Languages

You are here

Индикаторы оценки деятельности информационных агентств: классика и современность

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Полынов В.А. Индикаторы оценки деятельности информационных агентств: классика и современность // Медиаскоп. 2018. Вып.3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2474

 

© Полынов Василий Александрович
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, директор по коммуникациям компании True Flip (г. Москва, Россия), vpolynov@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассматривается опыт функционирования российских национальных информационных агентств в условиях развития цифровых технологий. Принципы, стратегии и тактики сетевых технологий в информагентствах отмечены значительным разнообразием, что нашло отражение в индикаторах оценки их деятельности, а именно в рейтингах цитируемости среди различных групп потребителей. Российские национальные агентства, конкурируя между собой, придерживаются различных траекторий освоения потенциала конвергенции, и это позволяет им быть успешными на медиарынке.

Ключевые слова: конвергенция, информационные агентства, траектории и уровни конвергенции, рейтинги цитируемости.

 

Постиндустриальная эпоха, сущность, проявления и последствия которой описаны в ставших классическими трудах (Кастельс, 2000; Маклюэн, 2011; Тоффлер, 2010; Уэбстер, 2004), во многом детерминирована новыми информационно-коммуникационными технологиями – это обстоятельство, нередко подвергаемое критике противниками технократических подходов, вместе с тем признается как данность последних десятилетий во всем мире. Технологии, в свою очередь, привели в действие конвергентные процессы, в основе которых лежит координация и взаимодействие, сближение и слияние различных прежде структур, процессов, продуктов. Сфера коммуникаций с самого начала новой эры находилась в авангарде конвергенции. Медиаконвергенция, ее этапы, типы и способы, обусловленные ею тренды и прогнозы, воздействие на медиапотребление и монетизацию продуктов СМИ, стремительно меняющиеся конфигурации рынка и поведение аудитории и, как следствие, революционная динамика профессиональной деятельности в производстве контента – одна из самых активно обсуждаемых тем и в научной среде, и среди профессионалов медиаиндустрии (Балмаева, Лукина (ред.), 2016; Баранова, 2017; Вартанова, 2015; Лукина (ред.), 2013; Мартынов, Оськин, 2016; Сергеева, Терещенко (ред.), 2016; Сотникова, 2014; Уланова, 2014; Шестеркина (ред.), 2016). Участники дискуссий рассматривают конвергенцию как бизнес-стратегию, тактику межвидового партнерства, «переупаковку» продукции, цифровой вид передачи информации, а также конвергенцию услуг, рынков, регулирования, медиаплатформ, жанров и форм (Качкаева (ред.), 2010).

 

Информационные агентства в новых технологических условиях

В указанном тематическом изобилии особое место принадлежит изучению функционирования в новых условиях традиционных медиаплатформ – печатным СМИ, радио и телевидению. Информационные агентства, играющие ключевую роль в современных медиасистемах (им принадлежит роль сектора производства содержания, основная функция которого состоит в формировании национальной повестки дня), становятся объектом исследований гораздо реже. По-видимому, здесь имеет место инерция, обусловленная функционированием агентств в доцифровую эпоху – тогда они были «СМИ для СМИ», выполняя чрезвычайно значимую, но все же в большей степени инфраструктурную роль, скрытую для непосредственного наблюдения и анализа. «Это СМИ в том смысле, что они доставляют содержание в целом, но не имеют своей аудитории. Они похожи на средства коммуникации, которые доставляют содержание для медиа, которые уже затем используют это содержание, чтобы стать массмедиа и достичь аудитории», – еще сравнительно недавно констатировала известный исследователь информационных агентств Т. Рантанен (2004: 71). Следствием этой «загадочности» для массовой аудитории стало небольшое количество исследований деятельности информагентств; их авторами, как правило, были непосредственные функционеры агентств (Вирен, 2011; Вирен, Фролова, 2015; Пальгунов, 1967; Погорелый, 2000; Погорелый (ред.), 2011).

К настоящему моменту условия и содержание деятельности агентств коренным образом изменились. Сегодня агентства имеют свою аудиторию. Детально изучив производство новостей в российских информагентствах и углубившись в историю их взаимосвязей с государственными структурами, Т. Рантанен (2004: 87) указывает: «Несмотря на их размеры, информационные агентства в Российской империи и в Советском Союзе никогда не могли конкурировать с западными агентствами», – вопреки их формальной принадлежности к «большой пятерке» мировых информационных служб. Проблема в том, считает Т. Рантанен, что в их повестке национальные интересы всегда преобладали над глобальными, а это противоречит профессиональным принципам точности и объективности. В 1990-е гг. государственные агентства переживают кризис (недостаток финансирования, утрата монополии, конкуренция со стороны частных агентств, выход на российский рынок западных агентств и пр.). Агентства постепенно/последовательно освоили стандарты создания новостей, однако традиции преодолеваются ими с трудом. Судьба агентств, по мнению автора, зависела от того, сумеют ли они преодолеть противоречие между «национальным и глобальным». По прошествии десятилетия исследователи установили, что такое противоречие было преодолено. Решающую роль в этом, несомненно, сыграл технологический фактор: новые ИКТ позволили агентствам напрямую выйти к широкой аудитории, компетенции которой в силу распространения тех же технологий уже позволяли ей выбирать и сравнивать. В одной из последних научных работ об агентствах говорится о том, что имеющиеся определения (В.В. Ворошилова, Л.М. Земляновой, Е.П. Прохорова, В.И. Сапунова и др.) устарели и нуждаются в переосмыслении (Вирен, Фролова, 2015: 20).

