Languages

You are here

Отражение иракских конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операций (1991, 2003 гг.) в Персидском заливе)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Ссылка для цитирования: Новгородова А.И. Отражение иракских конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операций (1991, 2003 гг.) в Персидском заливе) // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2600

 

© Новгородова Арина Игоревна

соискатель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), arin_83@mail.ru

 

Аннотация

В статье отражены результаты исследования освещения двух военных операций США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 г. и «Свобода Ираку» в 2003 г. В исследовании в качестве эмпирической базы используются материалы качественной газеты The New York Times. Автор исследует материалы одной из ведущих качественных газет в мире, уделяя особое внимание освещению событий в условиях международного кризиса.

Ключевые слова: операция «Буря в пустыне», операция «Свобода Ираку», качественная газета The New York Times, Ближний Восток.

 

 

Введение в проблему

Статья рассматривает две войны в Персидском заливе (1991 и 2003 гг.), которые также называют и двумя иракскими кризисами, проходившими на фоне серьезных социальных, экономических, политических и других трансформаций в различных странах и регионах мира. В ходе двух войн в Персидском заливе американское правительство и военные власти ввели для СМИ ограничения доступа к информации. Ограничения министерства обороны США распространялись на работу средств массовой информации в зоне ответственности военных в регионе Персидского залива: Катаре, Саудовской Аравии, Кувейте и Ираке. С августа по декабрь 1990 г. президент Дж. Буш старший подписал три секретные директивы о проведении мероприятий по специальным программам, в частности – дезинформационным. Поскольку одной из причин поражения властей США в информационной кампании в ходе вьетнамской войны американские политики и ученые называли отсутствие контроля над массмедиа, то во время операций «Буря в пустыне» и «Свобода Ираку» власти пытались избежать аналогичных ошибок. Определенные данные исправлялись или задерживались правительством и военными, чтобы сократить влияние информации на течение и исход кризисов. Во время военных фаз кризисов работа представителей СМИ ограничивалась правилами министерства обороны США – в 1991 г. работала система пресс-пулов, в 2003 г. деятельность регулировала «Программа прикрепления представителей СМИ к воинским частям».

Одним из приоритетных направлений политики Вашингтона на Ближнем Востоке была и остается борьба с терроризмом. В описываемый период США были обеспокоены тем, что «Аль-Каида» может приобрести ядерное оружие, имея представителей в любых странах мира, в том числе – в самих США. Страх перед ядерным оружием в американском обществе существует со времен «холодной войны», поэтому активно начинают разрабатываться стратегии возможного приобретения «Аль-Каидой» оружия массового уничтожения. Во-первых, из списка стран были исключены Великобритания и Япония, которые находятся под жестким контролем, во-вторых, ядерные установки находились под контролем правительства и государства, в-третьих, были определены государства, которые имели возможность передать ядерное оружие «Аль-Каиде» или оказать финансовую помощь, к ним отнесли Ирак, Иран и Северную Корею. Это стало одной из причин появления своеобразной «оси зла» в данной ситуации. Каждая страна была способна по идеологическим, политическим или финансовым причинам осуществлять продажи этого оружия «Аль-Каиде» или передавать технологии создания ядерного оружия. Поэтому три указанные страны представляли огромный интерес для США, позже в этот список были включены Ливия и Сирия, недоверие вызывали также республики бывшего СССР и Пакистан.

 

Обзор литературы

Для описания проблемной ситуации в ходе работы над исследованием были рассмотрены различные ресурсы, документы, аналитические материалы, официальные документы ООН, а также материалы Архива национальной безопасности США.

