Languages

You are here

Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Шестеркина Л.П., Бевз А.А. Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2422
DOI: 10.30547/mediascope.1.2018.11

 

© Шестеркина Людмила Петровна
доктор филологических наук, доцент, декан факультета журналистики, зав. кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск, Россия), 250852@mail.ru

© Бевз Анастасия Андреевна
ассистент преподавателя кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета, редактор интернет-портала Newsroom Digital (г. Челябинск, Россия), nbevz@list.ru

 

Аннотация

Актуальность статьи вызвана необходимостью исследования новых границ журналистики как профессии, существенно влияющих на содержание образовательного процесса по направлению «Журналистика». Предметом изучения стали такие составляющие понятия журналистского профессионализма, как функциональная грамотность, профессиональная квалификация, профессиональная компетентность и профессиональная культура. Научная новизна обеспечена оригинальными результатами социологического исследования, проведенного среди преподавателей и студентов журфака ЮУрГУ, работодателей и специалистов медиаиндустрии. Целью исследования является поиск путей совершенствования журналистского образования в условиях новых медийных практик.

Ключевые слова: журналистика, журналистское образование, профессионализм, универсальная журналистика.

 

Журналистика как профессия и критерии журналистского профессионализма

Отечественные школы теории журналистики и − прежде всего − Московская, которая возникла и успешно развивается на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, долгое время считали, что журналистика и СМИ − это близкие, взаимозаменяемые понятия, почти синонимы (Прохоров, 2009; Лазутина, 2007).

Исследователи предполагали, что журналистика одновременно является и профессионально-предметной творческой деятельностью, и видом социальной активности, и отдельной социальной системой. Однако последнее, по мнению декана факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н. Е.Л. Вартановой (2010), «относится, скорее, к средствам массовой информации, которые при этом представляют собой еще и вполне самостоятельную экономическую систему».

Представители Уральской школы журналистики, в их числе декан журфака УрФУ д.ф.н. Б.Н. Лозовский (2007: 5), в своих исследованиях отмечают, что «разговоры об идентификации журналистики как профессии, ее очищении от всего того, что журналистикой не является, о «вымывании» ее из текущей практики средств массовой информации, о ее «эрозии» и, естественно, далее − о необходимости «спасения» этого замечательного ремесла уже набили оскомину исследовательской части профессионального цеха, а работающих в отрасли, похоже, не занимают по умолчанию. Нельзя, однако, не признать того факта, что новые информационные технологии меняют цели средств массовой информации и понятие "журналистика" получает все большее расширение».

Декан журфака Воронежского госуниверситета д.ф.н. В.В. Тулупов (2000: 159−160), исследуя журналистику в рамках современных коммуникативных практик, разработал схему, где разделил журналистские, «пиаровские» и рекламные материалы по функциям, целям, формам и т.п.

В контексте этих и других исследований (Ершов, 2013; Корконосенко, 2010; Лукина, 2011 и др.), рассматривающих профессиональную журналистику в различных аспектах, сохраняется классическое понимание журналистики как деятельности, связанной со сбором, обработкой и распространением информации, к которому следовало бы добавить причастный оборот «представляющей общественный интерес» (Лозовский, 2006: 36).

Это утверждение соотносится с мнением Е.Л. Вартановой (2010), отмечающей в своих исследованиях: «Нельзя не согласиться с тем, что журналистика сохраняет свои характеристики и предметную деятельность, предполагающую одновременно и выполнение профессиональных обязанностей, и реализацию творческого потенциала, и социальную активность».

