта особенность в достаточной мере определила достоверность полученных ответов. «ЗОЖ-позитивные» факторы, по мнению журналистов, представляют собой следующий ряд:

  • высокий уровень образования;
  • практические занятия спортом;
  • присутствие ЗОЖ в ценностной системе личности;
  • семейное воспитание;
  • знания о способах ведения ЗОЖ;
  • интерес к информации о ЗОЖ.

Анализ анкет показал, что в этом ряду журналисты указали как на факторы рационального характера (знаниевая парадигма: образование, информация о ЗОЖ), так и на эмоциональные (нравственно-психологическая парадигма: этика, ценности, семья). Конкретное распределение количественных показателей показано на рис. 1.

 

Рисунок 1. Факторы, способствующие ведению ЗОЖ

 

Первое и второе места заняли нравственные основания – внутренняя (личная, персональная – 30%) и ближайшая внешняя (семья – 22,9%) среды с их иерархией ценностей. Третье место осталось за уровнем образования (20%). Интересно, однако, что рациональные и эмоциональные факторы распределились – с учетом всех ответов – примерно поровну. Для практического осмысления это означает, что для продвижения ценностей ЗОЖ требуются разножанровые стратегии; в текстах следует использовать аргументацию различных типов, воздействовать на структуру восприятия аудитории в полном объеме ее составляющих. Совпадают ли на практике взгляды журналистов с их же продуктом, покажет следующий этап наших исследований.

Анализируя далее «ЗОЖ-позитивные» факторы в представлениях журналистов, следует отметить расхождения в их ответах, обусловленные возрастом, опытом, временем получения образования, полом, служебной позицией (см. рис. 2−4).

В шесть раз больше журналистов, получивших образование в СССР (а, следовательно, более взрослые, с большим профессиональным и жизненным опытом), видят уровень образования человека важным фактором для серьезного отношения к ЗОЖ, по сравнению с журналистами, получившими образование в современной России. В то же время журналисты, получившие образование в современной России, в два раза более важным способствующим фактором считают занятия спортом.

 

Рисунок 2. Представления о ЗОЖ в зависимости от характера образования

 

Интересны также различия в мнениях журналистов различного возраста о степени значимости тех или иных способствующих ЗОЖ факторов (см. рис. 3).

 

Рисунок 3. Представления о ЗОЖ в зависимости от возраста

 

Среди журналистов в возрасте 20–40 лет в 4 раза меньше тех, кто верит, что образование способствует ЗОЖ, чем среди журналистов старше 50 лет. Старшее поколение свято верит в решающую роль образования в жизни человека. Следует специально подчеркнуть связь данных, представленных на рис. 2 и 3: возраст и время получения образования, конечно, взаимодополняемы, но не идентичны. Диплом и время его получения отражают тот уровень понимания концепции ЗОЖ и задач журналистики, который был актуален в тот период времени; возраст же в большей степени отражает жизненный и профессиональный опыт журналиста. В целом факторы близки по смыслу, что сформировало наши выводы по итогам опроса.

Существуют различия между оценкой важности «ЗОЖ-позитивных» факторов у журналистов разного биологического пола (см. рис. 4).

 

Рисунок 4. Представления о ЗОЖ в зависимости от пола

 

23,3% женщин (и только 14,8% мужчин) считают, что уровень образования способствует ЗОЖ взрослых. В 2 раза больше женщин – 27,9% (и только 14,8% мужчин) считают, что способствует ЗОЖ взрослых факт, что семьей с детства воспитаны навыки ведения ЗОЖ. Представленные различия во взглядах показывают, что они могут сформировать различные контент-стратегии по продвижению ценностей ЗОЖ. Следовательно, и «здоровьесберегающие» повестки будут неодинаковыми, что также может стать интересным объектом изучения.

 

«ЗОЖ-негатив»: убеждения и причины, препятствующие ведению ЗОЖ

В процессе своей повседневной деятельности, общаясь с населением различных регионов России, журналисты убеждаются в том, что, помимо продуктивных факторов, способных оказывать позитивное воздействие на людей, немало и таких, которые можно рассматривать как препятствия в укреплении здоровья. Существуют устоявшиеся стереотипы, стойкие заблуждения, которые являются демотивирующими причинами, препятствующими ведению ЗОЖ.

Главные предубеждения, как следует из опроса, таковы:

  • «я и так здоров, зачем мне лишние хлопоты» – (25,7%);
  • «есть в жизни вещи поважнее, о чем приходится заботиться» – (24,3%);
  • «все там будем» – (22,9%);
  • «не хочу себя лишать удовольствий жизни» – (24,3%).

По наблюдениям журналистов все указанные негативные стереотипы практически в равной степени препятствуют ведению ЗОЖ. Еще 2,9% журналистов обратили внимание на несколько существенных факторов:

  • «хотел бы, но нет свободного времени»;
  • «хотел бы, но не хватает средств».

