Ссылка для цитирования: Толоконникова А.В., Максимова А.В. Пользовательский контент в выпусках новостей на российских телеканалах // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2569
DOI: 10.30547/mediascope.3.2019.8
© Толоконникова Анна Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), a.tolokonnikova@mail.ru
© Максимова Александра Владимировна
выпускница факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, корреспондент «Делового утра» телеканала НТВ (г. Москва, Россия), sasha.zin595@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена изучению того, как телеканалы России используют в выпусках новостей фото- и видеоматериалы, размещенные в Интернете простыми гражданами. Точечно выбрав для анализа несколько ярких событий начала 2017 г., авторы анализируют посвященные им информационные сюжеты, вышедшие в эфир «Первого канала», «России 1», НТВ, РЕН ТВ и LifeNews на предмет обращения в них к контенту пользователей. Это позволяет выявить определенные закономерности в подходах различных телеканалов к взаимодействию с любительскими съемками. Cпецифику работы редакций с пользовательским контентом авторам удалось узнать в процессе интервью, проведенных с представителями всех исследуемых телеканалов.
Ключевые слова: телевизионный рынок, телеканалы России, пользовательский контент, новостные программы.
Согласно интернет-ресурсу Internet Live Stats, ведущему подсчет сетевой аудитории, число пользователей Интернета сегодня превышает 3,8 млрд человек, что составляет почти половину населения планеты1. Эта цифра продолжает расти: только в России каждую неделю в Интернет выходит как минимум 83 млн человек, притом свыше 70% населения используют для этого свой смартфон2. Данные исследования компании «Яндекс» также говорят о том, что на сегодняшний день каждый второй потребитель использует мобильные устройства наряду с компьютером, а пятая часть аудитории и вовсе выходит в Интернет только с них3.
Высокая популярность смартфонов, их массовое распространение и доступность подключения к мобильному Интернету открыли новую среду для создания, получения и распространения информации: миллионы людей по всему миру стали «делиться» своими фото- и видеонаблюдениями с другими пользователями. Но наряду с простыми гражданами доступ к пользовательскому контенту (от англ. User-Generated Content), т.е. материалу, созданному одними пользователями и размещенному в Интернете для других пользователей, получили и профессиональные журналисты. Для них подобные публикации стали важным инструментом в ежедневной работе, позволяющим оперативно узнавать о нестандартных событиях, получать эксклюзивные фото- и видеоматериалы, искать очевидцев происшествий и новых героев для своих материалов.
Исследователи Колумбийской школы журналистики в работе «Любительская съёмка: глобальное исследование любительского контента в теленовостях и их онлайн-аналогах» выделяют 5 основных тем, которые чаще всего побуждают журналистов обращаться к пользовательскому контенту и транслировать его в видеосюжетах:
Данная статья посвящена изучению того, как в подобных ситуациях действуют журналисты ведущих российских телеканалов, и на примере нескольких ярких событий начала 2017 г. рассматривает особенности их взаимодействия с пользовательским контентом. В качестве основных исследовательских вопросов были сформулированы следующие:
ИВ 1: Прибегают ли ведущие федеральные вещатели России к использованию любительских съемок в сюжетах новостей, посвященных чрезвычайным происшествиям – взрывам, военным действиям и конфликтам, протестам, ДТП и необычным природным явлениям? Насколько активно они используют такой контент в информационных выпусках и рассматривается ли он редакторами как полноценная замена профессиональных съемок?
ИВ 2: Как скоро и каким образом любительские съемки попадают в телевизионный эфир? Каковы основные источники таких материалов?
ИВ 3: Какой отбор проходит контент пользователей, прежде чем стать частью сюжета новостей на российском федеральном телеканале; чем руководствуются редакторы при выборе материала и какой обработке они его подвергают до того, как он попадает в эфир?
ИВ 4: Какова форма подачи любительских материалов в эфире различных федеральных каналов: сопровождаются ли они титрами, указывается ли на них автор материала и источник контента?
Объектом исследования стали выпуски новостей пяти российских телеканалов: «Первого канала», «России 1», НТВ, РЕН ТВ и LifeNews; предметом исследования – пользовательский контент в их эфире (рассматривались информационные программы «Новости», «Вести», «Сегодня», «Новости РЕН ТВ» и LifeNews соответственно).
