Languages

You are here

Актуальные проблемы детской миграции в Германии (на примере журнала «Шпигель»)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Исланова Ю.Р. Актуальные проблемы детской миграции в Германии (на примере журнала «Шпигель») // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2393

 

© Исланова Юлия Ринатовна
соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, инспектор по работе с иностранными учащимися факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), juliaislanova@gmail.com

 

Аннотация

В статье проводится анализ освещения информационно-политическим журналом «Шпигель» миграционной политики Германии, проводимой в отношении несовершеннолетних мигрантов, прибывших в страну в связи с тяжелой политической и экономической обстановкой на Ближнем и Среднем Востоке. Рассматривается позиция издания по вопросам проживания детей в Германии, возможности их социальной адаптации и интеграции.

Ключевые слова: «Шпигель», беженцы, несовершеннолетние, мигранты, адаптация, интеграция.

 

В связи с обострением военно-политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, а также ухудшением экономического положения на севере Африканского континента поток мигрантов и беженцев из этих регионов в Европу увеличился в 2014−2016 гг. в несколько раз по сравнению с предыдущими годами1. Только по официальным данным, общее количество беженцев в Германию – самую популярную из европейских стран для мигрантов, по данным статистической службы ЕС «Евростат» (Eurostat), – составило не менее 1 150 000 человек2. Более 30% от общего числа беженцев – дети до 18 лет3. Таким образом, в период с 2014 по 2016 гг. в Германию прибыло не менее 345 000 несовершеннолетних детей.

Активное освещение в средствах массовой информации вопросов, связанных с прибытием большого количества детей-мигрантов, их положением и перспективами дальнейшего проживания, отражает остроту и значимость данных проблем для германского общества. Согласно опросам, проблемы миграции, в том числе детской, являлись наиболее значимыми для жителей Германии на протяжении 2015−2016 и начала 2017 гг.4 Этот вопрос беспокоил местных жителей даже больше, чем проблемы терроризма, образовательной системы и преступности.

Являясь многочисленной и наиболее уязвимой частью потока мигрантов, дети и подростки одновременно являются важной социальной составляющей современной и будущей Германии. Как никто другой, они требуют внимания и заботы со стороны властей и общества. Результат работы и взаимодействия с ними, их адаптации и интеграции, обеспечения возможностей для гармоничного развития и становления в качестве полноценных граждан страны напрямую влияет на трансформацию и социальную стабилизацию германского общества. Будущее этих детей станет одним из важных критериев оценки современной миграционной политики, проводимой властями во главе с канцлером Ангелой Меркель, а также даст ответ на вопрос, справятся ли немцы с миграционным кризисом, с которым столкнулась Германия.

Различные СМИ Германии активно освещают вышеупомянутые темы. Наибольший интерес представляют те из них, которые стремятся к созданию целостной картины по стране, отражающей наиболее общие и важные аспекты для Германии в целом. Еженедельный иллюстрированный информационно-политический журнал «Шпигель» (Spiegel) является наиболее ярким примером издания такого рода, а значит, и важным источником информации о миграционном вопросе в Германии, в том числе о ситуации с мигрантами младшего возраста. Тираж журнала в четвертом квартале 2016 г. составил 777,877 экз., что ставит его в ряд самых популярных и авторитетных современных информационно-политических иллюстрированных изданий Германии5. «Шпигель», так же как и два его основных конкурента в нише общественно-политических еженедельных журналов Германии − «Фокус» (Focus) и «Штерн» (Stern)­, относится к типу надрегиональных изданий, распространяется на территории всей Германии, а также в ряде зарубежных стран. Однако издатели позиционируют «Шпигель» как «самый важный в Германии и самый высокотиражный в Европе новостной журнал. Он политически независим, не предан никому, кроме себя и своих читателей, не принадлежит ни к одной партии или политической группировке. Спектр тем «Шпигеля» − от политики, экономики и науки, медицины и техники, культуры и развлечений, до СМИ, общества и спорта6. Глубокий экспертный анализ каждого освещаемого вопроса выделяет «Шпигель» среди конкурентных иллюстрированных еженедельников Германии, что повлияло на выбор его в качестве предмета данного исследования.

В течение 2014−2016 гг. было выпущено 156 номеров журнала «Шпигель», при этом более чем в 120 из них присутствуют статьи, посвященные современному миграционному кризису в Европе и в Германии, в частности. Методом сплошного просмотра материалов «Шпигеля» за указанный период были отобраны только те публикации, которые затрагивают проблему детской миграции. Таким образом, анализу подверглись 38 статей еженедельника. Для обработки отобранного материала использовались отдельные методики дискурсивного и контент-анализа.

Целью данного исследования является анализ проблем детской миграции в Германии в период с 2014 по 2016 гг. в освещении журнала «Шпигель». В ходе исследования рассматриваются следующие вопросы, касающиеся несовершеннолетних мигрантов и отраженные в материалах «Шпигеля»: миграционная политика Германии, адаптация и интеграция, социальная поддержка, образование и здравоохранение, отношения с местными жителями, сохранение национальных традиций, религии и культуры; перспективы возвращения на родину и возможности достойного будущего в Германии.