Традиционно исследователи обращают большое внимание на информационную составляющую международных конфликтов, изучают проблемы влияния информации на развитие конфликтных ситуаций, тенденции перевода возникающих противостояний в информационную плоскость, способность эффективно воздействовать на информационные потоки в цифровой среде в целом, достигая тем самым определенных политических целей. В данной области продуктивные изыскания ведут Е.Л. Вартанова (2001, 2015), В.И. Волковский (2001), И.В. Винокуров и Г.К. Гуртова (1993), А.Н. Трешневиков (1999), С.Н. Гриняев (1999), И.И. Завадский (1996), В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин (1999), И.Н. Панарин (2001), Г.Г. Почепцов (2000), В.Ф. Прокофьев (1999), С.П. Расторгуев (1998), Л. Армистэд (2004), Д. Хэллин (1989), Я. Камалипур (2004), Г. Ретрей (2001), Т. Смит (1989).

Проблемы использования правительством возможностей массмедиа в международных вооруженных конфликтах исследуют В. Малышев (2000), Ф. Окофер и У. Лоуренс (2004), Е.Л. Вартанова и О.В. Смирнова (2012). Такие исследователи, как Э. Фрэйд (2005), Д. Келлнер (2007), А. Лазука (2006) указывают на военную направленность информационной стратегии США.

Всесторонне вопрос о взаимосвязи пропаганды, СМИ и военных конфликтов рассматривались П. Эндрюсом в работе «Медиа и война» (The Media and the Military, 1991), где звучит предположение о том, что характеристики фундаментального спора между американскими СМИ и американскими военными практически не меняются. Существенным аргументом по-прежнему остается проблема доступа. «Насколько нужно прессе знать и видеть, как вести битву?» (Andrews, 1991). Можно также упомянуть здесь работу П. Браструпа работа с подробным и понятным названием «Большая история: как американская пресса и телевидение сообщали и интерпретировали кризис 1968 г. во Вьетнаме и Вашингтоне» (The Big Story: How the American Press and TV Reported and Interpreted the Crisis of Tet 1968 in Vietnam and Washington, 1983).

 

Ключевые характеристики исследования

На программном этапе исследования мы выбрали для анализа качественную газету The New York Times. За 166 лет истории было опубликовано 59 000 выпусков газеты. Можно сказать, что во всей истории газеты New York Times, в развитии ее бизнес-составляющей большую роль играют инновации. Но в то же время несомненным преимуществом качественной газеты являются ее сотрудники. Для изучения особенностей медийного отражения иракских конфликтов был выбран метод контент-анализа. Эмпирическим объектом исследования стали материалы качественной газеты The New York Times, опубликованные в течение одного месяца с начала операции «Буря в пустыне» (17 января 1991 – 17 февраля 1991), и операции «Свобода Ираку» (20 марта − 20 апреля 2003 г.). Результаты исследования материалов по операции «Буря в пустыне» и «Свобода Ираку», а также подробное описание используемой методологии были опубликованы ранее (Новгородова, 2018, 2019).

В данном материале предпринята попытка сопоставить материалы исследования двух массивов газетных публикаций.

 

Результаты исследования

Количественный анализ рубрик в The New York Times представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Доли публикаций по рубрикам (в % от общего числа изученных материалов в 1991 и 2003 гг.)

Название рубрик

Доля материалов, опубликованных в 1991 г.

Доля материалов, опубликованных в 2003 г.

Первая полоса (front page)

26

22

Международные события (international)

67

3

Редакционная статья (editorials)

6

5

Нация на войне (a nation at war)

0

70

 

В рамках исследуемого периода в The New York Times опубликовано равное количество материалов, посвященных двум операциям: «Буря в пустыне» и «Свобода Ираку». При этом можно отметить, что на первой полосе издания в 1991 г. было опубликовано 26% всех материалов, посвященных теме, а в 2003 г. − немногим меньше (22%). Небольшое количество публикаций вышло в рубрике «Редакционная статья» (в 1991 г. показатель составил 6%, а в 2003 г. – 5%).

Две трети публикаций в 1991 г. вышли в разделе «Международные события» (67% статей от общего числа проанализированных текстов). Примечательно, что в 2003 г. редакцией был создан самостоятельный раздел, целиком посвященный второму кризису, – «Нация на войне», в нем вышли 70% рассмотренных материалов. Статьи в данных рубриках по оформлению схожи, их кроме прочего объединяют содержательно близкие заголовки (в 1991 г. – «Война в Персидском заливе» (War in the Gulf), в 2003 г. – «Нация на войне» (A Nation at War)), при этом в зависимости от информации, публикуемой в конкретном номере, меняется вторая часть заголовка.