Выбор данных телеканалов обусловлен, в первую очередь, их популярностью у российских зрителей. По данным TNS/Mediscope, «Первый канал», «Россия 1», НТВ и РЕН ТВ входят в первую пятерку по среднесуточной доле аудитории среди всех телеканалов страны4. Life News в данном случае взят для сравнения: несмотря на то что этот вещатель крайне недолго просуществовал на российском рынке (запущен в сентябре 2013 г. – закрыт в августе 2017 г.), он представляет особый интерес для данного исследования, поскольку этоодин из немногих в стране и единственный среди исследуемых нами вещателей, который разработал специальное приложение для получения любительских материалов. Этот видеоконтент он активно использовал в своих информационных программах.
Целью исследования было определить, какое место отводится пользовательскому контенту в выпусках новостей на ведущих российских телеканалах. Это потребовало постановки следующих исследовательских задач:
Авторы сосредоточили свое внимание на новостных выпусках, поскольку формат таких передач подразумевает моментальный отклик на происходящее в мире и, как следствие, побуждает телередакторов обращаться ко всем доступным им источникам информации, в том числе искать контент на видеохостингах и в социальных медиа, где пользователи могут оперативно опубликовать материалы с места события.
Что же касается экстренных выпусков новостей – так называемых Breaking News, то здесь любительские съемки представляют для журналистов особую ценность, поскольку порой являются единственным документальным свидетельством произошедшего. Они также могут стать достойной заменой профессионального контента до того, как на место события прибыла съемочная группа.
Поскольку охватить весь телевизионный эфир в рамках одной статьи не представляется возможным, авторы точечно выделили для контент-анализа несколько наиболее ярких информационных поводов в интервале, равном одному месяцу – с 29 марта по 29 апреля 2017 г., и на их примере рассмотрели особенности трансляции в эфире ведущих телеканалов России контента пользователей. При этом каждый инфоповод по тематике соответствует определенному пункту классификации, предложенной американскими исследователями (см. выше). Для исследования были взяты следующие события:
Таблица 1. Соответствие наиболее ярких информационных событий марта-апреля 2017 г. тематике, побуждающей журналистов обращаться к контенту пользователей
№ |
Основные темы, побуждающие журналистов обращаться к контенту пользователей* |
Релевантный инфоповод, 29 марта − 29 апреля 2017 г. |
Дата происшествия
|
1. |
Взрывы (терроризм и другие случаи)
|
Теракт в метрополитене Санкт-Петербурга |
3 апреля 2017 г. |
2. |
Война, военные конфликты и действия
|
Обстрел генконсульства Польши на западе Украины |
29 марта 2017 г. |
3. |
Протесты
|
Акция протеста во Львове, перекрытие международной трассы Львов-Варшава |
30 марта 2017 г. |
4. |
Транспортные происшествия
|
Столкновение поезда с электричкой в Москве |
8 апреля 2017 г. |
5. |
Погода
|
Лесные пожары в Сибири
|
28 апреля − 3 мая 2017 г. |
* По мнению исследователей Колумбийской школы журналистики (Wardle, Dubberley, Brown, 2014).
По результатам исследования авторы сочли целесообразным объединить анализ, проведенный по пунктам «война, военные конфликты и действия» и «протесты», которые рассмотрены на примере украинских событий, в единую группу. Это связано с тем, что, во-первых, между данными событиями четко прослеживается причинно-следственная связь, а, во-вторых, как показал анализ телеэфира, далеко не все российские вещатели освещали эти темы.
Особенности демонстрации контента пользователей в эфире различных вещателей анализировались исходя из таких критериев, как наличие или отсутствие таких материалов в выпусках новостей при освещении событий в рамках исследуемого инфоповода; эксклюзивность появившихся любительских съемок; оперативность их трансляции в эфире; наличие или отсутствие редакторской обработки (ретуши; демонстрации отдельного фрагмента вместо всего материала; монтажа по звуку и т.п.); обозначение источника контента и (или) автора материала. Где возможно, оценивалась также та роль, которая была отведена любительским съемкам при построении сюжета по данной проблеме.
При написании статьи авторы опирались на ряд значимых для изучения данной темы научных трудов и исследований. Так, отраслевые доклады «Телевидение в России» (Вартанова, Коломиец (ред.), 2016, 2017) и книга «Телевидение глазами телезрителей» (Полуэхтова (ред.), 2012) позволили нам понять, какие телеканалы сегодня пользуются наибольшей популярностью у россиян, а также выделить программы для намеченного исследования (исходя из обобщенных рейтинговых показателей, приведенных в этих публикациях).