Проблемы изменения журналистики как социального института в новых условиях развитияподнимаются также в работах С.Н. Ильченко (2014), Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой (2011), Т.И. Фроловой (2014) и других ученых. Помимо этого сегодня, в эпоху постиндустриального общества, кардинальное изменение журналистики как профессии − ее структуры, функциональной специфики, способов отражения результатов деятельности − в силу интенсивного внедрения новых информационных технологий само по себе является одним из важнейших социальных явлений современной жизни. Актуальность темы требует системного анализа этого процесса, ведь развитие новых каналов передачи информации, цифровизация контента, изменения в технологиях работы журналистов, универсальный характер журналистского труда обнаруживают необходимость углубления представлений о составляющих журналистского профессионализма. Важной научной проблемой представляется исследование медиапроцессов цифровой эпохи, достаточно радикально меняющих подходы к организации современного журналистского образования в совокупности с появлением новых цифровых медийных специализаций в профессии.

Именно поэтому представляется необходимым обозначить некоторые принципиально важные точки зрения о журналистике как профессии, новых подходах к журналистскому образованию и требованиях, предъявляемых к процессу профессионализации современных журналистов, от представителей медиасообщества, преподавательского корпуса вузов и самих студентов.

В статье представлены итоги исследовательского проекта, в котором приняли участие более ста пятидесяти работодателей, сорок преподавателей, как общенаучных, так и специализированных дисциплин, и свыше двухсот студентов с 1 по 4 курс, обучающихся по направлению «Журналистика» в Южно-Уральском государственном университете г. Челябинска.

Первый вопрос анкеты «На Ваш взгляд, сегодня журналистика как профессия – это…» содержал в себе такие позиции, как «Род занятий», «Ремесло», «Призвание», «Творчество», «Другое». На рисунке 1 отражены ответы респондентов на этот вопрос.

 

Рисунок 1.Ответы респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, сегодня журналистика как профессия – это…»

 

Важно отметить, что преподаватели в равной степени общенаучных и профессиональных дисциплин (28% среди опрошенных) прежде всего называют журналистику «Родом занятий», затем последовательно относят ее к «Творчеству» – 22%, «Призванию» – 20%, и «Ремеслу» – 18%. Особое внимание обращают на себя результаты ответов работодателей, 34% из которых считают журналистскую профессию «Призванием». К категории «Род занятий» журналистику относят 20% опрошенных медиаспециалистов, тогда как 18% и 17% ответов респондентов этой категории закрепились за позициями «Творчество» и «Ремесло» соответственно.

Анализируя полученные данные респондентов среди обучающихся, мы пришли к выводу, что мнение студентов в ответе на первый вопрос анкеты практически совпадает с мнением большинства работодателей − 31,3% называют журналистику призванием, − это, в первую очередь, студенты 1, 2, 3 курсов. На второе место (20,8%) студенты выдвигают позицию «Творчество» – и это преимущественно студенты четвертого курса; журналистское образование сегодня студенты относят в порядке убывания к позициям «Род занятий» − 17,7% и «Ремесло» − 15,6%.

Следует заметить, что для ответа на данный вопрос респондентам был предложен вариант «Другое», который позволил выявить разнообразие подходов к определению журналистики как профессии. Примечательно, что преподаватели общих и профессиональных дисциплин разошлись во мнениях. Так, например, первые из названных предложили считать журналистику «Зеркалом общественной жизни» и «Второй древнейшей профессией», тогда как преподаватели профессиональных дисциплин ответили, что журналистика − это прежде всего «Пропаганда», а также «Социально значимая деятельность, которая выполняет множество различных функций: формирование общественного мнения, просвещение, пропаганда и пр.» и «Журналистика – скорее, призвание, которое подразумевает творческую составляющую».

Стоит также подчеркнуть неоднородность подходов при определении обучающимися журналистики как профессии. Исследование позволило выявить определенную тождественность ответов студентов в зависимости от курса их обучения. Так, например, студенты 1 курса отнесли профессию журналиста к «Хобби» и «Стилю жизни». Студенты 2 курса процитировали американского писателя и журналиста Хантера Томпсона, назвав журналистику «дешевой забегаловкой, прибежищем всех посланных к черту неудачников».