Итак, в газете за упомянутый период было опубликовано равное количество материалов, большинство опубликовано в разделе «Международные события» в 1991 г. и в разделе «Нация на войне» – в 2003 г. Напомним, что операция «Буря в пустыне» 1991 г. была направлена на восстановление суверенитета Кувейта, захваченного иракской армией. Как следствие незавершенности «Бури в пустыне» в 1991 г., администрация Дж. Буша младшего, унаследовав проблему Ирака, выдвинула одноименную доктрину и определила понятие «ось зла», относимое к Ираку, Ирану и Северной Корее.

Результаты количественного анализа основных жанров и форматов публикаций TheNew York Times представлены в таблице 2 и на рисунке 1. С формальной, структурной, точки зрения все материалы качественной газеты TheNew York Times, освещающие операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.), представляют различные жанры (статьи, заметки, письмо, репортаж, спич, брифинг и т.д.). Как видно из таблицы, доминирующими жанрами являются статьи и заметки1.

 

Таблица 2. Основные жанры публикации (в % от общего числа изученных материалов в 1991 и 2003 гг.)

Жанры/дата

1991

2003

Статья

56

68

Заметка

44

48

Письмо

8

0

Спич

5

2

 

Очевидно, что разница между аналитическими и информационными материалами незначительна (см. рис. 1), но можно заметить небольшое различие в массиве публикаций 1991 г., сделать выводы о том, что при освещении операции «Буря в пустыне» преобладали публикации информационных жанров.

 

Рисунок 1. Жанровые группы публикаций (в % от общего числа изученных материалов 1991 г.).

 

Материалы количественного анализа основных видов оформления публикаций в газете TheNew York Times, посвященных рассматриваемым кризисам, представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Основные виды оформления публикаций (в % от общего числа изученных материалов в 1991 и 2003 гг.)

Вид/год

1991

2003

Текст

62

59

Текст+фото

51

48

Текст+фото+карта

7

5

Текст+карта

7

9

 

Очевидно, что по использованию методов эмоционального воздействия материалы газеты разных лет, описывающие разные кризисы, существенным образом не отличаются друг от друга. Публикации о двух операциях в Персидском заливе представлены в основном в виде текста, сопровождающегося фотографиями.

Как показало исследование, полностью отсутствуют такие визуальные материалы, как коллаж, фотоколлаж, схемы и т.д. Таким образом, можно предположить, что при крайне сдержанном и довольно традиционном стиле изложения, предполагающем использование весьма ограниченного спектра иллюстративных материалов, авторы публикаций стремятся создать эмоциональный контекст посредством вербального текста.

Данные количественного анализа тональности публикаций вTheNew York Times отражены на рисунке 2. В основном стиль текстового изложения информации об операциях «Буря в пустыне» и «Свобода Ираку» отличает эмоциональная нейтральность, в которой можно предположить стремление авторов к объективности. Можно сделать вывод о том, что в целом TheNew York Times стремится подавать информацию сбалансированно.

 

Рисунок 2. Тональность публикаций, (в % от числа изученных материалов)

 

При этом, как видно из диаграммы на рисунке 2, часть материалов характеризуется негативной окрашенностью текстов. Можно предположить, что подобный способ подачи информации воздействует на людей с неустоявшимся мировоззрением более успешно. Доминирующим для двух операций в Персидском заливе можно назвать тематический блок, посвященный освещению военных событий в период с 28 января по 3 февраля 1991 г. – 47% от проанализированного материла, соответственно в операции «Свобода Ираку» в период с 24 по 30 марта 2003 г. − 54%. Заметим, что, если в 1991 г. общественность и СМИ сомневались в необходимости и оправданности войны против Ирака, то после террористических атак 2001 г., в случае с операцией 2003 года, часто поддерживали инициативу.

