Languages

You are here

Профессиональная подготовка журналиста как медиатора финансово-экономических знаний

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Вихрова О.Ю. Профессиональная подготовка журналиста как медиатора финансово-экономических знаний // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2484

 

© Вихрова Ольга Юрьевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), financialliteracymsu@gmail.com

 

Аннотация

СМИ являются одним из наиболее доступных инструментов повышения финансовой грамотности взрослого населения РФ. Однако эффективность выполнения данной функции напрямую зависит от уровня подготовки представителей профессионального сообщества. В данной статье, на основании изучения актуальных учебных планов направления 42.03.02 «Журналистика», реализуемого в российских вузах, а также экспертных интервью, автор анализирует актуальную подготовку журналистов к работе с материалами финансово-экономической тематики и их готовность выполнять функцию повышения финансовой грамотности населения.

Ключевые слова: финансовое образование журналистов, СМИ и финансовая грамотность, финансовое образование, образование журналистов.

 

Введение

Благодаря значительной доле охвата населения, низких по сравнению с повсеместной реализацией образовательных программ затратами, а также высокому уровню доверия аудитории, СМИ являются наиболее эффективным инструментом повышения финансовой грамотности взрослого населения. Для эффективной реализации данной функции журналисты должны представлять аудитории достоверную, изложенную доступным языком, а также соответствующую интересам и потребностям граждан информацию. Проще говоря, финансово-экономические материалы для непрофессиональной аудитории должны быть понятны, интересны и полезны для потребителя. К сожалению, актуальная ситуация, сложившаяся в российском информационном пространстве, не соответствует данной модели и не способствует распространению тематических знаний среди населения и в отдельных случаях даже препятствует этому процессу.

Основными причинами являются:

  • искажение информационного поля рекламными материалами (Вихрова, 2018) и коммерциализация экономического контента (Иваницкий, 2006);
  • слабая подготовка журналистов;
  • главенство неадаптированных материалов пресс-служб и ведомств.

И если причинами первого параметра являются слабое госрегулирование деятельности СМИ и потребность последних выживать в условиях рыночной экономики всеми доступными способами, то второй и третий показатели находятся во взаимозависимости. Преобладание «сырых» и непонятных аудитории информационных финансово-экономических материалов в значительной степени обусловлено неумением журналистов работать с продуктами данного тематического поля. В результате «экономическая картина дня», предлагаемая потребителю, формируется из неадаптированных под его интересы шаблонов пресс-релизов, выдержек из официальных документов, а также ничего не значащих для него статданных и «сухих» цифр. В.П. Мингинос (2014 (б): 196) отмечает отсутствие в СМИ «публикаций, анализирующих и исследующих наиболее актуальные проблемы экономического развития нашей страны, а также отраслевые и структурные изменения в отечественной промышленности». В.Л. Иваницкий (2016: 4) предупреждает о том, что данная ситуация может привести к нарастающему общественному раздражению экономической политикой государства на фоне экономической неграмотности населения и формулирует проблему следующим образом: «Прохождение информации по пути «экономическая наука – журналистика – общество» осложнено сегодня отсутствием единого языка общения, единого понятийно-категориального аппарата.<…> Ситуация усугубляется слабой экономической и методологической подготовкой журналистов».

 

Научная новизна и методология исследования

Несмотря на то что включенность журналистов в процесс повышения финансовой грамотности населения обозначена в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»1 и сформулирована в Стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017−2023 годы2, утвержденной Д.А. Медведевым, теоретические исследования данного вопроса ограничиваются узким кругом отечественных ученых. Вопросы экономического образования журналистов в разной степени рассматривались в работах Е.Л. Вартановой (2010), И.Н. Деминой (2011), С.Н. Кирьянова (2012), В.Л. Иваницкого (2016), Н. Добрецовой (2008) и В.П. Мингинос (2014 (а), 2014 (б)).

Уже в начале текущего десятилетия отечественные исследователи отмечали, что целенаправленная деятельность журналистов необходима для обеспечения нормального функционирования экономических процессов в обществе, а участники профессионального поля должны проходить специальную подготовку. Рассматривая вопросы влияния средств массовой информации на общественное сознание, Е.Л. Вартанова (2010) впервые упоминает о роли СМИ в воспитании экономической грамотности и формировании потребительской привычки в условиях рыночной экономики. В статье «Экономическая журналистика: проблемы научного и кадрового обеспечения» И.Н. Демина (2011: 188) также приходит к выводу, что экономическая информация дает аудитории возможность принимать экономические решения.

Развивая данную тему, С.Н. Кирьянов (2012: 171) отмечает, что медиа играют роль одного из важнейших субъектов информационно-маркетинговой политики в формировании финансового сознания населения, В.П. Мингинос (2014 (б): 197) приходит к выводу, что «роль журналиста заключается в обеспечении эффективного взаимодействия между участниками экономических процессов: государством, бизнесом и населением», а В.Л. Иваниций (2016: 21) подчеркивает, что «журналистика, заняв активную позицию, в конечном итоге может существенно повлиять <…> на создание национальной платформы массового экономического просвещения населения» и предупреждает, что противоположная ситуация «может привести к нарастающему общественному раздражению экономической политикой государства на фоне экономической неграмотности населения» (Иваницкий, 2016: 4).

На государственном уровне также высоко оценивают потенциал СМИ в отношении распространения общедоступного финансового образования среди населения. Власти РФ включают создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также проведение масштабной информационной кампании и распространение информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг в основные задачи проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Кроме того в приказе Федеральной службы по финансовым рынкам России «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения»3 одним из практических инструментов реализации поставленной задачи является Медийная программа, которая включает в том числе:

  • участие в подготовке текстов, графиков, мультимедиа для теле- и радиопередач, посвященных вопросам повышения финансовой грамотности и образованию в сфере инвестирования средств на финансовых рынках;
  • подготовку информационных и образовательных материалов, предназначенных для публикации в печатных СМИ.