При изучении процессов адаптации традиционных СМИ к цифровым реалиям, их выхода в онлайн и участия в создании мультимедийного контента журналистов и потребителей опорной стала книга «Интернет-СМИ: теория и практика» (Лукина (ред.), 2010), материалы Т.С. Черевко и А.А. Гладковой (2016), а также публикация К.А. Карякиной (2010). Ценность последней работы в контексте настоящей статьи заключается прежде всего в том, что Карякина пытается проанализировать, какую роль играют новые медиа в случае чрезвычайных происшествий – терактов, климатических катастроф и др., и в конечном счете определяет место Интернета как ключевого информационного ресурса в моменты кризисных событий. Кроме того, автор исследует модели новых медиа, построенных на принципах активного участия аудитории в процессе создания медиаконтента.
Говоря об эффективных бизнес-моделях СМИ и перспективах развития медиарынка, нельзя не выделить академическую монографию «Индустрия российских медиа: цифровое будущее» (Вартанова, Вырковский, Смирнов, Макеенко, 2017). Здесь представлены сценарии развития медиаотрасли и ее ключевых сегментов, в том числе телевидения и Интернета, на ближайшие пять-десять лет.
Среди материалов, посвященных исследованию социальных сетей, особого внимания заслуживает работа М.Г. Шилиной (2011), где данная тема изучается в аспекте формирования понятийного аппарата. В статье рассматриваются и некоторые особенности коммуникации индивидов в цифровом пространстве, в частности, преимущество прямого интерактивного взаимодействия «любого количества коммуникантов в комфортном для каждого режиме», а растущий интерес пользователей к потреблению видеоконтента отмечен в числе перспективых трендов.
Немного в другом ключе – с прицелом на поиск их новостных возможностей – социальные сети изучали Т.С. Черевко, Д.В. Дунас, А.В. Толоконникова (2018), а также М.Ш. Ишматов и А.В. Пустовалов (2013). Исследование Ишматова и Пустовалова интересно нам прежде всего тем, что в числе прочего авторы анализируют, каким образом СМИ сегодня могут наладить эффективную обратную связь с аудиторией. Взаимодействие, а также сотрудничество СМИ с рядовыми гражданами необходимым требованием времени считают и другие исследователи − в частности, Дж. Нип (2009, 2010). В своих статьях она уделяет серьезное внимание вопросу работы гражданских журналистов. В то же время российский исследователь и медиаменеджер С. Паранько, говоря о популярности любительского контента, выдвигает иную, крайне любопытную мысль. Он считает, что «главными выгодополучателями от пользовательского контента стали не медиа, а социальные сети, которые дали пользователям возможность вещать на широкую аудиторию и получать быструю и понятную обратную связь» (Балмаева, Лукина (ред.), 2016: 8).
Стоит отметить, что основой для написания данной статьи послужили также интервью, которые авторы провели с представителями всех исследуемых вещателей. Их целью было выявить особенности внутренней работы редакций с пользовательским контентом.
Обращение российских телеканалов к любительскому контенту и его трансляция в выпусках новостей
Проведенный анализ выпусков новостей показал, что материалы пользователей сегодня стали важной составляющей информационного эфира. Ниже приведена краткая информация по каждому обозначенному инфоповоду, а также данные относительно трансляции телеканалами пользовательских материалов, которые для удобства сопоставления сведены в единую таблицу.
Использование российскими телеканалами любительского контента при освещении теракта в метро Санкт-Петербурга, апр. 2017 г. Взрыв в метро Санкт-Петербурга произошел 3 апреля 2017 г. около 14:40 по московскому времени5. В результате теракта 14 человек погибли, 62 пассажира получили ранения. Сообщения о теракте начали появляться в Сети практически сразу после взрыва.
Таблица 2. Использование телеканалами любительского контента при освещении теракта в метро Санкт-Петербурга, апр. 2017 г.
