Languages

You are here

Responsible Innovation, ответственные инновации как фактор социальной ответственности корпорации: формируя концептуальную рамку исследования

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Шилина М.Г.Responsible Innovation, ответственные инновации как фактор социальной ответственности корпорации: формируя концептуальную рамку исследования // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2313

 

© Шилина Марина Григорьевна
доктор филологических наук, профессор
кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Москва, Россия), marina.shilina@gmail.com

 

Аннотация

В работе впервые выявлены особенности корпоративных коммуникаций в контексте ответственных инноваций (responsible innovation, RI). Согласно стратегии ЕС «Горизонт 2020», ответственные инновации являются одной из основ развития Евросоюза. В ЕС и России концепция и практики RI находится на стадии становления. Автор анализирует характеристики ответственных инноваций в рамках КСО и выявляет актуальные параметры и проблемы взаимодействия корпорации и общества в парадигме RI.

Ключевые слова: ответственная инновация, data science, корпоративная социальная ответственность, российская корпорация, PR.

 

Введение

Современная корпорация является базовым актором не только в экономике, но и в обществе, поэтому все большее значение приобретают ее социальные стратегии, корпоративная социальная ответственность (КСО).

Концепция социальной ответственности включается в стратегии корпорации в соответствии с международным стандартом ISO 26000. Согласно этому стандарту, социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду. Социально ответственная корпорация должна способствовать устойчивому развитию (включая здоровье граждан и благосостояние общества); учитывать ожидания заинтересованных сторон; действовать в соответствии с действующим законодательством и международными нормами поведения. Социальная ответственность интегрирована как в деятельность организации, так и в практику межличностных отношений. Социальная ответственность  прозрачна и этична. Одной из новейших характеристик деятельности социально ответственной компании становятся ответственные инновации (responsible innovations, RI).

Инновационная программа Европейского Союза «Горизонт 2020» (Horizon 2020)   рассматривает ответственные инновации как одно из базовых условий реализации стратегий развития ЕС. Согласно этому документы, ответственная инновация –  это подход, который дает возможность предусмотреть и оценить возможные последствия и социальные ожидания в отношении научных исследований и инноваций с целью содействия в разработке инклюзивных и устойчивых исследований и инноваций.

Почему именно ответственные инновации являются актуальным трендом корпоративной деятельности? Современная корпорация, как значимый социальный актор, осознает свою ответственность перед обществом, поэтому выстраивает бизнес-стратегию, учитывая не только необходимость получения прибыли, но и задачу устойчивого развития социума и сохранения окружающей среды. Достижение этих целей возможно лишь благодаря стимулированию инновационных исследований, инновационных решений, разработок и процессов.

Исследование корпоративных бизнес-стратегий и корпоративной социальной ответственности (КСО) в парадигме ответственных инноваций требует ответа на следующие научные вопросы: как RI встроены в корпоративную коммуникацию? Как ответственные инновации соотносятся с корпоративной социальной ответственностью? Какое место занимают инновации в корпоративной стратегии?

Цель исследования – выявление особенностей ответственных инноваций в структуре корпоративной коммуникации. Задачи исследования – определить характеристики данного феномена, выявить особенности взаимосвязи RI и КСО, выстроив концептуальную рамку исследования ответственных инноваций как явления и процесса на основе анализа теоретических источников; проанализировать в парадигме КСО и ответственных инноваций практики 100 российских компаний-лидеров рейтинга корпоративных стратегических коммуникаций (2014−2016).

Методология и методы исследования. Для достижения поставленной цели впервые формируется концептуальная рамка исследования на основе анализа научно-теоретических источников по проблематике ответственных инноваций; проводится анализ эмпирического материала 100 веб-сайтов ведущих российских компаний, лидирующих в национальном рейтинге стратегических коммуникаций (2014−2016, рейтинг 250 компаний Top Comm Ассоциации коммуникационных менеджеров России, AКМР) по шести основным критериям (взаимодействие; гендерный паритет; наука и образование; открытый доступ; этика; управление);  исследование документов по социальной ответственности и ответственным инновациям (годовые (нефинансовые) отчеты, отчеты по КСО, открытая информация корпоративных веб-сайтов) на основании специально разработанной балльной методики; а также опрос и экспертные интервью с российскими и европейскими теоретиками и практиками стратегических корпоративных коммуникаций.

 

Корпоративные инновации: актуальные трансформации сущности, моделей, функций

Концепция инноваций активно развивается с начала прошлого века (Schumpeter, 1939), инновации при этом всегда рассматривались как стратегический инструмент экономического развития корпорации (Drucker, 1985).

