Languages

You are here

Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале»)

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Полуэхтова И.А., Ивченко И.Н., Овчинская Е.В. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2352

 

© Полуэхтова Ирина Анатольевна
доктор социологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель отдела социологических исследований Аналитического Центра НСК+ (г. Москва, Россия), IPoluehtova@nsc.media

© Ивченко Ирина Николаевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, корреспондент «Первого канала» (программа «Доброе утро») (г. Москва, Россия), Ivchenko_ira@mail.ru

© Овчинская Екатерина Витальевна
соискатель кафедры социологии Московского гуманитарного университета, эксперт отдела социологических исследований Аналитического Центра НСК+ (г. Москва, Россия), EOvchinskaya@nsc.media

 

Аннотация

В статье рассматриваются особенности структуры и содержания утренних телевизионных шоу на примере программы «Первого канала» «Доброе утро». Теоретический обзор затрагивает научные дефиниции жанров и форматов, социологические концепции аудитории и телепотребления, исследования зарубежных и отечественных авторов, посвященные утренним шоу. Эмпирическая часть основана на результатах контент-анализа выпусков программы «Доброе утро» (2016) и вторичного анализа данных социологических исследований аудитории телевидения.

Ключевые слова: телевидение, утреннее шоу, формат, аудитория, телесмотрение.

 

Теория и литература

Утренние шоу – особый тип телевизионных программ, транслируемых в прямом эфире в утренние часы (с 5:00 или 6:00 до 9:00 или 10:00 часов утра) и обладающих рядом устойчивых жанровых и стилистических (форматных) признаков. Основоположником этого телевизионного формата принято считать программу «Зе Тудей Шоу» (The Today Show), вышедшую в 1952 г. на американском телеканале «Эн-би-си» (NBC). В дальнейшем и другие национальные телесети США выпустили свои утренние шоу. Каждая из них, как отмечает Е.Л. Вартанова (2003: 206), «стремилась завоевать зрительскую аудиторию, экспериментируя и предлагая свой вариант утренней программы». В Европу этот формат пришел в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на волне коммерциализации системы общественного вещания, которая стимулировала, в числе прочего, эксперименты с новыми журналистскими форматами, преимущественно в русле инфотеймента. В Европе за этим форматом закрепилось название «телевидение на завтрак» – «брэкфаст телевижн»» (breakfast television), в то время как на североамериканском континенте («родине» формата) их называют «утренними шоу»  («morning shows») или «морнинг ньюз шоуз» («morning news shows»). С точки зрения жанровой классификации, эти программы представляют собой телевизионные журналы, поэтому их также называют «утренними журналами»  (morning magazines (Wieten, Pantti, 2005)).

На отечественном телевидении первое утреннее шоу вышло 30 лет назад, в 1986 г., в эфире «Первой программы» советского Центрального телевидения (ЦТ). Первоначально программа называлась «60 минут» (затем «90 минут», «120 минут»). В 1995 г. она поменяла название на «Телеутро», а с 1 января 1997 г. − на «Доброе утро». Сегодня утренние информационно-развлекательные программы есть в сетке одиннадцати (из двадцати) общероссийских (обязательных для распространения) телеканалов (см. табл. 1). Кроме того многие региональные телевещатели также делают свои утренние шоу1.

 

Таблица 1. Утренние телешоу на общедоступных эфирных телеканалах в 2017 г.

Канал

Специализированные утренние программы

Временной интервал

Суточный охват, тыс. чел. (апр. 2017)

Суточный охват, % (апр. 2017)

«Первый канал»

Доброе утро

05:00−09:00

7 050

10,2

«Россия 1»

Утро России

05:00−09:00

6 905

10

«НТВ»

Деловое утро

07:00−09:00

2 162

3,1

«Пятый канал»

Утро на 5

07:00−09:00

1 672

2,4

«РЕН ТВ»

С бодрым утром!

07:00−08:30

1 612

2,3

«ТВ Центр»

Настроение

06:00−08:00

1 047

1,5

«Пятница!»

Утро на Пятнице

06:30−09:30

792

1,1

«МИР»

Доброе утро, мир!

07:30−09:00

378

0,5

«ТВ3»

Удивительное утро

05:00−06:00

167

0,2

«Звезда»

Сегодня утром

06:00−08:00

746

1,1

«МУЗ ТВ»

Каждое утро

06:00−09:00

585

0,8

 

Каждый канал предлагает свой вариант утреннего шоу, соответствующий концепции и бренду канала, его позиционированию на рынке, целевой аудитории, имиджу и т.п. Тем не менее утренние телешоу обладают сходными конструктивными и стилевыми элементами, которые позволяют рассматривать их как особый телевизионный формат.

Несмотря на то что понятие «формат» прочно вошло в обиход российской медиаиндустрии и научного сообщества, «как термин оно пока не оформилось, если под термином понимать строго определенное понятие» (Солганик, 2010: 23). Дискуссионным остается и вопрос о соотношении понятия «формат» с традиционным для теории журналистики понятием «жанр». В 2000-е гг. это стало предметом научной дискуссии (в частности, на факультете журналистики МГУ (см., напр. Динамика жанров и форматов, 2009), которая подтвердила, что представители российской телеиндустрии и научного сообщества трактуют понятие «формат» чрезвычайно широко и по-разному (см., напр., Шергова, 2014: 30; Лазутина, 2010: 17; Мясникова, 2011: 32; Лащук, 2010: 40). Несмотря на различия трактовок и терминологическую неопределенность понятия «формат», исследователи сходятся в том, что категории «жанра» и «формата» относятся к разным «парадигмам». Жанр – категория эстетическая (Цвик, 2010: 54), связанная с идеей авторского творчества, «с родовыми, исторически сложившимися, смысловыми характеристиками программы» (Качкаева, 2010: 43). А формат – понятие рыночное (Цвик, 2010: 54), связанное «с индустриальными характеристиками вещания – «упаковкой» содержания, его унификацией, адаптацией, способом распространения, стоимостью и пр.» (Качкаева, 2010: 43). Индустриальная, рыночная природа формата связывает его с ориентацией на спрос, аудиторию, коммерческий успех. На это указывают В.А. Сухарева (2010), И.Н. Кемарская (2010), М.И. Макеенко (2010) и другие. А.А. Новикова (2010: 63), разделяя в целом позицию коллег относительно индустриальной природы формата, подчеркивает, что внутри формата «идет постоянный творческий поиск», и именно гибридность и способность к переформатированию исследователь считает определяющими признаками телевизионного формата (Новикова, 2010: 56).