Количественный анализ аспектов рассмотренной TheNew York Times темы, данные которого приведены на диаграмме на рисунке 3, позволяют говорить о том, что в антииракском ключе представлено 40% проанализированных материалов, опубликованных в начале проведения операции «Буря в пустыне» (17.01−20.01.1991). Соответственно, в 2003 г. доля аналогичных журналистских материалов, вышедших в начале проведения операции «Свобода Ираку» (20.03−23.03.2003), составляет 23% от проанализированных материалов.

 

Рисунок 3. Тематическая направленность публикаций (в % от общего числа изученных материалов в 1991 и 2003 гг.)

 

Военно-политическая стратегия США на Ближнем Востоке концептуально опирается на доктрину Буша младшего, сформулированную в ежегодном послании к Конгрессу в январе 2002 г., и документ под названием «Стратегия национальной безопасности США», опубликованный в сентябре того же года. Существенное влияние на ее содержание оказали события 11 сентября 2001 г., когда атакам террористов, захвативших гражданские самолеты американских авиакомпаний, подверглись такие важные для страны объекты, как Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне. Именно терроризм – та глобальная проблема, в которой личный опыт не полон без участия СМИ, без медиатизированной реальности, без сообщений журналистов и нашего понимания их текстов (Вартанова (ред.), 2009).

Подчеркнем, что для американских политиков конфликты на Ближнем Востоке стали своеобразной возможностью завоевать симпатии избирателей. После 11 сентября 2001 г. Джордж Буш младший, который на тот момент был президентом США, воспользовался ненавистью американцев к террористам и открыл антитеррористический фронт в Ираке и Афганистане. И на страницах TheNew York Times выражена поддержка внешней политики Вашингтона в 2003 г. Однако исследование контента показывает, что в проамериканском ключе написано 20% проанализированных материалов, в то время как в 1991 г. этот показатель составил 54%.

В антиамериканском ключе представлена меньшая часть материалов в 1991 г., посвященных операции «Буря в пустыне» (13% проанализированных текстов), в случае с освещением операции «Свобода Ираку» таких публикаций 4%, что, на наш взгляд, вполне закономерно. Традиционно в американском обществе доминирует образ враждебной нации и исходящей от нее угрозы. По мнению М. Дюверже (1960), мощный фактор единения нации заложен в таком чувстве, как ненависть к «другому». Акцентирование внимания общественности на угрозах часто применяется для управления общественным мнением во внешнеполитических делах, СМИ же могут играть достаточно важную роль в закреплении у аудитории данного типа страха. Можно также добавить, что зачастую американцы воспринимают внешнеполитические проблемы и через призму внутренних, экономических проблем.

До первой войны в Персидском заливе воплощением внешнего для американцев врага выступали коммунизм и источник его идей СССР (сильное во всех отношениях государство, которое единственное имело потенциал для практически равноправного противостояния США). Во время войны главным врагом становится президент Ирака. С. Хусейн – глава небольшого государства, ослабленного войной и имеющего одни из богатейших в мире месторождения нефти, бросил вызов безопасности на Ближнем Востоке и экономической стабильности импортеров иракской нефти. В его образе обобщен образ врага американцев: «С. Хусейн − арабоговорящий А. Гитлер» (Аронсон, Пратканис, 2003: 71).

Газета TheNew York Times, выступая как качественное издание, не могла рассматривать военно-политическую обстановку на Ближнем Востоке, отражая только точку зрения администрации Вашингтона. Анализ публикаций показывает, что в проиракском ключе представлено 11% проанализированных материалов 1991 г. и 10% материалов 2003 г.

Как видно из диаграммы на рисунке 3, в противоположном ключе написано 11% проанализированного массива 1991 г. и 36% массива 2003 г.

Анализ ключевых фигур в TheNew York Times позволил получить следующие результаты(см. табл. 4, 5). В соответствии с программой исследования, на первом этапе контент-анализа происходило кодирование всех «ключевых фигур», а именно, всех персонализированных субъектов конфликта − т.е. категория подразумевала неограниченный выбор значений. На втором этапе контент-анализа допускалась фиксация только тех «ключевых фигур», которые составляли основной предмет внимания в материале и были персонализированы. Приводимые распределения соответствуют второму этапу анализа.

