Languages

You are here

Тенденции развития газетного рынка Норвегии в 2010−2015 гг.

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Простякова В.А. Тенденции развития газетного рынка Норвегии в 2010−2015 гг. // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2485
DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.3

 

© Простякова Вероника Алексеевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), vprostyakova@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассматриваются основные факторы, повлиявшие на развитие газетного рынка Норвегии в период с 2010−2015 гг., также проанализирована деятельность крупнейших норвежских медиакомпаний с наибольшим числом газетных активов. В результате исследования были выделены следующие тенденции развития этого сегмента медиабизнеса: концентрация крупных медиакомпаний, цифровизация газет, использование новых моделей дистрибуции, снижение рекламных доходов и тиражей.

Ключевые слова: «Шибстед», концентрация, цифровизация, медиабизнес.

 

Введение

Норвегия представляет собой информационно богатую страну с развитым медиарынком, на котором представлены все виды СМИ. Особое место в системе СМИ Норвегии занимают газеты. Именно в газетном сегменте представлены основные активы норвежских медиакомпаний, а местные газеты представляют стратегическое значение не только для медиарынка, но и для правительства страны. Как точно было отмечено Е.Л. Вартановой (1997), «любовь североевропейцев к чтению и привычка ежедневно просматривать газеты формировалась в течение двухсот лет».

Период, выбранный для исследования, 2010−2015 гг., связан, во-первых, с этапом восстановления медиарынка после двух финансовых кризисов, повлиявших на развитие медиаотрасли Норвегии, а также с активным внедрением цифровых технологий в деятельность норвежских медиакомпаний (увеличение цифровой аудитории; появление цифрового тиража; в 2010 г. медиакомпании впервые представили версию газет для IPad, что позволило им монетизировать свой контент).

Таким образом, были сформулированы следующие задачи исследования: проанализировать статистические данные по газетному рынку Норвегии и зафиксировать факторы развития рынка в период с 2010−2015 гг., рассмотреть медиакомпании, владеющие газетными активами, и тенденции их развития. Для реализации поставленных задач был выбран сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития1.

Средствам массовой информации Норвегии посвящено не так много научных исследований. Следует отметить работы Е.Л. Вартановой (1997), С.А. Михайлова (2003), рассматривающие особенности функционирования одной из старейших отраслей медиаиндустрии Норвегии, статьи: П.М. Прохорова (2010), посвященную динамике газетного рынка; А.А. Сельницына (2011) о зарождении норвежской прессы; Х. Бастиансена (2014), анализирующего факторы, повлиявшие на формирование норвежских СМИ. Исследования С. Дойл (2002), В. Моско (2009), С.С. Смирнова (2014), посвященные концентрации СМИ, позволили сделать выводы о преобладании этого явления на норвежском медиарынке и зафиксировать тенденцию, ставшую преобладающей для исследования в период с 2010−2015 гг.; литература по цифровизации дала представление о новом этапе в развитии печатных СМИ (Фельдман (1996), Дойл (2002)).

 Особое внимание было уделено источникам на норвежском языке; в частности, были изучены доклады по газетной отрасли Avisåret с 2010 по 2015 гг.2, ежегодно публикуемые норвежским медиаисследователем С. Хестом и анализирующие динамику газетного рынка Норвегии; развитие тиража и изменения в структуре газетной отрасли. Также исследователем были зафиксированы и рассмотрены основные направления цифровизации газетных активов. Цель докладов – проанализировать развитие всех норвежских газет, даже тех, которые не являются членами норвежской ассоциации медиабизнеса (MBL) или ассоциации местных газет (LLA). Анализ экономических отчетов Økonomi og eierskap i norske medievirksomheter, публикуемых норвежским обществом владельцев СМИ, дал представление об экономике и структуре собственности в медиаиндустрии Норвегии. Данные отчеты представляют собой обзор экономического развития медиакомпаний. В них анализируются изменения, произошедшие в собственности медиагрупп, описываются тенденции развития медиаотрасли. Отчеты содержат описание стратегий медиагрупп при управлении их финансовыми ресурсами. Также были изучены статистические материалы Norsk mediebarometer, собранные норвежским исследователем СМИ О.Ф. Вааге (2010).

