Languages

You are here

Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Соколова Д.В. Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2380

 

© Соколова Дарья Валерьевна
сотрудник кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), darina0306@gmail.com

 

Аннотация

СМИ используют Telegram как дополнительную площадку дистрибуции контента. Данные контент-анализа (8 каналов СМИ, 1440 сообщений) показывают, что медиа пока не выработали эффективной стратегии. Можно выделить некоторые тенденции: 87,75% сообщений содержат ссылку на сайт СМИ, низкая частота публикаций обеспечивает большее число просмотров, коммуникация преимущественно односторонняя. Telegram генерирует небольшой процент трафика на основной сайт СМИ – лучший показатель у Meduza (4,93%).

Ключевые слова: новости, контент, Интернет, мессенджер, Telegram, бот.

 

Введение

Российская интернет-аудитория медленно растет и по состоянию на март 2017 г. достигла 71% населения: половина (54%) выходит в Сеть с электронных устройств (смартфонов и планшетов), причем 16% вообще не используют десктоп1. Google приводит интересную статистику: люди проверяют мобильные телефоны примерно 150 раз в день, затрачивая около 177 минут ежедневно на смартфоны2. Структура медиапотребления в Интернете во многом меняется с приходом поколения digital natives, которое не привыкло подключаться к Сети с помощью настольного компьютера. Не только поколение Z, но и поколение Y активно использует возможности Интернета не только для рабочей или личной коммуникации, рекреации, самообразования, но и для решения повседневных задач.

С распространением электронных девайсов и активным развитием новых медиа СМИ становится все сложнее привлечь внимание аудитории. Теперь медиа приходится конкурировать не только друг с другом, но также с социальными сетями, пользовательским контентом и вообще любой информацией, распространяемой посредством Интернета. Просматривая ленту новостей, пользователь может в любой момент переключиться на личную переписку, на смешное видео, на покупку товаров и др.

В этих условиях мессенджеры могут рассматриваться как дополнительная платформа для доступа к аудитории. В 2015−2017 гг. активно развивается прямая коммуникация СМИ с аудиторией посредством мессенджеров и уведомительных механизмов (push-сообщений). Как отмечает медиаэксперт А.А. Амзин (2016: 93), это позволяет медиа завоевать с помощью «журналистики взгляда» новые слоты времени – совещания, нахождение за рулем, микромоменты (ситуации, связанные с неожиданно возникшими запросами «Я хочу знать», «Я хочу пойти», «Я хочу купить», «Я хочу сделать»).

На сегодняшний день мессенджеры составляют 3% переходов к публикациям в источнике, по данным исследования Mail.Ru Group. Этот показатель уже выше, чем у переходов из email-рассылок (Паранько, Сидорова, 2017: 9). Сервисы мгновенного обмена сообщениями интересны медиа как возможностью быстрой и прямой коммуникации с потребителями информации, так и возможностью привлечь аудиторию мессенджеров к основной платформе.

 

Источник: SimilarWeb, данные на апрель 2016 г.
Рисунок 1. Наиболее популярные мессенджеры в странах мира

 

По состоянию на январь 2017 г. ежемесячная аудитория самых популярных в мире мессенджеров – WhatsApp и Facebook Messenger – достигла отметки в 1 млрд пользователей у каждого из названных сервисов3. По данным некоторых операторов связи, в России абоненты чаще пользуются мессенджерами WhatsApp и Viber4. Однако технические особенности данных сервисов не предусматривают создание каналов или публичных чатов для распространения новостей. Для медиа интереснее Telegram с аудиторией в 100 млн пользователей в мире, из них 6 млн – в России5, поскольку мессенджер позволяет создавать и каналы, и чат-боты.

 

Теория

В исследуемой области еще не закрепилась общепринятая дефиниция мессенджера. Мы определяем мессенджер как сервис мгновенного обмена сообщениями, действующий на базе программируемого приложения с помощью интернет-подключения. Данные сервисы могут передавать текстовые, звуковые сообщения, видео, изображения, файлы, гиперссылки. В отдельных случаях также поддерживается функция совершения звонков.

Некоторые исследователи полагают, что месенджеры за счет собственного функционала становятся «новыми социальными сетями» (Минюшева, 2016: 34). Популярность у пользователей обеспечивают не только технические возможности данных сервисов, но и увеличивающееся желание людей не публиковать общедоступные посты, а приватно делиться информацией с определенным кругом лиц: родственниками, друзьями, коллегами и т.п. Мессенджер стал каналом коммуникации индивидуумов, объединенных определенными социальными связями, например, родители учеников одного класса школы или жильцы дома, входящего в ТСЖ. В некоторых редакциях СМИ (например, «Life Звук») используют мессенджер для координации работы корреспондентов.

Создавать каналы для коммуникации могут люди, объединенные не только общими социальными связями, но и идеологией. Запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ использует Telegram для пропаганды собственных идей, причем при одновременном распространении деструктивного контента на нескольких платформах (соцмедиа, мессенджеры WhatsApp, WeChat, Viber и т.п.) Telegram остается наиболее эффективным инструментом за счет того, что администраторы сервиса не закрывают каналы так быстро, как администраторы других платформ. Если Facebook или Twitter реагируют в течение 1−2 дней, то Telegram – в течение месяцев (Yayla, Speckhard, 2017: 3). По данным официального канала @ISISWatch, только за июнь 2017 г. было заблокировано 7165 ботов и каналов ИГИЛ в мессенджере.