Самим утренним шоу исследователи  − как отечественные, так и зарубежные − уделяли сравнительно немного внимания. По мнению Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 21), это объясняется низким статусом жанра (формата) утренних шоу среди медиакритиков и профессионального сообщества, но только не среди телевизионных менеджеров, заботящихся о прибыли − добавляют исследователи2, которые рассматривают утренние шоу как предельную популяризацию и «тривиализацию» (опошливание) жанра новостей. Чаще всего утренние шоу лишь упоминаются в научных публикациях, посвященных анализу более широких (история, теория жанров и пр.) или смежных тем: например, анализу жанра телевизионных новостей (см., напр., Cottle, 1995; Scannel, 1996). Встречаются также публикации, посвященные рассмотрению отдельных утренних шоу (см., напр., Wright, 20013; Simms, 20124). Концептуальным подходом к осмыслению формата утренних шоу отличаются исследования Дж. Феуер (1983), Дж. Вайтена (2000, 2001) и М. Панти (2005), П. Скэнела (1996), Р. Дикинсон, А. Муркотт, Д. Элдридж, С. Лидер (2001). Эти авторы в качестве фундаментальной природы формата утренних шоу выдвигают концепты «повседневности» («dailiness») и «жизненности» («liveness») – непосредственного участия, инкорпорированности в «живую» реальную жизнь аудитории (Feuer, 1983; Scannel, 1996). Они отмечают, что утренние шоу стремятся раствориться в повседневной жизни телезрителей, выстроить отношения с утренней аудиторией, ее настроением, временным графиком, занятиями (Scannel, 1996; Wieten, Pantti, 2005). «Брэкфаст телевижн» «сознательно берет на себя роль структурирования и поддержания домашней рутины с целью стать ее частью», − заключают Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 22).

Теоретическую основу подобного подхода составляют социологические концепции медиапотребления, в частности «теория использования и удовлетворения потребностей» (Blumler, Katz, 1974), методология reception research (исследования восприятия) и медиаэтнографии (см., напр., Morley, 1986; Lull, 1990), которые фокусировались на исследованиях контекста медиапотребления. Телепотребление в этой парадигме рассматривается как социальная практика, укорененная в домашней повседневности и связанная с другими повседневными занятиями (Коломиец, 2010; Полуэхтова, 2010; Овчинская, 2013). Ритмы повседневной жизни аудитории определяют «темпоральные» закономерности (временны́е циклы) телесмотрения (Шариков, 1997) и лежат в основе программирования сеток вещания5. Темпоральные циклы телесмотрения обусловливают, в частности, выделение крупных временных блоков (day-parts) – утро, день, вечер (или прайм-тайм), ночь, которые программируются по-разному – с учетом различий в потребностях, занятиях и составе телевизионной аудитории в разное время суток и дней недели6. «В случае с утренним эфиром, возможно, даже в большей степени, чем с другими типами телепрограмм необходимо принимать во внимание особенности практик телепросмотра и его контекст» (Wieten, Pantti, 2005: 22−23). Рассматривая с этих позиций утренние телешоу, Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 26) отмечают, что контент «утренних журналов» специально адаптирован под ситуацию (контекст) утра: программы предлагают помощь в домашних рутинных делах и предоставляют людям то, что им нужно, прежде чем выйти из дома, без добавления стресса к уже стрессовой ситуации».

Российские исследователи уделили утренним шоу еще меньше внимания. В основном материалы об утренних шоу встречаются не на страницах научных изданий (где им уделяется в лучшем случае несколько абзацев в контексте рассмотрения других тем), а в профессиональных СМИ7 и на интернет-ресурсах (сайтах телеканалов, форумах, блогах)8. Хотя в этих публикациях, авторами которых нередко являются практики телевидения: тележурналисты, менеджеры, продюсеры, − встречается немало аналитических суждений и интересных обобщений9, собственно научных исследований утренних шоу крайне мало. Одно из них – исследование А.С. Новожениной (2014; 2015), посвященное утренним развлекательным шоу на региональных телеканалах (на примере Курска и Орла). Важно также упомянуть исследования утренних шоу на радио (см., напр., Усольцева, 2008; Арсентьева, 2016), которые представляют теоретический интерес для исследователей утренних программ телевидения.

Учитывая невысокую степень разработанности темы и небольшое количество эмпирической информации, посвященной утренним шоу на российских телеканалах, в частности на федеральных, мы поставили перед собой задачу рассмотреть некоторые форматные особенности утреннего телешоу через анализ аудитории, композиционных особенностей и содержательной (тематической) направленности программы «Доброе утро» на «Первом канале». Программа «Первого канала» была выбрана как самое популярное (рейтинговое) среди россиян утреннее шоу (см. табл. 1). Отметим также, что данное исследование является лишь первым шагом − в исследовательские планы входит расширение эмпирического объекта исследования (сравнительный анализ утренних шоу на разных каналах) и углубление анализа (стилевые особенности, художественные приемы и т.п.)

 

Методология исследования

Для проведения исследования были использованы следующие методы: количественный (структурный и тема-центричный) контент-анализ выпусков программы, анализ документов (монтажных листов программы, в которых обозначены рубрики, тематика и хронометраж); вторичный анализ данных количественных10 и качественных11 социологических исследований, в том числе индустриальных измерений телевизионной аудитории Mediascope (бывш. TNS)12. Дополнительным средством сбора эмпирической информации стал личный опыт работы одного из авторов в программе «Доброе утро» в качестве корреспондента.