На протяжении всей своей долгой истории информационные службы всегда находились в авангарде освоения передовых технологий: телеграф, телефон, телетайп, телекс – эти новшества в свое время первыми использовали информационные агентства. На новом витке развития коммуникаций информационные агентства вновь лидируют. В ситуации перехода к конвергенции и мультимедиатизации они «находятся в более выигрышной ситуации, сменив свою традиционную роль поставщика исключительно сырья на многоформатное и многоплатформенное продюсирование информации» (Филимонов, 2010: 67). Причины в том, что скорость всегда была основным качеством информационного агентства еще до появления Интернета, а также потому, что агентства не обременены техноструктурой традиционных СМИ (типографиями, телевизионными вышками и пр.), поэтому пространство для эксперимента у них выше благодаря мобильности. Мультиадресность как главный принцип функционирования агентств (Вартанова, Вирен, Фролова, 2013) ставит их в особое, уникальное положение. Выход в сетевое пространство, прямой доступ к широкой аудитории, возможность организации диалога и практического взаимодействия с гражданским сектором еще более укрепили положение агентств в качестве флагмана медиапространства. Эти факторы означают, что мультимедийным практикам информационных агентств (национальным − в силу их статуса, положения на рынке и объема ресурсов, в особенности) следует уделить особое внимание.

В то же время, оценивая новые условия деятельности агентств, исследователи отмечают их неоднозначность. Так, зарубежные исследователи полагают, что «конвергентные компании являются основной угрозой для бизнеса, закрытого для инновационных процессов» (Sanchez-Tabernero, 2004: 22); при этом конкуренция стала значительно серьезнее, а контент-продюсеры утрачивают мотивацию. Это делает «периоды доминации отдельных игроков короче» (Sanchez-Tabernero, 2004: 25). Другими словами, конвергенция приносит медиакомпаниям не только позитивные перемены. На всех направлениях – в продуктах, процессах, бизнес-модели – процессу внедрения инноваций сопутствуют специфические трудности (Gershon, 2009: 300). Национальные информагентства, при всей их мобильности и открытости для инноваций, с учетом запаса прочности – не исключение: «Самые успешные компании отстают в развитии, не желая менять процессы, которые уже приносят гарантированный доход. В итоге они проигрывают небольшим нишевым игрокам, которые могут предложить отдельным аудиториям более приемлемый по цене и качеству информационный продукт за счет большей гибкости в части использования инновационных инструментов и бизнес-моделей» (Gershon, 2009: 311).

Одна из основных проблем в менеджменте инновационных медиапроектов – потеря мотивации штата по мере роста бизнеса и команды, а также «размывания» первоначальных целей и миссии. Новые технологии можно использовать по-разному: одни повышают качество продукта и реализуют творческий потенциал продюсера контента, другие направлены, в первую очередь, на рост бизнес-показателей и оптимизацию издержек. Во многом хаотичное развитие отечественных медиакомпаний привело к отсутствию примеров идеального баланса в распределении ресурсов бизнеса между качественным органичным ростом (интерес коллектива редакции и аудитории) и использованием технологических средств для привлечения аудитории («траффик») с целью обеспечения более интересных условий для рекламодателей. Демотивация, профессиональное выгорание, неправильный менеджмент, госрегулирование, нарушение этических норм и вмешательство в редакционную политику со стороны менеджмента и собственников – проблемы в мире конвергентных медиа остаются теми же, что и в традиционных СМИ.

Технологии открыли каждому пользователю доступ к драматически большому объему информации. Это стало причиной информационной «избалованности», которая приводит к потере крупными медиакомпаниями части аудитории – происходит фрагментация медиарынка за счет появления мелких игроков, обслуживающих нишевые и специфические информационные запросы аудитории. Чтобы существующий бизнес крупных национальных компаний мог расти или сохранять свою авторитетность в этих условиях, необходимо развивать ресурсы по производству более разнообразного контента – тематически и количественно. Иначе они проиграют конкуренцию с инновационными узкопрофильными площадками.

