Ссылка для цитирования: Жирков Г.В. Поиск типа массовой газеты для батраков в 1920-е гг. // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2522
DOI: 10.30547/mediascope.1.2019.2
© Жирков Геннадий Васильевич
доктор филологических наук, профессор кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Россия), history@if.pu.ru
Аннотация
Статья посвящена созданию советской печати для батраков (наемных, сельских и лесных работников, лесников, пастухов и др.): от издательства до газет и журналов; выработке типа массовой батрацкой газеты, а также роли в этом профсоюза. В основе статьи – архивные материалы.
Ключевые слова: советская журналистика, батрак, тип газеты, профсоюзная печать.
Начало XXI в. в социально-демографическую характеристику населения России внесло существенные изменения, которые связаны с распадом СССР, новыми, интенсивными миграционными потоками, растущей урбанизацией, новыми экономическими, рыночными, отношениями, ростом роли в обществе значения собственности и потребительства. В этих условиях происходит «реанимация» такого социального слоя, как наемные работники, в числе которых, например, «единовременно в России пребывает примерно 4 миллиона трудовых мигрантов»1. В связи с этим актуализируется тот опыт, который был накоплен в советский период в 1920−1930 гг. по управлению этим социальным слоем, его организации и просвещению, а также практика создания с этими целями печати.
Просчитывая силы, которые могли бы поддержать РСДРП в ее политике, В.И. Ленин уже в начале Великой русской революции в1917 г. выступил в «Правде» 7 и 8 июля с предложением «немедленно основать всероссийский союз сельских рабочих», рассматривая его как «чрезвычайной важности вопрос»2: «Рабочие городов имеют гораздо больше опыта, знаний, средств и сил. Надо прямо отдать часть этих сил на то, чтобы помочь подняться сельским рабочим» (т. 32, с. 378). Для создания с этой целью фонда помощи по организации их профессионального союза рабочие-пролетарии должны выделить определенную сумму из зарплаты, которая включала бы в себя и покрытие расходов на:
После прихода Советов к власти Ленин продолжал настаивать на организации профсоюза с.-х. рабочих (т. 38, с. 26). В годы гражданской войны, выступая на Первом съезде с.х. рабочих Петроградской губернии (11−13 марта 1919 г.), он подчеркивал, что нигде еще во всем мире не удалось создать сколько-нибудь постоянный профсоюз этого социального слоя, который может стать «настоящей опорой Советской власти в деревне», «передовой армией переделки всей сельскохозяйственной, деревенской жизни»3. Решение этой задачи не даст помещикам и капиталистам снова взять власть в свои руки. «Советская власть все, что в ее силах, немедленно и безусловно сделает, чтобы помочь такой организации переделать деревенскую жизнь, чтобы не осталось места для кулака, чтобы не могло быть спекуляции, чтобы товарищеский труд сделался в деревне общим правилом» (т. 38, с. 3−24).
Понимая всю сложность такой задачи, Ленин замечал: «…переделать все условия сельской жизни ни декретами, ни законами, ни указами нельзя» (т. 38, с. 24). Ее решению могла бы помочь печать, рассчитанная на этот социальный слой. Организация ее сети приходится на период новой экономической политики (нэпа) – время активного строительства системы советской прессы. Однако после Первой мировой и гражданской войн производственная база журналистики находилась в плачевном состоянии. Хронически не хватало бумаги. Если в 1914 г. в России вырабатывалось 23 млн пудов бумаги, в Финляндии – 10, всего в стране – 33 пуда, то в 1920 г. – только 2,1 пуда, в Финляндии – 0,4, всего – 2,5 пуда бумаги.
В 1921 г. положение с производством бумаги и ее наличием в стране стало еще хуже4. Советская пресса находилась, как определил XI съезд РКПб (1922 г.), в «тягчайшем кризисе»5. Все усилия партии были направлены на его преодоление. В 1921 г. была создана специальная комиссия ЦК по улучшению печатного и издательского дела под председательством Л.Д. Троцкого, при участии представителей заинтересованных организаций и ведомств (ВЦСПС, наркомпросса, Госиздата, Главбума, Коминтерна, ПУР 6), петроградских и московских газет и журналов и т.д. Изучив состояние журналистики тех лет, Комиссия выработала программу по «упорядочению печатного дела», борьбе с его кризисом 7.
