Languages

You are here

Языковые средства продвижения норм профессиональной этики в Заявлении СЖР

 

Ссылка для цитирования: Серебряный Р.А.Языковые средства решения проблемы профессиональной этики в Заявлении СЖР // Медиаскоп. 2020. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2618

 

© Серебряный Роман Александрович

соискатель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов, секретарь Союза журналистов России (г. Москва, Россия), smo3@bk.ru

 

Аннотация

Статья посвящена исследованию жанра заявления Союза журналистов России с точки зрения соответствия общим требованиям к публицистическому медиатексту и реализации его функций. Автор выявляет определенные языковые средства, с помощью которых заявление СЖР может стать эффективным инструментом продвижения этических норм профессиональной деятельности в журналистской среде, и приходит к выводу о том, что к жанровому своеобразию заявления СЖР следует отнести доминантность организационно-побудительной функции.

Ключевые слова: Союз журналистов России, журналистика, Кодекс профессиональной этики российского журналиста, публицистический медиатекст, языковые и стилистические средства.

 

Введение в проблему

Этика журналистской деятельности ‒ вопрос, не теряющий своей актуальности. Во всем мире этические нормы хоть и не являются законодательно оформленными, но играют крайне важную роль в качестве правил профессионального поведения журналиста во всем мире.

Профессиональное журналистское сообщество – творческое, с одной стороны, но с другой, ‒ требующее организации и объединения. Основой такого объединения может стать поддержка общих этических основ.

Даже в эпоху коммерциализации и перехода на рельсы бизнес-индустрии журналистика не может отказаться от идеалов морали и нравственности, должна демонстрировать аудитории гуманистические ценности и морально-нравственные нормы.

Согласно Кодексу профессиональной этики российского журналиста, «Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях, заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане»1.

Заявление Союза журналистов России демонстрирует и оценивает положительные примеры, поддерживает и защищает их, а, следовательно, может стать действенным инструментом поддержки профессиональных этических норм в журналистской среде.

В 2018 г. председатель союза журналистов Владимир Соловьев, утверждая, что «основой профессиональной журналистики является ее этичность», обратился в заявлении СЖР к российскому журналистскому сообществу с призывом «неуклонно придерживаться норм Кодекса профессиональной этики российского журналиста»2.

 

Ключевые предпосылки

По мнению Е.Н. Смирновой (2014: 150), «Кодекс профессиональной этики российского журналиста ‒ важнейший инструмент саморегулирования журналистики, документально закрепляющий добровольно принятые обязательства журналистов, наглядно и конкретно выражающий ответственность СМИ перед обществом».

Существенные изменения профессиональных стандартов в журналистике и медиасистеме в целом влекут за собой появление исследований изменений и в этической сфере (Лазутина, 2011; Рихтер, 2011 и др.). На связь новых профессиональных стандартов и этических основ становления российской модели СМИ указывает профессор Е.Л. Вартанова (2013). Об особенностях функционирования норм профессиональной морали журналиста идет речь в исследованиях А.И. Анненкова (2004), А.С. Маслова (2013), Г.М. Нуруллиной (2009) и др.

Журналистика – особый вид социального института, что обусловливает многофункциональность публицистических медиатекстов. Е.П. Прохоров (2011), И.М. Дзялошинский (2013) и другие ученые определяют следующие основные функции: информационную, воздействующую, организационную, воспитательную, развлекательную. По мнению Е.И. Пронина (1980: 38), «публицистический текст обладает сложной информационной структурой трех уровней: описательный (фактология), оценочный (образ), нормативный (постулаты этики и нормы морали)».

Сегодня исследования развиваются по пути выявления межфункциональных взаимодействий на уровне возрастающей роли медиатекстов в аспекте влияния на различные сегменты аудитории, в том числе и на профессиональную журналистскую среду (Вартанова, 2007; Вырковский, 2016) и др. Особую значимость при этом исследователи придают языковым и речевым средствам воздействия (Добросклонская, 2016; Иванова, Клушина, 2018) и др.

Исследование потребовало применить сравнительный лексико-семантический, морфолого-синтаксический, а также функционально-стилистический анализ текстов, что позволяет выявить оценочно организационно-побудительную природу заявления СЖР.

 

Основное исследование

Специфика заявления Союза журналистов России, заключается в том, что оно, выполняя функции, свойственные публицистическому медиатексту, среди которых ведущей становится организационно-побудительная, может стать эффективным инструментом продвижения этических норм профессиональной деятельности в журналистской среде с помощью определенных языковых средств.