 

Газетный рынок в медиаиндустрии Норвегии

На медиарынке Норвегии в начале 2010-х гг. наблюдались процессы концентрации со стороны крупных медиакомпаний, которые в большинстве являлись мультимедийными и были сосредоточены в основном на печатных и онлайн-активах. Для многих норвежских медиагрупп профильными являлись именно газетные активы, которые приносили больше доходов акционерам, чем телевизионные и радиовещательные.

 

Таблица 1. Крупнейшие норвежские медиакомпании, владеющие газетными активами в 2015 г.

Медиакомпания

Количество газет

Общий тираж

 (1000 экз)

Доля в общем тираже

«Шибстед» (Schibsted)

16

543

27

«Амедиа» (Amedia)

62

499

24

«Поларис Медиа» (Polaris Media)

30

209

10

Источник: http://medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=avis&queryID=188

 

Стоит отметить важную особенность, характерную для газетного рынка северных стран – субсидии. «С 1969 г. норвежское государство поддерживало все «вторые» газеты, а также газеты с наименьшими тиражами на конкретных географических рынках независимо от их экономического положения и партийной принадлежности. Такие издания получали субсидии на производство пропорционально количеству проданных экземпляров» (Вартанова, 1997). Основная цель субсидирования − поддержка разнообразного газетного ландшафта, предотвращение банкротства новых газет. Основные направления, по которым распределялись государственные субсидии, − телекоммуникационный сектор, газеты политических партий, поддержка газетного производства, проведение исследований, развитие газет коренных народов и национальных меньшинств. Производственные субсидии – самая большая система прямой помощи для небольших местных газет. Кроме субсидий норвежские газеты могли рассчитывать на освобождение от налога на добавленную стоимость. Стоит отметить, что благодаря субсидиям с 1970-х гг. ни одна «вторая» газета в Норвегии не была закрыта.

 

Таблица 2. Государственные субсидии, выделенные в 2015 г.  

Тип субсидий

 Общая сумма в 1 000 норв. крон

Производственные субсидии для 138 газет

308 246

Исследования и обучение

10 846

Гранты для газет на саамском языке

25 031

Распространение в области Финнмарк

2 048

Всего

346 171

Источник: http://medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=avis&queryID=193

 

Рассмотрим основные тенденции развития газетного рынка с 2010 по 2015 гг.

 

Первая тенденция − снижение рекламных доходов в печатных СМИ

В 2015 г. доходы от рекламы в газетах снизились на 719 млн норвежских крон3. В период с 2010 по 2015 гг. газеты потеряли более 1,8 млрд доходов от рекламы4. Снижение связано с сокращением доходов от продажи рекламных площадей в печатных изданиях.

 Доходы от рекламы снижались больше всего именно в общенациональных газетах Норвегии: ведущие ежедневные газеты потеряли 11,9%, таблоиды − 11,7%, а неежедневные − 8%. Доходы же от рекламы на сайтах газет значительно возросли: с 2014 по 2015 гг. − на 21 млн норвежских крон, что в некоторой степени компенсировало потери доходов от рекламы в печатных изданиях.

 

Таблица 3. Чистая прибыль от рекламы в норвежских СМИ (млн крон)

Тип СМИ

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Газеты

6 684

6 697

6 280

5 853

4 906

4 157

Журналы

547

585

547

486

400

326

Телевидение

3 059

3 380

3 642

3 829

3 807

3 858

Радио

561

559

602

593

715

744

Интернет

3 919

4 355

4 804

5 564

6 676

7 416

Источник: http://medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=avis&queryID=362

 

За последние пять лет доходы газетного рынка уменьшились на 2 млрд норвежских крон5. Общий операционный доход на газетном рынке в 2015 г. составил 12,7 млрд норвежских крон, снизившись на 6,2 % по сравнению с 2014 г.