Сущность и модели инноваций трансформировались за последнее десятилетие радикально. Если в 2000-е гг. корпоративные инновации были нацелены на повышение производительности труда и качества продукта/услуги, рассматривались как конкурентное преимущество и способ получения прибыли, то в 2010-е гг. компании включают инновации как обязательный элемент не только в бизнес-стратегии, но и в программы социальной ответственности.

Сегодня суть инноваций, по мнению экспертов первого глобального корпоративного рейтинга «Блюфин Солюшенз» (The Bluefin Solutions, 2014), должна стать иной, более комплексной и гибкой, эластичной. Современные инновации, согласно этому документу, должны быть основаны на компьютерных технологиях иdata science, базироваться на платформах инновационной архитектуры, использовать различные экосистемы, привлекать новые ресурсы и технологии для своего развития. Инновация в обязательном порядке становится социально опосредованной (social driven), основанной на взаимодействии с массовой аудиторией, общественностью, а компания – открытой к сотрудничеству в публичном пространстве, в том числе в социальных сетях, к созданию инновационных продуктов (и коммуникаций) совместно с аудиторией.

Модель инноваций также трансформируется: зафиксирован переход от линейной модели взаимодействия в так называемом треугольнике инноваций «бизнес-наука-государство» к тройной многомерной спирали инноваций (Ицковиц, 2010).

Именно инновации, а не иные элементы корпоративной социальной ответственности исследователи рассматривают как один из ключевых компонентов корпоративных стратегий и преимуществ корпоративной коммуникации (Mulgan, 2006; Zerfass, 2007).

Очевидной становится необходимость участия в модели инноваций аудитории как ключевого актора, который должен быть мотивирован и способен потреблять инновационные сложные продукты. То есть инновационная компания априори оказывается социально ответственной ad vice versa.

В современной модели инноваций  возникает необходимость участия профессиональных коммуникаторов, специалистов по связям с общественностью (Кузнецов, Лапшов, 2011; Шилина, 2012). Для бизнеса и корпоративных коммуникаторов подобная ситуация определяет новые модели коммуникации, новые функции и новые вызовы.

 

Ответственные инновации корпорации как коммуникативный феномен

Исследования ответственных инноваций находятся на стадии становления. Единое непротиворечивое общепринятое определение данного явления отсутствует, при этом ответственные инновации толкуются в широком контексте. Анализ характеристик и определений ответственных инноваций в научной литературе в различных национальных научных школах показывает прямую связь с европейскими политическими процессами, ценностями, теоретическими исследованиями (Hellström, 2003; Guston, 2004; Owen, Goldberg, 2010; Owen, Macnaghten, Stilgoe, 2012; Von Schomberg, 2013). Таким образом, предложенную в базовых документах и исследованиях ЕС концептуальную рамку можно определить как нормативную для исследования ответственных инноваций.

Какова сущность феномена ответственных инноваций как явления и процесса (в рамках неклассической научной парадигмы)? Согласно мнению экспертов комиссии ЕС по научным исследованиям и инновациям, ответственные инновации (и исследования) относятся к комплексному подходу в области научных исследований и инноваций, который позволяет всем заинтересованным сторонам, участвующим в процессах исследований и инноваций на ранней стадии (A), получить соответствующие знания о последствиях результатов своих действий и ряд вариантов возможных открытых для них решений (Б), чтобы эффективно оценивать эти результаты и варианты с точки зрения удовлетворения потребностей общества и моральных ценностей (В) и использовать их (А и Б) в качестве функциональных требований к проектированию и разработке новых научно-исследовательских продуктов и услуг.

Подобный подход рассматривает процесс исследований и инноваций как коллективный, всеобъемлющий и системный (Sutcliff, 2011: 55−56).

Комплексное определение responsible innovation представил известный исследователь инноваций Р. Шонберг (2013), который определяет ответственные исследования и инновации как прозрачный интерактивный процесс, посредством которого социальные субъекты и новаторы взаимодействуют в рамках желаемого инновационного процесса на основе принципов этики для создания товарной продукции и достижения социальной устойчивости с целью обеспечить надлежащее применение научно-технических достижений в обществе.

Таким образом, целью ответственных инноваций является создание и внедрение инноваций более приемлемым, с этической точки зрения, способом, социально желательным и устойчивым; RI представляют собой интерактивный процесс вовлечения общества в инновационные процессы.