Текст заявления Союза журналистов России в связи с программой «Должники Госдепа» на НТВ от 14.03.20163 представляет собой связное оценочное распространенное суждение о событии, связанном с конфликтом в профессиональной среде. По уровню реализации ключевых требований, предъявляемым к медиатекстам, он сближается с публицистикой. В заявлении СЖР присутствуют основные компоненты публицистического текста: факт, образ, постулат. Факт – «4 марта телекомпания НТВ выдала в эфир "расследование" "Должники Госдепа"», в котором авторы сделали попытку доказать, что целый ряд региональных печатных и электронных СМИ находятся на содержании зарубежных антироссийских центров, работают под их непосредственным руководством, выполняют их прямые указания и т.п.». Уже в изложении факта присутствует распространенное описание ответа на вопрос «что сделали?» с имплицитной негативной оценочностью («выдала в эфир», «сделали попытку доказать»). Затем в тексте строится образ факта, который заключается в подробном объяснении, состоящем из характеристик субъектов события, разборе ситуации, комментариях и изложении сопутствующих аргументов с целью восстановления подлинной картины ситуации. Наконец, текст заканчивается выводом, который окончательно определяет нормативность и представляет собой постулат («НТВ мы не перевоспитаем, но заявить о своей солидарности и поддержке тех, кого НТВ оболгала, считаем необходимым»).

С точки зрения задач, стоящих перед публицистическим текстом, исследуемое заявление реализует все основные, свойственные ему функции. Информационная функция обеспечивается наличием фактологической основы (что произошло – «телекомпания НТВ выдала в эфир "расследование" "Должники Госдепа", в котором авторы сделали попытку доказать, что целый ряд региональных печатных и электронных СМИ находятся на содержании зарубежных антироссийских центров, работают под их непосредственным руководством, выполняют их прямые указания и т.п.»; кто участвовал в событии – «телекомпания НТВ, авторы»; когда ‒ 4 марта 2016 г.; где – в телевизионном эфире). Функция формирования общественного мнения также обеспечивается в полной мере определенными языковыми средствами, которые будут исследованы ниже, а также обширно сформированным образом и конкретно сформулированным постулатом. Однако декларирование моральных норм и этических правил в данном тексте не ограничивается только постулатом. Оно распространено по всему тексту, что обеспечивает доминантную позицию функции формирования и поддержки ценностных ориентиров профессионального сообщества. Эта направляющая функция поддерживается прямым побуждением к соблюдению данных норм и правил, что согласуется и с этическим кодексом журналиста.

Предметно-сущностное рассмотрение реализации данных функций связано с подробным языковым анализом текста заявления.

Авторы телефильма «Должники Госдепа» на канале НТВ характеризуются как «обвинители», которые «действуют вопиюще непрофессионально, демонстрируют целый букет грубых нарушений Закона и элементарных норм журналистской этики». Журналисты, создавшие данный телефильм, представлены как непрофессионалы, нарушители законодательства и этических норм и правил. Они ведут себя непозволительно с точки зрения журналистской этики: не проверяют, а выдают за реальные факты собственные предположения ‒ «предъявлению каких бы то ни было реальных фактов предпочитают напористое изложение собственных достаточно спорных предположений», пользуются недозволенными приемами, в частности выхватывают из контекста фразы, ведут себя по-хамски, бездоказательно подозревают людей в скрытности из страха разоблачения («предъявлению каких бы то ни было реальных фактов предпочитают напористое изложение собственных достаточно спорных предположений»; «нежелание людей отвечать на те или иные хамские вопросы трактуется как попытка что-то скрыть, нормальная человеческая брезгливость – как страх разоблачения»). Доходит до того, что, в телефильме «настойчиво проводят мысль, будто на «западные деньги» разоблачаемые СМИ проводят и не могут не проводить исключительно враждебную России политику». Также они недобросовестно относятся к выбору экспертов, в качестве которых «привлекают никому не известных персонажей, обозначенных в титрах безликими определениями «журналист» или «политолог»». В тексте заявления эти эксперты уличаются в некомпетентности в отношении проблем СМИ, отличаются бессодержательностью своих монологов, которые произносятся с апломбом, претендующим на патриотичность.