 

Вторая тенденция − снижение печатных тиражей

В 2014 г. в Норвегии выходило 230 газет, а общий тираж составил 2 150 млн копий, к 2015 г. количество газет сократилось до 228, а тираж − до 2 041 млн6. Несмотря на то что количество газет изменилось незначительно, на норвежском газетном рынке наблюдалось снижение тиражей: в 2010 г. общий тираж газет составил 2 572 млн, а к 2015 г. снизился на 531 0007. Отметим, что тираж крупнейшей норвежской ежедневной газеты «Афтенпостен» (Aftenposten) в 2015 г. уменьшился на 15 665 экз., а таблоида «Верденс Ганг» (Verdens Gang) − на 25 472 экз., вернув издание к уровню 1972 г.

 

Таблица 4. Количество норвежских газет и их общий тираж (млн копий)

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Кол-во газет

226

228

227

229

230

228

Общий тираж

2572

2501

2421

2230

2150

2041

Источник: http://medienorge.uib.no/statistikk/medium/avis/361

 

Снижение печатных тиражей связано с ростом онлайн-аудитории газет. Например, в 2015 г. таблоид «ВГ» в печатной версии каждый день читали 390 000 чел., а в онлайн − 1,92 млн., 1,3 млн пользователей просматривали таблоид через мобильные устройства. У газеты «Дагбладет» (Dagbladet) аудитория, предпочитавшая цифровую версию газеты, намного превышала желающих купить газету в бумажном виде: 247 000 чел. – аудитория печатной версии, а общая − 1 518 0008.

На норвежском газетном рынке, кроме «Дагбладет» и «ВГ», выходило еще пять газет, аудитория которых предпочитала цифровую версию печатной: «Бергенсависен» (Bergensavisen) − 29 % онлайн аудитории, «Дагенс Нэрингслив» (Dagens Næringsliv) − 40 %, «Афтенпостен» − 41 %, а также две местные газеты: «Нордлюс» (Nordlys) − 48 % и «АйТремсе» (iTromsø) − 49%9. Аудитория онлайн-версий этих газет значительно превышала печатную.

 

Третья тенденция – рост концентрации медиаактивов

 Кроме снижения печатных тиражей и роста аудитории в онлайн на газетном рынке усилился рост концентрации. В 2011 г. на норвежском медиарынке было четыре крупных медиакомпании: «Шибстед», медиаактивы которой занимают 30,8 % медиарынка Норвегии, «A-прессен» (A-pressen) −1 7% медиарынка, «Эдда медиа» (Edda media) − 9,7 % , «Поларис Медиа» (Polaris media) − 9,2 % , общее суммарное количество медиаактивов − 66,6%, а к 2015 г. количество медиакомпаний снизилось до трех: «Шибстед», «Амедиа», «Поларис Медиа». Таким образом, на медиарынке самой крупной норвежской медиакомпанией по-прежнему был «Шибстед». 

 Концентрацию средств массовой информации в Норвегии тщательно контролирует государство.1 января 1999 г. в Норвегии был принят Закон «О собственности на средства массовой информации». Цель – предотвратить нежелательную концентрацию. 7 июня 2016 г. Стортинг Норвегии отменил действие Закона и переложил ответственность по государственному регулированию за средствами массовой информации на комитет по вопросам конкуренции. «Орган по вопросам конкуренции запрещает концентрацию, которая будет существенно препятствовать эффективной конкуренции»10.

Результатом концентрации на медиарынке стали довольно активные изменения в медиасобственности на газетном рынке, поэтому сделки слияний и поглощений, продажа и покупка различных СМИ − факторы, которые усилили не только процесс концентрации, но и повлияли на развитие медиасобственности. В период исследования с 2010−2015 гг. на норвежском газетном рынке основными игроками были 3 медиакомпании: «Шибстед», «Амедиа», «Поларис Медиа». Рассмотрим наиболее значимые сделки и изменения в медиаактивах, произошедшие в каждой из этих компаний в течение 5 лет.

Концерн «Шибстед». Медиаконцерн «Шибстед» − самая старая и самая крупная медиакомпания Норвегии, стремившаяся стать лидером в сегменте классифайд путем создания и покупки каждый год новых интернет-площадок, поэтому активность компании сосредоточена в основном на сделках купли – продажи интернет-ресурсов. Компания одной из первых в медиаиндустрии начала активную работу с цифровой платформой, поэтому позиционировала себя как цифровой мультимедийный медиахолдинг. В 2015 г. «Шибстед» принадлежало 36 сайтов в 29 странах мира.