Проблемы детской миграции в Германии стали активно обсуждаться в самой Германии в связи с возникновением нового миграционного кризиса. Подробно рассматривают вопросы пребывания в Германии несовершеннолетних мигрантов без сопровождения Мария Дитль («Несовершеннолетние беженцы без сопровождения: проблемы и возможности интеграции» (2016)), а также Соня Берглер, Анна Эфлер, Генриетта Ортель, Кирстен Райндль в совместной работе «Несовершеннолетние беженцы без сопровождения: одни на пути к лучшему будущему» (2016). В данных работах сделана попытка проследить весь путь несовершеннолетних мигрантов от родной страны до Германии, их положение и возможности в статусе беженцев, дается подробное описание работы всех государственных структур, связанных с работой с несовершеннолетними беженцами и мигрантами. Стоит отметить многочисленные замечания авторов, сделанные на основе личного опыта общения и работы с несовершеннолетними мигрантами в ходе подготовки своих научных работ. Множество работ посвящено миграционному кризису в Германии в целом, однако, по информации автора тема детской миграции в публикациях журнала «Шпигель» не изучена должным образом ни в России, ни за рубежом.

 

Вопросы приема и временного размещения

 В своих публикациях авторы «Шпигеля» подробно рассматривают вопросы временного размещения, регистрации, адаптации и дальнейшего проживания детей-мигрантов в Германии. Наибольшее внимание этому вопросу было уделено в 2014 и 2015 гг., когда в журнале вышло 13 и 17 публикаций соответственно на данную тему. Несмотря на сохраняющийся большой приток беженцев и мигрантов в Германию, в 2016 г. в «Шпигеле» проблеме приема и размещения несовершеннолетних детей было посвящено 3 статьи.

 По информации «Шпигеля», прибывшие в Германию с родителями или опекунами, а также рожденные на территории страны от родителей-мигрантов дети находятся под их заботой и ответственностью и подпадают под те же правила и законы, что действуют в отношении взрослых мигрантов. Рождение на территории Германии от родителей-нерезидентов не дает права на гражданство или временное проживание в стране. Поэтому первой и основной целью всех мигрантов после прибытия является регистрация в желаемой стране пребывания и получение официального статуса беженцев. Этот статус дает мигрантам возможность получить жилье, социальное пособие и право на осуществление трудовой деятельности, т.е. шанс на мирную и обеспеченную жизнь. Дети вместе с родителями проходят все процедуры по постановке на учет, подаче документов на получение статуса беженцев, а затем долгими неделями и даже месяцами живут в лагерях временного размещения для мигрантов в ожидании решения властей. При этом им официально запрещено покидать территорию лагеря размещения, менять место жительства, претендовать на улучшение бытовых условий7.

Жители лагерей временного пребывания для мигрантов, по сути, являются бесправными и беспомощными в правовой и административной системе Германии, на чем авторы «Шпигеля» делают особенный акцент. На данном этапе мигранты могут рассчитывать лишь на минимальную финансовую поддержку и очень ограниченное медицинское обслуживание: закон о беженцах предусматривает оказание лицам без официального статуса беженца, в том числе детям, только экстренной медицинской помощи. Даже при сильных болях перед посещением врача необходимо сначала получить лист нетрудоспособности в социальной службе, что не всегда возможно. Подобное положение дел иногда приводит к трагическим случаям и вызывает волну критики не только со стороны самих мигрантов, но и у представителей правозащитных организаций, простых жителей и даже у самих врачей. «Государство относит беженцев к пациентам третьего сорта», – заявил в 2014 г. глава Союза врачей земли Баден-Вюртемберг Ульрих Клевер8. Эту же позицию занимает и президент Федерального Союза врачей Франк Ульрих Монтгомери: «Врачи не должны становиться судьями, которые решают, какого обращения заслуживает один человек, а какого – другой, имеющий официальный статус беженца в Германии»9.

В сходной манере наиболее авторитетные представители медицинского сообщества выражают свою позицию по вопросу приема и обслуживания мигрантов не только на страницах «Шпигеля», но и в других популярных изданиях. Более того, по мере нарастания миграционного кризиса эта позиция не менялась10. Соответственно, позиция многих германских чиновников даже в период критического прироста мигрантов на территории страны заключается в максимально толерантном и уважительном отношении к взрослым и несовершеннолетним мигрантам и их государственной поддержке на первом этапе их пребывания в стране.

Авторы «Шпигеля» в 2014−2015 гг. не просто затрагивают и подробно описывают сложившуюся ситуацию, ставшую значимой проблемой для германского общества, но приводят конкретные примеры, описывают человеческие лишения и страдания, стараясь, очевидно, вызвать сочувствие читателя. Стоит отметить многочисленные упоминания в статьях за данный период на тему беженцев и миграции таких эмоционально насыщенных слов и выражений, как «судьба», «разрушать надежды», «лучшая жизнь», «бежать из родной страны», «жизненный путь», «человеческая жизнь», «помощь», «надежда». Многократные упоминания подобных слов и выражений говорят о том, что «Шпигель» в данном вопросе стоит на стороне беженцев, пытаясь вызвать к ним сочувствие у читателя, а следовательно, поддерживает позицию официальной власти, взявшей курс на прием и адаптацию беженцев.