Основной фокус журналистского интереса в операции «Буря в пустыне» в 1991 г. был сосредоточен на следующих субъектах конфликта (распределение по их частоте встречаемости):

 

Таблица 4. Ключевые фигуры в публикациях 1991 г. (%)

Ключевые фигуры

17.01−20.01

21.01−27.01

28.01− 03.02

04.02−10.02

11.02−17.02

Дж. Буш ст.

16

17

10

12

10

С. Хусейн

33

35

22

16

25

Д. Чейни

10

9

2

16

5

К. Пауэлл

11

4

1

10

2

Н. Шварцкопф

5

3

8

3

3

Лидеры/президенты других стран

5

7

10

12

13

Высшее военное руководство

6

6

10

10

7

 

По данной методике подсчета субъектов конфликта в газете The New York Times не уделяется внимание простым гражданам, людям, пострадавшим от войны, беженцам. Однако невысокая частота встречаемости данных «героев» в качестве главных субъектов конфликта вызвана тем, что они в основном не персонализированы, газеты обезличивают подобных субъектов: у них нет фамилий, не указана их национальная принадлежность или принадлежность к какой-либо другой социальной группе, они располагаются как бы вне социума (от 1% до 2%). Такие же результаты получены при изучении материалов газеты, посвященных операции «Свобода Ираку». Согласно результатам проведенного анализа, лидирующие позиции занимают президенты США Дж. Буш младший (12%) и Ирака С. Хусейн (22%). Как видно из таблиц 4 и 5, встречаются две фигуры «героя» как в 1991 г., так и в 2003 г. Во время операции «Буря в пустыне» Дик Чейни (16% изученных материалов) входил в администрацию действующего президента Дж. Буша старшего, был министром обороны и активно принимал участие в разрешении конфликта. Нельзя оставить без внимания и такого субъекта, как К. Пауэлл (11% материалов). Это крупный политический деятель, генерал армии США, награжденный Золотой медалью Конгресса. В 2003 г. данные «герои» не так часто встречались в материалах газеты The New York Times – Д. Чейни в 1% материалов, К. Пауэлл – в 4% публикаций.

 

Таблица 5. Ключевые фигуры публикаций 2003 г. (%)

Ключевые фигуры

20.03−23.03

24.03−30.03

31.03−06.04

07.04−13.04

14.04−20.04

Президент Буш мл.

12

9

8

8

8

Президент Хусейн

22

15

13

16

15

Д. Чейни

1

0

0

0

0

Д. Рамсфельд

5

4

5

7

5

К. Пауэлл

1

3

3

2

4

Генерал Т. Фрэнкс

2

1

2

1

2

Лидеры/президенты других стран

3

0

2

3

1

Высшее военное руководство

3

10

3

5

4

 

 

Количественный анализ по авторам материалов The New York Times, данные которого представлены в таблице 6, позволяет говорить следующее.Публикации по двум операциям в Ираке созданы в основном журналистами The New York Times, назовем тех, кто писал для газеты об операциях «Буря в пустыне» 1991 г. и «Свобода Ираку» 2003 г.

 

Таблица 6. Авторы публикаций, доля материлов, написанных каждым автором в 1991 и 2003 гг. (в % от числа публикаций по каждому году)

Авторы

 1991 г.

 (кол-во статей)

 2003 г.

 (кол-во статей)

Раймонд Уолтер

Эппл младший

15

5

Алан Коуэлл

14

5

Филипп Шенон

 

10

1

Майкл Р. Гордон

 

9

11

Эрик Шмитт

 

7

6

Патрик Э. Тайлер

 

5

11

 

Кратко опишем каждого из выявленных в ходе исследования авторов. Из всех представленных журналистов только Майкл Р. Гордон во время первой фазы войны в Ираке был единственным газетным репортером, объединенным с союзным командованием сухопутных войск под командованием генерала Томми Фрэнкса. Таким образом, он находился на позиции, которая дала ему уникальную возможность освещать стратегию вторжения и ее принятия. Он и генерал Бернард Э. Трейнор написали в соавторстве три книги, в том числе бестселлер «Кобра II» (Cobra II: Inside Story of the Invasion and Occupation of Iraq Paperback2). Как журналист The New York Times, он был первым, кто сообщил о предполагаемой ядерной программе Саддама Хуссейна в сентябре 2002 г. в материале «США говорят, что Хусейн усиливает поиски частей атомной бомбы»3.