Немало и других, более частных проблем в реализации инновационных подходов информагентствами. Например, Г. Вирен и Т. Фролова (2015) останавливаются на таком существенном факторе, как широкое вовлечение в производство контента гражданских журналистов, обусловленное распространением новых технологий. То, что для газет, журналов и новых электронных медиа оценивается в большей степени как благо, для информагентств нуждается в ряде значимых ограничений. Основные принципы деятельности агентств – объективность, точность, оперативность, полнота. Ни одному из этих принципов не могут в полной мере соответствовать блогеры: «В Сети каждый выражает свое мнение, и только свое, т.е. делает именно то, что запрещено журналистам информагентств»; «Высказывания и оценки блогеров <…> всегда субъективны, и в этом их принципиальное, непреодолимое различие с новостями информационных агентств»; «Блогер не может проверить точность информации или узнать детали события; его осведомленность нельзя сравнивать с информационными возможностями десятков корреспондентов агентства»; «По сути, блогер может конкурировать с агентствами только в оперативности» (Вирен, Фролова, 2015: 156–157). Немаловажны и другие ограничения: особые (и различные) бизнес-модели агентств не позволяют им размещать в свободном интернет-пространстве всю имеющуюся у них информацию, как бы они ни стремились к «захвату» аудитории. Доступность продуктов информагентств привела к повсеместному распространению копипаста, к засорению информационных каналов, к неконтролируемому размножению «мусоросборников» в интернет-среде. Заимствованный контент серьезно подрывает экономические основы деятельности традиционных агентств (Вартанова (ред.), 2015: 218–219). Вместе с позитивными переменами новая медиасреда представляет для них и немалые риски.

 

Национальные агентства в сетевом пространстве: текущее десятилетие

И все же благодаря тому, что ведущие информационные агентства в свое время верно оценили перспективы конвергенции, сегодня сайты информагентств являются самыми популярными новостными ресурсами в Сети. Однако принципы, стратегии, конкретные практики конвергенции в информагентствах, которых сегодня в России насчитывается несколько сотен, отмечены значительным разнообразием. Одни из них ориентированы на полномасштабный диалог с аудиторией и рассчитаны на организационные эффекты в виде изменения социальных практик (что совершенно исключалось в доцифровую эпоху), другие ограничиваются расширением форм информационного взаимодействия и представляют потенциальным подписчикам более широкий спектр услуг, не ограничиваясь в то же время только ими.

Показательна в этом отношении практика ведущих общероссийских (национальных) агентств – так называемой «большой тройки». Имея различную по протяженности историю, традиции, опыт, представляя разные журналистские культуры, совокупно они занимают центральное место на отечественном медиарынке и являются наиболее цитируемыми источниками информации о России на рынке мировом. Лидируя в освоении технологий, информагентства, в силу их типологических особенностей, находятся в непростой ситуации взаимодействия с широкой аудиторией, ограничивающей их исходный информационный потенциал. Эти обстоятельства заставляют их пребывать в постоянном поиске баланса и приемлемых технологических решений.

МИА «Россия сегодня» (АПН, преемником которого является агентство, создано в 1961 г.; несколько раз меняло название; до 2014 г. – «РИА Новости»), безусловно, играет лидирующую роль на всем протяжении своего сетевого функционирования. В период 2004–2013 гг. в состав РИА входило более 40 интернет-ресурсов на 22 языках, шесть информационных агентств. Совокупная аудитория всех интернет-ресурсов «РИА Новости» превышала 20 млн посетителей, аудитория в социальных сетях и сервисах – 6 млн подписчиков. В агентстве впервые в отечественной практике были созданы студия инфографики и редакция видеоинформации. В рамках новой стратегии агентство сфокусировалось на мультимедийных форматах: фотоленты и видеосюжеты, инфографика, видеопанорамы, интерактивные видео, прямые трансляции и др.1

Группой «РИА Новости» были запущены просветительские проекты: «ЛектоРИА», «РИА Арт», «Научный понедельник», «Открытый показ» и другие; социальные интернет-проекты «Социальный навигатор», «Диагноз, которого нет», «Жизнь без преград», «Дети в беде», «Жизнь без наркотиков» и др. (Фролова, 2014). Одно только перечисление проектов показывает, насколько расширилась тематическая база агентства с выходом в Сеть. Многие из этих мультимедийных проектов сохранились и в процессе ребрединга, проведенного в 2013–2014 гг.; сайт регулярно пополняется новыми проектами.

Сегодня контент и способы его организации на сайте агентства ориентированы на самую широкую аудиторию. Так, главная страница представляет собой хронику текущих новостей с высокой оперативностью обновления, рубрику «Читаемое» с фильтрами для удобной навигации, рубрику «Рекомендуем» от редакции, а также «Картину дня», анонсирующую основные материалы самой разнообразной тематики. Здесь же, на главной странице, представлены авторы блогов-комментариев, выступающие по наиболее злободневным проблемам текущего момента – на внутренних страницах доступен архив блогов, сопровождающихся обширными откликами аудитории. Заметное место отводится интерактивным инструментам: опросам, тестам, отсылкам к соцсетям, где также развернуты дискуссии.

Формы, в которых информация доставляется аудитории, также весьма разнообразны: здесь представлены короткие текстовые сообщения; развернутые текстовые формы, сопровождающиеся фотоматериалом; мультимедийный контент; видео- и фотогалереи (для удобства навигации выделены в отдельные блоки), инфографика (аккумулирует преимущественно социальный медиаконтент, востребованный широкой аудиторией), карикатуры, интерактивные сервисы. Кроме того МИА «Россия сегодня» предлагает новостной и развлекательный контент в мультимедийном формате, адаптированный для трансляции на инфоэкранах: это оперативное освещение событий (новости политики, экономики, спорта, культуры, справочная информация, информеры); 14 постоянных тематических рубрик; обновление информации в режиме онлайн. Мультимедийная информация МИА «Россия сегодня» присутствует более чем на 10 тыс. экранов, установленных в бизнес-центрах, аэропортах, на вокзалах и в гипермаркетах. В свое время агентство в числе первых СМИ обратилось к производству и распространению мобильного контента, который успешно развивается и сегодня.