Целесообразно обратить внимание и на то, что первым подразделом основных направлений «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017−2023 годы» является «повышение квалификации представителей средств массовой информации в сфере финансовой грамотности»4.

Данный подраздел подтверждает тезисы Н.Н. Добрецовой, И.Н. Деминой и В.Л. Иваницкого. Н.Н. Добрецова (2008: 5) отмечала: «То, что пишется на экономические темы в популярных изданиях, должно выглядеть совершенно иначе. Одной перепечатки кусков пресс-релизов ведомств и корпораций не хватит для выполнения образовательной и аналитической функции прессы. Нужны настоящий анализ и прогноз, но представленный в популярной, доходчивой формe». И.Н. Демина (2011: 188) также акцентировала внимание на том, что «современные реалии требуют специализированной экономической подготовки будущих специалистов в области функционирования деловой прессы, корпоративных массмедиа и освещения экономической тематики в универсальных СМИ».

Обобщая эти тезисы, В.Л. Иваницкий (2016: 21) писал: ««Необходима реализация целого комплекса мер, укрепляющих и развивающих институт национальной журналистики. Среди этих мер – дальнейшее уточнение экономическими предметами программ обучения на факультетах журналистики России, формирующими необходимые компетенции и прикладные навыки в области анализа социально-экономических процессов».

Для того чтобы понять, при помощи каких дисциплин формируются навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у современных журналистов – выпускников бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» отечественных вузов и достаточно ли данного набора предметов для осуществления деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения, автор статьи анализирует учебные планы бакалавриата факультетов журналистики российских вузов и при помощи экспертных интервью с редакторами общественно-политических изданий (в том числе и с углубленным деловым блоком) выясняет, достаточно ли полученных в ходе освоения программы знаний для эффективного выполнения данной функции. 

 

Формирование навыков работы с финансово-экономической информацией у журналистов

Автором было проведено исследование, в ходе которого были применены как количественный, так и качественный подходы. Была сформирована генеральная совокупность, в которую вошли государственные и коммерческие вузы РФ, где студенты дневного отделения могут получить образование по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (бакалавриат). Общее количество учебных заведений составило 142. Далее методом сплошной выборки были проанализированы учебные планы данных вузов на предмет выявления дисциплин, формирующих у журналистов навыки работы с финансово-экономической информацией. Также были определены объем часов и место предметов в учебных планах.

Часть массива данных, использованных для анализа, находилась в свободном доступе и размещалась на сайте университетов. Порядка 30% нормативных документов (учебных планов) было получено в результате личного взаимодействия автора с представителями профильных кафедр и факультетов.

Дифференциация наблюдается как по качественному составу специализированной нагрузки, для большинства вузов ограничивающейся совокупностью дисциплин «Экономика и менеджмент СМИ» + «Экономика», но доходящей до шести-семи тематических предметов в ряде высших учебных заведений, так и по предметному распределению часов в учебных планах. Это наглядно видно на полученных по результатам количественного анализа диаграммах (см. рис.1, 2; табл. 1).

Количественный анализ показал, что из 142 вузов, в которых обучают журналистов, в рамках базовой части учебного плана, 75 (52,82%) предлагают по 2 дисциплины, формирующие навыки работы с материалами финансово-экономической тематики, еще 33 (23,24% от общего числа) – по одному предмету и три вуза (2,11%) не предлагают ни одной дисциплины. Лишь 31 высшее учебное заведение (21,83%) предлагает более двух удовлетворяющих поставленной цели предметов.

 

Рисунок 1. Соотношение вузов РФ по количеству обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у студентов дневного отделения бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» (в %)

 

Рисунок 2. Соотношение вузов РФ по количеству обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у студентов дневного отделения бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» (количество)

 

При этом 125 (88,03%) из 142 рабочих учебных планов содержат дисциплину «Экономика и менеджмент СМИ» («Медиаэкономика», «Экономика предприятия СМИ»). Второй по популярности является «Экономика» («Основы экономических знаний», «Экономическая теория»). Этот предмет предлагается в 123 учебных планах, что составляет 86,62%. Остальные дисциплины предлагаются несистемно. Иллюстрацией к этому служит количественный разрыв между вторым и третьим по популярности предметом (см. рис. 3). Третьей по популярности является «Деловая журналистика», которая предлагается лишь в 29 учебных планах (20,42%). Следующий за ней идет «Маркетинг» – в 18 (12,68%). При этом речь во всех вышеперечисленных случаях ведется о наличии дисциплин как в базовой, так и в вариативной части. Единичными являются такие предметы, как «Международные экономические отношения», «Малый бизнес» и «Экономическая география».

 

Таблица 1. Частота наличия в учебных планах (УП) наиболее распространенных дисциплин, формирующих у бакалавров дневного отделения направления 42.03.02 «Журналистика» навыки работы с финансово-экономической информацией (количество)

Наименование дисциплины

Базовая часть УП

 

Вариативная часть УП

Итого

 

Экономика и менеджмент СМИ (Медиаэкономика, Экономика предприятия СМИ)

119

6

125

Экономика (Основы экономических знаний, Экономическая теория)

118

5

123

Деловая журналистика (Экономическая журналистика, экономическая проблематика в СМИ)

7

22

29

Маркетинг (Основы маркетинга, Основы маркетинга в СМИ)

7

11

18

 

 

Рисунок 3. Встречаемость (распространенность) обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у студентов дневного отделения бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» в вузах РФ (количество)

 

 

Рисунок 4. Встречаемость (распространенность) обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики в учебных планах по направлению 42.03.02 «Журналистика» в вузах РФ (в %)

 

Для того чтобы выяснить, готовы ли выпускники факультетов журналистики российских вузов, освоившие программу бакалавриата по направлению 42.03.02 «Журналистика», к работе с материалами финансово-экономической тематики в объеме, достаточном для ведения работы по повышению финансовой грамотности населения в СМИ, автором в формате телефонного интервью было проведено семь экспертных интервью, участниками которых стали редакторы экономических разделов общественно-политических СМИ, в том числе и с усиленными деловыми блоками.