Телеканал |
Новостная программа, время ее выхода в эфир |
Особенности обращения к любительским съемкам при освещении события (наличие или отсутствие материалов пользователей; их эксклюзивность; редакторская обработка используемого материала)
|
Обозначение источника любительского контента телеканалом |
Первый канал |
Новости, 15:006 |
Телеканал первым отреагировал на событие. Сюжет, посвященный теракту, полностью построен на пользовательском контенте. Использованы фотографии и видеосъемки как минимум 3-х пользователей. Нет ретуши. |
Стоят подписи: Фото с сайта www.vk.com; Видео с YouTube.com |
Россия 1 |
Вести, 17:00 |
В сюжете использовано видео, которое уже было в эфире «Первого канала» и НТВ, а также новые, еще нигде не появлявшиеся кадры. При этом на всех материалах заретушированы шокирующие детали. |
Не указан, но выпуски других каналов обозначили источник видео какYouTube |
НТВ |
Сегодня, 16:00 |
Телеканал оперативно отреагировал на событие (вторым). В сюжете использован тот же пользовательский контент, что и на «Первом канале», также добавлено одно новое видео. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Подпись:YouTube. Указаны имена пользователей, разместивших материал |
РЕН ТВ |
Экстренный выпуск новостей7 |
В сюжете кадры видео те же, что и на других каналах, однако, в отличие от них, на РЕН ТВ в это время не дается закадровый текст: видео представлено с оригинальным звуком. |
Подписаны как «любительская съемка», Источник фото − Twitter |
LifeNews |
Новости* |
Канал транслирует в выпуске исключительно эксклюзивные кадры любительских съемок. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Приложение LifeCorr |
* Выпуски новостей на канале выходят два раза в час.
Источник: составлено авторами на основе контент-анализа указанных программ.
Использование российскими телеканалами любительского контента при освещении железнодорожной аварии в Москве, апрель 2017 г. Вечером 8 апреля 2017 г. на западе Москвы произошла крупная железнодорожная авария. Столкнулись пригородная электричка и пассажирский поезд. В результате аварии один вагон электрички был сильно поврежден, еще три сошли с рельсов. У электрички отказали тормоза, о чем машинист успел предупредить пассажиров. Благодаря этому жертв удалось избежать. В поезде люди уже готовились ко сну и не подозревали о предстоящем столкновении. Некоторые упали с верхних полок и получили травмы. В результате аварии пострадало более 50 человек.
Таблица 3. Использование телеканалами любительского контента при освещении железнодорожной аварии в Москве, апр. 2017 г.
Телеканал |
Новостная программа, время ее выхода в эфир |
Особенности обращения к любительским съемкам при освещении события (наличие или отсутствие материалов пользователей; их эксклюзивность; редакторская обработка используемого материала)
|
Обозначение источника любительского контента телеканалом |
Первый канал |
Новости, 15:008 |
В сюжете активно используются любительские кадры, а также панорамные виды, взятые из YouTube. Явная редакторская обработка не присутствует, за исключением того, что в эфире любительское видео не было представлено полностью, а лишь его фрагмент. |
Стоят подписи: Видео с YouTube.com (указан автор/ канал); Фото c Facebook |
Россия 1 |
Вести, 11:00 |
Любительские съемки в сюжете использованы: в эфире появляется то же видео, что было в эфире «Первого канала», но другая его часть. Явная редакторская обработка не присутствует, за исключением того, что в эфире любительское видео было представлено не полностью, а лишь его фрагмент. |
На видео стоит подпись: «любительская область»* |
НТВ |
Сегодня, 08:00 |
Канал первым сообщает об аварии. В сюжете корреспондент говорит о любительской съемке, но использована она так и не была. |
─ |
РЕН ТВ |
Экстренный выпуск новостей9. |
Сюжет основан на кадрах съемок пользователей. Корреспонденты даже встретились с девушкой-автором видео, чтобы узнать подробности случившегося. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Источник видео в момент трансляции не обозначен, но корреспондент сам называет имя автора. |
LifeNews |
Новости** |
Используются кадры эксклюзивного видео пользователей. Редакторская обработка не присутствует. |
Приложение LifeCorr |
* По всей видимости, это ошибка в титрах, и редакторы все же имели в виду, что это «любительская съемка».
** Выпуски новостей на канале выходят два раза в час.
Источник: составлено авторами на основе контент-анализа указанных программ.
Использование любительского контента в период освещения протестов на Украине. В конце марта 2017 г. обострилась ситуация на западе Украины. В городе Луцке Волынской области в ночь на 29 марта радикалы обстреляли из гранатомета здание генконсульства Польши. Предположительно, причиной обстрела стал отказ представителей консульства в выдаче виз. На момент обстрела в здании находилась охрана. Снаряд попал в крышу, благодаря чему удалось избежать жертв10. За день до того в городе были совершены нападения на отделения российских «Сбербанка» и «Альфа-банка»: в зданиях выбиты все окна.