Для обеспечения прозрачного диалога в обществе по поводу инноваций Комиссия ЕС определяет шесть основных компонентов ответственных инноваций.

  • Вовлечение общественности: совместное участие всех социальных субъектов – исследователей, представителей промышленности, политики и гражданского общества – в обсуждении социальных проблем.
  • Открытый доступ: обеспечение прозрачности и доступности. Результаты исследований, финансируемых государством, должны быть доступны априори.
  • Гендерное равенство: гендерные аспекты должны быть учтены, темы интегрированы в содержание исследований и инноваций, чтобы обеспечить представительство в них женщин.
  • Наука и образование: обеспечение будущих исследователей и других заинтересованных лиц необходимыми знаниями и инструментами, чтобы они могли в полной мере участвовать в них и брать на себя ответственность за реализацию инновационного процесса.
  • Этика: акторы научных исследований и инноваций уважают основные права и соблюдают высокие этические стандарты, чтобы обеспечить повышение социальной актуальности и приемлемости результатов.
  • Управление: ответственность политиков необходима, чтобы предотвратить опасные или неэтичные разработки в области научных исследований и инноваций.

Отметим, что последний пункт отмечен как базовый для указанных характеристик и для концепции ответственных инноваций как таковой.

Ответственные исследования и инновации обусловили появление понятия «социальные инновации». Социальные инновации сегодня формируются в результате генерации и реализации новых идей о том, как организовывать межличностное взаимодействие или социальную деятельность для реализации общих целей. Этот сложный процесс требует участия различных акторов – таких, как научно-исследовательские институты и организации, НКО и т.д.

Понятие «социальные инновации» коррелируются с понятием «корпоративная социальная ответственность». В модели взаимодействия компании и ее аудиторий (как внутренних, так и внешних: органов власти, стейкхолдеров, общества и т.д.) социальное воздействие все чаще и чаще становится драйвером создания инновационных технологий, услуг и продуктов.

Практики и теоретики стратегических социальных коммуникаций, PR фиксируют корреляцию между корпоративным управлением и КСО, отмечая эволюцию концепции социальной ответственности корпорации от благотворительности к интеграции КСО и инноваций.

Итак, корпоративные инновации затрагивают сегодня не только новые технологии, продукты, услуги в классическом треугольнике/спирали инноваций «бизнес-государство-наука», но обусловливают переход на модель «бизнес-государство-наука-общество». Инновации становятся социально ответственными, включаются в процессы КСО. Ответственные инновации в нормативных документах ЕС и научных исследованиях представлены как новаторский ключевой фактор корпоративных стратегий.

В этой социально ориентированной модели инновационных бизнес-стратегий специалисты в области коммуникации крайне необходимы.

 

КСО в России как корпоративная стратегия?

Идея корпоративной социальной ответственности в условиях постоянной экономической турбулентости и экологических вызовов становится универсальной и обязательной для компаний во всем мире, при этом формы реализации КСО обладают национальными особенностями.

В современной России периода транзита корпоративные стратегии и стратегические коммуникации подчинены бизнес-стратегиям, которые краткосрочны, нацелены на быстрое получение прибыли и с конца 1980-х гг. по настоящее время носят маркетинговый характер.

Впервые появление предпосылок формирования стратегических функций корпоративных коммуникаций  зафиксировано исследователями только два года назад (Игнатьев (ред.), 2015). Изучая особенности корпоративных коммуникаций по итогам 2015 г., автор отмечает рост стратегических специализаций, характерных для развитых индустрий, например таких, как GR, IR, финансовые коммуникации, брендинг территорий.

Социально ответственные коммуникации как часть корпоративных стратегий находятся в процессе становления, развиваясь с середины 1990-х гг. Основными акторами этого процесса являются, в первую очередь, крупные государственные компании и филиалы глобальных международных корпораций.

Отметим, что первая социальная хартия российского бизнеса была выпущена в 2004 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), в настоящее время ее подписали всего около 300 компаний.

 При этом все большее количество компаний в условиях выхода на глобальные рынки применяют международные стандарты в своей корпоративной практике и отчетности КСО. Так, несмотря на то, что раскрытие нефинансовой отчетности носит добровольный характер, согласно данным РСПП, количество отчетов выросло почти в 2,5 раза за пять лет (с 196 в 2009 г. до 469 в 2014 г.). Также государство и бизнес  взаимодействуют в рамках стратегии государственно-частного партнерства, основными задачами которого являются развитие корпоративно-государственной инфраструктуры для обеспечения экономического роста, повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса.