В экспертную группу вошли:

  • Евгений Беляков, редактор отдела экономики общественно-политического издания «Комсомольская правда»;
  • Олег Сапожков, редактор отдела экономической политики общественно-политической газеты с усиленным деловым блоком «Коммерсантъ»;
  • Павел Анисимов, руководитель отдела экономики «Вести FM»;
  • Василий Богданов, генеральный продюсер и ведущий телеканала «PRO Бизнес»;
  • Евгения Обухова, редактор экономического отдела журнала «Эксперт»;
  • Дмитрий Докучаев, редактор экономического отдела газеты «Московский комсомолец»;
  • Борис Сафронов, заместитель главного редактора газеты «Ведомости», редактор отдела финансов.

Были выделены базовые вопросы для полуструктурированных интервью:

  1. Периодически к Вам приходят новые сотрудники. Как Вы оцениваете подготовку соискателей – выпускников факультетов журналистики к работе с материалами финансово-экономической тематики?
  2. Вы предпочитаете видеть в своем отделе выпускников факультетов журналистики или людей с экономическим образованием?
  3. Можно ли утверждать, что выпускникам факультетов журналистики для работы с материалами финансово-экономической тематики недостаточно того объема экономических знаний, который на сегодняшний день предлагается в университетах?
  4. Знаний из каких областей экономики чаще всего, по Вашему мнению, не хватает молодым журналистам?
  5. Помимо отсутствия опыта работы, что все-таки является бóльшей проблемой – недостаток знаний в области экономики и финансов или неумение «перевести» финансово-экономическую информацию и термины на понятный и доступный для понимания аудитории язык?
  6. Как Вы оцениваете функцию (роль) журналиста в повышении финансовой грамотности населения?
  7. Какие знания, помимо экономических, на Ваш взгляд, необходимы журналистам для того, чтобы работать с материалами, нацеленными на повышении финансовой грамотности населения?

Единодушно оценивая роль СМИ в повышении финансовой грамотности населения как первостепенную, эксперты признают, что навыки работы журналистов с материалами финансово-экономической тематики далеки от требуемых не только для выполнения данной функции, но и от базовых – предъявляемых при работе с информацией данного профиля в рамках трудовой деятельности. Помимо того, что выпускники не обладают достаточным количеством базовых экономических знаний, не знакомы они и с основными методиками работы с тематическим материалом.

Редактор экономического отдела «Коммерсантъ», Олег Сапожков отмечает, что в издании «практически не работают выпускники журфака <…> В составе отдела есть юрист, экономисты и даже один филолог, а журналистов, увы, нет совсем»5.

Аналогичная или схожая ситуация наблюдается и в других, представленных экспертами опроса, СМИ (исключением являются «Ведомости»). Однако при этом эксперты отмечают, что выполнение функций журналистов выпускниками экономических факультетов не является «однозначным благом» и выходом из сложившейся ситуации. Евгений Беляков подчеркивает, что, несмотря на нехватку у выпускников факультетов журналистики базовых знаний по экономике, данный пробел всегда можно ликвидировать образовательной литературой. Работа с выпускниками экономических факультетов более сложна.

«У них слишком глубокое понимание экономики. В нашей газете нужно объяснять популярно, а для них некоторые слова, которые они выучили в процессе получения образования, кажутся само собой разумеющимися. Зачем объяснять слово «диверсификация», если это и так понятно?» – поясняет Беляков.

«Бывают люди с журналистским образованием, которые все быстро схватывают и могут разработать тему. А бывают люди с экономическим, которые не очень. Например, у нас были стажеры, специальность которых − мировая экономика. Им это не очень помогало. Важно именно желание вникнуть в тему и понять самые базовые вещи – именно они, в первую очередь, важны для читателя», − отмечает Евгения Обухова.

Формулируя причины сложностей, с которыми сталкиваются выпускники факультетов журналистики при работе с материалами финансово-экономической тематики, абсолютно все эксперты упоминают отсутствие базовых экономических знаний, неумение объяснять сложные экономические процессы, зависимости и показатели простым и понятным для аудитории языком, работать с формализованными документами и «оживлять цифры», а также неспособность анализировать информацию и расставлять информационные акценты таким образом, чтобы тематическая информация становилась интересной для неподготовленной массовой аудитории. Кроме того внимание акцентируется на отсутствии интереса у выпускников журфака к экономической тематике и нехватке реальной практики участия в финансовых процессах.

Базовые знания экономики.

− Чаще всего журналистам не хватает общего бэкграунда по экономике – то есть общих знаний. Все начинается с непонимания. Если человек не разбирается в вопросе, гораздо легче «включить» бюрократический язык, накопировать цитат из других изданий или открыть Интернет и попытаться сделать умную заметку на тему. Недостаток базовых знаний и навыков приводит к подготовке «реферативных материалов», а также «копипасту» релизов и даже чужих заметок (Е. Беляков).

− Не хватает самого главного − основ: основ финансовой грамотности и, может быть, самых минимальных основ финансового анализа предприятий, банков, финансовых компаний. Потому что экономика – та, которую я помню из курса [факультета журналистики. – О.В.], − это именно теория, и она очень далека от того, с чем сталкивается потом корреспондент (Е. Обухова).

− У журналистов должен быть экономический бэкграунд. Чтобы что-то объяснить понятно и правильно, не исказив реальность, надо самому понимать проблему и какой именно слой этой проблемы можно доступно объяснить аудитории. К сожалению, тех знаний, которые сейчас есть у соискателей и большинства практикующих, с которыми приходится сталкиваться, − недостаточно (Д. Докучаев).

− Как ни странно, журналистам чаще всего не хватает базовых экономических знаний. Пару недель назад я задал сотрудникам отдела финансов вопрос: «Прибыль – это актив или пассив?». И получил только один правильный ответ из четырех (Б. Сафронов).