Нельзя не отметить резкое сокращение количества статей на рассматриваемую тему в 2016 г. Предположение о том, что к указанному времени все проблемы по приему и размещению беженцев и мигрантов были решены, что привело к угасанию интереса к этому вопросу, выглядит несостоятельным и не имеет оснований. Тем не менее «Шпигель» предпочел обойти вниманием данную тему, не исключено, в связи с нарастанием напряженности в германском обществе, вызванным многочисленными инцидентами с участием мигрантов и беженцев11. В этот же период меняется и стилистика текстов. На смену эмоциональным приходят нейтральные по своему значению слова и выражения.

Таким образом, несмотря на осложнение ситуации и нарастание миграционного кризиса, «Шпигель» не перестал поддерживать политику Ангелы Меркель, практически исключив из своих публикаций одну из наиболее острых тем и перестав привлекать к ней повышенное внимание путем использования экспрессивной лексики. Одновременно с этим редакция журнала, вероятно, осознавая свое влияние и возможные последствия, сознательно ушла от обсуждения подобных вопросов, чтобы не усугублять и без того тяжелое положение в обществе.

 

Миграционный учет и легализация на территории Германии

 Что касается вопроса получения официального статуса беженцев, то, по информации «Шпигеля», дети вместе со своими родителями (опекунами) после подачи документов ждут приглашения на собеседование в Федеральном ведомстве по вопросам миграции и беженцев, а затем решения чиновников по их конкретному случаю. Время ожидания может составить от нескольких недель до нескольких месяцев. Такой долгий период ожидания связан с тем, что при сильно возросшем потоке претендентов на получение статуса беженцев количество квалифицированных сотрудников остается слишком маленьким.

В статье под названием «Комната ожидания» автор Юрген Далькамп дает подробное описание работы одного из филиалов Ведомства и подчеркивает, что во всей Германии в начале 2014 г. было только около 300 служащих, ведущих прием мигрантов и принимающих решения о предоставлении им статуса беженцев12. По данным самого ведомства, в апреле 2016 г. общее количество служащих составило 7300 человек13.

Сотрудники подробно расспрашивают мигрантов о причинах их приезда в Германию, о тех трудностях, которые им приходилось испытывать дома, а затем по пути в Европу. При помощи переводчиков, специалистов по соответствующим регионам и психологов они устанавливают подлинность полученных сведений. Детей, способных разговаривать, опрашивают наравне со взрослыми.

По результатам собеседования сотрудники Ведомства принимают решение, от которого зависит дальнейшая жизнь каждого из мигрантов. При принятии решения можно полагаться только на законы и правила приема и признания мигрантов беженцами. Основанием для принятия положительного решения может быть только преследование по политическим или религиозным мотивам либо за принадлежность к одному из меньшинств. Остальные причины, в том числе бедность, не являются основанием для предоставления статуса беженцев14. По заключению Далькампа, отказов на заявления мигрантов значительно больше, чем положительных решений.

При получении отказа в официальном статусе, мигранты, в том числе семьи с детьми, даже рожденными на территории Германии, обязаны в установленный срок покинуть страну. Конечно, они лишаются даже той минимальной помощи, которую они получали ранее. Оставшись в Германии, эти люди становятся вне закона и пополняют ряды мигрантов, не учтенных официальной статистикой, но продолжающих свою борьбу за жизнь уже в нелегальном положении.

Положительное решение Ведомства по вопросам миграции и беженцев дает возможность получить гораздо лучшее жилье, чем бараки для временного размещения мигрантов. Государство выплачивает социальные пособия беженцам, в том числе детям. Все дети соответствующего возраста после официального признания беженцами обязаны посещать школу. Так, дети и их семьи получают возможность начать полноценную жизнь в Германии.

Итак, по информации из публикаций «Шпигеля» читатель может получить довольно детальное представление о том, что ждет каждого мигранта по прибытии в Германию. Становится очевидно, что далеко не каждый получит желаемое и сможет остаться в стране, по крайней мере легально. Можно предположить, что таким образом издатели и авторы пытаются в завуалированной форме успокоить своих читателей и дать понять, что Германия сможет справиться с кризисом и не стать страной мигрантов, в которой местные жители будут чувствовать себя «чужими». В пользу этого предположения говорит и факт увеличения штата Ведомства по вопросам миграции и беженцев. С одной стороны, такое колоссальное увеличение числа сотрудников менее чем за два года говорит о том, что на момент обострения ситуации в 2014 г. власти Германии имели ошибочное представление о том, как ухудшение обстановки на Ближнем Востоке может отразиться на европейских странах. С другой – достаточно большое число сотрудников Ведомства позволит более подробно изучать жизненные ситуации конкретно взятых мигрантов, находить среди них тех, кто не имеет права на проживание в стране, и принимать более взвешенные и обоснованные решения.

 

Несовершеннолетние мигранты без сопровождения

 Если обратиться к вопросу приема и признания беженцами детей, прибывших в Германию без сопровождения взрослых, то стоит отметить, что, по данным «Шпигеля», власти создают для них несколько иные условия, чем для остальных детей. Ответственность за них несет Ведомство по делам молодежи, филиал которого есть в каждом городе. Учитывая тяжесть положения детей без родителей, их отправляют в отдельные лагеря и дома временного размещения, отведенные специально для них. По информации журнала, уже в начале 2016 г. в германских лагерях временного размещения проживали десятки тысяч несовершеннолетних без сопровождения взрослых из Сирии, Афганистана, Эритреи, Сомали и других стран15. Там они так же, как и остальные мигранты, ожидают решения Ведомства по вопросам миграции и беженцев. Не все смогут остаться. Например, по правилам, если у несовершеннолетних детей есть родственники в других европейских странах, они обязаны быть отправлены туда вне зависимости от желания остаться в Германии. Уже зарегистрированные в других странах Европейского Союза также должны вернуться в место своей первичной регистрации и подавать прошение о признании беженцами именно там. Получивших официальный статус отправляют в интернат16.