Методика контент-анализа. В сетке телевещания «Первого канала» были выбраны 4 рабочие недели 2016 г., которые в совокупности составили статистический месяц (1−5 февраля; 11−15 апреля; 18−22 июля; 24−28 октября), и проанализированы все выходы программ «Доброе утро», попавшие в выборку. Отобранные для исследования недели охватывают разные календарные «времена года» (первый критерий отбора), что позволяет сгладить влияние фактора сезонности. Второй критерий отбора – «типичность» рабочей недели (отсутствие переносов рабочих и выходных дней, приближающихся праздников или других значимых событий и т.п.). Отобранные для анализа выпуски были отсмотрены исследователями и анализировались по следующим направлениям: хронометраж, композиция программы, выделение структурных единиц, тематический анализ сюжетов.

 

Результаты исследования

Аудитория утреннего эфира. По утрам аудитория телевидения существенно меньше, чем в вечернее время. По данным индустриальных телеизмерений компании Mediascope (города 100 тыс.+, возраст 4+), утром (5:00−09:00) в будние дни телевизор включает чуть меньше трети населения, в то время как по вечерам у телеэкранов оказывается более половины россиян (56%). Средняя продолжительность телепросмотра по утрам в два с лишним раза меньше (60 мин.), чем в вечерние часы (140 мин.).

Характер телепросмотра в утренние часы также имеет ярко выраженные особенности. Социологические исследования («Телевидение глазами телезрителей» и «Утро на ТВ»13) свидетельствуют, что в утренние часы телевизор чаще включается как «фон», заполняющий тишину. Две трети опрошенных социологами городских жителей (73%) отметили, что утром в будни они совмещают телепросмотр с другими делами, в то время как вечером так поступает только 50% опрошенных. Поэтому по утрам зрители менее склонны к зэппингу (переключению каналов), чем днем или вечером (45% опрошенных против 57% и 53% соответственно). Иными словами, утром телевизор, скорее, слушают, как радио, совмещая с уходом за собой, сборами на работу. Сам просмотр телевизора по утрам осуществляется непродолжительное время. Характерная черта утреннего телепросмотра − постоянно переключаемый уровень внимания. Стимулом к переключению от фонового слушания к внимательному просмотру может быть актуальная или просто интересная зрителю информация, любимая рубрика или ведущий. Кроме того просмотр происходит, как правило, во время завтрака, что подчеркнуто и в названии формата – «брэкфаст телевижн» (Dickinson, Murcot, Eldridge, Leader, 2001). В России, к слову, у трети городских семей  есть телевизор на кухне(Полуэхтова (ред.), 2012). В силу фрагментарности утреннего просмотра субъективное время телепросмотра по утрам оказывается значительно меньше, чем реальное. Так, респонденты фокус-групп обычно говорят о 20−30 минутах, поскольку ассоциируют телепросмотр только с внимательным просмотром. А данные телеизмерений, фиксирующие все время нахождения в комнате с работающим телевизором, дают цифру в два раза бóльшую.

Все, что связано с утренним телепросмотром (как и просмотром телевизора в целом), носит характер привычки, повторяющегося изо дня в день ритуала, который совершается по заведенному сценарию. Рутинность телепросмотра способствует поддержанию чувства «онтологической безопасности» (Гидденс, 2005). Об этом свидетельствуют и результаты фокус-групп («Утро на ТВ»): большинство респондентов отмечали, что утром включают телевизор по привычке. Эта привычка распространяется и на выбор программ (каналов) для утреннего просмотра. Большая часть утренней телеаудитории, включая телевизор, заранее знает, что будет смотреть – почти у каждого есть традиционный, привычный канал (программа) или набор каналов. Эта привычка настолько сильна, что даже при низкой удовлетворенности самим каналом, люди продолжают его смотреть (цитата: «НТВ померк, утро стало хуже, но пока не хочу менять канал»). Привычность утреннего телепросмотра позволяет начать день в хорошо известных обстоятельствах. И дело не только в лимите времени («некогда щелкать»), но и в том, что эта привычность, рутинность и предсказуемость удовлетворяет базовую психологическую потребность людей в безопасности, позволяя начать день в стабильной и спокойной обстановке.

Утренний просмотр телевизора удовлетворяет также потребность «оставаться в социуме» − быть в курсе происходящего, ориентироваться в окружающем мире, подготовиться и настроиться на предстоящий день. Эти потребности и ожидания во многом определяют зрительские требования к содержанию утренних телешоу. По данным фокус-групп, зрители хотят получить информацию о прошедших и предстоящих событиях; полезные советы, которые могут пригодиться в жизни; узнать любопытные факты. Но при этом характер подачи информации в утреннем телеэфире должен быть легким. В это время суток зрители не ждут (и даже выступают против) подробной, глубинной аналитики и продолжительных серьезных рассуждений («Утром голова еще не настолько ясная, чтобы вникать во что-то, да и неуместно это − времени нет») («Утро на ТВ»). И, наконец, зрители утреннего телевидения хотят получить от просмотра позитивный эмоциональный заряд, чтобы день начался с хорошего настроения

Утренняя аудитория телевидения заметно отличается по составу от аудитории дневного эфира и вечернего прайм-тайма (по данным электронных измерений телесмотрения компании Mediascope). Утром у телеэкранов больше экономически активного, работающего населения. В утренней аудитории самая высокая (по сравнению с другими частями суток) доля зрителей в возрасте 25−54 (49%) и зрителей-мужчин (41%). По социально-демографическому профилю утренняя аудитория ближе всего к ночной.

Особенностью утренней телеаудитории является также ее быстрое «обновление». Рано проснувшиеся зрители уходят из дома, на их место «приходят» новые (и с каждым часом − в бόльшем количестве) – те, кто только что проснулись и включили телевизор. В связи с этим и социальный состав утренней аудитории меняется от часа к часу. С каждым часом в аудитории телевидения растет доля женщин (в слоте 5:00−6:00 – 54%, в слоте 8:00−9:00 – уже 61%) и доля неработающих телезрителей (с 42% в слоте 5:00−6:00 до 52% в слоте 8:00−9:00). На динамику состава аудитории телевидения в утренние часы оказывают влияние разные режимы работы и распорядок дня у представителей различных социально-профессиональных групп. Например, у «рабочих» трудовой день начинается, как правило, рано, и их доля в аудитории существенно сокращается: с 20% в 5:00−6:00 до 13% в интервале 8:00−9:00. А у офисных категорий (специалисты, руководители и служащие) начало рабочего дня может «плавать» в широком диапазоне, поэтому их сокращение в аудитории ТВ не так заметно: одни уже ушли на работу, а другие только собираются.