Помимо указанных причин, которые скорее следует квалифицировать как давно сложившиеся негативные психологические стереотипы поведения, отражающие отношение населения к ЗОЖ, мы просили журналистов отнестись к предмету нашего интереса рационально. В результате удалось выделить ряд социальных, внешних по отношению к личности факторов «ЗОЖ-негатива»:

  • демотивирующая атмосфера и отрицательный пример семьи;
  • безразличное отношение близкого круга друзей и знакомых к ЗОЖ;
  • низкий уровень доходов семьи;
  • отсутствие и финансовая недоступность спортивных комплексов;
  • пристрастие к алкоголю, к сидению у телевизора, к азартным играм;
  • вялость государственной политики, направленной на ЗОЖ населения;
  • безразличие или формализм местных властей к ЗОЖ их граждан.

 

Баланс отрицательных факторов представлен на рис. 5 и 6.

 

Рисунок 5. Социальный «ЗОЖ-негатив» для взрослых

 

По мнению журналистов, наиболее значимыми негативными социальными факторами, препятствующими формированию ориентаций и установок взрослого населения на необходимость и возможность ЗОЖ, являются демотивирующая атмосфера и отрицательный пример семьи (30%), а также пристрастие к алкоголю, к сидению у телевизора, к азартным играм (28,6%). Третьим по степени значимости негативным социальным фактором, препятствующим формированию ориентаций и установок взрослого населения на необходимость и возможность ЗОЖ, является безразличное отношение близкого круга друзей и знакомых к ЗОЖ (14,3%).

Таким образом, демотивирующая атмосфера и отрицательный пример семьи и, в дополнение, наблюдаемый при низком уровне доходов семьи широкий спектр всевозможных зависимостей населения современной России (алкоголь, наркотики, телевизор, компьютерные игры), составляющие 70% всех отмеченных факторов, – вот совокупность тех социальных факторов, при которых самые добросовестные устремления журналистов в продвижении ценностей ЗОЖ во многом обречены.

Мы полагаем, что данные исследования о «ЗОЖ-негативе» заслуживают серьезного внимания: эти факторы должны формировать медиаповестку так же ощутимо, как и позитивные. Большинство населения знает о методах сбережения здоровья, но слишком неохотно расстается с привычками повседневности, глубоко укоренившимися в их сознании, безобидными на первый взгляд. Полученные результаты заставляют серьезно отнестись к развитию этого тематического направления, стремиться к привлечению экспертов более активно, быть изобретательнее в формах подачи материалов.

В представленных данных о «негативе» мы также хотели бы подчеркнуть значимость специального внимания к молодежной аудитории. Здесь перечень факторов несколько отличен от предыдущего, наблюдается иное их соотношение:

  • демотивирующая атмосфера и отрицательный пример семьи и друзей;
  • в учебных заведениях нет постоянных, целенаправленных и научно обоснованных практик формирования ценностей ЗОЖ;
  • вялость государственной политики, направленной на ЗОЖ детей;
  • увлечение компьютерными играми и пустое времяпрепровождение в сети.

 

Рисунок 6. «ЗОЖ-негатив» для молодежи

 

По мнению журналистов (см. рис. 6) наиболее значимыми негативными социальными факторами, препятствующими формированию ориентаций и установок студентов, школьной молодежи и детей на необходимость и возможность ЗОЖ, являются увлечение компьютерными играми и пустое времяпрепровождение в сети (47,1%), демотивирующая атмосфера и отрицательный пример семьи и друзей (31,4%), отсутствие в учебных заведениях постоянных, целенаправленных и научно обоснованных практик формирования ценностей ЗОЖ (11,4%). Наиболее жгучей проблемой в данный момент является легкая и повсеместная доступность социальных сетей с мобильных телефонов. Но именно легкая доступность интернета может быть успешно использована для создания новых и привлекательных, научно обоснованных методик продвижения ценностей ЗОЖ как для взрослых, так и для студентов, школьной молодежи и детей.

 

«ЗОЖ-перспективы»: позиция журналистов

Анкетирование позволило также выявить наиболее эффективные пути помощи журналистов населению в осознании возможностей и необходимости ЗОЖ: журналисты готовы вести ежедневные страницы, призывающие к ЗОЖ; они желают организовать школы и национальные проекты ЗОЖ для своей аудитории; хотели бы сами учиться и осваивать современные методы продвижения ЗОЖ (см. рис. 7).