Корпоративные стратегические коммуникации нацелены на таких заинтересованных акторов, как государство, собственники и сотрудники компаний. Общественность, гражданское общество не оказывают существенного влияния на бизнес, поэтому в большинстве случаев не рассматриваются в качестве активных элементов в моделях корпоративной социальной коммуникации.

КСО в силу объективных факторов, в том числе обозначенных выше, находится на начальном этапе развития. Российские исследователи включаются в данную проблематику последние несколько лет. Анализ научной дискуссии по теме корпоративной социальной ответственности в России показывает, что большинство авторов рассматривают КСО как элемент управления широким спектром социальных проблем (Перегудов, Семененко, 2006; Петрунин, Борисов, 2010; Тульчинский, Терентьева, 2007; Safiullin, Bagautdinova, Safiullin, Ismagilova, 2012). Практики рассматривают коммуникативные парадигмы инноваций с точки зрения стратегий связей с общественностью (Кузнецов, Лапшов, 2011). Согласно данным первого российского исследования глобальных ответственных инноваций (Kazantseva, 2014), характеристиками коммуникации инновационной компании являются прозрачность, последовательность; коммуникационные программы должны представлять аудитории эффективные нарративы.

Отметим, что в российском научном дискурсе тема ответственных инноваций появилась только в 2016 г., причем в контексте именно исследований: так, пермские ученые рассматривают концепт «ответственные исследования и инновации» (ОИИ), под которым понимают расширенную программу «социальной оценки техники», дополненную прикладной этикой и технонаукой, с философско-методологической и историко-научной позиции (Середкина, 2016). Московские ученые концепцию RRI исследуют применительно к биоэтике в персонализированной медицине (Тищенко (ред.), 2016).

По результатам проведенного нами опроса российских и европейских PR-практиков и исследователей (2016), посвященного ответственным инновациям в рамках корпоративной социальной ответственности (выборка: российские практики – 15, исследователи – 20)  26 респондентов охарактеризовали уровень КСО в России как «довольно низкий» и «низкий», и 25 из них не обладали информацией о практике ответственных инноваций в России. При этом почти 80% PR-менеджеров рассматривают инновации как фактор повышения конкурентоспособности своих компаний и полагают, что инновационные компании будут более привлекательными для инвесторов. Европейские исследователи проблематики инноваций (выборка: 18 человек) познакомились с концепцией ответственных инноваций в ходе опроса. 

Итак, концепция ответственных инноваций, которая является, согласно программе «Горизонт 2020», базовой для стратегии развития Европейского Союза, не отражена в должной мере в практиках КСО российских компаний и в исследованиях отечественных ученых.

Отметим, что проведенный нами анализ данных европейских (и глобальных) рейтингов инновационных компаний (2014−2015) не отражает использование концепции и термина «responsible innovation».

Каковы характеристики ответственных инноваций в практиках российских корпораций?

На основе вышеобозначенной концептуальной рамки исследования  был проведен анализ эмпирического материала практик корпораций – лидеров рейтинга, с точки зрения развития корпоративных коммуникаций.Анализ данных по КСО 100 веб-сайтов ведущих российских компаний, лидирующих в национальном рейтинге стратегических коммуникаций (2014−2016, рейтинг 250 компаний Ассоциации коммуникационных менеджеров России, AКМР) по шести основным параметрам ответственных инноваций (взаимодействие; гендерный паритет; наука и образование; открытый доступ; этика; управление) выявил отсутствие материалов по ответственным инновациям в открытом доступе, однако факты применения инноваций, корпоративной коммуникации по проблематике инноваций с различными аудиториями у ряда корпораций зафиксированы.

Для оценки годовых отчетов и корпоративной информации о КСО и ОИ была разработана следующая методика. Деятельность КСО оценивалась на основе следующих 13 критериев, включая шесть основных критериев анализа ответственных инноваций, представленных Еврокомиссией:

  1. Программы для сотрудников.
  2. Социальные программы.
  3. Культурные программы.
  4. Благотворительные программы
  5. Работа с волонтерами.
  6. Защита окружающей среды.
  7. Программы по борьбе с коррупцией.

А также по критериям responsible innovation:

  1. Участие.
  2. Гендерное равенство мужчин и женщин.
  3. Наука, образование.
  4. Открытый доступ.
  5. Этика.
  6. Управление.