Выпускники – студенты 4 курса − предложили отнестись к профессии журналиста, как к «Производству на основе творчества».

Примечательно также, что для описания журналистского профессионализма респондентам было предложено расположить в порядке значимости следующие составляющие этого понятия:

  • функциональная грамотность как часть интегрального процесса образования, включающая знакомство, владение обучающихся обязательными профессиональными навыками и общим уровнем культуры;
  • профессиональная квалификация как предполагаемая система знаний, необходимых в профессиональной деятельности журналиста;
  • профессиональная компетентность как возможность применения совокупности профессиональных знаний и навыков, а также реализация способов выполнения профессиональной деятельности;
  • профессиональная культура, включающая в себя базовые, профильные знания и ценности, способная регулировать нормы профессиональной деятельности и этики;
  • другое.

Обращаясь к анализу ответов на поставленный анкетой вопрос, необходимо учитывать, что у каждой группы респондентов встречается своя доминанта среди предложенных критериев. Это объясняется различным уровнем подготовки и степенью владения знаниями и навыками в области журналистики, а также различной длительностью работы в данной сфере и сферах, смежных с ней.

На рисунке 2 отражено расположение основных, по мнению всех респондентов, составляющих журналистского профессионализма в порядке их значимости.

 

Рисунок 2. Ответы всех респондентов на вопрос анкеты «Расставьте, пожалуйста, следующие составляющие журналистского профессионализма в порядке их значимости для Вас»

 

Преподаватели отдали предпочтение позиции «Профессиональная культура» − 38,1%, тогда как студенты наиболее важной, с точки зрения оценки журналистского профессионализма, выбрали «Функциональную грамотность» − 35,7%, затем «Профессиональную квалификацию» − 32,2% и «Профессиональную культуру», что составило 31,2%.

Отметим, что большинство опрошенных работодателей (34,3%) на первое место выдвинули такой критерий, как «Функциональная грамотность». Таким образом, в оценке «Функциональной грамотности» как наиболее значимой составляющей журналистского профессионализма совпадает мнение работодателей (34,3%) и студентов (37,9%). В отношении «Профессиональной культуры» − следующей по значимости составляющей − совпадают мнения работодателей (24,8%) и преподавателей (38,1%). Заметим, что в выборе критерия «Профессиональная квалификация» совпадения мнений групп респондентов не наблюдается. Преподаватели поставили эту позицию на первое место (42,9%), студенты − на второе (32,2%), а работодатели и медиаспециалисты на третье (22,9%). Характерно, что среди работодателей затруднился с ответом на этот вопрос лишь 1% респондентов, среди преподавателей эта цифра составляет 4,8%, а среди студентов − 5,6%.

В единичных случаях также предложены и другие критерии профессионализма. Для преподавателей общенаучных и специальных дисциплин с понятием профессионализма соотносится «Способность быстро адаптироваться и учиться новому», «Чувство ответственности», «Объективность», «Взвешенность информации», «Ответственность». Работодатели отметили здесь такие универсалии, как «Широкий кругозор», «Иностранный язык», «Исполнительская дисциплина», «Ответственность», «Здоровье», «Практические навыки». По мнению же студентов, синонимами профессионализма служат «Коммуникабельность», «Оперативность», «Адаптация», «Талант».

 

Современные медиапроцессы и их влияние на журналистское образование

В течение последних двух десятков лет наиболее существенное воздействие на журналистское образование оказало развитие медиаконвергенции и мультимедийной коммуникации. В статье «Будущее журналистики: сетевая журналистика» М. Кастельс в соавторстве с другими исследователями отмечает, что идет процесс переосмысления журналистики в сетевую цифровую эпоху. «Ускоряющиеся перемены в современном обществе, обусловленные развитием технологий, подвергают журналистику трансформации во всех возможных направлениях — производства, распространения и использования продуктов труда журналиста. Мы наблюдаем появление новых инструментов и практик, мы ощущаем феномен, который одновременно раскрывает веер новых способов создания информационных сообщений» (Кастельс, Паркс, Хаак, 2016: 268).

