Languages

You are here

Отражение сирийского кризиса в новостном онлайн-потоке (синхронический аспект)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Ибрахим И.А. Отражение сирийского кризиса в новостном онлайн-потоке (синхронический аспект) // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2478
DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.14

 

© Ибрахим Иман Али
соискатель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов (г. Москва, Россия), gnt@mail.ru

 

Аннотация

Статья посвящена исследованию медиаобраза события кризисного характера в новостном онлайн-сообщении на примере ситуации в Сирии. Опираясь на исследования в области интернет-журналистики, автор уточняет принципы фактуализации и приходит к выводу о том, что отражение сирийского кризиса в новостном онлайн-потоке имеет характер оперативности, непрерывности; реализуется в форме заголовочных списков, а размытость и нечеткость информации нарушает фактуализацию и приводит к искажению медиаобраза события.

Ключевые слова: информационное сообщение, новостное сообщение, информационное поле, новостной онлайн-поток, фактуальность, медиаобраз.

 

Введение в проблему

Одной из новейших глобальных проблем становится сегодня влияние СМИ на реальность и восприятие действительности сквозь призму ее медиаобраза, порождаемого средствами массовой информации. Оперативнее всего обновление этого медиаобраза происходит на новостных лентах интернет-СМИ, которые, естественно, первыми реагируют на события в мире. По мнению А.Е. Курилова (2016: 70), «новости, как неотъемлемая часть медиасистемы, являются одним из ключевых аспектов журналистского творчества и важным элементом жизни социума». При этом важно учитывать, что не только различные новости сливаются в единый информационный поток, но и одно событие провоцирует обильные и подчас турбулентные вихри в информационном пространстве. А.Е. Курилов предлагает рассматривать каждый журналистский текст как часть целого, которая, появившись в новостном поле, дополняет и расширяет его. Особенно важным становится первичное информационное представление события на новостных лентах в первые несколько часов. Его общественная значимость способствует широкому освещению в информационном онлайн-пространстве, количество сообщений за короткий отрезок времени может превысить сотню, а то и две. Так, исследуемое событие оказалось представлено в «Яндекс.Новостях» за 18 часов 165-ю сообщениями из 45-ти источников. Однако содержательный уровень информационного среза не всегда является высококачественным, что имеет сложный причинный характер. «Интернет − особый медиаканал, отличающийся от традиционных медиа, поскольку он не только транслирует информацию, но и преобразует ее согласно своим законам» (Иванова, Клушина, 2018: 60). Компьютерно-сетевые возможности мгновенного распространения и тиражирования провоцируют небрежное отношение к формированию журналистского продукта на всех уровнях, от грамматики до дискурсного контекста.

Назрела необходимость рассмотреть конкретную ситуацию синхронного состояния информационного поля при первичном предъявлении события на новостных лентах онлайн-СМИ. Освещение кризисных событий на новостных лентах интернет-СМИ за рубежом требует особого внимания со стороны журналистов, так как размещаемая на них информация в виде коротких информационных сообщений или веб-новостей не всегда соответствует содержательным требованиям журналистики. Первичный медиаобраз события оказывается односторонним, стереотипичным, неполным, а следовательно, не может быть достоверным и не может способствовать формированию объективного имиджа тех стран, которые являются участниками кризисной ситуации. Особенно если речь идет о зарубежной стране.

 

Основное исследование

Для настоящего исследования должен быть использован метод традиционного контент-анализа, который является одним из наиболее распространенных в практике изучения содержания массовой коммуникации «как объективное, систематическое и количественное описание явного содержания коммуникации» (Berelson, 1952: 15). В рамках этого метода на базе знания о содержании журналистских текстов можно сделать вполне объективные выводы об их смысле.

Жанр новостного сообщения на веб-лентах онлайн-СМИ подвержен разновекторным воздействиям. С одной стороны, он все более унифицируется под влиянием технологических достижений, а с другой – продолжает оставаться журналистским жанром, который должен выполнять не только узко прагматические коммуникационные задачи, но и основные функции журналистики − предоставлять аудитории полноценный, целостный взгляд на событие. По мнению многих современных исследователей, журналистская деятельность все более в этом смысле сдвигается в сторону PR-специфики по части воздействующих интенций и стремления к манипулированию (С.В. Ионова и А.С. Матвеева (2013), Н.И. Клушина (2013), В.И. Коньков (2012)). Это отражается на объективности медиаобраза. Интересна позиция В.Б. Тырыгиной (2010) по поводу функционально-прагматической заданности, коммуникативно-прагматической целесообразности современного журналистского жанра. В то же время любопытна и идея В.И. Карасика (2002: 99) о том, что жанр в журналистике – это «идеализированная модель оцениваемых дискурсивных событий». Сочетание разных взглядов и рождает необходимость дальнейшего изучения репрезентации события в онлайн-новостях, в которых должны сочетаться и высокая степень достоверности и содержательности, и воздействующая эмоциональная составляющая.