В этих сложных условиях новое управление государством ставило задачу создать журналистику для самой массовой аудитории и такую, которая бы вовлекала ее в строительство новой жизни. 30 декабря 1922 г. на совещании агитационно-пропагандистских отделов партийных структур констатировался, правда, с некоторым опережением во времени перелом в печати, ее качественное улучшение и рост ее тиражей. В резолюции совещания «Очередные вопросы печати» отмечалось, что «партия имеет целую систему газет, каждая из них предназначена для особого слоя читателей». Перед партией и редакциями ставилась задача «найти ту газету, которая наиболее к нему подходит»8. XII съезд РКПб (апрель 1923 г.) уточнил типологию советской печати. В его решении было записано: «Для каждого основного слоя читателей необходимо создать особый тип газеты. Имея целую систему газет, партия должна более или менее точно распределить между ними сферу деятельности, чтобы каждая газета ориентировалась по преимуществу на определенный слой читателей»9.
Но в основу организации советской журналистики периода нэпа был положен классовый типологический принцип дифференциации: в стране строилась печать, рассчитанная, в первую очередь, на рабочих и крестьян. Тот же XII съезд РКПб подчеркивал: «…обычная губернская газета не может быть одновременно газетой для городского и для сельского населения – она, прежде всего, городская газета. Для обслуживания крестьянства в крупных губернских центрах необходимы специальные еженедельные крестьянские газеты». Уездная газета должна быть, как правило, крестьянской10. В этом смысле промежуточным слоям населения не повезло. Они оказались как бы на втором плане. Кроме того эта ситуация усугублялась тем, что вторым основным принципом дифференциации печати при ее организации стал традиционный для России − административно-территориальный.
Проблема традиций, наследия в советской историографии решалась во многом превратно, в связи с политическим заказом. Но в области культуры, в том числе журналистики, отказаться от традиционных форм, выработанных на общей платформе языка, не возможно. Определяя в 1921 г. «очередные задачи Государственного издательства», Вячеслав Полонский, например, подчеркивал: «Мы являемся наследниками богатой культуры вчерашнего дня и никто из нас не намерен отказываться от этого наследства. Мы не хотим и не должны упустить ничего ценного из сокровищ человеческого духа, созданного коллективным опытом долгих веков развития»11.
Новая власть и не отказывалась от существенной части наследия прошлого в области журналистики. По-прежнему функционировали губернские и уездные газеты, но наполнявшиеся новым «революционным» содержанием. И в этом отношении промежуточным социальным слоям не повезло: в губерниях выходили рабочая и крестьянская газета, в уездах – в основном − крестьянская.
Все это объясняет те сложности, которые выявлялись при организации изданий, не вписывавшихся в первоочередную схему создаваемых властью типов газет и журналов. В структуре населения страны тогда особое место занимали достаточно многочисленные слои, не относящиеся к рабочим и крестьянам: сельскохозяйственные, совхозные и наемные работники, батраки и батрáчки, няньки, пастухи, лесники и лесорубы и др. Председатель ЦИК М.И. Калинин неоднократно заявлял о том, что представителям этих прослоек Советская власть уделяет недостаточно внимания. «Перед нашими партийными организациями стоит одна из труднейших задач, − говорил он на Всероссийском съезде рабочих корреспондентов 9 апреля 1924 г., – объединить эту распыленную пролетарскую массу, пропитанную мелкобуржуазными предрассудками»12.
Позднее, в 1925 г., по статье Калинина «Советская власть не дает батрака на съедение»13 в центральной «Крестьянской газете» прошла дискуссия, получившая отклик у аудитории. Артельщик Андроськин, поддерживая Калинина в том, как он ставит в статье острую проблему, писал: «Это правильно, но беда в том, что на местах не обращают внимания на батраков, жаловаться некуда». Батрак Ефрем Соловьев, наоборот, возражал Всесоюзному старосте: «Выходит тов. Калинин только обещал, что Советская власть не даст батрака на съедение, а на самом деле положение наше нисколько не изменилось. И кулак – эксплуатирует батрака сколько угодно»14.