Главная страница анонсирует фирменный продукт агентства – спецпроекты. Среди них популярные «Социальный навигатор», «Навигатор абитуриента», «Экология мегаполиса», новые проекты «Великая русская революция», «Медиавойны». Обратим внимание: спецпроекты – совершенно особый мультимедийный проект. Ориентируясь на внимание самой широкой аудитории, агентство предлагает очень современный, предельно визуализированный, но при этом содержательно насыщенный формат, аккумулирующий информацию из различных источников и определенно рассчитанный на живой отклик этой аудитории, ее вовлечение в активное потребление.

Оценивая возможности и перспективы конвергенции, следует отметить, что глобальный тренд проявляется в агентствах на разных уровнях: это, с одной стороны, использование новых технологий и средств мультимедиа – отличное от прежних традиционных технологий – непосредственно на сайте и в подписных пакетах; с другой стороны – внешнее расширение и использование контента на других медиаплощадках, осуществление рециклинга (Вартанова, 2013: 38). МИА «Россия сегодня» – медиахолдинг, следовательно, в нем есть многомерные возможности использования конвергенции. Так, в структуре холдинга имеется самостоятельное направление – аудиовизуальная служба Sputnik. Сайты Sputnik предоставляют читателю разнообразный контент: инфографику, видео, фоторепортажи, онлайн-эфиры, интернет-голосования. Помимо оперативных новостей Sputnik также публикует аналитические материалы и эксклюзивные интервью. Russia Today (RT) – новостной телеканал, вещающий из Москвы более чем в ста странах мира на русском, английском, арабском и испанском языках.

Коммуникационные традиции агентства, заложенные в период активного развития спецпроектов и открытых дискуссионных площадок, продолжают развиваться. Зиновьевский клуб МИА «Россия сегодня» – экспертная исследовательская площадка, учрежденная Международным информационным агентством «Россия сегодня» совместно с Биографическим институтом Александра Зиновьева.

Кроме того МИА «Россия сегодня» предлагает новостной и развлекательный контент в мультимедийном формате, адаптированный для трансляции на инфоэкранах: это оперативное освещение событий (новости политики, экономики, спорта, культуры, справочная информация, информеры); 14 постоянных тематических рубрик; обновление информации в режиме онлайн. Мультимедийная информация МИА «Россия сегодня» присутствует более чем на 10 тыс. экранов, установленных в бизнес-центрах, аэропортах, на вокзалах и в гипермаркетах. В свое время агентство в числе первых СМИ обратилось к производству и распространению мобильного контента, который успешно развивается и сегодня.

Новости агентства «РИА Новости» (в составе МИА «Россия сегодня») легли в основу более 9 млн постов пользователей Рунета согласно данным рейтинга, подготовленного компанией «Медиалогия» за 2016 г. По сравнению с 2015 г. популярность «РИА Новости» в соцсетях возросла на 27% (рейтинг построен по количеству ссылок на сообщения СМИ, размещенных пользователями в своих учетных записях в соцмедиа).

Краткий обзор продуктов и форматов МИА «Россия сегодня» показывает, что агентство максимально воспользовалось ресурсами конвергенции. В содержательном отношении МИА отличается предельной проблемно-тематической широтой и всеохватностью, в технологическом – современностью и многоформатностью подходов, в коммуникационном – максимальной близостью аудитории. Если сравнивать сайт агентства (и еще шире − подразделения медиахолдинга) с другими медиаформатами, то напрашивается образ цветного иллюстрированного журнала. Такое сравнение представляется уместным в контексте анализа конвергентных стратегий.

Другой пример – сайт агентства «Интерфакс» (точнее, несколько смежных сайтов – новостная площадка и специализированные сайты). Группа «Интерфакс» ведет свою историю с 1989 г.: тогда группа журналистов создала информагентство, которое стало первым негосударственным каналом оперативной политической и экономической информации об СССР. За два десятилетия пройден путь от первого в Советском Союзе независимого агентства новостей, установившего принципиально новые стандарты информационной журналистики, до крупнейшей на территории СНГ диверсифицированной информационной группы. Сетевые стратегии агентства представляют собой иную, отличную от МИА траекторию.

Характерная для сайтов «Интерфакса» внешняя сдержанность отнюдь не означает, что агентство отстает в конвергентных стратегиях. Профессиональное лицо «Интерфакса» – это глубокое знание источников информации, уникальный опыт в методологии ее сбора, обработки и доставки. В 1990-х гг. агентство первым создало онлайновые сервисы для финансового рынка и ТЭК, учредило национальное рейтинговое агентство. Сегодня основа «Интерфакса» – это высокотехнологичные информационно-аналитические продукты для принятия решений в политике и бизнесе: СПАРК, СПАРК-Маркетинг, СКАН, ЭФИР.