Эти события вызвали общественный резонанс. Активисты польской общины Украины в знак протеста перекрыли международную трассу Львов-Варшава и полностью заблокировали движение. Кроме того активисты подожгли файеры и шины11. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов увезли в отделение около сотни демонстрантов.
Серия этих событий была по-разному преподнесена российскими телеканалами, однако любительское видео не попало в эфир ни одного из трех основных федеральных вещателей. При этом в Интернете такие съемки представлены были.
Таблица 4. Использование телеканалами любительского контента при освещении протестов на Украине, март 2017 г.
Телеканал |
Новостная программа, время ее выхода в эфир |
Особенности обращения к любительским съемкам при освещении события (наличие или отсутствие материалов пользователей; их эксклюзивность; редакторская обработка используемого материала)
|
Обозначение источника любительского контента телеканалом |
Первый канал |
Заметка на сайте, 30 марта, 7:0012 |
В эфире об акции протеста сказано не было. Акцент сделан на обстреле здания консульства. Любительский контент не использован. |
─ |
Россия 1 |
Вести, 30 марта |
Акция протеста не освещена. В эфире появилась лишь короткая информационная заметка об обстреле консульства. Любительский контент не использован. |
─ |
НТВ |
Сегодня, 16:00. Выпуск от 30 марта. |
Акция протеста не освещена, но об обстреле консульства сделан развернутый сюжет. Любительский контент не использован. |
─ |
РЕН ТВ |
Новости, 16:3013 |
Освещено оба события: обстрел консульства и митинг на трассе. Использованы кадры пользователей. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Стоит логотип YouTube, авторы видеофрагментов не указаны.
|
LifeNews |
Новости*14 |
Внимание уделено обоим событиям. Использованы те же кадры, что и на РЕН ТВ. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Не указан |
* Выпуски новостей на канале выходят два раза в час.
Источник: составлено авторами на основе контент-анализа указанных программ.
Использование любительского контента при освещении пожаров в Сибири. В конце апреля 2017 г. в Сибири был введен режим чрезвычайной ситуации из-за широко распространившихся лесных пожаров, тушение которых осложнялось жарой и сильным ветром. Причиной возгорания в большинстве случаев становились бытовые инциденты и поджоги травы. К тушению пожаров было привлечено свыше 135 тыс. человек и 28 тыс. единиц техники15.
Таблица 5. Использование телеканалами любительского контента при освещении пожаров в Сибири, апрель − май 2017 г.
Телеканал |
Новостная программа, дата / время ее выхода в эфир |
Особенности обращения к любительским съемкам при освещении события (наличие или отсутствие материалов пользователей; их эксклюзивность; редакторская обработка используемого материала)
|
Обозначение источника любительского контента телеканалом |
Первый канал |
Новости, 30 апреля, 10:0016 |
Сюжет основан на конкретном примере – деревне, сгоревшей в Красноярском крае. Кадры пользователей при этом активно используются. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Подпись: Видео с YouTube.com указан автор/ канал |
Россия 1 |
Вести, 29 апреля, 14:00 |
О пожарах сначала сообщалось без какого-либо видеоряда в выпусках от 28 апреля. Днем позже появился сюжет, где слова корреспондента сопровождались любительской съемкой. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Корреспондент говорит о том, что в Интернете выложено много любительских видео под названием «огненный смерч». Конкретный источник не обозначен. |
НТВ |
Сегодня, 30 апреля, 10:00 17 |
Сначала в сюжете о пожаре транслировались официальные съемки Минобороны и МЧС. Позже появились и любительские кадры. Корреспондент даже упоминает, что многие жители Сибири включились в «онлайн-марафон». Явная редакторская обработка не присутствует. |
Подпись:YouTube, указаны имена пользователей |
РЕН ТВ |
Новости, 28 апреля, 16:3018. |
Сюжет корреспондента начинается с кадров пользователей. Корреспондент сравнивает их с фрагментом из фильма-катастрофы. Явная редакторская обработка не присутствует. |
Подпись «любительская съемка» |
LifeNews |
Новости |
Любительские кадры в выпуске новостей не использовались. Канал ограничился констатацией факта о введении режима чрезвычайной ситуации. |
− |
* Выпуски новостей на канале выходят два раза в час.