Во время проживания в лагере детям без родителей должен оказываться особый уход, в первую очередь психологическая помощь, так как большинство детей имеет психологические травмы. В Германии существует специальный стандарт помощи несовершеннолетним, который работал до нынешнего кризиса. В настоящее время он также существует, однако превратился в «большие обещания, но на деле невыполнимые в большинстве случаев»17. Это стало понятно, когда количество детей без сопровождения в лагерях временного размещения по всей Германии перевалило за 60 тыс.18

Например, на одного сотрудника Управления по делам молодежи должно приходиться не более 50 детей. В обязанности сотрудников Управления входит знакомство и регулярные встречи с подопечными, помощь с различного рода документами (в том числе при сборе документов и подаче заявления на получение статуса беженцев), организация и курирование всех вопросов, связанных с пребыванием детей-мигрантов в Германии. Если в 2014 г. с ситуацией удавалось справиться и каждый вновь прибывший ребенок еще получал достойное внимание, то уже в начале 2016 г. на одного сотрудника приходилось свыше 200 детей19. Это значит, что сотрудники физически лишились возможности справиться со всем спектром своих обязанностей в отношении каждого ребенка. «Мы больше не знаем детей. Мы не знаем, кто оказывает на них влияние. Они теряются, становятся преступниками...», − заявляет сотрудник Управления по делам молодежи Данило ван дер Хайде в интервью Д. Нойфельд, опубликованном в «Шпигеле»20.

Похожая ситуация сложилась с оказанием психологической помощи. По данным немецкого психолога Зевал Зойкек, «22% сирийских беженцев в возрасте до 14 лет имеют посттравматические психические расстройства, еще 16% детей имеют другие психологические последствия своего отрицательного жизненного опыта. Некоторые дети впадают в панику при звуке учебной пожарной сирены…»21. Если социальным работникам могут оказывать помощь добровольцы, которых, по данным журнала «Шпигель», немало22, то психологическая помощь может оказываться только профессиональными врачами-психологами и психиатрами, которых не хватает. В среднем один врач-психолог в лагере временного размещения ведет работу в группе не менее 10 человек при норме не более пяти23.

Таким образом, авторы «Шпигеля» показывают, что на этапе ожидания решения властей о предоставлении статуса беженцев все дети, прибывшие в Германию, оказываются в довольно тяжелом положении. Условия их проживания далеки от тех, которые предусмотрены стандартами, правилами и законами страны в силу отсутствия необходимых ресурсов, в первую очередь человеческих и материальных. Закон о приеме мигрантов и порожденная им бюрократия зачастую жестоки по отношению к тем, кто прибыл в Германию за помощью и поддержкой, в первую очередь речь идет о правилах оказания медицинской помощи мигрантам.

С одной стороны, можно обвинить власти в жестокости и недоработке в отношении тех, кого еще в 2014 г. готовы были встречать с распростертыми объятиями и транспарантами «Добро пожаловать, беженцы» (Flüchllinge Willkommen), размещенными на вокзалах и улицах городов Германии, в недооценке своих возможностей, ведении недальновидной внешней и внутренней политики. С другой стороны, нельзя не отметить, что ни одна страна, возможно, не взяла на себя такой колоссальной нагрузки и не дала шанса сотням тысяч людей обрести мирную жизнь вдали от войны и гонений, настигнувших их дома24.

Тем не менее, даже немецкая экономика и хорошо развитая система социальной поддержки не способны справляться с продолжающимся наплывом мигрантов. Все меньше людей получают статус беженцев, выходит все больше распоряжений о выдворении их из страны. Временное размещение мигрантов также является тяжелой задачей для государства. Следствием становятся все более частые, порой радикальные призывы отменить либо ввести временной ценз на социальные выплаты мигрантам без официального статуса, в том числе детям. «Шпигель» отмечает, что уже в конце 2014 г. Христианско-социальный союз Германии (CSU) предложил откладывать выплату детских пособий мигрантам сроком минимум на три месяца. Кроме того партия заявила о своем намерении добиться законодательного запрета мигрантам, только что устроившимся на работу в Германии, привозить в страну своих детей и получать на них пособия25.

 

Правовой аспект

Германия как страна-участница ЕС должна следовать общим установленным правилам по приему беженцев и мигрантов. Одним из основных нормативных актов по данному вопросу являются Дублинские соглашения. «В принятом в 2003 году нормативе, модернизированном в последний раз в 2013 г. (Дублин-3 вступил в силу в 2014 г.), предполагалось, что заявление на получение статуса беженца соискатели обязаны подавать там, где они впервые ступили на землю ЕС» (Погорельская, 2016: 110).