Особенностью мессенджера, которая позволяет СМИ использовать его как дополнительный канал дистрибуции, является возможность создавать боты – специальные аккаунты, управляемые программами (Иванько А., Иванько М., Баранова, 2017). Программирование ботов, способных отправлять свежие новости, вести диалог с пользователями, – это тренд новых медиа, зародившийся в конце 2015 г. и получивший активное развитие в последнее время. Специальные программы пишутся для выполнения рутинных операций. Боты считывают rss-ленту основного сайта издания и публикуют в мессенджере новостные сообщения с заголовком и гиперссылкой на соответствующую страницу сайта. Также боты позволяют СМИ проводить опросы, формировать утренние или вечерние подборки новостей дня и выполнять другие функции. Доцент Института массмедиа РГГУ М. Корнев считает, что боты «по сути те же аккаунты пользователей, только управляются алгоритмически»6.

А.Д. Иванов (2016: 130) выделяет два типа команд, выполняемых ботами в Telegram: статичные и динамичные. Статичные команды позволяют передавать подписчикам заранее подготовленную информацию (например, подборку новостей), а динамичные – отвечать на запросы пользователей (например, бот Medusa по запросу /cat отправляет «случайные материалы про котов»).

Использование ботов в Telegram можно рассматривать как одно из проявлений роботизированной журналистики. Под роботизированной журналистикой исследователи понимают как алгоритмическую обработку программами-роботами семантических связей между единицами текста, включая автоматизированную генерацию журналистских текстов (Замков, Крашенинникова, Лукина, Цынарева, 2017), так и использование особых автоматизированных инструментов для выполнения журналистских функций по сбору и обработке информации, а также для написания готовых текстов без участия человека (Иванов, 2015: 34).

Боты, в частности botan.io, также позволяют издателям получать статистику о подписчиках своего канала, в том числе активность, социально-демографическую информацию, сегментацию аудитории, наиболее востребованные команды (например, подписки на тематические рубрики, если такая функция доступна в чат-боте конкретного СМИ).

Что касается общей аудитории мессенджера, то, по данным на конец 2016 г., наибольшее число заходов в месяц зафиксировано в Иране и России (22,19% и 11,75% соответственно)7. Популярность Telegram в Иране можно объяснить существующим законодательным запретом на функционирование большинства соцмедиа, более того, в странах третьего мира мессенджеры востребованы из-за слабой связи, которая не позволяет полноценно использовать приложения социальных сетей.

Открытых данных о социально-демографической характеристики аудитории мессенджера нет, однако можно сделать некоторые выводы на основе аналитики каналов @internetanalitics и @VillageGameBot. Аудиторию первого формируют жители Москвы в зрелом возрасте (25−30 лет), работающие в IT-сфере со средним заработком около 100 тыс. руб. в месяц8. Среднестатистический пользователь второго канала – юноша 15−21 год, проживающий в России или Узбекистане9. Безусловно, аудитория обоих каналов узконаправленная, что объясняется тематикой (профессиональная, игровая), поэтому нельзя экстраполировать данные на мессенджер в целом, но можно предположить, что пользуются Telegram преимущественно мужчины. При этом стоит помнить, что не представлена статистика относительно зарубежных стран, в то время как 88,25% пользователей мессенджера не из России.

Что касается научного осмысления функционирования Telegram, то отметим, что опубликованные на сегодняшний день статьи не содержат эмпирических исследований, а зачастую представляют сравнительный анализ используемых в России мессенджеров, обзор истории развития и инструментария Telegram (Линд, Махов, 2016; Манукова, Захарова, 2017; Фольц, 2017). Отдельное внимание уделяется вопросам безопасности данных и разработке сервисов для мгновенного обмена сообщениями (Jakobsen, 2015; Андрашитов, Иосебашвили, Цедилкин, 2016; Сейдаметова, Асанова, Костина, 2016). Также стоит выделить публикации, посвященные языковым особенностям коммуникации в мессенджерах (Голошубина, 2014, 2015). Примечательно, что данные об особенностях межличностной коммуникации с помощью Telegram получил Университет Тегерана на выборке в 12 респондентов: данный мессенджер используется преимущественно для общения с друзьями, родственниками или коллегами, хотя новостное потребление также востребовано (Mahin, 2016: 822). При этом отдельных исследований, посвященных медиапотреблению в Telegram и дистрибуции новостного контента, практически нет, можно выделить только опыт испанских локальных СМИ (Negreira-Rey, Lopez-Garcia, Lozano-Aguiar, 2017).

Таким образом, использование Telegram как канала дистрибуции новостного контента является малоизученным и перспективным научным направлением.

 

Исследовательские вопросы

Были сформулированы следующие исследовательские вопросы.