Актуальность создания печати, рассчитанной на эту массовую аудиторию, была очевидной, но установить связи с нею было крайне сложно из-за ее распыленности и разношерстности. В этот период вообще еще шел процесс выработки типа профсоюзного издания. Еще в 1923 г. одни газеты возникали, другие – гибли. Так, их насчитовалось: в январе – 135, в марте – 152, в мае – 137, в июне − 14015 .
После многих проб и ошибок к середине 1920-х гг., по словам профсоюзного деятеля тех лет М. Осипова, «начался процесс расслоения и размежевания профорганов печати, строгой ориентировки на определенного читателя и соответствующего построения по этому принципу своего органа»16. В сентябре 1924 г. выходила 91 профсоюзная газета средним тиражом каждая около 1400 экз. – правда, с тенденцией роста тиража17.
Начало 1920-х гг. было организационным периодом и для печати Всеработземлеса – так сокращенно называли профсоюз сельских и лесных рабочих, включая лесников, пастухов и др., которые по числу наибольшей группы объединяли словом «батрак». В мае 1922 г. был налажен выпуск руководящего журнала «Работник земли и леса». Ответственным редактором его был назначен Наум Маркович Анцелович, активный профсоюзный деятель, ставший председателем этого профсоюза (в дальнейшем − Союза). Журнал положил начало организации одноименного издательства Союза, обслуживавшего батрачество периодикой и книгами. С 7 ноября 1923 г. стала выходить массовая газета «Батрак» − основной орган, обращенный к этому сложному социальному слою. В этот период для него же издавался ряд специальных журналов: «Агроном», «Лесовод», «Землеустроитель» и др.
В документах, отложенных в архивах, отразились те сложности, которые приходилось преодолевать руководителям Союза в их попытках расширить издательское дело, рассчитанное на батраков. В докладе отдела культуры Союза (1923 г.) говорится: «Признавая всю важность и значение периодических союзных органов в роли организации наших союзных рядов, способствующих установлению наиболее тесной связи с массами Союза, мы ни в коем случае не должны приостанавливать на этом свое издательство». Необходимо издавать новую литературу – агитационную, справочную, беллетристику. Сотрудники отдела культуры изучали опыт издательств: ГИЗа, «Красной нови», «Новой деревни» − и пришли к выводу о «полнейшем отсутствии беллетристики, подходящей для крестьянского состава нашего Союза. А между тем потребность в книжке с революционно-бытовым содержанием у батраков, с. х. рабочих велика»18. Выходившие журнал и газета как по содержанию, так и по форме еще не отвечали требованиям издательства, нарушали график выхода в свет, что сказывалось на уменьшении их тиража. Руководители профсоюза взяли под контроль развитие печатного дела организации.
18 февраля 1924 г. Президиум ЦК Союза назначает комиссию по вопросу об издательстве «Работник земли и леса», в деятельности которого комиссия вскрыла немало просчетов: нет плана работы, аппарат не организован, не налажена экспедиция и распространение изданий, читатели получают их с опозданием и др. Вместе с тем в связи с выходом журналов «Агроном», «Землеустроитель», «Лесовод» увеличилась продукция издательства, улучшилась работа редакции «Батрака» в распространении газеты, установлении связей с организациями19.
4 ноября 1924 г. на заседании Президиума ЦК уже рассматривался отчет о текущей издательской деятельности Союза за первый квартал 1924 г., отмечался рост тиражей журнала «Работник земли и леса» (до 6200 экз.) и газеты «Батрак» (от 22 тыс. экз. − № 1− до 40 тыс. экз. № 6); появление на местах, в учреждениях и на предприятиях стенных газет. Например, ячейка рабочкома совхоза «Пинаево» выпускала стенгазету «Кривое зеркало»20.
18 ноября 1924 г. было проведено редакционное совещание самого издательства «Работник земли и леса». На нем была организована временная объединенная редакция печати профсоюза, состоявшая из ответственного редактора (С.Л. Варжанский), представителей Союза, издательства и редакций газет и журналов. На самом совещании рассматривалась кадровая труднорешаемая тогда проблема – нехватка журналистов. Но совещание посчитало, что «наличный состав» профсоюзной печати вполне достаточен, он обеспечивает «тщательное редактирование изданий» и их своевременный выход в свет21.