Неумение трансформировать информацию и излагать ее интересным и понятным для неподготовленной аудитории языком.

− Экономический журналист, пишущий для широкой аудитории, должен «разжевать» «птичий» язык цифр и терминов и выдать текст, понятный большинству граждан, с яркими примерами, сравнениями. К сожалению, этому учит только зарубежная экономическая школа. У нас мало преподавателей, которые «натаскивают» студентов объяснять сложное просто (П. Анисимов).

− Финансово-экономические темы − очень сложные. Даже в «Эксперте» это должно быть изложено простым языком. Потому что если тема еще и специфическая, как, например, финансы, санация банков, промышленность, рост экономики, падение экономики, то это все должно быть объяснено так, чтобы понял читатель, у которого нет подготовки (Е. Обухова).

− Задача журналистов − сделать материалы такими понятными и привлекательными, чтобы человек их действительно прочитал и понял. Часто встречаются статьи, наглядно демонстрирующие, что автор совершенно не разбирается в том, что пишет: он просто собрал по верхам факты. Очень сложно, но необходимо, чтобы человек и разбирался в экономике и при этом умел грамотно объяснять (Е. Беляков).

− Темы необходимо описывать так, чтобы это было понятно обывателю. Нужно писать таким языком и подбирать такие разъяснения, аргументацию и комментарии, которые были бы понятны. Чистый язык бизнеса − неприменим (Д. Докучаев).

− Самая сложная научная теория ничего не стоит, если ее за пять минут нельзя объяснить элементарно, неподготовленному человеку. Так и с финансово-экономической тематикой. Неумение сказать просто и понятно в большинстве случаев означает, что журналист сам не разобрался в теме. Прикрыть свое недостаточное понимание предмета чаще всего пытаются цитатами экспертов, законов и умными словами (Б. Сафронов).

Расстановка информационных акцентов.

Умение понять, какие именно экономические темы интересны для массовой аудитории, тоже относится к числу навыков, необходимых журналисту для работы, направленной на повышение финансовой грамотности населения.

 − Мы должны брать такие экономические темы, которые интересны, понятны и актуальны для всех. Разборки между компаниями, которые могут «сделать» первую полосу бизнес-изданий, для неподготовленной аудитории часто − пустой звук. Рост цен на хлеб – напротив. Каждую тему нужно проверять на «народность»: интересно ли это обычным людям без экономического бэкграунда (Д. Докучаев).

− Всегда нужно представлять себе воображаемого читателя: почему ему мог бы быть интересен Ваш материал, что Вы хотите ему сказать и что можно было бы сделать из этой статьи. Помогает и «кулерный тест». Если Вы смогли заинтересовать экономической темой, о которой пишете, коллегу другого профиля (например, из отдела «Спорт» или «Культура), с которым встретились у кулера, – работать над материалом имеет смысл. Если это не получается, значит тема такая, что ее делать не надо делать. Читатель не обязан знакомиться с вашим материалом, ему не платят за это деньги (Б. Сафронов).

Неумение работать с формализованной информацией (законодательными актами, документами и т.д.).

− Когда приходится и работать с документами, и «прокручивать» какие-то законодательные истории, все журналисты выходят из ситуации по-разному. Например, в моем отделе нет людей, которые могут легко читать юридические документы, сразу в них все «схватывать» и разбираться. Приходится обращаться к экспертам, которым мы доверяем (Д. Докучаев).

− Тому, каким языком написаны законодательные акты, есть ряд объяснений − начиная с юридических и заканчивая философскими. Но читать это невозможно, не будучи специалистом. Однако аудитории надо знать, что ей полагается по закону, на что она имеет право или к чему ведут те или иные действия. Задача журналиста – переводить документы «на язык родных осин», объяснить аудитории, что там написано важного и интересного, а также что тот или иной закон меняет. Для этого нужно уметь читать такие вещи, уметь читать их правильно, а также знать минимально тему контекста, чтобы понять, о чем вообще этот документ. Кроме того журналист должен быть в состоянии проанализировать, насколько стоит об этом писать. Ведь бывают технические документы, а бывают те, которые что-то в корне меняют (Б. Сафронов).

Отсутствие интереса к тематике

− Причина – отсутствие интереса к нашей тематике, нелюбовь и неумение работать с цифрами, невладение «русским бюрократическим» и отсутствие понимания государственного административного устройства (О. Сапожков).

− Общий главный недостаток выпускников факультетов журналистики – это неготовность погружаться в тему, разрабатывать, смотреть на нее с разных углов, читать по этой теме и пытаться все свести к какому-то единому знаменателю (Е. Обухова).

− Мало кто идет в экономику. Видимо, существуют какие-то стереотипы. Даже когда в редакцию приходили большие делегации из университетов, а редакторы говорили о том, что нужны сотрудники, большинство желали попасть в светскую хронику либо писать про «социалку». В экономику не хотел никто (Е. Беляков).

− Важно сделать экономическую тематику привлекательной для студентов. Интуитивно людям кажется, что писать о спорте или светской жизни проще: там не надо разбираться в пенсионных схемах или знать какую-то терминологию. Понятно, что про экономику, не подготовившись, не напишешь: необходим определенный уровень знаний. Но простота спортивной или иной тематики – тоже иллюзия. У тех, кто пишет про культуру, концерты и светскую жизнь, тоже должна быть какая-то база и свой бэкграунд (Д. Докучаев).

Неумение сопоставлять факты и анализировать информацию.

− Одними из главных и фундаментальных элементов, которым обучали студентов в Советском Союзе, − это анализ и синтез. Важно уметь разложить явление на составляющие или, взяв разные факты, увидеть, что на самом деле их совокупность означает что-то новое, другое. Умение синтезировать новую информацию и анализировать позволяет структурировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи и понятную логическую цепочку. К сожалению, сегодня в гуманитарных науках конкретно этому не учат. При этом умение синтеза для журналиста чрезвычайно важно: «Смотрите, один министр сказал то, другой банкир − это, а третий эксперт − вот это. И все это означает вот что. Каждый из них кусочек умолчал, но я, как журналист, это соединил, потому что умею синтезировать». К сожалению, это никто не преподает (В. Богданов).