К таким новым способам трансляции современного информационного материала можно отнести феномен «вирусного редактора», о котором неоднократно писал российский журналист и теоретик медиа А. Мирошниченко1. Он определяет его как «алгоритмическое «существо», которое возникает в публичном интерактивном дискурсе в ответ на появление социально значимой информации. «Вирусный редактор» запускается в тот момент, когда достаточное количество потребителей обратили внимание на то или иное произведение сетевой журналистики» (Гатов, 2016: 249).

Среди медиапроцессов, также привлекших пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей, можно выделить и журналистику данных. «Возможно, − пишет исследователь П. Брэдшоу2, это новые возможности, которые открываются, когда вы объединяете традиционный «нюх на новости», умение выведать все, что случилось, со способностью рассказать захватывающую и наглядную историю, с настоящим масштабом и разнообразием цифровой информации, которая ныне доступна».

В Интернете доступна и новая коммуникация разработанной SMM-стратегии через вовлекающие формы контента − бренд-журналистика; формат ее шире обыкновенного поста: это онлайн-трансляции, видео- и фоторепортажи и даже реалити-шоу. Цель бренд-журналистики − дать пользователю социальной сети расширенный опыт взаимодействия с брендом»3.

Таких примеров можно привести много, поэтому следующая позиция анкеты содержала в себе вопрос «Каким современным медиапроцессам, на Ваш взгляд, сегодня необходимо обучать студентов?», в качестве ответа на который были предложены 10 медиапроцессов, характеризующих развитие журналистики на современном этапе. Это такие медиапроцессы, как появление универсальной журналистики, вирусного редактора, журналистики данных, бренд-журналистики, использование принципов журналистской деятельности в рекламе и пропаганде, маркетинговых коммуникациях и др.

На рисунке 3 представлены ответы на данный вопрос среди всех групп респондентов.

 

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Каким современным медиапроцессам, на Ваш взгляд, сегодня необходимо обучать студентов?»

 

Кроме того респондентам была предоставлена возможность высказать свое мнение и обозначить требования к образовательному процессу, а именно выявить:

  • чему нужно обучать студентов в первую очередь;
  • что преподавать можно, но не обязательно;
  • чему учить будущих журналистов совсем не обязательно.

На рисунке 4 представлены ответы-мнения респондентов на вопрос «Чему нужно обучать студентов в первую очередь?»

 

Рисунок 4. Ответы респондентов на вопрос «Чему нужно обучать студентов в первую очередь?»

 

Итак, 82,9% работодателей считают, что в первую очередь сегодня нужно учить студентов «Универсальной журналистике». Очевидно, что на втором месте среди мнений работодателей – обучение студентов в рамках направления «Журналистика, как маркетинг» (41,0%). Кроме того при формировании набора журналистских компетенций, по мнению работодателей, не менее важным все же остается обучение студентов «Журналистике данных» и «Журналистике как пропаганде» − эти направления находятся на третьем месте и составляют 38,1% − каждое.

К числу дисциплин, менее значимых при обучении студентов-журналистов, далее относятся: «Рекламная журналистика» (32,4%), «Контентный дизайн» (25,7%), «Вирусный редактор» (22,9%), «Маркетинг как журналистика» (21,9%), «Корпоративные коммуникации» (18,1%), «Журналистика бренда» (17,1%).