У жанра новостного онлайн-сообщения, с одной стороны, имеются базовые классические признаки – отражение конкретного события или сведений, с ним взаимосвязанных: общественная значимость, объективность и т.д., то есть преобладание содержательной информации, которая может перейти в статус знания. Принятая модель оперативного информирования в новостном сообщении имеет четкую структуру: изложение информации о событии и подробности. Но в онлайн-формате эта структура получает определенные коннотативные обременения: элементы комментария, окрашенные личностным оценочным отношением, которое имплицитно воздействует на аудиторию и изменяет восприятие. Например, Е.А. Мельникова (2015: 106) определяет это как реактивные комментарии, инициированные журналистом, которые «косвенным образом актуализируют информацию о событии, делают читателя более осведомленным, даже если такого запроса с его стороны не было». Она разделяет реактивный комментарий на актуальный комментарий (цитирование мнений и впечатлений очевидцев, заявления официальных лиц), пред-комментарий (связывание основного события с предыдущим), пост-комментарий (информирование о возможных последствиях случившегося), считая, что таким образом журналист воздействует на читателя новости. Такое воздействие и становится инструментом скрытого манипулирования.

В формировании новостного пространства, которое отличается постоянной динамичной изменчивостью, участвуют прежде всего информационные агентства, хотя в Интернете каждое СМИ получает возможность развивать свои новостные ленты, а информационные агентства, в свою очередь, становятся полноценными СМИ. По мнению Е.Л. Вартановой, Вирена Г.В. и Т.И. Фроловой (2013), информационные агентства формируют повестку дня путем выделения наиболее значимых событий в новостном потоке и являются основным звеном любой национальной медиасистемы и индикатором ее состояния и общества в целом.

Именно в Интернете находит свое плодотворное развитие идея о медиапространстве, которая зарождается в западных исследованиях Н. Коулдри и А. Маккартни (2004), П. Адамса (2009), Дж. Фолкхаймера и А. Янссона и (2006), в трудах Е. Г. Ним (2014) и И.М. Дзялошинского (2015); в исследовании Е.Л. Вартановой (2015) медиасистема рассматривается как инструмент синергетической структуризации медиапространства. В аспекте развития медиапространства как синергетического взаимодействия информационных потоков, которые формируются на новостных онлайн-лентах интернет-СМИ, необходимо выяснить и критерии отбора событий для их информационной медиарепрезентации. Например, такой, казалось бы, неопровержимый параметр, как социальная значимость становится в современных условиях весьма неоднозначным, так же, как и достоверность и тем более объективность. В то же время доминирующее требование все ускоряющейся оперативности ведет к механистическому освещению и подмене качества информации количеством сообщений, появляющихся на новостных онлайн-лентах практически одновременно.

Специфика представления события в медийном интернет-пространстве связана с несколькими основными факторами. Первый – возросшее значение заголовков, чтением которых чаще всего довольствуется массовая аудитория. Поэтому и образ события конструируется, прежде всего, в виде заголовочных списков. Второй – это фактор оперативности, который, многократно усиливаясь в Интернете, благодаря технологическим возможностям Сети, определяет появление большого количества новостных сообщений за короткий период времени. Так, например, мы можем проанализировать освещение одного из событий кризисной ситуации в Сирии. За 10 часов на 148 онлайн-лентах появилось 194 сообщения по поводу ракетного удара ВВС Израиля по Сирии.

Третий – это фактор непрерывности информационного потока, при котором новостные сообщения следуют одно за другим, не только дополняя, но и часто противореча друг другу. При этом интересно, что, как, например, в случае и с анализируемым событием, пик частотности приходится на период от второго до шестого часа от момента события. То есть составить целостное представление о событии единовременно становится достаточно сложно. Сообщения появляются неравномерно и, с одной стороны, часто дублируют друг друга, а с другой – предоставляют нерелевантные уточнения.