У компании четкая структура. В Норвегии «Шибстед» принадлежала дочерняя компания − «Медиа Норге» (Media Norge), через которую легче было совершать сделки по купле-продаже активов. Например, в январе 2010 г. «Медиа Норге» приобрела 60% акций «Шибстед Трюк АС» (Schibsted Trykk AS). Для того чтобы провести процесс слияния с «Медиа Норге», власти Норвегии поставили условие компании: отказ от пакетов акций в телеканалах «ТВ 2» (TV 2) и «ТВ 4» (TV4). Для медиаконцерна телевизионный сегмент был одним из ведущих направлений деятельности, но не профильным. Тем не менее экономические преимущества слияния превысили эту «потерю». Сделка была финансово привлекательна для обеих сторон. В частности, для «Шибстед Медиа Групп» (Schibsted Media Group) она являлась стратегически важной, так как в результате слияния с «Медиа Норге» влияние «Шибстед» в сегменте онлайн-объявлений значительно увеличилось. Медиакомпании уже принадлежало 84,2% дочернего подразделения. Что касается акционеров, то процесс слияния подразумевал, что миноритарные акционеры получат денежные выплаты и акции «Шибстед». Объединение «Шибстед АСА» (Schibsted ASA) и «Медиа Норге» было выгодно по нескольким причинам: слияние облегчило сотрудничество между предприятиями внутри группы, что укрепило стоимость концерна и позволило сконцентрировать ресурсы для основных направлений деятельности.

 В газетном секторе компания владела 16 газетами. «Верденс Ганг» и «Афтонбладет» (Aftonbladet) стали ядром компании; это были первые газеты, которые принадлежали компании на протяжении многих десятилетий. В связи с активной цифровизацией медиа «Шибстед» стал развивать мобильные платформы и веб-телевидение на рынках Норвегии и Швеции. Компания, развивая на протяжении многих лет цифровой сегмент медиабизнеса, запланировала переход печатных версий газет в онлайновые, поэтому целенаправленно снижала тиражи печатных газет и повышала стоимость подписки для привлечения аудитории в онлайн. Отметим, что одно из самых значительных изменений в газетном секторе компании, − закрытие в 2013 г. «Афтенпостен Афтен» (Aftenposten Aften), ежедневной газеты, распространяющейся во второй половине дня. Причина закрытия – снижение прибыли из-за уменьшения спроса со стороны аудитории, дорогая печать и распространение.

Таким образом, медиакомпания «Шибстед» перешла на цифровую систему управления контентом, которая объединила печатные СМИ, постепенно перешедшие в цифровой формат и сайты классифицированных объявлений по всему миру. Такое управление позволило снизить издержки на печать, распространение и дистрибуцию. По словам генерального директора компании Эрика Руссдала, «медиаиндустрия меняется быстрее, чем когда бы то ни было. Наша цель − быть на переднем крае событий, которые формируют и нас, и остальную часть отрасли»11.

«Амедиа». Прежде чем стать «Амедиа», медиакомпания сменила несколько владельцев. В октябре 2006 г. концерн «Оркла» (Orkla) продал свой медиаактив − «Оркла Медиа» (Orkla Media) «Меком Групп» (Mecom Group), которая владела более 300 изданиями и более 200 сайтами в Нидерландах, Дании, Норвегии и Польше. Компания получила новое имя − «Эдда Медиа». Генеральный директор Дэвид Монтгомери планировал построить европейский холдинг, который включил бы в себя газеты, ранее приобретенные в Германии и Нидерландах. Приобретая медиабизнес в Норвегии, «Меком Групп» стал владеть национальными и региональными газетами в Дании, Норвегии, Польше, Швеции, Украине и Литве. Сам Монтгомери говорил, что приобретение «Оркла Медиа» стало важной вехой в развитии компании как ведущей европейской медиакомпании12. К сожалению, финансовый кризис, который затронул рекламный рынок, высокая стоимость печати и дистрибуции, а также падающий спрос аудитории на печатные СМИ – все это привело к тому, что через пять лет, в конце 2011 г, «Эдда медиа» была продана норвежской медиакомпании «А-Прессен». В 2012 г. эти две компании объединились, чтобы сформировать новую медиагруппу − «Амедиа».