С неумением анализировать и синтезировать соглашается и Е. Обухова: « Критично, когда ты не разбираешься в теме и не можешь свести разные детали в одно повествование. Например, если мы пишем о денежном рынке, надо видеть несколько тенденций и их последовательно описать. Ты должен понимать, что происходит на денежном рынке, какие там игроки, как они взаимодействуют, и потом уже, когда все понял, следующая задача − изложить это базово, понятным языком».

Необходимость наличия практики.

− Я часто привожу пример сотрудницы, которая пять лет писала о банковских вкладах и при этом ни разу сама их не открывала. В журналистике очень много теоретиков, и это плохо. Но журналист должен писать о том, что прочувствовал на себе. Ты имеешь право писать про вклады, если у тебя они есть. Если ты разбирался и изучал этот вопрос, а добавив экспертов, получил грамотный и правильный материал. Ни разу не открыв брокерский счет, не надо писать об инвестициях на бирже. Ты даже не сможешь «отфильтровать» экспертов по этой теме: понять, не ангажированы ли они, не врут ли. Журналисты должны начинать с себя, сами стать финансово грамотными и соблюдать все те правила, которые ретранслируют в своих заметках.

− Журналист не может говорить о том, чего сам «никогда не делал своими руками». Невозможно ставить в вину некомпетентность, если он готовит материал только на основании поверхностных впечатлений. В идеале журналист должен обязательно пройти не менее чем полугодичную стажировку в отрасли, в которой собирается работать. Обратите внимание, журналистика плоха в специфических областях, зато с «бытовой» все хорошо. Сталкиваясь каждый день близко с житейскими вещами, журналист без проблем пишет. А финансовая грамотность… − у нас ей не учат: знание экономики, финансов и бюджетов не преподается в принципе: ни в школе, ни в вузах. Журналисты − такие же как все, и им точно так же ничего не достается (В. Богданов).

− Журналисты должны начинать с себя. Сами стать финансово грамотными и, в первую очередь, соблюдать все те правила, которые ретранслируют в своих материалах (Е. Обухова).

− Чтобы СМИ положительно влияли на уровень финграмотности в стране, сами журналисты должны повысить свою финансовую грамотность. Сплошь и рядом встречаются статьи, которые производят много шума, но на самом деле являются дезинформирующими аудиторию из-за непрофессионализма их авторов и редакторов (Б. Сафронов).

На основании статистического исследования и экспертных мнений можно сделать вывод о том, что в обязательном блоке дисциплин факультетов журналистики РФ не хватает общепрофессиональной дисциплины, направленной не только на обеспечение студентов базовыми финансово-экономическими знаниями для эффективного управления личными финансами, но и навыками целенаправленной работы с тематическими материалами, нацеленными на распространение общедоступных экономических знаний среди населения.

 

Дисциплина «Деловая журналистика» как универсальный инструмент подготовки студентов направления 42.03.02 «Журналистика» к решению задачи повышения финансовой грамотности населения РФ

В качестве решения задачи обеспечения студентов направления 42.03.02 «Журналистика» необходимыми для дальнейшей работы по повышению финансовой грамотности населения знаниями, навыками и умениями, автор статьи предлагает 3 возможных варианта:

1. модернизация курса «Экономика» базового блока предметов направления 42.03.02 «Журналистика».

На сегодняшний день данная дисциплина является более теоретической, нежели прикладной по отношению к современной профессиональной журналистской практике, что подтверждается содержанием ее учебных программ. Среди целей освоения дисциплины преобладает овладение теоретическими знаниями об основных экономических теориях, закономерностях и понятиях, а также основах микро- и макроэкономики без применения полученных знаний в журналистской практике. Среди целей в тех или иных формулировках встречаются:

  • усвоение студентами теоретических знаний современной экономики как науки, ее принципов, основных этапов развития, механизма и законов функционирования рыночной экономики на микро- и макроуровнях хозяйственной системы общества. Формирование у студентов базового понятийного аппарата для анализа актуальных проблем рыночной экономики и <…> понимание сущности деятельности различных институтов рыночной экономики (Алтайский государственный университет);
  • подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающими знаниями, позволяющими ориентироваться в экономической ситуации жизнедеятельности людей (Воронежский государственный университет);
  • приобретение комплексных знаний в области основ экономической теории, микроэкономики и макроэкономики. В результате изучения курса студенты должны понимать принципы рационального поведения потребителей и производителей о том, как формируется рыночный спрос, предложение фирмы и рыночное предложение, каковы цели государственного вмешательства в рыночную экономику (Казанский (Приволжский) федеральный университет);
  • формирование у студентов фундаментального понятийного аппарата и изучение важнейших теоретических проблем экономической науки и тенденций мировой и отечественной экономики (Кубанский государственный университет);
  • ознакомление студентов с основным, экономическими теориями и формирование общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ (Сибирский федеральный университет);
  • в результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть культурой экономического мышления, уметь применять полученные теоретические знания при осуществлении микро- и макроэкономического анализа экономических явлений и институтов, знать базовые экономические понятия, основы функционирования экономики, поведения экономических агентов на микро − и макроуровне (Томский государственный университет);
  • изучение дисциплины позволяет студентам получить глубокие представления о развитии экономической теории как науки, основах научного подхода к изучению хозяйственной деятельности, основных мировоззренческих и научных концепций развития экономической деятельности и применяемых для анализа экономической действительности методах и теоретических инструментах (Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина).

Задачи и структура учебных программ полностью соответствуют поставленным сугубо теоретическим целям, хотя в некоторых УП встречаются такие формулировки, как «применение теоретических знаний для решения конкретных задач и анализа экономической политики государства»6 и «…решение конкретных экономических проблем реальной экономики в профессиональной деятельности студентов»7.