Итак, для утренних практик телепросмотра характерна короткая продолжительность и преобладание фонового просмотра с быстрым и частым переключением «уровней внимания»; привычный выбор каналов и программ для просмотра, невысокий уровень зэппинга. По объему утренняя аудитория сравнительно невелика, а по составу разнообразна: в ней представлены все группы населения с высокой долей работающего населения (занятых) и мужчин; аудитория быстро обновляется в утренние часы, меняется ее социальный состав. Особый социальный контекст утра и специфика повседневных утренних практик определяют специфические информационные (ориентирующая, практически полезная и простая информация) и психологические потребности аудитории (позитивный настрой, заряд бодрости на предстоящий день).

Организационно-технологические особенности утреннего телешоу на федеральном телеканале. Одной из особенностей утренних информационно-развлекательных программ является то, что они выходят в прямом эфире. Однако территория нашей страны, охватывающей 11 часовых поясов, требует особой организации телевещания, чтобы сетка вещания телеканала совпадала с реальными темпоральными циклами аудитории – иными словами, чтобы жители разных часовых поясов смотрели телепередачи в режиме своего  местного времени. Эту задачу решает построенная еще в Советском Союзе система спутниковой связи «Орбита», обеспечивающая передачу, приём и последующую ретрансляцию программ центрального телевидения на всю территорию страны. Так, «Первый канал» имеет несколько «дублей» вещания («Орбита-1», «Орбита-2», «Орбита-3», «Орбита-4»), которые передаются для восточных территорий страны с временным сдвигом относительно московского времени (+2, +4, +6 и +8 часов). Система «дублей» предъявляет особые требования к организации прямого эфира и, соответственно, определяет специфику работы Дирекции утренней программы.

Для того чтобы программа «Доброе утро» выходила в эфир в 5 утра по местному времени в каждом регионе страны, «подводки» телеведущих в студии записывают накануне вечером. Уже в 21:00 по московскому времени программу «Доброе утро» начинают смотреть жители самого восточного часового пояса − Камчатки. Режиссеры собирают этот эфир программы из отдельных структурных компонентов: записанные накануне подводки, смонтированные сюжеты и рекламные блоки склеивают и показывают в прямом эфире на первом «дубле» вещания («Орбита-1»). Все остальные «дубли» видят эту программу в записи (с соответствующим временным «сдвигом» – +6, + 4, + 2). И только на основной версии канала (так называемая «нулевая орбита», которая «покрывает» практически всю европейскую часть страны) программа «Доброе утро» целиком идет в прямом эфире. И эта версия отличается от той, которая выходит на «дублях». В ранние часы (с 5:00 до 6:55, иногда до 6:25) программа выходит в прямом эфире из Останкинской телестудии с ведущими, которые накануне вечером записывали «подводки» для восточных «дублей». Затем эти ведущие передают слово другой паре ведущих, которые продолжают вести телешоу уже из передвижной телевизионной студии (ПТС). Дислокация ПТС «Первого канала» время от времени меняется. В разное время она находилась на ВДНХ, Красной площади, Воробьевых горах, Парке культуры и отдыха им. Горького, Манежной площади. Дважды на 9 мая студия переезжала в Санкт-Петербург, а во время Зимних Олимпийских игр в 2014 г. «Доброе утро» вещание осуществлялось  из Сочи.

Композиция и структура программы «Доброе утро». Продолжительность программы составляет 240 минут, или 4 часа (с 5:00 до 9:00). Как уже было отмечено, программа компонуется из самостоятельных структурных единиц, которые склеиваются в момент выхода в эфир. Контент-анализ показал, что структура программы достаточно устойчива: время, которое отводится на отдельные содержательные блоки программы (новости, сюжеты, подводки и т.п.), мало отличается от выпуска к выпуску, от недели к неделе (см. таб. 2). Рассмотрим основные структурные единицы программы:

1. Новости транслируются каждые 30 минут (9 раз в течение программы) и формируют своеобразный композиционный каркас  программы. Общая продолжительность новостного блока составляет 48 минут (или 20% эфирного времени программы).

2. Сюжеты на разные темы, которые могут повторяться в разные часовые слоты, при этом отдельные сюжеты повторяются два раза, некоторые – только единожды. В первый час выходят оригинальные сюжеты. Повторы начинаются уже со второго часа (или «второго слота», как это называют производители программы) программы (6:18−6:20). Продолжительность оригинальных сюжетов составляет в разных выпусках от 51 до 61 мин. (21−25% продолжительности программы); повторы сюжетов занимают – 48−54 мин. (20−24% продолжительности программы). В общей сложности на сюжеты отводится 41−49% продолжительности программы. Часть сюжетов выходит в составе постоянных рубрик (см. табл. 3).

3. Отводки и подводки к сюжетам, рубрикам, выпускам новостей, рекламе. Это могут быть диалоги ведущих, а также ВМЗ (видео-монтажная заметка) – очень короткий по хронометражу сюжет (видеоряд без звука или с интершумом), текст которого читают ведущие. В среднем отводки и подводки занимают 30−36 минут, или 12−15% в общем хронометраже программы.