В «Шпигеле» неоднократно отмечается, что современный миграционный кризис вынудил власти Европы, включая Германию, пересмотреть и изменить многое в установленных законах и правилах по приему, размещению и оказанию помощи мигрантам. В первую очередь, не соблюдается правило регистрации по месту пересечения границы с ЕС. «Лето и осень 2015 г. Обернулись для ЕС нескончаемым миграционным кошмаром…Греция, задавленная кредиторами, беспощадным диктатом «тройки» и собственным многолетним внутренним кризисом, была не в силах размещать их у себя и тихо самоустранилась: беженцев, достигших греческого побережья, сажали в поезда, и они могли ехать регистрироваться в те страны ЕС, куда им хотелось» (Погорельская, 2016: 105).

Также в статьях находим многочисленные указания на изменения во внутренних правилах Германии по приему мигрантов и беженцев. Когда новая миграционная волна превратилась в миграционный кризис, Баварское правительство приняло решение переложить проблемы переполненности мест временного пребывания, в том числе для детей без сопровождения, в Мюнхене и Цирндорфе, на муниципальные образования26. Это была вынужденная мера, т.к. «каждую неделю десятки несовершеннолетних приходили в мюнхенские пункты приема и заявляли о необходимости получения статуса беженцев. Многие были в пути год или более, подвергались издевательствам, эксплуатации, избиениям»27, отмечает Конни Нойманн. Невозможно было справиться с этим силами и средствами только крупных городов федеральной земли. Распределение по всему региону немного облегчило участь мюнхенских властей и сотрудников социальных служб, а для организации наиболее эффективной работы и координации между муниципалитетами в Мюнхене был создан кризисный штаб28.

Что касается долгосрочной перспективы и рассмотрения нынешних беженцев как неотъемлемой части германского общества, то авторы «Шпигель» довольно аккуратны с суждениями по этому вопросу. Как и другие СМИ, они отмечают, что власти готовы пойти на уступки и предоставить детям право двойного гражданства. Этот вопрос активно обсуждался партиями «Христианско-демократический союз» и «Социал-демократическая партия Германии». Главная идея, в которой сходятся позиции этих партий, – регулярное посещение школы и получение полного среднего образования в Германии как «показатель успешной интеграции в жизнь германского общества»29 и главный критерий при решении о предоставлении гражданства.

Согласно проекту федерального закона о гражданстве, рожденные и выросшие в Германии дети-беженцы, не должны будут в будущем выбирать, какое гражданство им получать. Однако социал-демократы борются за установление так называемого ценза оседлости в дополнение к образовательному, что создаст дополнительные препятствия для получения двойного гражданства. А именно они настаивают на том, что дети должны прожить в Германии не менее 12 лет, при этом провести там значительную часть своего подросткового периода, прежде чем получить второй паспорт30.

Стоит подчеркнуть, что «Шпигель» не занимает в данном случае ни позиции официальных властей, призывающих общество к воплощению главных европейских ценностей, что подразумевает толерантный прием мигрантов, ни позицию их противников, которые добиваются если не запрета на въезд в страну беженцев, то значительных ограничений, ставящих всевозможные препятствия на их пути. Издание в равной мере освещает точки зрения сторон, при этом, не отступая от заявлений официальных лиц и не привлекая в качестве источников полемику радикально настроенных групп. Очевидно стремление избежать обсуждения и освещения наиболее острых тем, способных вызвать волны недовольства среди жителей Германии, при этом продемонстрировать свою объективность и беспристрастность путем обращения к мнению наиболее авторитетных и влиятельных сторон дискуссии.

 

Образование для мигрантов

 Говоря о проблемах приема несовершеннолетних беженцев, неизбежно возникает вопрос их образования. «Шпигель» наравне со многими средствами массовой информации уделяет ему значительное внимание, т.к. неконтролируемый поток мигрантов оказал существенное влияние на ситуацию в области образования. Как отмечалось выше, посещение школы для всех зарегистрированных и получивших официальный статус детей-беженцев в Германии является обязательным. Они распределяются в обычные государственные школы вместе с гражданами Германии, становятся равноправными участниками образовательного процесса и обязаны выполнять ту же программу, что и остальные дети. Нельзя не сказать, что германские школы столкнулись с многочисленными проблемами, связанными с переполненностью, а также физическим и эмоциональным состоянием новых учеников. Только в Нордрайн-Вестфалии к занятиям в школе в начале учебного года приступили на десять тысяч детей больше, чем ожидалось31. Особенно переполнены школы с профессиональным уклоном, туда идут многие беженцы, которые готовят себя к будущей работе32.

Колоссальная нагрузка легла на плечи школьных учителей и социальных педагогов, «они должны были принять тысячи детей-беженцев, о которых до летних каникул не имели представления»33. В их задачу входит не только непосредственное преподавание предметов, но еще и обучение детей немецкому языку, разработка индивидуальных планов для освоения учебной программы, а также борьба с «монстрами в их голове, со страхами, которые они пережили»34.