Более продуктивным на совещании был разговор о контенте печати. Ответственный редактор издательства Варжанский в докладе высказал немало критики в адрес журналов: их содержание однобоко и излишне сухо, оно «оторвано от производственного календаря»; руководящие статьи носят случайный характер; основные отделы журналов расплывчаты. «Каждый номер журнала, − подчеркнул докладчик, − должен иметь свою физиономию»22.
На совещании после обсуждения была утверждена «схема постоянных отделов» журналов, от которых редакция не должна была отступать. Фактически речь шла об издательской модели типа журнала23, о том, каким виделось руководителям Союза его содержание. Приводим этот документ почти полностью, так как он дает представление о понимании типа профсоюзного издания в то время, о его проблематике24:
В документе была оговорка о том, что предложенная «схема» не касается руководящего журнала «Работник земли и леса», у которого должна быть индивидуальная модель.
Работа по расширению репертуара издательства и его совершенствованию была продолжена. Его руководители на основании изучения практики советских издательств считали, что у читателей существует потребность в специальной, дешевой и популярной, литературе, а она «почти полностью отсутствует на книжном рынке». Поэтому они решили «своевременно приступить к выпуску популярных книг и брошюр, как типа специальных (тарифный справочник, памятка батрака и др.), так и чисто бытового характера»25. Предприятием были напечатаны: за 1925−1927 гг. − 52 брошюры общим тиражом около 668 тыс. экз., 9 плакатов; в 1928 г. − «Справочник профработника» − 4000 экз., «Библиотечка батрака» − до 11500, «Батрацкая профшкола» − 34650 экз. 26
Одним из важнейших условий успешного распространения печати среди батрачества − низко оплачиваемой категории населения − являлось ее удешевление. Издательство Союза в 1924 г. снизило цену на журнал «Работник земли и леса» до 25 коп. за номер. С 1 августа оно стало выпускать «Батрак» на 8 полосах вместо 4-х, увеличив цену газеты лишь на 1 коп.27 Энергичные меры ЦК Союза предпринимал «к упорядочению выхода и экспедирования изданий». Он предложил «Губотделам усилить и развить работу по подписке на газету «Батрак» и журналы, считая, что не должно быть ни одного грамотного члена Союза без газеты «Батрак» и ни одного специалиста без своего журнала»28.
Основным звеном всей пропагандистской и организационной деятельности профсоюза была газета «Батрак». По сравнению с центральными массовыми изданиями, рассчитанными на рабочих и крестьян, она с трудом пробивалась к читателю. Первая встреча с прообразом «Батрака» у его будущей аудитории состоялась на страницах газеты «Смычка» (орган Всесоюзной сельскохозяйственной выставки), где в 1923 г. появился двухполосный «Листок работника земли и леса» − газета в газете. По свидетельству одного из редакторов «Батрака», А. Болодурина, «опыт показал, что начинать можем»29.
Потенциальную аудиторию газеты в 1924 г. по статистике представляло 100 тыс. батраков, в 1926 г. – в разгар нэпа – их было уже 1,5 млн. На самом же деле их, по мнению другого редактора «Батрака», Б.Р. Изакова, было больше. А вот грамотных среди них в 1925 г., например, было только 20%30.
«Батрак» издавался с 7 ноября 1923 г. по 1929 г. включительно 31. В первом номере в передовой статье «Для кого, зачем выходит «Батрак»?» была представлена редакционная модель газеты.
«Поле, лес, глухая деревня – вот где проходит почти вся жизнь членов нашего Союза. Поэтому совхозские рабочие, лесники, батраки особенно нуждаются в своем печатном слове». Так начиналась статья. Редакция задавала вопрос: «Что такое «Батрак»?». Ответ на него давал лаконичное представление читателю о будущей газете и ее задачах:
«Батрак» − защитник интересов с.-х. и лесных рабочих.
«Батрак» − организатор деревенских пролетариев в профсоюз.
«Батрак» − зеркало, отражающее быт и условия работы наших членов.
«Батрак» − помощник в деле поднятия и совершенствования сельского и лесного хозяйства.
«Батрак» − хорошая плетка бесхозяйственникам, разгильдяям, плохим администраторам, обидчикам рабочих, кулакам, шкурникам и т.д.