4. Гости в студии: они присутствуют в большинстве выпусков программы (в среднем в 8 выпусках из 10); общение с ними ведущих/ведущего занимает 3−6 минут (1−3,5% в общем хронометраже программы). Спецификой программы «Доброе утро» является то, в качестве гостей  чаще всего приглашают представителей шоу-бизнеса (в отличие от, например, утренней программы на государственном телеканале «Россия 1» («С добрым утром, Россия!»), куда приглашаются в основном эксперты из разных областей – чиновники, ученые и т.п. За анализируемые 4 недели в качестве гостей в программе «Доброе утро» участвовали актеры (например, П. Ришар, Ю. Пересильд, С. Безруков, И. Охлобыстин), певцы (О. Кормухина), участники и ведущие телепроектов «Первого канала» (П. Гагарина – наставник шоу «Голос»). Нередко в студию «Доброго утра» приглашают также спортсменов (А. Сотникова), писателей (Е. Гришковец) и других деятелей культуры и искусства.

5. Реклама (20 рекламных блоков в программе) составляют на протяжении одного выпуска программы 38 минут (15,8% в общем хронометраже программы).

6. Анонсы «Первого канала» (как правило, концертов, фильмов, шоу) занимают 7−10 минут из 4 часов программы (в среднем 3,8% от хронометража программы).

 

Таблица 2. Хронометраж и общая структура программы «Доброе утро», в минутах

Структура программы

1 неделя

1−5 февраля 2016 г.

2 неделя

11−15 апреля 2016 г.

3 неделя

18−22 июля 2016 г.

4 неделя

24−28 октября 2016 г.

В среднем за 4 недели

 

Всего

240

240

240

240

240

Новости

48

48

48

48

48

Сюжеты,

в т. ч.:

107

109

111

100

107

Оригинальные сюжеты

53

61

54

51

55

Повторы сюжетов

54

48

57

49

52

Гости

6

4

3

8

5

Отводки и подводки

34

34

30

36

34

Реклама

38

38

38

38

38

Анонсы «Первого канала»

7

7

10

10

9

 

Итак, основной объем времени программы, как показал контент-анализ, занимают сюжеты: на них приходится почти половина эфирного времени программы – в среднем 45%. Важно отметить, что примерно половина этого времени приходится на повторы сюжетов (см. рис.). Второе место (по времени в эфире) занимают новости – 20%. Подводки ведущих и коммерческая реклама соизмеримы по времени в эфире. Ведущих зрители имеют возможность видеть на экране даже чуть меньше, чем рекламу (особенно если к коммерческой рекламе прибавить и анонсы «Первого канала», которые телезрители вряд ли отличают от рекламы). Даже если приплюсовать к подводкам ведущих (14,2 %) их общение с гостями в студии (2,1% − ведь ведущие тоже представлены на экране), все равно перевес оказывается на стороне рекламной информации (15,8% реклама и 3,8% анонсы): 16,3% vs 19,6%.

Рисунок. Соотношение частей программы «Доброе утро» по продолжительности в среднем за месяц, в % от 240 мин.

Композиционное решение программы выстроено с учетом особенностей утренней аудитории (короткое время просмотра, быстрая смена одних зрителей другими, «обновление» аудитории и смена ее социального состава). Этим особенностям отвечает фиксированное время выхода выпусков новостей, короткий хронометраж и повторяемость (рециклинг) сюжетов, которые объединяются в единое целое подводками ведущих. Еще одно композиционное решение для утреннего шоу на федеральном канале – технологическое выделение трех временных слотов: раннее утро (с 5:00 до примерно 6:20), основное утро (примерно с 6:20 до 8:00) и позднее утро (примерно с 8:00 до 9:00). Для примера в таблице 3 представлена эфирная верстка (сетка) выпуска программы «Доброе утро» от 11 апреля 2016 г. Здесь отчетливо видны не только указанные тайм-слоты, но и рециклинг сюжетов: во втором слоте сюжеты начинают повторяться (примерно 70−80% повторных сюжетов), а третий уже практически полностью (на 95%) состоит из повторов.

 

Таблица 3. Часовые слоты программы «Доброе утро» 11 апреля 2016 г.

Часовые слоты

Название сюжета

Хронометраж

Время

Слот 1

Новости-1

0:06:00

5:00:00

 

Пал травы

0:01:50

5:06:31

 

Утренняя гимнастика

0:01:06

5:10:30

 

Вокруг спорта

0:01:59

5:11:56

 

Виниловые пластинки. Возрождение или Бумажные самолетики

0:02:56

5:20:13

 

Истории следователя. Мужчина признался в преступлении, которого не совершал

0:02:00

5:23:27

 

Полезные советы для женщин

0:01:49

5:27:55

 

Поддельные лекарства

0:03:01

5:36:45

 

Малый бизнес в кризис

0:02:10

5:40:15

 

Перехват. Грязные машины

0:02:03

5:44:03

 

Кто и при каких условиях имеет право войти в ваш дом

0:02:31

5:46:28

 

ОТК 1. Цельнозерновой хлеб

0:01:43

5:49:25

 

Голливуд Алессандра Амброзио

0:01:48

5:51:24

 

Самооборона. Учим ребенка и маму с коляской безопасно переходить дорогу на светофоре

0:02:22

5:53:27

 

Полезные советы для мужчин

0:00:35

5:58:11

 

Новости-1

0:06:00

6:00:00

 

Бессмертный полк

0:02:35

6:06:28

 

Звезды говорят. Для всех

0:00:53

6:09:37

 

Звезды говорят. По знакам

0:02:29

6:11:52

 

ОТК 2. Средства для укрепления ногтей

0:01:41

6:14:40

Слот 2 Повтор 1

Утреняя гимнастика

0:01:06

6:18:30

 

Берещенье. Березы – наше все

0:01:53

6:19:59

 

Голливуд. Потолстевшие за зиму

0:01:26

6:22:20

 

Самооборона. В кафе аферистка изображает беременную, роняет вещи, а ее подельник обворовывает тех, кто помогает

0:00:57

6:24:02

Повтор 1

Полезные советы для женщин

0:01:49

6:27:55

 

Новости-2

0:06:00

6:30:00

Повтор 1

Пал травы

0:01:50

6:36:27

 

На сколько хватит нефти и как это подсчитывают?