Четвертый – фактор возможности критического осмысления, проистекающий из многочисленности источников, сосуществующих одновременно в информационном онлайн-пространстве. Однако в то же время изобилие новостных сообщений вовсе не способствует развитию любознательности аудитории и чаще всего в своем большинстве остаются невостребованными, а большая часть информационного поля в Интернете – неосвоенной. Так, анализ количества просмотров исследуемых новостных сообщений показал, что лишь у первых десяти источников это количество достаточно большое, а большинство из сообщений не набирает и сотни просмотров.

По мнению Е.А. Мельниковой (2014: 95), поток новостных сообщений отражает «результат особого рода интерпретации действительности – относительно объективную версию происходящих в мире событий». В таком случае необходимо более пристально рассмотреть вопрос информативности, которая подразумевает, прежде всего, подлинность и четкость. Другие ученые определяют эти параметры как достоверность и точность (Ильинова, 2010: 171), а зарубежные исследователи выделяют в качестве приоритетных фактуальность, беспристрастность и понятность (Hodkinson, 2013). В идеале современное новостное информационное сообщение должно быть максимально информативным. Фактуализация медиаобраза при этом реализуется с помощью ответов на 4 ключевых вопроса: «Что произошло?»; «Кто в этом участвовал?»; «Когда и где это произошло?», «Каким образом это происходит в информационном поле изучаемого события?».

На первый вопрос − «Что произошло?» − новостные сообщения предоставляют следующую информацию: «атака», «вражеская ракетная атака», «новый ракетный удар», «нанесен удар», «бомбили», «ночная бомбежка», «пожар», «землетрясение», «взрывы и пламя». Однако есть и такие высказывания, как «Израиль вновь ударил по Сирии», «Сирия вновь атакована», «Сирия снова под ударом», «Враги нанесли ракетные удары по нашим базам в Хаме и Халебе». В то же время есть и вопросные формы: «Кто нанес удар?». И даже такое суждение: «Сирия давно превратилась в территорию для выяснения отношений мировых держав». Наряду с однозначным высказыванием «ВВС Израиля нанесли авиаудар по иранским военным в Сирии, задев позиции 47-й дивизии Сирийской Армии» присутствуют и крайне обтекаемые и ничего не сообщающие по сути высказывания «атакованы с помощью вражеских ракет», «произошла атака», «возник пожар» без указания на конкретных действующих лиц, участников события и т.д. Такой разброс ответов на данный вопрос рождает неопределенность и неточность в интерпретации события. Единственной доминантой общего контекста всех сообщений является словосочетание «ракетный удар по Сирии», что, с одной стороны, не противоречит реальности, но с другой − вовсе не соответствует конкретным деталям события.

Еще более размытым становится ответ на вопрос о том, кто участвовал в событии. В данном случае есть две стороны события. С одной стороны, собирательный образ Сирии, по отношению к которой были предприняты определенные действия. Этот образ формируется из следующих номинаций: «позиции сирийской армии», «военные объекты в окрестностях сирийских городов», «военные базы», «Базы в Хаме и Халебе», «секретный объект в Сирии», «позиции армии в окрестностях Хамы и Алеппо», «города Хама и Алеппо», «склады оружия правительственных войск». В то же время среди называемых участников события в различных источниках фигурируют и США, и Израиль. Тем самым медиаобраз этого участника становится весьма неопределенным. Участник события с противоположной стороны вообще не назван конкретно, так как сирийские источники обобщают его в номинации «враги», а подавляющее большинство источников использует синтаксические конструкции страдательного залога, который не дает понимания о том, кто же является актором события: ср. «неизвестные», «неизвестная сторона», «Сирия атакована».

Такими же не до конца сформированными остаются и ответы на вопросы «где?» и «когда?». Понятно, что речь идет о Сирии, но конкретизация места ограничивается в целом такой информацией, как «Хама и Алеппо», «Халеба», «окрестности Хама и Алеппо». Это не дает ясного понимания фактологического компонента. Что касается времени, то наиболее частотными являются словосочетания «этой ночью» или «в ночь на 30 апреля», то есть точное время также не названо ни в одном из ста шестидесяти пяти сообщений.