Продукты «Интерфакса» – сплав качественного контента с современными IT-решениями. Ежегодно база продуктов и проектов агентства пополняется новыми стартапами (в их числе – проект «Национальный рейтинг вузов» с собственным смежным сайтом). Разработка платформ для доставки информации, поисковые базы данных, инструменты для анализа и представления информации, интеграционные решения – все это свидетельства технологического прогресса агентства, используемого в создании контента и его дистрибуции. Сервисы «Интерфакса» создают новое качество информации, объединяя эксклюзивные новости, официальные данные, публикации тысяч СМИ, уникальные IT-решения, глубокое понимания потребностей клиентов. «Интерфакс» – это крупная IT-компания с несколькими центрами программных разработок. На сайте представлена также мобильная версия новостей. В содержательном отношении независимость, объективность, точность, полнота и оперативность были и остаются главными приоритетами «Интерфакса».

Визуальная интернет-политика «Интерфакса» намного спокойнее, чем деятельность его постоянного конкурента − МИА «Россия сегодня»; она базируется на принципах так называемого плоского дизайна (flat-design) – популярного стиля, лидирующего в оформлении современных сайтов и интерфейсов, отличительной чертой которого является простота, утонченность и минимализм (двухмерные изображения, простота контуров, четкость шрифтов, игра цвета), которые позволяют сосредоточиться на восприятии содержания. В этом качестве сайт «Интерфакса» больше похож на новостную газету: здесь также есть рубрики, расширенные новости, интервью, комментарии, отчеты о пресс-конференциях – т.е. в жанровом отношении сайт шире, чем традиционные информационные продукты агентств. Тематические рубрики и жанровые разделы «Интерфакса» сопоставимы с аналогичным контентом других агентств: «Новости дня», «В России», «В мире», «Экономика», «Спорт», «Культура»; хроника, сюжеты, «самое читаемое», пресс-релизы, интервью, фотогалереи, однако очевидны и особенности. Лидируют новости экономического содержания, заметно сдержаннее фоторяд (далеко не каждая публикация сопровождается фотографией), скромнее «обвес». Видео- и аудиокомпоненты сведены к минимуму. Нет авторских программ, блогов. Интерактивные и развлекательные сервисы отсутствуют (любопытно в данном случае сравнение со специализированной деловой интернет-службой РБК: общий профиль не означает общности сетевых стратегий) (Полынов, 2017).

«Интерфакс» воспользовался новыми технологическими возможностями, однако доминантой его контента все же остаются новости. И на сайте он стремится оставаться информационным агентством. Обозначая свою целевую аудиторию, «Интерфакс» заявляет: «Мы создаем профессиональные продукты для СМИ, госорганов, политиков; с помощью современных IT-решений помогаем бизнесу работать на финансовом и товарном рынках, управлять рисками, вести внешние коммуникации»2. Другими словами, агентство стремится использовать цифровые технологии не для того, чтобы предельно расширять свою аудиторию, а для того, чтобы таргетированная аудитория получала максимально современный и удобный в использовании продукт. 

Сдержанность сайта «Интерфакса» – свидетельство его особой политики в сетевом пространстве, которая определяется миссией и концепцией агентства. Прежде всего это продукты, позволяющие принимать оперативные решения в бизнесе и политике. Судя по содержанию, агентство – наиболее «деловая» из всех общероссийских информационных служб. Именно поэтому его IT-стратегии развернуты в сторону деловых коммуникаций; сфера их реализации – высокотехнологичные проекты непосредственно для подписчиков, но не для широкого потребления. Немаловажно и следующее соображение. На пути экспансии в информационное пространство информагентства встречают серьезное препятствие. Свое главное богатство, информацию, агентства продают: такова их бизнес-модель, такова финансовая основа их деятельности; «поместив всю или даже основную часть этой информации в открытом доступе, агентства лишится главного и, по сути, единственного источника существования. Поэтому пока информагентства помещают на своих сайтах не всю свою информацию и, как правило, в сокращении» (Вирен, Фролова, 2015: 167–168). «Интерфакс» – частная организация, финансовой поддержки от государства не имеет, поэтому дилемма между стремлением к экспансии и необходимостью скрывать часть информации (следовательно, и с осторожностью прибегать к потенциалу мультимедийности) для этой службы особенно остра.

Вместе с тем ресурсы конвергенции активно используются агентством. Так, в частности, один из новых проектов «Интерфакса» – радиопрограмма «СКАНер», которая основывается на рейтинге упоминаемости в средствах массовой информации (СМИ) персон и компаний, составленном с использованием базы данных текстовой информации СКАН (Система комплексного анализа новостей). Программа производит контент широкого тематического профиля совместно с радио «Эхо Москвы» и адресована отличной от сайта агентства аудитории. Показательно, что этот продукт выведен за пределы главной площадки агентства, его база – сайт «Эха». В обсуждении в эфире журналистом О. Бычковой и руководителем интернет-проектов агентства Ю. Погорелым вместе с приглашенными гостями принимают участие персоны публичного пространства. Например, фигурантами первой программы СКАНер стали президент Белоруссии Александр Лукашенко и бывший мэр Москвы Юрий Лужков, строитель финансовых пирамид Сергей Мавроди и глава Apple Стив Джобс.