0:02:42

6:38:40

 

Праздник селедки. В Калининграде и у нас

0:02:45

6:44:25

 

С миру по нитке

0:02:40

6:47:26

 

Народная медицина. Быстро похудеть – одуванчик, укроп, почечный чай

0:01:42

6:52:42

Повтор 1

Истории следователя

0:02:00

6:54:42

 

Новости-3

0:06:00

7:00:00

Повтор 1

Поддельные лекарства. Что чаще всего подделывают и как понять, что лекарство не настоящее

0:03:01

7:06:45

Повтор 1

Малый бизнес в кризис. Какие льготы работают

0:02:10

7:10:15

Повтор 1

Перехват. Грязные машины

0:00:29

7:13:34

Повтор 1

Кто и при каких условиях имеет право войти в ваш дом

0:02:31

7:16:28

Повтор 1

ОТК 1. Цельнозерновой хлеб

0:01:43

7:20:34

Повтор 1

Голливуд Алессандра Амброзио

0:01:48

7:22:33

Повтор 1

Вокруг спорта

0:01:59

7:27:55

 

Новости-4

0:06:00

7:30:00

Повтор 1

Бессмертный полк

0:02:35

7:36:28

Повтор 1

Звезды говорят. Для всех

0:00:53

7:39:35

Повтор 1

Звезды говорят. По знакам

0:02:29

7:42:50

Повтор 1

ОТК 2. Средства для укрепления ногтей

0:01:41

7:45:38

 

Шпигель

0:00:47

7:47:19

Слот 3

Повтор 1

Берещенье. Березы – наше все

0:01:52

7:49:52

Повтор 1

Голливуд. Потолстевшие за зиму

0:01:24

7:52:12

 

Финансовая независимость в 16 лет

0:02:38

7:56:48

 

Новости-5

0:06:00

8:00:00

Повтор 2

Пал травы

0:01:50

8:06:27

Повтор 1

На сколько хватит нефти и как это подсчитывают?

0:02:42

8:08:40

Повтор 1

Шпигель

0:00:30

8:11:22

Повтор 2

Истории следователя

0:02:00

8:14:19

Повтор 1

Виниловые пластинки. Возрождение

0:02:56

8:16:51

Повтор 1

Праздник селедки. В Калининграде и у нас

0:02:45

8:20:11

Повтор 1

Соревнования бумажных самолётиков

0:02:27

8:27:16

 

Новости-6

0:06:00

8:30:00

Повтор 2

Поддельные лекарства

0:03:01

8:36:44

Повтор 2

Кто и при каких условиях имеет право войти в ваш дом

0:02:31

8:40:06

Повтор 2

Перехват. Грязные машины

0:01:52

8:45:15

Повтор 2

ОТК 1

0:01:43

8:47:32

Повтор 2

Большой анонс. Лестница в небеса

0:01:44

8:49:27

Повтор 2

Малый бизнес в кризис. Какие льготы работают

0:02:09

8:54:03

Повтор 2

Бессмертный полк

0:02:34

8:56:32

 

Важная и обязательная композиционная особенность утреннего телешоу – рубрикация. Значительная часть сюжетов выходит в составе постоянных рубрик – например: «ОТК», «Полезные советы», «Звезды говорят», «Народная медицина», «Самооборона» и др. (см. напр., Таблица 3). Большинство рубрик имеет устоявшееся место в сетке телешоу и выходит примерно в одно и то же время (с погрешностью около пяти минут). Это помогает зрителю ориентироваться в многообразии сюжетов, устойчивость рубрик формирует систему ожидания и привычку смотреть любимые рубрики. Но, пожалуй, стержневая рубрика программы – это новости, которые выходят через определенные интервалы времени, задавая определенный ритм программе и утренней рутине телезрителей.

Тематика сюжетов программы «Доброе утро». Сюжеты занимают почти половину эфира программы (45%): им отводится в среднем 107 минут из 240 минут программы. Проанализировав тематику сюжетов, мы обнаружили, что абсолютным лидером стала практически полезная потребительская тематика, раскрывающая информацию о товарах и услугах (представленная, в частности, в рубриках «Полезные советы», «ОТК» и др.) – 23,4% от суммарного хронометража сюжетов (см. табл. 4). Далее по убыванию следуют: криминал и безопасность – 10,5% (рубрики «Истории следователя», «Адвокатские истории», «Самооборона», а также просто сюжеты, посвященные физической безопасности и защите от криминала); физкультура и спорт − 8,1% (рубрики «Утренняя гимнастика», «Вокруг спорта» и др.); медицина – 6,1% (сюжеты на тему здоровья, рубрика «Народная медицина»); правовой ликбез – 6,0% (комментарии к новым и ранее принятым законам и подзаконным актам, в том числе в рубрике «Перехват»); жизнь в городе – 5,9% (зарисовки из городской жизни, интересные люди и события); астрологический прогноз – 5,4%; природа и экология (4,7%); социальная сфера – 4,2% (труд и трудовые отношения, пенсионное и социальное страхование и обеспечение). Остальным темам отводится меньше 4% в общем хронометраже сюжетов; среди них: кино, наука и техника, религия, образование, экономика и некоторые другие (см. табл. 4).

 

Таблица 4 . Тематика и ее доля в хронометраже программы «Доброе утро», в мин. и %

Тематика программы

1 неделя

1−5 февраля, мин.

2 недел

11−15 апреля, мин.

3 неделя

18−22 июля, мин.

4 неделя

24−28 октября, мин.

Всего за месяц, мин.

% от общего времени

на сюжеты

1.

Потребительская тематика

147

114

150

99

510

23,4

2.

Криминал

66

59

64

39

228

10,5

3.

Физкультура и спорт

52

47

50

28

177

8,1

4.

Медицина

54

19

32

26

131

6,1

5.

Правовой ликбез

16

60

37

17

130

6,0

6.

Жизнь в городе

5

44

15

65

129

5,9

7.

Астрологический прогноз

29

28

30

30

117

5,4

8.

Природа, экология

28

24

27

24

103

4,7

9.

Социальная сфера

24

11

28

28

91

4,2

10.

Кино

15

26

18

25

84

3,9

11.