Источник: составлено авторами на основе контент-анализа указанных программ.
Обобщая данные приведенного выше контент-анализа, можно сказать, что материалы граждан, ставших невольными свидетелями происшествий, активно включали в свои новостные выпуски все исследуемые нами телеканалы: они использовали видеозаписи, фотографии и аудиодорожки любительских съемок.
«Первый канал» прибегал к использованию любительского контента при освещении трех из четырех рассматриваемых нами событий: теракта в Петербурге, железнодорожной аварии и лесных пожаров. Видеозаписи пользователей были взяты с видеосервиса YouTube и из социальной сети «ВКонтакте»; источник при этом указывался. Закадровые комментарии пользователей иногда сохранялись (как в случае с освещением железнодорожной аварии), а иногда, напротив, не попадали в эфир (например, при демонстрации некоторых видеофрагментов, снятых после теракта в Петербурге). Украинские события в эфире данного вещателя были представлены лишь частично: канал упомянул об обстреле здания Генконсульства, но не рассказывал об акции протеста. Любительские съемки при этом не использовались. Зато такие видеофрагменты активно включались в сюжет про лесные пожары в Сибири.
В случае с терактом «Первый канал» стал первым из исследуемых нами вещателей, кто сообщил о трагическом происшествии. В сюжет сразу же были включены материалы очевидцев, которые в данном случае, по сути, стали фактическим подтверждением произошедшего. В сюжете о железнодорожной аварии, даже несмотря на то что «Первый канал» сообщал об этом уже после НТВ, ему также удалось первым представить телезрителям фрагменты съемок рядовых пользователей: корреспондент НТВ их упоминал, однако в эфир следовавшего за аварией выпуска новостей они так и не попали. Таким образом, можно заключить, что продюсеры «Первого канала» активно работают с пользовательским контентом и в большинстве случаев довольно быстро демонстрируют его в эфире при чрезвычайных происшествиях.
Обращаясь к теме сибирских пожаров, которые продолжались относительно длительный период времени, канал не гнался за оперативностью. Выпустив сюжет на эту тему лишь через 2 дня после того, как об этом сообщили «Россия 1» и РЕН ТВ, «Первый канал» при этом все равно добился эксклюзивности: в эфир попали яркие кадры любительских съемок, которые до этого не были показаны другими телеканалами.
Телеканал «Россия 1» также обратился к пользовательскомуконтенту при освещении всех рассматриваемых событий, кроме украинских: здесь вещатель просто выпустил в эфир короткую сводку об обстреле Генконсульства. В большинстве случаев при трансляции материалов пользователей ему удавалось добиться эксклюзивности. Даже после теракта в метро Санкт-Петербурга телеканал «Россия 1» показал отличные от «Первого канала» и НТВ кадры: судя по всему, они появились в Сети уже после того, как новости вышли на конкурирующих каналах. Кроме того редакторы подвергли этической обработке видео с места взрыва, заретушировав шокирующие детали. В сюжетах о железнодорожной аварии и пожарах в Сибири тоже транслировался пользовательский контент, не попавший в эфир других исследуемых телеканалов.
Телеканал НТВ, когда сообщал о теракте в Петербурге, показал лишь одно эксклюзивное видео в сравнении с тем, что было в эфире «Первого»: кадры очевидцев из поезда, проезжавшего в обратном направлении. Вместе с тем этот телеканал очень ответственно подходит к оформлению любительских материалов в эфире, указывая не только интернет-ресурсы, с которых получено видео, но и имена (или «никнеймы») пользователей, выложивших в Сеть эти кадры. В сюжете про железнодорожную аварию любительские кадры так и не появились, хотя корреспондент о них упомянул. При описании украинских событий кадры пользователей не показываются, зато они становятся важной частью в материале о лесных пожарах в Сибири.
РЕН ТВ, в отличие от предыдущих телеканалов, использовал любительский контент при освещении всех рассматриваемых событий, пусть и не всегда, но эти съемки были эксклюзивны (например, в сообщении о теракте все попавшие в эфир видеофрагменты уже были до того показаны другими вещателями). Важно заметить, что, в отличие от каналов «первой тройки», РЕН ТВ показал кадры пользователей и при обращении к теме происшествий на Украине: и обстрела консульства, и акции протеста.