  • Безусловно, СМИ только начали осваивать новый канал дистрибуции контента, поэтому встает вопрос: каким образом они распространяют информацию, какой тип передачи контента превалирует?
  • Влияет ли публикационная активность в мессенджере на уровень просмотров сообщений? Мы предполагаем, что чем больше новостей предлагается аудитории, тем меньше сообщений СМИ просматривают пользователи, поскольку, во-первых, возникает ситуация информационного перенасыщения, а во-вторых, в Telegram технически не разделяются сообщения от личных контактов и ботов, каналов.
  • СМИ рассматривают Telegram в качестве самостоятельного канала распространения новостной информации или же как дополнительную площадку дистрибуции контента?

 

Методология

Для анализа дистрибуции новостного контента мы проанализировали в мессенджере Telegram восемь каналов СМИ, представляющих как правительственную, так и либеральную точки зрения: «Российская газета» (РГ), «Коммерсантъ», радио «Свобода», «Би-би-си Рашн» (BBC Russian), Russia Today (RT) на русском, телеканал «Дождь», Medusa, «Сноб». Таким образом, выборка включает газеты, радиостанции, телеканалы и интернет-СМИ.

 

Таблица 1. Выборка исследования

Тип СМИ

Название СМИ

Канал

Число подписчиков

в 1 периоде*

Число подписчиков

во 2 периоде**

Печатные СМИ

РГ

@rgrunews

8301

10412

Коммерсантъ

@kmrstn

4889

6143

Радио

Свобода

@radiosvoboda

1860

3390

Би-би-си Рашн

@bbcrussian

4289

5212

Телевидение

RT

@rt_russian

20015

22741

Дождь

@tvrain

9475

13789

Интернет-СМИ

Medusa

@meduzalive

24950

32710

Сноб

@snobru

15218

18836

*По состоянию на 14.03.2017
**По состоянию на 13.05.2017

 

Нам было важно изучить публикационную активность и контентные стратегии СМИ в динамике, поэтому представляется логичным взять для анализа как период breaking news, так и период, не содержащий важных событий. Исходя из этого, было выбрано два периода:

  • 20 февраля − 5 марта 2017 г. – период отсутствия «горячих новостей»;
  • 3−9 апреля 2017 г. – теракты в петербургском метро и в Стокгольме.

Всего было проанализировано 1440 сообщений (839 – в первый период и 601 – во второй).

 

Результаты исследования

Активность СМИ в Telegram в зависимости от времени суток распределяется следующим образом: утром (7−12 часов) было опубликовано 16% сообщений, на день (12−18 часов) приходится наибольшее число новостей, а к вечеру (18−24 часа) количество публикаций снижается (см. рис. 2). В период с 24 до 7 часов было опубликовано 7% от общего числа проанализированных сообщений, причем ночью публиковали новости лишь несколько СМИ («Дождь», «Коммерсантъ», Би-би-си – по одному сообщению). Из общей тенденции выделяется лишь радио «Свобода»: оно стабильно активно ночью (8% сообщений), причем количество просмотров не падает, а держится на уровне дневных публикаций. Полученные данные коррелируются со статистикой медиапотребления в Великобритании: так, каждый третий владелец смартфона использует устройство ночью, чтобы проверить мессенджеры, соцсети, рабочую или личную почту или прочитать новости10.

 

Рисунок 2. Время публикаций (в % от числа сообщений всех каналов)

 

Также примечательно, что 6 из 8 СМИ активны в Telegram ежедневно. Русская служба Би-би-си не публикует сообщения по выходным, а «Сноб» не придерживается жесткого графика публикаций: так, отсутствуют материалы 25−26 февраля, 3−4 марта, 9 апреля. Причем, периоды временного «затишья» касаются не только выходных − также иногда захватывают будни: например, 12 мая (пятница), 27−30 мая (суббота−вторник), 17−20 июня (суббота−вторник) – данные числа выходят за рамки исследования, но нам было важно проверить, не связаны ли подобные пропуски с праздничными днями.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что время публикации материалов в Telegram значительно совпадает с рабочим временем smm-продюсера, хотя СМИ и могли бы использовать мессенджер как канал моментальной связи с аудиторией в любое время суток. По оценке заместителя генерального директора «Медиалогии» Фарита Хусноярова, высказанной на конференции Social Media Moscow, скорость поступления информации в кризисных ситуациях: у социальных сетей – 1−3 минуты, у интернет-СМИ и информагентств – 10−15 минут, а у телевидения – 20−30 минут11.

Теракт в петербургском метро произошел в 14:33, в паблике «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург | Питер Онлайн | СПб» первое сообщение было опубликовано спустя 11 минут12, быстрее из проанализированных СМИ отреагировали Medusa и «Дождь»: спустя 24 минуты информация появилась на их сайтах и автоматически была продублирована в каналах в Telegram. Таким образом, для СМИ становится важнее сообщить новость на сайте и автоматически дублировать ее в мессенджере, хотя Telegram как самый быстрый из ныне существующих мессенжеров можно было бы использовать как инструмент моментальной публикации новостей по типу ленты информагентства.