Наука, техника и технологии

13

25

22

17

77

3,5

12.

Экономика

19

18

0

33

70

3,2

13.

Юбилеи и памятные даты

11

17

19

19

66

3,0

14.

С миру по нитке

13

13

16

13

55

2,5

15.

Религия

32

0

0

6

38

1,8

16.

Шоу-бизнес

7

17

9

4

37

1,7

17.

Профессии

10

3

5

15

33

1,5

18.

Искусство

3

7

11

11

32

1,4

19.

Образование

5

19

4

0

28

1,3

20.

Сельская жизнь

0

2

18

7

27

1,2

21.

Мода

2

0

6

8

16

0,7

 

Обратим внимание на тематическое многообразие сюжетов, которое объясняется гетерогенным составом утренней аудитории, в которой представлены все слои населения, зрители с разнообразными интересами и потребностями. В то же время нельзя не заметить, что в целом преобладают легкие для восприятия темы (полезная, просто интересная или развлекательная информация), что продиктовано ориентацией создателей программы на специфику информационных и психологических потребностей утренней аудитории. В тематике сюжетов программы «Добро утро» не представлена политика (политические темы представлены только в новостных блоках). В проанализированных выпусках отсутствовали также сюжеты с деловой информацией (например, сюжеты о фондовых рынках, биржевых курсах и пр.), и в целом экономическим проблемам отводилось мало времени в эфире (1,5% от хронометража сюжетов), как и вопросам религии, образования и сельской жизни.

Сгруппировав тематику сюжетов в более крупные блоки, мы получили следующую конфигурацию:

  • потребительская тематика (включая социальную сферу) – 27,6%;
  • духовная культура (кино, религия, образование, искусство, мода, наука и технологии, профессии, шоу-бизнес, юбилеи, памятные даты) – 18,8%;
  • право (криминал, правовой ликбез) – 16,5%;
  • здоровье и спорт (медицина, физкультура и спорт) – 14,2%;
  • хроника городской и сельской жизни в стране и мире (жизнь в городе, сельская жизнь) – 9,6%;
  • астрологический прогноз – 5,4%;
  • природа и экология – 4,7%;
  • экономика – 3,2%.

Как видим,  на второе место (после абсолютно доминирующей потребительской тематики − почти 28%) выходят темы, связанные с духовной культурой в различных ее проявлениях (19%). Но и криминальные истории вкупе с правовым ликбезом представлены не намного меньше, чем культура (17%) и чуть больше, чем сюжеты на темы здоровья и спорта (14%).

 В целом проведенный контент-анализ позволил выявить следующие содержательные и композиционно-структурные особенности программы «Доброе утро».

 Композиционно-структурное решение программы определяется, с одной стороны, выделением трех временных слотов (раннее утро, основное утро и позднее утро), с другой – содержательных единиц эфира, которые группируются в отдельные блоки (новости, сюжеты, гости, подводки ведущих, реклама и анонсы), причем каждому блоку отводится строго определенное время. Важными композиционно-структурными приемами являются также постоянные рубрики и рециклинг сюжетов (рубрик) на протяжении программы. Программа «Доброе утро» сохраняет данную структуру уже на протяжении нескольких лет, что работает на ее узнаваемость и помогает поддерживать у зрителей привычку смотреть по утрам «Первый канал». Вместе с тем в рамках этой структуры происходит постоянный творческий поиск и обновление (новые лица, рубрики, элементы стиля и пр.). Например, одно из заметных нововведений последних лет – перенесение части эфира и работы ведущих из студии в Останкино на улицы Москвы (работа в ПТС).

Тематика программы отвечает зрительским ожиданиям от утреннего телепросмотра: зрителям требуется информация о событиях, произошедших к этому часу в стране и мире, тех событиях, которые в этот день произойдут; важная и полезная информация, которая может им пригодиться в дальнейшем, связанная с их безопасностью или влияющая на повседневную жизнь; неординарная информация, способная заинтересовать телезрителя; любопытные факты и забавные истории, задающие позитивный настрой на предстоящий день. В целом же в тематике программы преобладает информация потребительской направленности и практически полезная информация.

Технические особенности организации прямого эфира в стране, охватывающей 11 часовых поясов, требуют особой технологии производства утренней программы и определяют тот факт, что зрители разных дублей вещания видят две разные версии телешоу. Так, жители восточных регионов страны (за Уралом) не видят ведущих в ПТС и на улицах Москвы (а видят подводки, записанные ведущими в студии накануне), а также они не видят гостей, которые приходят к московским ведущим в прямой эфир.

Таким образом, анализ научных публикаций и индустриального опыта, а также результаты проведенного эмпирического исследования позволяют определить утреннее шоу как информационно-развлекательный телевизионный журнал, выходящий в эфир по утрам (как правило, в будни и, как правило, в прямом эфире), структурно состоящий из повторяющихся информационных элементов (выпуски новостей, сюжеты, рубрики, интервью с гостями и т.п.), объединяемых в эфире ведущим (или ведущими), тематическая направленность и стилевые особенности которых обусловлены ориентацией на специфику утренней аудитории и паттернов утреннего телесмотрения.

 