Расширение информационного поля (а именно это является целью всех конвергентных стратегий) в данном случае осуществляется по пути выхода за пределы традиционной тематики, преодоления монологических практик информагентств, расширением жанровых технологий. Тем самым аудитория и «Интерфакса», и «Эха» увеличивается за счет общего использования возможностей двух информационных служб: социально активная аудитория радиостанции получает доступ к эксклюзивным источникам агентства, связи с которыми наработаны в процессе длительного функционирования «Интерфакса» как сугубо новостной службы. Являясь по преимуществу «журналистикой для бизнеса», агентство практикует и подходы, характерные для «журналистики влияния» (Дзялошинский, 2015): ресурсы конвергенции, как видим, дают для этого дополнительные возможности.

ТАСС позднее конкурентов вступил на путь конвергенции, однако, успешно преодолев отставание, заметно преуспел в развитии новой концепции и сегодня обходит членов «большой тройки» в рейтингах. Сайт агентства является одним из наиболее высокотехнологичных ресурсов в своем сегменте.

Старейшему российскому агентству более 110 лет. «С нами новости становятся событиями, а события – историей»3, – убеждены сотрудники этой информационной службы, имея для этого немалые основания: информационные продукты ТАСС получают более 5 тыс. корпоративных подписчиков в России и за рубежом, в том числе более 1 тыс. СМИ, 200 диппредставительств, более 250 финансовых компаний и банков, более 2 тыс. промышленных предприятий, научных и учебных заведений, библиотек. Информация ТАСС передается в Администрацию Президента, Правительство, Федеральное Собрание, Совет Безопасности, администрации и правительства субъектов РФ, федеральные и региональные министерства и ведомства. ТАСС обладает корреспондентской сетью, не имеющей аналогов среди российских информагентств. 68 зарубежных представительств в 63 странах мира и 70 региональных центров и корпунктов в России позволяют агентству оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Более 1 500 тассовцев в режиме реального времени создают объективную и целостную картину событий, происходящих на планете. Сегодня ТАСС выпускает более 100 информационных продуктов о политической, экономической, общественной, культурной и спортивной жизни страны и мира на русском и английском языках. Ежесуточный объем информации, передаваемой агентством, составляет 300 полноформатных газетных полос.

Ценности старейшего российского информагентства – энтузиазм, профессионализм, саморазвитие. Бренд ТАСС – это предельно полная, точная, всесторонняя и достоверная картина текущих событий, обеспечиваемая близостью к источникам информации и объективированная в современных мультимедийных форматах. Фотохроника ТАСС – старейшее в России и странах СНГ агентство, специализирующееся на выпуске фотоновостей. Крупнейший в стране фотоархив содержит несколько миллионов фотографий и негативов. Ежегодно он пополняется сотнями тысяч цифровых фото. «ТАСС-Аудио» – новый проект агентства, который охватывает основные новостные темы, представленные в аудиоформате. Основной потребитель «ТАСС-Аудио» – редакции радиостанций. Международный мультимедийный пресс-центр ТАСС – современная коммуникационная площадка, оснащенная современным оборудованием для проведения видеотрансляций и организации телемостов с различными городами России и мира. В настоящий момент ТАСС занят оцифровкой своего богатейшего архива и намерен сделать его часть открытой для широкого доступа через сайт агентства.

Как показывает краткий обзор, ТАСС продвигает свои продукты, активно используя ресурсы конвергенции на всех уровнях – на внутреннем, на сайте (мультимедийность, фото- и видеоматериалы, современная инфографика, персональные настройки и фильтры), на внешнем – рециклинг новостей в различных тассовских проектах. Если оценивать функционирование ТАСС с позиций конвергентности и сравнивать с основными конкурентами, то следует оценить его стратегию как наиболее сбалансированную. Судя по содержанию, формам, характеру иллюстрирования, интерактивным сервисам, способам дистрибуции, агентство в меньшей степени ориентировано на «среднего» потребителя и широкую аудиторию, чем МИА, но обращено к большему числу активных потребительских групп, нежели «Интерфакс». Визуально оТАСС ярче, интерактивнее – здесь сказываются богатые традиции Фотохроники ТАСС.

 

Цифровые стратегии информагентств: оценка эффективности

Подведем итоги проведенного в 2014–2017 гг. обзора деятельности агентств. Ранее информационные агентства не имели прямого выхода на аудиторию, что определяло их особый статус среди других СМИ. Однако по мере перемещения центра активности информационных агентств в сетевое пространство ситуация изменилась. Помимо традиционных методов упаковки и распространения информационных продуктов – рассылки лент, пакетов и пр. по подписке, проведения пресс-конференций – информация, которой владеют агентства, стала концентрироваться на их сайтах. Сегодня сайты информагентств являются самыми популярными новостными ресурсами в Сети. Выход в Интернет стал насущной необходимостью для всех без исключения информационных агентств. Это привнесло существенные изменения как в методы их деятельности, так и в характер продуктов. Другими стали и взаимоотношения с аудиторией, значительно расширившись за счет форм, которые раньше были свойственны исключительно печатным и традиционным электронным СМИ. Практики конвергенции развиваются на двух основных уровнях – в мультимедийных форматах на сайтах агентств и в рециклинге новостного контента на других медиаплатформах холдингов, которыми являются национальные агентства. В то же время важно отметить: коридор новых возможностей оказался достаточно широким для того, чтобы информационные агентства могли по-разному использовать эти возможности. Вследствие этого определились неодинаковые принципы отношения к новым ресурсам и сформировались различные модели сайтов ИА.