Списки основной литературы, предлагаемые в рабочих программах данной дисциплины, также представляют собой классические издания по экономической теории, не адаптированные для журналистов. В их числе «Экономикс» К.Р. Макконелла и С.Л. Брю, «Экономика» Е.Ф. Борисова, «Экономическая теория» В.Г. Слагоды, «Курс экономической теории» под редакцией М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой, «Экономическая теория» А.Г. Войтова, «Экономика» под общей редакцией В.М. Пищулова, «Курс микроэкономики» Р.М. Нуреева и другие.

Таким образом, для решения задачи подготовки журналистов к работе с материалами финансово-экономической тематики с целью повышения финансовой грамотности населения дисциплина «Экономика», предлагаемая студентам-бакалаврам направления 42.03.02 «Журналистика», нуждается в дополнении практическим блоком, позволяющим сформировать у студентов и отработать применение полученных в ходе курса теоретических знаний в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность журналиста.

2. При помощи внедрения разрабатываемой в Федеральном сетевом методическом центре для повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов универсальной компетенции УК-15 (Способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности) группы компетенций «Экономическая культура» Собственного образовательного стандарта МГУ на основе ФГОС ВО 3++.

Это позволяет обеспечить студентам следующие результаты обучения:

  • понимание базовых принципов функционирования экономики;
  • понимание целей и механизмов основных видов государственной социально-экономической политики и ее влияние на индивида;
  • правильное использование финансовых инструментов для управления личными финансами (личным бюджетом);
  • применение методов личного экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей.

Однако результаты обучения наглядно иллюстрируют, что только появление дисциплины, обеспечивающей формирование УК-15 у студентов неэкономических специальностей в учебных планах журналистов, не позволит им эффективно решать задачи по повышению финансовой грамотности населения в СМИ, так как не обеспечит их навыками профессиональной работы с материалами финансово-экономической тематики. Таким образом, данная дисциплина может стать эффективным дополнением к курсу «Экономика» и дисциплинам профессионального блока журналистов-бакалавров, но не самостоятельным инструментом подготовки будущих журналистов к решению задачи повышения финансовой грамотности населения через СМИ.

3. Анализ программ дисциплин, формирующих у бакалавров дневного отделения направления 42.03.02 «Журналистика» навыки работы с финансово-экономической информацией, демонстрирует, что на сегодняшний день предметом, наиболее соответствующим целям подготовки журналистов к работе с материалами финансово-экономической тематики является «Деловая журналистика», на сегодняшний день представленная лишь в 29 вузах РФ.

Преимуществом дисциплины, с точки зрения ее применения для подготовки журналистов к профессиональной работе по повышению финансовой грамотности населения, является сочетание теоретической финансово-экономической составляющей и одновременная ориентация на практику − подготовка студентов к работе с материалами финансово-экономической тематики в профессиональном поле. Анализ тематической структуры дисциплин показывает, что, помимо экономической теории, в число «прикладных инструментальных» тем данных предметов входят: «Источники информации», «Формат, контент и жанры деловой журналистики», «Особенности, структура и техника подготовки аналитической статьи», «Использование макроэкономической и микроэкономической информации в работе журналиста», «Освещение рынков в СМИ», «Освещение в СМИ государственной экономической политики», «Методики работы в деловых СМИ», «Новостная журналистика», «Аналитическая журналистика», «Эксперты и аналитики», «Композиционные и языковые особенности финансово-экономических материалов», «Экономический анализ», «Составление и редактирование контента в деловых медиа», «Оболочка» контента», «Визуальное представление статистически данных», «Этические аспекты деятельности журналиста» и другие.

Анализ доступных рабочих программ показывает, что в качестве основной литературы для освоения данных дисциплин в российских вузах предлагаются как учебные пособия по общим технологиям журналистской работы и типологизации СМИ («Практическая журналистика» А.В. Колесниченко, «Типология периодической печати» (М.Е. Аникина, М.В. Шкондин и др.), так и специализированные издания, представленные в таблице 2.

Частотный анализ демонстрирует, что наиболее распространенными учебными пособиями являются: Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект-Пресс, 2003; Деловая журналистика / под ред. А.В.Вырковского. М.: МедиаМир, 2012; Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2001; Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика. СПб: Питер, 2009; Шкондин М.В. Типология периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2009, а также учебные пособия В.В. Ворошилова и А.И. Акопова8. При этом на сегодняшний день на российском рынке учебной литературы предлагаются лишь три специализированных издания по «Деловой журналистике»: Амиров В.М. Деловая журналистика. М.: Флинта, 2018; «Деловая журналистика»; Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика. СПб: Питер, 2009; Деловая журналистика / под ред. А.В. Вырковского. М.: МедиаМир, 2012.

Помимо этого существуют такие издания, как «Финансовая журналистика: деньги говорят», К.Б. Барановского, «Деловая пресса России» В.С. Кулева, которые частично охватывают тематический спектр дисциплины, но не могут использоваться в качестве самостоятельных учебных пособий.

Сравнение специализированной учебной литературы по «Деловой журналистике», представленной на сегодняшний день на российском образовательном рынке (см. табл. 2), демонстрирует, что наиболее полно целям подготовки студентов факультетов журналистики к работе с материалами финансово-экономической тематики, в том числе и с целью ведения дальнейшей работы по повышения финансовой грамотности населения, удовлетворяет учебник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова А.Афанасьевой, М. Блиновой, Д. Борисяк, В. Вайсберг, А. Вырковского, П. Силуяновой, М. Ховратович и А. Ходоровского под редакцией А. Вырковского.

Разработанные авторами структура и содержание учебного пособия, включающего главы «Система деловых СМИ», «Макроэкономика в СМИ», «Микроэкономика в СМИ», «Финансовые рынки в СМИ», «Индустрии в СМИ», «Сбор информации» и «Технологии работы над материалом», а также практикум, позволяют не только ликвидировать пробелы студентов в базовых знаниях экономики, благодаря подробнейшему освещению экономических процессов и явлений, с которым сталкиваются как представители профессионального сообщества в рамках своей работы, так и аудитория в своей повседневной финансово-хозяйственной деятельности, но и овладеть такими необходимыми навыками работы с тематическими материалами, как поиск, технологии получения, верификация, обработка и анализ специализированных данных, а также подбор темы − с точки зрения полезности для аудитории и ее подача.