 

Рисунок 7. «ЗОЖ-перспективы»: способы продвижения ценностей ЗОЖ

 

Наиболее эффективным для продвижения ценностей ЗОЖ журналисты признали необходимость во всех СМИ иметь ЕЖЕДНЕВНУЮ, интересную и привлекательную страницу (программу, рубрику) о ЗОЖ по возрастным группам, которую ведет профессиональный психолог и медик – 51,4%; более 50% журналистов предложили, чтобы каждое СМИ организовало постоянно действующие школы ЗОЖ, конкурсы, викторины для всех возрастов своей аудитории; более 40% журналистов предложили, чтобы каждое СМИ инициировало региональные национальные проекты ЗОЖ для всех групп населения и всех возрастов. Сложность, однако, заключается в том, что для руководства проектами необходимы дополнительные профессиональные знания и навыки.

 

Выводы

Общероссийское исследование, проведенное с целью выявления, анализа и оценки мнения журналистов о препятствующих и способствующих факторах ведения россиянами ЗОЖ, позволяет сделать ряд важных обобщений и выводов:

  • модели феномена ЗОЖ в представлении значительной части журналистов упрощены по сравнению с научными концепциями;
  • половозрастные различия и время получения образования журналистов влияют на их представления о ЗОЖ;
  • наиболее важным фактором усвоения ценностей ЗОЖ молодежью является семейное воспитание;
  • наиболее значимым фактором непринятия ценностей ЗОЖ взрослыми являются демотивирующая атмосфера, отрицательный пример семьи, пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм, общая пассивность поведения;
  • наиболее эффективным для продвижения ЗОЖ является концептуальность и интенсивность продвижения его ценностей в СМИ, которая во многом зависит от профессиональных установок журналистов.

Вернемся к контексту, обусловившему необходимость нашего исследования. В российской журналистике пока нет общей концепции здоровьесберегающих медиатехнологий, а также осознания того, кто есть главный субъект общественного здоровья и кому следует адресовать основные потоки информации. В целом прессе свойственна общая бессистемность в подходе к теме; предметная некомпетентность в освещении конкретных ситуаций; многочисленные этические просчеты; смешение информационных и коммерческих сообщений; неоправданное принятие на себя арбитра в спорных ситуациях; склонность к сенсационности; дилетантство и необоснованность оценок. Такого рода суждения уже высказывались в научной литературе (Фролова (ред.), 2009, 2013, 2018). Главное же состоит в том, что процесс формирования представлений о здоровье как абсолютной ценности протекает слишком медленно; не удается искоренить приверженность россиян нездоровым моделям поведения и вредным привычкам (Образцова, 2010). Наши наблюдения (Стрига, 2020) и результаты данного исследования свидетельствуют о том, что к факторам эффективности контента о здоровье и ЗОЖ необходимо отнести профессиональные установки журналистов и их готовность развивать собственные компетенции в этом вопросе, ориентироваться на современные концепции ЗОЖ и учитывать изменяющиеся условия, в которых они работают. В журналистской практике достаточно неиспользованных резервов, несмотря на очевидное оживление интереса к этой теме и в обществе, и в СМИ. Требуется серьезное повышение внимания к интериоризации ценностей ЗОЖ на личностном уровне, что одинаково важно, как для аудитории, так и для самих журналистов. Решение данных задач позволит повысить эффективность этой важнейшей для общества тематики.

 



Примечания

  1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn7.htm (дата обращения: 06.12.2019).
  2. Послание президента федеральному собранию. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 06.12.2019).
  3. Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. Проект. Режим доступа: https://www.gnicpm.ru/UserFiles/StrategyZOCH-2025.pdf (дата обращения: 06.12.2019).
  4. ФАС согласовала новый проект «Стратегии здорового образа жизни». Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6823302 (дата обращения: 06.12.2019).
  5. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения: 06.12.2019).

 

Библиография

Актуальные проблемы управления здоровьем населения: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Камаева, С.А. Ананьина. Н. Новгород: Ремедиум Приволжье, 2016. Вып. 9.

Афанасьева В.В., Воробьев Р.В. Онтология здоровья. Саратов: Научная книга, 2013.

Афонюшкин О.С. Педагогические условия воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры: личностно-ориентированный подход: дис. … канд. пед. наук. М., 2017.

Базелюк Н.Н. Социально-философские проблемы здорового образа жизни и индивидуального (валеологического) здоровья: дис. … канд. филос. наук. М., 2008.

Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / пер. с англ. М.: Мир, 1997.

Бредихина Н.В. Ориентации населения на здоровый образ жизни: региональный аспект: дис. … канд. социол. наук. Челябинск, 2006.

Бриленок Н.Б. Здоровый образ жизни: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2017.

Быховская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела // Мир психологии. 2000. № 1. С. 82–89.

Гиппократ. О здоровом образе жизни // Наставления. Минск: Современный литератор, 1998. С. 111–139.

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья: дис. … д-ра психол. наук. СПб, 1997.

Дутов С.Ю. Содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2013.

Журналистика для здоровья нации: Информационный ресурс и человеческий потенциал / под. ред. Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ; МедиаМир, 2009.