Вопрос «каким образом?», ответ на который также может входить в фактологическую основу публикации, особенно актуален в том случае, когда речь идет об особых, крайне важных событиях. К таковым относятся, безусловно, и кризисные события, касающиеся сирийского конфликта. Освещение таких событий требует особенно тщательной вербальной реконструкции в интернет-пространстве. Особенно в ситуации первичного реагирования интернет-СМИ на такое событие. Однако в освещении исследуемого события большинство источников пользуются такими языковыми конструкциями, которые лишь затрудняют понимание: «подверглись новой агрессии», «позиции…подверглись ракетным ударам», «Сирийские военные объекты … атакованы с помощью ракет» и пр. Причем бόльшая часть из 165 сообщений фактически повторяет с незначительными отклонениями эти расплывчатые по сути формулировки.

Что касается стиля сообщений, то он отражает ключевой принцип журналистского текста, который заключается в сочетании стандарта и экспрессии. Клишированные конструкции страдательного залога («позиции атакованы») или безличные синтаксические конструкции («нанесен авиаудар») в информации одних источников сочетаются с такими образными единицами, как «огненный ад», «Сирия под ударом», «по Сирии ударили из-за угла», «Откуда прилетело теперь?» и т.д.

 

Выводы

При детальном рассмотрении новостного интернет-сообщения о кризисном событии в Сирии мы приходим к следующим выводам.

  • Отражение сирийского кризиса в новостном онлайн-потоке имеет характер оперативности, непрерывности и реализуется в форме заголовочных списков.
  • Информативность, как главный принцип формирования медиаобраза Сирии в новостном информационном поле, подразумевает подлинность и четкость номинализации.
  • Фактуальность в новостном онлайн-сообщении конструируется с помощью 4 ключевых вопросов, составляющих ядро новостного контента.
  • Новостное сообщение о событии в Сирии характеризуется размытостью и нечеткостью ответов на 4 ключевых вопроса, что нарушает фактуализацию сообщения и приводит к искажению медиаобраза события.

 

Библиография

Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. C. 6−30.

Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. М.: Аспект Пресс, 2015.

Иванова М.В., Клушина Н.И. Публицистика в истории русского литературного языка: от древнерусской словесности к интернет-коммуникации // Вестн. РУДН. Сер.: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16. № 1. С. 50−62. DOI: 10.22363/2313-2264-2018-16-1-50-62

Ильинова Е.Ю. Эколингвистический модус событийности в пространстве массмедийного дискурса // Вестн. Волгоградск. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2010. № 2 (12). С. 168−176.

Ионова С.В., Матвеева А.С. Специфика временных маркеров события в текстах PR-документа и журналистской публикации // Вестн. Волгоградск. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2013. № 2 (18). С. 34−40.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

Клушина Н.И. Трансформация стилистических и типологических характеристик российского медиадискурса новейшего времени // Экология языка и коммуникативная практика. 2013. № 1. С. 98−107.

Коньков В.И. От предложения к тексту, от высказывания к произведению // Лингвистика речи. Медиастилистика: коллект. Монография. М.: Флинта: Наука, 2012. С. 354−363.

Курилов А.Е. Периодические колебания новостного поля российских информационных агентств // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 67−80. doi: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).67-80

Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2015.

Мельникова Е.А. Специфика медиарепрезентации реальности в жанре новостной заметки // Вестн. Волгоградск. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2015. № 4 (28). С. 103−108. DOI: 10.15688/jvolsu2.2015.4.12

Мельникова Е.А. Точность и достоверность как критерии информативности текста новостного сообщения // Вестн. Волгоградск. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2014. № 5 (24). С. 94−100. DOI: 10.15688/jvolsu2.2014.5.12

Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований // Форум конференций «Медиаобразование». М., 2014. Режим доступа: http://mim.org.ru/publikatsii/178-mediaprostranstvo-osnovnye-napravleniya-issledovanij (дата обращения: 14.11.2018).

Тырыгина В.А. Жанровая стратификация масс-медийного дискурса. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

 

Adams P.C. (2009) Geographies of Media and Communication: A Critical Introduction. London: Wiley-Blackwell.

Berelson В. (1952) Content Analysis in Communication Research.Glencoe, IL:Free Press.

Couldry N., McCarthy A. (eds.) (2004) Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age. London ; New York : Routledge.

Falkheimer J., Jansson A. (eds.) (2006) Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies. Goteborg : Nordicom.

Hodkinson P. (2013) Media, Culture and Society: an Introduction. L.: SAGE Publications.