Сравнивая соотношение тематического наполнения учебного издания с пунктами, требующими дополнительного внимания при подготовке журналистов к работе с материалами финансово-экономической тематики, обозначенными представителями экспертного сообщества, представленными в данной статье, и ошибками, допускаемыми журналистами при подготовке тематических материалов, выявленными автором статьи в ходе разработки специализированного классификатора (Вихрова, 2018), становится очевидно, что освоение студентами факультетов журналистики материалов и выполнение практических заданий, предложенных на страницах данного издания в рамках соответствующей учебной дисциплины, позволит если не исключить, то минимизировать допускаемые журналистами ошибки и повысить их квалификацию в вопросах работы с материалами финансово-экономической тематики. А следовательно, и сделать более эффективным выполнение функции повышения финансовой грамотности населения отечественными журналистами в рамках профессиональной деятельности и, как следствие, повысить общую эффективность средств массовой информации в решении задач, сформулированных в проекте Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ и Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017−2023 годы».

 

Таблица 2. Тематическая структура учебников «Деловая журналистика», представленных на российском рынке учебной литературы

«Деловая журналистика» Амиров В.М. Издательство «Флинта», 2018 г.

«Деловая журналистика» Мельник Г.С, Виноградова С.М. Издательство «Питер», 2009 г.

«Деловая журналистика» под редакцией Вырковского А.В. Издательство «МедиаМир», 2012 г.

Предисловие
Глава 1. Деловая пресса в исследованиях 
российских и зарубежных ученых
Глава 2. Этапы развития российских деловых СМИ
Глава 3. Функции деловой журналистики
Глава 4. Деловые СМИ: проблема классификации
Глава 5. Деловые СМИ России как система
Глава 6. Стандарты работы бизнес-СМИ
Глава 7. Особенности анализа и интерпретации 
информации в деловых интернет-СМИ
Глава 8. Источники информации для 
бизнес-журналиста
Глава 9. Информационные поводы для публикации 
в деловом СМИ
Глава 10. Практика получения и анализа 
перспективности информации в деловом СМИ
Глава 11. Язык и стиль деловой журналистики
Примерный перечень контрольных вопросов для 
подготовки к аттестации по дисциплине.
Темы курсовых работ
Методические рекомендации по изучению 
дисциплины
Список рекомендуемой литературы
Образцы публикаций ведущих уральских 
бизнес-журналистов

Раздел 1. Деловая пресса в системе средств массовой 
информации
Раздел 2. Деловые издания как сегмент информационного 
рынка
Раздел 3. Профессионально-творческая деятельность 
журналиста бизнес-издания
Заключение
Задания
Литература
Приложения

Введение

Глава 1. Система деловых СМИ

Для чего нужна деловая журналистика

Основы типологии

Деловые СМИ за рубежом. История и современность

История деловых массмедиа в России

Система отечественных бизнес-СМИ

Современная редакция. Структуры, задачи

Стандарты СМИ

Контрольные вопросы

Глава 2. Макроэкономика в СМИ

2.1. Основные показатели национальной экономики. Система статистики

2.2. Структура национальной экономики. ОКВЭД

2.3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс

2.4. Налоговая система

2.5. Центральный банк и его роль в экономике страны

2.6. Платежный баланс

Контрольные вопросы

Глава 3. Микроэкономика в СМИ

3.1. Юридические лица. Коммерческие и некоммерческие организации. Индивидуальные предприниматели

3.2.Базовые принципы бухгалтерского учета

3.3. Российские стандарты бухгалтерского учета. Основные принципы

3.4.Международные стандарты финансовой отчетности. Основные принципы

3.5. Основные аналитические показатели

Контрольные вопросы

Глава 4. Финансовые рынки в СМИ

4.1. Финансовые рынки. Рынок золота

4.2.Рынок денежных средств

4.3.Рынок банковских ссуд. Банковская система.

4.4.Валютный рынок

4.5. Рынок ценных бумаг

4.6. Рынок акций

4.7. Рынок долговых ценных бумаг

4.8.Рынок деревативов

4.9. Рынок институциональных и коллективных инвестиций

4.10. Основы инвестирования

Контрольные вопросы

Глава 5. Индустрии в СМИ

5.1. Основные информационные поводы

5.2.Нефтегазовая промышленность

5.3.Добывающие и обрабатывающие отрасли

5.4. Потребительские рынки

5.5. Финансовый сектор

5.6. Телекоммуникации

5.7. Транспорт

Контрольные вопросы

Глава 6. Сбор информации

6.1. Типология источников

6.2. Досье журналиста

6.3.Интернет для журналиста

6.4. Нормативно-правовые акты

6.5.Информация о юридических лицах

6.6. Система раскрытия корпоративной информации

6.7. Судебные иски

6.8.Электронные закупки и тендеры

6.9. Маркетинговые исследования

6.10. Информация о физических лицах

6.11. Аналитические обзоры

6.12 Работа с официальными запросами

6.13. Технология делового интервью

6.14. Правила работы с цитатами

6.15. Как можно «похоронить» хорошую информацию

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы над материалом

7.1. Термин в деловой журналистике

7.2. Самостоятельные анализ и экспертное мнение

7.3. Верификация информации. Отсылки

7.4. Поиск и подбор темы

7.5. Жанры деловой журналистики

7.6. Структура материалов в деловых СМИ

7.7. Деловой текст в газетах и информационных агентствах

7.8. Специфика деловых текстов в журналах

7.9. Композиция в деловых материалах

7.10. Инфографика

Работа со специальным программным обеспечением

Контрольные вопросы

Практикум

1. Как писать о макроэкономике

2. Как писать расследовательские материалы

3. Как писать об отчетности

4. Как писать о законодательстве

 