«Батрак» − советчик рабочим по всем интересующим их вопросам».
В контенте начального периода издания газеты был сделан акцент на организации профсоюза. Уже в первом номере к этому призывали председатель ЦК Всеработземлеса Н. Анцелович, редакционная статья «Батраки – в Союз!», цитаты из речи В.И. Ленина 1919 г. Информацию газеты формировали рубрики «Пролетарское земледелие», «По совхозам». «У батраков», «В лесничествах», корреспонденции по международной проблематике: о международной конференции с. х. и лесных рабочих, о положении в Германии и др.
Редакция сразу же попыталась включить читателей в дискуссии. Опубликовав статью «Союз должен перестроиться. Скажите свое мнение», где утверждалось: «Центр тяжести в работе должен быть перенесен на места, в деревню, в район», она обращалась к читателям: «Как думают об этом товарищи-члены Союза? Хорошо бы услышать их мнение в газете «Батрак».
Газета имела малый формат (тогда говорили: формат «Рабочей газеты», уже апробированный на массовой аудитории); набиралась крупным шрифтом, на ее полосах было много «воздуха». «Батрак» выходил 2 раза в неделю, начинал с тиража 25 тыс. экз. Его первым редактором был А. Болодурин. В числе редакторов газеты были: Даян (1924), Я. Окунев (1924), Лежнев-Финьковский (1924), С.Л. Варжанский (1925), А. Казаков, А.Н. Новиков, Б.Р. Изаков (1925−1928), Ф.А. Михайлов (1928−1930)32.
Редакция особо подчеркивала: «Батрака» создают сами рабочие. «Батрак» только тогда справится со своими задачами, когда будет иметь своих друзей – рабочих и сельских корреспондентов». Учитывая малограмотность своей аудитории, вопреки установкам сверху на принцип добровольности рабкории, она рекомендовала читателям: «Выбирайте рабочих корреспондентов «Батрака»!
Газета начального этапа была наполнена призывами, обращениями к читателю писать в газету, объяснениями, что такое газета, зачем она нужна батрачеству. Редакция вела рубрику «Непонятные слова» (в ней, например, объяснялись термины: «инвентарь», «ликвидация», «валюта» и т.п.)33.
В ходе подписной кампании практиковались так называемые «вызовы». 31 января 1924 г. под рубрикой «Вызовы и подписка» была помещена в газете в качестве примера выписка из протокола № 3 Пленума Моск. губ. отдела Всеработземлеса от 7 января 1924 г. :
«Слушали:
О выписке газеты «Батрак» членами правления губотдела Всеработземлеса.
Постановили:
Выписывать каждому члену правления губотдела по пяти экз. газеты «Батрак» и рассылать их».
В обращениях к читателям журналисты часто использовали довольно примитивный юмор. Такая практика несколько оправдывалась введением в это общение масок-персонажей «Никита, Матренин брат» или «дядя Гришки (или Тишки)». Вот как это выглядело на полосе:
«Красные открытки товарища Никитки (дан рисунок персонажа):
− Здорово, товарищи батраки! Некоторые из вас дураки, те не вступают в Союз работников земли и леса.
У этого самого Союза даже собственная пресса…». Рядом опубликованы стихи такого же уровня. Несколько лучше по техническому качеству стихотворение Сергея Городецкого, напечатанное на странице-плакате «Батрак в 1924 г.»34:
Чтоб улучшить баракам
Горемычной жизни бремя,
Раскидай по деревням
Лист газетный, словно семя!
Что посеешь, то пожнешь!
Про свое узнаешь право.
Кулакам газета – нож,
Самогонщикам − отрава,
А тебе газета – свет,
Твоего труда охрана…
Целенаправленно редакция вела кампанию по вовлечению аудитории к сотрудничеству в газете. Таких читателей она называла друзьями:
«Друзья «Батрака», пишите в газету!»,
«Друзья «Батрака», будьте корреспондентами!».
«Друзья «Батрака», устраивайте кружки!» и т.п.
В начале 1924 г. редактор А. Болодурин выступил с программной статьей «Что должны делать «Друзья «Батрака». Она была разбита на ряд тезисов:
1. Корреспондирование. Обсуждать на собраниях кружка, как лучше писать и о чем; читать свои корреспонденции и исправлять их после полученных замечаний и т.д.