В свете изучения контентных стратегий СМИ в мессенджере также важным было проанализировать публикационную активность отобранных медиа (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Публикационная активность каналов СМИ в «Телеграме»

СМИ

Число сообщений. 1 период

Среднее число сообщений в сутки.

1 период

Число сообщений.

2 период

Среднее число сообщений в сутки.

2 период

Общее число сообщений

Среднее число сообщений

РГ

183

13

118

16,9

301

14,3

RT

211

15

84

12

295

14

Дождь

115

8,2

138

19,7

253

12

Medusa

91

6,5

97

13,8

188

9

Коммерсантъ

111

7,9

71

10,1

182

8,7

Свобода

96

6,8

65

9,3

161

7,7

Сноб

16

1,1

16

2,3

32

1,5

Би-би-си Рашн

16

1,1

12

1,7

28

1,3

Всего

839

7,45

601

10,7

1440

9

 

Наибольшую активность в мессенджере проявляют правительственные СМИ – телеканал Russia Today на русском и «Российская газета» (в среднем 14 сообщений в сутки соответственно). Наименьшее число публикаций представлено в каналах «Сноба» и русской редакции Би-би-си. Если брать период чрезвычайных происшествий, то ситуация, безусловно, меняется: например, телеканал «Дождь» 3 апреля, в день совершения теракта в Петербурге, опубликовал в Telegram 49 сообщений, 39 из них – о теракте; русская редакция Би-би-си – 7 сообщений (в остальные дни – по одному сообщению).

 

Таблица 3. Просматриваемость сообщений (в % к числу подписчиков)

СМИ

Первый период

Второй период

Оба периода

Число сообщений в сутки

Сноб

72,6

88,3

81,3

1,5

Би-би-си Рашн

37,

95,9

68,4

1,3

Medusa

51

52,3

52

9

Коммерсантъ

48,7

52

50,5

8,7

Дождь

35

56,2

47,6

12

РГ

37,5

38,8

38,2

14,3

Свобода

45,4

32

36,6

7,7

RT

30,4

41,5

36,3

14

 

Однако, как показал сравнительный анализ, публикационная активность не влияет на количество просмотров (см. табл. 3). Напротив, самыми просматриваемыми являются сообщения именно «Сноба» и Би-би-си: 81,3% аудитории «Сноба» просматривает публикации при активности в 1,5 поста в сутки, а у Би-би-си этот показатель – 68,4% аудитории и 1,3 постов в сутки (см. рис. 3).

Можно предположить, что чрезмерно активная публикация сообщений отталкивает аудиторию, которая, видя частые push-уведомления от того или иного СМИ, не просматривает сообщения полностью, ограничиваясь лишь заголовком или полностью игнорируя публикацию.

 

Рисунок 3. Соотношение публикационной активности к просматриваемости сообщений
(в % к величине аудитории)

 

Среди тем, которые вызвали резкий скачок числа просмотров в первый период исследования13, можно выделить: детские воспоминания Бориса Минаева («Сноб»), освобождение Ильдара Дадина («Дождь»), борьбу с врачебной тайной в России (Medusa), отравление «боярышником» в Иркутске («Сноб»), смерть постпреда России в ООН Виталия Чуркина («Сноб», Russia Today), ликвидацию дежурных у эскалатора в московском метрополитене («Сноб»). Каждая из указанных тем привлекла внимание более 90% подписчиков анализируемых нами каналов. Во втором периоде, безусловно, на первое место вышли теракты в петербургском метрополитене, что обусловлено выбранным для анализа периоде: в Петербурге обезврежена бомба в жилом доме (Medusa); карта метро Петербурга, на которой отмечено место совершения теракта («Дождь»), пресс-служба аэропорта Пулково опровергла информацию о своем закрытии («Дождь»). Причем у «Дождя» свыше 51 тыс. просмотров данных новостных сообщений при охвате аудитории в 13,7 тыс. подписчиков. Разница объясняется тем, что инструментарий мессенджера позволяет отправлять публикации каналов своим знакомым, также установившим Telegram, но читающим то или иное СМИ. Примечательно, что не у всех СМИ самые просматриваемые сообщения связаны с новостной повесткой: например, наибольший интерес у подписчиков «Российской газеты» в Telegram вызвали сообщения о конкурсе кинорецензий и о сбоях в трансляции фестивальных фильмов на сайте издания (50% против обычных 38,8%).

Если рассматривать тематическое разнообразие публикаций (см. табл. 4), то можно увидеть, что превалировали новости политики и общества, что объясняется направленностью каналов. Особенности выбранных временных периодов не отразились радикально на результатах: процент сообщений о происшествиях (терактах в метро Петербурга, в Стокгольме, столкновение электрички и поезда в Москве) по сравнению с другими СМИ выше у «Медузы» и русской редакции Би-би-си.