О различиях сайтов информагентств красноречиво свидетельствуют рейтинги их цитируемости. Так, безусловный лидер цитируемости агентств в СМИ – ТАСС, что говорит не только о возрождении традиции доверия к этому источнику (в прежние годы ТАСС уступил эту роль), но и об успехах агентства на пути технологизации и конвергенции.

 

Таблица 1. Топ-5 цитируемости в СМИ информационных агентств

СМИ

ИЦ

1

ТАСС

169 837,03

2

РИА Новости

152 789,91

3

Интерфакс

94 125,16

4

Rambler News Service

5 298,01

5

НСН

3 580,21

Источник: http://www.mlg.ru/ratings/federal_media/4466/

 

В соцмедиа наибольший успех сопутствует МИА «Россия сегодня» – яркий показатель ориентированности контента и методов его упаковки на широкую аудиторию. Эта траектория конвергенции была освоена РИА на старте мультимедиатизации − агентство стало не только лидером информационного пространства, но и объединило вокруг себя и своих онлайновых проектов наиболее активные силы общества.

 

Таблица 2. Топ-5 самых цитируемых в соцмедиа информационных агентств

СМИ

Кол-во гиперссылок

1

РИА Новости (ria.ru)

9 757 832

2

ТАСС (tass.ru)

4 421 099

3

Интерфакс (Interfax.ru)

1 397 353

4

ИА Росбалт (rosbalt.ru)

1 129 070

5

Ura.ru (ura.ru)

876 374

Источник: http://www.advertology.ru/article140092.htm

 

Наконец, зарубежные СМИ и международные агентства предпочитают продукты «Интерфакса»: следование мировым стандартам, сдержанность и строгость подачи, по-видимому, вызывают наибольшее доверие зарубежной аудитории именно к его новостям.

 

Таблица 3. Рейтинг цитируемости информационных агентств в международных информационных агентствах (период: 01.01.201631.12.2016)

Источники

Interfax

RIA Novosti

TASS

1

Новостные ленты Reuters
(на английском языке)

1143

861

555

2

Новостные ленты Dow Jones (на английском языке)

839

31

144

3

AFP и ECOFI (на французском языке)

381

251

247

4

DPA-AFX (на немецком языке)

815

22

377

5

BBC, former Soviet Union 
(на английском языке)

1342

701

467

6

EFE Newswires (на испанском языке)

258

118

48

7

ANSA (на итальянском языке)

581

155

747

Источник: Factiva. Режим доступа: http://www.group.interfax.ru/lnt.asp?rbr=70&lnt=1&id=789

 

Стратегии продвижения информационных агентств в цифровой среде различны. Более точной их характеристикой будет оценка ситуации как промежуточной, когда агентства пребывают в поиске наиболее эффективных моделей. Сетевая активность агентств насчитывает не более двух десятилетий, но и за это время концепции сайтов, а также внешние конвергентные стратегии претерпели изменения вплоть до ребрендинга. Косвенное подтверждение тому – траектории специализированных и региональных информагентств, которые значительно разнообразнее практик общероссийских агентств, стремящихся − при всех существенных различиях в своих цифровых стратегиях − все же оставаться преимущественно информационными агентствами. Они, несмотря на вариативные формы, реализуют свою основную задачу – верстать общенациональную повестку дня. Параллельно многочисленные информационные службы в Сети, не производя собственный контент, но называя себя агентствами, фактически образуют новый типологический кластер (Могилевская, 2008). Еще одна траектория – деятельность рерайтинговых агентств (Лащук, 2013). В целом ситуация на рынке информационных агентств остается нестабильной, развивающейся. Рассмотренные примеры – разновекторные траектории, которые намечают пути поиска. Одна из первоочередных задач на этом пути – «необходимость постоянно диверсифицировать продуктовую линейку в попытках более комплексно обслуживать растущие потребности аудитории <…> Аудиторию очень сложно удержать на месте, она крайне мобильна, несмотря на то, что доступ к самой массовой аудитории в целом сегодня прост как никогда» (Vukanovic, 2016: 74).

В ходе настоящего исследования, результаты которого частично представлены в данной статье, последовательно изучались сайты информационных агентств разных типов – национальных, специализированных, региональных. Анализ показал: лидируя в процессах медиаконвергенции, что обусловлено типологическим статусом информагентств, ИА демонстрируют как общие для всех медиа особенности глобального процесса (гипертекст, мультимедийность, интерактивность), так и специфические, прежде им несвойственные (выход в Сеть, прямое обращение к широкой аудитории, трансформацию жанрово-тематической структуры, развитие креолизованных текстовых форм, рециклинг, вовлечение в организацию офлайновых пространств). Названные процессы существенно изменили типологический профиль информационных агентств и даже поставили вопрос о возникновении нового типа СМИ (Могилевская, 2008). Полагая, что такой вывод носит преждевременный характер, мы вместе с тем можем утверждать, что место и роль агентств в условиях конвергенции претерпели существенные позитивные изменения.