Эрик П. Шмитт − американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии, автор The New York Times. Шмитт был одним из журналистов издания, который сыграл ключевую роль в сообщении об убийстве нескольких афганских пленников, находившихся под стражей в США на территории интернированной базы ВВС Баграм в 2003 и 2004 гг. В 2011 г. он опубликовал книгу «Counterstrike: Нерассказанная история американской секретной кампании против "Аль-Каиды"» (Counterstrike: The Untold Story of America's Secret Campaign Against Al Qaeda) с Томом Шанкером, его коллегой по The New York Times4. Его книга в нарративном формате дает более глубокое представление о войне с террором и о том, что спецслужбам США известно о внутренней деятельности «Аль-Каиды».

Рэймонд Уолтер Эппл младший, известный всем под псевдонимом «Джонни», был младшим редактором в The New York Times, где он писал на различные темы, прежде всего о политике, путешествиях и еде. Эппл присоединился к The New York Times в 1963 г. и в течение более 30 лет подготовил и опубликовал материалы из более чем 100 стран, включая освещение войны во Вьетнаме, где его опрос помог выявить ненадежность военных брифингов, известных как «Пять безумных безумств», кризис Биафры, иранская революция и падение коммунистических правительств в советском блоке. Кроме того он занимал должность начальника бюро The Times в Сайгоне, Лагосе, Найроби, Лондоне и Москве.

Филипп Шенон более 20 лет был корреспондентом The New York Times, во времяработы в Вашингтоне писал о Пентагоне, Министерстве юстиции, Госдепартаменте США. Как зарубежный корреспондент, побывал в 60 странах мира, в нескольких зонах военных конфликтов. Написал книгу «Комиссия 9/11» (The Commission. The Uncensored History of the 9/11 Investigation, 20085) о расследовании теракта 9 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Он автор книги «Анатомия убийства» (A Cruel and Shocking Act The Secret History of Kennedy Assassination, 20136) о расследовании убийства Джона Кеннеди и подробностях работы комиссии Уоррена. 

Патрик Э. Тайлер работал на различных должностях в The Times, в том числе в качестве руководителя новостных бюро в Пекине, Москве, Багдаде и Лондоне. В 2002 г. он был назначен на должность главного корреспондента исполнительным редактором Хауэллом Рейнсом, а в 2003 г. отправился в Кувейт, чтобы подготовить и осуществить освещение газетой вторжения в Ирак. После падения Саддама Хусейна он основал бюро The Times в Ираке. Тайлер переехал в Лондон в 2004 г., где занимал должность начальника бюро, пока он не ушел из газеты в декабре того года, чтобы написать дипломатическую историю американской политики на Ближнем Востоке.

Алан Коуэлл – британский журналист и иностранный корреспондент The New York Times.

Количественный анализ географии публикации в The New York Times показывает(см. табл. 7),что большинство материалов по двум операциям США против Ирака написано корреспондентами The New York Times в США, а именно в Вашингтоне.

 

Таблица 7. География публикаций

Страна

Кол-во статей

в 1991 г.

Кол-во статей

в 2003 г.