2. Самообразование. Чтение вслух газет и журналов, участвовать в организуемых беседах, бывать на лекциях (В статье предлагался примерный разосланный кружкам список тем бесед и лекций). Кружкам редакция будет высылать книжки и выписывать журналы.
3. Распространение «Батрака». Болодурин перечисляет существовавшие тогда пути распространения изданий: включение в коллективные и трудовые договоры пункта о выписке газеты рабочим; постановка вопроса о выписке «Батрака» на собраниях и съездах; чтение газеты в свободное время; вывешивание газеты или плаката о ней (рекламу) на видном месте в совхозе или деревне; пропаганда значения Батрака» «на спектаклях, концертах и вечерах во время антрактов (перерывов)» и сбор при этом подписки; выписка газеты «многосемейным и плохо обеспеченным рабочим из средств от постановки спектаклей»; отчисление процента на выписку «Батрака «со всех увеселительных, платных вечеров в совхозах и деревнях»35.
В следующем номере газеты (№ 4) была опубликована заметка «Первый кружок «Друзей «Батрака». Он был создан в совхозе № 14 Донецкой губернии. Кружковцы выписали 30 экз. газеты и выбрали рабкоров. Рядом с заметкой было помещено сообщение «От редакции»: «Кружку срочно будет послано руководство, как работать в кружке и журнал «Рабочий корреспондент».
В газете была помещена памятка «Что должен знать и помнить сельрабкор»36. Цитируем некоторые ее пункты, так как она характеризует состояние взаимосвязей печати тех лет и ее аудитории:
«1. Только наблюдая и лично участвуя во всей общественной жизни твоего совхоза, лесничества, сделаешься хорошим корреспондентом. От твоего наблюдения не должно ничего не уйти». Редакция перечисляла объекты информации, замечая: «Ты тесно связан с жизнью и бытом партячейки, с бытом рабочкома, сельсовета, волисполкома, совхоза, лесничества, клуба, библиотеки, кооператива…».
«2. Во время наблюдения собирай материалы и факты. Свои наблюдения проверяй по нескольку раз».
3. «Помни всегда, что газета живет только день. То, что важно и интересно сегодня, завтра может потерять всякое значение…»
5. «Никогда не полагайся на память». Журналисты предлагали вести подробные и точные записи.
Помимо этой памятки, каждому сельрабкору рассылались «сезонные инструктивные указания о том, какие вопросы интересуют газету». Так, в 1928 г. были посланы редакционные письма о хлебозаготовках, посевной кампании, работе секций советов, с просьбой высказать мнение о газете37. Редакция упорно и последовательно работала над расширением внештатного актива, создавала сеть рабкоров и кружков «Друзей «Батрака», помогала им развиваться, инструктировала их. Так, 23 апреля 1924 г. в газете была напечатана статья А. Крутова «Кружки "Друзей "Батрака"" и стенная газета». В ней даны методические рекомендации по ведению такого самодеятельного издания и сообщалось о том, что в каждый кружок высылается руководство для стенгазетчиков. В структуре редакции были образованы отдел сельрабкоров и совет из рабкоров, в самой газете − «Уголок рабкора» или «Уголок сельрабкора» (с. 69)38.
Вся эта деятельность журналистов вела к росту рядов общественников корреспондентов. До осени 1924 г. у «Батрака» было всего несколько активистов. В августе при издательстве «Работник земли и леса» было создано бюро рабкоров, которое наладило учет рабкоров и писем от читателей, вело переписку с ними. Дело сдвинулось с места, о чем говорят цифры: в августе у газеты было 224 рабкора, она получила – 356 писем, а в сентябре, соответственно, − 485 и 541, в октябре – 813 и 740; к 15 декабря у «Батрака» уже было 1557 рабкоров, в редакцию поступило 1040 писем39.
В начале 1925 г. в газету ежедневно поступало не менее 60−80 писем, в каждом ее номере помещалось до 30 заметок рабкоров, в большинстве – лесников и объездчиков, рабочих совхозов, а от батраков, особенно батрáчек, − меньше.