Компания «Амедиа» стала владельцем 66 местных газет, которые заняли 25,4% общего тиража на газетном рынке. В 2015 г. акционеры приняли решение продать компанию. Этот вопрос оказался под контролем правительства Норвегии, так как медиакомпания, владеющая большим активом локальных СМИ, представляла стратегический интерес для страны. Поэтому в начале 2016 г. норвежский банк «Спаребанкстифтельсен ДНБ» (Sparebankstiftelsen DNB) приобрел 100 % акций «Амедиа».

Что касается сделок купли-продажи медиаактивов, то в промежутке с 2010 по 2015 гг., «Амедиа» продала три своих газеты другой локальной медиакомпании − «Поларис Медиа». Количество газетных активов у «Амедиа», таким образом, снизилось с 66 до 63, а доля общего тиража − с 25,4 до 24,4 %.

 «Поларис Медиа». Компания была основана 20 октября 2008 г. в результате слияния двух газетных групп: «Адрессеависен Груп» (Adresseavisen Group) и «Харстад Тидене Груп» (Harstad Tidende Group). В 2015 г. «Шибстед» являлся крупнейшим акционером компании − ему принадлежало 29% акций.

В 2012 г. «Поларис Медиа» владела 26 газетами. В 2015 г. группа приобрела три неежедневные газеты у «Амедиа». В этом же году газеты «Иннхерредс Фолкеблад» (Innherreds Folkeblad), «Вердалинген» (Verdalingen) и «Левангер Ависа» (Levanger Avisa) были объединены, чтобы создать новую газету − «Иннхерред» (Innherred). Это было связано прежде всего с большими затратами на печать и падением доходов как от рекламы, так и от продаж. В итоге число газет увеличилось с 26 в конце 2012 г. до 30 к концу 2015 г. Поскольку все изменения происходили в местных неежедневных газетах, доля общего тиража изменилась незначительно − с 9,2% в 2012 г. до 10,1% в 2015 г. Приобретение местных газет усилило концентрацию на локальном рынке.

Стоит выделить еще одну важную сделку по купле-продаже газетных активов. В 2013 г. была продана одна из крупнейших ежедневных газет Норвегии − «Дагбладет». «Бернер Групп» (Berner Group) продал газету датской медиакомпаниии «Аллер Медиа» (Aller Media), являвшейся крупнейшим игроком на журнальном рынке Норвегии, помимо датской «Эгмонт» и шведской «Бонниер» (Bonnier). Купив «Дагбладет», «Аллер» стал основным владельцем третьей по величине газеты Норвегии.

В 2014 г. «Дагбладет» отказалась от воскресного выпуска, таким образом, снизив количество воскресных газет на газетном рынке Норвегии до четырех. 30 марта 2014 г. вышел последний воскресный выпуск «Дагбладет». После отказа от печати субботний выпуск газеты переименовали в выпуск выходного дня, который продавался и в субботу и в воскресенье. Причина реорганизации, ставшая уже тенденцией газетного рынка, − падение тиражей. Примечательно, что ситуация, произошедшая с вечерней газетой «Афтенпостен Афтен», которая выходила во второй половине дня и которую закрыли из-за нерентабельности, повторилась и с воскресным выпуском «Дагбладет». Закрытие воскресного выпуска газеты стало важным событием в истории норвежских СМИ, ведь «Дагбладет» была первой газетой, у которой появился воскресный выпуск.

Особое место на газетном рынке занимали бесплатные газеты, которые стали частью норвежского медийного ландшафта с начала 1980-х гг. Большинство бесплатных газет называются «Бюависа», что в переводе с норвежского означает «городская газета», то есть их целевая аудитория – жители городов. Также бесплатные газеты издавались в больших пригородных муниципалитетах, а некоторые охватывали область или регион, но ни одна бесплатная газета не издавалась в сельской местности.