США

7

36

США (Вашингтон)

79

100

Ирак

5

77

Ирак (Багдад)

0

60

Ирак (Басра)

0

14

Ирак (Насирия)

0

10

Ирак (Мосул)

0

6

Ирак (Карабала)

0

6

Ирак (Эз-Зубайр)     

0

5

Ирак (Киркук)

0

5

Ирак (Тикрит)

0

4

Ирак (Наджаф)

0

4

Ирак (Хилла)

0

2

Ирак (Харир)

0

2

Ирак (Сулеймания)

0

2

Ирак (Калак)

0

2

Саудовская Аравия

52

6

Иордания (Амман)

18

6

Великобритания

6

9

Египет

6

4

Германия

4

2

СССР/Россия

4

5

Турция

4

5

Франция

1

7

 

По сравнению с 1991 г. – 5 статей в Ираке, а в 2003 г. опубликованы только в Багдаде (77 статей), в Басре (14 статей), в Насирии (10 статей), Мосул и Карабала (по 6 статей), Эз-Зубайр и Киркук (по 5 статей), Наджаф (4 статьи) (см табл. 7). Однако немало материалов на тему двух операций «Буря в пустыне» и «Свобода Ираку» написано корреспондентами в других странах: в Саудовской Аравии (лидер государств-членов Арабской Лиги, противостоявших Ираку, играла решающую роль в войне в Персидском заливе) – 52 материала, Амман – 18 материалов (столица Иордании, в которой преобладали прозападные настроения во внешней политике, чьи тесные связи с США и Великобританией были испорчены, когда Иордания заняла нейтральную позицию в разрешении международного конфликта между Ираком и Кувейтом, и ситуация изменилась в 2003 г.). На Ближнем Востоке можно выделить Сирию и Катар (по 7 статей), Турцию (5 статей).

В описании двух войн в Персидском заливе небольшое количество статей приходится на европейские страны (Великобритания, Франция, Италия, Германия) – 13 публикаций в 1991 г. В 2003 г. большинство статей в Великобритании, которая поддерживала войну против Ирака (9), Франции (7 публикаций), Испании (2 публикаций), в Саудовская Аравия и Иордании – соответственно по 6 материалов.

 

Заключение

На основе анализа статей качественной газеты The New York Times об операциях «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.) мы пришли к выводу, что качественная газета The New York Times настроена критически по отношению к проведению двух операций против Ирака, она стремится к относительному балансу и справедливости, публикует как нейтральные, так и положительные и отрицательные материалы о событиях.

При детальном рассмотрении материалов, посвященных двум операциям в Персидском заливе, можно назвать незначительные различия:

  • во-первых, преобладание аналитических материалов в 2003 г. над информационными;
  • во-вторых, доминирование колонки «Международные отношения» как места локализации материлов о событиях в 1991 г.;
  • в-третьих, то, что в 2003 г. большая часть материалов о событиях представлена в разделе «Нация на войне».

Стоит подчеркнуть, что публикации газеты The New York Times об операциях «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.) одинаково сбалансированы, что проявляется в различных формах.

Качественный анализ ключевых фигур публикаций подтверждает тенденцию критики в адрес президента Ирака С. Хусейна, который представлен в материалах как агрессор, напавший на суверенное государство, а в 2003 г. уже сравнивается с Гитлером и обвиняется в поддержке террористов – критика звучит более резко, поскольку внешняя политика США изменилась после событий 11 сентября 2001 г. Главными «героями» публикации являются действующие президенты США и Ирака, военное руководство, представители администрации, и мало внимания посвящено простым гражданам, беженцам.

Большинство материалов написано журналистами газеты в основном в США (Вашингтоне) и в Ираке, в городах, где проходили боевые операции.

Фактически все материалы посвящены освещению боевых действий, небольшая часть направлена на поддержку политики администрации президента США в применении силы при разрешении вооруженного конфликта и борьбы с терроризмом. В публикациях мало описывают события после военных ударов, мало пишут о погибших в ходе войны людях, о потерях не только среди военных, но и среди мирных жителей, о тех, кто остался без крова. Антивоенная направленность статей наблюдается ближе к средине проведения операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.).

Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий.