 

Таблица 4. Тематика публикаций в обоих периодах (% от общего числа сообщений)

Тематика

Каналы

РГ

Коммерсантъ

Свобода

Би-би-си

RT

Дождь

Medusa

Сноб

Политика

35

43

45,2

31,8

38,8

35

24

26,2

Общество

24,1

22

33,5

25

20

25,2

31,5

42,8

Экономика

7

7.3

2,2

2,3

4,3

2,2

0

0

Происшествия

24

15,7

11,3

29,5

15

30

26,8

14,3

Культура

8,1

9,5

6,1

6,8

8,2

4,5

13,4

9,5

Спорт

0,3

1,5

0

2,3

12

1,1

1,6

2,4

Наука

1,3

1

1,7

2,3

1,5

2

2,7

4,8

 

Проанализировав новостной контент каналов СМИ в Telegram мы рассмотрели особенности его передачи, которые определяют эффективность выбранной стратегии. Так, наиболее используемым способом является сочетание текста с гиперссылкой на сайт издания (см. рис. 4). Вариативно могут быть добавлены фото или эмодзи. Эмодзи достаточно часто использовались анализируемыми СМИ (см. табл. 5), хотя фотография все же удерживает позиции самого востребованного средства иллюстрации. Таким образом, тип передачи контента в мессенджере отличается от типа передачи в соцсетях: если в последних для повышения уровня вовлеченности аудитории используются иллюстрации (фото, рисунки, мемы, карты и т.п.), то в Telegram на первый план выходят гиперссылки, поскольку мессенджер для СМИ является лишь еще одной площадкой дистрибуции контента.

 

Рисунок 4. Средства передачи контента (в % от числа сообщений всех каналов СМИ)

 

Практически не используется видеоконтент (видео – 1,45%, текст+видео – 0,92%), хотя выборка включает и телеканалы. Данную тенденцию можно объяснить тем, что загрузка видео требует дополнительного времени у аудитории и достаточно сильного интернет-сигнала, но в мессенджере пользователи могут читать новости в различных условиях: дома, в транспорте, на работе, на лекциях, за завтраком и т.п. Медиапотребление дома вечером позволяет аудитории и читать длинные тексты, и просматривать видео, а, к примеру, просмотр материалов дома за завтраком уже подразумевает выбор в пользу коротких форм. Кроме того, push-уведомления, которые присылает мессенджер в случае с видеоконтентом (например, «Российская газета» загрузила видео»), едва ли способны привлечь внимание большой части подписчиков в условиях информационной перегрузки. Примечательно, что редкое использование фото и видео характерно также для испанских региональных СМИ, причем медиа Пиренейского полуострова также подавляющее большинство сообщений в Telegram сопровождают ссылками на собственные сайты (Negreira-Rey, Lopez-Garcia, Lozano-Aguiar, 2017: 69).

 

Таблица 5. Средства передачи информации по каждому из каналов СМИ (в % от числа сообщений)

Средства

Каналы

РГ

Коммерсантъ

Свобода

Би-би-си

RT

Дождь

Medusa

Сноб

Текст

0

0

20,5

3,5

8,2

4,7

3,9

0

Текст+фото

0

0

1,8

10,8

0

8,7

5,5

0

Текст+видео

0

0

0

7,1

0

0

0

0

Текст+ссылка

98

89

64

50

3

52,1

72,1

84,4

Текст+эмодзи

0

0

0

0

6,8

0,9

3,3

0

Текст+фото+ ссылка

2

2,2

13,7

28,6

26,1

6,3

1

12,5

Текст+эмодзи+ ссылка

0

0

0

0

52,6

19

9

0

Текст+эмодзи+

Фото+ссылка

0

0

0

0

2,8

1,2

0

0

Фото

0

0

0

0

0

4,7

3,2

3,1

Видео

0

8,2

0

0

0

2

1

0

 

Сравнение двух периодов также позволило проследить изменения в дистрибуции контента у некоторых СМИ. Например, «Дождь» в первом периоде не публиковал подборки, а во втором периоде аудитории уже предлагается утренняя подборка новостей. Кроме того телеканал нечасто обращался к эмодзи как к типу иллюстрации теста (в 14% сообщений преимущественно использовалось эмодзи «восклицательный знак» для обозначения срочной новости), в то время как во втором периоде эмодзи иллюстрируют уже каждое четвертое сообщение и также используются для коммуникации с аудиторией, например, как варианты ответов в голосовании.

Радио «Свобода» в первом периоде не дает ссылки на свой сайт: в Telegram появляется полный текст заметки и ссылка на видео или фото, иллюстрирующее материал. Это единственное СМИ, чья контентная стратегия не аналогична стратегии конкурентов. Во втором периоде в Telegram радио дает ссылки для моментального просмотра с помощью инструмента telegra.ph, а после окончания анализируемых периодов, уже в мае, появляются гиперссылки на сайт радио «Свобода».

Практически все рассмотренные СМИ придерживались единой цели в своей контентной политике: привлечь аудиторию мессенджера к сайту издания, побудить пользователей совершить переход по предложенной ссылке. Интересно, что некоторые СМИ также продвигали дружественные проекты: например, «Коммерсантъ» анонсировал в Telegram материалы радио и журнала «Огонек». «Российская газета» предлагала аудитории интересные, с точки зрения редакции, каналы (записки студентки-медика, обзоры книг и др.), причем подобные анонсы, как правило, завершали день.