Редакция вела регулярные исследования актива, чтобы учитывать изменения, происходившие в аудитории; ее потребности и интересы. Еще 21 декабря 1924 г. сельрабкорам были отправлены письма с подробной анкетой и просьбой заполнить ее «коротко и ясно». Для ответа предоставлялся адрес: Москва, Солянка 12, Дворец труда, комната № 337. В это время опрос проводило бюро рабкоров издательства «Работник земли и леса»40.
Как и во всем рабселькоровском движении страны, деятельность корреспондентов носила обличительный характер и влекла за собой их преследование со стороны критикуемых. Чаще всего в «Батраке» они назывались кулаками, но и совбюрами (советскими бюрократами), местной властью. Поражает приведенный газетой дикий факт, отразивший накал шедшей на селе борьбы: в подмосковной деревне Покровское-Тишкино «кулаки прибили гвоздями к пню» батрака Илью Лапкина за то, что он разоблачал кулаков, пытавшихся присвоить ставший общим сад41. Газета не только рассказывает о развернувшейся борьбе за свободу критики, но и становится защитницей своих общественных, бескорыстных авторов.
В «Батраке» была опубликована большая – на подвал страницы − статья «Страхуйте рабселькоров», где страхование рассматривается как одна из важных мер защиты активиста печати. К осени 1925 г. такое страхование уже получило «широкое распространение». Подавая пример, «Главное правление Госстраха за свой счет застраховало 300 селькоров, прибывших в Москву на объединенный съезд корреспондентов-общественников "Бедноты" и "Крестьянской газеты", по 500 руб. каждого». В статье сообщалось, что Харьковское бюро рабкоров постановило застраховать селькоров своей губернии42. Редакция предлагала обсудить эту проблему.
Другой мерой защиты сельрабкоров было решение редакцией поставленных ими вопросов, доведение расследования критических фактов до логического конца. Журналисты регулярно отчитывались перед аудиторией о принятых мерах как по обличительным заметкам общественных корреспондентов, так и по письмам читателей. Уже после года издания газеты в ней была напечатана статья «"Батрак"» оправдал ожидания», где подчеркивалось: «"Батрак" стал действительно бичом для всех кулаков, для всех плохих хозяйственников, зарвавшихся завов, всяческих никудышников. Это способствовало росту популярности газеты, ее тиража»43.
Еще через полгода редакция отчитывалась в статье «Наши достижения»: «"Батраком" одернуто 80 зарвавшихся администраторов совхозов, 36 зазнавшихся лесничих. 58 взяточников и разгильдяев "Батрак" вывел на чистую воду. Притянуто к ответу за несвоевременную выплату рабочим заработка 33 зава. Прохвачено 32 волокитчика. Снято с работы, призвано к порядку 45 плохих союзных работников (приводились примеры)»44.
В сотом, юбилейном, номере газеты (1925 г.) Н. Анцелович, который вообще активно участвовал в постановке профсоюзной газеты, выступил с большой проблемной статьей − «Товарищи, все на поддержку "Батрака"». Газета имела почти стотысячную подписку, у нее было более двух тысяч сельрабкоров, она получала ежемесячно из деревень до 5 тыс. писем. Однако Союз насчитывал уже полмиллиона человек, а подписавшихся на газету было все-таки мало. Автор приводил цифры: в Московской губернии при 22 тыс. членов профсоюза подписчиков на «Батрака» оказалось 3 тыс.; на Украине при 80 тыс. – 8 700 соответственно; на Северном Кавказе при 40 тыс. – 6500 подписчика45.
Председатель Союза в статье, рассматривая сложившуюся на тот момент модель «Батрака», предлагал внести в нее ряд изменений. Несмотря на имевшиеся достижения, «наша газета, − замечал он, − еще вся в будущем. Не найдено еще окончательно лицо "Батрака", хотя общие черты вполне определились, не устранены крупнейшие недостатки»46.
Поиск типа массового издания для батрачества получит продолжение в последующие годы.
Примечания
Библиография
Жирков Г.В. Нэп и кризис советской печати начала 20-х годов. СПб: Изд-во СПГУ, 2000.
Кузнецов И.В., Фингерит Е.М. Газетный мир Советского Союза: в 2 т. Т. 1. Центральные газеты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.