Специалисты отмечают, что большинство детей имеют сильную мотивацию, они стремятся выучить язык и преуспеть в учебе, но для успешной интеграции необходимо также много времени, денег и поддержки35. Нынешнее положение дел в школе вызывает озабоченность, т.к. чрезмерная нагрузка на учителей и социальных работников, перегруженность классов и нехватка квалифицированных сотрудников не могут не сказаться на качестве их работы и количестве внимания, уделяемого каждому ребенку. С другой стороны, распределение беженцев именно в обычные германские школы можно считать максимально эффективным способом их адаптации и интеграции в общество. Таким образом, главным остается кадровый вопрос: если власти смогут в короткие сроки привлечь достаточное количество специалистов, многие проблемы могут быть постепенно решены, а ситуация в школах стабилизируется при условии прекращения либо значительного уменьшения потока мигрантов и беженцев в Германию в ближайшее время.

 

Культура и религия

 Анализируя проблемы адаптации и интеграции детей-беженцев в германское общество, «Шпигель» затрагивает вопросы их национальных традиций, культур и религии. Попадая в Германию из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки и даже Восточной Европы, дети сталкиваются с абсолютно незнакомым для себя миром, если не сказать с чужой цивилизацией. Для маленьких детей до пяти-шести лет, а тем более рожденных на территории Германии, это столкновение не так заметно и болезненно, как для детей старшего возраста. Очевидно, что дети мигрантов будут воспитываться в своих национальных традициях и культуре, передаваемых им семьей, подростки, прибывшие самостоятельно, не забудут в одночасье той культурной и религиозной базы, которую получили у себя на родине. Вопрос о принятии и разделении ими так называемых европейских ценностей зависит как от родителей, так и от общества, в котором они будут приняты.

Как было упомянуто, Германия стоит в списке самых желанных европейских стран для проживания беженцев. А это значит, что людей привлекают там условия, созданные для мигрантов и беженцев ранее. «Германия развивается как страна для мигрантов», – заявляет в интервью журналу «Шпигель» эксперт по вопросам демографии Райнер Клингхольц36. «Большинство претендентов на статус беженцев живут в Германии в мире и безопасности. Тысячи добровольцев заботятся о них…»37, то есть немецкое общество в целом отличается своим гуманным отношением к беженцам.

Сочувствие проявляется не только на словах, но и в добровольной помощи, чему авторы «Шпигеля» приводят примеры: в 2016 г. в стране появились бесплатные курсы для беженцев и мигрантов, на которых те могут получить наиболее важную для себя правовую информацию, касающуюся совместного проживания с гражданами Германии38. В первую очередь эти курсы проводятся для тех, кто планирует остаться в Германии, в основном их посещают молодые мужчины, в том числе несовершеннолетние. На занятиях рассматриваются самые разные, актуальные на данный момент темы: равенство женщин и мужчин, право на самооборону, самосуд, шариат, женщина как доступная жертва и т.д. Так, государство и общество вносят посильный вклад в процесс адаптации и интеграции своих новых членов, это дает большие надежды на то, что со временем будут найдены необходимые компромиссы и выходы из сложившегося кризиса, который на данный момент пока только набирает обороты39.

Приток огромного количества мусульман в Германию вызвал в СМИ, в т.ч. «Шпигеле», обсуждение еще одного острого вопроса – религиозного. Кристиан Вульф, бывший Федеральный президент Германии, сформулировал проблему, которая назревает в обществе уже не один год: «Ислам – это часть Германии. Поэтому государство должно пересмотреть свое отношение к религии. Германия, в отличие от Франции, не светское государство, не та страна, в которой государство и религия четко разграничены... Германское государство во многом отдает привилегии христианским церквям, начиная с нерабочих дней на Пасху, Вознесение и Троицу; церковного налога и уроков религиозного воспитания в государственных школах и заканчивая трансляцией богослужений по телеканалам, финансируемым государством. Может ли страна, частью которой стал ислам, оставаться такой? Должна ли Германия законодательно отказаться от преференций христианской церкви и стать светским государством?»40

Религиозный вопрос традиционно является одним из самых острых, возникающих в любом обществе в любые времена, поэтому ждать его разрешения в короткие сроки не стоит, однако отметим, что, исходя из публикаций «Шпигеля», как государство, так и общество в Германии проявляют максимум толерантности и уважения ко всем культурам и религиям. Сам факт постановки и освещения вопроса о недопустимости превосходства одной религии над другими это доказывает. Есть случаи, когда отдельные лица и различные религиозные сообщества пытаются навязать мусульманам, в особенности детям, христианство. Они ходят по лагерям временного размещения, рассказывают о своей религии и даже пытаются склонить людей к крещению41. Насколько хорошо это у них получается, неизвестно, но государство и официальная церковь «держатся от этого в стороне»42.

Можно сделать вывод, что с точки зрения национальной культуры, традиций и вероисповедания дети-беженцы могут чувствовать себя вполне комфортно в Германии, как в стране мультикультурной, многоконфессиональной и, в большинстве своем, свободной и толерантной в этих вопросах. Такой подход также позволит им сохранить свои традиции и культуру и при возможности безболезненно вернуться на родину в будущем. Этой же позиции придерживается Мария Дитль (2016: 23) – автор научной работы, посвященной актуальным вопросам пребывания несовершеннолетних беженцев в Германии: «Несовершеннолетние беженцы должны, в первую очередь, сориентироваться и изучить нашу культуру. Цель не в том, чтобы полностью искоренить их собственную культуру и привить им немецкие нормы и взгляд на мир. Молодым людям необходимо найти «золотую середину» и стать частью германского общества. В этом смысл культурного плюрализма и многообразия».