 

Выводы и дискуссия

Несмотря на то, что Telegram – российская разработка, большинство пользователей (88,25%) мессенджера зарегистрированы не в Российской Федерации. Сервис пользуется популярностью в Иране, Бразилии, Италии и Испании. Отметим, что не только отечественные, но и зарубежные СМИ имеют свои «представительства» в мессенджере. Боты в Telegram завели, например, английская «Дэйли Телеграф» (Daily Telegraph), итальянская «Корриера дела Сера» (Corriere della Sera), испанские «Эль Паис»(El Pais) и «Эль Мундо» (El Mundo) и другие. Если число подписчиков европейских медиа на порядок уступает показателям российских СМИ, то вещающие в Иране СМИ намного опередили и «Медузу» и Russia Today: например, «Радио Фарда» (Radio Farda, с перс. «Радио Свобода») – 90,5 тыс. подписчиков, «Би-би-си Персиан» (BBC Persian) – свыше 914 тыс. подписчиков.

Основываясь на результатах проведенного исследования, мы приходим к выводу, что российские СМИ в Telegram не разработали четкой контентной стратегии для мессенджера, действуя, скорее, методом проб и ошибок, что подтверждают и эмпирические данные («Дождь», «Свобода»), так и публикации Medusa об опыте освоения Telegram14. Среди правил ведения канала в Telegram издание выделяет, в том числе, число сообщений в сутки – не больше 7−10. Как отмечает компания «Бренд Аналитикс» (Brand Analytics), у тех каналов, которые публикуют контент 1−2 раза в сутки, аудитория значительно шире, чем, например, у СМИ, бомбардирующих подписчиков новостями в течение всего дня15. Этот тезис подтверждают и данные нашего исследования: просматриваемость сообщений выше, чем меньше среднее число публикуемых сообщений в сутки (81,3% аудитории «Сноба» при активности в 1,5 поста в сутки, Би-би-си – 68,4% аудитории и 1,3 постов в сутки). Интересно, что придерживают стратегии «меньше да лучше» также испанские региональные СМИ: так, за неделю газеты «Сур» (Sur) и «Лас Провинсиас» (Las Provincias) опубликовали всего 27 и 6 материалов соответственно (Negreira-Rey, Lopez-Garcia, Lozano-Aguiar, 2017: 68).

Российские СМИ в Telegram, как правило, придерживаются однотипной передачи контента: 66,34% публикаций представляют собой сочетание текста и гиперссылки на сайт СМИ. Иногда сообщения сопровождают средства иллюстрации – фотография или эмодзи, однако общее количество всех публикаций, содержащих гиперссылки, составляет 87,75%.

Контент не адаптируется под платформу, поскольку все СМИ публикуют анонс новости со ссылкой на сайт издания (вариативно ссылки могут сопровождать фотографии или эмодзи), стараясь увеличить число просмотров на традиционной площадке, которую проще продать рекламодателям. На данный момент не ясно, как СМИ могут монетизировать эту площадку. А. Амзин отмечает, что «основные формы заработка мессенджеров – дополнительный контент для зайдествования в коммуникациях (например, стикеры бренда) и плата за коммуникации (например, групповые видеозвонки)»16. Но это инструменты получения дохода мессенджеров в целом, а медиа могут в Telegram либо публиковать нативную рекламу, либо давать ссылки на партнерские материалы, опубликованные на основном сайте. Возможно, разработчики мессенджера в дальнейшем предложат СМИ альтернативные пути монетизации площадки.

На основе проанализированных каналов в Telegram можно сделать вывод, что СМИ используют мессенджер только в качестве дополнительной площадки дистрибуции новостей, однако утверждать, что данная площадка дает значительное число посетителей, пока рано: из всех проанализированных СМИ лучший показатель у Medusa – 4,93% трафика составляют переходы с web.telegram.org (десктопная версия мессенджера)17. Можно предположить, что подобная ситуация характерна именно для федеральных СМИ, в то время как региональные медиа получают большие дивиденды от Telegram: некоторые эксперты отмечают, что во многих российских республиках «узкотематические и локальные группы генерируют трафик на местные новостные ресурсы, превосходящий переходы из новостных агрегаторов, социальных сетей или поиска» (Лосева, 2016: 66−67). В российской научной практике пока не представлено использование мессенджера региональными и локальными СМИ, в то время как последние активно осваивают мессенджер и набирают аудиторию, сопоставимую с числом подписчиков радиостанций, представленных в данном исследовании. В качестве позитивного примера можно назвать петербургские интернет-СМИ «Фонтанка» (канал @fontankaspb насчитывает свыше 7 тыс. подписчиков) и «Собака.ру» (@sobaka_ru – свыше 4 тыс. подписчиков).

Коммуникация СМИ с аудиторией в мессенджере носит преимущественно односторонний характер: медиа публикуют новость, но не получают обратной связи. Исключение – возможность проголосовать в опросе с помощью эмодзи, если такую возможность предусматривает канал того или иного СМИ. Из восьми проанализированных каналов пока только Medusa предлагает пользователям отправлять сообщения в отдельный канал @meduzalovesyou. С помощью этого канала, например, издание подготовило материал и для канала, и для сайта к 14 февраля: читатели отправляли свои истории о неудачных свиданиях18. Можно предположить, что со временем ситуация изменится, поскольку СМИ важно понимать реакцию аудитории и читательские ожидания.