 Эти изменения наглядно отражают индикаторы эффективности деятельности информагентств. Их сайты – самые популярные источники информации в российском секторе Интернета. При этом характер преимуществ различных информационных служб достаточно полно отразился в рейтингах: ТАСС, кардинально перестроив свою информационную политику, прежде всего сетевые технологии, стал лидером цитируемости среди всех информагентств; МИА «Россия сегодня» («РИА Новости»), будучи первым прибегнувшим к возможностям конвергенции и оценившим потенциал выхода на широкую аудиторию, и сегодня опережает конкурентов в соцсетях; «Интерфакс», используя возможности конвергенции по-другому, но придерживаясь принципов точности и достоверности, им же введенным в практику информагентств на заре их нового бытия, остается наиболее предпочитаемым ресурсом среди других информационных служб для зарубежных агентств. Приведенные данные свидетельствуют о том, что, прочно встав на путь использования возможностей, открывшихся в эпоху конвергенции, российские национальные агентства, конкурируя между собой, придерживаются различных траекторий их освоения, что позволяет им быть успешными на медиарынке.

 



Примечания

  1. Официальный сайт «РИА Новости». Режим доступа: http://ria.ru
  2. Официальный сайт «Интерфакс». Режим доступа: http://www.group.interfax.ru/txt.asp?txt=about_group_txt
  3. Официальный сайт ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/tass-today

 

Библиография

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика: Теория и практика. М.: Юрайт, 2017.

Вартанова Е.Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ. Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2013. С. 10−39.

Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. М.: МедиаМир, 2015.

Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. С. 6–30.

Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах: автореф. дис … канд. филол. наук. М., 2011.

Вирен Г., Фролова Т. Информационные агентства. Как создаются новости. М.: Аспект Пресс, 2015.

Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. М.: Аспект Пресс, 2015.

Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Изд-во Высш. шк. экономики, 2010.

Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2013.

Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / пер. с англ. под ред. О. Шкаратана. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.

Лащук О.Р. Рерайтерские новостные сообщения: создание и редактирование. М.: МедиаМир, 2013.

Маклюэн М. Понимание медиа / пер. с англ. В. Николаева. М.: Канон-Пресс-Ц: Жуковский: Кучково Поле, 2011.

Мартынов Д. В., Оськин А. В. Интернет и пресса в современном мире. М.: Спорт и культура-2000, 2016.

Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2015.

Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования: дис. … канд. филол. наук. Тольятти, 2008.

Новые медиа. Социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник / под ред. О.В. Сергеевой, О.В. Терещенко. СПб: Алетейя, 2016.

Пальгунов Н.Г. Заметки об информации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967.

Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. М.: Фак. журн. МГУ, 2000.

Полынов В.А. «Росбизнесконсалтинг»: особенности функционирования в условиях конвергенции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 1. С. 83–104.

Рантанен Т. Глобальное и национальное. Массмедиа и коммуникации в постсоветской России / отв. ред. Е.Л. Вартанова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Сотникова О. Интернет-издание от «а» до «я». М.: Аспект Пресс, 2014.

Технология новостей от «Интерфакса» / под ред. Ю.А. Погорелого. М.: Аспект Пресс, 2011.

Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К.Ю. Бурмистрова и др. М.: АСТ, 2010.

Уланова М.А. Интернет-журналистика. Практическое руководство. М.: Аспект Пресс, 2014.

Универсальная журналистика / под ред. Л.П. Шестеркиной. М.: Аспект Пресс, 2016.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004.

Филимонов М. Скорость и многоформатность. Объединенная редакция информационного мультимедийного агентства // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. С. 63−68.

Фролова Т.И. Гуманитарные контент-модели в практике российских информационных агентств // Медиаскоп. 2014. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1490

 

Gershon R.A. (2009) Media Management & Innovation: Disruptive Technology and the Challenges of Business Reinvention. In: Albarran A., Faustino P., Santos R. (eds.) The Media as a Driver of the Information Society. Economics, Management, Policies and Technologies. Universidade Catolica Editora: Media XXI., pp. 299−320.

Sánchez-Tabernero A. (2004) The Future of Media Companies: Strategies for an Unpredictable World. In: Picard R.G. (ed.) Strategic Responses to Media Market Changes. JIBS Research Reports No. 2004-2. Media Management and Transformation Centre, Jönköping International Business School, pp. 19−34.

Vukanovic Z. (2016) Converging Technologies and Diverging Market Trends of Internet/Web and Traditional Media. In: Lugmayr A., Dal Zotto C. (eds.) Media Convergence Handbook Vol. 2. Media Business and Innovation. Berlin, Heidelberg: Springer, pp. 69−93. https://doi.org/10.1007/978-3-642-54487-3_5