 

Выводы

Подводя итоги, отметим, что создавшаяся на данный момент ситуация в Германии, названная миграционным кризисом, стала своеобразным тестом на прочность для властей и жителей страны. Огромный приток мигрантов и беженцев взбудоражил спокойное и стабильное германское общество, не оставив ему шанса остаться таким, как прежде. Неизбежны различные изменения в этом обществе и пересмотр многих ранее незыблемых правил и ценностей.

Колоссальное количество детей среди беженцев определяет направление миграционной политики, проводимой федеральными и региональными властями. Вклад сил и средств в их адаптацию, интеграцию и развитие – это вклад в будущее германского общества. Сначала это дети и подростки с тяжелой судьбой, не говорящие по-немецки, имеющие многочисленные психологические проблемы и даже тяжелые психические травмы. Многие из них одиноки и предоставлены сами себе. На кого-то возложена огромная ответственность по содержанию семьи, оставшейся на родине. С одной стороны, многие из этих детей уже имеют жизненный опыт, который вряд ли сотрется из памяти и позволит забыть о перенесенных трудностях, с другой стороны, только пока они остаются детьми, есть возможность заложить в них основы мирной жизни, гармоничного развития, помочь им проложить правильный жизненный путь. То, что будет на данном этапе вложено в сознание этих детей, будет во многом определять будущее германского общества.

Широкое освещение в различных средствах массовой информации, в том числе в одном из ведущих информационно-политических изданий страны – «Шпигеле» – отражает всю остроту и значимость вопроса детской миграции в современной Германии.

«Шпигель» затрагивает различные аспекты данного вопроса, стараясь показать как детали (частные истории беженцев), так и общую картину происходящего. В статьях «Шпигеля» можно встретить как критику германского правительства, по мнению автора довольно конструктивную, так и одобрение его действий по отношению к несовершеннолетним мигрантам и беженцам. Еженедельник приводит позиции ведущих политических сил страны по этому вопросу, однако стоит отметить, что авторы избегают использования мнений радикально настроенных по отношению к беженцам групп.

Можно прийти к выводу, что «Шпигель» старается держаться нейтральной позиции в этом вопросе, освещая суть проблемы, ключевые мнения политиков и экспертов, при этом стараясь держаться в стороне от резких суждений и призывов, способных вызвать неоднозначные общественные реакции и усугубить без того сложное положение как самих беженцев, так и германского общества в целом.

Хотелось бы отметить, что, основываясь на материалах журнала «Шпигель», можно прийти к выводу, что власть и общество Германии в большинстве случаев находят и предпринимают адекватные меры для решения возникающих проблем, по мере возможности оказывают поддержку, в особенности несовершеннолетним беженцам, что постепенно может вывести Германию из миграционного кризиса и дать им возможность мирной, благополучной жизни. При этом главным условием разрешения ситуации остается остановка бесчисленного и неконтролируемого потока мигрантов – только в этом случае система помощи и поддержки может постепенно стать эффективной и способной соответствовать ранее установленным стандартам.

 