К началу 2012 г. бесплатные газеты выходили в восьми городах Норвегии. Главные изменения, произошедшие с 2010 по 2015 гг. связаны с закрытием двух бесплатных газет в крупных городах Норвегии − Осло и Бергене.

 Интересно, что к 2012 г. цепь бесплатных газет была реорганизована. Первые газетные цепи в Норвегии стали формироваться в 1990 г. В них входили преимущественно местные ежедневные газеты. Например, цепь бесплатных газет, принадлежавших «Оркла Медиа», созданных в Осло в 2006 г., в настоящее время является частью медиакомпании «Амедиа». К концу 2012 г. в Норвегии выходило 34 бесплатные газеты.

 По данным за 2012 г. самый высокий тираж был зафиксирован у «Бюависа Берген» (Byavisa Bergen) − 103 000 экз., самый низкий составил 13 324 экз. У 12 газет тираж составил

40 000 и более экз., у 15 − от 20 000 до 40 000 экз. и у 7 − 20 000 экз.13 В Норвегии тираж бесплатных газет не так тщательно контролируется, как тираж ежедневных. Всего общий тираж 34 еженедельных бесплатных газет в 2012 г. был 1 224 000, что составило почти половину тиража платных газет. 

 

Формирование гибридной модели подписки

 Впервые в 2015 г. на норвежском газетном рынке стала использоваться гибридная модель подписки, сочетающая продажу печатной подписки с цифровым доступом. В 2011 г. руководство нескольких газет решило ввести платный доступ к эксклюзивным материалам, размещенным в онлайн-версии печатных СМИ. Таким образом, не весь контент стал бесплатным. К концу 2014 г. таких газет было 55, в 2015 г. – уже 125.

Большинство печатных СМИ пересмотрело традиционную модель получения доходов от подписки. Все больше изданий стали предлагать аудитории комбинированную модель, включавшую подписку на бумажную версию газеты и доступ к ее онлайн-версии (полная подписка) или только платный доступ к электронной версии. К 2015 г. уже 100 газет использовали комбинированную модель подписки14. Эта тенденция была связана с ростом и популярностью именно онлайн-версий, поэтому комбинированная подписка не только привлекла аудиторию к интернет-версиям газет, но и спасла печатные выпуски от снижения доходности.

В 2014 г. газеты перешли на новую систему расчета тиражей: статистические данные по тиражам норвежских газет включали три позиции: общий бумажный тираж, общий цифровой тираж и общий чистый тираж. Цель новой системы – зафиксировать количество абонентов, имеющих доступ к цифровым версиям газет.

В 2014 г. цифровой тираж (digitalt utgave) составил 903 000, а в 2013 г. − лишь 50 000. Это было связано не только с возросшим интересом аудитории к цифровым изданиям, но и с новыми правилами подсчета тиража: учитывались абоненты, у которых был доступ к полной подписке, включающей получение бумажной газеты и доступ к цифровому изданию. Чистый тираж в 2014 г. составил 2 150 000 млн копий по сравнению с 2013 г., в котором тираж снизился на 100 000 млн копий15.

 До 2014 г. норвежская ассоциация медиабизнеса самостоятельно подсчитывала ежегодные тиражи, предоставляя общий тираж по газетам, а цифровая подписка полностью не учитывалась, так как такие данные не фиксировались, если цифровой доступ был частью общей подписки. Поэтому до 2014 г. в Норвегии степень цифрового распространения газет была недооценена.

 

Цифровизация тиражей

Газеты, продававшие комбинированную подписку на свои издания, как правило, имели незначительную разницу между бумажными тиражами и общими. Единственные различия были обусловлены тем, что приобретение одной копии как печатного издания, так и цифрового считалось отдельно.