На сегодняшний день медиапотребление в Telegram носит закрытый характер: как отмечает агентство «Бренд Аналитикс», за пределами мессенджера «даже самые популярные каналы практически не упоминаются, а обсуждение и распространение контента зачастую остается внутри мессенджера. Контент же развлекательных каналов, таких как "Хардкор", "Анекдоты", "Ты не поверишь" и других, выходит за пределы мессенджера. Делятся этим контентом в основном пользователи Facebookи "ВКонтакте"»19. Таким образом, в рамках будущих исследований можно рассмотреть особенности контентной стратегии неновостных каналов в Telegram.

Безусловно, мессенджер пока не представляет собой полноценный канал медиапотребления, однако со временем ситуация может измениться, поскольку сервисы мгновенного обмена сообщениями показывают уверенный рост числа пользователей, а в Telegram все новые СМИ заводят каналы и боты. Можно также предположить, что и разработчики предложат медиа новые инструменты, например, пропишут алгоритмы организации информации, поступающей из разных каналов, поскольку в Telegram на сегодняшний день невозможно сгруппировать каналы и личные переписки, таким образом, «смешиваются» с ботами СМИ. Есть вероятность, что разработчики предложат пользователям персонального помощника для ранжирования входящих сообщений.

Трендом в Telegram становятся блогеры, особенно политические каналы, распространяющие по их заявлениям инсайды. Несмотря на то что анонимные каналы не дают гарантий правдивости информации, они пользуются популярности у аудитории и имеют большее число подписчиков, чем официальные СМИ. Можно связать данный тренд с особенностями медиапотребления в Интернете: аудитория зачастую не различает источник информации. Пользователи, как правило, не ранжируют информацию по источнику поступления: отдельный пользователь, журналист, блогер, СМИ, агрегатор новостей. Верификация информация и борьба с фейковыми новостями в скором времени станет актуальной и для мессенджеров. Возможны изменения и на законодательном уровне: СМИ и блогерам могут предложить зарегистрировать популярные каналы по аналогии с регистрацией блогов в качестве СМИ при аудитории выше 3000 подписчиков.

Отметим также, что Telegram вряд ли останется единственной площадкой для дистрибуции новостного контента: другие мессенджеры, в частности Viber, уже заявили о возможности создания каналов для СМИ. Очевидно, что мессенджеры как еще одна возможность получить доступ к аудитории сейчас находится на начальной стадии развития, но уже представляет собой потенциально выгодную для СМИ возможность. И понимают данную тенденцию как сами медиа, так и исследователи: с 2017 г. компании «Медиалогия» и «Бренд Аналитикс» включили в список площадок для мониторинга каналы в Telegram. А в июле 2017 г. был запущен сервис Telegram Analytics (tgstat.ru), предлагающий открытую статистику самых популярных русскоязычных и англоязычных каналов в Telegram. Учитывают несколько показателей: число подписчиков, суточный прирост аудитории, охват одной публикации, число просмотров в день, число постов в день, индекс цитирования (количество репостов и упоминаний в других каналах). Перспективными направлениями исследований в данной области являются изучение контентных стратегий региональных и локальных СМИ, политические блоги, особенности межличностной коммуникации.

 