В противоположность авторам телефильма те, кого они обвиняют, обрисованы в тексте как высокие профессионалы, действующие в рамках законодательства, открытые миру, готовые к профессиональным контактам, участвующие в международных конференциях и семинарах. Их высокий профессионализм подтверждается объективными сведениями, которые можно проверить на соответствие действительности (««Якутск вечерний» или барнаульский «Свободный курс» получают не только премии зарубежных фондов, но и удостоены высшей степени государственного признания в родном Отечестве – Премии Правительства Российской Федерации»). Представляются они в заявлении успешными, независимыми, которые ничего не просят, продолжают работать и достойны того, чтобы быть для всех примером того, «чего можно добиться, невзирая на все объективные и субъективные препятствия». И в конце текста в форме утверждения заявлено о лживости, которая перенесена с авторов телепередачи на весь телеканал НТВ, а также, от имени всего Союза журналистов РФ, говорится о солидарности и поддержке «тех, кого НТВ оболгала».

Заметим, что Премия Правительства Российской Федерации представлена в тексте как подтверждение высокой оценки деятельности этих в противовес многим, по мнению авторов текста Заявления, голословные утверждения авторов фильма. Причем такая лживость и голословность показана как «совершенно нормальная практика».

В лексико-семантической вербальной палитре текста присутствует много экспрессивно окрашенных лексем, формирующих устойчивую оценочность негативного характера: «напористое изложение» ‒ излишне интенсивное изложение; «злокозненность» ‒ наносящее вред, приносящее зло; «голословные утверждения» ‒ утверждения, которые невозможно подтвердить, доказать; «вопиюще» ‒ вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный;«целый букет грубых нарушений» ‒ много очень серьезных нарушений;«хамские вопросы» ‒ вопросы грубого, наглого, бесстыдного характера;«брезгливость» ‒ доведенное до крайности чувство неприязни или отвращения;«сопутствующая шелуха» ‒ в соотношении с понятием «содержание», в переносном значении ‒ нечто внешнее, ненужное, наносное.

Для синтаксического строя текста характерна эмоционально окрашенная разговорность, которая выражена в использовании междометий или частиц («могли бы с тем же успехом»), вводных слов и словосочетаний («Куда, кстати сказать, героев расследования приглашают»), разговорных конструкций («тезис более чем уязвим», «потому что им есть, что сказать, а не есть, чего попросить») и пр.

Стилистическое своеобразие текста заявления заключается в использовании различных стилистических приемов. Например, оксюморон (обвинение в высокопрофессиональной деятельности), противопоставление («Правительство Российской Федерации, другими словами, оценило деятельность этих газет иначе, нежели телекомпания НТВ, и это само по себе обесценивает слишком многие голословные утверждения авторов фильма»)

Отдельным экспрессивным стилистическим приемом становится использование пунктуационного знака кавычек для выражения ироничной коннотации: «расследование», «должники Госдепа», «разоблачители», «патриотические» монологи.

Морфологический срез показывает, что в тексте заявления используется глагольная форма 1 лица, множественного числа в настоящем времени, которая указывает на то, что данный текст написан от лица всего профессионального сообщества, которое объединяет Союз журналистов России: «Подозреваем, на этом пути их бы ждали удивительные открытия», «НТВ мы не перевоспитаем, но заявить о своей солидарности и поддержке тех, кого НТВ оболгала, считаем необходимым».

Через 3 месяца, 14 марта 2016 г. был опубликован еще один текст на эту тему – «Заявление Союза журналистов России. Еще раз о «Должниках Госдепа»»4.

В тексте выражается сожаление о развитии конфликта «внутри медийного сообщества», дается негативная оценка поведения руководителей телеканала НТВ («…высокомерно пренебрегли мнением коллег, чем, по сути, противопоставили себя товарищам по цеху…») и самой ситуации («…не способствует повышению социального авторитета журналистики как таковой…»). Фактологической основой материала стало сообщение о том, что «Общественная коллегия по жалобам на прессу рассмотрела ситуацию с фильмом и признала его тенденциозным, грубо искажающим заведомо известные авторам факты, попирающим профессиональные и этические нормы.». Текст заканчивается достаточно жесткой по интонации («Мы убеждены, что единственным достойным выходом…») и конкретной, значимой с точки зрения корпоративной этики рекомендацией: «…принесение руководителями телеканала извинений за свою недостойную акцию и обязательство не допускать подобного в дальнейшем.».