Примечания

  1. См., напр., Попова С. Утренний коктейль // МедиаПрофи. 2010. № 10 (33). С. 16−20.
  2. Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 21) ссылаются на интервью с Петером МакХью − директором утреннего телешоу «Джи ЭмТиВи» (GMTV) (телеканал «Ай-Ти-Ви» (ITV), Великобритания) от 6 декабря 2001 г.
  3. Г. Райт (2001) проанализировал эволюцию утреннего шоу «Гуд Морнинг Телевижн» (Good Morning Television) на британском телеканале «Ай-Ти-Ви».
  4. Дж. Симмс (2012) провел сравнительное исследование утренних программ британских телеканалов «Чэннел Фор» (Channel 4), «Ай-Ти-Ви» и «Би-Би-Си Уан» (BBC One).
  5. Акопов А.З. Практика программирования эфира телевизионного канала // Телефорум. 2001. № 5. С. 37−40.
  6. Там же.
  7. См., напр., Попова С. Утренний коктейль // МедиаПрофи. 2010. № 10 (33). С. 16−20; Карев И. Проведи утро с ними. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2017/06/23/a_10734299.shtml (дата обращения: 26.06.2017).
  8. См., напр., Подвальный Е. Недоброе утро // Новое дело. 2016. Март, 16. Режим доступа: http://web.archive.org/web/20160319130449/http://www.novdelo.ru/post/view?id=43668 (дата обращения: 21.06.2017).
  9. См., напр., интервью с Л. Хмельницким, директором утреннего вещания «Первого канала» (Секреты утреннего телевидения: 20 лет программе «Доброе утро». Режим доступа: http://www.vsesmi.ru/news/40178/102413/ (дата обращения: 05.02.2017)); интервью с руководителем новостного блока утреннего канала Российского телевидения А. Воронченко − руководитель новостного блока утреннего шоу «Доброе утро, Россия» телеканала «Россия 1». Режим доступа: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57072/episode_id/915184/ (дата обращения: 05.02.2017) и т.п.
  10. Социологическое исследование «Телевидение глазами телезрителей» (2000−2016) – ежегодный опрос на репрезентативной общенациональной выборке городского населения России в возрасте от 15 лет и старше (N 3000). Аналитический центр Vi; Авторский коллектив: И.А. Полуэхтова (рук.), А.В. Воронцова, П.А. Ковалев, Е.В. Овчинская и др.
  11. Качественное исследование «Утро на ТВ» (2002): методика – фокус-группы (N 6, Москва); Телеканал РТР при участии Аналитического центра Vi (В.П. Коломиец (рук.), К. Богословская, С. Солнцева, И. Полуэхтова, А. Гладько.
  12. Данные индустриальных измерений телевизионной аудитории Mediascope – проект «TB Индекс» (репрезентирует телесмотрение в городах с численностью от 100 тыс. жителей в возрасте от 4 лет и старше).
  13. Отметим, что, несмотря на то, что мы использовали результаты качественного исследования, проведенного почти 15 лет назад, его выводы остаются актуальными, поскольку исследовательские вопросы и характер эмпирической информации носит вневременной характер (мотивация, ожидания, потребности и ценностный выбор утренней аудитории).

 

Библиография

Арсентьева Г.Л. Языковые и стилистические особенности утреннего шоу на сетевой развлекательной радиостанции // Казанская наука. 2016. № 9. С. 52−54.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

Гидденс. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проспект, 2005.

Динамика жанров и форматов: мат-лы межкафедр. семинара факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (11 ноября 2009 года) // Медиаскоп. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/520 (дата обращения: 05.03.2017).

Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 42−51.

Кемарская И.Н. Формат как способ позиционирования программы. / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 66−69.

Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58−66.

Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 14−21.

Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 2010. №6. С. 36−41.

Макеенко М.И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 90−95.

Мясникова М.А. Форматы и жанры как категории телевизионной морфологии // Вестн. НГУ. Серия: История. Филология. 2011. Т. 10. Вып. 6: Журналистика. С. 29−35.

Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 56−65.

Новоженина А.С. Особенности функционирования развлекательных программ на региональном телеканале (на материале телеканалов Курска и Орла) // Вестн. Череповецк. гос. ун-та. 2014. № 2(55). С. 119−122.

Новоженина А.С. Эволюция жанра телепередачи «утреннее развлекательное шоу» (на примере телеканалов Курска и Орла): дис. … канд. искусствоведения. М., 2015.

Овчинская Е.В. Телевизионные практики мужчин и женщин: состояние, эволюция, тенденции // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 238–244.

Полуэхтова И.А. Динамика российской телеаудитории // Социологические исследования (СОЦИС). 2010. № 1. С.66−77.

Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 22−24.

Сухарева В.А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 2010. №6. С.70−78.

Телевидение глазами телезрителей / под. ред. И.А. Полуэхтовой.М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл»; ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012.

Шергова К.А. Взаимосвязи жанра и формата современной телевизионной документалистики // Вестн. электронных и печатных СМИ. 2014. № 19. С. 30−40.

Цвик В.Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 52−55.

Усольцева Я.В. Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции: дис… канд. филол. наук. Краснодар, 2008.

Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994−96 гг.) // Мир России. Социология. Этнология. 1997. № 1. С. 79−106.

 

Blumler J.G., Katz E. (1974) The uses of mass communications: Current perspectives on gratifications research. Beverly Hills, CA: Sage.

Dickinson R., Murcott A., Eldridge J., Leader S. (2001) Breakfast, time and "Breakfast time". Television and Mew Media 2(3): 235−256.

Feuer J. (1983) The concept of live television: ontology as ideology. In: Kaplan A. (ed.) Regarding television: critical approaches – an anthology. Los Angeles: University Publications of America, pp. 12−22.

Lull J. (1990) Inside Family Viewing: Ethnographic Research on Television's Audience. London: Routledge.

Morley D. (1986) Family Television: Cultural Power and Domestic Television. London: Comedia.

Cottle S. (1995) The production of news formats: determinates of mediated public contestation. Media, Culture and Society 2(17): 275−291.

Scannel P. (1996) Radio, television and modern life: a phenomenological approach. Oxford: Blackwell.

Simms J. (2012) Waking up to breakfast reality. Marketing: Proquest ABI/INFORM.

Wright G. (2001) Moving breakfast TV into a digital environment. International Broadcast Engineer (IBE) 315: 58−59.

Wieten J. (2000)Breakfast television: infotainers at daybreak. In: Wieten J., Murdock G. and Dahlgren (eds.) Television across Europe: a comporative introduction. London: Sage, pp. 175−197.

Wieten J. (2001) New television, new audiences: early morning television in Europe. In: Renckstorf K., McQuail D. and Jankowski N. (eds.) Television news research: recent European approaches and findings. Berlin: Quintessence Books, pp. 345−360.

Wieten J., Pantti M. (2005)Obsessed with the audience: breakfast television revisited. Media, Culture and Society 1(27): 21−39.