Примечания

  1. Общее количество мигрантов в страны – члены ЕС в 2014 г. увеличилось в три раза по сравнению с 2013 г.; в 6,5 раз по сравнению с 2006 г. В 2014−2016 гг. количество мигрантов, прибывших в страны ЕС, составило около 3,2 млн человек. (Eurostat. Statistics Explained. 15.03.2017. Режим доступа:
    http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Asylum_applications_(non-EU)_in_the_EU-28_Member_States,_2006%E2%80%932016_(thousands)_YB17.png)
  2. Asylum statistics. 21.06.2017. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_statistics
  3. Das Bundesamt in Zahlen 2014: Asyl, Migration und Integration. Режим доступа:
    http://www.bamf.de/DE/Infothek/Statistiken/Asylzahlen/asylzahlen-node.html
  4. Welches sind Ihrer Meinung nach die wichtigsten Probleme, denen Deutschland derzeit gegenüber steht? Режим доступа: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/2739/umfrage/ansicht-zu-den-wichtigsten-problemen-deutschlands/
  5. Verkaufte Auflagen der Nachrichtenmagazine Der Spiegel, Stern und Focus vom 2. Quartal 2015 bis zum 4. Quartal 2016. Режим доступа: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/164386/umfrage/verkaufte-auflagen-von-spiegel-stern-und-focus/
  6. Официальный сайт «Шпигель Группе» (Spiegel Gruppe). Режим доступа: http://www.spiegelgruppe.de/spiegelgruppe/home.nsf/0/440FBE98BAF7E2F8C1256FD5004406DD?OpenDocument
  7. Dahlkamp J., Popp M. (2014) Bewachtes Sterben. Spiegel 22: 48−49.
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. В мае 2016 г. «Ди Вельт» (Die Welt) публикует статью «Беженцы должны получать такую же медицинскую помощь, как и немцы», в основе которой мнение Ульриха Монтгомери о необходимости дальнейшего развития системы здравоохранения для мигрантов и беженцев. (Flüchtlinge sollen Versorgung wie Deutsche erhalten. Die Welt. 08.05.2016. Режим доступа: https://www.welt.de/politik/deutschland/article155151424/Fluechtlinge-sollen-Versorgung-wie-Deutsche-erhalten.html)
  11. 9 По данным Федерального управления уголовной полиции (BKA), количество правонарушений, совершенных с участием мигрантов, в 2012 и 2013 гг. составляло 2 и 2,5% соответственно от общего числа. Начиная с 2014 г. эта цифра начала резко возрастать, и в 2016 г. достигла 9,2%. (Bundeslagebild Kriminalität im Kontext von Zuwanderung 2016. 24.04.2017. Режим доступа: https://www.bka.de/SharedDocs/Downloads/DE/Publikationen/JahresberichteUndLagebilder/KriminalitaetImKontextVonZuwanderung/KriminalitaetImKontextVonZuwanderung_2016.html;jsessionid=50F50237EC0F3900B61D380A2589843F.live0601?nn=62336)
  12. Dahlkamp J. (2014) Im Vorzimmer. Spiegel 15: 40−43.
  13. Bundesamt für Migration Flüchtlinge. Bundesamt. Von der Dienststelle zum Bundesamt.
    14.04.2016. Режим доступа: http://www.bamf.de/DE/DasBAMF/Chronik/Bundesamt/bundesamt-node.html
  14. Dahlkamp J. (2014) Im Vorzimmer.
  15. Amann M., Bartsch M., Dahlkamp J., Dettmer M. et al. (2015) An der Grenze. Spiegel 38: 16−23.
  16. Там же.
  17. Там же.
  18. Neufeld D. (2016) Stiefvater Staat. Spiegel 7: 52−56.
  19. Там же.
  20. Там же.
  21. Amann M., Bartsch M., Dahlkamp J., Dettmer M. et al. (2015) An der Grenze.
  22. Там же. В статье говорится о примерно 10 тыс. добровольцев в Германии в лагерях временного размещения для несовершеннолетних беженцев без сопровождения взрослых. Однако и эта помощь не является достаточной.
  23. Там же.
  24. Eurostat. Statistics Explained. 15.03.2017. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Number_of_(non-EU)_asylum_seekers_in_the_EU_and_EFTA_Member_States,_2015_and_2016_(thousands_of_first_time_applicants)_YB17.png
  25. Dettmer M., Müller P. (2014) Harte Haltung. Spiegel 34: 24.
  26. Согласно данным, в Баварии оседает наибольшее количество мигрантов по сравнению с другими германскими землями. (Bundesamt für Migration Flüchtlinge. Schlüsselzahlen Asyl 2016. 11.01.2017. Режим доступа: http://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Publikationen/Flyer/flyer-schluesselzahlen-asyl-2016.html?nn=1694460).
  27. Neumann C. (2015) Sprung aus dem Fenster. Spiegel 9: 40−41.
  28. Там же.
  29. Gezer Ö., Müller P., Popp M., Schindler J. (2014) Deutsch unter Vorbehalt. Spiegel 6: 28.
  30. Там же.
  31. Amann M., Bartsch M., Dahlkamp J., Dettmer M. et al. (2015) An der Grenze.
  32. Стоит отметить, что огромное количество подростков без сопровождения взрослых приезжает в Европу, в том числе в Германию, с целью получить среднее либо профессиональное образование, найти стабильную работу и иметь возможность содержать семью, оставшуюся на родине. Для отправки детей в Европу семьи собирают последние деньги, делая, можно сказать, инвестиции в свое будущее. Однако нет никаких гарантий, что ребенок доберется до желаемого места назначения и будет принят там. Т.е. ребенок выступает в подобных случаях инструментом финансового обеспечения целой семьи. На карту ставятся его жизнь и здоровье.
  33. Amann M., Bartsch M., Dahlkamp J., Dettmer M. et al. (2015) An der Grenze.
  34. Там же.
  35. Там же.
  36. Popp M. (2014) Besser als Einheimische. Spiegel 23: 38.
  37. Hengst B., Knobbe M., Neumann C., Popp M. et al. (2015) Wir leben halt nicht im Paradies. Spiegel 16: 30−32.
  38. Lakotta B. (2016) Rechtsstaat in drei stunden. Spiegel 13: 40−41.
  39. Не обходится, конечно, и без конфликтов, например, имеют место быть поджоги лагерей для мигрантов. Из-за чрезмерного количества желающих жить в Германии, а также не всегда корректного, а порой агрессивного поведения мигрантов, напряжение в обществе нарастает, количество конфликтов и столкновений с местным населением растет, увеличивается и число поджогов лагерей.
  40. Hoffmann C. (2015) Karfreitag und Ramadan. Spiegel 4: 10.
  41. Wensierski P. (2016) Ein Geschenk des Herrn. Spiegel 16: 44−46.
  42. Там же.

 

Библиография

Погорельская С.В. «Похищение Европы»: германская политика в ходе преодоления Евросоюзом иммиграционного кризиса 2015 − начала 2016 г. // Актуальные проблемы Европы. 2016. № 4. C. 104−139

 

Dietl M. (2016) Unbegleitete minderjährige Flüchtlinge: Probleme und Möglichkeiten der Integration. Norderstedt: Druck und Bindung: Books on Demand GmbH.

Bergler S., Efler A., Ortel H., Reindl K. (2016) Unbegleitete minderjährige Flüchtlinge. Allein auf dem Weg in eine bessere Zukunft. Norderstedt: Druck und Bindung: Books on Demand GmbH.