Заключение

Как справедливо отмечает И.Н. Демина (2011: 188), перечень дисциплин, формирующий «экономического журналиста», должен оставаться прерогативой университета. Однако присутствующие сегодня в обязательном блоке журналистов-бакалавров предметов «Экономика», а также «Экономика и менеджмент СМИ» для реализации функции повышения финансовой грамотности населения недостаточно. Каждая из этих дисциплин является своего рода справочно, и призвана в короткий срок вооружить будущих журналистов базовыми знаниями по экономике и основам организационно-экономической деятельности редакций. Их рабочая программа не предполагает формирования навыков профессиональной работы с финансово-экономическими материалами, фокусировки внимания студентов на вопросах распространения необходимых финансовых знаний среди населения, а также развития навыков адаптации и трансформации материалов в интересах аудитории. Однако для заполнения данного «пробела» в учебном плане общепрофессиональной дисциплины «Финансовая грамотность» для студентов неэкономических специальностей, которая на сегодняшний день разрабатывается в ФСМЦ9 и подразумевает освоение навыков управления личными финансами, будущим журналистам недостаточно. Помимо индивидуального финансового планирования, в их задачи входит распространение тематических знаний среди населения, что требует более глубокой − общепрофессиональной подготовки.

Результаты проведенных автором экспертных интервью с руководителями экономических блоков общественно-политических изданий и программ (в том числе и с углубленным деловым блоком), демонстрируют, что с работой с материалами финансово-экономической тематики большинство выпускников факультетов журналистики не справляется и, как следствие, и с функцией повышения финансовой грамотности населения − тоже. По этой причине кадровый запрос удовлетворяется за счет выпускников экономических, юридических и других факультетов.

Формулируя причины сложностей, с которыми сталкиваются выпускники факультетов журналистики при работе с материалами финансово-экономической тематики, эксперты упоминают отсутствие базовых экономических знаний, неумение объяснять экономические процессы, зависимости и показатели простым и понятным для аудитории языком, «оживлять цифры», а также работать с формализованными документами, анализировать информацию и расставлять информационные акценты таким образом, чтобы тематическая информация становилась интересной для неподготовленной аудитории.

Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что для выполнения функции повышения финансовой грамотности населения, которая на сегодняшний день является стратегическим направлением развития РФ, имеет смысл разработать и/или включить в учебный план бакалавров общепрофессиональную дисциплину, в ходе освоения которой журналисты получат не только базовые экономические знания, но и сфокусируются на решении задачи трансформации экономических данных в продукт, способный помочь населению сориентироваться в сложном мире финансово-экономических отношений. Анализ показал, что такой дисциплиной может стать «Деловая журналистика», базирующаяся на одноименном учебнике под редакцией А.В. Вырковского.

Модуль, предлагаемый студентам 3−4 курса факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, основанный на данном учебном пособии полностью удовлетворяет задачам подготовки выпускников факультетов журналистики к решению задач повышения финансовой грамотности населения РФ в рамках профессиональной деятельности и при необходимости легко трансформируется в общепрофессиональную дисциплину. Кроме того преимуществом внедрения данного предмета в учебные планы факультетов журналистики российских ВУЗов является отсутствие необходимости привлечения дополнительного финансирования и иных ресурсов для разработки и подготовки учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и его тестирования, а также наличие готовых, применяемых на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова образовательных технологий.

 



Примечания

  1. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» № P120338. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/om/fingram/about/targets/#ixzz4S36amlVv (дата обращения: 22.01.2018).
  2. Распоряжение правительства Российской Федерации «Об утверждении "Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017−2023 годы"» № 2039-р от 25 сентября 2017 г. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
  3. Приказ ФСФР России от 24.09.2009 № 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения». Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-fsfr-rossii-ot-24092009-n-09-237pz/ (дата обращения: 20.01.2018).
  4. «Направление деятельности, касающееся решения задачи по повышению охвата и качества финансового образования и информирования населения в области финансового образования, а также по обеспечению необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества».
  5. Здесь и далее приводятся выдержки из интервью автора с участниками экспертной группы. 2018. Февр.−Май.
  6. Рабочая программа дисциплины «Экономика» для направления 42.03.02 «Журналистика», 2017 год. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
  7. Рабочая программа дисциплины экономика для направления 42.03.02 «Журналистика», 2016 год. Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина.
  8. Каждое из изданий упоминается не менее 2 раз в списках основной и рекомендованной литературы рассматриваемых программ дисциплин.
  9. Федеральный сетевой методический центр повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов

 

Библиография

Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. 2010. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/о-современном-понимании-сми-и-журналистики

Вихрова О.Ю. СМИ как инструмент повышения финансовой грамотности взрослого населения РФ// МедиаАльманах. 2018 № 2. С. 57−67.

Демина И.Н. Экономическая журналистика: проблемы научного и кадрового обеспечения // Известия ИГЭА. 2011. № 3. C. 186−189.

Добрецова Н.Н. Освещение экономических тем в средствах массовой информации: учеб. пособие для вузов / под. ред. Н.Н. Добрецовой. Бишкек: Принтхаус, 2008.

Иваницкий В.Л. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика // Публикация в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ-АФ «СМИ в меняющейся России». 2006.

Иваницкий В.Л. Экономическая журналистика в XX1 веке: на пути к взаимопониманию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. C. 3−26.

Кирьянов С.Н. Медийный императив формирования финансового сознания и повышения финансовой грамотности // Вестн. ТвГУ. 2012. № 1. C. 169−176.

Мингинос В.П. (а) Степень разработанности научно-методической литературы по экономической журналистике // Мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований». 2014. НИЦ «Апробация». C. 36−38.

Мингинос В.П.(б) Экономическая журналистика России (в оценках публицистики и науки) // Изв. Южн. Федеральн. ун-та. 2014. № 3. С.191−199.