Кроме того, негативная оценочность также подкрепляется качественными наречиями «безапелляционно» и «намеренно» в дополнительном комментарии к сложившейся ситуации. Деятельность авторов фильма определяется как недостойная, грубо искажающая, попирающая и т.д.

Общий тон этого заявления гораздо более строгий, менее разговорный, указывающий на серьезность ситуации, что подчеркивается и в лексике (слова высокого стиля «тенденциозный», «искажающий», «попирающий»), и в морфологии (появление отглагольного существительного «принесение» (извинений), и в синтаксисе (использование сложных синтаксических конструкций).

Стилистика твердой позиции по поводу необходимости соблюдения правил кодекса этики журналиста проявляется в сопоставлении недостойной деятельности авторов фильма и единственного достойного выхода из сложившейся ситуации – извинений и обязательства «не допускать подобного в дальнейшем», а также в выявлении взаимосвязей между данной ситуацией и социальной ответственностью журналистики в целом.

 

Выводы

В совокупности все эти языковые средства формируют устойчивое негативное отношение в профессиональном творческом сообществе журналистов России к нарушителям Кодекса профессиональной этики российского журналиста. Тем самым четко утверждаются профессиональные нормы и правила, подчеркивается необходимость их неукоснительного соблюдения. Исходя из анализа и совокупности всего контента, в тексте подтверждаются такие правила профессиональной этики и морали, как беспрекословное следование букве закона, предъявление реальных фактов, объективность, компетентность, честность и др. Также в тексте содержится прямой призыв к корпоративной солидарности и поддержке этих норм. Так, заявление СЖР формирует устойчивое негативное общественное мнение о нарушителях профессионального кодекса журналистов России и повышает авторитет Союза журналистов России как внутри корпоративного сообщества, так и вне его. Таким образом, к жанровому своеобразию заявления СЖР следует отнести доминантную роль функции формирования и поддержки ценностных ориентиров профессионального сообществ, а также организационно-побудительной функции, которая свойственна всем текстам подобной направленности.

 



Примечания

  1. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901854413
  2. Кодекс журналистской этики. Заявление Союза журналистов России. Режим доступа: https://ruj.ru/news/kodeks-zhurnalistskoy-etiki-zayavlenie-soyuza-zhurnalistov-rossii-6230
  3. Заявление Союза журналистов России в связи с программой «Должники Госдепа» на НТВ. Режим доступа: https://ruj.ru/news/ruj_statements/zayavlenie-soyuza-zhurnalistov-rossii-v-svyazi-s-programmoy-dolzhniki-gosdepa-na-ntv-8729
  4. Заявление Союза журналистов России. Еще раз о «Должниках Госдепа» на НТВ.  Режим доступа: https://ruj.ru/news/ruj_statements/zayavlenie-soyuza-zhurnalistov-rossii-eshche-raz-o-dolzhnikakh-gosdepa-8726

 

Библиография

Анненков А.И. Представления о реально должном в профессиональной журналистской морали (на основе анализа публикаций современных общероссийских изданий): дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: Медиамир. 2013.

Вартанова Е.Л. Чем управляют менеджеры СМИ? О природе современного медиаменеджмента // Медиаскоп. 2007. Вып. 1. Режим доступа: http://mediascope.ru/чем-управляют-менеджеры-сми-о-природе-современного-медиаменеджмента

Вырковский А.В. Теоретические представления о медиаменеджменте: основные подходы и проблемные зоны // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 29‒44. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).

Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография. М.: Издательство АПК и ППРО. 2013.

Добросклонская Т.Г. Методы анализа видео-вербальных текстов // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 13‒25.

Иванова М.В., Клушина Н.И. Нормы в массмедиа: когнитивный аспект // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. С. 5‒12.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2011.

Маслов А.С. Корреляция правовых, этических и творческих аспектов деятельности журналистов (на примере реализации профессиональных стандартов в фотожурналистике): дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2013.

Нуруллина Г.М. Этическая трансформация массмедийной политики: дис. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2009.

Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. 8-е изд., испр. М.: Аспект Пресс. 2011.

Рихтер А.Г. Укрепление этических норм саморегулирования журналистов на постсоветском пространстве // Этические вопросы освещения судебной деятельности в СМИ / под ред. Ю.В. Казакова, М.А. Федотова. М.: АНО ТЦ ЮНЕСКО. 2011. С. 93‒111.

Смирнова Е.А. История кодексов профессиональной этики в отечественной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 6. С. 150‒164.