Предложенные критерии оценивались по балльной шкале. Оценка (0; 0,5; 1) зависела от актуальности и полноты информации, содержащейся в отчете компании и другой открытой информации о КСО и инновациях. Нулевая оценка фиксировала отсутствие информации относительно этого пункта; 0,5 балла указывала на доступную, но неполную информацию; 1 балл означает наличие полной информации по выбранному критерию.

Для второго этапа эмпирического исследования (ввиду отсутствия соответствующих данных у 100 компаний, отобранных для анализа), мы решили сосредоточиться на  практиках 10 российских компаний и российских представительств международных компаний в РФ, лидирующих в национальном рейтинге стратегических коммуникаций в 2014−2016 гг. (АКМР) и проанализировать их годовые (нефинансовые) отчеты, отчеты по КСО и открытую информацию корпоративных веб-сайтов о КСО и инновациях. Все компании входили в топ-10 в 2014−2016 гг., занимая различные позиции: (в алфавитном порядке): Аэрофлот, Евроцемент, ИнтерРАО, Мобильные ТелеСистемы (МТС), Банк ВТБ, а также Кока-Кола HSC, Danone, Deutsche Bank, Shell, Unilever.

Данные компании (5 российских и 5 филиалов глобальных брендов), работающие в различных областях экономики, являются репрезентативными для своих отраслей. Компании имеют опыт в предоставлении отчетности КСО в течение более трех лет. Годовые отчеты и открытые сведения о КСО этих компаний предоставляют данные о видах активности и расходах на деятельность в рамках проектов КСО и инноваций.

Результаты исследования показали, что  ведущие компании в области корпоративных коммуникаций демонстрируют разный уровень реализации концепции КСО в своей стратегической деятельности. Все компании имеют информацию о своей деятельности КСО на корпоративных веб-сайтах, но только 5 компаний публикуют годовые отчеты (нефинансовые, интегрированный, по устойчивому развитию). Даже представители ведущих мировых брендов не имеют сообщений на российских версиях сайтов об своей социальной деятельности в РФ.

Основной тип отчета, который используется компаниями, включает в себя данные об экономической, экологической и социальной деятельности. Большинство компаний предоставляют информацию по ряду общих параметров (структура, содержание, визуальный дизайн). Отраслевые различия выражаются в традиционно повышенном внимании горнодобывающих и перерабатывающих предприятий к экологическим обязательствам, что обусловлено характером их деятельности. Только МТС и «Кока-Кола» публикуют отчеты в стандарте GRI 4.0.

В целом все компании демонстрируют широкий спектр деятельности в области КСО, привлекают сотрудников и внешние аудитории к корпоративной коммуникации в различных проектах. Задачи, поставленные компаниями в сфере КСО, формулируются с каждым годом все более конкретно.

Наиболее полную информацию о КСО представляют ИнтерРАО и МТС (13,5 балла). Компании выстраивают стратегические коммуникации не только с заинтересованными сторонами, стейкхолдерами, но с обществом.

Однако даже ведущие российские компании, которые используют инновационные технологические решения, не соотносят их с корпоративной социальной ответственностью и с концепцией ответственных инноваций.

Таким образом, результаты анализа показывают, что реализация социально ответственных инноваций пока распространена нешироко (2 компании из 10), концепция и термин «ответственные инновации» не применяются, и даже социально ответственные компании, лидирующие в национальном рейтинге стратегических коммуникаций, пока не оперируют релевантными международными нормативными инструментами и стратегиями в сфере КСО.

 

Заключение

Исследование выявило особенности корпоративных стратегий в контексте ответственных инноваций и корпоративной социальной ответственности. Современные модели бизнес-стратегий корпорации должны опираться на инновационные решения, реализовываться в парадигме «бизнес-наука-власть-общество». Инновации становятся социально значимыми, инновационные корпорации – социально ответственными и ad vice versa.

Концепция ответственных инноваций, нормативная для Европейского Союза, фиксирует параметры данной трансформации корпоративных инноваций и корпоративной социальной ответственности. Целью ОИ является создание и внедрение инноваций более приемлемым, с этической точки зрения, способом, социально желательным и устойчивым. Ответственные инновации de facto представляют собой интерактивный процесс вовлечения общества в инновационные процессы.

Европейские и российские исследователи и практики только начинают осваивать данную концепцию. Отметим, что изучение ответственных инноваций осложняется разным пониманием сущности данного феномена, различиями в теоретических подходах и практиках КСО и ОИ за рубежом и в России.