Телеканалу LifeNews удалось выделиться на общем фоне за счет демонстрации эксклюзивного пользовательского контента, полученного благодаря специальному приложению. Принципиально иные, в сравнении с другими телеканалами, кадры он показал при освещении теракта в петербургском метро и железнодорожной аварии. Кадры протеста на Украине не новы: они уже появлялись в эфире РЕН ТВ. О лесных пожарах LifeNews говорил мало, любительские съемки при этом не использовались.
Работа телевизионных редакций с любительским контентом
Чтобы узнать, каким образом материалы пользователей попадают в телеэфир и как каналы производят их отбор и проверку, мы провели интервью с представителями всех рассматриваемых нами вещателей по заранее сформированному опроснику. В рамках беседы мы постарались также выяснить причины обращения новостных редакций к любительскому контенту и то, применяют ли они какие-либо способы поощрения пользователей, приславших им материал.
Продюсер «Первого канала», говоря о том, какое место в новостных выпусках они отводят съемкам рядовых граждан, отметила, что раньше любительскими съемками они «пользовались неохотно, ведь материал необходимо проверять, а это не всегда сделать просто, но в последнее время <…> фотографии и видеозаписи, снятые пользователями, очень выручают»19. В основном контент такого характера используется, «когда происходит что-то неожиданное. В таких случаях мы чисто физически не можем оказаться на месте происшествия»20. Продюсер также обратила внимание на то, что ежегодно объем любительских материалов в эфире растет.
По мнению сотрудника программы «Вести» телеканала «Россия 1», есть три основных причины, по которым любительский контент сегодня используется повсеместно: «Во-первых, это удобно, во-вторых, интересно, в-третьих, бюджетно»21. Он также отметил особую значимость таких материалов в ситуациях, «когда случается что-то внезапное: теракт, например, землетрясение <…> Мы же не показываем пользовательские видео заседаний <…> потому что это мы можем снять самостоятельно – это запланировано, а когда прогремел взрыв, бывает уже поздно что-то снимать. Пока корреспондент доедет до места события, люди уже разойдутся. А зрителю нужна картинка самого происшествия. Ему интересно само действие, а не только последствия»22.
«Модой времени» называет включение в информационные программы подобных материалов Кристина Соколовская, продюсер «Новостей на РЕН ТВ» 23. Она считает, что в выпусках новостей любительский контент появляется чаще всего «при чрезвычайных ситуациях (будь то война, землетрясение или какие-нибудь массовые акции протеста). Пока корреспонденты добираются до места события, зрителям же нужно показывать какую-то картинку, – тут в дело и идут фото- и видеоматериалы из социальных сетей. Также в социальных соцсетях можно найти интересные истории или героев, которые сами по себе могут стать основой сюжета» 24. Кроме того Соколовская отмечает, что записи пользователей помогают «сделать зрителя соучастником события»25.
Продюсер новостной программы LifeNews Александра Островская рассказала, что, хотя они и используют контент пользователей, происходит это в том случае, «если нет материала, который сняли мы сами, ведь, как ни крути, профессиональный журналист снимет происшествие более качественно. Здесь, конечно, играет роль уникальность происходящего».
Несмотря на то что пользовательский контент уже стал важной составляющей информационного эфира, специальных отделов по работе с такими материалами у «Первого канала», «России 1», НТВ и РЕН ТВ нет. Их поиском в основном занимаются продюсеры («Первый канал», «Россия 1», НТВ), специальные программы (НТВ) или, как в случае с РЕН ТВ, «вся редакция»26.
Преимущественно поиск производится социальных сетях Facebook, Instagram, «ВКонтакте» и на YouTube. На НТВ используют «все социальные сети, к которым можно получить доступ с любого компьютера, подключенного к Интернету в России, в том числе и зарубежные. Разумеется, сначала поиск идёт в популярных сетях, например, YouTube, «ВКонтакте», Facebook. Но мониторинг осуществляется сквозной, по всем социальным сетям», – говорит продюсер новостной программы «Сегодня»27. Об аналогичных подходах рассказывает и продюсер «Новостей» на «Первом канале»: «Каких-то определенных установок, типа «сначала ищем в Facebook, а уже потом во «ВКонтакте», у нас нет. Это и YouTube, и «ВКонтакте», и Facebook параллельно <…> Ищем чаще всего по хэштегам»28.