 В 2015 г. из 228 газет у 191 был зафиксирован цифровой тираж, а общий цифровой тираж газет составил 1 381 000 млн, что составило 68% от общего тиража; такому росту способствовало введение редакциями газет модели цифровой подписки. Отметим, что, согласно отчету медиакомпании «Шибстед» за 4 квартал 2015 г., таблоид «Верденс Ганг» увеличил аудиторию цифровой версии на 76 000 абонентов, что на 36% больше по сравнению с 2014 г.16 В 2014 и 2015 гг. были инвестированы значительные средства для увеличения аудитории именно цифровой версии газеты. Таким образом, читатели офлайн-версии стали отдавать предпочтение онлайн. Подобная ситуация сложилась и с газетой «Дагбладет», которая увеличила за прошлый год аудиторию в онлайн на 20%. Представители «Шибстед», которой принадлежали «ВГ» и «Афтенпостен» − две газеты с самым высоким уровнем снижения тиражей в 2015 г., заявили, что целеноправленно сокращали тиражи печатных изданий для увеличения цифровых. Ценовая политика издания «Афтенпостен» лишь подтвердила эту тенденцию. Стоимость подписки на печатную версию газеты в 2015 г. составляла 409 норвежских крон, а подписка на электронную версию всего 199. Кроме меньшей цены на подписку, на сайте предлагалась удобная навигация для пользователей.

 Таким образом, на норвежском газетном рынке можно выделить еще одну тенденцию − цифровизацию газетных тиражей и развитие комбинированной модели подписки.

Рассматривая изменение моделей подписки, нельзя не упомянуть и о распространении газет, которое сыграло немаловажную роль в формировании газетных доходов, страдавших от недостатка доходов от рекламы. Одной из особенностей распространения газет в Норвегии стала продажа пдф-версий газет для тех, кто находился там, где нет печатных газет и нет возможности доступа в Интернет.

С 2007 г. были разработаны стандартные газетные стойки и стенды для разных торговых точек. Основной аргумент в распространении газет на стойках состоял в том, что продажа одной копии – важный источник дохода. Рост цен на прессу в 2013 и 2014 гг. только подтвердил это. Распространители подсчитали, что доход от продажи газет в продуктовых магазинах составил 1 093 млн крон в 2014 г., что значительно выше, чем от продажи вареной ветчины, колбасных изделий, памперсов. Продажа в киосках, на автозаправочных станциях принесла доход в 385 млн крон17

 

Заключение

Экономика газетной отрасли Норвегии в 2010 г. восстанавливалась после финансовых кризисов. На медиарынке сложилась довольно пестрая картина в газетном сегменте, но по сравнению с 2009 г. в 2010 г. у всех норвежских медиагрупп было зафиксировано позитивное развитие: начали увеличиваться рекламные доходы (у газет было резкое снижение доходов от рекламы: на 20% меньше, чем в 2008 г. и на 23 % меньше, чем в самый прибыльный 2007 г.18), хотя увеличение было наиболее заметным для онлайн-сектора. Пессимизм, возникший на медиарынке в 2008 и 2009 гг., сменился осторожным оптимизмом.

Экономическое положение газет зависит от двух факторов − тиража и конкурентоспособности издания, поэтому экономика крупных газет не так сильно пострадала от финансовых кризисов, чем более мелких, но не стоит забывать об особенности газетного рынка Норвегии: газеты, единственные на своем внутреннем рынке и имевшие слабую экономику, получали субсидии, поэтому их экономическое положение было более стабильным, чем у других. Рентабельность таблоидов и национальных газет была не так ослаблена во время финансового кризиса, в отличие от других газет.

За анализируемый период на газетном рынке Норвегии сделки по купле-продаже медиаактивов, а также сделки слияния и поглощения привели к усилению концентрации − был зафиксирован рост газет, использующих свои цифровые версии как альтернативу печатным выпускам (например, «Верденс Ганг», «Дагбладет»), в связи с чем было отмечено снижение печатных тиражей во всех норвежских газетных группах. В годовых отчетах о результатах деятельности за исследуемый период медиакомпании отмечали рост цен на печать, снижение рекламных доходов в печатных газетах и активную конкуренцию со стороны цифровых газет. В связи с этим из-за нерентабельности часть медиакомпаний была вынуждена закрыть свои издания, другие в целях экономии объединили две газеты в одну.