Преподаватели также отдали предпочтение «Универсальной журналистике»: 81,0% из числа опрошенных считает, что этому необходимо обучать в первую очередь. Второе место разделили между собой позиции «Журналистика данных» и «Корпоративные коммуникации» − 33,3% по каждой. На третьем месте в рамках профилирующих журналистских дисциплин оказалось несколько медиапроцессов: «Рекламная журналистика», «Журналистика как маркетинг» и «Журналистика как пропаганда» − по 23,8% каждая позиция. Остальные позиции по мере убывания распределились следующим образом: 21,4% − «Журналистика бренда», 19,0% − «Контентный дизайн» и «Вирусный редактор», 14,3% − «Маркетинг как журналистика». Опрос среди студентов показал, что, по их мнению, в первую очередь нужно обучаться также «Универсальной журналистике» – 67,8%. Следующую нишу в списке формирования профессиональных компетенций у студентов занимают направления «Контентный дизайн» и «Журналистика как маркетинг» – по 29,9%.

На рисунке 5 отображены ответы респондентов на вопрос о том, что преподавать можно, но не обязательно.

 

Рисунок 5. Ответы респондентов на вопрос о том, что преподавать можно, но не обязательно

 

Таким образом, 59,5% преподавателей считают, что студентов можно, но не обязательно обучать «Рекламной журналистике», 57,1% преподавателей называют «Контентный дизайн» и столько же (57,1%) − «Журналистику данных». Далее следует позиция «Вирусный редактор» − 52,4%.

55,2% работодателей считают, что можно, но не обязательно обучать студентов «Контентному дизайну», «Корпоративным коммуникациям» (54,3%) и «Рекламной журналистике» (52,4%).

Позиция «Можно обучать, но не обязательно» отразила мнения студентов следующим образом: «Контентный дизайн» и «Журналистика данных» − по 51,0%, «Рекламная журналистика» − 49,4 %, «Корпоративные коммуникации» − 48,3%, «Журналистика брендов» − 47,1%, «Журналистика как маркетинг» – 44,8%, «Журналистика как пропаганда» – 35,6% и «Универсальная журналистика» – 26,4%.

На рисунке 6 продемонстрированы ответы респондентов на вопрос «Чему студентов учить совсем не обязательно?»

 

Рисунок 6. Ответы респондентов на вопрос «Чему студентов учить совсем не обязательно?»

 

Среди направлений, которым, по мнению преподавателей, обучать в журналистике «Совсем не обязательно», мнения распределились следующим образом: большинство − 49,9% преподавателей отдали предпочтение графе «Журналистика как маркетинг», а также позициям «Корпоративные коммуникации», «Журналистика бренда», «Журналистика как пропаганда» − по 26,2% каждая позиция. И на третьем месте оказалась позиция «Вирусный редактор» − 19,0%. И, наконец, в позиции «Совсем не обязательно» − большинство работодателей высказались против обучения в рамках направления «Журналистика как пропаганда» (21,8%), а 17,1% − считают необязательным обучение «Корпоративным коммуникациям».

Помимо этого студенты считают, что «Совсем не обязательно» их обучать следующим направлениям: «Журналистика как пропаганда» – 27,6%, «Вирусный редактор» – 26,4% и «Журналистика как маркетинг» – 25,3%.

 

Результаты и выводы

В целом, основываясь на результатах, полученных в процессе анкетирования, необходимо отметить особую значимость направления «Универсальная журналистика», подразумевающего обучение будущих журналистов широкому спектру навыков и умений, а также способности быть полифункциональными специалистами в цифровом информационном пространстве.

Все группы респондентов при ответе на вопрос «Каким современным медиапроцессам, на Ваш взгляд, сегодня необходимо обучать студентов в первую очередь?» уверенно назвали такие направления: «Универсальная журналистика» (82,9% − работодатели и медиаспециалисты, 81,0% − преподаватели, 67,8% − студенты); «Журналистика данных» (38,1% − работодатели и медиаспециалисты, 33,3% − преподаватели, 24,1% − студенты); «Журналистика как маркетинг» (41,0% − работодатели и медиаспециалисты, 23,8% − преподаватели, 29,9% − студенты).