Журналистика для здоровья нации: Медиакоммуникации и человеческое развитие / под ред. Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ; МедиаМир, 2013.

Журналистика для здоровья нации: Человеческий потенциал в российском медиадискурсе / под ред. Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018.

Завьялов А.Е. Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России: дис. … канд. социол. наук. М., 2013.

Иванова О.М. Факторы здоровья человека: социально-философский анализ. Уфа: Изд-во РИО БашГУ, 2006.

Иванова С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни. Кемерово: Кемеровский ТИПП, 2009.

Кант И. Спор факультетов // Собр. соч.: в 8 т. М.: Мысль, 1994. Т. 7. С. 113.

Касимов Р.А. Формирование регионального здоровьесбергающего образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2017.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб: Алетейя, 1997.

Кирилюк О.Г. Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе: дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2007.

Кудряшова А.Л. Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе // Молодой ученый. 2014. № 21(80). С. 644–646.

Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. М.: Мысль, 2008.

Лойко О.Л. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Минск, 2018.

Мелюхин Г.М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности: дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2008.

Наследов А. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб: Питер, 2008.

Образцова И.В. Формирование здорового образа жизни населения как фактор обеспечения экономической безопасности России: дис. … канд. эконом. наук. СПб, 2010.

Рагимова О.А. Историко-философская ретроспектива представлений о здоровье // Философия здоровья. Саратов: Изд-во СГУ, 2012. С. 15–23.

Розин В.М. Концепция здоровья. М.: Изд-во МГМСУ, 2011.

Соловьев Г.М., Соловьева Н. И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и в формировании культуры здорового образа жизни учащихся. М.: Илекса, 2007.

Стрига Е.А. Ценности здорового образа жизни: медийные практики продвижения (на примере массовой прессы) // МедиаАльманах. 2020. № 1. С. 91‒100.

Фролова Т.И., Стрига Е.А. Готовность российских журналистов к продвижению ценностей здорового образа жизни: результаты исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 3. С. 29‒55. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2020.2955

Шустер О.С. Психология здорового образа жизни и средства массовой информации: дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2005.

Яшин В.Н. Здоровый образ жизни. М.: Наука, 2011.

 

Andrew P., Marivic L. (2011) A Partnership for Health: Working with Schools to Promote Healthy Lifestyle. Australian Family Physician 40 (12): 10111013. Режим доступа: https://search.informit.com.au/documentSummary;dn=687235174340077;res=IELHEA (дата обращения: 07.12.2019).

Borowiec A., Lignovska I., Slonska Z. (2016) Global Health Promotion in Between Audience Mentality and Attitudes Towards Healthy Lifestyle Promotion in the Mass Media. Global Health Promotion 23 (3): 3644. Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1757975914567514 (дата обращения: 06.12.2019).

Bothmer M., Fridlund B. (2005) Gender Differences in Health Habits and in Motivation for a Healthy Lifestyle among Swedish University Students. Nursing&Health Sciences 7 (2): 107–118. Режим доступа: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1442-2018.2005.00227.x (дата обращения: 06.12.2019).

Brouwer W., Brug J. (2011) Which Intervention Characteristics are Related to More Exposure to Internet-Delivered Healthy Lifestyle Promotion Interventions? Journal of Internet Medical Research 13 (1). Режим доступа: https://www.jmir.org/2011/1/e2/ (дата обращения: 06.12.2019).

Chiarelli F., Fulcheri M. (2016) Technology-Based Intervention for Healthy Lifestyle Promotion in Italian Adolescents. Annali dell'Istituto Superiore di Sanità 52 (1):.123–127. Режим доступа: http://www.annali-iss.eu/article/view/178 (дата обращения: 05.12.2019)

Danylevich M., Hribovska I. (2015) Organizational Conditions of Healthy Lifestyle Promotion for Arts Students. Journal of Physical Education and Sport 15 (2). Art 34, pp. 218–224. Режим доступа: https://efsupit.ro/images/stories/nr2.2015/Art34.pdf(accessed: 04.12.2019).

Ford E. (2019) Stress, Burnout, Moral Injury. The State of the Healthcare Workforce. Journal of Healthcare Management  64 (3): 125127. Режим доступа:  https://journals.lww.com/jhmonline/Fulltext/2019/06000/Stress,_Burnout,_and_Moral_Injury__The_State_of.1.aspx?WT.mc_id=HPxADx20100319xMP (дата обращения: 06.12.2019) DOI: 10.1097/JHM-D-19-00058

Jacobson D., Kelly S. (2011) Correlates Among Healthy Lifestyle Cognitive Beliefs, Healthy Lifestyle Choices, Social Support, and Healthy Behaviors in Adolescents. Journal of Pediatric Health Care 25 (4): 216–223. Режим доступа:  https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0891524510000490 (дата обращения: 06.12.2019).