 



Примечания

  1. Здесь и далее приведены данные в максимальном процентном соотношении частоты встречаемости единицы счета от общего массива статей в газете. Для операции «Буря в пустыне» − 249 статей, для «Свобода Ираку» − 596.
  2. Gordon M.R., Trainor B.E. (2006) Cobra II: Inside Story of the Invasion and Occupation of Iraq.
  3. Gordon M.R., Miller J. (2002) U.S. Says Hussein Intensifies Quest for A-Bomb Parts. The New York Times, September 8.
  4. Schmitt E.,  Shanker T. (2011) Counterstrike: The Untold Story of America's Secret Campaign Against Al Qaeda.Times Book.
  5. Shenon P. (2008) The Commission: The Uncensored History of the 9/11 Investigation. New York: Twelve.
  6. Shenon P. (2013) Cruel and Shocking Act The Secret History of Kennedy Assassination. New York: Holt.

 

 

Библиография

Аронсон Э., Пратканис Э. Р. - Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Вартанова Е. Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. № 3. С. 50−56.

Вартанова Е. Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов // Вест. Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2015. № 6. С. 5–26.

Волковский В.И. Информационное противоборство как угроза национальной безопасности России // Бизнес и безопасность в России. Москва. 2001. № 1. С. 10−13.

Винокуров И.В., Гуртовой Г.К. Психологическая война. М.: Мистерия, 1993.

Гриняев С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М.: Синтег,1999.

Журналистика и СМИ против террора / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: МедиаМир, 2009.

Завадский И.И. Информационная война − что это такое? // Конфидент. 1996. № 4. С. 13−20.

Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая: Информационно-психологическая война. М.: Академия социальных наук, 1999.

Малышев В. Использование возможностей средств массовой информации в локальных вооруженных кризисах // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 7. С. 2−8.

Новгородова А.И. Война в Персидском заливе 1990–1991 гг. в материалах «Нью-Йорк Таймс» // МедиаАльманах. 2018. № 3. С. 88−98. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2018.8898

Новгородова А.И. Освещение войны 2003 года в Ираке в материалах «Нью-Йорк Таймс» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 141−162. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2019.141162

Панарин И.Н. Информационная война и власть М.: Мир безопасности, 2001.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, 2000.

Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны, М.: Синтег, 1999.

Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Букинист, 1998.

Трешневиков А. Информационная война. М.: Рыбинское подворье, 1999.

 

Andrews P. (1991) The Media and the Military. American Heritage 42 (4). Режим доступа: https://www.americanheritage.com/media-and-military#1

Armistead L. (2004) Information Operations: Warfare and the Hard Reality of Soft Power. Washington: Brassey's Inc.

Aukofer F., Lawrence W. (2004) America's Team: a Report on the Relationship between the Media and the Military. RAND Corporation.

Braestrup P. (1983) The Big Story: How the American Press and TV Reported and Interpreted the Crisis of Tet 1968 in Vietnam and Washington. New Haven: Yale University Press.

Daverger M. (I960) Institutions politiques et droit costitutionnel. 5-me ed. Paris: Presses Universitaire de France.

Fried A. (2005) Terrorism as a Context of Coverage before the Iraq War. The International Journal of Press/Politics 10 (3): 125−132. DOI: 10.1177/1081180X05279509

Hallin D.C. (1989) The "Uncensored War": The Media and Vietnam. Berkeley: University of California Press.

Kamalipour Y.R., Snow N. (2004) War, Media, and Propaganda: A Global Perspective. New York: Rowman & Littlefield, Inc.

Kellner D. (2007) Lying in Politics: the Case of George W. Bush and Iraq. The Cultural Studies 7: 132−144.

Lazuka A. (2006) Communicative intention in George W Bush's Presidential Speeches and Statements from 11 September 2001 to 11 September 2003. Discourse and Society 17: 299−330.

Rattray G.J. (2001) Strategic Warfare in Cyberspace. Cambridge, MA: MIT Press.

Smith T.J. (1989) Propaganda: A Pluralistic Perspective. New York: Praeger.

Vartanova E., Smirnova O. (2012) Covering Terrorism in Russian Media. In: Freedman D., Thussu D.K. (eds.) Media and Terrorism: Global Perspectives. London: Sage, pp. 184−205. DOI: 10.4135/9781446288429.n11