Выявление сходства мнений респондентов в позиции «Можно, но необязательно» показало, что это − «Контентный дизайн» (55,2% работодатели и медиаспециалисты, 57,1% − преподаватели, 51,7% − студенты). Далее следуют «Рекламная журналистика» (52,4% − работодатели и медиаспециалисты, 59,5% − преподаватели, 49,4% − студенты); «Корпоративные коммуникации» (54,3% − работодатели и медиаспециалисты, 33,3% − преподаватели, 48,3% − студенты); «Вирусный редактор» (22,9% − работодатели и медиаспециалисты, 52,4% − преподаватели, 35,6% − студенты).

В пункте «Совсем не обязательно» мнения респондентов в большинстве своем сошлись на позициях «Журналистика как маркетинг» (34,3% − работодатели и медиаспециалисты, 42,9% − преподаватели, 25,3% − студенты); «Журналистика как пропаганда» (21,9% − работодатели и медиаспециалисты, 26,2% − преподаватели, 23,6% − студенты).

Наибольшее различие во мнениях респондентов проявилось в следующем: если достаточно большая часть работодателей (41%) считают важным обучение направлению «Журналистика как маркетинг», то 50% преподавателей и 44,8% студентов считают, что преподавать это можно, но не обязательно. А 38,1% респондентов-работодателей считают необходимым обучение журналистике как пропаганде, в то время как 45,2% преподавателей и 35,6% студентов считают это необязательным.

Однако совершенно очевидно, что «к основным профессиональным навыкам − работа с текстом для пишущих журналистов, работа с изображением для визуальных журналистов и работа с текстовым и визуальным монтажом для телевизионных журналистов − добавились и продолжают добавляться смежные компетенции» (Гатов, 2016: 224).

Вместе с тем часть выводов исследования новых границ профессиональной журналистики и их влияния на организацию современной системы подготовки журналистов нового поколения, проведенного среди медиаспециалистов, преподавателей и студентов − будущих журналистов, требует дальнейшего осмысления. Резкое преобразование и кардинальная трансформация всех основных компонентов международной и отечественной медиасистем − а это экономические и технологические элементы, способы и индивидуально-творческие технологии деятельности, современные профессиональные стратегии журналистов − сформировали новые площадки для проявления журналистского профессионализма.

В связи с этим перед вузами и журналистскими школами возникает необходимость в разработке и внедрении новых подходов к формированию журналистских ценностей и набору профессиональных компетенций журналиста, отвечающих требованиям цифровой эпохи.

 

 



Примечания

  1. Мирошниченко А. Маркетинг превращается... в журналистику // Журналист. 2014. № 4. Режим доступа: http://jrnlst.ru/content/zhurnalist-no042014
  2. Брэдшоу П. Что такое журналистика данных. Режим доступа: https://ria.ru/files/book/_site/введение_0.html
  3. Богданов В. Бренд-журналистика − новый SMM // Cossa. 2014. Сент., 23. Режим доступа: http://www.cossa.ru/152/86090/

 

Библиография

Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. 2010. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/о-современном-понимании-сми-и-журналистики

Гатов В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016 / под. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. С. 206–267.

Ершов Ю.М. Миссия журналиста в эпоху коммерциализации и потребительского общества // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 1. С. 182–189.

Ершов Ю.М. Модели журналистского образования в цифровую эпоху // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 13–16.

Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? СПб: ИВЭСЭП, 2014.

Кастельс М., Паркс М., Хаак Б. Будущее журналистики: cетевая журналистика // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016 / под. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной / пер. В. Гатова. Екатеринбург, 2016. С. 268–297.

Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Логос, 2010.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М: Аспект Пресс, 2007.

Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011.

Лозовский Б.Н. Журналистика как специфическая репрезентация действительности // Известия УрГУ. 2006. № 40. С. 27–37.

Лозовский Б.Н. Журналистика: профессиональные стандарты. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. ун-та, 2007.

Лукина М.М. Контент интернет-СМИ // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. С. 112–137.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.

Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000.

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир, 2014.