«В Instagram, например, удобно искать фотоснимки и видео по геолокации и уже потом связываться с людьми, которые были свидетелями события. Допустим, задержали рейс в Мексике на сутки, ищем по геолокации людей, выложивших фотографии с недовольными подписями (так чаще всего бывает), и связываемся с ними, берем по телефону интервью», – делится подходами к поиску материалов продюсер РЕН ТВ Соколовская29.
Вознаграждение за эксклюзивность предоставленного контента у телеканалов первого эшелона отсутствует. Как отмечают на НТВ, «некоторые социальные сети используют особые лицензии загруженного на них видео, которые позволяют бесплатно его использовать в эфире телеканала. Материал, принадлежащий компаниям и распространяемый с несвободными лицензиями, нами практически не используется, так как зачастую подобный материал есть у наших телевизионных партнёров»30.
Принципиально по-другому взаимодействие с пользователями складывалось у телеканала LifeNews. Его редакция коммуницировала с аудиторией через специально созданное приложение LifeCorr, которое позволяло пользователям как самим присылать материалы, так и выполнять задание телеканала. В том случае, если материал попадал в эфир, вознаграждение могло составлять «от ста рублей до ста тысяч»31. Деньги перечислялись на счет мобильного телефона. Ежедневно в редакцию поступало порядка 300−400 материалов, однако, по словам продюсера новостной программы Александры Островской, внимания была достойна лишь десятая часть. При этом «чаще всего пользовательский контент используется на сайте для иллюстрации новости»32. В телеэфир такие материалы попадают редко.
Стоит обратить особое внимание на то, что пользовательский контент, который представляет интерес для телеканала, до того, как попасть в эфир, проходит неоднократную проверку. Об этом сообщили представители всех исследуемых вещателей.
Как говорит продюсер НТВ, чаще всего контент социальных сетей «используется в материалах о событиях, которые произошли только что. Зачастую это <...> Breaking News (Срочная новость). Пожары, взрывы, авиакатастрофы. Но даже в остром цейтноте имеет место быть многократная проверка материала на достоверность»33.
У каждого канала при этом свои методики проверки информации. Так, сотрудники РЕН ТВ и LifeNews связываются с пользователем и выясняют подробности произошедшего, НТВ использует также специальные компьютерные программы для проверки информации, название которых продюсер раскрывать не захотел, в то время как на «Первом канале» и «России 1» фактчекингом занимаются отделы продюсеров.
Основные выводы
Примечания
Библиография
Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И., Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее [Академические монографии]. М.: МедиаМир, 2017.
Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.
Ишматов М.Ш., Пустовалов А.В. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения // Вестн. Пермск. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2013. № 4 (24). С. 227−239.
Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016 / Амзин А. Галустян А., Гатов В., Кастельс М. и др. / под науч. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/uploads/2016/06/New-Media-2016.pdf
Карякина К.А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Медиаскоп. 2010. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/актуальные-формы-и-модели-новых-медиа-от-понимания-аудитории-к-созданию-контента
Телевидение в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под о ред. Е.Л. Вартановой и В.П. Коломийца. М.: ФАПМК, 2016.
Телевидение в России в 2016 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под ред. Е.Л. Вартановой и В.П. Коломийца. М.: ФАПМК, 2017.
Телевидение глазами телезрителей / под ред. И.А. Полуэхтовой. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А»; АЦ «Видео Интернешнл», 2012.
Черевко Т.С., Гладкова А.А. Интернет-СМИ России на языках этнических групп // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 5. С. 56−72.
Черевко Т.С., Дунас Д.В., Толоконникова А.В. Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 3−25.DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2018.325
Шилина М.Г. Связи с общественностью в Интернете: к вопросу формирования понятийного аппарата // Медиаскоп. 2011. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/853
Nip J. (2009) Citizen Journalism in China: The Case of the Wenchuan Earthquake. In: Stuart A., Einar T. (eds.) Citizen Journalism: Global Perspectives. New York: Peter Lang Publishing, pp. 95−105.
Nip J. (2010) Routinization of Charisma: The Institutionalization of Public Journalism Online. In: Rosenberry J., Burton St J. III (eds.) Public Journalism 2.0: The Promise and Reality of a Citizen Engaged Press. New York: Routledge, pp. 135−148.
Wardle С., Dubberley S., Brown P. (2014) Amateur Footage: A Global Study of User-Generated Content in TV News and Online Output. New York: Tow Center for Digital Journalism.