На норвежском газетном рынке представлены два крупных игрока на локальном уровне – «Амедиа», владевшая 63 газетами, «Поларис Медиа» с 30 газетами и ставшая самой крупной, с предельно допустимой долей активов 33,3% медиакомпания «Шибстед».

Основная тенденция развития газетного рынка Норвегии в 2010−2015 гг. − широкое распространение цифровых газет, цифрового формата и цифровой аудитории. Учитывая структурные сдвиги в медиабизнесе, которые связаны с высоким спросом со стороны аудитории на медианосители, ускоряющие переход на цифровые платформы, эта тенденция в газетном сегменте продолжится.

Итак, рассмотрев газетный рынок Норвегии, можно сделать следующие выводы. Выбранный период исследования показал, что на газетном рынке Норвегии с 2010−2015 гг. было сформировано несколько тенденций развития: снижение рекламных доходов в печатных СМИ, уменьшение тиражей печатных выпусков, концентрация медиаактивов у крупнейших медиакомпаний, формирование новой модели подписки и − как следствие − рост цифровых тиражей.

 



Примечания

  1. БСЭ. Сравнительно-исторический метод. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/170542/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE
  2. Sigurd Høst. Аvisåret 2010−2015. Режим доступа: https://www.hivolda.no/forsking-og-utvikling/avisaret-2010-mindre-dramatisk-norske-aviser
  3. Курс 10 норвежских крон по отношению к 1 доллару США на 01.01.2015: 10 норвежских крон = 1, 3458 долл. США. Режим доступа: https://news.mail.ru/currency.html?date=2015-01-01
  4. Økonomi i norske medievirksomheten 2011-2015. Режим доступа: http://www.medietilsynet.no/om/aktuelt/okonomien-i-norske-medier-2015/
  5. Økonomi i norske medievirksomheten 2011-2015. Режим доступа: http://www.medietilsynet.no/om/aktuelt/okonomien-i-norske-medier-2015/
  6. Sigurd Høst. Аvisåret 2015. Режим доступа: http://www.mediebedriftene.no/Tall--akta1/BETALINGSRAPPORT/avisaret-2015-fersk-rapport/
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Bård Borch Michalsen. På den historiske dato 7. juni vedtok Stortinget å gravlegge Medieeierskapsloven. Hva får det å si? Режим доступа: https://www.medier24.no/artikler/pa-den-historiske-dato-7-juni-vedtok-stortinget-a-gravlegge-medieeierskapsloven-hva-far-det-a-si/362624
  11. Schibsted.com. Режим доступа: http://hugin.info/131/R/1911430/682298.pdf
  12. Martin Huseby Jensen «Vil beholde Monty». Режим доступа: http://journalisten.no/story/60245
  13. MediaNorway. Facts and figures in Norwegian media. Режим доступа: http://medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=avis&queryID=264
  14. Sigurd Høst. Avisåret 2015. Режим доступа: http://www.mediebedriftene.no/Tall--Fakta1/BETALINGSRAPPORT/avisaret-2015-fersk-rapport/
  15. Там же.
  16. Там же.
  17. Lossalg.no. Режим доступа: http://www.lossalg.no/
  18. Sigurd HøstAvisåret 2009. Режим доступа: http://docplayer.me/9454646-Nr-6-rapport-sigurd-host.html

 

Библиография

Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text19/019.htm

Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. Изд-во Михайлова В.А., 2003

Прохоров П.М. Газетный рынок Норвегии // Скандинавские чтения 2008 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб, 2010. С. 353−359.

Сельницын А.А «Возникновение и становление норвежской прессы» // МедиаАльманах, 2011. № 5. С. 44−50.

Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М.: МедиаМир, 2014.

 

Bastiansen H.G. (2014) Rethinking Mass Communications in Norway. Nordicom Review 35 (2): 43−63.

Doyle G. (2002) Media Ownership: The Economics and Politics of Convergence and Concentration in the UK and European Media. SAGE Publications Ltd.

Feldman T. (1996) An Introduction to Digital Media. L.; N.Y.: Routledge.

Mosco V. (2009) The Political Economy of Communication. SAGE Publications Ltd.

Vaage O.F. (2010) Statistisk Sentralbyrе. Statistics Norway, Oslo–Kongsvinger.