В современной России КСО находится на стадии становления. Корпорации пока не используют инновации как инструмент корпоративной социальной стратегии в должной степени.

Однако в современных турбулентных социоэкономических условиях именно ответственные инновации могут стать ключевым фактором эффективности российских корпоративных бизнес-стратегий и стратегических коммуникаций, связей с общественностью как в национальном, так и в глобальном масштабе.

 

Библиография

Корпоративные коммуникации в России. Анализ рынка по результатам исследования / под. ред. И. Игнатьева.TOP-COMM 2014. M.: AKMР, 2015.

Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии / пер. с англ. / под ред. А.Ф. Уварова. Томск, Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010.

Кузнецов Е., Лапшов А. Коммуникации в сфере инноваций. К вопросу концептуализации мировой и российской практики // Медиаскоп. 2011. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/719

Перегудов С., Семененко И. Корпоративное гражданство как новая форма ответственности бизнеса, общества, власти. M.: ИМЭМО РАН, 2006.

Петрунин Г., Борисов В. Этика бизнеса: учебное пособие. M.: Дело, 2010.

Середкина Е.В. Ответственные исследования и инновации, социальная оценка техники и устойчивое развитие // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. Серия «Философия». 2016. № 2.

Тульчинский Г., Терентьева В. Бренд-ориентированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд. M.: Вершина, 2007.

Философско-антропологические основания персонализированной медицины (междисциплинарный анализ). Рабочие тетради по биоэтике / под ред. П.Д. Тищенко. Ин-т философии РАН, МГГУ, ин-т фундаментальных и прикладных исследований. Центр Биоэтики. 2016. Вып. 21.

Шилина М. Инновационный дискурс и институциональная коммуникация: формируя новые исследовательские направления и методологию // Медиаскоп. 2012. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1109  

 

Safiullin L.N., Bagautdinova N.G., Safiullin N.Z., Ismagilova G.N. (2012) The Development of Welfare Theory in Conditions of  Changes in the Quality of Goods and Services. World Applied Sciences Journal 18 (Special Issue of Economics): 144−149. Режим доступа: http://www.idosi.org/wasj/wasj18(Economics)12/23.pdf

Drucker P. (1985). Innovation and Entrepreneurship: Practices and principles. New York: Harper & Row.

EC (2013) Options for Strengthening Responsible Research and Innovation. Brussels: Directorate-General for Research and Innovation Science in Society, European Commission (EUR25766). Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/science-society/document_library/pdf_06/options-for-strengthening_en.pdf

Guston D.H. (2004) Responsible innovation in the commercialized university. In: D.G. Stein (ed.) Buying in or Selling Out?: The commercialization of the American Research University. New Brunswick, Rutgers Univ. Press, рр. 161–174.

Hellström T. (2003). Systemic innovation and risk: technology assessment and the challenge of responsible innovation. Technology in Society 25(3): 369−384.

Kazantseva M. (2014) Social Foundations of Corporate Communications for Innovation. Moscow, HSE.

Mulgan G. (2006) The Process of Social Innovation. Tagore LLC innovations Spring: 145−162.

Owen R., Goldberg N. (2010) Responsible Innovation: A Pilot Study with the UK Engineering and Physical Sciences Research Council. Risk Analysis 30 (11): 1699–1707.

Owen R., Macnaghten P. and Stilgoe J. (2012) Responsible Research and Innovation: From Science in Society to Science for Society, with Society. Science and Public Policy 39: 751–760.

Schumpeter J. (1939) Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical

Analysis of the Capitalist Process. New York; Toronto; London: McGraw-Hill Book Company.

Sutcliffe H. (2011) A Report on Responsible Research and Innovation for the European Commission. Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/science-society/document_library/pdf_06/rri-report-hilary-sutcliffe_en.pdf

The Bluefin Solutions Elastic Innovation Index, 2014: Global top 50 most innovative companies. Режим доступа: http://www.bluefinsolutions.com/Bluefin/media/Bluefin/PDFS/Bluefin-Solutions-Elastic-Innovation-Index-2014-Global-top-50-most-innovative-companies-%282%29.pdf

Von Schomberg R. (2013) A Vision of Responsible Research and Innovation. In: R. Owen, J. Bessant, and M. Heintz (eds.) Responsible Innovation: Managing the Responsible Emergence of Science and Innovation in Society. Chichester: Wiley, pp. 51–74.

Zerfass A. (2007) Unternehenskommunikation und Kommunications management: Handbuch Unternehenskommunikation. Wiesbaden: Gabler, pp. 21−70.