Примечания

  1. Аудитория пользователей Интернета в России в 2017 году составила 87 млн человек. Mediascope. 21.04.2017. Режим доступа: http://mediascope.net/press/news/744498/ (дата обращения: 19.06.2017).
  2. Micro-Moments: Your Guide to Winning the Shift to Mobile. Google. Режим доступа:
    https://think.storage.googleapis.com/docs/micromoments-guide-to-winning-shift-to-mobile-download.pdf (дата обращения: 23.06.2017).
  3. Most popular mobile messaging apps worldwide as of January 2017, based on number of monthly active users (in millions). Statista. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/258749/most-popular-global-mobile-messenger-apps/ (дата обращения: 19.06.2017).
  4. «ВымпелКом» оценил популярность мессенджеров среди своих абонентов // РБК. 06.03.2017. Режим доступа: http://www.rbc.ru/technology_and_media/06/03/2017/58b99c419a79473e6841bfbd (дата обращения: 19.06.2017).
  5. Хабибрахимов А. Исследование: Аудитория Telegram в России выросла в три раза за год и достигла 6 млн пользователей. Режим доступа: https://vc.ru/n/telegram-rus-6m (дата обращения: 22.06.2017).
  6. Корнев М. Боты Telegram: все, что вы хотели про них спросить // Журналист. 2015. № 11. С. 55−68.
  7. Аудитория Телеграмм − общая статистика и анализ. Режим доступа: https://ru.telegram-store.com/blog/auditorya_telegram/ (дата обращения: 23.06.2017).
  8. Панфилов К. Молодой москвич 25−30 лет с зарплатой около 100 тысяч рублей в месяц. Режим доступа: https://vc.ru/p/telegram-audience (дата обращения: 23.06.2017).
  9. Концаренко Ф. Мужчины, 15−21 год, школьники и студенты. Режим доступа: https://vc.ru/p/telegram-villagebot-stat (дата обращения: 23.06.2017).
  10. Price R. 1 in 3 people check their smartphones in the middle of the night. Business Insider, 2016, 26 Sept. Режим доступа: http://www.businessinsider.com/1-in-3-people-check-smartphones-night-deloitte-study-2016-9 (дата обращения: 07.09.2017).
  11. Статистика доступна в официальном твиттер-аккаунте компании «Медиалогия». Режим доступа: https://twitter.com/Medialogia/status/872740187192930304 (дата обращения: 26.10.2017).
  12. Публикация доступна по ссылке: https://vk.com/wall-68471405?day=03042017&w=wall-68471405_6263177%2Fall (дата обращения: 23.06.2017).
  13. Популярность определялась на основе отношения числа просмотров к объему аудитории.
  14. Подр. о том, как менялась стратегия Medusa на протяжении двух лет: Как совершить кучу ошибок, но все же сделать самый популярный медиаканал в телеграмме. Режим доступа: https://medium.com/meduza-how-it-works/telegram-deed2b9d94 (дата обращения: 30.06.2017).
  15. Мессенджеры в России: цифры и тренды, весна 2017 // Brand Analytics. 24.03.2017. Режим доступа: http://blog.br-analytics.ru/messendzhery-vesna-2017/ (дата обращения: 30.06.2017).
  16. MediaMakers: Trend Report 2016−2020 / сост. А.А. Амзин. М.: РБК, 2017. С. 22.
  17. По данным сервиса SimilarWeb.com за май 2017 г.
  18. До утра играл в «Денди»: Читатели «Медузы» рассказывают о неудачных свиданиях. Режим доступа: https://meduza.io/shapito/2017/02/14/do-utra-igral-v-dendi?utm_source=t.co&utm_medium=share_twitter&utm_campaign=share (дата обращения: 30.06.2017).
  19. Мессенджеры в России: цифры и тренды, весна 2017.

 

Библиография

Амзин А.А. Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. С. 86−100.

Андрашитов Д.С., Иосебашвили Л.З., Цедилкин И.Д. Информационная безопасность мобильных приложений // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 3 декабря 2015 г., Москва. М.: 2016. С. 840−845.

Голошубина О.К. Модель речевого жанра «разговор в мессенджере» // Омский научный вестник 2014. № 5(132). С. 101−103.

Голошубина О.К. Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации // Вестн. Омск. ун-та. 2015. № 1(75). С. 208−212.

Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М., Цынарева Н.А. Роботизированная журналистика: от научного дискурса к журналистскому образованию // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://mediascope.ru/2295

Иванов А.Д. Роботизированная журналистика и первые алгоритмы на службе редакций международных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. №. 2(16). С. 32−40.

Иванов А.Д. Чат-бот в Telegram и «ВКонтакте» как новый канал распространения новостей // Вестн. Волжск. ун-та имени В.Н. Татищева. Т. 1. Филологические науки. 2016. № 3. С. 126−132.

Иванько А.Ф., Иванько М.А., Баранова А.Е. Кибер-коммуникации. Особенности мессенджера Telegram // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 16−20.

Линд А.В., Махов А.А. Мессенджер Telegram как эффективный инструмент в работе с целевыми аудиториями // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика. Мат-лы VIII Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. С. 119−126.

Лосева Н.Г. Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. С. 31−85.

Манукова Е.Ю., Захарова М.В. использование сервисов мгновенного обмена сообщениями в современной массовой коммуникации // Современная филология. Мат-лы V Междунар. науч. конф. Самара, 2017. С. 85−87.

Минюшева И.Ф. Основные тренды развития новых медиа в 2016 году // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 3. С. 33−35.

Паранько С., Сидорова О. Модели медиапотребления. Что люди читают, почему, когда и как. М.: UX-лаборатория Mail.Ru Group, 2017.

Сейдаметова З.С., Асанова У.Б., Костина Е.Г. Системы мгновенного обмена сообщения: проектирование и разработка приложения Atalk // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2016. № 2(12). С. 5−21.

Фольц А.О. Каналы и боты российских СМИ в Telegram: новая платформа, старые проблемы // Век информации. 2017. № 1. Т. 2. С. 168−169.

 

Jakobsen J.B. (2015) A practical cryptanalysis of the Telegram messaging protocol. Aarhus University.

Mahin S.A. (2016) Evaluation of the Effect of Virtual Social Networks. Structure on User's Social Relations (by Comparasion of Facebook and Telegram). Medias numeriques&Communication electronique, pp. 817−826.

Negreira-Rey M.-C., Lopez-Garcia X., Lozano-Aguiar L. (2017) Instant Messagung Networks as a New Channel to Spread the News: Use of WhatsApp and Telegram in the Spanish Online Media of Proximity. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 571, pp. 64−72.

Yayla A.S., Speckhard A. (2017) Telegram: the Mighty Application that ISIS loves. International Center for the Study of Violent Extremism.